Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Управленческие решения - файл Тема 9 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.doc


Загрузка...
Лекции - Управленческие решения
скачать (708.6 kb.)

Доступные файлы (15):

Билеты.doc207kb.14.03.2009 20:11скачать
Пример 4.doc144kb.28.02.2009 15:18скачать
Принятие решений в условиях полной определенности.doc387kb.28.02.2009 15:16скачать
Рисунки.doc80kb.14.02.2009 23:49скачать
Тема 10 Условия неопределенности и риска при разработке решений.doc216kb.28.02.2009 18:58скачать
Тема 1 Процесс управления и управленческие решения.doc90kb.14.02.2009 13:41скачать
Тема 2 Типология управленческих решений.doc110kb.14.02.2009 14:14скачать
Тема 3 Условия и факторы качества управленческих решений.doc94kb.14.02.2009 16:19скачать
Тема 4 Технология и модели процесса разработки управленческих решений.doc200kb.14.02.2009 17:08скачать
Тема 5 Организация процесса разработки управленческого решения.doc164kb.28.02.2009 17:58скачать
Тема 6 Целевая ориентация управленческих решений.doc103kb.15.02.2009 15:48скачать
Тема 7 Анализ альтернатив управленческих решений.doc89kb.28.02.2009 17:29скачать
Тема 8 Топологические методы в технологии разработки управленческих решений.doc137kb.28.02.2009 17:58скачать
Тема 9 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.doc101kb.28.02.2009 18:28скачать
Экзамен.doc29kb.28.02.2009 17:58скачать

Тема 9 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 9 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив

1. Воздействие факторов внешней среды на функционирование предприятия

2. Элементы внутренней среды предприятия

3. Классификация ситуаций и проблем

4. Прогнозирование состояния внешней среды
1. Воздействие факторов внешней среды на функционирование предприятия

Определению организации как открытой системы, зависящей от внешнего мира, способствовало использование одного из разделов теории систем — ситуационного подхода. Сущность данного подхода состоит в учете особенностей кон­кретной ситуации и условий внешней среды при принятии решений. Модель предприятия как открытой системы пока­зана на рис. 1.



Рис. 1. Предприятие как открытая система

Внешняя среда интересна не сама по себе (хотя и это имеет значение). В менеджменте весьма важен учет воздействующих факторов, которые могут создать определенные трудности (уг­розы) в деятельности предприятия либо способствовать появ­лению возможностей получения положительного результата при проведении конкретных операций. Таких факторов может быть множество. В теории менеджмента выделяются семь ос­новных факторов, от которых зависит успех предприятия. В их состав входят экономические, политические, технологические, социальные, конкурентные, рыночные, международные. Каждый из факторов может представлять в разное время для одного предприятия либо для разных предприятий в одно вре­мя или угрозу, или новую возможность. Поэтому состояние внешней среды должно постоянно анализироваться, а резуль­таты анализа — использоваться при выборе альтернатив ре­шения проблем.

В составе экономических факторов учитываются прогно­зы развития экономики в краткосрочной перспективе, а также оценка диагноза ее функционирования в будущем. Влияние этих факторов весьма актуально для работы отечественных пред­приятий в современных условиях, в частности таких, как темпы инфляции, уровни занятости населения, банковский кредит, налоговая ставка, курс доллара и др.

Политические факторы влияют через деятельность пра­вительственных институтов, региональных и местных орга­нов власти и управления. Государство прямо или косвенно затрагивает деятельность предприятий. Принятие новых за­конов, непредвиденные политические события могут карди­нально отразиться на их развитии. Политическая нестабиль­ность негативно проявляется на экономическом состоянии страны в целом, затрудняет разработку долговременных стратегий. Внутренняя политика государства является одним из основополагающих факторов внешней среды в развитии предприятий.

Технологические факторы оказывают влияние за счет изменений в технологии производства товаров, оказания ус­луг, в средствах связи, в проектировании, использовании ин­формационных технологий, внедрении ноу-хау и т. д. Игно­рирование технологических факторов может резко подорвать позиции предприятия на рынке и привести к безнадежному состоянию.

Социальные факторы связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в обществе. Воздей­ствие данной группы факторов сложно и весьма противоречи­во в переживаемый страной переходный период к рынку. Кри­зис в экономике отражается на сознании людей, социальной сфере. Забастовки, другие акты протеста против действий воп­реки ожиданиям людей, нарушения принципов деловой этики в среде предпринимателей — эти и другие факторы должны учитываться руководителями при выборе оптимального вари­анта решения проблемы. В условиях стабильного развития об­щества в данную группу факторов включаются также измене­ния социальных установок менеджеров, расширение спектра социальных методов управления, создание благоприятных ус­ловий труда, ориентация на защиту прав потребителей, нацио­нальных меньшинств, женского труда, социальную ответствен­ность предприятия.

В составе конкурентных факторов внешней среды следу­ет учитывать будущие цели конкурентов, оценивать их теку­щую стратегию, перспективность положения в отрасли, изу­чать сильные и слабые стороны. Полезна информация о сте­пени удовлетворенности конкурента своим текущим состоя­нием, его уязвимость, намерения относительно используемой стратегии.

Следует иметь в виду, что конкурентная борьба не ограни­чивается завоеванием рынка сбыта и покупателей. Она вклю­чает и борьбу за сырьевые рынки, капитал, кадры, научно-тех­нические нововведения. В последние десятилетия имеются фак­ты не только резкого противостояния конкурентов, но и их вза­имодействия на рынке. Рыночные факторы проявляются в изменениях жизнен­ного цикла товаров и услуг, уровня конкуренции, ценовом ме­ханизме, рекламных кампаниях, распределении доходов насе­ления, демографической ситуации. Умелое использование вли­яния данных факторов позволяет избежать нежелательных явлений, а порой и добиться процветания.

Изучение международных факторов необходимо, так как с ними связаны потенциальные перемены и на внутреннем рын­ке. В частности, целесообразно оценивать принятие политичес­ких решений в странах-партнерах, изменение валютного кур­са, появление новых сырьевых источников в странах-инвесто­рах. Учет этих и других факторов данной группы дает возмож­ность своевременно принимать решения во избежание нежелательных последствий для деятельности предприятия. Конк­ретно это может выражаться в ходатайстве перед правитель­ственными органами по защите внутреннего рынка от иност­ранных конкурентов либо в усилении международной деловой активности на внешнем рынке.

В целом изучение и анализ факторов внешней среды по­зволяет составить картину того, на каком качественном уровне находится предприятие относительно конкурентов, что оно в состоянии достигнуть и что для этого необходимо сделать. А самое важное, своевременное выявление внешних факторов и определение интенсивности их влияния дает выигрыш во вре­мени: в худшем случае — для принятия "профилактических" мер по устранению, предупреждению или ослаблению неже­лательных воздействий (угроз), в лучшем — для эффективно­го использования представившихся возможностей.

Степень влияния внешних факторов на проблемы внутри­фирменного управления может определяться различными ме­тодами.

Распространенным математическим инструментом опреде­ления тесноты связи между изучаемым признаком и внешни­ми факторами является корреляционный анализ. Расчет кор­реляционного отношения (коэффициента корреляции) опреде­ляется по формуле



Где η — корреляционное отношение;

— дисперсия межгрупповая;

— дисперсия общая.

Например, при анализе наличия службы изучения спроса (маркетинга) в торгующей организации учитывалось влияние таких факторов, как количество магазинов, объем товарооборота, численность обслуживаемого населения. На основе ис­пользования значительного информационного массива теснота связи была определена. Коэффициенты корреляции свидетель­ствовали о почти равнозначном влиянии указанных факторов и составили соответственно 39, 36, 32%.

Отдельные авторы подразделяют все факторы (элементы) внешней среды на две группы: прямого воздействия и косвен­ного воздействия. В первую группу включаются потребители, конкуренты, поставщики, правительственные институты, по­средники, финансовые организации и источники трудовых ре­сурсов. Во вторую группу — общее состояние экономики, соци­ально-культурные, политические, национальные и некоторые другие факторы.
^ 2. Элементы внутренней среды предприятия

Наряду с изучением и оценкой влияния внешней среды не менее важно глубокое знание собственных возможностей пред­приятия, его неиспользованных резервов, сильных и слабых сторон. Это имеет значение как для противостояния "внешним опасностям", так и для успешной самоорганизации и самораз­вития. Деятельность по диагностике внутренних проблем на­зывают управленческим обследованием, которое рекомендует­ся проводить по направлениям: маркетинг, финансы, производ­ство, кадры (человеческий фактор), организационная культу­ра и имидж предприятия.

В области маркетинга обращается внимание на такие воп­росы, как доля на рынке и конкурентоспособность, ассортимент и качество выпускаемой продукции, сегментация рынка и ти­пология потребителей. Весьма важны также научные исследо­вания и разработки рыночной тематики, торговое обслужива­ние покупателей и послепродажный сервис, организация и про­блемы сбыта, реклама и мероприятия по стимулированию про­даж, объем получаемой прибыли.

Анализ финансового состояния предприятия на основе по­стоянного контроля позволяет своевременно выявлять "узкие места", сильные и слабые стороны в работе, принимать реше­ния по корректировке текущей деятельности и планов на перс­пективу.

Анализ внутренних факторов включает и управление про­изводственным процессом. В частности, представляют инте­рес вопросы ценообразования, поставки сырья и материалов, взаимодействия с поставщиками, состояния производственно­го парка оборудования, его производительности, возможнос­ти расширения рынка, эффективности системы контроля ка­чества, проектирования технологического процесса, его модер­низации.

Одним из важнейших внутренних факторов в функциони­ровании предприятия является человеческий фактор. В конеч­ном счете все замыкается на человеке, на его квалификации, творческих возможностях, мотивации трудиться с наибольшей отдачей. Какими бы потенциально эффективными не были но­вовведения — их судьба в руках, разуме, чувствах человека. И руководителям важно сформировать мобильный коллектив, зато эти затраты окупаются сторицей.

Немаловажным фактором внутренней среды управления является культура предприятия, его имидж, который так или иначе проявляется в характере, содержании принимаемых ре­шений. Культура управления, как и имидж, складывается из многих известных компонентов. Если культура управления ха­рактеризует прежде всего "внутреннее" состояние предприя­тия, то в имидже отражается сложившееся общественное мне­ние о фирме во внешней среде, в деловом мире. Укрепление позитивного имиджа, как и внимание к вопросам повышения культуры управления, являются предметом постоянной забо­ты руководства предприятия.

Итак, основная цель изучения факторов внешней среды состоит в выигрыше времени для преодоления неизбежных уг­роз или использования шансов в пользу предприятия. Изуче­ние и анализ внутренних факторов направлены на выявление преимуществ и недостатков в работе предприятия, ранжиро­вание их по степени важности для немедленного реагирования

в интересах предприятия, а также мобилизации на исполнение выбранной альтернативы действий.
^ 3. Классификация ситуаций и проблем

Ситуации могут иметь общесистемный характер, касаться отдельных подсис­тем или элементов системы, носить ярко выраженный произ­водственный, организационный, экономический, социальный или психологический характер. Значительно чаще они носят комплексный характер и требуют всестороннего исследования на основе использования системного подхода. Классификация ситуаций по ряду признаков показана на рис. 2.

Управленческие ситуации могут быть простыми и слож­ными, хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу. Они могут требовать кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных программ действий или разовых мер.

Следует иметь в виду, что отдельный участок управления на предприятии находится в системе общей управленческой ситуации, которая включает состояние организации и людских ресурсов, уровень основных задач и проблем развития. Общая управленческая ситуация определяет оценку конкретной си­туации, выбор первоочередных задач, планирование времени руководителя, труда сотрудников.

Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элемен­ты по степени их влияния на достижение основных целей и задач.



Рис. 2. Классификация ситуаций, возникающих в деятельности предприятий

Эти элементы бывают переменными и постоянными. Руко­водитель должен уметь быстро и четко выделить существен­ные, важные элементы ситуации, среди которых:

• состояние выполнения намеченного плана, программы в настоящее время (за прошлый период);

• потенциал кадров, производительность труда;

• состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;

• цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;

• соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленны­ми целями и задачами; резервы и условия их выявления;

• масштабы оперативного простора, возможность его чет­кого фиксирования и вероятных изменений;

• основные факторы регулирования (поведение, организа­ция);

• временные условия (сроки, ход производственного про­цесса) и другие ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении задачи;

• условия окружающей среды и качество отношений с нею;

• внутренний и внешний рынок покупателей и поставщи­ков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

• материальные, моральные стимулы и их эффективность;

• работоспособность менеджеров;

• положение руководителя (престиж, авторитет), его объективные позиции.

Решающее значение для успешного разрешения ситуации имеет правильная ее оценка, которая определяет выбор дей­ствий на основе наличия достаточной информации, а также адекватное отражение "картины ситуации" в сознании руко­водителя.

Управление, основанное на выявлении ситуаций, их клас­сификации и способах разрешения, как уже отмечалось, назы­вается ситуационным. В отечественной литературе термин "си­туационное управление" употреблялся до недавнего времени сравнительно редко.

Возникновение ситуационных концепций управления в США связывается с критикой классических и неоклассичес­ких теорий менеджмента. В практике России впервые теория ситуационного управления была применена в управлении тех­ническими параметрами так называемых больших систем (в энергетике, космонавтике, на крупных промышленных пред­приятиях).

Одна из задач ситуационного подхода в управлении со­стоит в том, чтобы понять, как организация реагирует на ме­няющиеся условия и специфические обстоятельства; каким образом можно формировать типы организаций, системы и процессы управления, наиболее соответствующие специфи­ческим ситуациям. Г. Кунц и С. О'Доннел в книге "Управле­ние: системный и ситуационный анализ управленческих функций" отмечают, что "эффективное управление — это всегда управление по обстоятельствам, или ситуационное управление".

При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, при­чины и следствия. Симптомы — это некоторые видимые прояв­ления проблемы, которые привлекают к ней внимание, но объяс­нить не могут. Причины — это исходные движущие силы, по­родившие проблему. Следствия — это результаты, к которым приводят данные проблемы. Если следствия обусловливают необходимость обязательного решения проблемы, то симптомы полезны тем, что показывают первые признаки ее наличия. Воздействовать же надо на причины, породившие проблему. Когда в организации участились прогулы и конфликты (симп­томы), причинами этого могут быть ухудшение мотивации, орга­низации труда работников, а следствием — снижение произво­дительности труда, качества продукции, эффективности рабо­ты предприятия в целом.

Проблемы как задачи, требующие решения, являются со­ставным элементом управленческой ситуации. Как и ситуации, они различаются по содержанию, уровню решения, временно­му фактору, используемым методам (рис. 3).

В хорошо структурированных проблемных ситуациях свя­зи между элементами выражаются количественно. Для обосно­вания разрабатываемых решений используются методы иссле­дования операций (моделирования, оптимизации процессов и выбора оптимальных решений). В моделях исследования опера­ций цели и условия имеют четкую количественную форму. При этом цели, как правило, выражаются через критерии оптимиза­ции и математически описываются через целевые функции. Пос­ледние включают и ограничения в выборе способа действий. Клю­чевой вопрос составления моделей состоит в том, чтобы, во-пер­вых, адекватно описать проблемную ситуацию, во-вторых, най­ти количественное решение проблемы, а следовательно, обосно­вать принятое решение.

Использование того или иного математического метода за­висит от класса задач (проблем) исследования операций. Раз­личают два больших класса: прямые задачи и обратные.

К прямым относятся задачи определения эффективности операции, качества выбранного решения и соответственно способа действия. Класс обратных составляют задачи оптимиза­ции, определения оптимальных альтернатив, выбора условий и управляемых факторов, при которых критерий эффективно­сти достигает экстремального (максимального или минималь­ного) значения. В чистом виде указанные классы задач встре­чаются нечасто, однако преобладающее значение имеют обрат­ные задачи. Для решения прямых задач используются матема-тико-статистические методы. Это объясняется тем, что иссле­дуемые процессы в существенной мере подвержены воздей­ствию неопределенных, случайных факторов, а функция полезности для ряда задач может быть оценена лишь вероятностно. Поэтому основой для анализа эффективности является теория вероятности и ее модификации — теория массового обслужи­вания, теория марковских случайных процессов, теория надеж­ности, метод Монте-Карло (в частности для моделирования сложных ситуаций на ЭВМ).



Рис. 3. Классификация проблем

Для решения обратных задач наряду с классическими и поисковыми (на экстремум) методами наиболее широкое рас­пространение получили методы математического программи­рования (линейного, нелинейного, динамического). Для поиска оптимальных решений в условиях конфликтных ситуаций — методы теории игр и статистических решений.

Существуют и другие классификации проблем:



Выделяются также проблемы планируемые и непланиру­емые, экстенсивно и интенсивно решаемые и т. д.

Необходимо отличать проблемы от псевдопроблем. Первые носят конструктивный жизненный характер, вторые обладают лишь кажущейся значимостью.
^ 4. Прогнозирование состояния внешней среды

Разработка решений в условиях неопределенности и рис­ка требует не только изучения внешней среды, но и ее прогнозирования. Прогнозирование — это предположение динамики развития ситуации в будущем, основанное на имеющейся ин­формации. В зависимости от особенности внешних факторов различают прогнозы экономические, развития технологии, кон­куренции, состояния рынка, а также социальное прогнозиро­вание.

Экономические прогнозы характеризуют общее состояние развития экономики на прогнозируемый период (в стране, ре­гионе, отрасли, компании). В прогнозах развития конкурен­тов отражаются ожидаемая стратегия и тактика, доля их про­дукции и продажи на рынке, намерения относительно выпус­ка новых изделий и др. Прогнозы состояния рынка товаров разрабатываются с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики, влияния политических факторов, про­ведения ценовой политики, стандартов по защите окружаю­щей среды (для ряда товаров), динамики уровня доходов на­селения, демографической ситуации и др. Прогнозы развития технологии раскрывают ближайшее и отдаленное будущее технологических процессов, в них оцениваются различные качественные характеристики нововведений на предмет эф­фективности, экономичности, трудоемкости, энергоемкости и других параметров. Социальные прогнозы свидетельствуют об отношении людей к событиям социальной жизни, различным общественным явлениям. При разработке решений важно, в частности, учитывать покупательские намерения и предпоч­тения относительно новых товаров, отношение покупателей к разного рода услугам.

Многообразие видов прогнозов предполагает использова­ние различных методов для их разработки. Условно выделяют три группы методов прогнозирования: количественные, каче­ственные и неформальные. Каждая из групп имеет свои подви­ды (рис. 4).



Рис. 4. Методы прогнозирования
В состав количественных включается множество методов прогнозирования. К простейшим относятся методы экстраполя­ции, которые применяются в условиях, когда сложившуюся тен­денцию в развитии какого-либо явления можно перенести на будущее (экстраполировать). Имеющаяся информация позволя­ет выявить статистически достоверные зависимости для внесе­ния возможных корректив. Методами экстраполяции (анализа временных или динамических рядов) рассчитываются, в част­ности, прогнозы объема и структуры товарооборота, производ­ства продукции, потребности в кадрах.

Полезно учитывать при прогнозировании внешней среды некоторые рекомендации методологического характера, кото­рые включают:

• четкое установление цели прогноза;

• определение перечня возможных альтернатив решений на основе рассчитанных прогнозов, а также уровня в системе управления, где они будут приниматься;

• определение допустимых пределов точности прогнозов.

Следует иметь в виду, что чем выше управленческий уро­вень, тем выше должна быть точность прогноза, так как и не­большие погрешности (в пределах 5%) могут повлечь за собой весьма существенные затраты. При оценке достоверности про­гнозов обращается внимание на прогнозируемые изменения в развитии событий, чреватые существенными последствиями. Разработка прогнозов в ходе подготовки решений позволяет, с одной стороны, увязать целевую их направленность с потреб­ностями социального развития общества (предприятия), с дру­гой — взвесить последствия решений, ориентированных на дол­говременную перспективу. Поэтому столь необходимо распола­гать информацией о складывающихся тенденциях развития, предельных значениях и ограничивающих условиях.

Аналитические методы прогнозирования дают возможность сопоставить перспективное состояние объекта с исходным, тре­бующиеся и фактические ресурсы, возможные варианты дей­ствий и оценку их эффективности. Важное место в прогности­ческой работе занимает исходный уровень (база), его качествен­ное состояние, поскольку допущенные неточности (завышение или занижение) трансформируется в будущее.

В последнее время широко применяются динамические модели для описания и предварительного расчета комплекс­ных процессов развития. Это, естественно, не исключает ис­пользования статических и эконометрических методов иссле­дования динамических рядов. Весьма популярным является и основанный на экспертных оценках метод сценариев. В нем эк­спертные оценки структурируются и увязываются в форме сценария.

Динамические модели и сценарии нередко комплексно ис­пользуются при системном анализе и разработке прогнозов. Этот подход применяется в диалоговых системах, где руководитель может оценить будущее развитие ситуации, вводя в ЭВМ дан­ные с учетом собственного видения проблемы.

Результаты анализа внешней среды и ее влияния позво­ляют руководителям увереннее ориентироваться в выборе аль­тернатив, связанных с условиями риска и неопределенности.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику внешним факторам и оцените их воздействия на деятельность предприятия.

2. Каковы элементы внутренней среды предприятия?

3. В чем особенности использования результатов анализа внешних и внутренних факторов?

4. Что понимается под управленческой ситуацией?

5. Каковы признаки классификации и виды ситуации?

6. Назовите элементы, характеризующие ситуацию.

7. В чем состоит суть ситуационного подхода в управлении?

8. Проблемы и их характеристика?

9. Каковы признаки классификации и виды проблем?

10. Назовите методы прогнозирования внешней среды. В чем состоят их особенности?

11. В чем состоит значение прогнозирования внешней среды?


Скачать файл (708.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru