Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Азербайджан - файл 1.doc


Азербайджан
скачать (437 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc437kb.19.11.2011 12:53скачать

Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Доклад на тему: Азербайджан. Выполнили ученики 9Б кл.                                                                                                       средней школы №38                                                                                                                   Кочергин Н.,                                                                                                                 Шайдуллин Р. Содержание:                                                                                                                   стр. 1. Историческая справка…………………………………….. 2. Общие сведения……………………………………………. 3. Обычаи и традиции Азербайджана………………………… 4. Кухня Азербайджана…………………………………….... 5. Природа Азербайджана……………………………………. 6. Памятники………………………………………………. 7. Национальная одежда…………………………………….. 8. Хозяйство…………………………………………………                                                                                                            Историческая справка Азербайджан - один древнейших очагов человеческой цивилизации, - это этническая территория и историческая Родина азербайджанцев, изначально являющихся исконным населением этой страны. На севере, вдоль главного Кавказского хребта, проходит граница Азербайджана с Россией. С востока он омывается Каспийским морем, а на северо-западе и юго-западе соответственно соседствует с Грузией и Арменией. Большая часть территории Азербайджана представляет собой обширную равнину, окаймленную горными цепями, постепенно переходящими в низменность. Расположение Азербайджана в климатическом поясе, представленном 9 из 11 климатических зон земного шара от субтропиков до альпийских лугов, наличие плодородных земель, многих полезных ископаемых, богатый и разнообразный растительный и животный мир - все это благоприятствовало развитию хозяйства, общественной и культурной жизни. Жители древней азербайджанской земли в упорной борьбе за существование постепенно перешли к родовому строю, образовали племена, а затем государства и, наконец, сформировались в народность и самостоятельную нацию. Азербайджан - один из районов древнейшего расселения человека. Раскопками в знаменитой Азыхской пещере неподалеку от города Физули в 1968 году азербайджанскими археологами была обнаружена одна из самых древних на территории Евразии стоянка человека эпохи палеолита (каменный век). Здесь, в ашельском слое, рядом с орудиями труда и останками крупных млекопитающих, обнаружен фрагмент челюсти ископаемого человека - азыхантропа. Исследованием культурных напластований Азыхской пещеры удалось проследить последовательность эпох нижнего (дошельской, шелльской, ашельской) и среднего (мустьерской) палеолита. В наиболее глубоко расположенных слоях Азыхской пещеры найдены самые примитивные орудия труда, изготовленные из гальки, в том числе очень крупные (гигантолиты), ручные рубила, грубые проколки, остроконечники, примитивные скребла и другие изделия из камня, которые использовались азыхантропом при охоте на диких животных. В ранний и средний периоды палеолита на территории Азербайджана люди жили небольшими группами, являвшимися древнейшей формой общественной организации, основу которой составлял коллективный труд. Основным их занятием была охота, а также собирание съедобных ягод, плодов, корней. Азыхантропы охотились в основном на пещерного медведя, благородного оленя, гигантского оленя, а также на носорогов, лошадей, бизонов и других диких животных. В эпоху среднего палеолита в Азербайджане, по всей вероятности, уже сложился родовой строй. Следующий этап древнейшей истории человечества - верхний палеолит - в Азербайджане представлен находками в пещерах Таглар, Дамджылы, Ятаг-ери. В них археологи обнаружили ножевидные пластины, а также скребки, проколки, отщепы, резцы, микролитические пластины, сделанные из кремня, базальта, обсидиана и доломита. Верхнепалеолитические люди (от 40 до 12-10 тысяч лет назад) на территории Азербайджана жили в пещерах. Они устраивали свои жилища вдоль речных долин, в местах, удобных для охоты. При раскопках в верхних слоях пещер Таглар и Дамджылы были обнаружены кости кавказского оленя, горных козлов, джейрана и других диких животных. В охоте участвовали большие группы охотников, в основном мужчины. Они же изготовляли орудия труда и оружие. Более высокого уровня достигло и собирательство. К началу Х тысячелетия до нашей эры на смену древнему каменному веку в Азербайджане приходит мезолит - средний каменный век - период появления лука и стрел. Будучи одним из первых механизмов, изобретенных человеком, лук и стрелы способствовали постепенному переходу от хозяйства, присваивающего готовые продукты природы к производящему готовые продукты природы. В эпоху мезолита в Азербайджане появляются миниатюрные каменные орудия - микролиты, развивается вкладышевая техника и изготовляются составные орудия. Появляются зачатки культивирования злаков и одомашнизации животных. Мезолит продолжался до VIII тысячелетия до нашей эры, а потом на смену ему пришел неолит - новый каменный век (VII-VI тысячелетие до нашей эры). Памятники неолита на территории Азербайджана обнаружены в гроте Дамджылы, Гобустане, Кюльтепе близ Нахичевани, у горы Килликдаг около Гянджы, Гянджачайской долине (в районе Ханлара). В неолите люди уже начали изготовлять и обжигать разнообразную по форме и назначению глиняную посуду, которая играла большую роль в их быту, облегчая приготовление пищи и хранение продуктов. Такая посуда обнаружена в Яныктепе около Тебриза, в Фирузтепе около села Гасанлы на юго-западном берегу озера Урмия (Резайе), в Ханларе и Гобустане. Еще в раннем периоде неолита возникают примитивное земледелие и скотоводство. Археологические материалы убедительно говорят о том, что в эпоху позднего неолита развивается земледельческо-скотоводческое хозяйство. В самом конце III - начале II тысячелетия до нашей эры в наиболее развитых областях Азербайджана складываются основные предпосылки для зарождения первых классовых обществ, раннегородской цивилизации и ранних государственных образований. О распаде первобытнообщинного строя и переходе к раннеклассовым отношениям в отдельных областях Азербайджана уже в конце II тысячелетия до нашей эры свидетельствуют не только резкое имущественное и социальное неравенство, но и появление, в частности, в Приурмийском районе, мелких политических образований. Наиболее крупным из них было Замуа, возникшее в начале I тысячелетия до нашей эры. Не меньшее значение имели владение Никдиары (Мекдиары) и царство Аллабрия, рядом с которым часто упоминается страна Каралла. Здесь же было расположено государство Гильзан, куда ассирийцы часто совершали походы. Гильзанцы сумели длительное время сохранять независимость. Только когда им непосредственно угрожало ассирийское нашествие, они бывали вынуждены выплачивать ниневийским владыкам дань. Приблизительно в конце IX века до нашей эры Гильзан был поглощен урартами. Существовала также страна Мес(с)и, которую населяли воинственные племена, занимавшиеся коневодством, верблюдоводством и разводившие крупный и мелкий рогатый скот. Следует также упомянуть страны Андию и Зикерту. На территории Южного Азербайджана и смежных с ним территорий существовали царства: Нинни с центром - укрепленным городом Ариду; Шурдира, где правил Артасару; Харруна, Симеси, Ульманиа, Адау, Хармаса, Сангибути, Пулуади и другие. Многие из них ассирийцы обложили данью еще в начале IX века до нашей эры, во времена Ашшурнасирапала II. Здесь обитали также различные племена: теурлайцы, сунбийцы, кумурдийцы, далийцы и другие. Уже со второй половины IX века до нашей эры в Приурмийском районе вырисовываются контуры Маннейского царства. В ряде южно-азербайджанских областей ведущей отраслью хозяйства в то время было земледелие, причем ирригационное, а в других население преимущественно занималось скотоводством. В областях Приурмийского бассейна важную роль играло также коневодство. Здесь были проложены каналы, возделывались богатые нивы, успешно развивалось ремесленное производство, и складывалась самобытная культура. Ассирийские и урартийские источники начала I тысячелетия до нашей эры сообщают о многочисленных поселениях, городах, "царских городах" - столицах с мощными крепостями, оборонительными стенами, цитаделью, дворцами и т.д. Общества Замуа, Аллабрии, Гильзана, судя по летописям ассирийских царей и археологическим материалам, уже в IX веке до нашей эры были классовыми. Во главе их стояли "цари", у них были свои столицы. О социальном и имущественном расслоении, существовавшем в то время, говорят марликские, хасанлунские, калуразские и другие погребения. Богатые сырьевые ресурсы, развитое сельское хозяйство и ремесло способствовали расширению торговли не только между отдельными областями, но и сопредельными странами. Через территорию Азербайджана еще в глубокой древности проходили международные торговые пути, связывавшие этот край с западными и восточными странами. Данные материальной культуры - различные изображения на керамике, металлические изделия с мифологическими и эпическими сюжетами, печати и другие предметы свидетельствуют о богатой культуре и духовном мире насельников этого края. Цивилизация, относящаяся к периоду возникновения на территории Азербайджана раннеклассовых обществ, была создана местными племенами - кутиями, луллубеями, хурритами, маннеями, быть может, частично касситами и другими. О языковой принадлежности этих племен, за исключением хурритов, известно очень мало. Некоторые ученые связывают хурритский язык, который родственен урартскому, с северо-восточнокавказским языками. Не исключено, что к этой семье языков относился и кутийский. В южных районах Азербайджана и на смежных территориях до начала I тысячелетия до нашей эры, а иногда и несколько позднее, местные этносы были доминирующей этнокультурной, экономической и политической силой. На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры или в самом начале I тысячелетия в областях Южного Азербайджана появляются новые племена - носители иранских диалектов. Северные области Азербайджана в это время, судя по памятникам материальной культуры, мало чем отличались от большинства южно-азербайджанских племенных объединений по уровню хозяйственного и культурного развития. Во всяком случае, в начале I тысячелетия до нашей эры значительное большинство племен северных районов Азербайджана жило уже в условиях последней стадии доклассового общества и перехода к раннеклассовому обществу. Однако в целом уровень социального развития северо-азербайджанских обществ был несколько ниже, чем у южно-азербайджанских - здесь еще не было государственных образований. Опасность вторжений со стороны грозных соседей, в первую очередь ассирийцев, способствовала объединению племен Приурмийского района. Уже со второй половины IX века до нашей эры начинает складываться Маннейское царство, явившееся первым крупным государственным образованием на территории Азербайджана. Население Манны было по преимуществу оседлым. Столицей Маннейского царства долгое время являлся город-крепость Изирту (Зирта). В Манне шел процесс этнической консолидации: маннейские цари заботились не только о том, чтобы отвоевать захваченные земли, но и об объединении рассеянных по различным областям маннеев в едином государстве. К 20-м годам IX века до нашей эры страна Маннея уже занимала значительную территорию Приурмийского района. Власть царя была достаточно сильна, хотя ограничивалась различными органами родового общества. В Манне существовала влиятельная аристократия - родовая, военная и служивая знать; здесь уже обнаружились глубокие социальные противоречия, шла борьба как внутри самого господствующего класса, так и между правящей верхушкой и широкими слоями населения. Становление и укрепление Маннейского государства проходило в условиях ожесточенной борьбы с непрекращавшимися набегами ассирийских царей и соседнего Урарту. Упорная борьба за обладание Приурмийским районом между двумя сильными государствами - Ассирией и Урарту разго релась в конце IX - начале VIII века до нашей эры. При урартском царе Менуа и его сыне Аргишти I, на территории Манны и в смежных областях Южного Азербайджана урарты построили многочисленные крепости. Однако, несмотря на значительный урон, понесенный в результате войн с Урарту, Манна продолжала бороться. Воспользовавшись борьбой, завязавшейся между Ассирией и Урарту в 40-30 годах VIII века до нашей эры, Манна даже расширила свою территорию. В первые столетия I тысячелетия до нашей эры важную роль в жизни региона начинают играть вышедшие из южнорусских степей ираноязычные племена, вторгшиеся сюда, вероятно, на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. Значительно расширила свои владения Манна в период правления царя Ахшери (он управлял страной до 50-х годов VII века до нашей эры). С маннейским царем в то время считались и урарты, и ассирийцы. Однако процветание Манны длилось недолго. Около 660 года до нашей эры ассирийцы нанесли маннеям тяжелое поражение. Неудачная война обострила и без того напряженное положение в стране. Вспыхнуло восстание, которое закончилось гибелью царя Ахшери. Сменивший его на престоле Уалли перешел на сторону ассирийцев, и маннеи с этого времени стали вместе с ассирийцами выступать против мидян. Последнее упоминание о маннеях в известной "Хронике Гэдда" относится к 616 году до нашей эры. Распространяя власть на захваченных территориях, они внедряли свой язык среди местного населения. Это сопровождалось изменениями в быту, военном деле, социальной структуре, политических институтах и религии аборигенов. Этот процесс особенно усиливается с завоеванием Манны мидянами. Мидийский племенной союз, судя по ассирийским письменным памятникам, начиная со второй половины IX века до нашей эры, располагался в основном за пределами южно-азербайджанских земель. Только незначительная часть его занимала области на восточных окраинах Южного Азербайджана. В середине VI века до нашей эры Мидийская империя пала, и ее территории вошли в состав Ахеменидской державы. При Ахеменидах южные районы Азербайджана входили в так называемую Мидийскую сатрапию. Значение Мидии, ее культурного наследия в истории, в частности истории Азербайджана, огромно. Более чем двухвековое нахождение южно-азербайджанских земель в составе Мидийской сатрапии, широкое расселение здесь мидийских этнических групп ускорили процесс слияния местных племен с мидянами. В 30-е годы IV века до нашей эры Персидское государство Ахеменидов развалилось под ударами войск Александра Македонского, а некоторое время спустя и созданная им империя. В 20-е годы того же IV века до нашей эры в Южном Азербайджане, занимавшем часть территории Мидийской сатрапии, ахеменидский сатрап Атропат создал самостоятельное государство - Атропатену. Страбон по этому поводу сообщает: "Мидия делится на две части. Одну называют Великой Мидией… Вторая часть - это Атропатийская Мидия; свое имя она получила от военачальника Атропата, который не допустил, чтобы эта страна, как часть Великой Мидии, также стала подвластна македонцам. Действительно, провозглашенный царем Атропат сделал по собственному решению эту страну независимой, и еще теперь наследование сохраняется в его семье, так как его потомки вступали в браки с армянскими и сирийскими царями, а позднее - с парфянскими… Это довольно значительная в смысле военной силы страна, так как она может… выставить 10.000 всадников и 40.000 пехотинцев…" Итак, через три столетия после падения Маннейского государства в Азербайджане вновь появилось самостоятельное государство, охватывавшее почти всю территорию Южного Азербайджана. Его основатель Атропат был крупным государственным деятелем, сумевшим укрепить свои позиции и наладить союзнические и даннические отношения с крупнейшими племенными объединениями северных областей Азербайджана еще при владычестве Ахеменидов. Трезвый политик и дальновидный дипломат Атропат, понимая бесполезность военной борьбы с Александром Македонским, избрал путь переговоров, сближения с греко-македонянами. Он породнился с одним из ближайших соратников македонского царя - Пердиккой, выдав за него свою дочь. Он же выдал Александру Македонскому мидянина Бариакса, выступившего против греко-македонян с цель восстановления Ахеменидской державы. В бурные времена, когда полководцы Александра Македонского боролись за власть, и в последующем, в период селевкидского владычества, Атропат сумел сохранить самостоятельность своего государства. Столицей Атропатены вскоре стала Ганзака, вблизи современного Табриза. Это место считалось священным - здесь находился один из трех важнейших храмов огня, сохранявший и при Сасанидах значение династического культового центра. Атропатена была страной с хорошо развитыми сельским хозяйством, ремеслами, городской жизнью и высокой по тем временам культурой. Становление и развитие Атропатены происходило в эпоху эллинизма. Образование самостоятельного государства способствовало развитию экономики, росту производительных сил страны, оживлению торговли и ремесел, строительству городов. В Атропатене наибольшее развитие получило храмовое землевладение. По сведениям античных авторов самые плодородные земли принадлежали жрецам-магам. Было развито рабовладение. Очевидно, уже Атропату и его ближайшим преемникам пришлось вести упорную борьбу с "централизмом" одного из самых способных военачальников Александра Македонского - Селевка, завладевшего в последнее десятилетие IV века до нашей эры бывшими иранскими сатрапиями. В конце 20-х годов III века до нашей эры царь Атропатены Артабазан - видный полководец и государственный деятель - был вынужден признать верховную власть селевкидского царя Антиоха II. Однако, как свидетельствуют письменные источники, уже в 60-е годы II века до нашей эры, а может быть и раньше, Атропатена вновь ведет самостоятельную политику. К середине II века до нашей эры на востоке появляется новая агрессивная сила - парфяне, которые еще до начала царствования Антиоха III захватили некоторые восточные области Великой Мидии. Примерно во второй половине II века до нашей эры парфяне укрепили свои позиции и в Атропатене, однако усиление их влияния не помешало Атропатенскому государству сохранить свой суверенитет. В конце II века до нашей эры в Атропатене был построен крупный город-крепость Фрааспа, ставший зимней столицей атропатенских монархов и игравший важную роль в военно-политических событиях конца I века до нашей эры. К этому времени Атропатена настолько усиливается, что вторгшиеся сюда римские войска, возглавляемые полководцем Антонием, в битве при Арркасие потерпели поражение и вынуждены были отступить. Отношения Атропатены с соседями не всегда были ровными. Дружба, брачные связи между представителями царствующих домов и знати, традиционные культурно-экономические контакты с соседями нередко сменялись враждой. Так было, например, в конце III - начале II века до нашей эры, когда на армянском престоле утвердился Арташес I, связаный с Атропатеной. Особенно обострились отношения между двумя царствующими домами в I века до нашей эры Царь Армении Тигран II, несмотря на узы родства с атропатенским царским домом (дочь его была замужем за правителем Атропатены), захватил Атропатену. Однако зависимость эта длилась недолго. Уже в 30-х годах I века до нашей эры Атропатена вновь стала играть самостоятельную роль в политической жизни региона, а в конце I века до нашей эры атропатенские правители даже делают попытки укрепиться на армянском престоле. В 36 году до нашей эры один из последних Атропатидов - царь Артабазд - в союзе с парфянами захватил у римлян огромные трофеи, в частности, знамена одного из регионов легата Антония. В последние годы I века до нашей эры при нем же происходит отход от традиционной пропарфянской политики. В источниках имеются сведения, что причиной этого был разлад между парфянами и атропатенцами при дележе добычи, захваченной у римлян. Однако, по-видимому, здесь сыграли главную роль политические мотивы. Вероятно, Артабазд, с одной стороны, видя частые неудачи парфянской политики, а с другой стороны, боясь поглощения своего государства парфянами, решил сделать ставку на силу римского оружия. Однако Парфия была еще достаточно крепка, и в скором времени парфянам удалось захватить Атропатену. Но Артабазд остался верным союзником римлян - сначала Антония, а затем Августа. Артабазд даже породнился с Антонием, выдав свою дочь Иотапу за сына Антония и Клеопатры - Александра. Видную роль в истории Атропатены сыграло правление Артабана III, Аршакида по матери, который основал династию младших Аршакидов. При нем началась решительная борьба против всего греко-римского, а Атропатена становится центром авестийского зороастризма. Важную роль в этом сыграли мидийские жрецы-маги, служители культа Ахура Мазды, Аахиты и Митры. Они обладали в тот период колоссальной властью и огромными земельными наделами. Атропатена оставалась в составе Парфянской державы вплоть до начала III века нашей эры, когда власть в Иране перешла к Сасанидам. Другим ранним значительным государственным образованием, возникшем в северной части Азербайджана явилось Албанское царство. Территория Кавказской Албании простиралась от Малого Кавказа и нижнего течения Куры и Аракса до северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта. Албаны, как пишет Страбон, жили "между иберами и Каспийским морем". По словам Птолемея Албания граничила на севере с частью Сарматии, на западе - с Иберией, - на юге с частью Армении. Хотя политические границы Албании не были стабильны и нередко менялись, но в общем можно считать, что территория этой страны в эллинистическую эпоху охватывала земли нынешнего Азербайджана и южные районы Дагестана. Природные условия Албании отличались большим разнообразием. По данным античных авторов и археологических раскопок эта страна предстает перед нами как богатый, плодородный, густонаселенный край. О племенах, обитавших здесь, сообщают еще греко-римские авторы. Древние авторы, говоря об албанах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это, как полагают антропологи, характерные черты древнейшего аборигенного населения - кавкасионского типа, широко представленного и ныне в горных районах Азербайджана, Дагестана и в других областях Кавказского перешейка. Древняя Албания была страной, довольно пестрой по своему этническому составу. По сообщениям античных авторов число албанских племен достигало двадцати шести. Среди них назывались утии, содии (цодэ, исадики), гардманы, возможно, айнианы, анариаки и другие. В этногенезе албанских племен какую-то роль, по-видимому, сыграли гелы, леги, сильвы (чилбы), лупении (лпины), дидуры (дидои) и другие племена, часть из которых, возможно, следует причислять к албанским этническим группам. Данные археологии и частично письменных источников говорят о том, что албанский племенной союз существовал уже во второй половине I тысячелетия до нашей эры. На территории Албании обитали и племена неалбанского происхождения, оседавшие здесь в разное время. Среди них имелись и ираноязычные группы, особенно в северо-западных областях Албании - Сакасене и Камбисене, а также в Прикаспийской полосе, где в первые века нашей эры уже существовало так называемое Мазкутское царство. Данные археологических раскопок в целом показывают Албанию второй половины I тысячелетия до нашей эры и первых веков нашей эры как область с достаточно развитым оседло-земледельческим хозяйством, ремесленным производством и торговлей. Однако в отдельных районах Албании обитали и группы кочевого населения. Различного рода ирригационные сооружения, начиная от грандиозных, следы которых обнаружены в Муганской степи, и кончая простейшими в Мильской степи, в районе Шамхора и других местах, говорят об организованном, созидательном труде населения Албании второй половины I тысячелетия до нашей эры - первых веков нашей эры. На достаточно высоком уровне развития в Албании находились садоводство, огородничество, виноградарство и виноделие, а также возделывание технических культур. В источниках сохранились сведения о развитии коневодства, о рыболовстве у прикаспийских племен в античное время. Значительное место в хозяйстве насельников Албании занимало птицеводство. Хозяйственное освоение высокогорных районов Албании не только в целях развития скотоводства, но и металлургии имело место еще в эпоху бронзы. В античное время албаны добывали железо, медь, золото. Было положено начало добыче яшмы, агата, халцедона, аметиста и других полудрагоценных камней. Археологические материалы позволяют говорить о высоком уровне ремесленного производства у племен, населявших древнюю Албанию. При раскопках албанских поселений обнаружено много гончарных обжигательных печей различных форм и конструкций, огромное количество глиняной посуды традиционных форм: большие хозяйственные кувшины, небольшие кувшинчики, фляги, различные вазы, чаши, миски... В Албании развивались различные формы прикладного искусства: резьбы по камню, кости, дереву, существовало производство стекла, ткачество... Кавказская Албания была тесно связана торговыми путями со многими странами древнего мира. Археологические данные говорят о тесных связях населения Албании с другими племенами Закавказья, Передней и Малой Азии, Сирией, Египтом, областями Эгейского моря, а также с Северным Кавказом, Предкавказьем, Поволжьем, областями Северного Причерноморья и Западной Европы. Все это стимулировало развитие городов и городской жизни. Древние авторы (Страбон, Плиний, Птолемей) называют более тридцати довольно крупных и известных городов и других поселений на территории исторической Албании. Остатки одного из них - известной античной Кабалаки (Кабала) сохранились до наших дней в Куткашенском районе Азербайджана близ селения Чухур-Кабала. Античная Кабала, которую Плиний называет "городом, первенствующим в Албании", была крупным торгово-ремесленным, административным и культурным центром с развитым денежным обращением, высоким уровнем социально-экономической и культурной жизни. В I-V века Кабала являлась резиденцией албанских царей, а затем местом пребывания наместников сасанидских царей - Марзбанов. И только в VI веке, в связи со значительным усилением набегов племен с севера, она утрачивает роль столицы, оставаясь в то же время религиозным центром Албании и местом постоянного пребывания албанского епископата. Письменные источники свидетельствуют о значительном имущественном и классовом рассеивании общества, о существовании в Албании эллинистической эпохи свободного населения, бедноты и знати, храмовых рабов и жрецов. Албаны имели свою монету и монетный двор, войско, царя. Во II-I века до нашей эры албаны столкнулись и с экспансией царей Армении, иногда временно отторгавших некоторые области Албании. В 60- годах I века до нашей эры албанам, как и другим насельникам Закавказья, пришлось бороться против агрессии Римской империи, Рима, направленный на захват новых земель. В 69 году до нашей эры легионы Лукулла вторглись в Армению. В числе союзников, пришедших на помощь армянскому царю Тиграну II,были и албаны. Однако, невзирая на большие силы, собранные антиримской коалицией, Тигран II был разбит. Помпей, сменивший Лукулла, лишил армянского царя завоеванных им ранее земель и объявил его "другом и союзником римского народа", то есть фактически - вассалом Рима. Вскоре албанам пришлось защищать собственные земли от посягательства Помпея, направившего в 66 году до нашей эры свои войска в Албанию. Во главе албан стоял царь Оройс, решивший с сорокатысячным войском первым атаковать римлян. Однако албаны потерпели неудачу, и Оройс был вынужден просить римлян о мире. Неудачен был для албан и исход другой битвы - около реки Алазань в 65 году до нашей эры Передовыми отрядами войск командовал брат царя Косис, павший в сражении. Основные силы албан возглавлял сам царь. По сообщениям античным авторов, у албан было довольно значительное войск - 60.000 пехотинцев и 22.000 конницы. В сражениях с римлянами участвовали и албанские женщины, что, по-видимому, породило легенду о том, будто албаны призвали на помощь амазонок. Оройс на сей раз просил мира, послав Помпею письмо и подарки. Однако, несмотря на победу, Помпею не удалось полностью преодолеть сопротивление албан и пробиться к побережью Каспийского моря. Римляне так и не смогли включить Албанию в состав Римской империи в качестве ее провинции. Важным событием в жизни Албании второй половины I века нашей эры стало установление в стране власти парфянской Аршакидской династии, которая правила с небольшим перерывом до начала VI века. Новый царствующий дом Аршакидов проводил гибкую политику, укрепляя внешние позиции Албании. По дошедшим до нас сообщениям древних авторов правителю Албании "выпала в наследство Алванская равнина с ее горной частью, начиная о реки Ерахса (Аракса) до крепости, называемой Хнаракертом…". Судя по приведенному сообщению, все правобережье Куры от излучины Аракса до района нынешней Акстафы принадлежало Албании. Именно на этой территории находились Отена (Утик), Цовдек, Гардман и некоторые другие области исторической Албании. В 80-90-е годы римляне предприняли в Албанию новый поход, свидетельством чего является известная надпись у подножья горы Беюкдаш в Гобустане. Надпись гласит: "При имп(ераторе) Домициане Цезаре Авг(усте) Германик(е) Л(юций) Юлий Максим (центурион) XII лег(иона) Фуль(мината) (сделал эту надпись)". Но и на этот раз римлян в Албании постигла неудача, и они были вынуждены покинуть ее пределы. В начале II века, в период победоносных воин императора Траяна, из числа народов Кавказа, по-видимому, только албаны не были приведены в подчинение Риму. Первые десятилетия II века характеризуются усилением закавказских государств. Римляне, как сказано в одном из источников, имели с "албанами и иберами самые дружественные отношения… Адриан щедро одаривал их царей, а они пренебрегали его приглашениями прибыть к нему". Об истории Албании со II вплоть до середины III века до нас дошло немного сведений. Возможно, это был период мира, ибо как Рим, так и Парфия, обессиленные длительными войнами, не могли активно в это время вмешиваться в дела Кавказского региона. В 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. При этих правителях Иран вскоре превратился в могущественное государство, что самым непосредственным образом отразилось на судьбах закавказских народов и государств. В результате дальнейшего развития экономики в III-IV веках в Азербайджане стали развиваться феодальные отношения. Как свидетельствуют письменные источники, а также данные археологических исследований, экономическое развитие страны в раннем средневековье характеризуется прежде всего сдвигами в земледелии, скотоводстве и ремесле. Обработка земли в это время велась не только деревянной сохой, но также деревянным плугом с железным лемехом. В тех районах, где не хватало влаги, поля орошались при помощи ирригационных сооружений. Так, в Мильской степи в это время была создана целая оросительная система - Гяурарх. Действовала также система кяризов - подземных сооружений для сбора грунтовых вод. Благоприятный климат, плодоносная почва, многочисленные реки, а также искусственное орошение - все это обеспечивало высокие урожаи зерновых и бахчевых культур. На территории раннесредневекового Азербайджана культивировались пшеница, ячмень и просо, было развито садоводство и огородничество. Здесь выращивали виноград, персики, вишню, сливу, гранаты, кизил, грецкие орехи, каштаны, инжир, арбузы, тыквы, бахчевые и другие культуры - маслины, шафран, марену и т.д. Население также занималось хлопководством. Высокие урожаи винограда делали возможным развитие виноделия. Развитие скотоводства обеспечивало население мясом, шкурами, шерстью, молочными продуктами, а также сырьем для ремесленного производства. Население Азербайджана в III-VII века занималось и рыболовством. Письменные источники и многочисленные археологические материалы свидетельствуют о развитии в III-VII века городов как центров ремесла и торговли. Среди них в эту пору выделялись Кабала, Барда (Партав), Чора (Чога), Дербент, Хал-хал, Амарас, Цри, Ханакерт (Хунаракерт), Пайтакаран, Байлакан, Шабран, Шемаха, Шеки, Шамкир, Гянджа, Нахичевань, Газака, Тебриз и другие, многие из которых были связаны караванными путями с соседними странами. Все вышеприведенные факты благоприятствовали развитию в Азербайджане торговли и рост спроса на различную продукцию. Из Азербайджана, ставшего в это время одним из всемирноизвестных центров торговли, вывозили скот, шелковые ткани, полотно и полотняную верхнюю одежду, шафран и марену. В свою очередь в Азербайджан поступают различные товары из стран Ближнего Востока и других областей. Об этом говорят найденные археологами предметы, завезенные из других стран: шелковые ткани, геммы, стеклянные изделия, декорированные серебряные сосуды, женские украшения, большое количество монет сасанидских царей, византийские монеты и другое. Все это является неоспоримым доказательством широких торговых связей, существовавших в раннесредневековый период между Азербайджаном и странами Ближнего Востока. Меняется социальная структура населения Азербайджана, формируются новые классы - феодалы и зависимое крестьянство. Раннесредневековые письменные источники подтверждают наличие в Азербайджане развитой феодальной иерархии. Государство возглавлялось царской династией, имевшей свои резиденции, вооруженные силы и царский суд. Столицей царей Кавказской Албании до V века был город Кабала, а с V по VII век включительно - Барда. В Албании были крупные князья, католикосы, архиепископы, епископы, священники, магистраты, младшие князья, свободные люди, ремесленники. Крестьяне делились на скотоводов, земледельцев и садоводов. Население Албании было обложено налогами. Значительную часть земель в Албании составляли наследственные владения албанских царей. Другим крупнейшим землевладельцем была церковь. Для укрепления своего господства албанские феодалы использовали христианскую религию, которая стала распространяться в Албании в начале IV века (313 год) при царе Урнайре. В эпоху раннего средневековья как Южный, так и Северный Азербайджан вели непрекращающуюся борьбу против иноземных завоевателей. Возникшее в 224 году нашей эры Сасанидское государство захватило Атропатену. Резиденцией Сасанидского наместника стал Тебриз, а господствовавший в Атропатене зороастризм был объявлен в конце IV века государственной религией Сасанидской державы. Сасаниды захватили также Кавказскую Албанию, Армению и Иберию. Однако в раннесредневековый период Албания еще сохраняла относительную самостоятельность, ведя борьбу против сасанидских царей и византийских императоров. В IV веке территория Кавказской Албании неоднократно подвергалась опустошительным нашествиям со стороны различных северо-кавказских племен. В V-VI века усиливаются набеги гуннов, в VI веке в Азербайджан, через Дербентский проход, много раз вторгаются хазары. Для охраны рубежей в северной части Кавказской Албании строились оборонительные сооружения. Были построены крепости Бешбармакская - к северу от Апшерона, Гильгильчайская (Шабранская) - в 23 километрах севернее Бешбармакской. Дербентская стена (ее остатки сохранились до наших дней), неподалеку от городища Торпах-Кала, севернее города Тарку. При сасанидском царе Иездигерде II и без того тяжелое положение населения еще более ухудшилось, - были увеличены налоги. В стране насильно насаждалась зороастрийская религия. В ответ на притеснения албаны, совместно с армянами и грузинами, в 450-451 и 457 годах, а также в 481-484 годах поднимали восстания против Сасанидов, которые, в конце концов, привели к восстановлению в Кавказской Албании царской власти. В 80-е годы V века началось новое народное выступление - движение маздакитов, охватившее Иран и Азербайджан. Его руководителем был Маздак, выступавший за уничтожение неравенства и справедливое распределение материальных благ. Борясь против феодалов маздакиты требовали, вместе с тем, возврата к первобытнообщинному равенству. Маздакитское движение, носившее стихийный, неорганизованный характер, было подавлено в 529 году, однако оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие событий в странах Востока. В конце VI - начале VII века в Кавказской Албании возвысилось владение Гардман, где правила династия Михранидов. Столицей Гардманского государства вскоре стала Барда. Наиболее выдающимся Михранидом был Джеваншир (637-680). При нем Кавказской Албания окрепла, в стране развивались наука и культура, возводились дворцы и храмы. Джеваншир был одним из популярных правителей на Востоке. До введения христианства в Албании были распространены языческие верования, однако утверждение новых общественных отношений привело к ликвидации зороастризма и с IV века государственной религией становится христианство. Письменные источники говорят о том, что в IV-VII века в Албании существовала независимая от других христианских церквей, самостоятельная церковь. Глава албанской церкви имел сан католикоса. Албанские каталикосы рукополагались албанскими епископами. Они избирались на соборах, в которых участвовали правители страны - цари, представители епархий, князья и вельможи. Источники также свидетельствуют о существовании уже в начале V века албанской письменности. Письменность была создана албанами - Бениамином и Йеремией, на основе одного из албанских языков - гаргарского говора, богатого гортанными звуками, характерными для кавказских языков. Письменные источники упоминают о том, что на албанском языке существовала богатая литература. После составления алфавита многие книги, в том числе религиозные, были переведены на албанский. Составление албанского алфавита способствовало развитию просвещения. Известно, что уже начале V века, при царе Арсвагене, в Албании существовали школы, в которых обучались албанские дети, а позднее, по приказу царя Вачагана III, было открыто особое училище - школа, где обучались дети язычников. В середине VII века, под ударами арабских завоевателей, пала некогда могущественная Сасанидская держава. В результате арабских завоеваний создалось обширное государство - Арабский халифат, простиравшийся от Атлантического океана до Индии. В завоеванных арабами областях начался процесс исламизации, и к началу VIII века ислам стал в Азербайджане господствующей религией, хотя наряду с ним здесь еще сохранялись зороастризм и христианство. К началу арабского нашествия южные области Азербайджана (южнее реки Аракс) входили в состав Сасанидской державы, а северная часть страны имела своих правителей из династии Михранидов. Эта династия, признав власть халифа, просуществовала до начала VIII века. С середины VII и до конца VIII века судьба Азербайджана была связана не только с халифатом, но и с Хазарским каганатом. Хазары в 627-628 годах захватили все Закавказье, в том числе и Кавказскую Албанию. Нашествия их в Азербайджане отмечались и в последующие годы. В течение почти полутораста лет хазары владели рядом областей в северной части Азербайджана, основная их резиденция находилась в Кабале. Они постоянно вторгались в Азербайджан, доходя в своих набегах до Ардебиля. В VIII веке арабские военачальники успешно отражали вторжение хазар и сами совершали походы против каганата. В течение второй половины IX века и в X веке отмечаются и неоднократные походы русов в северные области Азербайджана. Они доходили до городов Баку, Барда и Байлакан. В VII-X века в Азербайджане дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и ремесленное производство. В результате их развития средневековые города Азербайджана, являвшиеся средоточием не только экономической и политической, но и культурной жизни страны, превращаются в крупные ремесленно-торговые центры. Широкой известностью на Востоке в это время пользовались азербайджанские города Барда, Шемаха, Гянджа, Нахичевань, Ардебиль, Марага, Тебриз. Одним из основных факторов, способствовавших росту старых и появлению новых городов, было быстрое развитие внешнеторговых связей, что способствовало интенсификации товарно-денежных отношений в Азербайджане. Основными статьями вывоза являлись нефть, шафран, шелк, марена, хлопок, маслины, ковры, соль, ткани, рыба, фрукты, оружие, шерсть. На базарах страны можно было встретить товары из Индии, Руси, Средней и Передней Азии, Сирии, Малой Азии, Египта и многих других стран и областей. Азербайджан играл важную роль в торговле халифата с северо-восточной Европой, в том числе с Русью. Не случайно отчеканенная в тот период в Азербайджане монета нередко встречается в кладах северных стран, а также в европейской части России. Важная роль в развитии торговли принадлежала морским коммуникациям по Каспию, связывавшим Переднюю и Среднюю Азию с Восточной Европой. Важнейшим портом на Каспийском море в VII-X века был Дербенд, входивший в состав Ширванского государства. Борьба против социального неравенства в Азербайджане, в VII-X веках, проявлялась в различных формах. На рубеже VII-VIII века в Кавказской Албании имел место ряд антифеодальных волнений. Позднее, в VIII-IX века восстали жители Байлакана и соседних земель. Выступления эти особенно участились на рубеже VIII-IX века, вылившись в 816-837 годах в широкое движение Хуррамитов под руководством Бабека. Хуррамиты боролись против социального неравенства, ратовали за свободную крестьянскую общину. Своей главной целью они ставили изгнание иноземных завоевателей. В основе учения хуррамитов лежал зороастризм. Серьезное беспокойство халифату хуррамиты начали доставлять уже в последней четверти VIII века. В IX века их выступления участились. В 809 году началось восстание в Ардебильском магале, в горах Савалана, в Карадаге, на Мугани под предводительством мелкого феодала Джавидана. Десятитысячное войско халифа Харуна ар-Рашида подавило восстание. После гибели Джавидана в 816 году, в одном из столкновений с арабами, движение хуррамитов возглавил Бабек. Бабек происходил из семьи торговца. Его родиной было местечко Билалабад в южной части Азербайджана. С юных лет он был вынужден зарабатывать на жизнь, перепробовал множество профессий, в связи с чем побывал во многих уголках Азербайджана. Уже с 18 лет Бабек принимал активное участие в движении хуррамитов, а после смерти Джавидана стал его главой и проявил себя как умелый организатор, выдающийся полководец и политический деятель.Посланцы Бабека призывали население, не только крестьян, но также ремесленников и городскую бедноту, к вооруженному выступлению против халифата, помогали создавать отряды. Вскоре у Бабека уже было ополчение, состоявшее из 20 тысяч конницы и многочисленной пехоты. Движение, быстро разрастаясь, распространилось по всему Азербайджану. К нему примкнули и временные попутчики - часть феодалов, надеявшихся с помощью хуррамитов добиться независимости от халифата. Восставшие громили арабские гарнизоны в городах, расправлялись с местными властями и представителями халифата. В течение 819-829 годов хуррамиты разгромили шесть армий халифата, направленных на подавление движения. В результате этих побед от арабов были освобождены земли Ширвана и Нахчевана, а также города Ардебиль, Байлакан и Барда. На этих землях была установлена власть хуррамитов, которые осуществляли ряд социально-экономических мер: земля была передана крестьянским общинам, которые ее обрабатывали. В 20-30 годах IX века движение Бабека получило наибольший размах. Только в южной части Азербайджана и прилегающей к нему горной области Дейлем насчитывалось более 300 тысяч сторонников Бабека. По словам арабского автора ал-Масуди,- "движение Бабека достигло грандиозных размеров, влияние его сильно выросло, численность войск увеличилась настолько, что чуть не погибло царство Аббасидов". Однако вскоре местные феодалы, поддерживавшие хуррамитов, напуганные размахом народного выступления, предали Бабека и перешли на сторону его противников. Мобилизовав все свои военные и материальные ресурсы, халифат перешел к решительным действиям. Халиф ал-Мутасим снарядил для подавления восстания большое войско под руководством Исхака ибн Ибрахима. В 833 году, около Хамадана, хуррамиты потерпели первое поражение, понеся значительные потери. В 835 году в Азербайджан было направлено еще одно войско во главе с Афшином Хайдаром ибн Кафузом, который осадил Бабека и его сторонников в крепости Базз. Афшин предпринял попытку склонить Бабека к капитуляции. С этой целью он заставил взятого в плен сына Бабека написать отцу о том, что сопротивление бессмысленно, что следует сдаться на милость победителя, на что Бабек ответил: "Если бы ты был моим сыном, то последовал бы за мной. Но ты - не мой сын. Лучше прожить один день вождем, чем сорок лет - жалким рабом". После этого Афшин возобновил осаду Базза и ценой больших потерь захватил крепость. Бабек сумел уйти в Аран, однако там был выдан арабам, после чего его доставили в резиденцию халифа и 4 января 838 года казнили. В VII-X века в Азербайджане дальнейшее развитие получила культура. Среди письменных памятников следует отметить "Историю албан" Моисея Каланкатуйского (VII век). В нее вошла единственная дошедшая до нас поэма кавказских албанцев - элегия поэта Давдака "На смерть великого князя Джеваншира". На рубеже VII-VIII веков местная письменность была заменена арабской но, по-видимому, и после этого появлялись сочинения на албанском языке. Языком науки стал арабский, распространился арабский алфавит, который был в употреблении в Азербайджане вплоть до 20-х годов XX столетия. В стране появились мектебы (школы), в которых обучение велось на арабском языке. Большое развитие получили математика, медицина, астрономия, философия, география и другие науки. Архитектура и строительное искусство представлены в Азербайджане того периода оборонительными стенами городов, цитаделями, караван-сараями, мостами, различными общественными (культовыми и светскими) сооружениями. Они сохранились во многих городах, в частности, в Барде, Гяндже, Ардебиле, Кабале. Еще в VII веке был возведен первый Худаферинский мост через реку Аракс. В Азербайджане в это время также сложился новый тип мечети, обладавший локальными особенностями во внутреннем убранстве и внешнем архитектурном облике. Благодаря дальнейшему экономическому и политическому развитию страны, а также в результате борьбы местного населения против халифата в IX веке на территории Азербайджана возникло несколько новых государств. Сильнейшим из них было Ширванское, во главе которого стояли Ширваншахи. В его состав входили собственно Ширван и территории от Каспийского моря до реки Алазань и от слияния Аракса с Курой до Дербенда. Столицей государства была Шемаха. Воспользовавшись внутренними раздорами в халифате, Ширваншахи в середине IX века провозгласили себя независимыми. Их государство, просуществовавшее до XVI века, сыграло большую роль в истории средневекового Азербайджана. В последней четверти IX века, южнее Аракса, было основано государство Саджидов со столицей Ардебиль, которое вскоре отделилось от халифата. На базе государства Саджидов в 40-х годах X века возникло государство Саларидов. В 70-е годы Х века на севере Азербайджана возникло еще
  1   2   3   4



Скачать файл (437 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru