Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Социологии и психологии труда - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции по Социологии и психологии труда
скачать (69 kb.)

Доступные файлы (4):

1.doc80kb.19.09.2009 01:01скачать
2.doc90kb.19.09.2009 01:04скачать
3.doc48kb.19.09.2009 01:12скачать
4.doc79kb.19.09.2009 01:18скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция № 1.Социология и психология труда как научная дисциплина.

Введение.

Широкое развертывание рыночных отношений предъявляет новые требования к профессиональной подготовке и уровню знаний экономистов по труду в области организации, нормирования, анализа социально-экономических проблем труда.
Но не только узким специалистам нужны знания по этому предмету. Я думаю, знакомство и изучение этой дисциплины полезно и интересно каждому неравнодушному человеку, ведь изучаемые вопросы касаются каждого из нас, особенно в такой сложный период развития нашей страны, когда происходит масса изменений в общественной жизни, за которыми сложно уследить. Поэтому основные, базисные знания может дать нам изучение данного предмета.

^ 1. Труд как объект изучения социологии

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности.

Общественный труд представляет собой сложное образование. Вследствие этого он является предметом изучения целого ряда наук, в числе которых и социология.

Так что же такое труд? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат. Женщины воспринимают работу по дому как тяжелый труд, а мужчины в большинстве своем не склонны это признавать. Миллионы россиян после трудовой недели отправляются «отдыхать» на приусадебные участки, где большую часть времени тратят на сельскохозяйственные работы. Споры относительно рассматриваемого понятия проистекают оттого, что оно содержит в себе значительный ценностно-идеологический компонент. Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться – это долг каждого человека. Того, кто не трудиться, называют тунеядцем. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том, чей труд важнее для общества. От ответа на этот вопрос зависит оценка деятельности тех или иных социальных групп: предпринимателей и наемных работников, представителей умственного или физического труда, заняты в той или иной отрасли. Человеку свойственно смотреть на окружающий мир «со своей колокольни». Каждый из нас, прекрасно осознавая различные нюансы собственной деятельности, как правило, недооценивает труд других людей.

Важно отметить, что воспроизводство человека как члена общества не ограничивается удовлетворением простейших физиологических потребностей, а непременно включает социальные элементы. Для социального признания человеку необходимо не просто укрывать тело, а носить общепринятую одежду, не просто иметь крышу над головой, а располагать жильем определенных параметров, не просто пополнять запас калорий и витаминов, а соответствовать неким стандартам потребления пищи. На данном этапе это приводит к следующему определению: труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Социология труда как наука выполняет три важные функции: позитивную, нормативную и социально-технологическую. Позитивная функция заключается в выявлении реальных закономерностей протекания каких-либо процессов, взаимосвязи различных явлений. Например, изучение того, как функционирует рынок труда, факторов, определяющих производительность труда, и т.п.

Но человек не привык мириться с существующим положением вещей, если оно противоречит его ценностям. Такие явления, как высокая безработица или острые социально-трудовые конфликты, вряд ли можно считать нормальными, даже с учетом объективных причин их существования и невозможности полного искоренения.

Нормативная функция науки определяет «как должно быть», что является наиболее желанным, соответствующим общественным идеалам. Выполняя нормативную функцию, наука помогает обществу в определении приемлемого уровня безработицы, объема трудовых прав и социальных благ, которые должны быть гарантированы каждому человеку. Необходимо также определить, кто несет за это ответственность: государство, бизнес, гражданское общество?

Социально-технологическая функция науки заключается в конкретных технологиях и решениях, которые способны превратить желаемое в действительное. Для этого надо определить методы воздействия на рынок труда, способы организации труда на современном предприятии и разрешения конфликтных ситуаций.

Трудовая сфера очень актуальна, напрямую связана с жизнью каждого человека, в которой сталкиваются интересы и ценности различных субъектов (государство, бизнес, работники, общественность и т.п.). Поэтому социология труда является острополемической областью науки.

^ 1. Социальный характер труда

Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В этом и заключается его социальный характер.

Если рассматривать труд как взаимодействие человека и природы, то можно выделить несколько важных составляющих такого взаимодействия::

Предметы труда – сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество);

Средства труда (орудия труда, средства производства) – инструменты, станки, оборудование и т.п.:

Продукт труда – вещество природы, вещь, подвергнутые обработке.

При помощи средств труда человек осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда и получает продукт труда определенного вида.

В процессе трудовой деятельности человек неизбежно оказывает влияние на окружающую его природу, которое далеко не всегда имеет положительный характер. Так, в результате бурной хозяйственной деятельности человека существенно ухудшилось состояние природной среды: загрязняются атмосфера и природные воды, исчезают леса, отдельные виды животных и растений. Истощаются ресурсы земли, создававшиеся в ее недрах в течение многих миллионов лет.

Посмотрим на труд с другой стороны. Человек не существует изолированно, отдельно от других людей, а значит, и труд является социальным феноменом или, иначе говоря, имеет общественный характер, то есть трудовой процесс развертывается во взаимосвязи людей между собой: в рамках определенных социальных групп, общества в целом. В этом и заключается его важная особенность – двойственный характер, то есть труд подразумевает как производство товаров и услуг, так и определенные социальные отношения между его субъектами.

Современный человек проводит на работе значительную часть своей жизни. В трудовом коллективе проходит социализация – процесс становления личности, когда человек учится взаимодействовать с другими людьми в процессе труда, усваивает трудовые ценности и нормы. Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, становятся для человека настолько значимыми, что люди не могут представить себя вне привычных сообществ. Многие ученые считают, что отношения между людьми в процессе труда и по поводу его результатов являются стержнем социальных отношений в целом. И хотя не все с этим согласны, вряд ли кто-то станет отрицать важное место этих отношений в общественной жизни.

^ 2. Объект и предмет социологии труда. Практическое применение этой науки.

Предмет социологии труда – это социальное отношение процесса в сфере труда, определяющееся различием и сходством социальной группы, социального коллектива.

Труд – сущность человека, основное, необходимое и естественное условие существования человеческого общества. Труд, писал Ф. Энгельс, есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Труд с момента своего возникновения всегда будет иметь общественную природу и общественный характер, так как осуществляется сообща. В процессе труда люди взаимно нуждаются друг в друге.

Общественный труд – исключительное достояние человека, выступающего ведущей силой в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Цель изучения всех этих многообразных процессов и явлений – это не только выявление общих закономерностей развития трудовых отношений, но и выработка практических мер по усилению воздействия общества на повышение эффективности общественного труда, превращение его в первую жизненную необходимость человека.

Социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органично связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей; фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технического прогресса, социальных и экономических проблем развития общественного труда, центральной из которых для социологии является анализ способа соединения работников с орудиями труда. Трудовая деятельность всегда включена в определенные социально-экономические условия, принадлежит той или иной социально-профессиональной группе, следовательно, характеризует ее, наконец, локализована во времени и пространстве (рабочее место). Поэтому в поле зрения социолога попадают социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Кроме того, социология труда изучает различные социально-психологические стороны механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности и производительности труда.

Основополагающее понятие социологии труда – это прежде всего категории:«характер труда», «содержание труда», «социальные формы труда», «условия и организация труда», «стимулирование трудовой деятельности» и другие.
Сегодня категориальный аппарат социологии труда расширился, в него включены такие понятия, как «социальные факторы производительности труда»,
«мотивационная структура трудовой деятельности», «трудовые резервы и движение кадров на производстве», «отношение к труду», «культура труда»
и ряд других.

^ Понятие «характер труда», являясь для социологии труда одним из ключевых, выражает единство его технико-экономического содержания и общественной формы, социально-экономическое качество общественного труда на той или иной ступени развития производительных сил и производственны отношений, обусловленное особенностями способа соединения работника с орудиями труда. Суть одной из них состоит в закрепленности работников за экономически и социально неоднородными видами труда, которые имеют неодинаковую оценку с точки зрения общественной полезности. Проявляясь на уровне общественной организации в целом, характер труда воспроизводит социально-ролевые функции конкретного труда.

В отличие от характера труда понятием «содержание труда» обозначают конкретную трудовую деятельность работника и ее признаки. Это его социально- технологическая характеристика, учитывающая виды, функции и организацию трудовых действий на рабочем месте, физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности, или технологической привязанности работника, монотонность и разнообразие труда. Содержание труда включает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и другие) на рабочем месте и выражается в совокупности выполняемых операций.

Вещественной стороной данной категории являются предмет, средства и продукт труда. Взаимодействуя друг с другом, они образуют совокупность трудовых операций, что характеризует содержание труда в узком смысле этого слова.

Вещественное (технико-организационное) содержание труда целесообразно рассматривать на различных уровнях общественного производства. На уровне рабочего места совокупность операций выступает как содержание индивидуального труда. На уровне общества она превращается во взаимосвязанную систему отраслей и видов труда, то есть как содержание общественного труда.

Наряду с вещественной (предмет, средства и продукт труда) содержание труда характеризуется и личностной, собственно социальной стороной, включающей в себя целесообразную деятельность работника, структуру мотивов, отношение к труду общественного (совокупность отраслей и видов труда) и индивидуального (совокупность операций) уровней. По взаимосвязи вещественные и личностные стороны определяют сущность категории «содержание труда».

Наибольшее влияние на позитивное изменение характера и содержания труда оказывает комплексная механизация и автоматизация производства.
Именно это несет изменения в характере и содержании труда всех слоев рабочего класса и производственной интеллигенции.

В настоящее время коренной вопрос экономической стратегии заключается в кардинальном ускорении научно-технического прогресса. Что бы решить эту задачу общество взяло курс на всемерную интенсификацию производства, структурную перестройку экономики, внедрение эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Крупномасштабные изменения в отраслевой структуре народного хозяйства, в долгосрочной инвестиционной политике государства приводят к сдвигам прежде всего в характере и содержании общественного труда. В то же время развитие технической вооруженности предприятий, переход к технологическим нововведениям (внедрение микропроцессоров, роботизированной техники) сказывается на содержании индивидуального труда, и изменения затрагивают не только его вещественные, но и живые (самих работников) компоненты.

Превращение работника в подлинного хозяина средств производства и результатов труда создает объективную основу для наиболее рационального ведения хозяйства. В новых экономических условиях вырастают требования к качеству рабочей силы. Единственным источником роста благосостояния становятся высокое профессиональное мастерство, творческая самоотдача в труде.

^ 3.Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой деятельности

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.
Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.

Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.
Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда.
Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду.
Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.

^ Человек и труд

Определения - профессия, рабочее место, специальность

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, — металлург, горняк, строитель и т.д. — выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая — машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика. Многие профессии подразделяются на специальности; слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик- эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.

^ Рабочее место - часть пространства, приспособленная для выполнения работником (группой работников) своего производственного задания; первичное звено предприятия. Оно включает: основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, агрегаты, средства, обеспечивающие безопасность труда, защитные устройства, улучшающие санитарно-гигиенические условия работы, энергетические установки, коммуникации); технологическую и организационную оснастку (установочные и иные приспособления, инструмент, контрольно-измерительные приборы, столы, верстаки, инструментальные тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла).
Различают рабочие места рабочих (основных, вспомогательных, обслуживающих), инженерно-технических и административно-управленческого персонала.
Организация рабочего места тесно связана с организацией труда и производства на предприятии. Совершенствование рабочего места преследует цель создания такой материальной обстановки труда, которая обеспечивает повышение его производительности, способствует сохранению здоровья и развитию личности работника. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, выводы научной организации труда, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер- механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника — один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.).

^ Средства труда и предметы труда

Средства труда или средства производства - это совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор производительных сил; включая технологию производства, образуют материально- техническую базу общества. Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание средств труда — характерная черта трудовой деятельности человека.

^ Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьём.
Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). Определяющая роль в средствах производства принадлежит орудиям труда. По мере их развития и совершенствования растет техническая вооружённость труда, меняется роль человека в процессе производства, возрастает его господство над природой. Уровень развития средств труда — важнейший показатель технического прогресса. Совершенствование их приводит к глубоким качественным сдвигам в технике и технологии производства, к изменению производственных отношений; определяет переход от одного способа производства к другому. Научно-техническая революция внесла коренные изменения в орудия труда, заменяя машины традиционного типа комплексами машин-автоматов, содержащих в себе элемент автоматического регулирования и управления производственным процессом; обусловила качественные сдвиги в предметах труда, состоящие в применении искусственных синтетических материалов, ослабив зависимость производства от предметов труда, данных природой. Форма собственности на средства производства характеризует общественно-производственные отношения людей, классовую структуру общества и способ соединения производителя со средствами производства.

^ Методы психологии труда

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и
В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.

^ Метод наблюдения

. Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;

. Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.

. Измерения различных параметров процесса труда;

. Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;

. Анализ продуктов трудовой деятельности;

. Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;

. Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

^ Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса

Метод опроса

. Беседа;

. Устный опрос (интервью);

. Письменный опрос (Анкета);

. Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);

. Метод обобщения независимых характеристик

^ Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

. Лабораторный эксперимент

. Абстрактный;

. Модель отдельных элементов трудового процесса;

. Модели профессиональной деятельности в целом;

. Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;

. Метод тестов

. Производственный эксперимент

. Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.

. Метод искусственной деавтоматизации.

^ К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В.
Котеловой добавляет


^ Методы построения теории

. Методы построения простых и сложных теоретических объектов;

. Методы интерпретации;

. Номологизации;

. Определения;

. Верификации;

. Доказательства;

. Объяснения.

^ Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

. методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально- важных свойств (тренажеры, деловые игры);

. консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий;

. методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;

. методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).


Скачать файл (69 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru