Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Учебная программа дисциплины Профессиональное развитие педагога в условиях использования нформационного интегрированного продукта КМ-школа в учебном процессе - файл 1.doc


Учебная программа дисциплины Профессиональное развитие педагога в условиях использования нформационного интегрированного продукта КМ-школа в учебном процессе
скачать (140 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc140kb.16.11.2011 01:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Учебно-методический центр ООО «Кирилл и Мефодий»


Программа дисциплины


Профессиональное развитие педагога в условиях использования информационного интегрированного продукта «КМ-школа»

в учебном процессе


Москва 2006


Программа обучения предназначена для руководителей региональных экспериментальных площадок по внедрению ИИП «КМ-Школа», для региональных представителей компании, обучающих педагогов работе с новым электронным продуктом и координирующих программы внедрения КМ-ШКОЛЫ в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.


Авторы-составители: Шалыгина И.В., к.п.н., доцент; Горбачева М.Н., Сретенская И.Л.

Рецензенты:

Тевс Д.П., к.п.н., зав. кафедрой вычислительной

математики и программирования Барнаульского государственного

педагогического университета.

Коновалов А.В., начальник отдела развития образования Северо-Западного управления Министерства образования и науки Самарской области, руководитель методического объединения учителей информатики Северо-Западного образовательного округа Самарской области.


^ Пояснительная записка


Программа обучения предназначена для руководителей региональных экспериментальных площадок по внедрению Информационного Интегрированного Продукта (в дальнейшем ИИП) «КМ-Школа», для региональных представителей компании, обучающих педагогов работе с новым электронным продуктом и координирующих программы внедрения КМ-ШКОЛЫ в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.


^ Цели курса:



  1. Создание условий для становления у участников обучения тьюторской позиции в образовании. Формирование представлений об этапах развертывания тьюторской поддержки и о задачах тьюторской работы на каждом этапе.




  1. Знакомство с видами, структурой и содержанием образовательного контента «Кирилла и Мефодия» по предметам средней школы.




  1. Обогащение опыта подготовки учителей к педагогическому проектированию учебного процесса в ИИП «КМ-школа» с использованием электронных образовательных сред и электронного образовательного контента.




  1. Создание условий для самооценки умений и навыков, необходимых для реализации тьюторской позиции в образовании.



^ Программа обучения состоит из пяти разделов:


Раздел I. Тьюторское сопровождение профессиональной подготовки учителей в области ИКТ - компетенции.


Раздел II. Образовательный контент «КМ-школы»: поиск, отбор и хранение материалов.


Раздел III: Основные возможности автоматизированных рабочих мест «Учитель», «Учащийся» в ИИП «КМ-школа».


Раздел IV. Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования.


Раздел V. Тьюторский практикум.


Курс рассчитан на 36 часов самостоятельной работы при дистанционном обучении под руководством преподавателя. При дистанционной организации обучения предусматривается промежуточный контроль после окончания изучения материала каждого раздела. Промежуточный контроль состоит из теста для самопроверки, заполнения рефлексивной карты, контрольного практического задания.

Обучение заканчивается тьюторской практикой с предоставлением отчета и защитой квалификационного проекта. По окончании обучения выдается Сертификат Учебного центра ООО «Кирилл и Мефодий».


^ Содержание курса


Раздел I. Тьюторское сопровождение профессиональной подготовки учителей в области ИКТ - компетенции.


Трансформация образования в XXI веке: от дисциплинарного обучения к открытому образованию на основе информационных технологий

Эволюция педагогических представлений о способах трансляции знания: XIV век – XX века. Позиция тьютора в образовании (из истории вопроса). Происхождение идеи тьюторства в образовании, традиции тьюторства. Этапы становления системы тьюторской поддержки в университетском образовании. Задачи тьюторской поддержки в реализации целей образования.

Современные тенденции в образовании. Возможности и ограничения современного образования в связи с развитием информационных технологий. Переосмысление природы учебного/образовательного процесса в условиях «экспансии» информационных технологий. Роль тьютора в образовательном процессе с применением дистанционных технологий.

Андрагогика - теория и практика обучения взрослых. Учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения. Основные принципы организации обучения взрослых учащихся.


^ Сущность тьюторской позиции в образовании

Основные умения и навыки тьютора. Основные направления деятельности тьютора.

Этапы развертывания тьюторской поддержки. Представление об этапах развертывание тьюторской поддержки и задачах тьютора на каждом этапе. Тьюторская поддержка дистанционного обучения учителей по программе «Использование ИИП КМ-ШКОЛА в учебном процессе» в среде В2К. Схема организации дистанционного обучения. Тьюторская поддержка творческих инициатив учителей на этапе массового использования ИИП КМ-ШКОЛА в учебном процессе.


^ Творческое задание:

Анализ жизненных ситуаций, актуализирующих необходимость тьюторской поддержки. Основные компетенции тьютора. Творческая рефлексия тьюторской позиции.


^ Раздел II. Образовательный контент «КМ-школы»: поиск, отбор и хранение материалов.


Общая характеристика «Км-школы»:

Категории пользователей, которые могут работать с этой средой. Краткая характеристика автоматизированных рабочих мест «Директор», «Завуч», «Учитель», «Ученик». Какие возможности получает пользователь, применяя среду при организации и осуществлении образовательного процесса.

Как приступить к работе со средой. Какие возможности получает учитель, применяя среду при подготовке уроков.

^ Индивидуальный портфель:

Рассматриваются основные возможности среды, позволяющие учителю:

  • Осуществлять поиск материалов в образовательном ресурсе (контенте) «КМ-Школа Online», используя встроенную систему поиска по рубрикатору уроков и медиатекам, а также по ключевым словам (контекстный поиск);

  • Просматривать, отбирать и отправлять нужные материалы на структурированное хранение в соответствующие папки;

  • Извлекать необходимые для работы материалы из соответствующих папок для последующего использования.


^ Образовательные ресурсы ИИП «КМ- школа»

Уроки «КМ- школы»: концепция Уроков КМ, основная структурная единица Уроков КМ, виды слайдов.

Энциклопедии и справочники: общая характеристика, основные разделы энциклопедии, организация поиска, отбора и хранения энциклопедических статей.

^ Банк тестовых заданий с сервера КМ: общая характеристика, виды тестовых заданий: задания с выбором ответа (одного или нескольких), задания с кратким свободным ответом, задания с развернутым ответом; поиск тестовых заданий на сервере «КМ»: поиск по предмету, теме, разделу.

^ Медиатека «КМ-школы»: Общая характеристика, основное содержание медиатеки, организация поиска, отбора и хранения электронных информационных объектов медиатеки.

^ Основы поиска контента: общая характеристика образовательного контента КМ, классификация электронных образовательных объектов, поиск по рубрикатору (уроки, медиатека), поиск по контексту (уроки, медиатека, энциклопедия)


^ Раздел III. Основные возможности автоматизированных рабочих мест «Учитель», «Учащийся» в ИИП «КМ-школа».


АРМ «Учитель». Тематическое планирование

Рассматриваются основные возможности среды, позволяющие учителю просматривать и редактировать существующие тематические планы; копировать тематические планы; создавать новые тематические планы; выводить тематические планы на печать с помощью принтера.


^ АРМ «Учитель». Модуль «Уроки»

Рассматриваются основные возможности среды, позволяющие учителю отбирать из образовательного ресурса (контента) «КМ-Школа Online» готовые уроки и контролирующий материал (тестовые задания), сохранять их в модуле Индивидуальный портфель с возможностью дальнейшего использования.

Редактировать отобранные уроки и контролирующий материал (тестовые задания) согласно своему тематическому плану и сохранять их в Индивидуальном портфеле.

Создавать новые уроки (презентации), и контролирующие материалы (тестовые задания), используя контент «КМ-Школа Online» и свои собственные наработки.

Проводить уроки в классе с одним рабочим местом учителя и в классе с локальной сетью (рабочие места учеников).


^ АРМ «Учитель». Классный журнал

Рассматриваются основные возможности среды, позволяющие учителю просматривать карточки базы данных учащихся. Устанавливать даты и записывать комментарии к проводимым урокам, выставлять оценки ученикам. Вести учет успеваемости и посещаемости, составлять отчеты и выводить их на печать (принтер). Выводить на печать (принтер) текущие страницы журнала. Просматривать Индивидуальные портфели учащихся.


^ АРМ «Учитель». Методический кабинет

Рассматриваются основные возможности среды, позволяющие учителю пользоваться встроенными в среду методическими рекомендациями и учебными материалами общего доступа, а также создавать собственную базу нормативных и методических материалов.


^ АРМ «Учащийся»

Рассматриваются основные возможности среды, позволяющие ученику работать на уроке под руководством учителя; осуществлять поиск и изучение материала готовых уроков; осуществлять поиск и хранение информационных объектов в своем Индивидуальном портфеле; выполнять самостоятельные работы; просматривать расписание уроков и следить за своей успеваемостью.


^ Раздел IV. Типы электронных информационных объектов и педагогические возможности их использования

Интерактивные игры; интерактивные карты / модели; мультимедиапанорамы; тренажеры; трехмерные модели; видеофрагменты; фотоиллюстрации; анимация; аудиозаписи; диаграмма / схема / график / формула; рисунок / живопись / графика; мультимедиалекции.



^ Раздел V. Тьюторский практикум


Проверка и анализ работ учителей, представляющих собой методические разработки уроков в ИИП «КМ-Школа». Проведение и самоанализ тьюторского занятия для учителей по программе «Использование информационного интегрированного продукта «КМ-школа» в современном учебном процессе». Подготовка и защита квалификационного проекта.

Презентация методических материалов для тьюторов: знакомство с содержанием методических материалов, определение их назначения и вариантов использования.


^ Учебный план курса

«Использование информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» в учебном процессе» (дистанционное обучение для тьюторов)




п/п

Наименование раздела и темы


Часы

^ Раздел I. Тьюторское сопровождение профессиональной подготовки учителей в области ИКТ - компетенции

1

Трансформация образования в XXI веке: от дисциплинарного обучения к открытому образованию на основе информационных технологий

1

1.1

Тема 1. Позиция тьютора в образовании (из истории вопроса)

1.2

Тема 2. Переосмысление природы образовательного процесса в условиях развития информационных технологий

1.3

Тема 3. Учет особенностей взрослых учащихся в работе тьютора. Андрагогика

2

Сущность тьюторской позиции в образовании

2

2.1

Тема 1. Основные умения и навыки тьютора

2.2

Тема 2. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие учителей

2.3

Тема 3. Тьюторская поддержка дистанционного обучения учителей по программе «Использование ИИП КМ-ШКОЛА в учебном процессе»




^ Промежуточный контроль №1

2

Тест для самопроверки

Заполнение рефлексивной карты

Творческое задание

^ Раздел II. Образовательный контент «КМ-школы»: поиск, отбор и хранение

1

Знакомство с информационным интегрированным продуктом (ИИП) «КМ-Школа»

0,5


1.1

Ситуация 1. Приступим к работе с ИИП «КМ-школа»

1.2

Ситуация 2. Авторизуемся в среде «КМ-Школа»

1.3

Ситуация 3. Знакомимся с Рабочим местом учителя

1.4

Ситуация 4. Знакомимся со справочной системой «Помощь»

1.5

Ситуация 5. Заканчиваем работу со средой

1.6

Практикум №1. Первые шаги пользователя «Учитель» в работе со средой

1.7.

Практикум №2. Работаем со справочной системой «Помощь»

2

Поиск, отбор и хранение информации в Индивидуальном портфеле



2



2.1

Ситуация 1. Учимся управлять Индивидуальным портфелем

2.2

Ситуация 2. Создаем каталог папок для хранения информации

2.3

Ситуация 3. Изменяем имена папок и файлов

2.4

Ситуация 4. Ищем Уроки, в рубрикаторе, и сохраняем их в «Индивидуальном портфеле»

2.5

Ситуация 5: Ищем медиаобъекты в рубрикаторе и сохраняем их в «Индивидуальном портфеле»

2.6

Ситуация 6. Организуем контекстный поиск информации в контенте «КМ-Школы»

2.7

Ситуация 7: Добавляем в папку Индивидуального портфеля объекты из внешних приложений

2.8

Ситуация 8. Совершаем операции с папками и файлами

2.9

Практикум №1. Ищем, отбираем и сохраняем информацию из контента «КМ-Школы»

3

Уроки из контента «КМ-школы»



1,5



3.1

§1. Концепция и структура Уроков «КМ-Школы»

3.2

§2. Виды слайдов в Уроках «КМ-Школы».

3.3

Практикум №1 «Структура уроков»

4

Энциклопедии «КМ-школы»

4.1

§1. Общая характеристика и виды энциклопедий

4.2

§2. Организация поиска в энциклопедиях

4.3

Ситуация 1. Поиск статей в универсальной энциклопедии

4.4

Ситуация 2. Поиск статей по школьным предметам. Раздел «Наука»

4.5.

Практикум №1. Структура энциклопедической статьи

4.6

Практикум №2.Способы поиска статей в энциклопедиях

5

Медиатека «КМ-школы»:

5.1

Ситуация 1. Поиск информационного объекта в рубрикаторе Медиатеки

5.2

Ситуация 2. Поиск информационного объекта в Медиатеке контента «КМ-Школа Online».




^ Промежуточный контроль №2

2

Тест для самопроверки.

Заполнение рефлексивной карты.

Контрольное задание.

^ Раздел III: Основные возможности автоматизированных рабочих мест «Учитель», «Учащийся» в ИИП «КМ-школа»

1

Тематическое планирование

0, 5

1.1

Ситуация 1. Учимся управлять тематическим планированием.

1.2

Ситуация 2. Создаем тематические планы.

1.3

Ситуация 3. Распечатаем тематические планы.

2

Модуль «Уроки»: обзор элементов интерфейса

0,5

2.1

Ситуация 1. Учимся управлять модулем «Уроки».

2.2

Ситуация 2. Знакомимся с окном просмотра и редактирования

2.3

Ситуация 3. Ищем и просматриваем уроки из контента «КМ-школа».

3

Подготовка и проведение урока

3



3.1

Ситуация 1. Копируем и переименовываем файлы готового урока.

3.2

Ситуация 2. Копируем слайды в структуре уроке.

3.3

Ситуация 3. Измененяем порядок следования слайдов и удаляем лишние слайды.

3.4

Ситуация 4. Добавляем новый пустой слайд в структуру урока.

3.5

Ситуация 5. Ищем, просматриваем и добавляем в урок тесты из контента.

3.6

Ситуация 6.Создаем информационный слайд нового урока.

3.7

Ситуация 7. Создаем тестовые задания к новому уроку.

3.8

Ситуация 8. Добавляем в новый урок энциклопедическую статью.

3.9

Ситуация 9. Проводим урок в сетевом компьютерном классе.

3.10

Ситуация 10. Проводим урок в кабинете с одним компьютеризованным рабочим местом учителя.

3.11

Практикум №1. Создаем урок на основе готового урока из контента.

3.12

Практикум №2. Создаем свой новый урок

3.13

Практикум №3. Проведем урок с «КМ-школой»

4

Классный журнал

0,5



4.1

Ситуация 1. Учимся управлять Классным журналом

4.2

Ситуация 2. Заполнение и распечатка страницы классного журнала

4.3

Ситуация 3. Составление и печать отчетов




^ Промежуточный контроль №3

2

Тест для самопроверки

Заполнение рефлексивной карты

Контрольное задание

Раздел IV. Типы электронных информационных объектов и дидактические возможности их использования

1
^

Педагогическая мастерская


2,5

1.1

Интерактивные игры

1.2

Интерактивные карты / модели

1.3

Мультимедиапанорамы

1.4

Тренажеры

1.5

Трехмерные модели

1.6

Видеофрагменты: окно в большой мир

1.7

Фотоиллюстрации

1.8

Анимация

1.9

Аудиозаписи

1.10

Диаграмма / Схема / График / Формула

1.11

Рисунок / Живопись / Графика

1.12

Мультимедиалекции

1.13

Как подобрать информационные объекты к уроку?

1.14

Ситуация 1. В рубрикаторе уроков и медиатеки нет интересующего учебного предмета

1.15

Ситуация 2. Необходимо сделать полную подборку статей и информационных объектов по проблеме.




^ Промежуточный контроль №4

2

Тест для самопроверки

Заполнение рефлексивной карты

Контрольное задание

^ Раздел V. Тьюторский практикум

1

Проверка и анализ работ учителей

2

2

Проведение учебного занятия для учителей

2

3

Подготовка квалификационного проекта

8

4

Итоговый семинар. Защита квалификационного проекта. Презентация методических материалов для тьюторов

2

Итого:

36



Темы квалификационных проектов для тьюторов


1. Методика проведения урока в сетевом классе с использованием «КМ-Школы».

2. Сценарий педагогической мастерской с использованием образовательного контента «КМ-Школы» «Искусство задавать вопросы».

3. Методика использования «КМ-школы» при изучении теоретической составляющей школьного курса информатики.

4. Видеофрагмент и аудиозапись как объект анализа и наблюдения при проблемном обучении.

5. Как искать и находить информацию в «КМ-Школе»: викторина для школьников с использованием образовательного контента «КМ-Школы».

6. Предложения по организации методической работы в школе с использованием Методического кабинета «КМ-Школы».

7. Подходы к анализу мультимедийного урока с использованием электронной образовательной среды «КМ-Школа».


^ Рекомендуемая литература по курсу «Использование информационного интегрированного продукта «КМ-школа» в современном учебном процессе


  1. Английские университеты и годы студенчества великих людей. Под ред. Богданович Л.А. (Иностранные университеты. Вып.1) М., 1899

  2. Игнатович В. История английских университетов. СПб, 1861.

  3. Ле Гофф, Ж. «Интеллектуалы в средние века». Долгопрудный 1997 год.

  4. О началах английского университетского воспитания: Пер. с англ. Попова. М.,1859.

  5. Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.

  6. Введение в тьюторство http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=303&id=89

  7. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991

  8. Бендова Л.В., Долгоруков А.М.. Система открытого обучения «ЛИНК» и метод «case stady». Тезисы докладов конференции. Журнал «Менеджмент» Ассоциация развития управления, 1997. № 5

  9. Долгоруков А.М., Соколов В.Л. Рабочая тетрадь 2 «Взгляд на курс с высоты птичьего полета». М.: Центр интенсивных технологий образования, 2000

  10. Долгоруков А.М., Казакова Е.А.. Методика подготовки преподавателей Международного учебного центра «ЛИНК». Выпуск 2. Жуковский: Международный Центр дистанционного обучения. «ЛИНК», 1994

  11. Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. М.: Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, Международный центр финансово-экономического развития, 1997

  12. Щедровицкий Г.П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993

  13. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997

  14. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Под редакцией А.М. Долгорукова, М.: ЦИТО, 2002



Рецензия

на программу дисциплины «Профессиональное развитие педагога в условиях использования информационного интегрированного продукта «КМ-школа»

в учебном процессе», составленную Шалыгиной И.В., к.п.н., доцент;
Горбачевой М.Н., Сретенской И.Л.


Рецензируемая программа предназначена для руководителей региональных экспериментальных площадок по внедрению ИИП «КМ-Школа», для региональных представителей компании, обучающих педагогов работе с новым электронным продуктом и координирующих программы внедрения КМ-ШКОЛЫ в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

Программа содержит все необходимые составные части: пояснительную записку, содержание курса, учебный план курса, темы квалификационных проектов, перечень рекомендуемой литературы.

В пояснительной записке к программе указываются цели курса, определено пять разделов курса. Программа рассчитана на 36 часов самостоятельной работы при дистанционном обучении под руководством преподавателя. При дистанционной организации обучения предусматривается промежуточный контроль после окончания изучения материала каждого раздела.

В разделах «Содержание курса» и «Учебный план курса» детально расшифровано и пояснено, с указанием конкретной тематики, какой материал будет изучаться, а также указаны средства промежуточных контрольных срезов.

Раздел «Темы квалификационных проектов для тьюторов» включает актуальные направления развития школьного образования на современном этапе.

Раздел «Рекомендуемая литература по курсу» содержит список литературы, необходимый для поддержки курса.

Содержание представленной программы отвечает заявленным целям, хорошо структурировано. Из особенностей программы отмечу, авторы составили программу практико-ориентировано на школу, с учетом специфических возможностей электронной образовательной среды.

На основании анализа программы «Профессиональное развитие педагога в условиях использования информационного интегрированного продукта «КМ-школа» в учебном процессе» и вышеизложенного можно сделать заключение: программа, представленная авторским коллективом Шалыгиной И.В.(к.п.н., доцент); Горбачевой М.Н., Сретенской И.Л. по своему содержанию соответствует основным требованиям к подготовке программ и может быть использована для организации учебного процесса.


Заведующий кафедрой вычислительной

математики и программирования

Барнаульского государственного

педагогического университета,

канд. пед. наук, доцент Д.П.Тевс


РЕЦЕНЗИЯ

на программу дисциплины «Профессиональное развитие педагога в условиях использования информационного интегрированного продукта «КМ-школа» в учебном процессе» авторов-составителей Шалыгиной И.В., Горбачевой М.Н., Сретенской И.Л.


Рецензируемая программа предназначена для руководителей региональных экспериментальных площадок по внедрению интегрированного продукта «КМ-школа» и других лиц, организующих обучение данному программному продукту.

Курс несомненно актуален в условиях активного использования программного продукта «КМ-школа» многими образовательными учреждениями России. Особенно полезен он для только начинающих работать с продуктом педагогических коллективов, не имеющих опыта организации информационной среды с помощью программ, подобных «КМ-школе».

Структура курса хорошо сбалансирована. Теоретическая информация сочетается с практическими заданиями. Предусмотрен постоянный промежуточный контроль, что особенно важно в условиях дистанционного обучения. Присутствующие элементы обучения «case-study» позволяют рассчитывать на более качественное усвоение программы. А тьюторский практикум дает возможность освоить один из самых трудных элементов – подготовку и защиту педагогического проекта. На этот блок выделено 14 из 36 часов, что вполне оправдано и целесообразно.

Рецензируемая программа содержит обширный список литературы, что позволяет продолжать обучение самостоятельно уже после окончания курса.

Рассматриваемая программа позволяет получить первый опыт дистанционного обучения для многих педагогических работников, что дает им возможность оценить все достоинства и недостатки такой формы организации образовательного процесса.

Программа по своей структуре и содержанию соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам.


Начальник отдела развития образования

Северо-Западного управления

Минобрнауки Самарской области,

руководитель методического объединения

учителей информатики Северо-Западного образовательного округа Самарской области

Коновалов А.В.


Скачать файл (140 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru