Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Управление качеством - файл Тема_10.doc


Лекции - Управление качеством
скачать (375.8 kb.)

Доступные файлы (14):

Тема_10.doc114kb.22.09.2009 02:54скачать
Тема_11.doc88kb.22.09.2009 02:55скачать
Тема_12.doc53kb.22.09.2009 02:56скачать
Тема_13.doc109kb.22.09.2009 02:57скачать
Тема_14.doc99kb.22.09.2009 02:58скачать
тема_1.doc151kb.22.09.2009 02:39скачать
Тема_2.doc200kb.22.09.2009 02:42скачать
Тема_3.doc144kb.26.09.2009 01:11скачать
Тема_4.doc47kb.26.09.2009 01:05скачать
Тема_5.doc74kb.22.09.2009 02:47скачать
Тема_6.doc116kb.22.09.2009 02:48скачать
Тема_7.doc75kb.22.09.2009 02:50скачать
Тема_8.doc55kb.22.09.2009 02:51скачать
Тема_9.doc113kb.22.09.2009 02:52скачать

содержание
Загрузка...

Тема_10.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле
Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

Лекция по дисциплине «Управление качеством»

На тему: «ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ЗАЛОЖЕННЫХ В СТАНДАРТАХ ИСО 9000, НА ДРУГИЕ СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»


Составитель – к.т.н., доцент кафедры

Экономики, менеджмента и маркетинга Н.Б. Бессонова

Утверждаю

кафедра

экономики, менеджмента и маркетинга

филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле
Зав. кафедрой экономики, менеджмента и маркетинга

филиала ВЗФЭи в г. Барнауле Н.А.Торгашова
ПЛАН ЛЕКЦИИ (1 ч)
1 Современные тенденции развития системного подхода к управлению качеством.

2 Характеристика систем ХАССП и GMP.

3 Применение системы TPM (Total Productive Maintenance) в международной практике.

4 Стандарты ИСО серии 14000.

5 Стандарт SA 8000 – стандарт на систему социального и этического менеджмента.

6 Основные принципы TQM (всеобщего менеджмента качества).
1 Современные тенденции развития системного подхода к управлению качеством
Универсальные общие требования к СМК, регламентированные МС ИСО 9000:2000, не учитывают специфических особенностей систем качества, принятых в той или иной отрасли, а также особенностей выпускаемой продукции. Для многих видов продукции важнейшими показателями качества, обусловливающим и их конкурентные преимущества по сравнению с аналогичными товарами, являются показатели безопасности. Что предполагает установление специальных требований к системам управления. В связи с этим в настоящее время развивается так называемая отраслевая сертификация систем управления качеством. Суть этого подхода заключается в том, что требования к системам управления качеством, устанавливаемые стандартами ИСО серии 9000, предприятиями какой-либо отрасли рассматриваются как недостаточные.

Следует подчеркнуть, что существует принципиальная разница в особенностях обеспечения безопасности между продукцией, которая в процессе эксплуатации расходует ресурс (машины, оборудование), и расходуемой продукцией (пищевая продукция, сырье, материалы). Если безопасность машиностроительной продукции закладывается в основном на стадии проектирования, то безопасность пищевой продукции обусловлена производственным процессом. Безусловно, это не означает, что безопасность автомобиля не может быть снижена на стадии производства из-за нарушений технологической дисциплины. Однако для пищевой продукции почти все источники опасности определяются ведением технологического процесса и в гораздо меньшей степени зависят от рецептуры, если, конечно, она заранее не предусматривала применение в качестве ингредиента ядовитой субстанции. Данные различия роли жизненного цикла продукции в значительной мере влияют на набор требований к СМК и, как следствие. Предопределяют необходимость в отраслевых моделях систем качества.

Модели систем управления производством для продукции такого вида специфичны. Речь идет о системах управления, базирующихся на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points – Анализ рисков и критические контрольные точки) и принципах Система GMP (Good Manufacturing Practice – надлежащая (правильная) производственная практика).
2 Характеристика систем ХАССП и GMP
Цель систем управления, построенных на основе указанных моделей, связана в первую очередь с обеспечением безопасности выпускаемой продукции и решением на этой основе вопросов конкурентоспособности.

Модель системы управления, основанной на принципах ХАССП, установлена в ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Комплект документации системы ХАССП включает:

  • итоговый отчет по анализу рисков, включающий обоснования и меры контроля по каждому выявленному опасному фактору;

  • план ХАССП с указанием контрольных критических точек, перечня потенциально опасных факторов, предельно допустимых параметров, процедур мониторинга, описания корректирующих действий, схем и процедур контроля, процедур записи результатов;

  • список участников группы ХАССП с распределением обязанностей между членами группы;

  • карта производственного процесса.

Из-за локального характера модели ХАССП, ее относительной простоты в процессе разработки и аудита затраты на внедрение системы управления и ее сертификации значительно ниже стоимости внедрения и сертификации СМК по МС ИСО 9001. Это обстоятельство особенно важно для предприятий сферы малого и среднего бизнеса.

Методы анализа ХАССП регламентированы во многих документах развитых стран. Более того, национальная организация по стандартизации Бельгии выступила с предложением о создании международного стандарта, который был принят в 2005 г. - ИСО 22000 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организации в пищевой цепи».

Вторая модель, называемая GMP, представляет собой набор требований к системам качества, выработанных наиболее эффективными поставщиками отрасли. Эти требования формируются в специальных отраслевых документах, например, «Руководство по надлежащей производственной деятельности для лекарственных средств ЕС»; «Пищевые продукты и напитки – правильная производственная деятельность. Руководство по управлению»; «Руководство по производству рыбных консервов в России. Правильная производственная деятельность»; национальный стандарт РФ «Правила производства и контроля качества лекарственных средств GOOD MANUFACTURING PRACTICE FOR MEDICINAL PRODUCTS (GMP) ГОСТ Р 52249-2004.

Требования GMP формируются таким образом, чтобы обеспечить совместимость с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 и положениями ХАССП. Такой подход следует из самого определения GMP: надлежащая (или правильная) производственная деятельность – это производство, при котором изготавливаются продукты безопасные, заданного качества и наиболее экономичным способом.

Таким образом, если модель обеспечения качества строится по МС ИСО 9001 (для стадии производства), а модель обеспечения безопасности соответствуют принципам ХАССП, то формально можно утверждать, что состав требований GMP формируется из определенного набора требований МС ИСО 9001 и требований ХАССП. Модель GMP в некотором смысле можно назвать полууниверсальной, поскольку требования к системе менеджмента (в части производства) являются достаточно общими и применимы к производству любых пищевых продуктов, лекарственных средств и т.п., а требования к отдельным элементам производственного процесса (операциям) специфичны для каждого вида продукции.

Таким образом, основное отличие систем управления производством, построенных на принципах ХАССП или GMP, заключается в том, что они затрагивают в первую очередь материальные процессы, связанные с производством продукции, в то время как системы, соответствующие требованиям МС ИСО 9001, затрагивают в первую очередь управленческие и информационные процессы на предприятии.

К числу наиболее распространенных отраслевых моделей систем управления качеством относится стандарт «QS 9000 – Требования к системам качества», разработанный ведущими автомобилестроительными компаниями США на базе стандартов ИСО 9000. Идея его разработки была поддержана поставщиками автомобильных комплектующих изделий и материалов, а также предприятиями - субподрядчиками, что обеспечивало быстрое введение новых методов управления в масштабах целой отрасли. Стандарт QS 9000 определяет три основные группы требований к системам качества:

- основные требования ИСО 9000;

- отраслевые требования;

- специфические требования потребителей.

Число отраслевых моделей систем качества не ограничивается перечисленными. Практически во всех отраслях промышленности в настоящее время применяются модели систем, основанные на требованиях МС ИСО серии 9000 и в то же время учитывающие специфику производства продукции и оказания услуг. Например, требования к систем качества предприятий, выпускающих телекоммуникационное оборудование, регламентированы в стандартах TL 9000, а к системам качества поставщиков автомобилестроительных предприятий – в ИСО/ТУ 16949:2002.

Вторым направлением совершенствования систем менеджмента на предприятия является развитие иных систем менеджмента, отличных от СМК.
3 Применение системы TPM (Total Productive Maintenance) в международной практике
В настоящее время во всем мире все большее распространение получает система TPM (Total Productive Maintenance), которая зародилась в 60-е годы в Японии, и ее название не буквально, но точно по смыслу можно перевести как обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла продукции с участием всего персонала. Данная система была сформирована на основе оригинальной концепции обеспечения качества, согласно которой ставку необходимо делать не на контроль качества, а на его создание непосредственно в процессе работы. Начало этому было положено в компании «Nippon», производившей автомобильную электронику, где в результате автоматизации производства возникла проблема эффективного использования сложного оборудования. Решение нашли с помощью двух основных идей: 1) операторам было вменено в обязанность не только использовать оборудование, но и осуществлять его текущее обслуживание; 2) на основе кружков качества была создана система поддержания в нормальном состоянии оборудования с помощью всего персонала.

В это время было дано развернутое определение TPM для производственных подразделений. Позднее система TPM охватила не только производственные, но и конструкторские, коммерческие, управленческие и другие подразделения, т.е. стала универсальной. С учетом этих обстоятельств в 1989 году определение было скорректировано:

  • целью TPM является создание предприятия, которое постоянно стремится к предельному и комплексному повышению эффективности производственной системы;

  • средством достижения цели служит создание механизма, который, охватывая непосредственно рабочие места, ориентирован на предотвращение всех видов потерь на протяжении всего жизненного цикла производственной системы;

  • для достижения цели задействуются все подразделения: конструкторские, коммерческие, управленческие, но прежде всего производственные;

  • в достижении цели участвует весь персонал от высшего руководства до работника «первой линии»;

  • стремление к достижению «нулевых потерь» реализуется в рамках деятельности иерархически связанных малых групп, в которые объединены все работники.

В 90-е годы TPM получила распространение в отраслях, где состояние оборудования оказывает решающее влияние на уровень производительности, качества, травматизма, загрязнения окружающей среды.

Внедрение TPM позволяет предприятию достичь предельной и комплексной эффективности производственной системы, т.е. получить максимально возможный результат в отношении объема производства (Р), качества продукции (Q), себестоимости (С), сроков поставок (D), безопасности рабочих мест (S) и инициативы персонала (М) при минимальном использовании человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

В таблице 1 приведены усредненные данные по нескольким японским предприятиям, успешно внедрившим TPM, характеризующие как материальные результаты. Которых им удалось добиться, так и нематериальный эффект от внедрения этой системы в отношении перечисленных шести показателей.

До появления TPM считалось, что завод по своей природе является «рассадником» трех К (на эту букву в японском языке начинаются слова «грязь», «тяжелые условия», «опасность»). Внедрение TPM позволяет предприятию избавиться от них.

Таблица 1 – Эффект от внедрения TPM на японских предприятиях

Материальные результаты

Нематериальный эффект

Р

Производительность труда по добавленной стоимости

Увеличение в 1,5-2 раза

Текущее обслуживание оборудования операторами приобретает завершенность: они начинают заботиться о нем сами, не дожидаясь указаний «сверху»

Число случайных поломок и аварий

Сокращение в 10-250 раз

Загруженность оборудования

Увеличение в 1,5-2 раза

Q

Число случаев брака

Снижение в 10 раз

У работников появляется уверенность в том, что если они будут стремиться довести поломки и брак до нуля, то смогут этого добиться

Число рекламаций от потребителей

Уменьшение в 4 раза

С

Себестоимость продукции

Снижение на 30 %

D

Запасы готовой продукции и незавершенное производство

Снижение на 50 %

Благодаря избавлению рабочего места от пыли, масляных пятен появляется возможность преобразить его до неузнаваемости, делая его светлым и чистым

Случаи нарушения сроков поставок

ноль

S

Производственный травматизм, повлекший невыход на работу

Ноль




Загрязнение окружающей среды

Ноль

У посетителей создается хорошее впечатление о предприятии, что благотворно сказывается на числе заявок

М

Число рационализаторских предложений

Увеличение в 5-10 раз


Так, завод «Zukumi « компании «Inoda Semento» стал первым в мире цементным заводом, на котором отсутствует пыль. Завод «Sigo» поставил целью создать завод-парк. Благодаря внедрению TPM было значительно сокращено незавершенное производство и число ненужных вещей, а высвободившейся площади хватило для создания благоустроенных зон отдыха с цветниками и аквариумами. К оборудованию здесь подведены кондиционеры, все в помещениях сверкает чистотой.

Качественное улучшение состояния предприятия достигается при использовании TPM за счет согласованного изменения двух факторов. Первый – профессиональное развитие человека: операторы должны уметь самостоятельно производить ежедневное обслуживание оборудования, обслуживающий персонал (механики и др._ - непрерывно поддерживать работоспособность высокотехнологичного оборудования, инженеры – проектировать оборудование, не требующее поддержания и ремонта. Второй фактор – усовершенствование оборудования: повышение эффективности использования имеющегося оборудования за счет его непрерывного улучшения и проектирования нового оборудования с учетом полного жизненного цикла с последующим выводом его в кратчайшие сроки на полную проектную мощность.

Таким образом, TPM предполагает рост эффективности производственной системы за счет ликвидации всех потерь, препятствующих повышению эффективности работы человека и использования оборудования, энергии, сырья, инструментов.

Несмотря на то, что в основе TPM лежат простые идеи, ее освоение требует немалых усилий и времени – от 3 до 10 лет, поскольку предполагает коренное изменение как мировоззрения и психологии отдельного работника, так и всей совокупности отношений между сотрудниками фирмы. Как показывает опыт предприятий, внедривших эту систему, результаты именно подобного рода перемен составляют сегодня одно из главных преимуществ в конкуренции на мировом рынке.
4 Стандарты ИСО серии 14000
Очевидной тенденцией последних десятилетий является ориентация на сочетание интересов экономики с проблемами экологической безопасности общества и сохранения среды, благоприятной для жизни человека.

Начиная с 70-х гг. многие зарубежные компании в связи с ужесточением требований национальных природоохранительных законодательств предпринимали действия по анализу экологической обстановки и реализации мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Для обеспечения эффективности таких мероприятий они должны проводиться в рамках определенной структурированной системы управления. В 1992 г. в Англии появился первый национальный стандарт BS 7750 2Системы экологического управления».

Сегодня международные стандарты ИСО серии 14000 по охране окружающей среды и экологическому менеджменту дают возможность предприятиям создавать элементы эффективной системы управления качеством окружающей среды (СУКОС), которые могут быть включены в уже действующую систему управления и координироваться с работами в других направлениях (производственная деятельность, финансы и экономика, качество продукции, охрана здоровья населения, техника безопасности и др.).

Первые стандарты этой серии официально были опубликованы в конце 1996 г. В настоящее время система стандартов ИСО 14000 принята в странах Европейского союза, Японии, США и других странах.

Экологический менеджмент предприятия рассматривается как часть общего управления, заключающегося в регулировании сознательного воздействия человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических. Культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы. Функции такой системы координируются с функциями обычного административного управления предприятием.

Основными принципами создания и функционирования системы экологического управления в соответствии со стандартом ИСО 14001 являются:

  • разработка экологической политики предприятия с определением ее целей и задач;

  • формирование программы реализации экологической политики;

  • внедрение необходимого механизма обеспечения достижения целей и задач политики в области охраны окружающей среды;

  • эффективный мониторинг, контроль и проверка характеристик окружающей среды;

  • постоянный анализ состояния и улучшение характеристик системы экологического управления.

Система экологического управления фактически является инструментальным средством, позволяющим предприятию систематически контролировать и минимизировать уровень экологических воздействий своей хозяйственной деятельности на природную среду.

При этом, как правило, наблюдаются снижение экологических издержек и платежей за загрязнение окружающей среды, экономия сырья, энергии и других материальных ресурсов, а также достигаются важные нематериальные выгоды для предприятия.

Основным предметом МС ИСО серии 14000 является система управления окружающей средой, наличие которой предполагает, что в организации:

  • введены и соблюдаются процедуры управления окружающей средой;

  • подготовлены документы (стандарты предприятия) по этим процедурам;

  • назначены ответственные за конкретные области экологически значимой деятельности.

Следует обратить особое внимание на взаимосвязь стандартов ИСО 9000 и 14000. Как показывает практика, сертификация предприятия по ИСО 9000 – это 70 % выполненной работы по сертификации СУКОС. Поскольку стандарты взаимно интегрированы, возможна облегченная сертификация предприятия, уже имеющего сертификат соответствия по ИСО 9000. Необходимо иметь в виду, что границы области сертификации по ИСО 14000 шире, чем по ИСО 9000, так как системы управления качеством рассматривают нужды только потребителя, а СУКОС вызвана необходимостью обеспечить защиту экологических интересов и предприятия, и населения, и государства, т.е. общества в целом.

Предприятие, внедрившее систему экологического управления, может достичь важных преимуществ в конкуренции и добиться значительных экономических результатов. Потенциальными выгодами, связанными с внедрением и функционированием эффективной СУКОС, являются:

  • сбалансирование и интеграция экономических и экологических интересов предприятия;

  • повышение конкурентоспособности и улучшение условий для продвижения выпускаемой продукции на внешнем рынке;

  • поддержание привлекательного имиджа предприятия и высокой рыночной стоимости акций;

  • возможность обязательной демонстрации заказчикам эффективного управления качеством окружающей среды;

  • удовлетворение критериям инвесторов и улучшение инвестиционного климата;

  • получение страхового свидетельства оправданной стоимости;

  • снижение аварийности производства;

  • экономия сырья, материалов, энергии и других ресурсов;

  • улучшение взаимоотношений с организациями природоохранного контроля, упрощение получения разрешений и полномочий;

  • снижение и оптимизация платежей за загрязнение окружающей среды и природопользование;

  • налаживание отношений с общественными организациями и населением.

По данным швейцарской фирмы «SGS», опрос 500 европейских компаний относительно эффективности систем экологического менеджмента показал, что более 80 % фирм считают внедрение и сертификацию таких систем эффективными, 60 % окупили свои капиталовложения за один год, а около 80 % уверены в получении прибыли от капиталовложений на долгосрочной основе.
5 Стандарт SA 8000 – стандарт на систему социального и этического менеджмента
Новой тенденцией в области менеджмента, а также менеджмента качества, учитывая их фундаментальную общность, является развитие психолого-этического внутрифирменного управления. Идея, что ключевым в конкурентной борьбе является «человеческий фактор», сама по себе не нова, однако в настоящее время управление персоналом приобретает качественно новую основу. Каждая компания в зависимости от ее размеров, рода деятельности и других характеристик имеет свои неповторимые особенности. Однако работа с персоналом не отличается уникальностью. Практически во всем мире работники имеют похожие нужды и стремления. От того, как работодатели относятся к рабочей среде, зависят условия труда, производственная обстановка и конечные результаты деятельности компании – качество ее продукции, услуг и эффективность. В то же время исследования показывают, что все больше потребителей и инвесторов во всем мире при оценке деятельности компании обращают пристальное внимание на социальные аспекты ее деятельности и рабочую среду.

Для того, чтобы соответствовать возрастающим требованиям, предприятиям необходим системный подход, при котором политика предприятия и нормы трудовой и общественной этики не будут противоречить друг другу. В 1996 г. международная неправительственная организация «Международная социальная ответственность» (Social Accountability International) разработала SA 8000 – стандарт на систему социального и этического менеджмента (ССиЭМ), применяемый на добровольной основе. Его требования базируются на конвенциях Международной службы труда и других организаций по защите прав человека. В этот стандарт заложены следующие требования:

  • работодатели не должны нанимать детей моложе 15 лет;

  • работодатели не должны заставлять работников работать против их воли;

  • работодатели должны принимать необходимые меры для обеспечения здоровья и безопасности работников;

  • работники должны иметь свободу в ведении переговоров с работодателями (создавать профсоюзы и становиться их членами);

  • запрещается расовая и любая дискриминация;

  • работодатели не должны применять дисциплинарные воздействия;

  • работники должны получать, по крайней мере, установленную государством минимальную заработную плату;

  • рабочее время должно быть сокращено до 48 часов в неделю, а переработки не должны превышать 12 часов в неделю;

  • система менеджмента должна быть стандартизирована.

Преимущества, которые получают предприятия, создавшие ССиЭМ и прошедшие сертификацию на соответствие требованиям стандарта SA 8000, приведены в табл. 2.

Сертификация ССиЭМ на соответствие требованиям стандарта SA 8000 должна служить гарантом того, что продукция произведена (оказаны услуги) в соответствии с общепринятым и социально приемлемым набором ценностей. В этом случае предприятия получают конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников. Необходимо отметить, что, по оценкам специалистов, в дальнейшем США и страны Европейского союза запретят или приостановят импорт товаров из стран, которые производят продукцию, не заботясь об охране окружающей среды, и в которых не соблюдаются гуманитарные нормы на производстве. Поэтому ССиЭМ, соответствующая требованиям SA 8000, является дополнением СМК, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, и системы экологического менеджмента, соответствующей требованиям МС ИСО серии 14000.
Таблица 2 – Преимущества внедрения SA 8000


Заинтересованная сторона

Преимущества

Работники

Сокращение аварий на рабочих местах

Возросшие возможности по организации профсоюзов и коллективному ведению переговоров

Возможность улучшения условий труда

Осведомленность об основах трудового права

Возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав

Улучшение бизнес-деятельности, приводящее к экономическому росту и созданию рабочих мест

Работодатели

Надежный и эффективный способ проявить социальную ответственность

Улучшение репутации компании и повышение популярности ее торговой марки

Дополнительные возможности привлечения и удержания работников

Повышение качества и рост производительности

Экономия от сокращения потерянных рабочих дней и снижение числа страховых счетов

Улучшение отношений с работниками, профсоюзами, потребителями, неправительственными организациями и правительством

Потребители и инвесторы

Четкая и надежная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями

Полезная информация для социально ответственных инвесторов

Подтверждение того, что продукция произведена с соблюдением всех гуманитарных норм

Идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм

Расширение ассортимента товаров и географии производства


С учетом изложенного можно констатировать, что развитие систем управления происходит по двум направлениям: универсализация, которая позволяет обеспечить превосходство в бизнесе, и специализация, направленная на обеспечение специальных требований, например, безопасности (модели вида GMP и HACCP). Таким образом, речь должна идти не об альтернативе, а о сочетании этих двух подходов при создании систем качества и их интеграции в единую систему.
6 Основные принципы TQM (всеобщего менеджмента качества)
TOTAL QUALITY MANAGEMENT (TQM) – ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии
^ TQM ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • контроль в процессе разработки новой продукции;

  • оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;

  • входной контроль материалов;

  • контроль готовой продукции;

  • оценку качества продукции;

  • оценку качества производственного процесса;

  • контроль качества продукции и производственного процесса;

  • анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);

  • использование информации о качестве продукции;

  • контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

  • обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

  • гарантийное обслуживание;

  • координацию работ в области качества;

  • совместную работу по качеству с поставщиками;

  • использование цикла PDCA ("plan – do - check – action");

  • работу кружков качества;

  • управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности. заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах – поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

  • работу в области качества по методу межфункционального управления ("cross – function – management");

  • участие в национальных кампаниях по качеству;

  • выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

  • участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

  • проведение мер по формированию культуры качества;

  • подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

  • возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.


Составные части системы TQM:

  1. КОРЕННАЯ, КЛЮЧЕВАЯ СИСТЕМА – это те методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и поэтому используются на всех фирмах. Они могут импортироваться в любую страну.

  2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны. Ее надо создавать самим, перенос опыта или перевод документов на свой язык ничего не даст.

  3. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ САМИХ ПРИНЦИПОВ И СОДЕРЖАНИЯ TQM. Она еще более специфична, на ней сильнее отражаются национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство.


Цель TQM –

достижение более высокого качества продукции и услуг
ЭФФЕКТИВНОСТЬ TQM зависит от условий:

  1. Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;

  2. Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;

  3. Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщий менеджмент качества


Приемы и средства, используемые для TQM

КАЧЕСТВО

ПРОЦЕСС

ПЕРСОНАЛ

РЕСУРСЫ

^ Управление качеством

Управление процессами

Управление персоналом

Управление ресурсами

Определение понятия качества

Устойчивость (стабильность) процесса

Команда управляющих

Программа расходов на качество

Политика качества

Статистические методы контроля

Всеобщее обучение качеству

Показатели для контроля

Всеобщее обучение качеству

Возможность процессов

Организация рабочих групп

Стоимостные показатели

Отношения с внутренними потребителями

Решение технологических проблем

Методы и средства мотивации

Консервация ресурсов

Системы качества

Совершенствование (улучшение) процесса

Связующие звенья

Улучшение окружающей среды

Кружки качества

Анализ характера и последствий отказов на стадии проекта

Теории интенсификации

Работа по принципу "Точно в срок"

Методы Тагучи

То же на стадии производства

Повышение квалификации






Скачать файл (375.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru