Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность - файл 1.doc


Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность
скачать (661 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc661kb.16.11.2011 00:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Э.Бикерман

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Ближний Восток и античность

М."Наука", 1975.

Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского
Ответственный редактор М. А. Дандамаев

(E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)

 

К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Издание русского перевода моей книги, текст которой исправлен и дополнен с учетом новых данных, -- большая честь для меня, Я глубоко признателен д-ру М.А.Дандамаеву, предложившему перевести эту работу, а также Главной редакции восточной литературы издательства "Наука", принявшей его предложение. Я признателен также переводчику И. М. Стеблин-Каменскому и проф. И. М. Дьяконову, великодушно согласившемуся представить мою книгу русскому читателю. Перевод моей книги -- еще один пример доброго отношения ко мне коллег из Института востоковедения, Эрмитажа, а также коллег в Москве, Ташкенте и Ашхабаде, которые так сердечно принимали меня во время двух поездок ло стране. Этим друзьям я и посвящаю настоящий перевод.

Колумбийский университет, май 1973

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мысль написать эту книгу подсказал мне когда-то Эдвард Норден. В то время я был молод и не сознавал трудностей, связанных с этим: ведь для того чтобы создать научный труд, нужны знания, но только по невежеству можно решиться опубликовать его.

Тем не менее моя несовершенная книга, по-видимому, принесла некоторую пользу: она дважды была опубликована на немецком языке, а также на итальянском и на английском. Цель этой книги - ответить на простой вопрос: как нам удается датировать события древней истории? Например, мы говорим, что Цезарь был убит 15 марта 44 г. до н. э. Откуда мы это знаем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять использовавшиеся древними календарные системы и их способы летосчисления.

Английское издание было предпринято по предложению проф. Г. Г. Скулларда. По его желанию было добавлено приложение, содержащее различные хронологические таблицы. Текст книги был полностью пересмотрен и в очень многих случаях изменен в соответствии с моими теперешними взглядами или для большей ясности. Одновременно были исправлены многие промахи предыдущих изданий. К сожалению, рецензенты моей книги предпочитали хвалить ее, вместо того чтобы указывать на недостатки. Книга и ее автор выигрывают от критики, а не от похвал. Все мы находимся в неоплатном долгу и преисполнены благодарности Жанне и Луи Роберам за их строгий "Bulletin epigraphique".

Доктор Лариса Бонфант Уоррен (Нью-Йоркский университет) умело перевела мой труд с итальянского языка на английский; мои ученики Альберт Баумгартен, Д. Грейвс и Алан Кенигсберг сверили ссылки на источники и составили указатель. Профессора О.Нейгебауэр и Р.А.Паркер любезно отвечали на вопросы автора, а проф. Нейгебауэр разрешил мне воспользоваться машинописным текстом своих лекций по астрономической хронологии,  прочитанных  им  в  Брауновском  университете в 1941/42 г.

Я пишу это предисловие в конце моего последнего года преподавания в качестве профессора древней истории в Колумбийском университете. Мне кажется уместным посвятить английское издание книги памяти Вильяма Линна Вестерманна, моего дорогого друга и предшественника на той же кафедре, и Мортону Смиту, моему дорогому другу и преемнику: et, quasi cursores, vital lampada tradunt*.

Колумбийский университет, март 1966

* И, как бегуны, передают факелы жизни.- Прим. пер.


ВВЕДЕНИЕ

Историю принято измерять временем. Факт считается историческим, если он может быть определен не только в пространстве, но и во времени. Факт помещается в четвертое, т. е. временное, измерение путем отсчета его удаленности от настоящего момента. Хронология, вспомогательная дисциплина истории, позволяет нам установить временной промежуток между историческим фактом и нами, преобразуя хронологические указания источников в единицы нашего летосчисления.

Так, если говорится, что "Гораций умер на пятый день до декабрьских календ, когда консулами были Г. Марций Цензорин и Г. Асиний Галл" - "decessit V Kal. Dec. G. Marcio Censorino et C. Asinio Gallo consulibus" (Suet., De viris ill., 40), то с помощью хронологии эта римская дата переводится на нашу систему летосчисления как 27 ноября 8 г. до н. э. и таким образом показывает, насколько далеко отстоит от нас во времени смерть Горация.

Мы считаем время единицами лет, или годами (1967, 1968 и т. д.), которые не повторяются, и месяцами и днями, которые повторяются ежегодно. Каждая полная дата состоит, следовательно, из двух частей: календарной даты, которая периодически повторяется (т. е. 27 ноября), и хронографической даты, которая случается только один раз (т. е. 8 г. до н. э.).

Соответственно из двух частей состоит и эта книга, которая не является ни сокращенным справочником, ни просто руководством по переводу дат, а служит, скорее, введением в основные понятия и проблемы древней хронологии. Эта книга призвана объяснить структуру древнего календаря, а также принципы, которым следовали древние при подсчете лет, и правила, которые мы можем вывести из этих принципов при сопоставлении древних дат с датами нашего летосчисления.

В нашем летосчислении используются три стандартные единицы: сутки, год и месяц. Солнечные (астрономические) сутки - это период времени, в течение которого Земля оборачивается вокруг своей оси. Год (тропический) -- это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Тропический год содержит 365 дней 5 ч. 48 м. и почти 46 сек. Наш месяц, с другой стороны, не зависит от явлений природы. Месяцы состоят из различного числа дней (28 и 29, 30, 31), сумма которых составляет 365 дней, т. е. равняется числу дней в году. Это несоответствие -- пережиток римского календаря, продолжением которого, с одним лишь изменением, является и наш современный календарь.

Из практических соображений календарь должен состоять из цельных дней. Реформируя традиционный римский календарь, Юлий Цезарь установил год, состоящий из 365 дней, с добавочным "високосным" днем (теперь 29 февраля) на каждый четвертый год для того, чтобы устранить разницу между тропическим и обычным гражданским годом. Таким образом, четыре юлианских года равны 1461 астрономическим суткам. Поэтому юлианский календарь уходит почти на 44 мин. вперед за каждые четыре года обращения Земли вокруг Солнца. К концу XVI в. н. э. накопленная разница между юлианским календарем и тропическим годом составляла около 10 дней.

Таким образом, дата пасхи смещалась по отношению к дню равноденствия. Папа Григорий XIII в 1582 г. решил переместить дату пасхи назад, к ее дате во время первого вселенского собора в Никее в 325 г., когда равноденствие состоялось 21 марта (в календаре Цезаря равноденствие приходилось на 25 марта), так что 5 октября стало 15 октября, и предложил каждые 400 лет опускать три добавочных дня, так чтобы годы 1600 и 2000 считались високосными, а годы 1700, 1800 и 1900 - не високосными. Исключая это исправление, наш григорианский календарь является все тем же римским календарем, реформированным Цезарем (см. стр. 42). Вот почему для датирования событий, происшедших до 1582 г., историки пользуются юлианским календарем. Год состоит из 365 дней и начинается 1 января; добавочный день (29 февраля) прибавляется каждый четвертый год (1, 5, 9 и т. д. до н. э.; 4, 8, 12 и т. д. н. э.).

Итак, задача хронологии состоит в том, чтобы переводить хронологические указания источников в юлианские даты (до н. э. или н. э.). Способ обратного счета от (предполагаемой) даты рождения Христа был впервые предложен Д. Петавиусом в 1627 г. и стал постоянно использоваться с конца XVIII в.1

Следует, однако, помнить, что для вычисления дат сезонных событий отдаленного времени, таких, как урожай ячменя в Вавилонии ок. 1700 г. до н. э. (ср.: S. Langdona. J. К. Fotheringham, The Venus Tablets of Ammizaduga, 1928, c. 69) или же наводнения Нила, нужно пользоваться правильным (григорианским) календарем. Ведь, например, в 4240 г. до н. э. отставание юлианского календаря и от обращения  Земли вокруг Солнца,  и   от   григорианского календаря составляло 34 дня (ср.: Ed. М е у е г,- APAW, 1904, с. 43).

В этой книге мы будем иметь дело с датами, указываемыми самими древними. Мы не принимаем во внимание ни методов относительной датировки, разработанных в археологии, ни методов прямой датировки, установленных современной наукой.

Пользуясь типологическим методом, археологи, например, датируют греческую вазу по ее стилю, т. е. находят ее сравнительное положение внутри процесса развития некоего стиля. Типологическая эволюция должна быть, следовательно, связана с какой-либо древней шкалой времени, для того чтобы получить абсолютную дату. Относительная датировка архаичных греческих ваз основывается на находках, сделанных в Италии, и связана с датами основания греческих колоний в Италии. Относительная хронология этих колоний приводится у Фукидида (VI, 1): Гела была основана через 45 лет после Сиракуз, и так далее. Относительная хронология Фукидида, в свою очередь, может быть переведена на наше летосчисление с помощью таблиц Евсевия (см. стр. 82), в которых, например, основание Сиракуз приводится под датой, соответствующей 733 г. до н. э.2

С другой стороны, методы естественных наук позволяют нам при определенных обстоятельствах непосредственно устанавливать возраст археологических находок. Так, например, древние органические остатки, т. е. остатки некогда живых организмов,- дерево, шерсть, кости... - могут быть датированы с помощью радиоуглеродного метода (по С14); деревья могут быть датированы по годичным кольцам; магнитные измерения и методы термолюминесценции служат для датирования керамики и т. д. Историк, разумеется, должен иметь собственное мнение при оценке сведений, полученных в лаборатории. Так, например, возраст бревна, установленный по годичным кольцам или же с помощью радиоуглеродного метода, относится к тому времени, когда дерево было срублено. Бревно, о котором идет речь, могло быть использовано в постройке здания через много лет после окончания строительства последнего, например при ремонте3.
 
 

^ ГЛАВА ПЕРВАЯ
КАЛЕНДАРЬ

Современный календарь основан на видимом движении Земли вокруг Солнца, образующем "день" и "год". Современный месяц -- условная единица. Древние же, за исключением египтян и римлян, основывали свой гражданский календарь не только на движении Солнца, но и на фазах Луны4.

ДЕНЬ

Регулярное чередование дня и ночи является первоначальной мерой времени. Кельты и германцы вели счет времени на "ночи" (Caes., B. G., VI, 18; Tac., Germ., 11); Гомер считал время по "рассветам".

Из-за недостатка средств искусственного освещения рабочий день фактически совпадал со светлым дневным временем. Периоды темноты не принимались во внимание. Греческое слово  -- "день" имеет два значения: 1) период времени от восхода до захода солнца, 2) период времени от одного восхода до следующего восхода солнца (Geminus, Elementa astronomiae, 6)5. Те же значения имеет и латинское слово dies, наше слово "день" и соответствующие слова других языков. [Сложное слово  -- "ночь и день", встречающееся, например, во Втором послании апостола Павла к коринфянам (XI, 25), не засвидетельствовано ранее I в. н. э.]. Итак, везде предполагалось, что день начинается утром. Так было в Греции и в Риме, в Вавилонии и в Египте, так принято и в нашем обиходе. Плиний писал: "Действительная продолжительность дня разными людьми воспринималась по-разному... простыми же людьми везде от рассвета до темноты" ("Ipsum diem alii aliter observare ... vulgus omne a luce ad tenebras" -- N. H. II, 188).

Но для нужд календаря за полный день считается обычно то, что принято соответствующими календарными системами. Народы, которые в качестве основной меры времени использовали лунные месяцы (см. стр. 14), например афиняне (Varro,
ap. Gell. Noct. Att., III, 2), галлы (Caes., B.G., VI, 18), германцы (Tac., Germ., 11), иудеи, считали за полный 24-часовой день период времени от одного вечера до следующего вечера. В английском языке как пережиток лунного календаря сохранилось выражение fortnight -- "две недели"*. Там же, где, как в Египте, календарь не зависел от Луны, началом дня было принято считать рассвет. Зороастрийцы, которые осуждали счет времени по Луне как ложный, утверждали, что день -- это период времени между двумя восходами (ср.: H.S. Nyberg, Texte zum Mazdayasnischen Kalender, -- "Uppsala Univ. Arsskritt", 1934, c. 11). Вавилонские астрономы, однако, исчисляли луны в полночь (O. Neugebauer, -- PAPhS, 107, 1963, c. 529).

По каким-то причинам, которые римлянам были уже неизвестны, римский dies civilis** также начинался в полночь (Plut., Quaest. Rom., 84).

Различные периоды естественного дня различались по движению Солнца (например, "утро") или же в соответствии с использованием дневного времени (например, "обеденное время"). Соответствующие греческие выражения собраны у Поллукса (I, 68), а латинские -- у Цензорина (24; ср.: W. Sontheimer, -- RE, IVA, стб. 2011). Требования войны вызвали разделение дня и ночи на стражи (phylakai, vigiliae). Вавилоняне, Ветхий завет и Гомер (II., X, 253; Od., XII, 312) различали три стражи днем и три другие стражи ночью, в то время как греки и римляне позднее приняли египетскую систему из четырех страж (Eurip., Rhes., 5), которая была также широко принята и в гражданской жизни для обозначения частей ночи (ср., например: Asclep., Anth. Pal., V, 150). Тем не менее в Иерусалиме при римлянах часы ночи различались по петушиному крику (см.: H. Cosmala, -- "Annual of the Shedish Theological Institute", II, 1963, с. 118). Деление на часы впервые отмечается в Египте. Уже примерно около 2100 г. до н. э. египетские жрецы пользовались системой из 24 час.: 10 час. дня, 2 часа сумерек и 12 ночных час. Эта схема, основанная на десятичном счете, около 1300 г. до н. э. была заменена более простой системой, в которой дню и ночи отводилось по 12 час. Вавилоняне также отводили дню и ночи по 12 час. Греки, согласно Геродоту (II, 109), усвоили эту систему от вавилонян. Греческое слово hora, от которого через латинское hora произошло и английское hour -- "час"***, первоначально значило "промежуток времени, пора, период", а позднее стало значить и "подходящее время;  назначенное время"  (например,   Arist.,  Ath.   Ро1., 30, 6; Sappho, ap. Hephaest. de re metr., 11, 3, -- D.L. Page, Poetae Melici Graeci, 1962, фрагм. 976 в значении "свидание любовников")****.   Значение "час" впервые засвидетельствовано у греческого   слова во второй   половине IV в. до н. э. (Пифей в:  Geminus, Elem., Astro., 6, 9;  Arist., fr. 161).   В это же время появляется и выражение "полчаса" (у Менандра).

* По   происхождению  букв, "четырнадцать ночей". -- Прим.   пер.
** "Dies civilis" -- "гражданский день" (от полуночи до полуночи) в отличие от "naturalis dies" -- "естественный день". -- Прим. пер.
***Через   посредство старофранц. hore   (франц.   heure -- "час"). -- Прим.   пер.
****Таков же, как и у греческого слова, путь семантического развития русского слова "час" -- "пора, время" (ср. "Будет час, да не будет вас") в значении "единица измерения времени" (вероятно, калька с греческого). -- Прим. пер.
 

Час в древности был, однако, не 1/24 частью полных (астрономических) суток, как в настоящее время, а 1/12 частью фактического времени от восхода до захода или же от захода до восхода Солнца. Продолжительность часа, следовательно, колебалась в зависимости от широты и времени года.6 В зависимости от времени года час составлял 3/4 или же 5/4 нашего часа (таблицы соответствий см.: Ginzel, II, с.166; Kubitschek, с. 182). Днем часы отсчитывались от восхода Солнца, ночью -- от наступления темноты. Таким образом, седьмой час примерно соответствовал нашему полудню (или полуночи)7 и отмечал конец рабочего времени, как свидетельствует изречение, "шесть часов наиболее пригодны для работы, а те четыре, которые следуют за ними, если их выразить буквами, говорят людям: живи!" (Anth. Ра1., X, 43). (Греки использовали в качестве цифр буквы алфавита, так что 7, 8, 9 и 10 --  -- "Живи!" Девятый час, обеденное время в императорском Риме (Mart., IV, 8), мог приходиться на период от 13.30 и до 14.30 (Ideler, Lehrbuch, c. 260).

Как указывает Ксенофонт (Mem., IV, 3, 4), днем Солнце показывает время, а ночью -- звезды. По длине, человеческой тени определялось время дня (Aristoph., Eccless., 652)8. Очень примитивные "ручные таблицы" позволяли определять примерное соотношение между длиной человеческой тени и часом дня. Для ночных церемоний в храмах египетские жрецы уже около 1800 г. до н. э. пользовались так называемыми звездными часами (час узнавался по появлению определенной звезды в соответствующей декаде месяца). С возникновением солнечных и водяных часов стало возможным и более точное измерение времени9. Самые древние из сохранившихся водяных часов (примерно 1600 г. до н. э.) и солнечные часы (около 1450 г. до н. э.) были найдены в Египте. Согласно Геродоту (II, 109), греки научились пользоваться солнечными часами у вавилонян. Более поздние известия (Favorinus, ар. Diog. L., II, 1) приписывают изготовление первых греческих солнечных часов Анаксимандру Милетскому (около 550 г. до н. э.) или же его ученику Анаксимену (Plin., N. Н., II, 187). В Риме первые солнечные часы были сооружены в 293 г. до н. э. (Plin., N.Н., VII, 213).

Современные часы одинаковой и постоянной продолжительности были установлены и введены в обиход астрономами и космографами (ср.: Strabo, II, 5, 36, с. 133). Существовало две системы деления дня: на 12 равных частей, как это делали вавилонские жрецы, и на 24 части, как это делали египетские жрецы. Эллинистические астрономы переняли египетское деление календарного дня, но, следуя вавилонской системе счзта, разделили египетский час на 60 равных частей. Они пользовались водяными часами, в которых заранее определенное количество воды всегда протекало в одинаковый промежуток времени. Средневековые астрономы использовали ту же систему, соответственно которой были размечены и механические хронометры, так что мы до сих пор делим час на 60 минут. Тем не менее час переменной продолжительности продолжал употребляться в повседневной жизни, а в некоторых районах Средиземноморья он сохранялся еще в XIX в.10
 
 

^ ЛУНА И КАЛЕНДАРНЫЙ МЕСЯЦ

С таким же постоянством, с каким сменяются дни и ночи -- прибывает и убывает Луна (в среднем) каждые 29,53 дня. У Луны нет собственного свечения, но "Солнце придает Луне яркость", как говорил Анаксагор (Рlut., de facie, 929b), которому Платон (Cratyl., 409A) приписывает открытие того, что Луна получает свое свечение от Солнца. Поскольку период вращения Луны вокруг своей оси почти равен периоду обращения ее вокруг Земли, мы всегда видим только одну сторону Луны. Когда же Луна, Солнце и Земля находятся на одной линии, так, что Луна расположена между Солнцем и наблюдателем, находящимся на Земле, то Солнце освещает только обратную сторону Луны и наш спутник становится невидимым (conjuctio synodus ? конъюнкция). По мере того как Луна продолжает двигаться на восток (т. е. против часовой стрелки) от Солнца, через один - три дня в сумерках она вновь появляется в западной части неба в виде молодого месяца. Освещенная (правая) часть лунного полушария увеличивается с каждой ночью. Примерно через 14 дней, когда Луна находится в противоположном от Солнца направлении, а наблюдатель на Земле располагается как бы между этими небесными светилами, вся видимая поверхность Луны становится освещенной (dichomenia). Затем Луна вновь приближается к Солнцу; сияет только левая часть лунного полушария, а потом Луна на рассвете исчезает в восточной части неба, и лунный цикл опять возобновляется (рис. 1).


Рис. 1. Лунный цикл

Почти все народы на земле пользовались фазами Луны для измерения времени: luna menses (Ovid., Fasti, III, 883)*. И греческое слово , и английское moon, означающие "календарный месяц", связаны с названием Луны. Та же связь наблюдается и в семитских языках. Например, древнееврейское слово yerah значит и "Луна", и "месяц", а другое слово со значением "месяц" -- hodes -- обозначает буквально "молодой месяц"**.

По сути дела почти все народы Средиземноморья, кельты (Plin., N. Н., XVI, 44), германцы (Tac., Germ., 11), а также иудеи и вавилоняне, начинали отсчитывать месяц с момента появления нового полумесяца, точно так же, как это и сейчас делают мусульмане в своем религиозном календаре: новая луна оповещает о долгожданном конце месяца поста (рамадана). Иногда начало месяца объявлялось публично. (О Греции см.: Nilsson, Kalender, с. 29.). В древнейшее время в Риме pontifex minor*** наблюдал за небом и объявлял царю появление новой Луны и соответственно начало нового месяца (Macr., Sat., I, 15, 9). Даже изменение греческого календаря (см. ниже, стр. 18) не смогло разделить начало месяца и появление молодой Луны: "Разве ты не видишь, как на западе тонкорогая Луна показывает начало нового месяца?? (Arat., Phaen., 733).

    *Луна правит месяцами. -- Прим. пер.
    **Англ, moon -- "луна", month -- "календарный месяц". Ср. также русск. "месяц", как и прочие родственные слова индоевропейских языков, возможно восходящие к индоевропейскому корню me -- "мерить". См.: М. Фасмер, Этимологический словарь русского языка, т. II, М., 1967, с. 609. -- Прим. пер.
    ***Помощник понтифика, т. е. верховного жреца.? Прим. пер.

Лунные месяцы у всех древних народов фактически совпадали. "[Дорический] месяц карней соответствует тому месяцу, который афиняне называют метагитнион" (Plut., Nic., 28). Афинский пианепсион, македонский диос, ташриту вавилонян и другие ? по существу, различные названия одного и того дае лунного месяца.

Соответствия между названиями месяцев в различных календарях показаны в табл. 1 (стр. 16). Наблюдению за народившимся серпом Луны могли, однако, мешать местные атмосферные условия, и соответственно начало нового месяца в данном месте могло быть несколько отложено. Так, например, Ашшурбанапал (668-629) получил однажды следующее сообщение: "29-го числа мы производили наблюдения. Из-за появившихся облаков Луны мы не видели"11.

Кроме того, не являются постоянными величинами ни длительность лунного месяца (она колеблется от 29,26 до 29,80 суток), ни продолжительность периода между наибольшим сближением (конъюнкцией) Луны и Солнца и появлением новой Луны. Появление новой Луны определяется несколькими переменными факторами, такими, как расстояние от Луны до Солнца в момент наибольшего их сближения (конъюнкции), и в эллинистическую эпоху вычисление этих факторов стало главной задачей вавилонской астрономии. Последнее, но немаловажное обстоятельство: время появления молодой Луны зависит также от широты и долготы того места, где находится наблюдатель. На западе Солнце заходит^ позднее, чем на востоке. К тому же, если в Вавилоне (широта 32,5°, долгота 45°) промежуток времени между конъюнкцией и появлением новой Луны меняется от 16 ч. 30 м. (в марте) до 42 час. (в сентябре), то в Афинах (широта 38°, долгота 23 ) он колеблется между 23 и 69 часами12. Для Греции Гемин (9, 14) выводит общее правило: "Новая Луна становится видимой не ранее чем через один и не позднее чем через три дня после конъюнкции". Таким образом, если основываться на наблюдениях новой Луны, то два или три месяца в 30 (или же в 29) дней могли следовать подряд13. Но власти иногда ускоряли начало нового месяца. Например, придворный астроном писал Асархаддону (680-669): "30-го я увддел луну, для 30-го дня она была высоко. Царь пусть подождет сообщения из города Ашшур, и тогда он [сможет] определить первый день месяца"14.

Поскольку все народы Средиземноморья определяли начало месяца по появлению новой Луны, месяцы у них совпадали. Но лунный месяц -- неудобное средство измерения времени. Смену времен года и, следовательно, ритм человеческой жизни определяет не Луна, а Солнце. Лунный месяц однако, не делит солнечный год на равные части. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 1/4 дня. Поэтому солнечный год длиннее 12 лунных месяцев примерно на 11 дней (29 1/2 * 12 = 354) и почти на 18 дней короче 13 лунных месяцев. Ежегодное отставание за солнечный год, состоящий из 12 месяцев, составляет 11 дней, а в течение 32 1/2 лет при счете на лунные месяцы это отставание составляет целый год. Именно это и происходит в мусульманском календаре. Таким образом, как говорит Гемин, перед древними людьми стояла задача счислять месяцы по Луне, а годы ? по Солнцу. Эволюция календаря проходит поэтому три логически и исторически последовательных этапа: 1. Отделение начала месяца от появления новой Луны. 2. Постепенное приспособление счисления месяцев по Луне к смене времен года, т. е. практически к солнечному году. 3. Циклический счет лунных месяцев. Первый этап пройден большинством народов. Хотя мусульманский месяц в принципе и начинается с появлением новой Луны, начало месяца поста ? рамадана ? определялось в Турции путем отсчета времени от последней наблюдавшейся новой Луны (см.: Ideler, Lehrbuch, с. 501). Греки достигли второго этапа и не смогли, да и не хотели, пойти дальше. Вавилоняне справились и с третьей проблемой. Египетский официальный календарь не зависел от Луны. Римляне тоже, по крайней мере в историческое время, не пользовались лунными месяцами для счисления времени. Поэтому мы должны рассматривать отдельно календари греков и вавилонян, чьим исчислением времени пользовались по всему Леванту, и календари египтян и римлян, которые в конце концов создали собственную календарную систему.
 

Таблица 1

Список месяцев1

Афины

Делос

Милет

Делъфы

I. Hekatombaion 
    Metageitnion
    Boedromion 
    Pyanepsion 
    Maimakterion 
    Poseideon2
    Gamelion 
    Anthesterion 
    Elaphebolion 
    Mounychion 
    Thargelion 
    Skirophorion

I. Hekatombaion 
    Metageitnion 
    Bouphonion 
    Apatourion 
    Aresion 
    Poseideon 
    Lenaion 
    Hieros 
    Galaxion 
    Artemision 
    Thargelion 
    Panamos2

    Panemos 
    Metageitnion 
    Boedromion 
    Pyanopsion 
    Apatourion 
    Poseideon 
    Lenaion 
    Anthesterion 
I. Artemision 
    Taureon 
    Thargelion 
    Kalamaion

I. Apellaios 
    Boukatios 
    Boathoos 
    Heraios 
    Daidophorios 
    Poetropios2
    Amalios 
    Bysios 
    Theoxenios 
    Endyspoetropios 
    Herakleios 
    Ilaios

Этолия

Фессалия

Беотия

Poдoc

    Laphraios 
    Paaamos 
I. Prokoklios 
    Athanaios 
    Boukatios 
    Dios2
    Eusaios 
    Homoloios 
    Hermaios 
    Dionysios 
    Agyieos 
    Hippodromios

    Phyllikos 
I. Itonios 
    Panemos 
    Themistios 
    Agagylios 
    Hermaios 
    Apollonios2
    Leschanorios 
    Aphrios 
    Thyios 
    Homolios 
    Hippodromios

    Hippodromios 
    Panamos 
    Pamboiotios 
    Damatrios 
    Alalkomenios2
I. Boukatios 
    Hermaios 
    Prostaterios 
    Agrioaios 
    Thioyios 
    Homoloios 
    Theilouthios

    Panamos 
    Karneios 
    Dalios 
I. Thesmophorios 
    Diosthyos 
    Theudaisios 
    Pedageitnios 
    Badromios 
    Sminthios 
    Artamitios 
    Agrianios 
    Hyakinthios

Эпидавр

Кос

Македония

Вавилония3

I. Azosios 
    Karneios 
    Proratios 
    Hermaios 
    Gamos 
    Teleos 
    Posidauos 
    Artamitios 
    Agrianios 
    Panamos 
    Kyklios
    Apellaios

    Panamos 
    Dalios 
    Alseios 
I. Karneios 
    Theudaesios 
    Petageitnouos 
    Kaphisios 
    Badromios 
    Gerastios 
    Artamitios 
    Agrianios 
    Hyakinthios

    Loios 
    Gorpaios 
    Hyperberetaios 
I. Dios 
    Apellaios 
    Audnaios 
    Ferities 
    Dystros 
    Xandikos 
    Artemisios 
    Daisies 
    Panemos

    Du'uzu 
    Abu 
    Ululu2
    Tasritu 
    Arahsamna2
    Kislimu 
    Tebetu 
    Sabatu 
    Addaru 
I. Nisanu 
    Aiiaru 
    Simanu

    1Составлен автором. Месяцы расположены в порядке афинского календаря, где месяц гекатомбеон падал на июль -- август. Цифрой I обозначен первый месяц в каждом календаре.
    2Обычные месяцы, добавленные для согласования с солнечным годом
    3 Последние названия вавилонских месяцев возникли в г. Ниппуре и широко распространились лишь после 2000 г. до н. э. (см.: B. Landsberger, Der kultische Kalender der Babylonier und Assyrer 1915; S. Langdоn, Babylonian Menologies, 1935). О вавилонских месяцах до введения ниппурских названий см.: D. О. Еdzard, -- "Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften", 72, 1970, c. 140. О календаре в г. Мари в XVIII в. до н. э. см.: М. Birot, -- "Archives royales de Atari", XII, 2, 1964, c. 20. Некоторые названия вавилонских месяцев встречаются в документах из Угарита примерно в 1400 г. до н. э. (см.: Ch. Virolleaud, Le palais royal d'Ugarit, vol. II, 1957, N162). Иудеи приняли вавилонский календарь после 587 г. до н. э., когда они подпали под власть Вавилонии. О шумерских месяцах см.: Y. Rosengarten, Le concept sumerien de consommation, 1960, c. 408; ср., например, "месяц празднества Акиту" в досаргоновском Уре: A. Falkenstein, --"Festschrift fur J. Friedrich", 1959, c. 148.

4 См.: А. С a q u о t, -- "Syria", 1963, c. 7.
    Последовательность месяцев в приведенной таблице не всегда достоверна, а соответствия с афинским календарем часто гипотетичны.
    Календарь Милета дается по: A. R e h m,-- "Delphinion", 1914, с. 231 и "Didyma", 1958, с. 485. Этолийский календарь дается по А. Никитскому (см.: Dauх, -- BCH, 1932, с. 321). Календарь Родоса приведен по Нильссону (см.: F. Hiller v. Gaertringen, -- RE, Suppl. V, стб. 744). Календарь о-ва Кос дается согласно: М. Segre, -- ASAA, XXII, 3, 1952, с. 170 (ср.: K. Pritchett, -- AJA, 1946, с. 358). Остальные календари приведены по: Е. Вisсhоff, -- RE, X, стб. 1581.
    Наши сведения о греческих календарях очень ограниченны. Вновь открытые надписи содержат новые названия месяцев (см., например: L. Rоbeгt, -- REG, 1959, с. 43). Для Самоса и Тасоса известны, например, названия только нескольких месяцев. Для Самоса см.: Chr. Habicht,? AM, 1957, с. 215; L. Robert, -- "Hellenica", XI --XII, с. 209; для Тасоса; J. Pоuillоux, Recherches... sur Thasos, I, 1954, c. 456; F. Сhamоux, -- REG, 1959, c. 356. Нам неизвестны названия месяцев, употреблявшиеся в некоторых крупных городах, в частности в Аргосе и Спарте, и мы не можем заполнить эти пробелы путем догадок (см.: W. K. Pritchet t, -- AJA, 1946, с. 358). В фессалийском г. Скотусса не придерживались, например, календаря Фессалийского союза (см.: J. Роuillоux,-- BCH, с. 449). Греческие месяцы обычно назывались в честь празднеств, но праздники с одинаковыми названиями могли отмечаться в разное время года. Месяц артемисий в г. Византии мог не совпадать с месяцем того же названия в другом месте. С другой стороны, праздник и месяц боспорий были характерны именно для Византия (см.: L. Rоbert, -- RPh, 1959, с. 230). Точно так же месяц,, названный в честь царя или, вернее, по празднику, посвященному царю, мог происходить в разных городах в разное время (см. K. Scot t, -- YCS, 1931, с. 199). Названия месяцев менялись и из политических соображений (см.: L. Rоbert, -- "Melanges Isidore Levy", 1953, с. 560) (о названиях месяцев в честь селевкидских правителей см.: L. Robert, Monnais antiques en Troade, 1966, с. 15). Греческие календари: Вisсhоff, --RE, X, стб. 1575 (устарел). Аргос: А. Воethius, Der argivische Kalender, 1922; M. Guarduссi, -- ASAA, III--V, 1941--1943, c. 145; P. Charneaux,-- BCH, 1957, c. 193. Средняя Греция (Фокида и др.): G. Daux, Delphes au II et I s., 1936, c. 644; Крит: М. Guarducci, --"Epigraphica",VII,1945, c. 72; IX, 1947,с. 32; Истрия(милетский календарь): D. M. Pippidi, Epigraphische Beitrage zur Geschichte Istrias, 1962, c. 57. Лампсак: Y. Treheus, -- BCH, 1953, c. 435. Локрида (Италия): J. et L. Robert, Bulletin epigraphique, -- REG, 1965, N 494. Самофра-кия: L. Robert, -- "Gnomon", 1962, c.56. Спарта: K. Pritchett,? AJA, 1946, c. 583. Группы иностранцев в эллинистических городах могли пользоваться и действительно пользовались календарями своей родины, например египтяне в Делосе (О. Rоusse1, Les cultes egyptiens a Delos, 1916, c. 204). (Ср. также: Samuel, c. 64-138 -- о греческих гражданских календарях.)
 
 

^ ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ ГОД

Как показывает опыт, лунный месяц длится в среднем не более 30 дней. В связи с этим можно регулировать продолжительность месяца, не отказываясь от его связи с фазами Луны. Шумерийцы, затем вавилоняне и народы, использовавшие вавилонскую систему счисления времени (например, ассирийцы), ограничивали продолжительность месяца максимумом в 30 дней. Первое появление молодой Луны накануне 30-го дня месяца означало начало нового месяца. Однако, если по каким бы то ни было причинам молодая Луна не появлялась, новый месяц тем не менее все равно начинался накануне 31-го дня текущего месяца. Месяцы из 29 и из 30 дней чередовались, таким образом, нерегулярно15. Наиболее сложным было согласование лунных месяцев с солнечным годом. По сути дела, многие первобытные народы игнорировали эту проблему. Им было безразлично, какое количество лунных месяцев прошло между двумя урожаями.

Финансовые нужды правительства требовали от календаря определенной устойчивости. Для центральной власти было, например, удобно, чтобы определенный налог по всей территории государства выплачивался в определенном месяце. Шумерские чиновники еще примерно к 2500 г. до н. э. дошли до точного и подробного ведения счетов по дням, месяцам и годам (см.: М. Lambегt, -- RH, 1960, с. 23). Лунно-солнечный год, т. е. сельскохозяйственный год из 12 лунных месяцев, был, по-видимому, изобретением счетоводов. Шумерские записи свидетельствуют о том, что начиная примерно с 2400 г. до н. э. существовал обычай вставлять время от времени добавочные месяцы, чтобы подгонять традиционный месяц жатвы ячменя (нисану вавилонян) ко времени уборки урожая.

Добавочные месяцы вставлялись по указу властей. Вавилонский царь Хаммурапи, например, ок. 1760 г. до н. э. издал указ16 : "Поскольку год неполон, пусть начинающийся новый месяц считается за второй месяц улулу, а полагающаяся в Вавилоне на 25-й день месяца ташриту подать пусть будет доставлена 25-го дня месяца улулу второго". Другими словами, месяц, следующий за улулу и называвшийся обычно ташриту, должен был считаться за месяц улулу второй, а ташриту был перенесен на 30 дней позднее. Вавилоняне и другие народы Западной Азии до VI в. до н. э. включительно упорядочивали свой календарь при помощи таких дополнительных месяцев, вводившихся нерегулярно, иногда по два-три раза в течение одного сельскохозяйственного года, и через неравные промежутки времени. Торговля сельскохозяйственными продуктами начиная примерно с 1900 г. до н. э. и вплоть до 525 г. до н. э. часто обусловливалась на основании идеального календаря. Так, финики должны были доставляться в месяце тишри, хотя время сбора фиников могло приходиться и на месяц, имевший по официальному календарю другое название17. Вполне возможно, что земледельцы и купцы доверяли больше звездному календарю (стр. 48), который не зависел от капризов официального счета времени.

Птолемей (Almag., III, 7, с. 254, ed. Heiberg) сообщает, что записи древних наблюдений за небесными явлениями сохранялись почти полностью со времени правления вавилонского царя Набонасара (747-734). Были обнаружены некоторые записи придворных астрономов, относящиеся к первой половине VII в. до н. э. Лунные затмения систематически наблюдались и регистрировались начиная примерно с 730 г. до н.э. (см.: A.J.Sachs, Late Babylonian Astronomical Texts, 1955, с. XXXI), Численное соотношение между продолжительностью лунных месяцев и длиной солнечного года было установлено еще в VII в. до н. э. Тем не менее вплоть до третьей четверти VI в. до н. э., а возможно и много позже, официальные письма продолжали сообщать местным властям о том, что в текущий год следует вставить дополнительный месяц. С другой стороны, клинописные документы показывают, что начиная примерно с 600 г. до н. э. эти вставки производились по определенным правилам. Между 611 и 387 гг. до н. э., т. е. на протяжении 224 лет, нам известно 78 лет с дополнительными месяцами18. Поскольку продолжительность многих лет еще не выяснена, можно предполагать, что придворные астрономы просто вставляли три дополнительных месяца каждые 8 лет. Возможно также, что со второй половины VI в. они придерживались правила вставлять семь дополнительных месяцев на каждые 19 лет, хотя выбор года со вставным месяцем мог меняться от случая к случаю. Гемин свидетельствует: "Безразлично, если; сохраняя последовательность дополнительных месяцев, ты добавишь их в другие год"?. Во всяком случае, вавилонским астрономам удалось ограничить колебания даты начала нового года. Так, при Кире и после него, между 538 и 520 гг. до н. э., первый день месяца нисану никогда не приходился ранее 12 марта и позже 18 апреля (пасха сейчас приходится между 22 марта и 26 апреля). Другими словами, первый месяц года всегда'совпадал с ранней весной, в то время как начало каждого месяца было согласовано с движением Луны.

Вавилонская культура пользовалась таким престижем, что лунно-солнечный календарь вавилонян, несмотря на его несовершенство даже для того времени, был около 1100 г. до н. э. принят ассирийцами19. Позднее вавилонские цари, так же как и египетские до них (О. Тufnеll, Lachish, 1958; с. 133), распространяли свою систему счисления времени в завоеванные народы (см.: Е. Dhогme, -- RAss, 1928, с. 54) например на иудеев.

По сути дела, мы не знаем, какая была у иудеев система исчисления времени до вавилонской. Несомненно, они пользовались лунно-солнечным календарем. Известны названия нескольких месяцев, которые связаны, по-видимому, сельскохозяйственными периодами. Так, например, абиб (Исход, XIII, 4) ? это время поспевания ячменя. Месяцы имел также и порядковые номера. В 586 г. до н. э., после завоеванания Иерусалима Навуходоносором, иудеи начали исчислять время годами правления вавилонских царей (см., например: Вторая книга царей, XXIV, 12) и использовать вавилонский календарь. Как заметили уже древние раввины, иудеи переняли и вавилонские названия месяцев; нисан от вавилонского нисану и т. д.20

Персидские цари после завоевания Вавилона в 539 г. до н. э. приняли вавилонский календарь*. В правление Артаксеркса II (около 380 г. до н. э.) придворные астрономы, несомненно, перешли уже к 19-летнему циклу, который окончательно нормализуется в 367 г. до н. э.: начиная с этого времени месяц аддару II вставляется дополнительно на 3, 6, 8, 11, 14 и 19-й год каждого 19-летнего цикла, а месяц улулу II --на 17-й год цикла. Благодаря такой системе колебания сроков наступления первого дня месяца нисану были сокращены до 27 дней, а разница между 19 солнечными годами и 235 лунными месяцами составляла около 2 час. В результате соответтвующие годы каждого цикла практически совпадали: в 367, 348, 329 и т. д. гг. до н. э. 1-е число месяца нисану приходилось на 21 марта.

Как и их предшественники на вавилонском престоле, Ахемениды приняли вавилонский календарь в качестве официального во всей Персидской империи**. Это видно по документам из Элефантины в Египте. Поскольку эти записи происходят из иудейской военной колонии, современные ученые ошибочно называли календарь Элефантины еврейским21. Недавно обнаруженные папирусы доказывают, что этот календарь использовался и неиудеями и что он был официальным календарем Персидской империи вплоть до падения Ахеменидов (см.: Е. Вiсkегman, -- ArchOr, 1967, с. 205).

    * Только в вавилонском делопроизводстве. В самой Персии употреблялся местный календарь, который отличался от вавилонского лишь по названиям месяцев, но не по своим принципам. -- Прим. ред.
    ** Только в государственных канцеляриях. Наряду с вавилонскими сохранялись и местные календари.-- Прим. ред.

После падения Ахеменидской империи Селевк I продолжил традиции Ахеменидов. Он приказал заменить "сирийские" (вавилонские) названия месяцев македонскими (Malalas, Oxon., с. 257). При дворе Селевкидов и у греческих поселенцев нисану стал называться артемисием и т. д. Позднее селевкидской системой воспользовались парфянские цари 22.

Нам неизвестно, упорядочивали Селевкиды дополнительные месяцы в календарях подвластных городов или нет. Когда греческие города стали независимыми, они могли изменять систему счисления времени по своему усмотрению. В результате к тому времени, когда римские императоры вводили юлианский календарь (см. стр. 43), 1 диоса в Аскалоне соответствовало 1-му апеллая в близлежащей Газе и отставало на девять дней от 1 диоса в Тире (табл. 2 на стр. 44).

Однако два гороскопа из Дура-Эвропоса, монеты, чеканенные в Селевкии на Тигре, свидетельство Иосифа, который приравнивает нисан к ксантику, а диос к мархешвану (вавилонскому арахсамну), и некоторые другие факты, в том числе и то немаловажное обстоятельство, что в юлианском календаре Антиохии первым месяцем года был соответствовавший октябрю гиперберетай, -- все эти данные свидетельствуют о том, что начиная с I в. н. э. македонские месяцы отставали от вавилонского календаря на месяц: т. е. диос соответствовал теперь не седьмому месяцу вавилонского календаря, а восьмому. Мы не знаем, когда, как и почему это случилось. В парфянской империи подмена произошла, по-видимому, между 17 и 31 гг. до н. э. Одного лишнего дополнительного месяца, вставленного по какой-то причине парфянским царем, было достаточно для того, чтобы нарушить последовательность македонских месяцев. Но ведь ни иудеи Палестины, ни Антиохия в Сирии не были подвластны Аршакидам 23.

Перечисленные причуды местных календарей иногда были обусловлены произвольными дополнениями. Календарь являлся, однако, частью соответствующей религиозной системы. Так, например, законы Моисея связывали начало нового месяца с появлением молодой Луны, а распорядок церковных служб в Иерусалиме зависел от времени созревания ячменя (Левит, XXIII, 10; Исход, XII, 2). Произвольный или же предварительный расчет лун в Вавилоне должен был то и дело не совпадать с появлением молодой Луны в Иерусалиме и с созреванием хлебов в Иудее. Таким образом, религиозный календарь Иерусалима разошелся с официальным счислением времени. Месяцы и дни (см.: S. Gandz, -- JQR, 1949, с. 264) вставлялись так, как это было удобно, хотя наукой "вычислителей календарей" и не пренебрегали. Вплоть до II в. н. э. иудейская администрация, когда в том возникала нужда, производила дополнения к году: "Поскольку голуби еще малы, ягнята еще слабы, а [ячменный] хлеб еще не созрел..., я решил прибавить к году еще тридцать дней".

Неизвестно, когда и как была установлена новая система. Члены секты, оставившей рукописи Мертвого моря, отказались принять ее и пользовались своим собственным схематическим календарем для "правильного счисления времени" религиозных празднеств 24.

Таким образом, официальный "непогрешимый" календарь Иерусалимского храма уже в I в. до н. э. использовался с исправлениями. Поэтому невозможно вывести по какой-либо календарной схеме ни дату последней пасхи Христа, ни дату распятия (фактически во всем Новом завете нет ни одной календарной даты: дня и месяца или хотя бы названия месяца). Позднее, но не ранее IV в. н. э., иудейская администрация приняла принцип предварительного расчета календаря литургического года и переняла ту же вавилонскую циклическую схему, с помощью которой упорядочивался и гражданский календарь 25.

Следовательно, современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями. "Изящество" этого способа счисления времени превозносилось И. Скалигером, основоположником хронологии как науки (De emend. tempor, 1583, с. 294). По тем же религиозным причинам лунно-солнечный календарь продолжал использоваться на Востоке, несмотря на введение юлианского календаря (см. стр. 43). На Ближнем Востоке не солнечный год Цезаря, но чисто лунный мусульманский календарь фактически положил конец употреблению циклического (вавилонского, селевкидского) счисления времени.
 
 

^ ГРЕЧЕСКИЕ КАЛЕНДАРИ

Греки шли своим путем. Ранняя история греческого календаря практически неизвестна. Чтение нескольких названий месяцев в микенских и кносских текстах, написанных до 1200 г. до н. э., недостоверно, да и будь оно достоверным, это не очень помогло бы хронологам. Слово , по-видимому, означает, что эти месяцы были лунными. Гомер умалчивает о каком-либо календаре. От Гомера мы узнаём, что появление новой Луны (Od., XIX, 306) сопровождалось празднеством (Od., XX, 156), но он не упоминает названий месяцев и не считает число месяцев в году, хотя счисляет число (лунных) месяцев беременности (Il. XIX, 117; ср. Hymn. Merc., 11). По-видимому, год у Гомера заключался в периодической смене сезонов: по мере протекания года возвращаются те же сезоны (Od., XI, 294; ср.: Hes., Th., 58; Op. 561). Гимны Гомера и Гесиод свидетельствуют о наличии в древности такого же примитивного календаря. Гесиод перечисляет дни между "прибыванием" и "убыванием" Луны, но он же перечислял и все дни в течение месяца ("29" triseinada -- Op. 814) и упоминал "срединные" дни месяца 26.

Нам неизвестно, как и когда началось использование более поздней календарной системы, в основе которой лежит лунно-солнечный год с месяцами, названными по празднествам и разделенными на декады. Предположение27 о том, что реформа календаря была проведена в Дельфах в VIII (?) в. до н. э., не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Достоверность этого предположения уменьшается еще и потому, что в источниках не упоминается о подобной деятельности Дельфийского оракула.

Названия месяцев обычно происходят от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. Так, например, месяц, в который происходил праздник ленеи, в честь Диониса, назывался ленеон и т. д. Число месяцев в году и дней в месяце указывалось только в некоторых эллинистических календарях (см., например: L. Robert, La Carie, II, 1954, с. 194; Е. L. Hicks, W. К. Рatоn, Inscriptions of Cos, 1891, Index V; P. Hегmann,-- DWA, 80, 1962, c. 8).

Чаще всего месяц делился на три декады и счет велся по дням в декаде28. Происхождение этого троичного деления, которое использовалось уже Гесиодом (стр. прим. 26), неизвестно (см.: Ginzеl, II, с. 319; Е. Gjеrstad , Opuscula Atheniensia, I, 1953, c. 187).

Проблема разной продолжительности видимых периодов обращения Луны решалась в Греции следующим образом: "Для деловой и общественной жизни (pros ten politiken agogen) продолжительность месячного периода была округлена до 29 1/2 дней, так что два месяца составляли 59 дней. Гражданские месяцы (hoi kata polin) считались поэтому либо полными (pleres), т. е. состоящими из 30 дней, либо пустыми (koiloi), т. е. состоящими из 29 дней (Gem., 8, 3). Таким образом, синхронизация с Луной была утрачена, и грекам приходилось различать гражданскую "новую луну" (noymenia), т. е. первый день месяца, и настоящее новолуние (noymenia kata selenen) (см.: Тhuc., II, 28). Ничто не поясняет религию греческого полиса лучше, чем тот факт, что празднества в честь богов отмечались по гражданскому календарю (см. стр. 31). У греков не было жреческой касты, которая могла бы противиться такому упорядочению календаря. Мы не знаем, когда греки ограничили продолжительность года 12 лунными месяцами. Гомеру, конечно, было известно, что существует еще и солнечный год (например, Od., XIX, 306), но ни он, ни Гесиод не упоминают о том, что солнечному году соответствует определенное число месяцев. Нам также неизвестно, пользовались ли греки первоначально такими же произвольными дополнениями к календарю, как вавилоняне (см. стр. 20). Древнейший способ дополнения календаря (интеркаляции) для согласования его с солнечным годом, известный Гемину (см.: 8, 6), очень примитивен, однако он уже достаточно рационален: "Древние вставляли дополнительный месяц через каждый год" 29. Это соответствует и чередованию полных и пустых месяцев. Два лунно-солнечных года такого типа содержат 25 месяцев, т. е. примерно 737 дней, вместо 730 1/2 дней двух солнечных лет. Тем не менее население греческих городов (Неrod., II, 4; Сеnsоr., 18), так же как и римляне (стр. 38), было вполне удовлетворено таким способом упорядочения лунного календаря в соответствии с солнечным годом. Македонцы ввели такую же двухгодичную систему в Египте и придерживались ее еще в эпоху Эратосфена и Архимеда (стр. 34). Упомянув о двухгодичном цикле календаря в Греции, Гемин (8) продолжает: "Поскольку дни и месяцы не совпадали с фазами Луны, да и годы не шли в ногу с движением Солнца, древние пытались определить период, который с точки зрения лет совпадал бы с Солнцем, а с точки зрения месяцев и дней -- с Луной". В действительности и лунные месяцы, и солнечный год могут быть сведены к одной единице измерения времени, т. е. к дню. Рассматриваемый цикл дополнений к календарному году является попыткой свести число дней в солнечных годах и в лунных месяцах за определенный период к равному количеству. Соотношение это легко подсчитать: 29,3 : 365,25 ~ 1 : 12 ~ 2 : 25 ~ 3 : 37 ~
  1   2   3   4   5



Скачать файл (661 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru