Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Краткий словарь основных терминов по социальной психологии - файл 1.doc


Краткий словарь основных терминов по социальной психологии
скачать (50 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc50kb.19.11.2011 14:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...






Словарь терминов.
1. Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

2. Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

3. Отношения – объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения.

4. Психологический редукционизм – осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно другого порядка.

5. Социальная роль – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное место в обществе.

6. Воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

7. Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

8. Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающие определенные изменения в его психологии и поведении.

9. Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

10. Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

11. Манипуляция – психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.

12. Коммуникация – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

13. Вербальная коммуникация – обмен информацией, использующий в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.

14. Невербальная коммуникация – обмен информацией посредством не только речи, но и других знаковых систем.

15. Паралингвистическая система знаков – система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

16. Экстралингвистическая система знаков – система включения в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха и т.п.), темп речи.

17. Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

18. Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций местного взаимодействия.

19. Социальный интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

20. Социальная перцепция – восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного вида) социальных объектов (других личностей, групп, социальных явлений и т.д.).

21. Психологическая проницательность – системное образование личности, состоящее из множества структурно-организационных компонентов.

22. Стереотипизация – упрощение образа социального объекта (группы, человека, явления и т.п.), которым в дальнейшем будут пользоваться как известным «сокращением» при взаимодействии с этим объектом.

23. Социально-психологический тренинг – теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.

24. Интеракция – взаимодействие.

25. Символический интеракционизм – взаимодействие, которое детерминируется системой символов, т.е. поведение человека в ситуациях взаимодействия обусловлено только их символической интерпретацией.

26. Конфликт – столкновение противоположных тенденций, интересов.

27. Кооперация – координация единичных сил участников взаимодействия (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил и т.п.).

28. Группа – совокупность людей, выделенная на основе каких-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

29. Коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество.

30. Общность – широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.

31. Организация – разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов и правил.

32. Феномен «группового сознания» - тип общественного сознания, совокупность групповых чувств, ценностей и идеалов, представление о групповых целях, путях и средствах их достижения. Групповое сознание – это процесс принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критериях способностей.

33. Большая группа – значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.д.

34. Социальный тип личности – абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

35. Групповые потребности – состояние, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для существования и развития группы, выступающее источником ее развития.

36. Групповые интересы – форма проявления познавательной потребности, облегчающая направленность группы на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

37. Групповые ценности – объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного.

38. Этнические группы – родственные по языку и близкие по культуре общности людей.

39. Психологический склад нации – одна из сторон психологии этнических общностей (наиболее устойчивой ее части), включающая этнический характер, темперамент, а также традиции и обычаи.

40. Национальный характер – наиболее распространенное понятие для описания особенностей психического склада этнической (национальной) группы.

41. Этноцентризм – феномен социальной психологии, состоящий в убежденности в превосходстве собственного этноса.

42. Этнический стереотип – относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

43. Общественное мнение – понятие в социальной психологии, которое подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

44. Общественное настроение – преобладающее состояние чувств и умственных способностей тех или иных социальных групп в определенный период времени. Общественное настроение представляет собой не только массовое явление социальной психологии, но и одну из наиболее значимых сил побуждающих людей к деятельности, накладывающих отпечаток на поведение различных коллективов, групп, слоев общества, наций и народов.

45. Массовые коммуникации – средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.д.

46. Пропаганда – деятельность, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и оказания влияния на социальное поведение людей.

47. Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

48. Первичная группа – группа людей, где происходят непосредственные контакты.

49. Вторичная группа – группа людей, где нет непосредственных контактов, для общения в которых между членами используются различные «посредники» (например, средства связи).

50. Формальная группа – группа людей, в которой четко заданы все позиции ее членов, предписанных групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения структуре власти.

51. Неформальная группа – группа людей, в которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений.

52. Группы членства – группа, часть членов в которых разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.

53. Референтная группа – группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

54. Социометрическое направление – направление исследования малых групп с применением методики социометрии.

55. Групповая динамика – направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

56. Коммуникативная структура группы – совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

57. Социометрическая структура группы – характеризует иерархию позиций индивидов в системе внутригрупповых, межличностных предпочтений. Социометрическая структура группы – это аналог неформальной статусной структуры группы.

58. Феномен «группового давления» - наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

59. Конформизм – приспособленческая реакция личности на групповое давление с целью избежать негативных санкций (порицания или наказания за несогласие с общепринятым мнением).

60. Конформность – некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

61. Внушаемость – податливость человека действию внушения.

62. Негативное поведение – сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание норм, демонстрация крайней независимости.

63. Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

64. Лидерство – поведение лидера в группе, приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.

65. Руководство – осуществление избранным лицом в группе функций руководителя, а также осуществление им регуляции официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

66. Власть – понятие в психологии, отражающее ресурс влияния одних людей над другими.

67. Процесс принятия группового решения – тесно связан с проблемой лидерства и руководства потому, что принятие решения одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения особенно сложная функция.

68. Внутригрупповой конфликт – конфликт, возникающий в группах между людьми, осуществляющих совместную деятельность, находящихся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях, для которых характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей.

69. Феномен «внутригруппового фаворитизма» - предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.

70. Феномен «внешней агрессии» - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы.

71. Поляризация группы – глубокий раскол группы на две противостоящие подгруппы, антагонизм между которыми невозможно сгладить мирными средствами.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., изд-во «Аспект Пресс», 1999 г.

2. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., изд-во «ПЕР СЭ», 2007 г.

3. Кричесвкий Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., изд-во «Аспект Пресс», 2001 г.

4. Социальная психология под ред. А.В.Петровского. М., изд-во «Просвещение», 1992 г.

5. Немов Р.С. Психология в 3 томах. М., изд-во «Владос», 1999 г.


Скачать файл (50 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru