Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Инновационный менеджмент - файл 1.docx


Лекции - Инновационный менеджмент
скачать (261.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx262kb.19.11.2011 11:36скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Инновационный менеджмент

«Инновационный менеджмент (ИМ)» - управление нововведениями.

Цель курса – уяснение студентами системы научных знаний об управлении инновациями в условиях конкурентного рынка.

Учебная литература:

  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. Допущено для специальности «Менеджмент организации».

  2. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент.

  3. Инновационный менеджмент. Под ред. Оголевой Л.Н.

  4. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д. Ильенковой.

  5. Медынский В.Г. ИМ.

  6. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент.

  7. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. Допущено МО РФ для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»и другие.
^

Тема 1: Основы теории инноваций


  1. Инновационный менеджмент как наука и практическая система.

  2. Теория развития и значение инновационной деятельности.

  3. Сущность и классификация инноваций.

  4. Инновационный процесс: этапы, субъекты и условия.

I. Объект ИМ как науки и учебной дисциплины – инновационный процесс, т.е. создание, освоение и распространение новшеств.

Предмет ИМ – управление инновационной деятельностью, т.е. организационно-экономические аспекты инновационного процесса

Государственный образовательный стандарт по дисциплине «ИМ»

^ СД.07 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Тенденции и разновидности развития, управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление.

^ Основные задачи курса:

  1. Изучение современных концепций инновационного менеджмента.

  2. Рассмотрение связи теории инноваций с практикой хозяйственного управления.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения курса обучаемые должны знать:

  • 

  • основные положения теории инновационного менеджмента;

  • систему организации инновационного управления на предприятии;

  • формы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;

  • особенности российской инновационной системы;

  • зарубежный опыт инновационного менеджмента.

В результате изучения курса обучаемые должны уметь:

  • организовать управление инновациями на предприятии;

  • разрабатывать программы и проекты нововведений;

  • применять методы оценки эффективности инновационной деятельности.

В результате изучения курса обучаемые должны быть ознакомленными:

  • с новейшими публикациями по актуальным проблемам инновационного менеджмента;

  • с теорией и практикой управления персоналом в инновационной организации.

Инновационный менеджмент – это составная часть инноватики (теории инноваций). Инноватика возникла в начале ХХ века. Основоположник теории инноваций - Йозеф Шумпетер (1883-1950), его главные произведения по инноватике: «Теория экономического развития» (1912г.) , «Экономические циклы» (1939г.).

^ Практическая система ИМ → 3 блока:

  1. Организационный блок. Включает формы, функции, методы, структуры инновационного управления.

  2. Системный блок. Включает разработку инновационных проектов по этапам:

    1. Поиск инновационных идей;

    2. Создание портфеля новшеств;

    3. Формирование портфеля инноваций;

    4. Выполнение инновационных проектов.

  1. Ресурсный блок. Включает правовое, кадровое, финансовое, материальное, информационное и др. обеспечение нововведений.

Структура учебного курса «ИМ»

6 тем-разделов:

  1. Основы теории инноваций.

  2. Организация инновационного менеджмента.

  3. Разработка инновационных проектов.

  4. Управление персоналом в инновационной организации.

  5. Комплексное обеспечение инновационной деятельности.

  6. Эффективность инновационной деятельности.

Балльно-рейтинговая система оценки: 29-30 баллов + 100% посещаемость = «5»

II. Исходными понятиями в анализе процессов развития являются:

  • социальный прогресс,

  • экономическое рост и развитие,

  • научно-технический прогресс,

  • инновационная деятельность.



Виды воспроизводства:

  1. Простое (воспроизводство в неизменных размерах)

  2. Расширенное (воспроизводство во все увеличивающихся размерах)

  3. Суженное (воспроизводство в уменьшающемся размере)

Расширенное воспроизводство – основа экономического роста. Расширенное воспроизводство ведет к экономическому росту.

При условии, что увеличивается не только номинальный, но и реальный ВВП.

ВВПреальный=ВВПноминдефлятор∙100%

дефлятор=ЦтекЦбаз∙100%

Задача: В 2009 г. ВВП России составил 39 трлн.р., в 2010г. – 44,1 трлн.р. в текущих ценах. Определите реальный ВВП в 2010г., если уровень инфляции в 2010г. составил – 108,8%, имел ли место в России экономический рост?

дефлятор=108,8

ВВПреальный=ВВПноминдефлятор∙100%=44,1 трлн.р.108,8∙100%=40,53 трлн.р.

Вывод: В 2010 году имел место экономический рост.

^ Экономический рост будет означать экономическое развитие, если произойдет повышение уровня жизни в стране, т.е.:

  1. Прирост реального ВВП должен превышать прирост населения страны, т.е. должен возрастать ВВП/душу населения.

  2. Прирост ВВП – не за счёт вредных товаров (алкоголь, табак …);

  3. При равномерном распределении доходов (КДЖИНИ не должен увеличиваться);

  4. Без ухудшения экологии.

Таким образом, экономическое развитие предполагает повышение качества жизни на базе экономического роста.

Экономический рост и развитие – на основе ресурсов, т.е. национального богатства.

^ Национальное богатство – природный, человеческий и воспроизводимый капиталы страны.

Рост экономики → либо экстенсивно (↑ресурсов), либо интенсивно (лучшее использование ресурсов).

^ Экстенсивный тип осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов без изменения технического уровня производства и, очевидно, ограничен.

Интенсивный тип экономического роста осуществляется за счет качественного совершенствования производства.

Общие факторы экономического развития страны:

  1. 

  2. Природные ресурсы

  3. Трудовые ресурсы

  4. Выгодное географическое расположение

  5. Уровень техники и технологии

  6. Развитие науки, инновационная деятельность

  7. Уровень доходов (совокупный спрос)

  8. Величина инвестиций, норма накопления
    / = И / ВВП x 100%)

  9. Социально-политические факторы (стабильная политическая система, эффективное образование, уровень культуры и пр.)

^ Значение инновационной деятельности:

И экстенсивный, и интенсивный типы роста возможны только при инновационной деятельности (ИД).

ИД требует затрат и сопровождается риском, идти на эти затраты и риск заставляет конкуренция.

Итак, существует причинно-следственная связь: конкуренция ® инновации ® НТП ® экономическое развитие ® социальный прогресс.

^ ВЫВОД: благосостояние общества, в конечном счете, определяется эффективностью ИД.

«Волновая теория» и инноватика: экономическое развитие осуществляется циклично. Методологической основой инноватики стала волновая теория русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1892-1938гг., доклад в 1926г. «Основные проблемы экономической динамики»). Й.Шумпетер опубликовал работу «Экономические циклы» в 1939г.

Виды экономических циклов:

  • короткие (~ 3летние, «циклы Китчина», потребительские циклы);

  • средние (~10 лет, «циклы Жугляра» или промышленные циклы);

  • длинные («волны Кондратьева», ~ 50 лет).

Основные положения концепции «длинных волн»:

  1. Экономическое развитие осуществляется волнообразно: волна набирает силу, затем затухает. Цикл длится примерно 50 лет;

  2. Основа технологического уклада – т.н. инновационный кластер (совокупность взаимосвязанных инноваций);

  3. В период спада волн могут происходить социальные потрясения;

  4. Циклы носят международный характер нарушения и восстановления экономичес-кого равновесия.

Современная наука выделяет 5 технологических укладов (волн):

  1. 1790-1850гг. – производство с использованием энергии воды (повышательная фаза до1817г., затем понижательная фаза);

  2. 1850-1896гг. 

  3. – производство на основе энергии пара (паровой двигатель), п/ф – до 1875г.;

  4. 1896-1945гг. – эл/энергия + радио, авто, самолет и пр., п/ф – до 1920 г.;

  5. 1945-1995гг. – атомная энергия, ЭВМ (п/ф –до 1966г.);

  6. 1995-2045гг. – компьютеризация, биотехнологии, нанотехнологии и пр.

Кондратьев проанализировав статистику за 140 лет, выделил 3 первых цикла.



III. Экономическое развитие осуществляется на основе НТП, а НТП реализуется через разработку и внедрение новшеств.

Новшество (новация) – это существенное изменение, направленное на достижение положительного эффекта.

^ Инновация (нововведение) - это примененное (реализованное) в практике новшество.

Условия превращения новшества в инновацию (свойства инновации):

  1. Существенная новизна;

  2. Производственная применимость;

  3. Коммерческая реализуемость.

Цель инноваций - получение положительного эффекта, который выражается в конкурентных преимуществах, приобретаемых фирмой.

^ Причина осуществления инноваций – конкуренция, угроза потери конкурентоспособности, стремление устранить противоречие между реальным и желаемым состояниями (снижение спроса ® продуктовая инновация)

Классификация инноваций (8 признаков):

  1. Инновационный потенциал:

    1. Радикальные (базовые открытия);

    2. Ординарные (модифицирующие).

  2. Степень новизны

    1. Новые в мире

    2. Новые в стране

    3. Новые в отрасли

    4. Новые для предприятия

  3. объект промышленной собственности:

    1. Изобретения (новое устройство, вещество, способ);

    2. Полезные модели (новая конструкция);

    3. Промышленные образцы (новый внешний вид изделия);

    4. Товарные знаки и фирменные наименования.

  4. Тип нововведения (Й.Шумпетер):

    1. Новый продукт;

    2. Новый метод производства (ноу-хау);

    3. Новый рынок;

    4. Новый источник сырья;

    5. Новая организация.

  5. Сфера внедрения:

    1. Материальное производство;

    2. Торговля и сфера услуг;

    3. Финансы;

    4. Социально-культурная сфера (наука, образование, здравоохранение, культура, искусство).

  6. Масштаб применения (распространенность):

    1. Экономика страны;

    2. Отрасль;

    3. Предприятие;

    4. 

    5. Подразделение предприятия.

  7. Назначение:

    1. Внедрение;

    2. Накопление (сохранение);

    3. Продажа.

  8. Вид эффекта:

    1. Научно-технический;

    2. Коммерческий;

    3. Социальный;

    4. Экологический;

    5. Оборонный;

    6. Интегральный.

Задача: Кодирование инновации производится по этой классификации. Например, код 12121416 – место цифры в коде означает признак классификации, сама цифра – вид инновации по этому признаку. Определите указанную инновацию …?

Ответ: радикальная, новая в стране, изобретение, новый метод производства, материальное производство, применяется в подразделении предприятия, назначение – внедрение, интегральный эффект.

^ IV. Инновационный процесс – это деятельность по созданию, освоению и распространению (диффузии) новшеств. Этапы инновационного процесса:

  1. Создание новшества (включает фундаментальные и прикладные исследования, а также ОКР - создание опытного образца, прототипа);

  2. Освоение новшества (разработка технологии, организация производства, вывод на рынок)

  3. ^ Распространение инновации (диффузия).

ИП продолжается от возникновения идеи изменения до коммерческого использования инновации (точнее, до момента возврата инвестиций, получения прибыли от инновации).

Й.Шумпетер отмечал, что определяющим в НТП и социальном прогрессе является скорость и непрерывность диффузии инноваций.

^ Диффузия инноваций - процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих новшество вслед за новатором (пионером).

1 и 2 этапы ИП (создание и освоение новшества) являются затратными и рискованными. Инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, называется венчурной (рисковой).

Скорость осуществления ИП характеризует показатель – «инновационный лаг».

Инновационный лаг:

  • Временной интервал от появления новшества до превращения его в инновацию, приносящую эффект.

  • ^ Срок окупаемости новшества - время возврата инвестиций, продолжается до момента получения прибыли от инновации.

В США и Японии его называют ТАТ (turn-around time – успевай поворачиваться).



Этапы инновационного процесса:

Факторы, определяющие инновационный лаг:

  1. Сравнительное превосходство инновации над существующими аналогами (чем больше, тем быстрее восприятие);

  2. Преемственность – соответствие опыту потреби-телей;

  3. Сложность – трудность понимания сути иннова-ции, выгоды от ее использования;

  4. Делимость внедрения – возможность оценивать результаты по этапам;

  5. Наглядность – возможность описать полезность и выгоду применения.

Субъекты инновационного процесса (Й.Шумпетер) по типу инновационного поведения:

  • новаторы (2,5% субъектов рынка)

  • ранние реципиенты (13,5%)

  • раннее большинство (34%)

  • запоздалое большинство (34%)

  • отстающие (16%).

Условия успешной ИД:

  1. Инновационный потенциал предприятия;

  2. Эффективность инновационной инфраструктуры в стране.

Инновационный потенциал предприятия – это способность компании к созданию и использованию нововведений.

Инновационный потенциал предприятия определяется следующими факторами:

  • Интеллектуальными ресурсами компании (наличием сотрудников, способных генерировать новые идеи);

  • Системой управления на предприятии, приспособленной для инновационной деятельности;

  • Наличием денежных средств для финансирования разработок;

  • Наличием материально-технических ресурсов для обеспечения инновационного процесса.

Показатели инновационного потенциала предприятия:

  • Величина затрат на НИОКР, их уд. вес в себестоимости;

  • Наличие научно-исследовательских подразделений и фонда развития;

  • Количество рацпредложений, патентов на одного сотрудника,

  • Численность сотрудников с учеными степенями;

  • Доля новой (выпускаемой 1 год) продукции в общем объеме производства;

  • Величина инновационного лага по инновационным проектам;

  • Участие в инновационных проектов высшего руководства и др.

Инновационная инфраструктура – это совокупность институтов, обеспечивающих инновационный процесс по следующим направлениям:

  • 

  • Правовое обеспечение;

  • Кадровое обеспечение;

  • Финансовое обеспечение;

  • Информационное обеспечение (система научно-технической и коммерческой информации);

  • Экспертное обеспечение (экспертиза инновационных проектов для определения эффекта);

  • Маркетинговое обеспечение (продвижение инноваций, в т.ч., реклама, выставочная деятельность, торговля лицензиями и пр.).

Вопросы к теме 1:

  1. Объект и предмет инновационного менеджмента.

  2. Практическая система инновационного менеджмента, структурные блоки ИМ.

  3. Общественное воспроизводство, экономический рост и экономическое развитие.

  4. Национальное богатство и факторы экономического развития страны.

  5. Экономические циклы.

  6. Волновая теория Н.Д.Кондратьева и инноватика.

  7. Новшества и инновации, свойства инновации.

  8. Классификация инноваций и ее значение в инновационном управлении.

  9. Инновационный процесс: сущность и этапы.

  10. Инновационный лаг и факторы его определяющие.

  11. Субъекты инновационного процесса.

  12. Условия успешной инновационной деятельности: инновационный потенциал предприятия, инновационная инфраструктура.


  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (261.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru