Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по дисциплине Новейшая история Азии и Африки - файл Васильев Л.С. История Востока т.2.rtf


Лекции по дисциплине Новейшая история Азии и Африки
скачать (9697.3 kb.)

Доступные файлы (39):

Васильев Л.С. История Востока т.2.rtf6599kb.09.09.2009 13:37скачать
Всемирная история.doc2195kb.22.01.2008 02:38скачать
Всемирная история новейшего времени - 1917-1945 - Колоцей - 2002 - 226.pdf1230kb.14.01.2007 05:00скачать
Всемирная история новейшего времени - 1945-НачалоXXI - 2002 - 207.pdf1136kb.14.01.2007 05:06скачать
индия в новое и новейшее время.docx514kb.25.08.2009 14:32скачать
История Китая (Меликсетов).pdf3800kb.27.09.2004 03:04скачать
Т.10. Новейшая И АА.docx36kb.14.09.2009 00:51скачать
Т.11. Новейшая И АА.docx40kb.03.09.2009 01:11скачать
Т.12. Новейшая И АА.docx27kb.14.09.2009 00:45скачать
Т.13. Новейшая И АА.docx57kb.14.09.2009 00:51скачать
Т.14. Новейшая И АА.docx28kb.14.09.2009 00:52скачать
Т.15. Новейшая И АА.docx23kb.14.09.2009 00:54скачать
Т.16. Новейшая И АА.docx35kb.13.09.2009 17:56скачать
Т.17-18. Новейшая И АА.docx29kb.13.09.2009 18:25скачать
Т.19. Новейшая И АА.docx51kb.14.09.2009 00:58скачать
Т.1. Новейшая И АА.docx30kb.07.09.2009 00:16скачать
Т.20-21. Новейшая И АА.docx141kb.14.09.2009 01:11скачать
Т.22. Новейшая И АА.docx35kb.03.09.2009 00:07скачать
Т.2-3. Новейшая И АА.docx252kb.14.09.2009 00:31скачать
Т.23. Новейшая И АА.docx29kb.03.09.2009 00:27скачать
Т.24. Новейшая И АА.docx90kb.14.09.2009 01:10скачать
Т.25. Новейшая И АА.docx50kb.11.09.2009 03:44скачать
Т.26. Новейшая И АА.docx106kb.11.09.2009 02:44скачать
Т.27. Новейшая И АА.docx97kb.14.09.2009 01:29скачать
Т.28. Новейшая И АА.docx85kb.13.09.2009 18:14скачать
Т.29. Новейшая И АА.docx54kb.14.09.2009 01:24скачать
Т.30. Новейшая И АА.docx21kb.13.09.2009 18:46скачать
Т.31. Новейшая И АА.docx46kb.14.09.2009 01:36скачать
Т.32. Новейшая И АА.docx37kb.14.09.2009 01:39скачать
Т.33. Новейшая И АА.docx67kb.14.09.2009 01:41скачать
Т.34. Новейшая И АА.docx84kb.14.09.2009 01:42скачать
Т.35. Новейшая И АА.docx51kb.14.09.2009 01:44скачать
Т.36. Новейшая И АА.docx36kb.03.09.2009 01:18скачать
Т.4. Новейшая И АА.docx183kb.14.09.2009 00:45скачать
Т.5. Новейшая И АА.docx17kb.14.09.2009 00:32скачать
Т.6. Новейшая И АА.docx28kb.14.09.2009 00:45скачать
Т.7. Новейшая И АА.docx19kb.14.09.2009 00:45скачать
Т.8. Новейшая И АА.docx23kb.14.09.2009 00:38скачать
Т.9. Новейшая И АА.docx34kb.14.09.2009 00:45скачать

содержание
Загрузка...

Васильев Л.С. История Востока т.2.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Реклама MarketGid:
Загрузка...
 Васильев, Леонид Сергеевич. История Востока: [Учеб. по спец. "История"].-М.: Высш. шк.-Т.1.-1998.-496 с.

 Васильев, Леонид Сергеевич. История Востока: [Учеб. по спец."История"].-М.: Высш. шк.-Т.2.-1998.-496 с.

ДК 931 ББК 63.3 (0) 31 В19

Рецензенты:

кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (директор ин-та, зав. кафедрой д-р ист. наук М.С) Мейер), гл. редактор журнала «Восток», д-р ист. наук. Л.Б. Алаев и зав. отделом ИМЭМО Российской АН д-р ист. наук В. Г. Хорос

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов

Васильев Л.С.

В 19 История Востока: В 2 т. Т. 2: Учеб. по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1998. —495 с.

ISBN 5-06-002910-7 (т. 2)
Второй том двухтомника, посвященного истории Азии и Африки с древности и до сегодняшнего дня, касается событий XIX—XX вв., когда колониальный и постколониальный Восток, подвергаясь давлению со стороны западных держав, сопротивляясь и приспосабливаясь, модернизировался и выбирал свой путь развития. В книге обращено внимание на роль религиозно-цивилизационной традиции в процессе поисков путей развития современного Востока. Говорится и о возрастающей роли событий на Востоке для судеб мирового сообщества.

ISBN 5-06-002910-7 (Т. 2) — ©Издательство«Выс1иаяижелв»,199в-ISBN 5-06-002911-5
Оглавление

^ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВОСТОК В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА КОЛОНИАЛИЗМА (СЕРЕДИНА XIX— СЕРЕДИНА XX ВВ.)

Стр.

Глава 1. Колониализм на традиционном Востоке 9
Период колониализма на Востоке 9
Истоки колониализма 11
Генезис европейского капитализма и колониализм 14
Колониализм на Востоке 19

Блок первый. Южная и Юго-Восточная Азия 26

^ Глава2. Британская Индия 26
Начало трансформации традиционной структуры 28
Сопротивление трансформации 33
Национальный конгресс и борьба за независимость Индии .. 37

^ Глава 3. Островной мир юга Азии в период колониализма 42
Голландская Индия (Индонезия) 43
Шри-Ланка (Цейлон)
Филиппины

Глава 4. Английские и французские колонии в Индокитае 52
Англичане в Бирме
Колониальная Малайя
Французский Индокитай
Сиам (Таиланд)

^ Глава 3. Южная и Юго-Восточная Азия: традиционная

структура и колониализм
Религии и религиозно-культурные традиции 70
Цивилизационный фундамент и общество 78
Традиционная структура и колониализм 82

Блок второй. Африка

Главаб. Колонизация Африки южнее Сахары 89
Южная Африка 90
Западная и Центральная Африка 99

^ Глава 7. Колонизация арабской Африки и Эфиопии 106
Марокко
Алжир 109
Тунис

Ливия

Египет
Судан

Сомали

Эфиопия

Глава 8. Колониальная Африка: трансформация

традиционной структуры 125

Традиционные общества Африки 126

Колониальный промышленный капитал в

Тропической Африке 131

Колониализм в арабской Африке 135

Африка и юг Азии как колонии: общность

исторических судеб и ее первопричины 138

Блок третий. Ближний и Средний Восток 140

^ Глава 9. Османская империя и республиканская Турция 140

Танзимат 141

Зулюи и младотурки 143

Кемалистская революция и радикальные преобразования 147

Турция после Кемаля 151

^ Глава 10. Шиитский Иран в ХIX—ХХ вв. 154

Бабиды 155

Иранская революция 1905 —1911 г. 157

Ирак в борьбе за национальную независимость 160

Экономическое развитие Ирана в 60— 70-е годы 165

Глава II. Арабские страны Азии и Афганистан 168

Ирак и страны Леванта 168

Арабские государства Аравии 174

Афганистан 178

^ Глава 12. Мир ислама: традиционная структура и ее

трансформация в период колониализма 181

Ислам: религия и общество 182

Сопротивление и приспособление традиционных

исламских обществ в период колониализма 187

Блок четвертый. Дальний Восток 195

^ Глава 13. Китай в середине XIX— середине XX в. 195

Крестьянская война тайпинов 196

Политика самоусиления и попытки реформ 200

Восстание ихэтуаней 205

Сунь Ят-сен и Синьхайская революция 208

Гоминьдан и борьба за единый независимый Китай 212

Японо-китайская война и победа КПК 215

^ Глава 14. Трансформация и модернизация

пореформенной Японии (1868—1945) 217

Реформы и становление основ японского капитализма 218

Агрессивная внешняя политика Японии 222

Япония между первой и второй мировыми войнами 223

Япония во второй мировой войне 225

Корея под гнетом японского колониализма 227

^ Глава 13. Религиозно-цивилизационный фундамент и

особенности развития стран Дальнего Востока 229

Конфуцианство в Китае и XX век 230

Феномен Японии 236

Трансформация Востока в период колониализма

(теоретический анализ и сравнительное сопоставление) 243

^ Глава 16. Колониальный капитал и традиционный Восток 243

Европа и Восток: структурный анализ 244

Колониализм на Востоке 250

Восток после пробуждения 256

Глава 17. факторы и обстоятельства, влиявшие на

процесс трансформации 259

Страны Востока и факторы трансформации 262

Индия и Юго-Восточная Азия: потенции трансформации 265

Потенциал мира ислама 269

Потенции трансформации стран дальневосточной

цивилизации 271

^ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ВОСТОК: ПРОЦЕССЫ И ПРОБЛЕМЫ

Глава 1. Африка южнее Сахары: после деколонизации 279

Страны Западной Африки 281

Страны Центральной Африки 286

Страны Восточной Африки 289

Страны Южной Африки 293

^ Глава 2. Африка южнее Сахары: специфика

этносоциополигической структуры 298

Отсталость социальной структуры 298

Этнические проблемы и трибализм 301

Трибализм и политическая власть 303

Парламентарная демократия и реалии африканских

стран 307

Политика и военные 309

Проблема расизма и поиск самоидентичности 311

Глава З.Африка южнее Сахары: экономика и ориентация в

развитии 313

Ресурсы и экономический потенциал 314

Государство и экономика 316

Социокультурные стандарты и ориентиры 319

Кризис развития и иностранная помощь 321

Стремление к сотрудничеству и компромиссам 325

'лaвa.ApaбcиleстpaныAфpиlal 328

Страны Магриба: Алжир, Марокко, Мавритания, Тунис,

Ливия 329

Египет и Судан 334

Арабская Африка: успехи и неудачи 336

^ Глава 5. Арабские страны Азии 339

Страны Восточного Средиземноморья 340

Аравийские монархии 345

Арабы Азии и мир арабов сегодня 348

Палестина, Израиль и ближневосточный конфликт 350

^ Глава 6. Турция, Иран, Афганистан 355

Турция 355

Иран под знаком исламской революции 356

Афганистан в годы войны и после нее 360

Естьлибудущесуисламскогофундаментализма? 362

^ Глава 7. Южная Азия после деколонизации 366

Реформы и политический курс независимой Индии 367

Проблемы Индии 369

Пакистан и Бангладеш 372

Непал, Бутан, Шри-Ланка 375

Южная Азия и проблемы политической культуры 377

Глада Я. Китд, Цьртиям, Грягрнао Упррд 379

Современный Китай: просчеты и достижения 380

Современный Китай: проблемы развития 384

Вьетнам 388

Северная Корея 389

Конфуцианская традиция и марксистский социализм 390

^ Глава 9. Монголия, Лаос, Камбоджа и Бирма 392

Монголия 392

Камбоджа 394

Лаос 395

Бирма (Мьянма) 396

Марксистский социализм в странах буддизма 398

^ Глава 10. Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего

Востока: пуп, капиталистического развития 400

Япония 40С

Страны, следующие по японскому пути (Южная Корея,

Тайвань, Гонконг, Сингапур) 402

Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины 405

Глава J/.Восток после деколонизации: наследие

колониализма 410

Историческая роль колониализма 411

Колониализм и современные государства Востока 414

Наследие колониализма и Восток 416

^ Глава 12. Постколониальный Восток: государство и

экономика 419

Традиционное хозяйство и колониальный капитал:

политэкономический аспект проблемы взаимодействия 420

Государство и экономика на современном Востоке 424

Государство и общество 429

^ Глава 13. Проблемы развития: выбор пути 436

Эталоны для ориентации 436

Религиозно-цивилизационный фундамент как фактор

выбора 439

Условия и обстоятельства выбора пути развития 443

^ Глава 14. Роль идеологическо-полигического поля

напряжения в судьбах современного Востока 448

Восток на перепутье 451

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия 454

Африка южнее Сахары 457

Исламский Восток 459

Южная Азия 462

^ Глава 15. Социализм и национализм на Востоке 464

Марксистский социализм в России 465

Марксистско-социалистический режим на Востоке 468

Страны «социалистической ориентации» 472

Немарксистский социализм 474

^ Глава 16. Восток сегодня: основные модели и

перспективы развития 480

Модель первая, японская 480

Модель вторая, индийская 483

Модель третья, африканская 486

Основные модели и перспективы развития 488

Заключение. Восток и мир накануне третьего

тысячелетия: наследие, традиции и перспективы 491


Глава I Колониализм на традиционном Востоке
Период колониализма — третий этап истории Востока. Как и оба предыдущих, древность и средневековье, он не был связан с кардинальной ломкой существующей структуры, за исключением, пожалуй, Японии. Но все же этот новый этап — в отличие от средневековья, близость которого к восточной древности вполне очевидна и прослеживается по многим параметрам,— принес Востоку нечто сущностно новое, что и побуждает говорить о нем как об отдельном и важном для понимания судеб Востока в целом периоде его истории. / Период колониализма на Востоке

Здесь снова необходимо вернуться к проблеме периодизации истории, как всеобщей, так и восточной. Хорошо известно, что в марксистской' историографии особо выделялся период новой истории, формацнонно соответствующий капитализму и завершающийся в этом его качестве 1917 годом. Существовали, правда, разногласия до поводу того, каким временем следует датировать начало новой истории: то ли французской революцией, то ли английской или даже нидерландской. В любом случае, однако, начало новой истории видели в одной из таких буржуазных революций. Разумеется, и для истории Европы и даже для всей мировой истории (в которой Европа последние века безусловно лидирует и задает тон) вычленение этапа господства капитализма важно и имеет немалый смысл. Но как при этом быть с Востоком? Нет слов, всемирная история должна быть всемирной и иметь нечто общее хотя бы при ее периодизации. И когда речь шла о хронологической грани между древностью и средневековьем в начале второй части данной работы, это обстоятельство принималось во внимание, тем более что тогда речь шла об условной грани. Но теперь ситуация несколько иная. Перед нами уже не условный, а действительно новый этап в истории Востока, связанный с проникновением туда колониального капитала вначале преимущественно в торговой, а затем и в промышленной его форме. Совершенно
очевидно, что хронологически этот этап, важный для Востока в целом, включая Африку и Латинскую .Америку, не вполне совпадает с хронологическими рамками европейской новой истории. Как же быть? Легче всего закрыть на это глаза, что обычно и делается в учебных пособиях, а также в специальных работах и энциклопедиях. Раз наступил период новой истории и раз этот период в некотором смысле всеобщий, всемирный, так что же мудрствовать? И история всех стран автоматически делится в соответствии с рамками европейской истории, вне зависимости от того, насколько это соответствует реалиям и динамике исторических событий в той или иной стране и тем более на Востоке в целом. Между тем периодизация как метод интерпретации и даже просто понимания исторических событий тем и ценен, для того и нужен, чтобы увидеть и вычленить определенные закономерности процесса развития. Бели же вместо анализа этого процесса идти по пути автоматического пристегивания его к общему ходу событий, то это ничем не отличается от того, чтобы для упрощения понимания считать все древние общества рабовладельческими, а все средневековые — феодальными. Просто и понятно каждому. Но не хватит ли такой простоты? Вот почему, оставляя в стороне вопросы о периоде новой истории в Европе, о хронологических рамках этого периода и его важности для понимания всемирной истории, стоит поставить перед собой иные: каким временем можно очертить столь важный для истории Востока период господства колониализма, ще начало этого периода, чем и почему следует обозначить его' конец? Как уже было показано, начало колониальной торговой экспансии было положено в XVI в. В Индии и особенно Индонезии, а также в Африке колониальная экспансия португальцев, испанцев, затем голландцев, англичан и французов ширилась с каждым веком. Понемногу она захватывала и другие районы Востока. Логически рассуждая, именно XVI век по справедливости можно было бы считать началом этапа колониализма. И в какой-то степени это именно так и было. Дело в том, что, хотя колониализм так и не сумел привести к кардинальной ломке структуры стран традиционного Востока и тем более содействовать становлению там капитализма (о Японии разговор особый), он, однако, как уже было упомянуто, принес Востоку нечто сущностно новое. Вопрос только в том, как понимать это новое. Что это такое? И с какого именно момента этого сущностно нового было достаточно, чтобы вести речь о новом этапе истории Востока? На этапе торговой экспансии, сопровождавшейся грубыми вторжениями, территориальной аннексией выгодных форпостов, ттгцинрнирм и дяжр ппродРляинпй дРфпрмяттисй хозяйства В ВСКОТА-рых странах (Индия, Индонезия), а также массовым порабощением людей (Африка, частично Индонезия), активному воздействию ко-

лониализма подверглись лишь некоторые страны Востока. Кроме того, к кардинальным изменениям и существенной деформации экономики традиционных восточных обществ этап колониальной торговой экспансии не вел. Целью колонизаторов были вначале лишь восточные редкости, прежде всего пряности, а затем рабы. И хотя платили они за это мало, но все-таки платили. Серебро текло с запада на восток, а не в обратном направлении. То есть перед нами торговля. Пусть неравноправная, подчас неэквивалентная, даже из-под палки, сопровождавшаяся принуждением и насилиями, порабощением людей и т. п., но все же именно торговля., К торговому обмену Восток привык. Более того, не были для него необычными ни несправедливости, ни насилия, ни даже зверства, ни массовое порабощение людей либо вторжения злобных иностранцев. Достаточно напомнить о монгольском нашествии, о походах Тимура. Правда, торговый колониализм принес с собой и нечто новое, к чему на Востоке еще далеко не везде привыкли: он принуждал людей к каждодневному тяжелому регулярному труду, сопровождая это принуждение силой оружия и превращая таким образом труд в каторгу, которую долго могли выдерживать лишь немногие (собственно, именно это и вызывало потребность во все новых и новых отрядах обреченных на быструю гибель рабов). Но этого нового было в те времена, о которых идет речь (XVI—XVIII вв.), еще все же недостаточно для того, чтобы говорить о сущностно новом, хотя принуждение к труду и было его важным элементом. Иное дело — XIX век, век колониальной экспансии промышленного капитализма. Картина совершенно иная. Поток фабричных товаров из метрополии стал быстро превращать колонии и зависимые страны Востока в ценные для европейского капитализма рынки сбыта и не менее ценные источники сырья. Рыночные связи теперь уста навливались гораздо более прочно, а по их каналам средства (вклю чая и серебро) текли теперь чаще в обратном направлении. Этому сопутствовали разорение традиционного восточного ремесла, упадок торговли, а также крушение привычных норм бытия и сопровож давшие его политические кризисы, ослабление государственной власти и многое другое, с этим связанное. Вот это и есть то сущностно новое, что вносило немало изменений в привычные нормы и условия жизни стран и народов Востока. Вот почему целесообразно хронологически начинать период колониализма на Востоке именно с XIX в. Где раньше, ще позже, но в целом примерно с XIX в., может быть, даже с середины его. Естественно ц логично, что конец периода колониализма следует видеть именно там, где он вполне отчетливо прослеживается, т. е. в севедине XX. в., после второй мировой войны. Для Востока в целом, включая и Африку, концом периода колониализма и потояу важ нейшим для его истории хронологическим ,рубежом является именно
то время, когда он высвободился от колониальной зависимости, когда страны Востока стали независимыми. Поэтому неудивительно, что в качестве рамок, которыми следует ограничить новый этап истории Востока в целом, этап колониализма, берутся именно предлагаемые здесь, т. е. середина XIX— середина XX в. Совершенно очевидно, что при всей включенности Востока в мировую историю, особенно в эти XIX—XX вв., предлагаемые рамки более адекватно отвечают реальному историческому процессу, нежели те, которые исторически мало с ним связаны, хотя и имеют всемирно-историческое значение.

Истоки колониализма

Итак, речь пойдет о Востоке в период колониализма. Вроде бы все хорошо знают и понимают, что такое колониализм для Востока. Но обычно редко ставят вопрос о происхождении феномена колониализма как такового и об истоках колониальной экспансии на Востоке. Между тем вопрос стоит того, чтобы уделить ему внимание. Понятие «колония» (лат. «поселение») возникло в античной древности и использовалось для обозначения поселений, расположенных в стороне от первоначального центра, а то и достаточно далеко от него. В принципе такого рода расселение было хорошо известно земледельцам со времен неолита; более того, именно так и распространялись по ойкумене достижения неолитической революции. Но котда мы говорим о колониях в более узком и специальном смысле этого слова, то речь идет не просто о расселении переселенцев. Остается в стороне даже так называемая внутренняя колонизация, т. е. постепенное освоение пустующих земель в рамках данного региона, будь то средневековая Европа, Россия или Африка. Для нас важно обратить преимущественное внимание на такие поселения, которые были вызваны к жизни потребностями торгово-экономического развития и имели своим результатом создание на чужой территории автономных анклавов, в рамках которых поселенцы-колонисты воссоздавали свойственную им структуру, родственную той, что была в далекой метрополии. Но и это последнее следует считать типичным, потому и необходимо внести уточняющую поправку: колониальная структура обычно отлична от той, которая господствует среди аборигенного населения, причем эту разницу колонисты ревностно блюдут, равно как и традиционные связи с метрополией. Иными словами, речь идет о таких колониях, которые можно считать некими форпостами метрополии на чужой земле, форпостами, с выгодой используемыми с целью наживы, для и во имя процветания населения метрополии (включая и колонистов). — Игтпрдиуи ттрпими f щирпд-пм размахом реализовавшими практику колонизации, были финикийцы — для них торговля и мореплавание были едва ли не основным занятием. О финикийском

феномене специально шла речь в первой части работы, причем особо отмечалось, что финикийцы в некотором смысле — предтеча, предшественники античных греков. Позже эстафету колонизации финикийцы передали грекам, а те — римлянам. В какой-то степени процессом такого же рода можно считать и эллинизацию Ближнего Востока после походов Александра, хотя характер колонизации в это время был все-таки несколько иным. В средние века колониальные анклавы создавали такие торговые республики, как Венеция или Генуя, а также торговые союзы типа Ганзы. Но существовали ли колонии у стран и народов Востока? И более того, могли ли в принципе создаваться колонии государствами Востока? Категорически отрицательного ответа дать на эти вопросы нельзя. В принципе восточные купцы вполне могли создавать и создавали на чужих территориях свои анклавы — достаточно напомнить о китайцах в Юго-Восточной Азии и об арабах на восточноафриканском побережье. Но были ли это колонии в полном смысле слова? О китайцах известно немало, об африканских арабах — меньше. Но и в том, и другом случае перед нами все же не замкнутые колониальные анклавы. Что касается китайцев, то они поддерживали связи с

меньше. Но и в том, и

анклавы.

Ъ*ЛЛЛЪЛ**лмк. —-__ __._

Китаем, быть может, во много раз более тесные, нежели, скажем, жители финикийского Карфагена или греческой Ольвии со своими метрополиями. Но при всем том у китайцев вне Китая нигде и никогда не было административно замкнутых поселений типа анклавов — они всегда достаточно гармонично вписывались в местную структуру и лишь веками хранили в ее административных рамках общинные, клановые и иные корпоративные связи. Что касается арабов в Африке — и не только на побережье, но и в городах Судана,— то, несмотря на явно выраженную именно арабо-мусульманскую структуру, которую они приносили с собой и по образу которой создавались в Африке первые города, эти города не были арабскими анклавами в полном смысле этого слова. В Судане они становились частью африканских государственных образований, на восточноафриканском побережье они быстро подвергались воздействию со стороны местного населения и в расовом, этническом, даже языковом плане становились образованиями нового типа, не слишком связанными с метрополией. Словом, и в случае с китайскими купцами, и с африканскими арабами не было стоящей за их спинами метрополии как мощной политической силы, на которую колонисты всегда могли бы опереться. Напротив, выселившиеся на чужие земли китайцы и арабы (как и представители иных восточных государств) оказывались как бы отрезанным ломтем. Государства не только не были заинтересованы в официальной их поддержке, но даже вообще как бы игнорировали их." Для зтого бмлц спои весомые

причины.
Выше уже не раз шла речь о традиционном восточном государстве и восточном социуме. Для восточного государства интересы торговцев, связанных с частнособственнической предпринимательской деятельно стью и ориентировавшихся на рынок, всегда были чужды. Взять с купцов пошлины, получить от них взятки — это другое дело. Но заботиться об их процветании вне пределов государства •— это уж увольте! Другое дело, когда самому государству выгодно расширить свое влияние на той или иной чужой территории, как то было, скажем, с маскатским Оманом на восточноафриканском побережье (Занзибарский султанат). Но это уже была не колонизация, а в зависимости от обстоятельств завоевание, присоединение, политичес кое господство. Это же относится и к акциям Альморавидов в Судане, да и ко всем иным политическим событиям, сопровождавшимся вторжением той или иной восточной державы в чужие земли. Итак, колонизацией в интересующем нас смысле следует считать создание на чужой территории замкнутых административно-автоном ных анклавов, копировавших метрополию, тесно связанных с ней и опиравшихся на ее действенную и заинтересованную поддержку. Совершенно очевидно, что такого рода анклавы могли создаваться и реально создавались лишь там, гце частнособственническая предпринимательская деятельность официально считалась ведущей и . активно поощрялась заинтересованным в ее процветании государст вом. Вот почему колонии торгово-экономического характера созда вались (если говорить о колониях в полном смысле слова и принять во внимание все вышесказанное) почти исключительно европейцами — как в античной древности, так и в средние века. Именно такого типа колонии и были тем истоком, на основе которого в XV—XVI вв. сложился колониализм как явление уже несколько иного порядка, отличавшееся иными формами и, главное, иными масштабами. Связь этого колониализма с нарождавшимся европейским капитализмом вполне очевидна.

Генезис европейского капитализма и колониализм /•

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38



Скачать файл (9697.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru