Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Таблица - десять самых известных социальных экспериментов - файл 1.docx


Таблица - десять самых известных социальных экспериментов
скачать (25.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx26kb.19.11.2011 10:48скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
10 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

КЕМ ПОСТАВЛЕН ЭКСПЕРИМЕНТ

СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА

Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США.Эксперимент ставил целью выяснить какое условие наиболее сильно влияет на производительность.

Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.

В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект.

^ Эксперименты Ф.Тейлора

Возможно, наиболее разрекламированным применением философии научного управления Тейлора была погрузка чугуна в чушках в «Bethlehem Steel Company» в конце 1890-ых годов.

Кроме погрузки чугуна, Тейлор работал над увеличением производительности труда тех рабочих, которые каждый день копали уголь различных сортов.

Особая группа рабочих была отобрана Тейлором и его коллегами для того, чтобы показать рабочим, владельцам и управляющим в достаточно большом масштабе и на примере элементарного вида работы преимущества его идеи по сравнению с существующим порядком поденной и сдельной работы.

Исследование выявило, что средние грузчики чугуна грузили примерно 12 ½ длинных тонны (2240 фунтов = — 1 длинной тонне) в день. Как поднять выработку на одного рабочего до более высокого уровня и одновременно сделать выполнение работ более дешевым и эффективным?

При изучении используемых в то время методов Тейлор увидел, что в зависимости от переносимого материала нагрузка лопаты могла бы меняться от 4 до 30 фунтов.

С помощью экспериментов Тейлор смог определить, что наилучшая нагрузка лопаты равна 21 фунту. По его предложению «Бетлехем 

стил» выпустила для компании лопаты различных видов, соответствующих сорту материала, который каждый рабочий должен был грузить в тот день. Число грузчиков на сортировочной станции было в конце концов уменьшено примерно от 500 до 150, что привело к ежегодному сбережению 75 000—80 000 долларов. Кроме того, среднее число тонн, перегружаемых одним рабочим в день, выросло с 16 до 59; средние заработки одного рабочего возросли от 1,15 до 1,88 доллара в день.

Так как конечной целью было доведение выработки одним человеком до высочайшего уровня производительности труда, оказалось, что лучше иметь дело с отдельными людьми, чем с группой.

Для рационализации процесса труда Тейлор проводил эксперименты, подбирая для участия в них наиболее сильных и ловких рабочих. На основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда: люди, которые производили больше, вознаграждались лучше. Предложения Тейлора по организации заработной платы носили революционный характер:

• заработная плата платится человеку, а не месту;

• установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках;

• расценки, основанные на 

точном знании, должны быть единообразными;

• благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно;

• заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.



Эксперимент Милгрэма (феномен послушания)

Впервые поставлен в 1963 г. психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета. Первоначально Милгрэм пытался выяснить, как обычные граждане Германии, не склонные к садизму, могли участвовать в уничтожении миллионов людей в годы нацизма.

Выяснить, сколько страданий обычные люди готовы причинить другим, если это входит в их рабочие обязанности. Участниками эксперимента были испытуемые и заранее подготовленные актёры, также изображавшие испытуемых. Первоначально Мигрэм использовал 40 взрослых мужчин, затем эксперимент был повторён с участием женщин. По легенде один из участников, которого изображал актёр, должен был запомнить длинный список слов, а другой (ничего не подозревающий испытуемый) — проверять память первого, "наказывая" его за неправильный ответ ударом тока. Актёра привязывали к креслу с электродами, а испытуемый, находясь в другой комнате, должен был постепенно увеличивать напряжение с 45 до 450 (!) вольт. На самом деле актёр только делал вид, 

что его бьёт током, но делал это очень убедительно: при 150 вольтах кричал, что выбывает из экперимента, и умолял выпустить, при более высоком напряжении - издавал душераздирающие "предсмертые" крики, а после замолкал.



До начала эксперимента Милгрэм просил своих коллег-психологов предсказать результаты исследования. большинство сошлись на том, что лишь один процент дойдёт до последней отметки, да и тот будет с психологическими отклонениями.

Практически все участники эксперимента продолжали увеличивать напряжение, несмотря на крики "умирающего" подопытного. 63% испытуемых (26 из 40) дошли до 450 вольт, т.е. "убили" актёра. Повиновение авторитету (в данном случае - учёному, предлагавшему увеличить напряжение) было выше моральных сомнений. Так что нацисты с успехом могли бы набрать целую армию палачей в любом американском городке. Впрочем, не только американском - позднее эксперимент был повторён в Германии, Италии, Испании и других странах, с 

аналогичным результатом.



Стэнфордский тюремный эксперимент

Эксперимент был проведён в 1971г. в США психологом ^ Филиппом Зимбардо по заказу ВМФ США.

Эксперимент представляет собой исследование реакции человека на лишение свободы. Группу добровольцев из 24 молодых мужчин с помощью жребия разделили на "заключённых" и "надзирателей". Были созданы специальные условия, чтобы "заключённые" чувствовали дискомфорт (неудобные халаты, отсутствие нижнего белья, ограничения в принятии душа и т.д.), а "охранники" напротив, были бы уверены в себе.

Эксперимент вышел из-под контроля и был прерван досрочно. Во второй день эксперимента "заключённые" учинили бунт. Двое участников эксперимента оказались на грани нервного срыва и были вынуждены прервать своё участие. У большинства "арестантов" были замечены психологические проблемы. В то же время у каждого третьего "охранника" обнаружились садистские наклонности. Многие "надзиратели" добровольно выходили работать сверхурочно и сожалели о прекращении эксперимента.

^ Эксперимент Джонса

Эксперимент, который проводился учителем истории Роном Джонсом в апреле 1967 г. в Cubberley High School в Калифорнии.

Эксперимент возник как наглядная иллюстрация ответа на вопрос, почему же немцы могли позволить нацистам командовать собой. Джонс утверждает, что он установил в классе режим строгой дисциплины. Так, например, все ученики должны были сидеть на своих местах после звонка, отвечать только стоя, все реплики учеников должны были начинаться с обращения "Мистер Джонс" и т.д. В итоге, в школе была создана полностью повинующаяся учителю команда, названная Джонсом "Третьей волной".

Ученики постепенно проявляли всё больший интерес к участию в эксперименте. Так, например, на 3-й день проекта число участников нового движения выросло с 30 до 200 человек. Была разработана эмблема движения. При этом со стороны членов "Третьей волны" постепенно росла дискриминация по отношению к ученикам, не являющихся участниками движения (некоторые из них были избиты, не допускались в класс, подвергались слежке и т.д.) В конце концов, эксперимент вышел из-под контроля и был остановлен Джонсом на пятый день. Позднее описанный эксперимент пытались 

проводить также в школах Чикаго и Флориды.



Эксперимент Эша

Проводился в 1951 г. профессором Питтсбургского университета Соломоном Эшем. Смыслом эксперимента было выявить, насколько среднестатистический человек подвержен так называемому "общественному мнению", т.е. мнению группы.

Варианты эксперимента: 1969 - эксперимент Сержа Московичи.

8 участников эксперимента должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображённых на карточках. При этом испытуемым был только один из восьми, другие семь были "подставные", намеренно дававшие неправильный ответ.

Двое из шести человек упорно называют очевидный голубой цвет зелёным, в результате они переубеждают остальных участников группы.

Три четверти испытуемых, вопреки тому, что они видели собственными глазами, как минимум один раз дали заведомо неправильный ответ, если его выбирала вся группа. Четверть испытуемых постоянно соглашись с заведомо ошибочным ответом. Позднее данные эксперимента были уточнены и дополнены. Так, например, выяснилось, что достаточно трёх (!) человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства. С ростом численности "большинства" возрастает число ошибочных ответов, данных под влиянием этого "большинства". Однако, появление в группе "единомышленника" (актёра, чей ответ совпадает с мнением испытуемого) помогает испытуемому преодолеть внутренний конфликт и начать отстаивать своё мнение.

Факторы, которые определяют успех диссидентов в обществе: уверенность и постоянство высказываний. Меньшинство имеет больше шансов на победу, если его мнение по всем другим вопросам совпадает с мнением большинства и расходится только в каком-то одном пункте (например, когда инакомыслящие полностью согласны с коллективом по вопросам квадратов и 

треугольников, но упорно стоят на своем при обсуждении овалов)



Эксперимент Леона Фестингера 1959г.

Испытуемые два часа занимались совершенно бессмысленной работой — раскладывали катушки на подносе, а потом ссыпали их в коробку. Когда этот сизифов проект подходил к концу, Фестингер просил участников эксперимента выйти к другим испытуемым, ждущим за дверью, и рассказать им о том, какой полезной и интересной была эта работа. За эту откровенную ложь предлагалось вознаграждение. В одних случаях 1 доллар, в других — 20.

Спустя две недели испытуемых спрашивали, насколько в действительности им понравилась эта идиотская работа. Выяснилось, что у получивших 1 доллар энтузиазм был гораздо выше. Они рассказывали, как раскладывание катушек развивает моторику рук, помогает сосредоточиться, и вообще это чертовски приятное и полезное занятие. Фестингер объяснил полученные результаты тем, что человеку всегда требуется оправдание его действий. За 20 долларов еще можно солгать, а вот за 1 врать как-то унизительно и приходится убеждать себя, что это была не совсем ложь.

^ Феномен "Нога в дверях" Фридмана, Фрейзера (1966)

Группе испытуемых попросили установить на участке довольно уродливый плакат: "Будьте внимательны на дорогах!". Согласились 17%.

Другую группу испытуемых сначала попросили оказать небольшую услугу — подписать петицию с призывом соблюдать осторожность на дорогах. Поставить подпись — дело нехитрое. И на эту просьбу согласились практически все. Когда спустя две недели к ним обратились с просьбой установить плакат на участке, согласившихся было 76%.

Предварительное выполнение необременительной просьбы увеличило согласие почти в четыре раза. Этот эффект в рекламе получил название "нога-в-дверях".

Добившись от человека ощущения включенности в то или иное действие, гораздо проще требовать от него все новых и новых жертв.

^ Эксперимент Элен Лангер

Ассистенты Лангер просили пропустить их без очереди к копировальной машине

Без объяснения причин ассистента пропускали лишь в 60% случаев (Разрешите мне воспользоваться ксероксом?)



С объяснением - в 94% (Разрешите мне воспользоваться ксероксом, потому что я тороплюсь)

Со фразой, содержащей в себе "потому что" (минмое объяснение) - 93% (Разрешите мне воспользоваться ксероксом, потому что мне нужно сделать копии?)

Появилось даже направление в рекламе и копирайтинге, которое так и называется – "Reason Why Advertising" (Потому Что Реклама) - достаточно использовать "потому что" и для покупателя это прозвучит как причина ("Я покупаю этот йогурт, потому что он вкусный и содержит ценные вещества" pавновесно "Я покупаю этот йогурт, потому что я люблю йогурты).



"Добрый cамаритянин"

1973г. На идею этого эксперимента Джона Дарли и Дэниела Бэтсона натолкнула библейская притча о добром самаритянине, в которой священник и левит (оба очень важные и занятые люди) проходят по дороге мимо раненого странника, оставляя его заботам скромного (и предположительно менее занятого) самаритянина.

Студенты духовной семинарии готовятся произнести свою первую в жизни проповедь. Для этого им нужно пройти в здание, находящееся в нескольких кварталах. Одну группу семинаристов напутствуют словами: "Вы опаздываете, вас ждут уже несколько минут, так что лучше поторопиться", а другой сообщают: "У вас в запасе некоторое время, но ничего не случится, если вы придете пораньше". По дороге семинаристы натыкаются на человека, который полулежит на обочине, слегка стонет и кашляет (сообщник психологов).

Из тех, кому было рекомендовано поторопиться, лишь 10% пришли на помощь несчастному. А среди семинаристов, считавших, что времени у них в избытке, таких оказалось 63%.

Такая маленькая деталь, как наличие или отсутствие времени, изменила уровень отзывчивости аж в 6 раз и оказалась сильнее, чем нравственные качества и религиозное воспитание. Оценивая поступки других, мы слишком часто объясняем их причины личными качествами человека — непорядочностью, черствостью, агрессивностью и т. д. И при этом мы склонны меньше, чем нужно учитывать влияние внешней ситуации.


Скачать файл (25.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru