Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная - Роль нефтяной отрасли в экономике России - файл 1.doc


Контрольная - Роль нефтяной отрасли в экономике России
скачать (116.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc117kb.19.11.2011 13:41скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение

Современное мировое пространство характеризуется рядом тенденции, среди кото­рых одной из ведущих является глобализация. Этот объективный процесс затронул все континенты и все страны мира. Одним из результатов процесса глобализа­ции стало постепенное размывание границы между внешней и внутренней политикой. Другим по­следствием данного процесса стало повышение роли экономической дипло­матии в меж­дународных отношениях. В данном направлении Россия стремится не от­ставать от миро­вого сообщества: «В предстоящий период в российской внешней поли­тике будет неук­лонно увеличиваться удельный вес экономической дипломатии. Здесь на передний план выходят такие задачи, как содействие укреплению экономики России и обновлению внешнеэкономической специализации, обеспечение полноправного уча­стия в междуна­родных экономических организациях, помощь российскому предприни­мательству в вы­ходе на зарубежные рынки, привлечение иностранных инвестиций, ре­шение проблем внешней задолженности»1. В этих условиях, особенно актуальной становится проблема учета во внешнеполитической деятельности интересов российских предприятий и в частности предприятий нефтяной отрасли, как одной из наиболее успешных и конкурентоспособных отраслей российской экономики, и одновременно одной из наиболее зависимых от мировой конъюнктуры.

В работе использованы различные материалы, труды различных авторов. Прежде всего, были использованы основные документы по данной теме: Концепция внешней политики РФ и Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Также были использованы труды министра иностранных дел РФ И. С. Иванова. Важными источниками информации стали материалы второго Российского энергетического форума, опубликованные в I номере журнала Международная жизнь за 2001 г. В работе над курсовой использовались статьи из аналитических журналов «Итоги», «Коммерсантъ Власть», «Эксперт», позволяющие отследить современную ситуацию. Наконец, огромную роль в написании работы сыграли электронные ресурсы, особенно сайты Министерства иностранных дел Российской Федерации и Совета по Внешней и оборонной политике.


1. Роль нефтяной отрасли в экономике России

Российская Федерация один из крупнейших производителей нефти в мире. «2002 г. стал для российских нефтяников самым успешным за последние десять лет. Согласно офи­циальным оценкам, по итогам года совокупная добыча компаний составит 378 млн. т, что на 8,6% выше уровня 2001 г. (348 млн. т). Экспорт нефти из РФ в 2002 г. оценива­ется в 176,8 млн. т. против 162,1 млн. т в 2001 г. (рост - 9,1%). Кроме того, по предвари­тельным итогам 2002 г., Россия поставила на мировой рынок 67,8 млн. т нефтепродук­тов (63,5 млн. т. в 2001 г. при росте 6,8%)»2. Основное направление российского экс­порта – Европа. На сегодняшний день нефтяная промышленность является, пожалуй, главной экономико-образующей отраслью: «Нефтяной комплекс России вот уже не­сколько десятилетий является фундаментом экономики страны с мощным народнохо­зяйственным эффектом, и эту роль он может в полной мере сохранить на долгосрочную перспективу. Сегодня нефтяной комплекс вносит главный вклад в формирование поло­жительного торгового баланса, в рост валютных резервов, серьёзное увеличение нало­говых поступлений в бюджеты всех уровней»3. Именно нефтяные компании, наряду с другими представителями Топливно-энергетического комплекса (Газпром, РАО ЕЭС), являются крупнейшими в стране. «Зависимость России от цен на нефть даже сильнее, чем кажется на первый взгляд. Нефть даёт около 10% валютной выручки. Истинная дойная корова – газ, который приносит 25% валюты, но газовые цены жестко привязаны к ценам на нефть. Кроме того, следует добавить в уравнение другую важную состав­ляющую российского экспорта – алюминий, в себестоимости которого энергия состав­ляет более 50%, а его биржевая цена колеблется вместе с ценами на нефть»4. Однако в нефтяной отрасли существуют и проблемы: «Прирост добычи нефти в 2002 г., а у некоторых компаний он был рекордно высоким ("Сибнефть" - 30%, "ЮКОС" - 18%), был достигнут преимущественно за счет применения методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП), а не освоения новых месторождений. Более того, средне- и долгосрочный эффект применения методов ПНП еще окончательно не ясен и, по мнению некоторых специалистов, может привести к снижению объемов добычи на данных месторождениях через несколько лет». Таким обра­зом, для экономики страны, крайне важным является политика государства в неф­тяной сфере. Истоки зависимости России от экспорта углеводородного сырья появились ещё в советские годы. Нефтяные запасы обеспечивали устойчивость советской эконо­мики. Нефть являлась важной статьёй экспорта: 16,5% экспорта РСФСР составляли нефть и газ, в некоторых других республиках эта доля была ещё больше5. После рас­пада СССР нефтяная промышленность, как и вся остальная экономика, оказалась в кри­зисе: «Практически вдвое упала добыча нефти по сравнению с 1988 г., износ основных фондов превысил 75%, снизились темпы разведочного бурения…»6. Кроме того, Россия потеряла доступ ко многим месторождениям СССР: «С появлением на месте СССР новых государств возникли новые весьма сложные проблемы. Была потеряна подготовленная нашими усилиями, нашими специалистами и нашими средствами ресурсная база Казахстана, Каспия, Туркменистана (кстати, сюда сразу же устремились западные компании). Россия осталась без значительной части выходных пунктов и нефтеэкспортных терминалов. Кроме того, на пути российских нефти и газа, экспортируемых по трубопроводам в Европу, появились новые границы, что поставило под угрозу надежность поставок энергоресурсов в страны Восточной и Западной Европы»7. Но этот спад был не столь катастрофичен, как в других отраслях экономики, потому что: «Нефть, газ и продукты их переработки являются высоколиквидными на внутреннем и внешнем рын­ках товарами для всех отраслей экономики; они обеспечивают самые насущные потреб­ности человека и используются в высокотехнологичных процессах и производствах, что обеспечивает высокий устойчивый спрос на них внутри страны и на мировом рынке. Нефтегазовый комплекс, созданный на советском этапе развития под удовлетворение потребностей милитаризованной экономики с ведущей ролью тяжелой и других энерго­емких отраслей промышленности, благодаря своей избыточности (после обвального сокращения российского ВПК) смог не только длительное время в условиях острой не­хватки инвестиций удовлетворять сократившийся спрос, но и дотировать важные по­требности некоторых отраслей и социальной сферы»8. В 90ые гг. нефтяному комплексу пришлось пережить, во многом, болезненный процесс приватизации, несмотря на это роль нефтяной промышленности России выросла: «Сегодня нефтегазовый комплекс (НГК) России обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. НГК является главным источником налоговых (около 40% доходов федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (по­рядка 40%) поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем»9. Таким образом, топливно-энергетический комплекс и нефтяная промышленность, как важнейшая его часть, после развала СССР ещё более укрепили своё положение, как ведущей отрасли экономики страны, позволяющей государству реализовывать многие социальные функции. В этих условиях политика государства в данной сфере является очень важной. Нефтяная от­расль нуждается в иностранных инвестициях и новых рынках сбыта, и государство спо­собно помочь их обеспечить. Необходимо отметить, что государство является активным участником нефтяного рынка: «Крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти «Транснефть» представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительст­вом, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструк­торскими и другими работами. Протяжённость системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. километров. В её состав входит 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей ёмкостью 12,8 млн. ку­бометров. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практиче­ски вся добываемая в России нефть»10. Таким образом, государство обладает важнейшим элементом контроля, который позволяет ему контролировать экспорт, добычу, а значит и цены на нефть. Государственная собственность на трубопроводы позволяет правительству, одновременно, использовать преимущества конкуренции и частной собственности (большая мобильность, больший интерес иностранных инвесторов) и сохранять элементы государственного надзора и регулирования (подобные схемы используются во многих странах ОПЕК). Это позволяет ограничивать вывоз нефти, когда данная мера необходима, а также вести постоянный контроль над деятельностью компаний, что теоретически должно свести к минимуму возможность нефтяным компаниям ухода от налогообложения. С другой стороны существует проблема расширения трубопроводных сетей. На сегодняшний день возможности существующих средств транспорта практически все задействованы, что мешает развитию нефтяной отрасли. «Транснефть» работает над расширением своих сетей, в частности была введена в строй Балтийская трубопроводная система, проектируется нефтепровод в Восточной Сибири: «После распада СССР и появления на нефтяном рынке множества компаний, в том числе и частных, стало очевидным, что российская естественная монополия «Транснефть» является наиболее подготовленной в техническом отношении компанией, способной к выполнению функций формирования и развития нефтепроводной системы»11. Однако «Транснефть» не всегда успевает отвечать на потребности нефтяного комплекса: «Только в этом году избыток нефти, которую не сможет переварить система «Транснефти», с учётом транзита составит 40-45 млн. тонн. Между тем добыча в России, подстёгиваемая ценами, растёт впечатляющими темпами, по 8-9% в год в течение последних трёх лет. Спрос на нефть весьма высок, и лишними дополнительные поставки из России на мировом рынке явно не окажутся. Например, США неоднократно официально заявляли, что желали бы разбавить свою «нефтяную корзину» поставками из России»12. Нефтяные компании не раз заявляли, что готовы сами строить нефтепроводы, но правительство отказывается поддержать их проекты, так как трубопроводы – один из главных инструментов регулирования рынка. В общем, необходимо отметить, что Россия была и остаётся одним из крупнейших участников мирового нефтяного рынка, а для самой России нефтяная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики, которая может стать «локомотивом» дальнейшего развития страны: «Расчеты свидетельствуют, что: - каждый рубль дополнительного производства продукции НГК увеличивает ВВП страны на 1,5-1,6 руб.; - каждый рубль дополнительных капиталовложений в НГК обеспечивает 1-2 руб. или более (в зависимости от типов нефтегазовых проектов - освоения месторождений, строительства трубопроводов и пр.) прироста национальной экономики; - косвенный эффект для страны от развития НГК (через обеспечение платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей с последующими налоговыми, социальными и прочими эффектами от этих отраслей) существенно - по ряду нефтегазовых проектов двукратно и более - превышает прямой эффект развития НГК (в виде добытой нефти и налогов с нее); - помимо создания новых рабочих мест непосредственно в проектах НГК их реализация обеспечивает прирост косвенной занятости в связи с появлением новых потребностей в промышленном и потребительском секторе, многократно превышающих прирост прямой занятости по проектам НГК; - основной эффект от развития НГК государство получает не в "добывающих", а в "машиностроительных" регионах. Расчеты на некоторых конкретных проектах показали, что совокупный, т. е. прямой плюс косвенный, эффект для Российского государства от реализации ряда новых нефтегазовых проектов (в расчет брались проекты освоения месторождений на условиях соглашения о разделе продукции (СРП)) распределяется между федеральным бюджетом, бюджетом "добывающего" региона и бюджетами "машиностроительных" регионов в пропорции от 20:30:50 до 30:30:40 в случае проектов на суше и от 40:20:40 до 50:20:30 в случае проектов на шельфе. Таким образом, косвенный эффект для страны от развития нефтегазового комплекса существенно превышает прямой эффект его развития, при этом основной суммарный эффект государство получает не в "добывающих", а в «машиностроительных» регионах»13.
2. Главные районы нефтедобычи.

Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн. т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе, где добывалось 97 % нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940- 1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там, в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа).

Добыча нефти в Волго-Уральском районе возросла, район выдвинулся на одно из первых мест в отрасли. Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%), парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.

В 1960 г было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея.Широко известны Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко-Советское, Александровское и др. В 1964 г. здесь началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь главный нефтедобывающий район страны.[3]

На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш). Он обеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная провинция). Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль.

Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится месторождение нефти локального значения.

Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сегодня возникает необходимость резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, приступить к формированию необходимой для этого производственно-технической базы. Уже начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское место рождение).

К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти.

Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27 %, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2 %, Северный Кавказ - 1,6 %, Сахалин - 0,5 %.

3. Роль нефтяной отрасли во внешней политике России

В XX веке огромную важность во внешней политике приобрел учёт экономического могущества страны. С 70 гг. прошлого столетья начал проявляться нефтяной фактор в международных отношениях, появился новый термин – энергетическая дипломатия. В СССР активно использовали нефть, как фактор экономического давления: «Практически свободный доступ к наиболее эффективным, но дешевым советским энергоресурсам (вначале - к нефти, а затем и к природному газу) по сути стал одним из основных факторов развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, формирования мировой социалистической системы в целом. Через экспорт энергоресурсов, через строительство десятков крупнейших объектов электроэнергетики и нефтяной промышленности, через другие аспекты энергетического фактора СССР оказывал огромное влияние на политику не только социалистических стран, но и многих других государств Азии, Африки и Латинской Америки (например, Алжира, Анголы, Египта, Индии, Ирака, Йемена, Ливии и др.), на мировую энергетическую ситуацию в целом. В свою очередь, внешнеэкономические и внешнеполитические аспекты играли заметную роль в формировании всей государственной энергетической политики, неизменно учитывались при разработке пятилетних планов и долгосрочных программ развития ТЭК страны, а также генеральных схем развития и размещения производительных сил и других предплановых документов. Особое внимание при этом уделялось вопросам социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ в решении ими топливно-энергетической проблемы, долгосрочному планированию и прогнозированию экспорта энергоресурсов и его экономической эффективности, влиянию внешнеэкономических связей и международной экономической интеграции как на развитие собственно отраслей ТЭК, так и на региональную экономику в целом»14. На современном этапе взаимодействие внешнеполитических ведомств России и нефтяной отрасли не должны исчерпываться помощью государства в развитии предприятий, нефтяная промышленность способна стать весомым инструментом в решении внешнеполитических задач: «Учитывая, что изменились возможности страны влиять на внешних партнеров (централизованные ресурсы государства стали минимальными), потребовалось создать новый эффективный инструмент воздействия, соответствующий новым рыночным и изменившимся геополитическим реалиям. И такой инструмент был создан: это мощные интегрированные компании, не уступающие ни в чем зарубежным аналогам. В нефтяной промышленности уже к концу 1995 года было завершено формирование таких компаний, как "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "Славнефть", "Коми-ТЭК", "ОНАКО", "Роснефть", и образованы новые - "Тюменская нефтяная компания", "Сибирская нефтяная компания" и др.»15. Таким образом, нефть способна стать важным фактором внешней политики России: «На новом витке развития России энергетический фактор может и обязан укрепить международное влияние страны, укрепить с большим политическим и экономическим эффектом посредством более жесткой, гибкой, продуманной политики и соответствующих ей механизмов. Однако последовательная внешняя энергетическая политика России до сих пор до конца не сформирована, в этой сфере преобладают импровизации. Этим успешно пользуются наши конкуренты, которые, как правило, хорошо организованы»16.

Анализируя настоящее состояние российской дипломатии, можно говорить о первых шагах по использованию нефтяных возможностей России во внешней политике. Можно говорить о значении энергетической дипломатии в укреплении связей со странами СНГ. Наряду с газом (цены на который зависят от цен на жидкое углеводородное топливо), нефть является важным фактором развития отношений с Украиной и Белоруссией, их нефтяная зависимость от России делает их политику более предсказуемой по отношению к нашей стране, и позволяет Российской Федерации более эффективно влиять на них. Российские компании пытаются расширить своё участие в разработке месторождений нефтедобывающих государств СНГ, кроме того, значительная часть нефти из данных государств транспортируется на рынки сбыта через территорию России. Несмотря на попытки создать систему доставки топлива в обход России, отказаться от транзита нефти по территории РФ они пока не способны. Данный факт делает их зависимыми от позиции России и даёт нашей стране дополнительные рычаги воздействия на них. Нефтяные инструменты всё активнее задействуются на постсоветском пространстве. После кризиса первой половины девяностых Россия строит отношения со странами СНГ на началах рационализма и прагматизма, и в этих условиях нефтяной фактор приобретает особое значение в нашей внешней политике. Можно говорить о том, что сейчас инструменты нефтяного давления стали использоваться не только в рамках Содружества: строительство Балтийской трубопроводной системы позволило России экспортировать нефть в обход Прибалтики, что, безусловно, вызвало недовольство стран данного региона, но с другой стороны избавило Россию от зависимости от политики Латвии и Литвы и придало дополнительный вес нашей позиции на переговорах с данными странами.

На переговорах с США и Россией, кроме подписания документов, по ставшим уже традиционными темам борьбы с терроризмом и сокращении стратегических наступательных потенциалов, всё чаще прослеживается тенденция на увеличение роли нефтяного фактора. Взаимодействие в данной сфере развивается стремительными темпами: в 2002 г. на встрече в Санкт – Петербурге президентами РФ и США была подписано Совместное заявление о новом российско-американском энергетическом диалоге, а сейчас всё активнее ставится вопрос о поставках российской нефти в США: «Об этом говорили и министр торговли США Дональд Эванс, и министр энергетики Спенсер Абрахам, и даже сам президент Джордж Буш»17. Такое сотрудничество укрепляет наше стратегическое партнёрство с США, особенно его экономическую составляющую, даёт дополнительный импульс развития нефтяной отрасли, позволяя диверсифицировать поставки, и заставляет США учитывать нашу позицию по международным вопросам, не только как мнение постоянного члена Совета Безопасности ООН, страны, обладающей ядерным оружием, и участника «большой восьмёрки», но и как одного из гарантов их энергетической безопасности. Регулярно поднимается вопрос энергетического сотрудничества на переговорах с представителями ЕС. Россия обеспечивает 32% потребления нефти в Европе18, поэтому постоянный диалог с нашей страной по данному вопросу для ЕС крайне важен. Нефть – важнейший элемент российского экспорта в Европу, поэтому Россия имеет возможность использовать свой энергетический потенциал для укрепления связей с ЕС, большей экономической интеграцией со странами Европы, обеспечения более эффективного решения политических вопросов. С другой стороны, наблюдается зависимость российских нефтепроизводителей от поставок в Европу, что снижает возможности России в данном регионе, поэтому требуется диверсификация потоков российского нефтяного экспорта.

На азиатском направлении спрос на российскую нефть пока превышает возможности российских компаний по обеспечению данного рынка топливом, требуется. Поставки российского углеводородного сырья может принести не только очевидный положительный эффект: расширение производства, рост капиталовложений со стороны иностранных партнёров, диверсификация рынков сбыта продукции, но и таит в себе не малые опасности. Последние переговоры по строительству трубопровода в Восточной Сибири показали, что не учёт интересов одной из стран (Япония, Китай) при выборе направления экспорта нефти может привести к падению инвестиционной привлекательности России, снижению или, как минимум, не увеличению возможностей экономического взаимодействия, а также возможным политическими действиями, направленными против интересов России. Однако грамотная политика в данном регионе может привести к получению Россией ощутимых экономических выгод и укреплению позиций нашей страны на международной арене. В общем, можно сказать, что потенциал нефтяного фактора в Азии российской дипломатией используется недостаточно эффективно, как и потенциал российских нефтяных компаний, однако в последнее время ситуация начала меняться в позитивную сторону.

Первые шаги российских нефтяных компаний на рынке Латинской Америки, связанные с попытками покупки нефтеперерабатывающих мощностей в данном регионе, в будущем могут привести к увеличению роли Латинской Америке в российской внешней политике и увеличению роли России в этом районе мира. Необходимо учитывать, что данный регион находится под доминирующим влиянием США, которое вряд ли кто-либо сможет оспаривать, но увеличение влияние России в этом регионе путём усиления участия российских компаний в местной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Однако это вопрос долгосрочной перспективы, требующий долгой работы в данном направлении и серьёзных капиталовложений.

Ещё одним аспектом внешней политики России, связанным с нефтью, является взаимоотношения РФ с нефтедобывающими странами, в первую очередь со странами ОПЕК. Долгое время эти отношения находились в замороженном состоянии и грозили перерасти в конфронтацию, после начала роста российской нефтедобычи во второй половине 90ых гг. Однако во время кризиса 2001 г. российскому правительству удалось договориться с ОПЕК и заставить отечественные компании снизить уровень добычи с целью поддержании цены на нефть. Таким образом, Россия доказала свою способность договариваться в кризисных ситуациях с ОПЕК, но уровень взаимодействия в обычной ситуации ещё недопустимо низок. И хотя в общем можно говорить о постепенном росте взаимопонимания, нельзя говорить о полностью согласованной позиции производителей, в отличие от позиции потребителей, которая заключается в снижении цен на нефть в долгосрочной перспективе и снижении зависимости от стран экспортёров. Отсутствие единой точки зрения снижает возможности производителей по манипуляции рынком и уменьшает возможности эффективно использовать нефтяную составляющую энергетической дипломатии, что негативно сказывается, в том числе и на внешней политике России.
Заключение

В первой половине 90ых гг. XX века наша страна пережила немало трудностей, которые затронули все области жизни, экономики, политики России, в том числе и нефтяную отрасль. Её пришлось пройти болезненный процесс восстановления и реорганизации, который не завершился до сих пор. Потребовались новые инструменты и методы. Однако в условиях глобализирующегося мира нет времени на блуждания и поиски. Нефтяная промышленность призвана была стать фундаментом российской экономики, стать одним из основных товаров страны на внешнем рынке. В условиях, когда энергоресурсы становятся всё более важным товаром, российским нефтяным компаниям пришлось войти в полосу жёсткой конкуренции.

На сегодняшний день стало ясно, что нефтяная отрасль способна стать «локомотивом» дальнейшего развития страны. Однако нефтяные компании нуждаются в поддержке государства в продвижении на внешние рынки, тем более, что большая часть транспортной сети принадлежит государству. Кроме того, российским компаниям стратегические капиталовложения для поддержания и увеличения уровня добычи. Внутри страны возможности для таких инвестиций ограничены, поэтому требуется активизация диалога по данному вопросу с иностранными партнёрами, которая невозможна без участия государства. В данных аспектах Россия ещё недостаточно активна, но в последнее время ситуация начинает меняться: многие эксперты считают, что поворотным моментом может стать опыт инвестирования 6,75 млрд. долларов компанией British Petroleum в ТНК. Всё же нельзя не заметить, что политика правительства в данном направлении несколько хаотична.

Необходимо отметить, что уже сегодня нефтяная отрасль России способна стать важным элементом обеспечения национальной безопасности страны как на внутренней, так и на международной арене. России необходимо использовать свои уникальные сырьевые возможности и, прежде всего, нефть для решения внешнеполитических задач. Первые шаги в этом направлении уже совершаются. Нашим партнёрам по СНГ приходится учитывать фактор нефтяной зависимости от России и уникальные транзитные возможности, позволяющие ей во многом контролировать доступ нефти из Средней Азии и Казахстана к потребителям. Европейский нефтяной рынок на треть зависит от России, поэтому европейским государствам также приходится учитывать топливный фактор в политике России. Однако ЕС является основным источником инвестиций для российской экономики, поэтому наблюдается своеобразная взаимозависимость, которая уменьшает значение нефтяного фактора в политике России в это регионе. Россия только ещё выходит на рынки США и Азии, поэтому говорить об использовании нефтяного фактора во внешней политике страны в этих районах мира пока преждевременно. В общем, можно сказать, что потенциал нефтяного фактора во внешней политике России используется далеко не на сто процентов. Говоря о тенденциях на будущее, необходимо отметить, что в последнее время наблюдается рост экспорта нефти и, одновременно увеличение роли нефтяного фактора во внешней политике страны.
Список источников и литературы

Документы:

1. Концепция внешней политики РФ// www.mid.ru

2. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года// www.mte.gov.ru

Литература:

1. Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления. М. 2002г.

2. Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М. 2002 г.

3. Ладошкин А.И. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук, Методология оценки инвестиционных проектов (на примере предприятий нефтегазодобывающего комплекса). Нижний Новгород.

4. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М. 2001г.

5. Evangelista M. The Sources of Russian Foreign Policy after the Cold War, USA Colorado and UK Oxford, 1996 г.

Периодика:

1. Известия. 05.03.2003 г.

2. Итоги. 2003 г. №3

3. Коммерсантъ Власть. 2003 г. №8

4. Международная жизнь. 2001 г. №1

5. Международная жизнь. 2001 г. №5

6. Эксперт. 2001 г. №43

7. Эксперт. 2002 г. №45

Электронные ресурсы:

1. www.mid.ru

2. www.mte.gov.ru

3. www.riispn.ru

4. www.ruseconomy.ru

5. www.rusoil.ru

6. www.svop.ru


1 Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления. М. 2002г. С. 124

2 Герасимчук И. Нефтяные сливки -2002// www.ruseconomy.ru

3 Алекперов В. Инвестиции – ключ к развитию нефтяного комплекса// Международная жизнь. 2001 г. №1. С.17

4 Вакуленко С. Неправильный рынок// Эксперт. 2.12.2002. №45. С. 46

5 Evangelista M. The Sources of Russian Foreign Policy after the Cold War, USA Colorado and UK Oxford, 1996 г. С. 183

6 Ладошкин А.И. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук, Методология оценки инвестиционных проектов (на примере предприятий нефтегазодобывающего комплекса). Нижний Новгород. 1999 г. С. 3

7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК. “ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 1999-2000”. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. // www.rusoil.ru

8 Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса// www.svop.ru

9 Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса// www.svop.ru

10 Вайншток С. По нефтепроводам «Транснефти» перекачивается вся нефть России// Международная жизнь. 2001 г. №1. С. 28-29

11 Вайншток С. По нефтепроводам «Транснефти» перекачивается вся нефть России// Международная жизнь. 2001 г. №1. С. 29

12 Корнышева А. Хроника нетекущих событий//Коммерсантъ Власть. 2003 г. №8. С. 44

13 Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса// www.svop.ru

14 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК. “ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 1999-2000”. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. // www.rusoil.ru

15 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК. “ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 1999-2000”. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. // www.rusoil.ru

16 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК. “ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 1999-2000”. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. // www.rusoil.ru

17 Корнышева А. Хроника нетекущих событий//Коммерсантъ Власть. 2003 г. №8. С. 44

18 Быков П., Дранкина Е. Война с ОПЕК: страшно, но не очень// Эксперт. 19.11.2001. №43. С.28



Скачать файл (116.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru