Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Управленческие решения - файл Тема 2 Типология управленческих решений.doc


Загрузка...
Лекции - Управленческие решения
скачать (708.6 kb.)

Доступные файлы (15):

Билеты.doc207kb.14.03.2009 20:11скачать
Пример 4.doc144kb.28.02.2009 15:18скачать
Принятие решений в условиях полной определенности.doc387kb.28.02.2009 15:16скачать
Рисунки.doc80kb.14.02.2009 23:49скачать
Тема 10 Условия неопределенности и риска при разработке решений.doc216kb.28.02.2009 18:58скачать
Тема 1 Процесс управления и управленческие решения.doc90kb.14.02.2009 13:41скачать
Тема 2 Типология управленческих решений.doc110kb.14.02.2009 14:14скачать
Тема 3 Условия и факторы качества управленческих решений.doc94kb.14.02.2009 16:19скачать
Тема 4 Технология и модели процесса разработки управленческих решений.doc200kb.14.02.2009 17:08скачать
Тема 5 Организация процесса разработки управленческого решения.doc164kb.28.02.2009 17:58скачать
Тема 6 Целевая ориентация управленческих решений.doc103kb.15.02.2009 15:48скачать
Тема 7 Анализ альтернатив управленческих решений.doc89kb.28.02.2009 17:29скачать
Тема 8 Топологические методы в технологии разработки управленческих решений.doc137kb.28.02.2009 17:58скачать
Тема 9 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.doc101kb.28.02.2009 18:28скачать
Экзамен.doc29kb.28.02.2009 17:58скачать

Тема 2 Типология управленческих решений.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 2. Типология управленческих решений

1. Классификация решений

2. Типология решений

3. Проблемы и их решение

4. Графическое изображение проблемной ситуации
1. Классификация решений

Процесс управления отличается динамичностью. Измене­ния внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основны­ми факторами, оказывающими влияние на организацию и фун­кционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим вы­деляют две группы задач, требующих решения: функциональ­ные и ситуационные. Функциональные задачи обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников и носят в основном стандартный характер, ситуа­ционные — появляются в результате нарушений взаимодей­ствия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

В специальной литературе авторы выделяют самые раз­ные признаки решений. В частности, многообразие управлен­ческих решений и особенности их разработки раскрывает клас­сификация, приведенная на рис. 1.



Рис. 2.1. Классификация управленческих решений
По источнику возникновения решения подразделяют на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представля­ет ситуация разработки решения по предписанию, так как сис­тематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.

^ По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фикса­ции — устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.

Приказ — наиболее категоричная форма решения, обязы­вающая подчиненных точно выполнить решение в установлен­ные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих ор­ганов управления, руководителей.

Распоряжение — это разновидность приказа, направлен­ная на решение частных вопросов, исходящая не только от ру­ководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.

^ По субъекту, принимающему решения, выделяются ре­шения индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Пер­вые принимаются лично руководителями, вторые — коллекти­вами предприятий и организаций, третьи — коллегиальными органами (советами, правлением и т. д.).

^ По степени уникальности решения подразделяются на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спе­цификой в построении процесса принятия решений и в содер­жании отдельных его этапов.

^ По методам разработки различают количественные ре­шения, включающие методы математического программирова­ния, статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний

ЛПР. Использование методов математического программиро­вания позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.

^ По степени неопределенности, которая зависит от коли­чества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, реше­ния подразделяют на детерминированные — принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные — принимаемые в условиях вероятностной оп­ределенности (риска); неопределенные — решения, принимае­мые в условиях неопределенности, т. е. при отсутствии необхо­димой информации по проблеме.

Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей — как одноцеле-вые и многоцелевые.

^ По степени регламентации, т. е. насколько жестко установ­лены сроки и условия действия подчиненных, различают реше­ния регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

Регламентирующие решения полностью направляют дея­тельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная испол­нительность.

Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепен­ных вопросов допускается проявление самостоятельности под­чиненных.

Рекомендующие решения контурно обозначают возможно­сти деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

^ По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политичес­кие, организационные.

Экономические решения связаны с повышением эффектив­ности производства, совершенствованием деятельности пред­приятия.

Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

Технические решения принимаются для совершенствова­ния технической политики и технологии производства, сокра­щения применения ручного труда и т. д.

Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и опера­тивные.

Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, это достижение показателя повышения про­изводительности труда, качества обслуживания и др.

Оперативные решения предусматривают меры по реали­зации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).
^ 2. Типология решений

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на следующие типы (рис. 2.2).



Рис. 2.2. Типы управленческих решений
Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемых методов выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (на­пример, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разра­ботку: рутинные, селективные, адаптационные и инноваци­онные.

Первый уровень — рутинные решения. Они принимают­ся согласно отработанному механизму и имеющейся програм­ме действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнес­ти ее с накопленным опытом, принять ответственность за кон­кретные действия. В проявлении творческого подхода нет не­обходимости, так как все процедуры решения известны.

Второй уровень — селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

Третий уровень — адаптационные решения. Они рассчи­тываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование твор­ческого нестандартного подхода на основе новых идей с отра­ботанными ранее возможностями. Имеет значение личная ини­циатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

Четвертый уровень — инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

Характер проблемы лежит и в основе применения систем­ного анализа как одного из методов обоснования решений. В свя­зи с его использованием выделяются три типа проблем:

• хорошо структуризованные;

• слабо структуризованные;

• неструктуризованные.

Под структуризацией понимается возможность количе­ственного выражения зависимостей между элементами ситуа­ции.

В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким рас­четом, чтобы проблема приобрела более определенный харак­тер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязы­ваться с целями управления предприятием, и на этой основе це­лесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.
^ 3. Проблемы и их решение

Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, реше­ние которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого по­знания может быть представлен как процесс перехода от по­становки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

^ Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы, как предмет, объект, субъект, связи, цель решения.

Предмет проблемы характеризует возникшее главное про­тиворечие, которое выражается в вопросе: "В чем суть пробле­мы?"

Объект проблемы отвечает на вопрос: "Где возникла про­блема?" (в бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллек­тиве и т. д.).

Субъект проблемы — тот, кто связан с проблемой (соци­альный, интеллектуальный ее элемент).

Связи проблемы характеризуют как структурные межэ­лементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: "С чем связана про­блема?"

Цель решения проблемы выражается в вопросе: "Для чего необходимо решать проблему?"

Каждый элемент проблемы может иметь подпроблемы, т. е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для ре­шения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим следует отметить, что в проблеме выделяют "имя" и "форму­лировку". Их нельзя смешивать. Имя, т. е. название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным. В несколько интерпретированном виде она выг­лядит следующим образом (рис. 2.3).



Рис. 2.3. Схема структуры проблемы

Решение проблем, как и управление, — это процесс, вклю­чающий последовательность взаимосвязанных шагов. Специ­фические черты проблемы —- это ключ к ее решению. Для глу­бокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.

Способы продумывания проблемы включают:

1. Разделение проблемы на части.

2. Выделение основных и второстепенных характеристик проблемы.

3. Установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы.

4. Прогнозирование и анализ требуемых действий.

5. Разработка рекомендаций к действиям. Последовательность рассуждений содержит следующие

этапы (рис. 2.4).



Рис. 2.4. Этапы продумывания проблемы

При продумывании проблемы полезно поставить ряд кон­трольных вопросов:

1. Возможно ли уменьшить объем проблемы, упростить ее?

2. Что напоминает ситуация (какие ассоциации вызывает)?

3. Имеются ли аналогии в практике хозяйствования?

4. Были ли прецеденты в деятельности предприятия?

5. Возможно ли изменение срока, качества?

8. Что можно заменить, сжать, уплотнить?

9. Чем рискуете? В чем состоит риск?

10. Чем располагаете?

11. Каковы возможные варианты решения проблемы?

При выборе метода решения проблемы следует предвари­тельно ответить на вопросы:

• требует ли проблема комплексного решения?

• это проблема или возможность?

• как классифицировать проблему?

• это реально существующая или надуманная проблема?

• это финансовая проблема или она связана с отношения­ми между людьми?

• что произойдет, если не принимать никакого решения?

• эта проблема уникальна?

• существует ли последовательность решения проблемы? Схема последовательности суждений для конкретизации проблемы с этих позиций приведена на рис. 2.5.
^ 4. Графическое изображение проблемной ситуации

Рассматривая возникшую проблему, руководитель должен:

• определить круг лиц, способных разработать и реализо­вать способы ее решения и получения положительного исхода;

• установить срок разрешения проблемной ситуации;

• оценить и утвердить способы действий;

• обеспечить выделение требуемых средств решения про­блемы (трудовые, материальные, финансовые);



Рис. 5. Схема конкретизации проблемы

• выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы.

Для наглядности содержание проблемы можно изобразить графически. Используем круговую диаграмму для изображе­ния структуры проблемного поля (рис. 6).

Диаграмма проблемного поля отвечает на вопросы: что ре­шать? как действовать? для чего необходимы средства? когда предпринимать конкретные действия? кто этим должен зани­маться?

Важным этапом анализа проблемы является структуриза­ция причин ее появления, для чего устанавливаются причин­но-следственные связи. При этом может выявиться иерархия причин, вызвавших конкретную проблему в организации (пер­вого, второго, третьего... уровней), которую схематично можно представить в виде причинно-следственной диаграммы (рис. 2.7).



Рис. 6. Круговая диаграмма структуры проблемного поля



Рис. 2.7. Причинно-следственная диаграмма анализа проблемы

Структуризация позволяет наглядно и в комплексе уста­новить влияние причин, вызвавших проблему. Это полезно не только само по себе, оно важно, главным образом, для приня­тия соответствующих мер, чтобы не упустить ни одного из зве­ньев цепочки.

В практике анализа проблем используется и графическое изображение профиля причин.

Примером графического отражения проблем являются и контрольные карты. Контрольная карта — это графический образ изменения ситуации с выделением критических уров­ней. Это документ, в котором регистрируются в наглядной форме динамика контролируемого показателя (наглядный контроль).


Рис. 8. Матрица анализа проблем

Контрольную карту удобно использовать для наблюдения за состоянием товарных запасов. В этом случае определяется нижний предел объема товарных запасов, тенденция к нару­шению которого может привести к перебоям в торговле, сни­жению товарооборота, уменьшению прибыли и другим неже­лательным последствиям.

Тенденция изменения состояния товарных запасов, направ­ленная на нарушение верхнего значения, способствует росту объема запасов товаров, не пользующихся спросом, сопряжена с финансовыми потерями для торгового предприятия.

Специалисты советуют, что для решения проблемы необ­ходимо ее четкое представление, понимание. Для этого полезно сформулировать и записать ее на бумаге так, чтобы текст за­нял только несколько строчек, был краток и понятен. При этом следует иметь в виду следующие соотношения. Если надлежит принять решение за 5 мин, то на пересказ проблемы нельзя тра­тить более 1 мин, если за 5 ч — нельзя формулировать проблему более одного часа. Все остальное время соответственно дол­жно быть использовано для поиска решения.


Рис. 2.11. Контрольная карта

Качество управленческих решений во многом зависит от условий, характерных для конкретной ситуации, и факторов, оказывающих на нее непосредственное влияние.

Контрольные вопросы

1. Каковы признаки классификации управленческих реше­ний?

2. Что лежит в основе типологии управленческих решений?

3. Назовите типы управленческих решений.

4. Каковы технология осмысления и последовательность решения проблем?

5. Опишите структуру проблемного поля и структуризацию причин.

6. Каковы виды графического изображения проблем?


Скачать файл (708.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru