Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект лекций для экзамена по курсу Трудовое право - файл 1.doc


Конспект лекций для экзамена по курсу Трудовое право
скачать (334 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc334kb.19.11.2011 10:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Трудовое право
Конспект лекций

Понятие труда и формы общественной организации труда. Роль права в регулировании трудовых отношений как одного из видов общественных отношений.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, аграрного).

Понятие трудового права. Роль и задачи трудового права на современном этапе. Развитие рынка труда. Трудовое законодательство.

Понятие предмета ТП. Круг общественных отношений, являющихся предметом ТП. Стороны этих отношений. Трудовые отношения как центральные в этом круге.

Система отрасли трудового права и система трудового законодательства. Предмет, метод и система науки трудового права.

Общая характеристика основных принципов трудового права. Соотношение принципов правового регулирования трудовых отношений с субъективными правами и обязанностями.

Понятие источников трудового права и их виды. Классификация и общая характеристика источников трудового права.

Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22.11.91 г. и Конституция РФ от 12.12.93 г. как правовая основа регулирования социально-трудовых отношений.

Общее и специальное законодательство о труде и формы его выражения.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Система законов и иных актов, регулирующих социально-трудовые отношения; сфера их действия и значение.

Подзаконные акты, регулирующие трудовые отношения.

Коллективные и иные нормативные договоры, локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения.

Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства.

Понятие и виды субъектов трудового права.

Граждане как субъекты трудового права.

Работодатели (организации) как субъекты трудового права.

Администрация организации как субъект трудового права.

Трудовые коллективы и их полномочия.

Трудовые права иностранцев и лиц без гражданства.

Законодательство о правах профсоюзов и гарантии их деятельности.

Понятие и система правоотношений в трудовом праве.

Понятие трудового правоотношения, его субъектов. Содержание трудового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

Общая характеристика правоотношений, отличие производных от трудовых в трудовом праве.

Понятие, формы и значение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Соотношение законодательства, соглашений, коллективного договора, трудового договора (контракта).

Право на ведение переговоров и порядок их организации.

Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений.

Понятие, стороны и порядок заключения коллективного договора. Структура и содержание коллективного договора.

Понятие, виды и содержание соглашений, сроки и сфера их действия.

Действие коллективного договора и контроль за его выполнением.

Ответственность сторон коллективно-договорного регулирования за нарушения соглашений и коллективных договоров.

Политика государства в области занятости. Общая характеристика Закона РФ “О занятости населения в РФ” от 10.01.2004 г.

Понятие занятости и формы занятости. Общая характеристика системы органов государственной службы занятости. Фонд занятости.

Понятие трудоустройства, его формы и значение. Трудоустройство и его значение.

Правовой статус безработного. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки его выплаты. Системы профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки лиц, не имеющих работы.

Порядок трудоустройства отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, военнослужащих, уволенных в запас и т.п.).

Свобода труда. Трудовой договор как одна из форм реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Понятие, основные функции и значение трудового договора. Виды трудового договора.

Содержание трудового договора. Соотношение трудового договора и трудового правоотношения.

Стороны трудового договора. Юридические гарантии при приеме на работу. Порядок заключения трудового договора.

Оформление приема на работу. Испытание при приеме на работу.

Трудовая книжка. Личное дело. Личная карточка.

Особенности приема на работу отдельных категорий работников.

Аттестация работников.

Понятие перевода на другую работу и его отличие от простого перемещения. Классификация переводов на другую работу. Условия и основания перевода на другую работу.

Основания прекращения трудового договора по инициативе работника.

Расторжение трудового договора по инициативе работника.

Расторжение трудового договора по инициативе администрации. Юридические гарантии при увольнении работника по инициативе администрации. Дополнительные гарантии при увольнении некоторых категорий работников.

Расторжение трудового договора по требованию иных органов.

Особенности прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников.

Порядок оформления увольнения работников и производства расчета с ними. Выходное пособие. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения работников.

^ 1. Понятие труда и формы общественной организации труда. Роль права в регулировании трудовых отношений как одного из видов общественных отношений.
Труд – целенаправленная деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве продуктом труда, продуктом производства.

^ Общественная организация труда – существующая в данном обществе, государстве связь м/у людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности к средствам производства и продукту труда. Эти исторически определенные для каждого государства, общества отношения людей, т.е. их связи по участию в общественной организации труда, и являются предметом правового регулирования, т.е. предметом отрасли трудового права.
^ 2. Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, аграрного).
Отрасль права – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России. Важнейшие положения, относящиеся к предмету, методу и системе ТП России дают возможность отграничить эту отрасль права от других, смежных отраслей права Российской Федерации. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования. Применительно к трудовому праву России смежными отраслями права выступают: гражданское право, сельскохозяйственное право, административное право, право социального обеспечения. В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые близко примыкают к трудовым отношениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте). Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературного заказа и т.п. Различия, обус­ловливающие их разную отраслевую принадлежность. Во-первых, предметом и основным содер­жанием трудовых отношений выступает процесс труда, живой труд, в то время как предметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказу выступает овеществленный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности, квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношениях труд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания и проч. Смежный характер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Это проявляется, во-первых, в сходстве пред­мета регулирования (в трудовом праве — организационно-управлен­ческие отношения в сфере труда; в административном праве — отно­шения в сфере государственного управления) и, во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний). Государственно-управленческая деятельность Российской Феде­рации, составляющая предмет административного права, носит универ­сально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном (не­равном) положении, то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так, например, строятся отношения между Президентом РФ и Правительством, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управ­ленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основа­ны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотно­шения на договорных началах. (характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осу­ществлении деятельности по организации труда и управлению производством). Как известно, возникающие при производстве материальных и ду­ховных благ общественные отношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. При этом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойства общественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективном применении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда. Таким образом, совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осоз­навших необходимость соблюдения определенных правил применения труда в коллективе. В зависимости от экономического положения участников совмест­ного труда (то есть от их отношения к средствам производства), следует различать две его основные разновидности: самостоятельный труд (труд сособственников) и наемный труд (труд не собственников). Вто­рая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работников и необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. На­ряду с указанными основными разновидностями совместного труда су­ществует и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и не собственников. При этом важно подчеркнуть, что трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социаль­ное устройство, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде.
^ 3. Понятие трудового права. Роль и задачи трудового права на современном этапе. Развитие рынка труда. Трудовое законодательство.
Трудовое право – одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права РФ, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями.

Основная роль трудового права – урегулирование его нормами поведения людей по их труду на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данные период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта и, наконец, укрепляло социальное партнерство, согласие, а следовательно, социальный мир.

Основными задачами трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТКРФ, являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Задачи трудового права – одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление.

(Степа, нужны ли здесь цели и функции ТП?)

Тенденции развития ТП

- меры по содействию занятости

- демократизация трудового законодательства

- расширение сферы действия трудового законодательства

- закрепление норм международно-правового регулирования труда

- углубление и расширение дифференциации правового регулирования труда

- усиление правовой защищенности работников

- развитие правового регулирования социально партнерских отношений
^ 4. Понятие предмета ТП. Круг общественных отношений, являющихся предметом ТП. Стороны этих отношений. Трудовые отношения как центральные в этом круге.

Если предмет трудового права отвечает на вопрос, что или, иначе, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется это регулирование. Метод трудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками: 1. сочетанием централизованного и локального регулир-я общ. отношений, составляющих предмет этой отрасли права; 2. сочетанием договорного, рекомендательного и императивного способов регулир-я; 3. участием в регулировании обществ. отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов: 4. своеобразием способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.1. Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом, ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и диффе­ренциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных организациях. Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда — продолжительность рабочего времени; и пр. С помощью локального правового регулирования устанавливают­ся: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия и пр.2. Названный признак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный пред­мет этой отрасли — трудовые отношения. В соответствии с действу­ющим законодательством договор здесь выступает основным юридическим фактом. Через его посредство уста­навливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения, то есть реализуется конституционное право граждан на труд. Рекомендательный способ регулирования предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует «мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства пове­дение субъектов общественных отношений. Оба указанные способа на практике нередко сочетаются с государственно-вла­стным (императивным) способом регулирования. Такое сочетание диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответ­ственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работода­тель (предприниматель, администрация предприятия) наделяется пра­вом применять меры дисциплинарного наказания, привлекать к ма­териальной ответственности, увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции. Специфическим признаком метода трудового права является активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов. В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости за­ключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправ­ления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; и пр.

Трудовые отношения как предмет ТП. Складываются как в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, то есть деятель­ность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду (рабочей силы). Вследствие этого, главным предметом трудово­го права являются общественные отношения по поводу применения и организации живого труда или работы. Участниками (субъектами) трудовых отношений выступают работник и работодатель (организация, собственник-предприниматель). которые свои взаимоотношения строят, как правило, на договорной (контрактной) основе и на возмездных началах. За свои труд работники получают либо заработную плату по заранее установленным нормам (тарифам), либо часть дохода организации. Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуют­ся следующими специфическими чертами: во-первых, эти отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной де­ятельности; во-вторых, работник включается в трудовой коллектив конкретной организации; в-третьих, включение работника в трудовой коллектив опосредовано особым юридическим фактом (трудовым дого­вором (контрактом), актом об избрании на должность и т.п.); в-четвер­тых, содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специаль­ностью, квалификацией, должностью. Говоря о трудовых отношениях как предмете трудового права, сле­дует иметь в виду, что речь в данном случае идет лишь о тех из них, которые базируются на наемном труде. Трудовые отношения, основан­ные на самостоятельном труде (труде собственников), в соответствии с действующим законодательством не включаются в предмет трудового права. Подводя итог, можно сделать вывод, что трудовые отношения как предмет труд. права представ. собой звено производств. отнош-й, складывающихся в процессе применения труда в общественной кооперации труда, когда гражданин включается в коллектив организации для выполнения определенного рода работы (трудовой функции) с подчинением уста­новленному трудовому распорядку Отношения, тесно связанные с трудовыми, как предмет ТП. В систему общественных отношений, составляющих предмет тру­дового права, помимо собственно трудовых, входят также отношения, которые тесно связаны с ними — предшествуют, сопутствуют им, либо вытекают из них. Это организационно-управленческие отношения в сфере труда, отношения по трудоустройству, по профессиональной под­готовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве, по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, по рассмотрению трудовых споров (индивидуальных и коллективных).Организационно-управленческие отношения в сфере труда. Как правило, эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между работодателем, с одной стороны, и трудовым кол­лективом, либо профкомом — с другой. Они касаются, главным обра­зом, установления и применения условий труда в конкретной организации, улучшения материально-бытовых и культурных форм обслуживания трудящихся, рационального использования фондов организации, нормирования и оплаты труда и других вопросов, за­трагивающих коллективные и индивидуальные интересы работников. Отношения по трудоустройству. Они возникают в связи с обра­щением граждан к органам, ведающим трудоустройством (органам Го­сударственной службы занятости на местах), с просьбой подыскать им подходящую работу. Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве. Эти отно­шения возникают в связи с получением гражданами рабочих специаль­ностей в ходе индивидуального, бригадного либо курсового ученичест­ва, которое обычно предшествует периоду их самостоятельной работы, а также в связи с углублением трудящимися своих профессиональных навыков на курсах повышения квалификации. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудо­вого законодательства. Указанные отношения складываются в процессе надзорной деятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в организациях (Рострудинспекции, специализированный надзор за охраной труда на предприятиях и в учреждениях – Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, а также органы Государ­ственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.) Отношения по рассмотрению трудовых споров. Они складывают­ся в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или уста­новления условий труда работников. Участниками этих отношений вы­ступают спорящие субъекты (работник — работодатель; трудовой кол­лектив — работодатель), с одной стороны, и орган по рассмотрению трудового спора — с другой.

Участники трудовых правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, обладающие трудовыми правами и обязанностями и имеющие возможность реализовать являются субъектами трудового права.

1) Граждане (работники). Субъектом трудового права в лице работника является тот, с кем заключается трудовой договор, т.е. лицо принятое по найму. В ст. 173 КЗоТ устанавливается трудовая нраводееспособность с 15 лет. В статье 2 КЗоТ устанавливает основные права и обязанности работника. В соответствии с КЦ РФ каждый имеет право на труд который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Каждый работник имеет право:

1) На условия труда отвечающие правилам гигиены и безопасность.

2) На возмещения за равный труд без какой бы то ни было расовой дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

4) На отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращённым рабочим днём для ряда профессий и работ, предоставлением еженеднльных выходных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков.

5) На объединение в профсоюзы.

6) На соц. обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в других установленных законом случаях.

7) На судебную защиту своих трудовых прав.
^ 5. Система отрасли трудового права и система трудового законодательства. Предмет, метод и система науки трудового права.
Система отрасли трудового права представляет ее структуру как совокупность в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Система трудового законодательства – это отбор важнейших норм трудового законодательства и нормативных актов для включения их в Свод законов о труде (пока еще не созданный) с одновременной отменой устаревших.

Отношения, складывающиеся между участниками пр-ва, регулируется правом, причём нормы права регулирует не сам процесс труда, а именно отношения, которые возникают либо в процессе трудовой деятельности, либо только в связи с получением её результатов.

^ Предметом трудового права является трудовые отношения которым характерно: 1) Участие в процессе труда. 2)Совместная трудовая деятельность с другими работниками одного предприятия или учреждения. Регулирование процесса предполагает в качестве обязательного признака подчинение внутреннему трудовому распорядку предприятия, учреждения. Это отличный специфический признак позволяющий ограничить собственно трудовые отношения от иных, тоже связанных с трудом, но регулирующихся с гр. пр.

^ Метод Т. Пр.- отличает комплексность включающая элементы диспозитивности (метод договорного автономного регулирования) и императивного воздействия в сочетании с участием трудовых коллективов в регулировании трудовых и тесно с ними связанных отношениями. 1) Метод диспозитивности, договорной. 2) Императивный метод - коллективов. 3) Участие трудовых коллективов.
^ 6. Общая характеристика основных принципов трудового права. Соотношение принципов правового регулирования трудовых отношений с субъективными правами и обязанностями.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование.
^ 7. Понятие источников трудового права и их виды. Классификация и общая характеристика источников трудового права.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом; иными федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
^ 8. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22.11.91 г. и Конституция РФ от 12.12.93 г. как правовая основа регулирования социально-трудовых отношений.
Статья 23. Декларации

(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.

(4) Принудительный труд запрещен.

Статья 37 Конституции

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
^ 9. Общее и специальное законодательство о труде и формы его выражения.

К общему законодательству относится Конституция РФ и Трудовой Кодекс. К специальному законодательству относится Закон от 10 июля 1992 г. и изданные на его основе другие нормативные акты.
10. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; систему государственной статистической отчетности по вопросам

труда и охраны труда; особенности правового регулирования труда отдельных категорий

работников.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
^ 11. Система законов и иных актов, регулирующих социально-трудовые отношения; сфера их действия и значение.
Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
^ 12. Подзаконные акты, регулирующие трудовые отношения.
Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.
^ 13. Коллективные и иные нормативные договоры, локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения.
Колдоговор - это правовой акт регулирующий трудовые, соц.-экон. и проф. отношения между работодателем и работником на предприятии, учреждении, организации.

Порядок разработки и заключения колдоговора регулирующиеся законом РФ "О колдоговорах и соглашениях" принятый в 1992г. с изменениями и дополнениями на 1995г.

Закон "О колдоговорах и соглашениях" регулирует отношения между работодателем и работником.

Понятие "Органы общественной самодеятельности" даётся в ФЗ РФ "Об общественных объединениях".

ООС являются не имеющие членства общественные объединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту его содержания и соглашения:

- соблюдение норм законодательства

- полномочность представителей сторон

- равноправие сторон

- свобода выбора и обсуждения вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений

- добровольность принятия обязательств

- реальность обеспечения реальных обязательств

- систематичность контроля и неотвратимость ответственности

Стороны коллективного договора.

-это работники организаций в лице их представителей руководителем организаций или другим полноправным в соответствии с уставом организации иным правовым актом лицом. Следует иметь в виду, что как правило , работодателей действует через представителей.
^ 14. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства.

Особую роль и значение играют постановления Пленума Верховного Суда РФ по разъяснению вопросов судебной практики. Эти разъяснения обладают всеми признаками источника права, обеспечивая единообразное применение правовых норм, в частности трудового законодательства.

В определении понятий трудового законодательства играют роль и акты высшего судебного органа Союза ССР. Так, постановление Пленума Верховного суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" с последующими изменениями и дополнениями уточняет значение терминов института материальной ответственности, содержащихся в статьях 118 и 122 КЗоТ, - "прямой действительный ущерб" (п.4) и "день обнаружения ущерба" (п.24).

Существенное значение для развития понятийного аппарата трудового права имеют решения судов первой инстанции, а также определения судов кассационной и надзорной инстанций по конкретным делам, в особенности те из них, которые публикуются в обзорах и обобщениях судебной практики. Эти акты официального казуального толкования доводятся до сведения неопределенного круга правоприменителей с целью обеспечения единства в понимании и применении законодательства о труде. Однако в отличие от руководящих постановлений пленума Верховного суда, имеющих для судов обязательный характер, правоположения, выработанные в ходе разрешения трудовых споров, имеют характер рекомендательного судебного толкования. В этих актах судебных органов редко встречаются определения терминов в виде абстрактной формулы, логически оформленной мысли, чаще используется такой способ, как обозначение "рамок" или "границ" понятия путем исключения отдельных явлений (элементов), не относящихся к данному понятию. Характерны в этом отношении решения по делам о восстановлении на работе лиц, незаконно уволенных за прогулы. Суды уточняют, что не является прогулом: невыход на работу, на которую лицо переведено с нарушением закона, отсутствие работника лишь на своем рабочем месте без уважительной причины более трех часов, если он находился на территории предприятия.

Иногда решения судов по конкретным трудовым спорам дополняют определения или расширяют рамки понятий. Так, продолжен перечень случаев явного нарушения закона при увольнении работников, приведенный в п.48 постановления пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 1992 г.: судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РСФСР назвала в качестве основания для привлечения должностного лица к материальной ответственности незаконное увольнение работницы за ее критические выступления в адрес администрации [5].

Особый интерес представляют решения судов, содержащих интерпретацию оценочных понятий, не конкретизированных в нормативных актах. И хотя такие понятия толкуются применительно к конкретным обстоятельствам дела, в некоторых случаях они могут служить примером и для других аналогичных ситуаций. Например, в судебной практике сложилось определенное мнение по поводу уважительности причин пропуска срока исковой давности, которые позволяют восстанавливать пропущенный срок (ст.211 КЗоТ РФ). Такими причинами признаются: действия работника по обжалованию увольнений в прокуратуру и другие органы, в компетенцию которых входит надзор за соблюдением законодательства о труде; отсутствие истца в данной местности в связи с необходимостью осуществления ухода за больными членами семьи. И наоборот, суды не признают уважительной причиной болезнь адвоката (если не было заключено соглашение на ведение дела), поскольку истец может обратиться с иском в суд самостоятельно или с помощью другого адвоката.
^ 15. Понятие и виды субъектов трудового права.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
^ 16. Граждане как субъекты трудового права.
Участники трудовых правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, обладающие трудовыми правами и обязанностями и имеющие возможность реализовать являются субъектами трудового права.

1) Граждане (работники). Субъектом трудового права в лице работника является тот, с кем заключается трудовой договор, т.е. лицо принятое по найму. В ст. 173 КЗоТ устанавливается трудовая нраводееспособность с 15 лет. Встетье 2 КЗоТ устанавливает основные права и обязанности работника. В соответствии с КЦ РФ каждый имеет право на труд который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Каждый работник имеет право:

1) На условия труда отвечающие правилам гигиены и безопасность.

2) На возмещения за равный труд без какой бы то ни было расовой дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

4) На отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращённым рабочим днём для ряда профессий и работ, предоставлением еженеднльных выходных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков.

5) На объединение в профсоюзы.

6) На соц. обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в других установленных законом случаях.

7) На судебную защиту своих трудовых прав.
^ 17. Работодатели (организации) как субъекты трудового права.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
Работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты;

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
^ 18. Администрация организации как субъект трудового права.

Отнесение администрации организации к самостоятельному субъекту трудового права также представляется спорным. Администрация рассматривается в двух качествах:
1) как орган предприятия (в трудовых отношениях с конкретными работниками);
2) как самостоятельный субъект трудового права (в организационно-управленческих отношениях).

Представляется, что полномочия первого и второго вида администрация выполняет исключительно как орган юридического лица, который приобретает полномочия в силу представительства. Следовательно, администрация не самостоятельный субъект, поскольку она осуществляет свои полномочия от имени работодателя, который передает принадлежащие именно ему права и обязанности, то есть является простым исполнителем реализации прав и обязанностей работодателей. Поэтому все исковые требования о восстановлении нарушенных прав работников предъявляются работодателю, а не администрации.
^ 19. Трудовые коллективы и их полномочия.
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
^ 20. Трудовые права иностранцев и лиц без гражданства.

Закон усиливает ответственность за нарушения в области миграции и ограничивает права иностранцев и лиц без гражданства в РФ. Например, за нелегальную трудовую деятельность иностранца в России отныне предусмотрены штрафы - от 10 до 25 МРОТ с административным выдворением за пределы России. За нарушение работодателем правил привлечения и использования иностранной рабочей силы вводятся штрафы для граждан от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц - от 25 до 100 МРОТ и для юридических лиц - от 50 до 2000 МРОТ.

Что же касается непосредственно процедуры регистрации, то 14 сентября 2004 года российские СМИ сообщили, что Госдума подготовила законопроект о нормализации процедуры регистрации. Авторы документа обещали, что он не будет ущемлять ни одну из российских народностей или конфессий, а определит лишь способы контроля над миграцией.

Иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в РФ и рассчитывающие получить гражданство, смогут пользоваться старыми паспортами образца 1974 года до 1 января 2006 года.
^ 21. Законодательство о правах профсоюзов и гарантии их деятельности.
Профсоюзы, а также сост. в их ведении техн. и прав. инсп. тр (фед. инсп. труда при Мин. тр. и соц. защ. РФ и подв. инсп. респ., кр. и обл. дейст. на осн. Указа През. от 20.07.94г. Осн. задачи: - гос. надз. и контр. за собл. норм-прав. акт. о труде и ох. труда и о возм. вреда прич. здор. работ., - защ. тр. прав и без. усл. тр. Осн. полн. осущ. ч-з гос. прав. инспекторов и гос. инс. по ох. тр. Пол. об этих орг. пред. и форм. реагир. на выявл. нар.: 1. Пред. предп. для раб-ля, кот. имеет обяз. силу. 2. Налож. штрафа на вин. лиц. 3. Вынес. предст. о наказ. или взыск. вплоть до отстр. от раб. Может быть обж. выше. Ст. 245 пред. и др. органы (Гос. надзор по яд. и радиац. безоп. суб. РФ) имеют тр. прим. сл. формы реагир.: 1. Указан., предп. о устр. наруш. 2. Приост. работ., 3. Привл. к адм. отв. К так. орг. по ох. тр. можно отнести фед. орг., минист. и ведомст

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются соответствующими разделами настоящего Кодекса.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 5 статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
^ 22. Понятие и система правоотношений в трудовом праве.

Трудовые отношения, составляющие предмет рудового права, характеризуются следующими признаками:

1. Они представляют собой отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций.

2. Трудовое отношение всегда является возмездным отношением.

3. Трудовое отношение в реальной жизни всегда выступает как трудовое правоотношение.

Из сказанного можно сделать вывод, что "Трудовые правоотношения – это отношение работника с работодателем по использованию его способности к труду, т.е. его рабочей силы, в общем процессе конкретной организации труда", и главным здесь является трудовое отношение работника с работодателем.

Трудовое правоотношение, как добровольная юридическая связь работника с работодателем (предприятием, учреждением, организацией) по поводу его труда, по которой работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию (по оговоренной специальности, квалификации, должности) на данном производстве с подчинением его внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется оплачивать его по трудовому вкладу и создавать условия труда в соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договором.

Виды трудовых правоотношений зависят от вида соответствующих трудовых отношений и от вида трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования этого правоотношения.

Видов трудовых правоотношений столько, сколько видов трудовых договоров. Поэтому на одном и том же производстве возможны разные виды трудовых правоотношений, так как возможны разные виды трудовых договоров (срочные, с неопределенным сроком, для определенной работы и их разновидности).

Самостоятельность каждого правоотношения, в том числе и трудового, различается по трем его критериям:

1) по единым субъектам данного правоотношения, в "коллективном" трудовом правоотношении иные субъекты, чем в индивидуальном;

2) по характеру основных прав и обязанностей субъектов правоотношения, т.е. по содержанию этого правоотношения. И этот критерий не подходит к их единому индивидуальному коллективному трудовому правоотношению, так как в них разное содержание и оно по этому не может быть единым трудовым правоотношением;

3) по основаниям возникновения и прекращения. И этот третий критерий самостоятельности правоотношения не приемлем для единого индивидуально-коллективного правоотношения, поскольку в них разные основания возникновения и прекращения.
^ 23. Понятие трудового правоотношения, его субъектов. Содержание трудового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

Перевод-изменение существенных условий труд. договора. Перевод-выполнение другой работы не обусловленной труд. дог. т.е. изменение содержания труд. договора. Он возможен с согласия работника, кроме временного перевода из-за простоя или по производственной необходимости. Временный перевод работника без его согласия для замещения отсутствующего работника возможен в случаях, когда его отсутствие обусловлено болезнью, нахождением в отпуске, командировке и др. подобными прич. Временный перевод по вакантной должности возможен только с согласия работника, кроме случаев, когда такой перевод обусловлен производственной необходимостью. Перевод на др. работу требующим согласия работника-поручение ему работы не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо работы при выполнении кот. изменяется размер зарплаты, льготы, преимущества и иные сущ-ные условия обусловленные при заключении труд. договора. В зависимости от изменения места работы различ. 3 вида переводов на др. работу:(а) перевод на др. работу в том же пр-тии, учреждении, организации.(б) перевод на работу в др. предприятие. (в) перевод в др. местность (в др. город). Это три вида постоянных переводов на др. работу, т.е. когда прежняя работа не сохраняется, а на др. новую работу он переводится на неопределенный срок.

Не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом). Администрация не вправе перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
^ 24. Общая характеристика правоотношений, отличие производных от трудовых в трудовом праве.
Смотри вопрос 22
25. Понятие, формы и значение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Соотношение законодательства, соглашений, коллективного договора, трудового договора (контракта).
Колдоговор - это правовой акт регулирующий трудовые, соц.-экон. и проф. отношения между работодателем и работником на предприятии, учреждении, организации.

Порядок разработки и заключения колдоговора регулирующиеся законом РФ "О колдоговорах и соглашениях" принятый в 1992г. с изменениями и дополнениями на 1995г.

Закон "О колдоговорах и соглашениях" регулирует отношения между работодателем и работником.

Понятие "Органы общественной самодеятельности" даётся в ФЗ РФ "Об общественных объединениях".

ООС являются не имеющие членства общественные объединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту его содержания и соглашения:

- соблюдение норм законодательства

- полномочность представителей сторон

- равноправие сторон

- свобода выбора и обсуждения вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений

- добровольность принятия обязательств

- реальность обеспечения реальных обязательств

- систематичность контроля и неотвратимость ответственности

Стороны коллективного договора.

-это работники организаций в лице их представителей руководителем организаций или другим полноправным в соответствии с уставом организации иным правовым актом лицом. Следует иметь в виду, что как правило, работодателей действует через представителей.

Понятие и значение трудового договора. Его отличие от трудового правоотношения. В ст. 37 РФ закреплено положение о свободе труда, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрещается принужденный труд , кроме предусмотренных закон-ом случаев.

Так в соответствии с межд-ими Нормами не считается принудительным трудом : 1) работа выполняемая на основании вступившего в законную силу приговоратруда 2) Военная служба 3) Работа в условиях черезвычайных обстоятельств. Каждый имеет пр. на труд в условиях отвечающих требованиям безопастности гигиены на вознаграждение на труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ мин. Размера оплаты труда. В трудовом праве свобода труда трансформируется свобода труд. дог. Труд. дог явл. одним из главных оснований возникновений труд. отношений между работником и работодателем. Принцип свободы труд. дог. лежит в основе не только его добровольного заключения но и дальнейшего существования труд. отношений. В КзоТ-е термин труд. дог. и контракт рассматриваются как синонимы , хотя труд. дог имеет более широкое содержание, он означает институт трудового законодательства включающий нормы о приеме на работу , переводе на др. работу и увольнения. Контракт – особый вид труд. дог . заключенные в соответствии с законом между раб. ком. И работодателем в котором содержится более широкий перечень оговоренных непосредственно сторонами условий в том числе по вопросам организации труда , его стимулирования , соц-но-бытового обеспечения вопросов ответственности и др. В последние годы контракты с отдельными категориями работников трансформированы из трудовых в гражданско-правовые отношения. Труд. дог.Определяет правовое положение гражд. как участников определенной кооперации труда в качестве работника данного труд. коллектива. Только с заключением труд. дог гражд. становятся членами данного труд. коллектива и подчиняются его внутреннему трудовому распорядку. Признаки труд. дог.а)его предметом явл. личные выполнения труд фун-ций. Б) Выполнение работы определенного рода В) подчинение работника в процессе выполнения труд фун-ций правилам внутр. труд. распорядка. Г) оплата труда по заранееУстановленным нормам , но не ниже гарантированного мин. установленного Ф. Уровня. Разграничение градж. Правовых дог. от трудовых. 1) По труд. дог. работник выполняет работу по определенной конкретной трудовой функции и подчиняется внутреннему труд. распорядку 2) По гражданскправовым дог. гражд. не подчиняется дисциплине внутреннего распорядка данного предприятия сам организует работу , выполняет ее за свой риск, сам обеспечивает охрану труда и ему оплачивается результат или выполненное поручение. 3) по труд. дог. риск случайной гибели результата труда лежит на предприятии учреждения , а при дог подряда авторском и т. д. Этот риск несет сам гражд.
^ 26. Право на ведение переговоров и порядок их организации.

Коллективные переговоры, представляющие собой процедуру согласования интересов сторон переговоров, являются важнейшим элементом социального партнерства. Успешность и результативность их осуществления зависят от существования, а также неукоснительного соблюдения четких правил, которые определяют все основные моменты проведения переговоров.

Общие правила ведения коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективных переговоров регламентируются главой II Закона "О коллективных договорах и соглашениях".

До недавнего времени процедура заключения коллективных договоров предусматривала лишь разработку проекта договора, обсуждение и одобрение его на общем собрании и само подписание договора сторонами. По сути дела сама процедура предполагала единство позиций, в связи с чем обсуждение или одобрение проекта коллективного договора носило лишь формальный характер. Поэтому этап согласования интересов, взаимных требований и обоюдной ответственности не имел места. Сегодня коллективные переговоры принадлежащей их организации являются единственно эффективным средством примирения исходных интересов сторон, учета взаимных требований.

Признание коллективных переговоров в качестве необходимой процедуры согласования интересов сторон и стадии осуществления коллективно-договорного регулирования полностью соответствует действующим международным нормам. Согласно Конвенции МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам", под термином "коллективные переговоры" понимаются все переговоры, проводимые между предпринимателем (группой предпринимателей, одной или несколькими организациями предпринимателей) с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся, с другой, в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, регулирования отношений между предпринимателями и их организацией и организацией или организациями трудящихся.
Участниками переговоров являются представители сторон, специалисты и эксперты, приглашенные сторонами.

Участники переговоров наделены законом соответствующими полномочиями - кругом прав и обязанностей.

Представители работников обладают правом на получение от работодателя, а также государственных органов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. В Законе "О коллективных договорах и соглашениях" не устанавливается перечень сведений, которые понадобятся профсоюзам или представителям работников для проведения переговоров. В соответствии с Рекомендацией МОТ № 163 "О содействии коллективным переговорам" 1981 года предусмотрена необходимость предоставления информации о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ведутся переговоры, и предприятия в целом. Государственные органы предоставляют информацию об общем социально-экономическом положении страны и соответствующей отрасли в таком объеме, при котором разглашение такой информации не будет наносить ущерба интересам нации.

Следовательно, праву представителей работников получать необходимую информацию для ведения переговоров корреспондирует обязанность другой стороны эту информацию предоставлять.
^ 27. Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений.
Место проведения и повестка дня переговоров определяется сторонами и всё это оформляется приказом по организации и решением представителей работодателей и работников. Дата издания приказа является моментом начала коллективных переговорах. Причём приказ должен быть предварительно согласован с соответствующим представителем работников.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, или в течении 5-и календарных дней формируются единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого колдоговора.

Единый проект колдоговора подлежит обязательному обсуждению работниками подразделения предприятия и дорабатывается с учётом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждаесся общим собранием (конференцией) работников организаций и подписывается со стороны работников всеми участниками представительного органа при достижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание работников организаций может принять наиболее приемлемый проект колдоговара и поручить представителю работников, разработавшему этот проект на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием колдоговор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников в праве самостоятельно вести переговоры и заключить колдоговор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложения к единому колдоговору защищающее специфические интересы представляемых работников. Приложение является неотъемлемой частью колдоговора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных или проектов колдоговора до каждого работника. Колдоговор заключается на срок от 1 до 3-х лет. Колдоговор вступает в силу с момента подписания его сторонами, или со дня установленного в колдоговоре и действует в течении всего срока. По истечении установленного срока договор действует до тех пор, пока стороны не заключат следующий или не изменят, дополнят действующий. Колдоговор сохраняет своё действие в случае изменения состава, структуры, наименование организации, расторжение трудового договора с руководством реорганизации. При реорганизации он сохраняет своё действие на период реорганизации. При смене собственника имущества организаций в течение 3-х месяцев. При ликвидации - в течении всего срока проведения ликвидации.
^ 28. Понятие, стороны и порядок заключения коллективного договора. Структура и содержание коллективного договора.
Колдоговор - это правовой акт регулирующий трудовые, соц.-экон. и проф. отношения между работодателем и работником на предприятии, учреждении, организации.

Порядок разработки и заключения колдоговора регулирующиеся законом РФ "О колдоговорах и соглашениях" принятый в 1992г. с изменениями и дополнениями на 1995г.

Закон "О колдоговорах и соглашениях" регулирует отношения между работодателем и работником.

Понятие "Органы общественной самодеятельности" даётся в ФЗ РФ "Об общественных объединениях".

ООС являются не имеющие членства общественные объединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту его содержания и соглашения:

- соблюдение норм законодательства

- полномочность представителей сторон

- равноправие сторон

- свобода выбора и обсуждения вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений

- добровольность принятия обязательств

- реальность обеспечения реальных обязательств

- систематичность контроля и неотвратимость ответственности

Стороны коллективного договора.

-это работники организаций в лице их представителей руководителем организаций или другим полноправным в соответствии с уставом организации иным правовым актом лицом. Следует иметь в виду, что как правило , работодателей действует через представителей.

Место проведения и повестка дня переговоров определяется сторонами и всё это оформляется приказом по организации и решением представителей работодателей и работников. Дата издания приказа является моментом начала коллективных переговорах. Причём приказ должен быть предварительно согласован с соответствующим представителем работников.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, или в течении 5-и календарных дней формируются единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого колдоговора.

Единый проект колдоговора подлежит обязательному обсуждению работниками подразделения предприятия и дорабатывается с учётом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждаесся общим собранием (конференцией) работников организаций и подписывается со стороны работников всеми участниками представительного органа при достижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание работников организаций может принять наиболее приемлемый проект колдоговара и поручить представителю работников, разработавшему этот проект на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием колдоговор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников в праве самостоятельно вести переговоры и заключить колдоговор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложения к единому колдоговору защищающее специфические интересы представляемых работников. Приложение является неотъемлемой частью колдоговора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных или проектов колдоговора до каждого работника. Колдоговор заключается на срок от 1 до 3-х лет. Колдоговор вступает в силу с момента подписания его сторонами, или со дня установленного в колдоговоре и действует в течении всего срока. По истечении установленного срока договор действует до тех пор, пока стороны не заключат следующий или не изменят, дополнят действующий. Колдоговор сохраняет своё действие в случае изменения состава, структуры, наименование организации, расторжение трудового договора с руководством реорганизации. При реорганизации он сохраняет своё действие на период реорганизации. При смене собственника имущества организаций в течение 3-х месяцев. При ликвидации - в течении всего срока проведения ликвидации.

В колдоговор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей.

По следующим обязательством:

1) Формы, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия.

2) Механизм регулирования оплаты труда, исхода из уровня роста цен, уровня инфляции, выполненых покозателей определённых колдоговором.

3) Занятность, переобучения, условия высвобождения работников.

4) Продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков.

5) Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодёжи.

6) Добровольное и обязательное медецинское и социальное страхование.

7) Соблюдение интересов работников при проведении приватизации предприятия, ведомственного жилья.

8) Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на пр-ве.

9) Льготы для работников, совмещяющих работу с учёбой.

10) Контроль выполнения колдоговора, порядок внесения в него изменений.

11) Отказ то забостовок по условиям выполненым в колдоговоре при своевременном и полном их выполнении.

В ч 3 ст. 13 закона предусмотрено что в кол. договоре с учетом эконом. Возможностей орг-ции могут содержаться и др.

В том числе более льготные трудовые и соц-но-экон-ие условия : дополнительные отпуска надбавки к пенсиям ,

компенсация транспортных и командеровачных расходов бесплатное или частично оптачиваемое пропитание

работников на производстве досрочный уход на пенсию и др.
^ 29. Понятие, виды и содержание соглашений, сроки и сфера их действия.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно - территориального образования. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти. Статья 19. Участники соглашений. На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать: генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации; отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; иные уполномоченные работодателями представительные органы
^ 30. Действие коллективного договора и контроль за его выполнением.

Место проведения и повестка дня переговоров определяется сторонами и всё это оформляется приказом по организации и решением представителей работодателей и работников. Дата издания приказа является моментом начала коллективных переговорах. Причём приказ должен быть предварительно согласован с соответствующим представителем работников.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, или в течении 5-и календарных дней формируются единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого колдоговора.

Единый проект колдоговора подлежит обязательному обсуждению работниками подразделения предприятия и дорабатывается с учётом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждаесся общим собранием (конференцией) работников организаций и подписывается со стороны работников всеми участниками представительного органа при достижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание работников организаций может принять наиболее приемлемый проект колдоговара и поручить представителю работников, разработавшему этот проект на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием колдоговор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников в праве самостоятельно вести переговоры и заключить колдоговор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложения к единому колдоговору защищающее специфические интересы представляемых работников. Приложение является неотъемлемой частью колдоговора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных или проектов колдоговора до каждого работника. Колдоговор заключается на срок от 1 до 3-х лет. Колдоговор вступает в силу с момента подписания его сторонами, или со дня установленного в колдоговоре и действует в течении всего срока. По истечении установленного срока договор действует до тех пор, пока стороны не заключат следующий или не изменят, дополнят действующий. Колдоговор сохраняет своё действие в случае изменения состава, структуры, наименование организации, расторжение трудового договора с руководством реорганизации. При реорганизации он сохраняет своё действие на период реорганизации. При смене собственника имущества организаций в течение 3-х месяцев. При ликвидации - в течении всего срока проведения ликвидации.
^ 31. Ответственность сторон коллективно-договорного регулирования за нарушения соглашений и коллективных договоров.

Лица предоставляющие работодателя уклоняющиеся от участия в переговорах по зак-нию изменению кол. договора или

Соглашения или нарушившие срок для ведения переговоров о заключении кол. договора или необеспечивающий работу

Соответствующий комиссии в определенный сторонами сроки подвергаются штрафу, в размере до 50 минимальных

Размеров оплаты труда налогаемому в судебном порядке. Лица предстовляющие работодателям виновные в нарушении

Или невыполнении обязательств по кол. договора, соглашению подвергаются штрафу в том же размере и порядке.Лица виновные в непредоставлении инф-ции необходимой для кол. переговоров и осуществления контроля за соблюдением кол. договора несут дисциплинарную отв-ть Или подвергаются штрафу в том же порядке и в том же размере.
^ 32. Политика государства в области занятости. Общая характеристика Закона РФ “О занятости населения в РФ” от 10.01.2004 г.

Регистр. осущ. органами по вопросам занятости населения (ОЗН) по месту их прож. в след. послед.:

  1. первичная регистрац. 2.регистрация в целях поиска подх. работы 3.регист. в качест. безработных

Перерегистрац. безраб. произв. в целях учета по каждому этапу.Первич. регистр. произв. в целях учета общ. числ. безработн. обрат. в службу занятости без пред. каких либо докум.Для рег. в целях поиска работы безраб. предст. в ОЗН справку о ср. заработке за посл. 3 месяца, паспорт, трудов. книжку, инвалиды предст. соответст. документы. В 10 дневн. срок ОЗН обязан предлож. 2 варианта раб., вкл. работу и врем. характера. При невозможн. предст. работу в теч. 10 дней со дня регистр. эти гражд. признаются безработными с первого дня пред. документов. Не счит. безработ. граждане не дост. 16 летнего возраста, пенсионеры, отказавшиеся от предлож. работы, осужд. к исправ. работам без лиш. свободы, а также лица к котор. предусм. лишение своб., освобожд. досрочно и которым отказано в работе. Эти граждане имеют право повт. обращения в озн через 2 недели.Гос-во гаран. выпл. пособ. по безраб., стипенд. в период проф. подг. Пособия выпл. из фонда занятости. Выпл. могут быть прекращ. или приост. со снят. с учета в качестве безраб. и призн. гражд. занят., а также после прох. проф. подготовки, а также неявка в ОЗН без уваж. причины в теч. 1 мес, переезд. в друг. местность, попытка получ. пособия обманным путем, привл. к угол. ответст.Выпл. пособ. может быть приост. при отказе безработного от 2 вар. раб., увольнение его с места работы вследствии наруш. тр. дисциплины. Выпл. пособ. по безраб. не производится при временной нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, выезд безр. в друг. местность, приз. на военные сборы, привл. к меропр. связ. с подг. к военной службе
  1   2



Скачать файл (334 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru