Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Управленческие решения - файл Тема 4 Технология и модели процесса разработки управленческих решений.doc


Загрузка...
Лекции - Управленческие решения
скачать (708.6 kb.)

Доступные файлы (15):

Билеты.doc207kb.14.03.2009 20:11скачать
Пример 4.doc144kb.28.02.2009 15:18скачать
Принятие решений в условиях полной определенности.doc387kb.28.02.2009 15:16скачать
Рисунки.doc80kb.14.02.2009 23:49скачать
Тема 10 Условия неопределенности и риска при разработке решений.doc216kb.28.02.2009 18:58скачать
Тема 1 Процесс управления и управленческие решения.doc90kb.14.02.2009 13:41скачать
Тема 2 Типология управленческих решений.doc110kb.14.02.2009 14:14скачать
Тема 3 Условия и факторы качества управленческих решений.doc94kb.14.02.2009 16:19скачать
Тема 4 Технология и модели процесса разработки управленческих решений.doc200kb.14.02.2009 17:08скачать
Тема 5 Организация процесса разработки управленческого решения.doc164kb.28.02.2009 17:58скачать
Тема 6 Целевая ориентация управленческих решений.doc103kb.15.02.2009 15:48скачать
Тема 7 Анализ альтернатив управленческих решений.doc89kb.28.02.2009 17:29скачать
Тема 8 Топологические методы в технологии разработки управленческих решений.doc137kb.28.02.2009 17:58скачать
Тема 9 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив.doc101kb.28.02.2009 18:28скачать
Экзамен.doc29kb.28.02.2009 17:58скачать

Тема 4 Технология и модели процесса разработки управленческих решений.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 4. Технология и модели процесса разработки управленческих решений

1. Технология разработки решений

2. Моделирование процесса разработки решения

3. Разновидности математических моделей и их использование

4. Использование технических средств в процессе моделирования
1. Технология разработки решений

Процесс управления реализуется через управленческие решения, подготовку которых условно можно назвать тех­нологией разработки (принятия) решений. Она представля­ет собой совокупность последовательно повторяющихся дей­ствий, складывающихся из отдельных этапов, процедур, операций.

Специалистами по управлению предлагаются различные схемы процесса разработки решений, различающиеся между собой степенью детализации отдельных процедур и операций. Для примера приведем варианты моделей технологичес­кого процесса разработки решений — детализированный (рис. 4.1) и агрегированный (рис. 4.2).

Соблюдение указанной последовательности и полноты дей­ствий (рис. 4.1) не является непреложным. Напротив, в связи с большим разнообразием ситуаций и решений на практике руко­водители придерживаются указанных действий далеко не все­гда. Они исходят из специфики задачи: сложности ее решения, временного признака, информационной определенности, срочно­сти разработки и используемых методов.



1. Внешнее воздействие

2. Внутреннее воздействие

3. Ситуация

4. Стратегия решения:

а) определение цели действия

б) определение способа достижения цели

в) выработка критериев выбора решений

5. Оценка обстановки:

а) кадровый состав

б) состояние ресурсов

в) состояние техники

г) состояние технологии

д) эффективность

е) временной фактор

6. Прогнозирование результатов

7. Подготовительный этап:

а,) определение места решения в управлявшей системе

б) установление функции управления, к которой относит­ся решение

в) установление ступени управления, где будет принимать­ся решение

г) определение полномочий лица, принимающего решение

д) установление права лица принимать решение

е) определение границ решения

8. Информационный цикл: а,) поиск информации

б) сбор информации

в) обработка информации

г) анализ информации

9. Уточнение прогноза результата



10. Разработка экспертной рекомендации по элементам реше­ния:

а,) выработка вариантов рекомендаций

б) сравнительный анализ рекомендаций

в) выбор рекомендаций

11. Разработка решения:

а) разработка вариантов решения

б) оценка вариантов по установленному критерию

в) выбор решения

12. Оформление решения:

а) формула решения

б) документальное оформление

в) фиксация решения

13. Постановка задач исполнителям:

а) что делать

б) кому делать

в) как делать

г) где делать

д) когда делать

е) с кем делать

ж) последовательность выполнения задач

14. Документальное оформление задач

15. Организация выполнения решения: а,) пропаганда решения

б) мобилизация коллектива

в) координация

г) оперативное регулирование

16. Контроль

Рис. 1. Принципиальная схема технологии разработки и организации выполнения управленческих решений (детализированный вариант)



Рис. 2, Традиционная схема разработки и реализации управленческих решений (агрегированный вариант)

Приведенная детализированная схема технологического цикла разработки решений включает 16 блоков и 39 операций (процедур). Ее можно признать принципиальной, использовать целесообразно при решении глобальных проблем развития и функционирования предприятия. Более традиционной является технологическая модель процесса разработки решений, приве­денная на рис. 4.2 [35].

Выбор метода решения проблемы влияет на перечень эта­пов и процедур технологического процесса поиска решения. Так, с позиции системотехники (науки о способах принятия реше­ний в человеко-машинных системах) этапы решения пробле­мы включают:

• уточнение задачи и выбор целей;

• перечисление или изобретение альтернатив;

• анализ альтернатив;

• выбор наилучшего решения;

• предоставление результатов.

При использовании методов исследования операций и сис­темного анализа как научных методов решения задач поэтапно определяются:

• цель, совокупность целей;

• альтернативные средства достижения цели;

• ресурсы;

• построение логической и математической моделей, вза­имоувязывающих цели, альтернативные средства, факторы окружающей среды и ресурсы;

• критерии выбора альтернатив.

Совпадение этапов и процедур в приведенных технологи­ях объясняется тем, что исследование операций и системный анализ составляют методологическую основу системотехни­ки.

В отечественной литературе предложен "типовой" про­цесс разработки решений, ориентированный на использова­ние научных методов, который включает следующие этапы [3]:

I — предварительную формулировку задачи;

II — выбор критерия оценки эффективности решения;

III — сбор данных для уточнения поставленной задачи и точную постановку задачи;

IV — разработку возможных вариантов решения задачи;

V — составление математических моделей;

VI — сопоставление вариантов по критерию эффективно­сти и выбор альтернатив;

VII — принятие решения.

Рассмотрим содержание этапов данной технологической схемы более подробно.

I. Чтобы сформулировать задачу необходимо иметь ясность по следующим вопросам:

• причины постановки задачи, к какому типу задач она относится и срочность ее решения;

• факторы, влияющие на ситуацию, и ее влияние на дея­тельность предприятия в целом;

• цели, которые должны быть достигнуты при решении задачи.

Причины постановки задач могут быть внутренними и вне­шними. В частности, это может быть случайное отклонение от заданных норм, наличие серьезных недостатков (перерасход сырья, фонда заработной платы и др.), необходимость решения тактических и стратегических задач, а также изменение конъ­юнктуры рынка и потребность в разработке прогнозов ее раз­вития.

Проблемную ситуацию могут определять управляемые и неуправляемые факторы, что зависит от возможности воздей­ствия на них руководителя.

Учитывается состав и приоритетность целей, определяются ограничения по частным целям решения.

На первом этапе применяются в основном логический ин­струментарий с использованием различных методов (анализа, синтеза, сравнений, индукции, дедукции, аналогии, обобщения, абстрагирования) и интуиция разработчиков.

II. Для формирования решения должны быть определе­ны критерии его эффективности. Они необходимы при со­поставлении различных вариантов решений и выбора наи­лучшего из них, а также оценки степени достижения постав­ленной цели.

Критерий оценки эффективности решений должен иметь количественное выражение (иметь физический смысл), наиболее полно отражать результаты решений, быть простым и кон­кретным.

Существует и множество качественных критериев эффек­тивности, среди которых качественный состав работников, ав­торитет руководителя, качество продукции.

Неверно выбранный критерий может привести к ошибоч­ным выводам, к дезорганизации в работе, поэтому необходимо учитывать некоторые рекомендации:

• критерием может быть как один, так и несколько пока­зателей. Однако частные критерии (для отдельных подсистем предприятия) должны быть увязаны с общесистемным (отно­сительно интересов предприятия в целом);

• в качестве критериев могут быть не только максималь­ные или минимальные значения показателей, но и границы до­пустимости, за пределами которых повышение эффективнос­ти либо несущественно, либо сопряжено со значительными трудностями;

• если количество критериев достаточно велико, их сле­дует сгруппировать и из более важной группы выбрать основ­ной критерий.

Работа по выбору критерия проводится на уровне логичес­ких рассуждений и интуиции.

III. Сбор данных для уточнения поставленной задачи и точная постановка задачи — необходимое условие для ее успешного решения. При этом надо иметь в виду, что объем информации зависит от сложности задачи, в определенной мере от квалификации и опыта ЛПР. В любом случае она должна быть полной, достоверной, своевременной. Источ­ники получения информации могут быть самые разные. По­этому следует учитывать и возможность сознательного ее искажения.

В точно сформулированной задаче должны быть четко от­ражены:

а) полная объективная характеристика сложившейся ситу­ации, в том числе:

• факторы, влияющие на принятие решений;

• причины нежелательных явлений;

• средства решения задачи (реально существующие);

• условия решения задачи (определенность, риск, неопре­деленность) и др.;

б) значимость решаемой задачи для деятельности предпри­ятия и отдельных его структур;

в) сроки выполнения задачи;

г) цель, ограничения, как количественные, так и качествен­ные, при выборе альтернатив решения задачи;

д) конкретные критерии оценки эффективности решений (количественные и качественные).

IV. ^ Разработка возможных вариантов начинается уже при уточнении формулировки задачи, а также при выборе крите­рия оценки эффективности. При формировании набора вари­антов следует учитывать опыт решения аналогичных задач в прошлом, однако не ограничиваться этим в интересах поиска наиболее рациональных способов решения задач.

На уровне логики и интуиции предварительно оценива­ется полезность отдельных вариантов, сложность выполне­ния других (по таким причинам, как высокая трудоемкость, потребность в финансовых ресурсах, материалоемкость и др.). Далее отбираются варианты (от трех до семи), в реаль­ности выполнения которых нет сомнений. Следует учесть то обстоятельство, что значительное количество вариантов ре­шения существенно затрудняет расчеты по оценке их эф­фективности.

При эвристических методах решения задачи должны по­вторно проверяться логическая последовательность действий, учет всевозможных факторов, определяющих специфику про­блемной ситуации. Затем варианты сопоставляются по крите­рию эффективности и выбирается наилучший.

V. ^ Составление математических моделей Сущность математического моделирования заключает­ся в подборе математических схем, в максимальной мере от­ражающих реальные производственные процессы. Модели по-разному могут соотноситься с действительностью: пол­но, реально либо очень условно. Например, задачу расчета заработной платы при наличии формулы расчета, исходных данных машина выполняет аналогично действиям норми­ровщика. Вторая задача — найм на работу. Для решения данной задачи машина выполняет лишь отдельные опера­ции (сопоставление стажа работы, образования и т. п.) по заданному критерию. В целом же задача решается с под­ключением таких форм, как, например, собеседование. В первом и втором вариантах адекватность модели действи­тельности различна. В связи с этим математические модели составляются, когда математическое моделирование в прин­ципе возможно.

VI. ^ Выбор альтернатив осуществляется с применени­ем различных методов. Сложность расчетов по сопоставле­нию вариантов определяется количеством факторов, оказы­вающих влияние на моделируемый процесс.

Для принятия правильного решения необходимо предва­рительно выполнить расчеты затрат и потерь по каждому из вариантов и выбрать альтернативу с наименьшей величиной ущерба для предприятия. Учитываются также и социальные последствия, сопряженные с каждым из вариантов (простои, зависимость смежных производств, срыв заказов потребите­лям).

Ситуации могут быть и более сложными при влияющем воздействии нескольких факторов. Кроме того, могут оказы­вать влияние и случайные факторы. Все это существенно ус­ложняет выбор, а для расчетов требует использования мето­дов выбора, основанных на теории вероятностей, теории по­лезности и др.

VII. ^ Принятие решения. При решении крупных проблем, когда разработкой вариантов занимаются группы специалис­тов, они же представляют руководителю рекомендации, обосно­ванные соответствующими расчетами. Решение принимает тот, кто несет за него непосредственную ответственность. Нередко руководитель предварительно выслушивает мнение специали­стов, знакомых с данной проблемой. Для этого могут организо­вываться обсуждения на производственных совещаниях, рабо­чих собраниях.

Руководитель обязан учесть и влияние качественных фак­торов, не охваченных математической моделью (престиж ру­ководителя и организации, восприятие решений подчиненны­ми, время).

В данной технологической модели не акцентируется вни­мание на этапах организации и контроля выполнения решения, как само собой разумеющихся и не требующих глубоких науч­ных проработок.
^ 2. Моделирование процесса разработки решения

При глубоком изучении крупных проблем, требующих ре­шения, используются научные методы, такие как системный анализ, исследование операций. Их основу составляет матема­тическое моделирование. В предыдущем параграфе отмечалось, что сущность моделирования состоит в подборе математичес­ких схем, адекватно описывающих процессы, происходящие в действительности.

Строгая формализация социально-экономических процес­сов функционирования предприятия практически невозможна. Поэтому сложность составления математической модели свя­зывается с тем, насколько точно она отражает реальность. А это во многом зависит от исходных данных и интерпретации полу­ченных результатов. Тем не менее математическое моделиро­вание в социально-экономической области подчас выступает единственной возможностью количественного анализа процес­сов и явлений, так как натурный эксперимент либо невозможен, либо ограничен.

Положительными характеристиками моделирования так­же являются:

• применение более совершенной технологии расчета в сравнении с иными методами;

• высокая степень обоснованности решений;

• сокращение сроков разработки решений;

• возможность выполнения обратной операции. Ее особен­ность состоит в том, что, имея модель и исходные данные, мож­но рассчитать результат. Но можно сориентироваться на тре­буемый результат и определить, какие исходные данные для этого необходимы. В управленческой деятельности эта возмож­ность чрезвычайно важна. Так, например, ориентируясь на по­лучение прибыли в объеме ЛГ, можно установить и количествен­ные значения других показателей, прямо и косвенно влияющих на достижение планируемого результата (получение новых зна­ний о ситуации (объекте), отсутствующих ранее; формулировку выводов, которые невозможно получить при самых содер­жательных логических рассуждениях).

При постановке задачи выявляются закономерности про­цесса в теоретическом и практическом планах, его структура, условия и факторы формирования.

Формализованная схема разрабатывается на основе выше­указанных данных. Она менее строго, чем математическая мо­дель, описывает моделируемый процесс (явление). В схеме на­зываются конкретные показатели, относящиеся к характерис­тике объекта управления. Это могут быть искомые величины, параметры процесса, факторы и условия, которые непременно учитываются при выполнении расчетов. Существующие зави­симости между показателями отображаются математически­ми символами, как функции без указания точной формы связи. Схема может иметь вид

где — проблемная ситуация;

— время для принятия решения;

— ресурсы, необходимые для принятия решения;

— множество альтернативных ситуаций, доопределяю­щих проблемную ситуацию: ;

— множество целей, преследуемых при принятии реше­ний: ;

— множество ограничений: ;

— функция предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР);

— множество альтернативных вариантов решений: ;

— критерий выбора наилучшего решения;

— наилучшее оптимальное решение.

В общем виде задача представляется на основе форма­лизованной схемы. Однако существующие зависимости кон­кретизируются. Далее составляющие модель элементы при­обретают количественное выражение, модель проверяется и в случае необходимости уточняется. На базе использования вычислительной техники просчитывается эффективность имеющихся вариантов по заданному критерию оценки и на этой основе определяется оптимальный вариант решения задачи.

При построении математической модели выполняются та­кие виды работ, как:

• составление перечня всех элементов системы, влияющих на эффективность ее функционирования. Если в качестве меры эффективности принимаются издержки обращения, то состав­ляется весь их перечень по элементам: зарплата основная и дополнительная, транспортные расходы, проценты за кредит, расходы по рекламе и т. д.;

• рассмотрение степени влияния каждого из элементов перечня на функционирование организации при различных вариантах решений;

• элементы, не влияющие на выбор вариантов решений или влияющие незначительно, исключаются из перечня и не учи­тываются при построении модели;

• чтобы упростить модель, следует предварительно, по возможности, сгруппировать некоторые взаимосвязанные эле­менты (например, расходы по аренде, содержанию помещений и др. объединить в условно-постоянные расходы);

• после уточнения перечня элементов определяется их постоянный или переменный характер влияния на систему. В составе переменных элементов устанавливаются, в свою оче­редь, подэлементы системы, влияющие на их величину. Напри­мер, транспортные расходы зависят от объема перемещенных товаров, расстояния, стоимости горючего и др.;

• за каждым подэлементом закрепляется определенный символ и далее составляется уравнение или система уравне­ний.

Операционные модели решений имеют вид уравнения или системы уравнений. Они могут быть сложными с мате­матической точки зрения, но структура их достаточно про­ста Например, часто используемые операционные модели имеют вид:





где — мера общей эффективности;

— функция, задающая соотношение между ;

— управляемые переменные, определяющие поведение системы;

— неуправляемые переменные, определяющие поведе­ние системы.

Управляемыми переменными (), как уже отмечалось, являются факторы, на которые может оказывать влияние ру­ководитель предприятия. К ним относятся численность ра­ботников, количество оборудования, используемые техноло­гии производства продукции и др. Некоторые управляемые переменные могут иметь ограничения, и это следует учиты­вать в ходе построения модели. После установления перечня переменных факторов определяется значимость каждого из них.

Неуправляемыми переменными () считаются факторы, на влияние которых руководитель не может воздействовать. Это действия потребителей, поставщиков, установки государствен­ных органов и др.

Оптимальное решение по данной модели определяется пу­тем поиска значений управляемых факторов (), при которых мера общей эффективности () будет максимальной (либо ми­нимальной, если в качестве меры эффективности принят пока­затель затрат на производство, потери).
^ 3. Разновидности математических моделей и их использование

Моделирование как метод разработки управленческого решения используется с середины XX в. Первые модели бази­ровались на нормативных теориях и назывались нормативны­ми. В них описывается стратегия поведения при выработке ре­шения, ориентирующая на заданный критерий. Примером нор­мативных моделей являются:

• модели принятия статистических решений с использо­ванием теории вероятности и математической статистики;

• инновационные игры как вариант нормативной модели поведения в условиях конфликта, наличия разноречивых мне­ний по проблемам нововведения;

• модели разработки решений на основе теории массового обслуживания, содержащие нормативные критерии при реше­нии конкретных задач.

Содержание процесса разработки решения в этом случае сводится к поиску оптимального решения, в наибольшей сте­пени соответствующего заданному критерию. Достигается это сопоставлением альтернатив решений, рассчитанных для кон­кретных состояний переменных факторов (условий внешней среды).

Однако нормативные модели не учитывают при принятии решений реального поведения человека, за которым остается вы­бор окончательного варианта. Этот "недостаток" в определенной мере компенсируют дескриптивные модели разработки решений, основанные на теории полезности, теории риска.

В настоящее время выделяются три основных подхода к построению моделей процесса разработки решений (математи­ческому моделированию), основанных:

1) на теории статистических решений;

2) на теории полезности;

3) на теории игр.

Наиболее разработаны модели на основе теории статисти­ческих решений. В них считаются заданными:

• возможное распределение изучаемого случайного про­цесса;

• пространство возможных окончательных решений;

• стоимость вариантов решений;

• функция возможного убытка для каждого решения, со­ответствующего определенному состоянию внешней среды.

В общем виде можно констатировать, что решения при­нимаются, исходя из максимума прибыли или минимума по­терь В связи с этим вводится понятие риска, по величине ко­торого судят о ценности решения. В этой теории рассматри­вается ряд возможных критериев оптимальности принимае­мых решений. Так, решение, минимизирующее максималь­ный риск (байесовское решение), описывается как минимак­сное решение. Статистическая теория решения применяет­ся при выборе решений в условиях неопределенности внеш­ней среды.

Второе направление математического моделирования свя­зано с использованием теории полезности, основанной на ин­дивидуальных предпочтениях, субъективной оценке вероятно­стей наступления событий внешней среды.

Третье направление моделей разработки решений основа­но на использовании теории игр. Данная теория применяется в условиях конфликтных ситуаций либо при принятии коллек­тивных (совместных) решений. Основополагающим является выбор отправной точки (гарантирующего решения), с которой начинается совместная выработка лучшего решения. Основной принцип этой теории — минимакс. Схема теории игр описыва­ет принципы принятия решений для широкого класса практи­ческих ситуаций инновационного характера. Игра возможна с любым числом участников и различной степенью их информи­рованности. Формализации подвергаются лишь правила игры, а не поведение игроков.

Приведенные теории и подходы к моделированию процесса разработки решений отражают определенные его стороны:

статистическая теория решений — неопределенность сре­ды, выбор, риск;

теория игр — некоторые характеристики поведения че­ловека в условиях взаимодействия с другими людьми и со средой;

теория полезности — психологические представления о потребностях человека и его мотивации.

Разновидностью .разработки решений являются эврис­тические модели. Впервые авторы Герберт А. Саймон и Д. Ньюэл использовали термин "эвристический" (греческое "эурискеин" — делаю открытие) для характеристики осо­бого подхода к решению задач и выбору решений. Основу эвристических моделей составляют логика и здравый смысл, основанные на имеющемся опыте. Такие модели использу­ются в ситуациях, когда невозможно применение формаль­ных аналитических методов. Сущность эвристических ме­тодов состоит в преобразовании одной сложной задачи в со­вокупность простых, поддающихся изучению математичес­кими способами. Эвристическими моделями не решаются за­дачи оптимизации решений, но оценивается относительная пригодность конкретных стратегий с определенными огра­ничениями. На основе построения модели логических свя­зей в ходе рассуждений ЛПР может решаться широкий класс задач.

Эвристические модели используются при выборе решений для разрешения ситуаций кратковременных и повторяющих­ся, а также сложных и повторяющихся без надежды на исполь­зование при этом математического аппарата.

Практическое применение эвристического подхода к моде­лированию процесса разработки и принятия управленческих решений предполагает наличие у ЛПР познавательных способ­ностей и склонностей к обобщениям и выводам.

Принятие решений на психологическом уровне не являет­ся изолированным процессом. Оно включено в контекст реаль­ной деятельности человека. При построении моделей принятия решений важно знать, как развертываются процессы, предше­ствующие ему и следующие за ним. Необходимо исследовать внешнюю и внутреннюю среду, включая поиск, выделение, классификацию и обобщение информации о среде, сформиро­вать альтернативы и сделать выбор.

Существует большое разнообразие математических моде­лей, отражающих реальные процессы, протекающие в эконо­мической жизни предприятия. Их можно классифицировать по разным признакам (рис. 4.3).



Рис. 3. Классификация математических моделей
Следует отметить, что вопрос о классификации моделей в теории принятия решений продолжает оставаться спорным. Краткая характеристика и направление использования конк­ретных моделей сводятся к следующему.

В моделях могут отражаться интересы участников эконо­мического процесса. Если они (интересы) одинаковы (хотя бы при нескольких действующих лицах), то модели называются моде­лями с одним участником; если интересы участников расходят­ся __то игровыми моделями. В рыночной экономике игровые модели имеют значительное распространение.

Если в моделях отсутствует фактор времени, рассматри­вается процесс в конкретный момент или на фиксированном отрезке времени, то такие модели называются статическими. Область применения этих моделей ограничивается краткосроч­ным прогнозированием (например, статическая модель межот­раслевого баланса).

^ В динамических моделях появляется возможность отра­зить во времени процесс функционирования и развития объек­та управления. Фактор времени присутствует в явном виде (на­пример, долгосрочное прогнозирование развития спроса с ис­пользованием метода экстраполяции — в этом случае сложив­шаяся тенденция развития явления в прошлом времени пере­носится на будущее).

^ В детерминированных моделях каждому значению фак­тора (набору исходных данных) строго соответствует един­ственное значение результата, т. е. существует функциональ­ная связь. Частным случаем этого класса моделей являются квазирегулярные модели. Это модели динамики средних опи­сывают процесс на основе средневзвешенных значений пара­метров модели. Они достаточно широко применяются в соци-

ально-экономических исследованиях. Их особенность состоит в том, что каждому значению аргумента соответствует опре­деленная величина функции, т. е. посредством модели можно получить вполне определенный результат (например, зависи­мость объема спроса от величины покупательных фондов на­селения).

Стохастические модели характеризуются более полным отражением действительности, они ближе к реальным процессам, где отсутствует жесткая детерминация. Например, на оди­наковом оборудовании может быть разная производительность труда. Данный класс моделей носит вероятностный характер, так как они подсказывают результат с некоторой увереннос­тью. В данном классе моделей выделяют две разновидности: вероятностные и статистические модели.

Вероятностные модели используют вероятностные зна­чения параметров процесса. Однако математическая структу­ра вероятностных моделей строго детерминирована. Для каж­дого набора исходных данных в моделях определяется един­ственное распределение вероятностей случайных событий в рассматриваемом процессе. Для реализации вероятностных моделей необходимо, чтобы каждому состоянию отдельного эле­мента системы соответствовала вероятность его попадания в это

состояние.

Для отображения этой моделью динамики функциониро­вания предприятия необходимо разделить траекторию возмож­ных состояний каждого элемента системы на определенное (дис­кретное) число состояний и определить вероятности перехода этого элемента из одного состояния в другое с учетом взаимно­го влияния элементов.

В статистических моделях каждому набору исходных данных соответствует в модели какой-либо случайный резуль­тат из множества возможных. Таким образом, каждое решение предлагает одну случайную реализацию результатов модели­руемого процесса.

Одним из эффективных приемов исследования экономи­ческих систем, используемых в процессе принятия управлен­ческих решений, является динамическое моделирование. Оно представляет собой создание условной математической модели деятельности предприятия и ее эффективности, по которой прослеживаются изменения, происходящие в управ­ляемом объекте под влиянием мер, преднамеренно предпри­нимаемых в процессе управления, а также под реальным воз­действием внутренней и внешней среды. Схема такова (рис. 4).



Рис. 4. Схема динамического моделирования

Технология динамического моделирования включает:

1) определение проблемы, которая должна быть решена в управляемой системе;

2) установление факторов, которые могут проявить себя при решении проблемы, т. е. выявление причинно-следствен­ных связей и их влияния на результаты работы предприятия;

3) определение количественного выражения этих связей. Математическая модель динамического моделирования

представляет собой систему этих связей и их количественное выражение. Создание такой модели — сложная и трудоемкая работа. Представляется оправданным использование типовых моделей с последующим их приспособлением к нуждам конк­ретного предприятия.

Необходимость использования динамического моделирова­ния вызвана следующими причинами:

1) суждения руководителей о решениях, последствиях, кото­рые они могут вызвать, в значительной мере субъективны;

2) проведение экспериментов по принимаемым решениям для их проверки — в экономическом и социальном плане слож­ная задача;

3)ряд обстоятельств, связанных с реализацией решений, трудно учесть логическим путем;

4) действие внешней среды трудно предвидеть;

5) положительный эффект на одном участке предприятия может отражаться негативно на других участках объекта уп­равления.

Особенность динамического моделирования состоит в том, что, какими бы ни были первоначальное состояние и пер­воначальное решение, все последующие решения должны ис­ходить из состояния, полученного в результате предыдуще­го решения.



где — прирост выпуска по -му направлению при выделе­нии ресурсов;

— суммарный прирост выпуска по направлениям от первого до -го при выделении х ресурсов.

Многошаговость отражает реальное протекание процесса принятия решения либо искусственное расчленение процесса принятия однократного решения на отдельные этапы и шаги.

^ Сетевое моделирование весьма эффективно на всех эта­пах разработки решений: в ходе поиска решений, выбора оп­тимального варианта и контроля за реализацией решений. Положительными признаками сетевого моделирования явля­ются детализация проблемы, конкретизация ответственнос­ти, улучшение оперативного руководства и контроля, раци­ональное использование ресурсов и времени (подробно изло­жено в гл. 8).

В системе моделирования хозяйственных явлений часто используются матричные модели, в которых совмещаются математические средства с наглядным отображением взаимосвя­зи разделов плана (или отчета) предприятия. В матричной мо­дели ресурсы (производственные мощности, трудовые, мате­риальные ресурсы, технологические нормативы) выражаются в сочетании с объемами производства, затратами (трудовыми, финансовыми, материальными) за определенный период, сте­пенью использования ресурсов по их видам.

Матричная модель эффективно используется для выяв­ления взаимосвязей между различными сторонами деятель­ности предприятий, возникающих в результате выполнения какого-либо управленческого решения. По существу матрич­ная модель представляет собой один из видов балансовых мо­делей.

После создания математической модели производят проб­ные расчеты (в том числе с помощью вычислительных машин) для проверки степени близости модели к реальной действитель­ности. По результатам сравнения осуществляется корректиро­вание: либо модели, если она не соответствует действительнос­ти, либо меняются взаимоотношения в организации и правила принятия управленческих решений, если модель выявила их несовершенство. Одной из разновидностей являются имитаци­онные модели, рассчитанные на использование ЭВМ, которые рассматриваются ниже.
^ 4. Использование технических средств в процессе моделирования

Использование математических методов в принятии реше­ний дает возможность осуществлять комплексный анализ объективных связей между явлениями, их рациональное и на­глядное описание, устанавливать степень влияния одних фак­торов на другие при их изменении. В итоге моделирование и оптимизация позволяют своевременно подключать дополни­тельные ресурсы в производственный процесс.

Однако применение научных методов (заимствованных в математике, кибернетике, психологии, социологии, статистике, информатике) становится возможным в условиях широкого вне­дрения современных средств вычислительной техники и инфор­мационных технологий. ЭВМ позволяют в короткое время об­рабатывать математические модели, используя диалоговый режим в системе "человек-машина", оперативно получая от­вет на вопрос "что будет, если..?".

Осуществляя процесс разработки решений в диалоге с ЭВМ, пользователь простейшей системы может:

а) структуризовать любую ситуацию, возникающую в свя­зи с разработкой решения, сопоставляя ее с проектом решения;

б) получать модифицированные результаты и их оценки, вводя в ЭВМ новые критерии и варианты, дополняя их в ходе диалога новыми значениями;

в) исследовать последствия изменений различных факто­ров для ранжирования вариантов решений;

г) руководитель может внести коррективы в проработан­ные проблемные ситуации, полагаясь на новые знания о них.

Между тем традиционный подход к разработке решений основан по-прежнему преимущественно на интуитивных пред­посылках и общих представлениях о действительности. Основ­ные недостатки его — неточность (количественная), неопти­мальность и несистемность.

Неточность количественная проявляется в том, что при обосновании решений превалируют качественные оценки (типа "лучше-хуже", "больше-меньше", "раньше-позже" и т. п.) вме­сто оценок с точным указанием числа и даты. Допускаются при оценках логические, информационные и вычислительные по­грешности.

Количественная неполноценность усугубляется их неопти­мальностью, т. е. отсутствием выбора вариантов принимаемого решения. В лучшем случае выбор осуществляется на основе сравнения двух-трех вариантов без указания меры предпоч­тительности (критерия оценки).

Отсутствие системного подхода в решении сложных хозяй­ственных задач характеризуется тем, что общие комплексные задачи (в частности, материально-технического снабжения) искусственно расчленяются на ряд не связанных между собой частных задач. Эти задачи легче решаются, но не содержат не­обходимых общих условий и целостной картины достижения цели управления процессом.

Необходимость преодоления указанных недостатков по­родила новую межотраслевую область знаний, использую­щую математику в качестве способа выражения мер и отно­шений между изучаемыми явлениями. Такой наукой стала теория исследования операций и систем. Возникшая в отры­ве от основных идей кибернетики, теория исследования опе­раций и систем сегодня является самостоятельным и доста­точно емким разделом прикладной кибернетики (учитывая сходный характер и методы решаемых задач). Практическая значимость теории исследования операций усилилась в свя­зи с широким проникновением в сферу управления современ­ных средств вычислительной техники. Фактор времени, ра­нее обесценивавший многие математические результаты, перестал быть препятствием (хотя и сегодня математичес­кое обеспечение является наиболее дорогостоящим в исполь­зовании ЭВМ).

При использовании теории исследования операций приме­няются как экономические знания, так и знания других наук после их математической интерпретации в численной или сим­волической форме. Основой является арсенал математических средств от классической математики до специальных матема­тических разделов, используемых при решении нестандартных экстремальных задач.

Предмет теории исследования операций чрезвычайно сло­жен, так как правильное принятие решений — результат че­ловеческой- деятельности, основанный на знаниях, личном опыте, интуиции и других качествах руководителя. Руково­дитель остается "формой материи", чрезвычайно неудобной для точных научных исследований. Не случайно Мацусита, президент крупнейшей фирмы Японии, "электронный ко­роль", заявлял, что после сложных проработок задачи на ЭВМ с применением экономико-математических методов он все же, в конечном счете, принимал решение, полагаясь на собствен­ную интуицию.

Внедрение информационных технологий сопряжено со стандартизацией управления различными социальными и производственными процессами из-за использования одних и тех же информационных систем. Хорошо это или плохо? Очевидно, хорошо в том плане, что с помощью вычислитель­ной техники механизм разработки решений становится про­зрачным, многие важные для общества процессы превраща­ются в оптимальные модели. Это избавляет процедуру при­нятия решений от произвола и некомпетентности чиновни­ков. Как всегда, существует и другая сторона вопроса, свя­занная с интересами аппарата управления, с созданием осо­бой, "универсальной" общественной модели, которая не все­ми приветствуется.

Имитационное моделирование — это сложный участок интеллектуальной деятельности, нацеленный на решение производственных проблем с применением человеко-машин­ных процедур, но и чрезвычайно интересный. Путем имита­ционного моделирования решаются задачи проектирования объектов, выбора пропускной способности, правил управле­ния, оценки реальности разработанных программ и планов и др.

Положительными характеристиками метода имитационно­го моделирования являются:

• возможность построения алгоритма любых ситуаций,

• сравнительно незначительные временные затраты на анализ ситуации,

• учет факторов внешней среды вероятностного харак­тера,

• возможность анализа и поиска решений сложнейших производственных систем,

• решение задач производства, не поддающихся форма­лизации,

• исключение экспериментов в производственных усло­виях.

Структура модели при принятии управленческих реше­ний в условиях имитационного моделирования имеет вид (рис. 5).



Рис. 5. Структура модели имитационного моделирования

Используя в управленческой практике современные тех­нические средства, необходимо представлять структуру и пос­ледовательность работ, ими выполняемых [22]. Приведенная схема (рис. 4.6) отражает процедуру выработки решения в ус­ловиях риска с применением экономико-математического мо­делирования и ЭВМ. В силу вероятностного характера иссле­дуемого процесса кроме учета риска предусматривается так­же анализ результатов на критичность (эластичность) и адап­тивность (случайность). Анализ адаптивности осуществляется при изменении критерия либо данных о состоянии внешней сре­ды и др. Анализ результата на критичность предполагает расчет критических значений входных параметров, за пределами которых можно получить новую стратегию.

Особенность моделей машинной имитации состоит в том, что нередко появляется возможность вмешиваться в процесс счета лицам, принимающим решение. Это достигается режи­мом диалога с ЭВМ. Здесь очень удобны дисплеи.

Рекомендации по эффективному использованию ЭВМ при разработке управленческих задач состоят в следующем.

При автоматизации принятия решений актуальным явля­ется объединение разработки моделей (в том числе имитаци­онных) с общей разработкой АСУ. Именно вследствие того, что эти две составляющие одной проблемы решаются порознь, се­годня преобладает решение информационных задач в органи­зационных системах управления.

Любая модель служит инструментом для лиц, принимаю­щих решение, которые должны уметь им пользоваться (от ру­ководителей до рядовых сотрудников, диспетчеров). Это надо учитывать при разработке моделей.

Использование моделей следует заранее предусматривать, определяя методы работы в автоматизированном режиме и органическое их включение в систему.

Кроме технических проблем возникают и психологические проблемы. При создании моделей для систем управления сле­дует в комплексе учитывать психологические особенности лю­дей и характеристики ЭВМ. Именно эта "увязка" обеспечивает создание человеко-машинного комплекса.

Не всегда пользователи моделей — специалисты по вычис­лительной технике и программированию,.поэтому рекоменду­ются в подобных случаях максимально простые способы обще­ния с ЭВМ, например, на естественном языке.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под технологией разработки решений?

2. Какие существуют технологические схемы разработки решений?

3. В чем состоит сущность моделирования процесса разра­ботки решений?

4. Назовите этапы построения математических моделей.

5. Каковы преимущества и проблемы математического мо­делирования?

6. По каким признакам классифицируются математичес­кие модели?

7. В чем состоят особенности применения математических моделей различных видов?

8. Расскажите о значении и особенностях применения ПЭВМ в процессе разработки решений.

9. В чем состоит сущность имитационного моделирования?

10. Каковы различия алгоритмических и аналитических методов разработки решений?


Скачать файл (708.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru