Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Справочник - Для самоподготовки к ЕГЭ - файл 1.doc


Справочник - Для самоподготовки к ЕГЭ
скачать (7321.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc7322kb.19.11.2011 11:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Справочник для самоподготовки к ЕГЭ
А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения).

Вспомнить упражнения по орфоэпии! См.: Приложение 1 «Орфоэпический словарь»

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, паронимы).

Объяснить лексическое значение паронимов. Заменить один пароним другим и выбрать вариант с правильным словосочетанием.

А3. Морфологические нормы (образование форм слова).

Знать типы ошибок:

  • Ошибки при образовании степеней сравнения:

более (менее) светлЕЕ (норма: более (менее) светлый), наиболее светлЕЕ (норма: наиболее светлый), самый светлЕЙШий (норма: самый светлый);

  • Ошибки в склонении числительных:

нет шестьсот рублей (норма: шестисот. Сотни склоняем по типу словосочетания «пять нот»); тремя тысячами пятистами восьмидесятью семью (норма: тремя тысячами пятьюстами восемьюдесятью семью. В сложных числительных, обозначающих десятки, оба корня должны заканчиваться одинаково); полторами стаканами, полуторастам друзьям (норма: полутора стаканами, полутораста друзьям. Числительные «полтора, полтораста» имеют две формы: И,В падежи – полтора, полтораста; Р,Д,Т,П падежи – полутора, полутораста;); девяностам тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам (норма: девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам. Числительные «сорок, девяносто, сто» имеют две формы: И,В падежи – сорок, девяносто, сто; Р,Д,Т,П падежи – сорока, девяноста, ста); двое девчонок; семеро женщин, трое кошек (норма: двух девчонок, семи женщин, трех кошек. Собирательные числительные «двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро» нельзя сочетать с существительными, обозначающими лицо женского пола, а также с названиями взрослых особей животных); к обоим старушкам, у обеих мальчиков (норма: к обеим старушкам, у обоих мальчиков).

  • Неправильное образование глагольных форм:

поклади в сумку (норма: положи, положите, клади, кладите. Нельзя: ложи, ложите!); ехай быстрее (норма: поезжай, поезжайте), пробежи сто метров (норма: пробеги), жгёт костер (норма: разжигает), давай попробоваем (норма: попробуем), оденьтеся теплее (норма: оденьтесь), прочитая рассказ (норма: прочитав), пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует), я победю его (норма: одержу победу, смогу победить).

  • Неправильное образование местоименных форм:

посреди его (норма: посреди него), вокруг их (норма: вокруг них), ближе её (норма: ближе неё), ихняя судьба (норма: их судьба).

  • Нарушения в употреблении форм существительных:

двое сапогов (норма: двое сапог), несколько румынов (норма: несколько румын), взвод солдатов (норма: взвод солдат), пять амперов (норма: пять ампер), красивых полотенцев (норма: красивых полотенец), молодые инженерА (норма: молодые инженеры), кусок сырА (норма: кусок сыру), пять апельсин, помидор, мандарин, баклажан, килограмм, грамм (норма: пять апельсинов, помидоров, мандаринов, баклажанов, килограммов, граммов), вкусных яблоков (норма: вкусных яблок), вкусные торта (норма: торты), пирожки с повидлой (норма: с повидлом), новый туфель (норма: туфля), у новых туфлей (норма: у новых туфель), в аэропорте (норма: в аэропорту).

А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

Деепричастие преобразовать в глагол-сказуемое, поставить между ним и глаголом-сказуемым из варианта предложения союз И, подумать над смыслом получившегося предложения. Выбрать вариант с подлежащим, которое может выполнять оба действия: глагола-сказуемого и деепричастия.

Помни:

деепричастный оборот не может быть употреблен

1) в безличном предложении (кроме тех, что начинаются словами «можно, невозможно, нельзя, необходимо, нужно» + инфинитив);

2) в предложении, выраженном конструкцией со страдательным причастием.

А5. Синтаксические нормы (нормы согласования, управления, построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений).

^ Знать типы ошибок:

• Во время войны народ надеялся и верил в победу. (Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Норма: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё).

• На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! ( Перед словом «воздухе» необходимо употребить предлог «в», так как это слово в данном предложении не сочетается с предлогом «на». Норма: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!)

• В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. («Караси, сазаны, лещи» – это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Норма: В лодке лежала рыба: караси, лещи, сазаны).

• На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. (Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Норма: На собрание пришли жильцы дома).

• Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. (Здесь логически несовместимые понятия. Норма: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении).

• Мы любим футбол и стрелять. (Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Норма: Мы любим футбол и стрельбу).

• Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Норма: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского).

• Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. (Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно. Норма: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов).

• Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. (При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой – при второй. Норма: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение).

• Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. (Нельзя «внести замечание». Норма: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний).

• Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. (Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Норма: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны).

• Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. (Действительные причастия

на –ся следует заменять на страдательные. Норма: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений).

• Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Не могут быть однородными причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Норма: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов).

• Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

(Неправильный порядок слов. Норма: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе).

• Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. (Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в форме ед.ч. Норма: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной).

• Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. (Нарушена норма управления: заметить можно что? Норма: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году).

• Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать. (Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1 и 2 лица. Норма: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать).

^ Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. (Существительные после предлогов «благодаря, согласно, вопреки» всегда стоят в Д.п. Норма: Благодаря доктору больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной).

^ По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. (Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово необходимо поставить в П.п. Норма: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача).

• В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. (Названия, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. В остальных случаях изменяется имя собственное. Норма: В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова).

• Ученый оперировал С точными фактами. (Ученый оперировал не с чем?, а чем? Норма: Ученый оперировал точными фактами).

^ А6. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте).

Прочитать текст. Определить тему, основную мысль. В первом предложении заявляется тема или основная мысль. Выбрать вариант, наиболее близко отражающий содержание текста.

^ А7. Средства связи предложений в тексте.

Выполняя данное задание, нужно очень внимательно вдуматься в смысл соседних предложений.

А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Определяем грамматическую основу так: находим сказуемое (то есть главную информацию предложения, то, что сообщается в нем), задаем от него двойной вопрос: КТО? ЧТО? (подлежащее – это то, о ком или о чем сообщается, то есть объект речи). Выполняя задание, применить метод исключения: не рассматривать варианты, содержащие второстепенные члены предложения или неполную грамматическую основу.

А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.

^ Определить количество грамматических основ!

• одна грамматическая основа – предложение ПРОСТОЕ!

• две и более грамматических основ – предложение СЛОЖНОЕ!

Посмотреть, как связаны части сложного предложения:

• БЕЗ СОЮЗА = БЕССОЮЗНОЕ^ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ;

• СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ ( и, да(=и), а, но, да(=но), зато, однако, или, либо, то…то, не то…не то) = СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ;

• ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (потому что, так как, ввиду того что, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, когда, лишь только, лишь, пока, едва, если, если бы, раз как скоро, как, будто, словно, точно, что, чтобы, несмотря на то что, хотя… и др.) или СОЮЗНЫМ СЛОВОМ (кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, когда, откуда, как) = СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

^ Проверить, каковы смысловые отношения между частями сложного предложения:

В сложносочиненном и бессоюзном предложениях части равноправны по смыслу, каждая часть может быть простым предложение, если поставить после нее точку (в ССП между частями есть союз, в БСП – нет союза). В сложноподчиненном предложении части зависят друг от друга: придаточная часть подчиняется главной, их нельзя разделить точкой на два простых предложения.

^ А10. Части речи. Морфологическая характеристика слова:

имя существительное (отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? В косвенных падежах: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЕМ? )

имя прилагательное (отвечает на вопрос: КАКОЙ? ЧЕЙ? - весёлый. В краткой форме: КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? – весел, весела, весело, веселы). Прилагательные относятся к существительному или местоимению.

имя числительное (отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? – количественное: пять (целое), одна пятая (дробное), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе (собирательное); КАКОЙ? КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ? – порядковое: пятый).

местоимение ( вспомнить разряды местоимений ):

Личные

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Вопросительные

кто? что? какой? который? чей? сколько? каков? (употребляются для постановки вопроса в вопросительных предложениях)

Относительные

кто, что, какой, каковой, который, чей, сколько, каков (употребляются для связи частей сложноподчиненного предложения)

Неопределенные

некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, сколько-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь, кто-то, кто-нибудь, кое-что, кое-кто, кое-какой, кое-чей, чей-то, чей-либо, чей-нибудь, где-либо, какой-то, какой-либо, какой-нибудь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные

мой, твой, его, ее, их, наш, ваш, свой

Указательные

тот, этот, сей, оный, такой, этакий, таковой, таков, сколько, столько

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, всяческий, всяк

глагол (отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? – учить, выучить.)

причастие (отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

Суффиксы действительных причастий: УЩ, ЮЩ (1 спряжение), АЩ, ЯЩ (2 спряжение) =настоящее время; ВШ, Ш =прошедшее время.

Суффиксы страдательных причастий: ЕМ, ОМ (1 спряжение), ИМ (2 спряжение) = настоящее время, ЕНН (ЕН), НН (Н), Т = прошедшее время.

Причастия могут быть заменены глаголом: думающий = «тот, который думает».

деепричастие (отвечает на вопросы: КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?) Деепричастие – неизменяемая часть речи, не может иметь окончаний.

Суффиксы деепричастий: А, Я, УЧИ, ЮЧИ = несовершенный вид; В, ВШИ(СЬ) ШИ =совершенный вид.

Деепричастия относятся к глаголу и обозначают добавочное действие. Деепричастия можно вернуть в глагол: говорить (как?) думая = говорить и думать).

наречие (задать вопрос от глагола-сказуемого! Вопросы наречий: ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ и КАК? – учиться (как?) прилежно).

категория состояния. Неизменяемая часть речи. Обозначает:

  1. состояние окружающей среды (ветрено, грязно);

  2. физическое, психическое состояние человека или животных (грустно, жаль, больно, душно);

  3. модальная оценка (нужно, нельзя, можно, надо…).

Слова категории состояния всегда находятся в односоставном безличном предложении (деятель не мыслится). ^ Ясно, свежо было в саду.

  • предлог (служит для связи слов в словосочетании и предложении):

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

СТРУКТУРА


Непро­изводные


Производные

Наречные

Отыменные

Отглагольные

Простые

без, в{во),

до, для, за,

из(изо),

к(ко),на,

над(надо),

о, об(обо),

от(ото),

перед(пе-

редо),по,

под(подо),

при, про,

с(со), у,

через

близ, вблизи, вдоль, вместо, внутри, внутрь, возле, вокруг, вопреки, впереди, изнутри, кроме, кругом, между, мимо, на­встречу, наискось, нака­нуне, наперекор, напро­тив, около, относительно, поверх, подле, подобно, позади, после, поперек, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверх, сверху, сзади, сквозь, снизу, согласно, сообразно, соответ­ственно, соразмерно

ввиду, внутри, вроде, вслед, вследствие, наподобие, насчет, посредством, путем

благодаря,

включая,

выключая,

исключая,

кончая,

начиная,

спустя

Сложные

из-за,

из-под,

по-за,

по-над,

по-меж,

для-ради,

за-ради










Составные




вдали от, вместе с, вплоть до, вслед за, наравне с, независимо от, незадолго до, одновременно с, следом за, применительно к

в виде, в деле, в зависимости от, в заключение, в кругу, в лице, в меру, в начале, в области, во вре­мя, во избежание, во имя, в на­правлении к, в ответ на, в отли­чие от, в отношении, в период, в продолжение, в рамках, в свете, в связи с, в силу, в соответствии с, в сторону от, в течение, в ходе, в целях, в центре, за исключени­ем, за неимением, за счет, на предмет, на протяжении, на пу­тях, по вопросу о, по линии, по мере, по поводу, по причине, по пути, по случаю, по части, со сто­роны, с помощью, с течением

глядя по, исходя из, начиная от (с), невзирая на, не говоря о, несмотря на, не считая, смотря по, судя по

Наречный предлог нельзя опустить – предложение разрушится, наречие можно опустить.

Если от слов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ задаем вопрос кому? чему?, то эти слова – производные предлоги. ВВИДУ является предлогом, если заменяется предлогом ИЗ-ЗА.

НАСЧЕТ является предлогом, если заменяется предлогом О.

союз ( служит для связи однородных членов предложения или частей сложного предложения)

сочинительные союзы

соедини­тельные

и, да (в значении И), ни ... ни, как ...так и




противи­тельные

а, но,

да (в значении НО), однако, же, зато, а то, не то




раздели­тельные

или, либо, ли ...ли, то ...то, не то ... не то, то ли... то ли




присоедини­тельные

да, да и, тоже, также




пояснительные

то есть, а именно




градационные

не только ... но и, не то чтобы ... но




^ Подчинительные союзы (по смыслу)

временные

когда, как только, между тем как, пока, лишь, лишь только, едва, едва лишь

причинные

потому что, оттого что, из-за того что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что

целевые

чтобы [чтоб], для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы

следствия

так что

условные

если, если бы, когда бы, раз, как скоро

уступительные

хотя, хотя бы, пусть, как ни, несмотря на то что

сравнительные

как, как бы, будто, будто бы, как будто, словно, точно

изъяснительные

что, чтобы




  • частица (придает различные смысловые, модальные, эмоциональные оттенки предложениям и словам. Может содействовать образованию новых форм слова). Вспоминаю разряды частиц :

Модальные (смысловые и эмоционально-экспрессивные)

вопросительные

(чаще встречаются в вопросит, предложени­ях для придания эмоционального оттенка)

^ А, ДА, ЛИ(ЛЬ), КАК, НЕУЖЕЛИ, РАЗВЕ, УЖЕЛЬ, УЖЕЛИ, ЧТО Например: Неужели ты вчера не закончил работу?

восклицательные

(придают высказыванию эмоциональную

окраску)

ВОТ ТАК, ЕЩЕ БЫ, ИШЬ КАК, ИШЬ КАКОй, КАК, НУ, НУ И. ПРОСТО. ЧТО ЗА

^ Например: Ты вчера закончил работу? Еще бы!

усилительные

(подчеркивают слова, на которые падает

фразовое ударение)

^ ВЕДЬ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ЖЕ, И, ИМЕННО, НИ, ПРОСТО, ПРЯМО, -ТО. УЖ, ЭТО

Например: Ведь ты уже закончил работу?

уточняющие

(служат для уточнения какого-либо слова, выражения)

^ ИМЕННО, КАК РАЗ, РОВНО, ТОЧНО

Например: И именно сегодня ты опоздал!

уступительные (выражают уступку)

^ ВСЕ ЖЕ, ВСЕ Ж ТАКИ, ВСЕ –ТАКИ

Например: И все-таки она вертится!

указательные

(указывают на предметы, явления, события)

ВО, ВОН. ВОН И, ВОТ, ВОТ И, ОНО, ТО, ЭТО

Например: Где он? - Вот!

утвердительные

(служат для выражения согласия)

^ ДА, ТОЧНО

Например: Ты вчера закончил работу?Да.

отрицательные (выражают отрицание)

^ ВОВСЕ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, НЕ, НЕТ, ОТНЮДЬ НЕ

Например: Ты вчера закончил работу? Нет.

ограничительные (придают слову, выражению ограничитель­ный оттенок)

^ ВСЕГО, ЕДИНСТВЕННО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ПОЧТИ, -ТАКИ, ТОЛЬКО, ТОЛЬКО ЛИШЬ

Например: Мы были там только лишь один раз.

определительные

(с их помощью определяется смысл слов или словосочетаний в предложении)

^ ПОДЛИННО, ПОЧТИ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО

Например: Он пришел поздно, почти ночью.

побудительные

(выражают побуждение к действию)

А НУ, -КА, НУ

Например: Давай-ка побыстрей!

сравнительные (выражают сравнение)

^ БУДТО, КАК БУДТО, КАК БЫ, СЛОВНО

Например: Ты работаешь, будто спишь.

количественные

(выражают количественное соотношение)

^ КАК РАЗ, РОВНО, ТОЧНО, ЧУТЬ НЕ

Например: Пришло чуть не сто человек!

выражающие отношение к чужим словам, действиям

^ ДЕ, МОЛ, ЯКОБЫ, ДЕСКАТЬ

Например: Говорит, что якобы все закончил.

Формообразующие (образуют условное, повелительное наклонение)

БЫ Например: Ты закончил бы работу.

^ ДА, -КА, ПУСКАЙ, ПУСТЬ Например: Пусть

сильнее грянет буря!



  • междометие (слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их)

Междометия всегда ударны!



А11. Определяю лексическое значение слова, исходя из контекста.

А12. Правописание Н, НН.

Определяю форму слова (полная или краткая). В краткой форме ПРИЧАСТИЯ пишу всегда одну Н (причастие ЗАМЕНЯЕТСЯ глаголом, от него можно задать вопрос КЕМ? ЧЕМ?), в краткой форме прилагательного пишу столько Н, сколько было в полной (краткое прилагательное НЕ ЗАМЕНЯЕТСЯ глаголом). Для полной формы определяю часть речи. В отЫМЕНном прилагательном (образованном от существительного) пишу одну Н в суффиксах ИН, АН, ЯН и в слове «ветреный»; две буквы Н - в суффиксах ОНН, ЕНН и в словах «деревянный, оловянный, стеклянный». В отГЛАГОЛьном прилагательном (образованном от глагола) пишу одну Н (если НЕТ приставки, суффиксов ОВА, ЕВА, ИРОВА, зависимых слов и вид несовершенный); в причастии – две буквы Н (если ЕСТЬ приставка (кроме НЕ), суффикс ОВА, ЕВА, ИРОВА, зависимые слова, образовано от глагола совершенного вида). В слове РАНЕНЫЙ пишу одну Н, если НЕТ приставки или зависимых слов: раненый солдат, НО: израненный солдат, раненный на войне солдат.

ПОМНЮ слова-исключения:

Н – посажёный отец(мать), прощёное воскресенье, названый брат, незваный гость, непрошеный гость, смышлёный малыш, конченый человек, приданое невесты, кованый, жёваный, клеваный.

НН – нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, священный, медленный, неожиданный, несчитанный, данный.

^ А13. Безударные гласные в корне.

ПОМНЮ: нельзя проверять ударением словарные слова и чередующиеся гласные в корне! Исключаю варианты, в которых есть словарные слова или слова с чередующимися гласными в корне (ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ, РАЩ/РОС (= «вырастать»), СКАК/СКОЧ, ГАР/ГОР (= «пламя, огонь, горение»), КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР, ЗАР/ЗОР, РАВН/РОВН, МАК/МОК, ПЛАВ/ПЛОВ, КАС/КОС (= «дотрагиваться»), А,Я / ИНа, ИМа, БЕР/БИР, МЕР/МИР (= «умирание»), ДЕР/ДИР, ТЕР/ТИР, БЛЕСТ/БЛИСТ, СТЕЛ/СТИЛ, ЖЕГ/ЖИГ, ЧЕТ/ЧИТ), а также вариант, где пропущен гласный не в корне.

^ А14. Правописание приставок.

Вспоминаю правила правописания приставок:

• неизменяемых на письме: в{во), до, за, на, над(надо), о, об(обо), от(ото), перед(передо), по, под(подо), про; с(со), у (Внимание! приставка А- = «против», ПРА- = «давний»)

• РАЗ(РАС) – РОЗ(РОС) (под ударением – А, без ударения – О)

• чередующихся З, С на конце приставок РАЗ-, РОЗ-, БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ- (звонкий З перед звонким КОРНЯ, глухой С перед глухим КОРНЯ); звонкие согласные: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,Л,М,Н,Р; глухие согласные: К,П,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.

• приставок ПРИ и ПРЕ (ПРИ= «приближение», «присоединение», «около», «чуть-чуть, слегка»; ПРЕ= «очень», «пере»; вспоминаю словарные слова с ПРИ и ПРЕ:



учитываю лексическое значение группы слов с ПРИ и ПРЕ: различные по значению

непреложный (обязательный)

пребывать (находиться где-то)

превратный (изменяющийся)

предать (выдать врагу)

предел (граница)

преемник (последователь)

презирать (считать недостойным)

преклоняться (уважать)

преступить (нарушить)

претворить (осуществить)

претерпеть (испытать)

преуменьшить (сильно уменьшить)

преходящий (временный)

преступный (нарушающий закон)

неприложимый (то, что нельзя положить)

прибывать (приехать)

привратник (швейцар)

придать (прибавить)

придел (пристройка)

приёмник (прибор)

призирать (давать приют и пропитание)

приклоняться (наклоняться)

приступить (начать)

притворить (прикрыть)

притерпеться (привыкнуть)

приуменьшить (незначительно уменьшить)

приходящий (тот, кто пришел)

неприступный (недостижимый)

• И – Ы после приставок: (И в начале слова меняется на Ы после всех русских приставок на согласный; сохраняется буква И после приставок СВЕРХ, МЕЖ и всех иноязычных приставок: контр-, дез-,

транс-, пост-, пан-. ПОМНЮ слово-исключение ВЗ^ ИМАТЬ)

• правописание Ъ и Ь ( Ъ пишется после приставок на согласный и после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ перед Я, Ю, Е, Ё; Ь пишется внутри слова перед Я, Ю, Е, Ё, И, перед О в иноязычных словах(бульон)

А15. Правописание глаголов и глагольных форм.

• если глагол или причастие имеют форму настоящего (будущего времени) времени, то выполняю три шага:

  1. возвращаю в инфинитив того же вида

  2. определяю спряжение

  3. применяю правило сигнальных букв: I спр. Е, У, Ю. II спр. И, А, Я.

Глаголы II спряжения:

1) все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ)

^ 2) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать,

зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть (и производные от них с помощью приставок и постфикса –СЯ).

^ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ, а также брить, стелить, зиждиться относятся I спряжению.

• если глагол или причастие имеют форму прошедшего времени, то перед Л (суффиксом прошедшего времени глагола) или перед суффиксом прошедшего времени причастия ВШ, суффиксом деепричастия В вставляю гласный инфинитива, что перед ТЬ. ПОМНЮ: причастие, образованное от глагола на –ИТЬ пишется с суффиксом ЕНН)

А16. Правописание суффиксов.

• определяю часть речи:

  • глагол?



  • если ударный суффикс -ВА отбросить и при этом получится глагол совершенного вида, то пишу гласный корня: ОВЛАД^ ЕВАТЬ = ОВЛАДЕТЬ;

  • прилагательное? Вспоминаю правила правописания суффиксов (ЧИВ-ЛИВ всегда с И; ЕВ – без ударения, ИВ – под ударением (Искл. милостИВый, юродИВый)

А17. Слитное-раздельное написание с НЕ

существительные, прилагательные, наречия ПИШУ РАЗДЕЛЬНО, если есть противопоставление с А,НО (слова являются! антонимами) или есть слова ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ. В остальных случаях – пишу СЛИТНО.

глаголы, деепричастия и краткие причастия пишу всегда РАЗДЕЛЬНО. Помню о глаголах

с (НЕ)ДО…

  1. значение «не в полном объеме» = НЕДО… слитно: недостаёт усидчивости;

  2. «не до конца» = НЕ ДО… раздельно: не достаёт до дна.

причастия (полные!) пишу раздельно, если ЕСТЬ зависимые слова или противопоставление с А, НО

отрицательные наречия всегда слитно. Никогда, негде (гласный в приставке зависит от ударения)

неопределенные и отрицательные местоимения: в одно или в три – так меня пиши! Никого, ни у кого.

ПОМНЮ: обороты никто иной, не кто иной, как…; во что бы то ни стало, как бы то ни было…

А18. Правописание служебных частей речи.

Пишу раздельно, если можно отделить часть.






А19. Запятая перед И.

Определяю количество грамматических основ: одна – запятую НЕ ставлю, если союз И между однородными членами одиночный; две основы – запятую ставлю (при условии, что нет общего второстепенного члена предложения: обстоятельство времени (когда?) или места (где?) в начале предложения, которое можно отнести к обеим грамматическим основам)

^ А20. Причастные и деепричастные обороты.

Причастный оборот выделяется запятыми 1)после определяемого слова; 2)определяемое слово – личное местоимение; 3)оборот имеет причинное значение. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие всегда выделяются запятыми (при условии, что не является фразеологическим оборотом; деепричастием, перешедшим в наречие либо тесно связанным по смыслу с глаголом-сказуемым);

^ А21. Вводные конструкции.

Если вводную конструкцию можно опустить, то она выделяется запятыми.



• ЗАПОМНИТЕ: не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

АВОСЬ, БИШЬ, БУКВАЛЬНО, БУДТО, ВДОБАВОК, В ДОВЕРШЕНИЕ, ВДРУГ, ВЕДЬ, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЁ-ТАКИ, ДАЖЕ, ЕДВА ЛИ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ИМЕННО, ИНОГДА, КАК БУДТО, КАК БЫ, КАК РАЗ, МЕЖДУ ТЕМ, НЕБОСЬ, НИКАК, ПОИСТИНЕ, ПОЧТИ, ПОЭТОМУ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, ПРИМЕРНО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ПРОСТО, РЕШИТЕЛЬНО, СЛОВНО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЯКОБЫ и др.подобные (частицы, наречия)

^ А22. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.

Если союз одиночный (и, или, либо) – запятая не ставится, двойной союз (или…или, либо...либо, то…то, не то…не то, не только…но и, как…так и, если не…то, не столько…сколько) – запятая ставится перед второй частью союза. Перечислены несколько однородных членов, союз (и, или, либо, то, не то, ни) повторился – запятая ставится после каждого однородного члена предложения (т.е. между всеми однородными словами).

^ А23. Двоеточие, тире в простом и сложном предложениях.

• считаю грамматические основы:

- одна грамматическая основа – выбираю вариант: ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

- две грамматические основы – выбираю из вариантов БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1) если в предложении ДВОЕТОЧИЕ, то могут быть значения «ПРИЧИНА» (=потому что), «ПОЯСНЯЕТ, РАСКРЫВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ» (=а именно), «ДОПОЛНЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ» (=и увидел, и услышал, и почувствовал… что);

2) если в предложении ТИРЕ, то могут значения «ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ» (= а,но), «УСЛОВИЕ» (к первой части добавляем ЕСЛИ…), «ВРЕМЯ» (к первой части добавляем КОГДА…), «СЛЕДСТВИЕ» (= так что), «БЫСТРАЯ СМЕНА СОБЫТИЙ».

^ А24. Запятые в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным.

• нахожу в главной части слово (существительное), от которого задаю вопрос КАКОЙ? (в нужной форме).

• запоминаю ответ на этот вопрос.

• ставлю запятые В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ полученного ответа (это и есть придаточное определительное).

ПОДСКАЗКА: после слова КОТОРЫЙ никогда не ставится запятая – убираю варианты ответов, в которых содержится такая цифра.

^ А25. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

• ищу в предложении ТО, ТАК, НО, СТОЛЬКО.

• ставлю запятую перед ТО, ТАК, НО, СТОЛЬКО и не ставлю на стыке союзов (подсказка: убираю варианты ответов, в которых содержится цифра, находящаяся на стыке союзов).

• если нет ТО, ТАК, НО, СТОЛЬКО – запятую ставлю ВЕЗДЕ (проверяю, можно ли изъять эти части из предложения без ущерба для смысла. Постановку запятой перед союзом И проверяю таким способом: убираю придаточные части из предложения, а в оставшейся главной части определяю грамматические основы: одна – запятую перед И не ставлю; две – ставлю запятую перед И. Не забываю об однородности придаточных предложений, в том числе и о таких, где второй подчинительный союз пропущен, но восстанавливается).

^ А26. Замена придаточных определительных причастными оборотами.

НЕЛЬЗЯ заменить:

  1. если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом (формы именительного падежа союзного слова: который, которая, которое, которые)

  2. сказуемое в придаточном предложении выражено формой будущего времени

  3. сказуемое в придаточном предложении выражено формой условного наклонения (т.е. при сказуемом есть частица БЫ)

  4. в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, этот, такой или его форма: та, то, те, того, тем, эта, этих, такими и т.д.)

А27. Информационная обработка текста.

• нахожу в тексте ключевые слова

• выбираю вариант, воспроизводящий эти ключевые слова наиболее полно, но не включающий второстепенную информацию текста.

А28. Работа над содержанием текста.

А29. Определение стиля и типа речи.

На ЕГЭ тексты в основном публицистические или художественные. Чтобы определить стиль речи, нужно внимательно прочитать текст, подумать о том, в какой речевой ситуации используется этот текст (где, с кем, зачем). Если он может быть использован в научной литературе, то это научный стиль, в периодической печати – публицистический, в художественной литературе – художественный. Таблица также поможет разобраться.







^ А30. Определение лексического значения слова.

лексика

Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка

фразеологизм

Лексически неделимое словосочетание, воспроизводимое в готовом виде: от корки до корки, бить тревогу, повесить нос, одержать победу.

^ Лексическое значение слова

Отражение сложившихся у людей представлений об основных сторонах предметов, явлений, признаков и т.д.

^ Многозначность слова (полисемия)

Явление, при котором у слова может быть несколько лексических значений: голова (человека) – голова (сыра); лук (овощ) – лук (оружие)

синонимы

Слова, разные по звучанию, но близкие по значению: контуры – очертания – линии - силуэт

^ Контекстные (или контекстуальные) синонимы

Слова, являющиеся синонимами только в исходном тексте. Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д.Гранин)

антонимы

Слова, противоположные по значению: добрый – злой.

^ Контекстные (или контекстуальные) антонимы

Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. ^ Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. (С.Довлатов)

Заимствованные слова

Слова, пришедшие в русский язык из других языков с какими-либо явлениями, процессами: педагогика, грамматика, анализ.

диалектизмы

Слова, употребление которых ограничено определенной территорией: петух – кочет, говорить – балакать, гутарить.

жаргонизмы

Слова, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением: предки (родители), заливать (обманывать).

архаизмы

Слова, вышедшие из употребления: десница (правая рука), выя (шея).

неологизмы

Новые слова, возникающие в языке с каким-либо новым явлением в жизни: сайт, хакер, биоритм.

лексикология

Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка
  1   2



Скачать файл (7321.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru