Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Управленческие решения - файл лек 4 в условиях риска.doc


Загрузка...
Лекции - Управленческие решения
скачать (725.8 kb.)

Доступные файлы (6):

лек 1 классификация.doc354kb.20.02.2007 13:46скачать
лек 2 принятие решения.doc372kb.13.06.2008 04:36скачать
лек 3 альтернативы.doc208kb.15.06.2008 17:59скачать
лек 4 в условиях риска.doc230kb.15.06.2008 22:44скачать
лек 5 методы.doc290kb.17.12.2007 19:21скачать
лек 6 оценка контроль.doc284kb.19.02.2007 22:07скачать

лек 4 в условиях риска.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

АНАЛИЗ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВ

1. Воздействие факторов внешней среды на функционирование предприятия

В конце 50-х годов в странах с рыночной экономикой изменился взгляд на предприятие как закрытую систему, относительно независимую от окружающей ее среды. Напротив, все большее значение приобретали внешние факторы, среди которых выделялись государственное регулирование, воздействие инфляции, обострение конкуренции и др. Игнорирование этих и других факторов неминуемо вело к банкротству. Определению организации как открытой системе, зависящей от внешнего мира, способствовало использование одного из разделов тео­рии систем - ситуационного подхода. Сущность данного подхода состоит в учете особенностей конкретной ситуации и условий внешней среды при принятии решений. Модель предприятия как открытой системы показана на рис. 13.

Внешняя среда интересна не сама по себе (хотя и это имеет значение). В менеджменте весьма важен учет воздействующих факторов, которые могут создать определенные трудности (угрозы) в деятельности предприятия, либо способствовать появлению возможностей получения положительного результата при проведении конкретных операций. Таких факторов может быть множество. В теории менеджмента выделяются семь основных, от которых зависит успех предприятия. В их состав входят экономические, политические, технологические, социальные, конкурентные, рыночные, международные.



Рис. 13. Предприятие как открытая система

Каждый из факторов может представлять в разное время для одного предприятия либо для разных предприятий в одно время или угрозу или новую возможность. Поэтому состояние внешней среды должно постоянно анализироваться, а результаты анализа - использоваться при выборе альтернатив решения проблем.

В составе экономических факторов учитываются прогнозы развития экономики в краткосрочной перспективе, а также оценка диагноза ее функционирования в будущем. Влияние этих факторов весьма актуально для работы отечественных предприятий в современных условиях, в частности такие, как темпы инфляции, уровни занятости населения, банковский кредит, налоговая ставка, курс доллара и другие.

Политические факторы влияют через деятельность правительственных институтов, региональных и местных органов власти и управления. Государство прямо или косвенно затрагивает деятельность предприятий. Принятие новых законов, непредвиденные политические события могут кардинально отразиться на их развитии. Политическая нестабильность негативно проявляется на экономическом состоянии страны в целом, затрудняет разработку долговременных стратегий. Внутренняя политика государства является одним из основополагающих факторов внешней среды в развитии предприятий.

Технологические факторы оказывают влияние за счет изменений в технологии производства товаров, оказания услуг, в средствах связи, в проектировании, использовании информационных технологий, внедрении ноу-хау и т.д. Игнорирование технологических факторов может резко подорвать позиции предприятия на рынке и привести к безнадежному состоянию.

Социальные факторы связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в обществе. Воздействие данной группы факторов сложно и весьма противоречиво в переживаемый страной переходный период к рынку. Кризис в экономике отражается на сознании людей, социальной сфере. Забастовки, другие акты протеста против действий вопреки ожиданиям людей, нарушения принципов деловой этики в среде предпринимателей - эти и другие факторы должны учитываться руководителями при выборе оптимального варианта решения проблемы. В условиях стабильного развития общества в данную группу факторов включаются также изменения социальных установок менеджеров, расширение спектра социальных методов управления, создание благоприятных условий труда, ориентация на защиту прав потребителей, национальных меньшинств, женского труда, социальную ответственность предприятия.

В составе конкурентных факторов внешней среды следует учитывать будущие цели конкурентов, оценивать их текущую стратегию, перспективность положения в отрасли, изучать сильные и слабые стороны. Полезна информация о степени удовлетворенности конкурента своим текущим состоянием, его уязвимость, намерения относительно используемой стратегии.

Следует иметь в виду, что конкурентная борьба не ограничивается завоеванием рынка сбыта и покупателей. Она включает и борьбу за сырьевые рынки, капитал, кадры, научно-технические нововведения. В последние десятилетия имеются факты не только резкого противостояния конкурентов, но и их взаимодействия на рынке. Так, фирма ИБМ однажды передала ряд интегральных схем компьютеров одному из своих конкурентов. Она же опубликовала сведения о конструкции и технических характеристиках персональных компьютеров до их практического изготовления. Преследуемая при этом цель – формирование мнения о фирме как законодательнице стандартов в своей области, подготовка предварительного восприятия новой продукции, привлечение внимания специалистов по разработке программного обеспечения. Как видим, формы конкуренции с течением времени также, как и многое другое, могут изменяться.

Рыночные факторы проявляются в изменениях жизненного цикла товаров и услуг, уровня конкуренции, ценовом механизме, рекламных компаниях, распределении доходов населения, демографической ситуации. Умелое использование влияния данных факторов позволяет избежать нежелательных явлений, а порой и добиться процветания.

Изучение международных факторов необходимо, так как с ними связаны потенциальные перемены и на внутреннем рынке. В частности, целесообразно оценивать принятие политических решений в странах-партнерах, изменение валютного курса, появление новых сырьевых источников в странах-инвесторах. Учет этих и других факторов данной группы дает возможность своевременно принимать решения во избежание нежелательных последствий для деятельности предприятия. Конкретно это может выражаться в ходатайстве перед правительственными органами по защите внутреннего рынка от иностранных конкурентов, либо в усилении международной деловой активности на внешнем рынке.

В целом изучение и анализ факторов внешней среды позволяет составить картину того, на каком качественном уровне находится предприятие относительно конкурентов, что оно в состоянии достигнуть и что для этого необходимо сделать. А самое важное - своевременное выявление внешних факторов и определение интенсивности их влияния дает выигрыш во времени, в худшем случае - для принятия «профилактических» мер по устранению, предупреждению или ослаблению нежелательных воздействий (угроз), в лучшем - для эффективного использования представившихся возможностей.

Все факторы (элементы) внешней среды на две группы:

прямого воздействия - потребители, конкуренты, поставщики, правительственные институты, посредники, финансовые организации и источники трудовых ресурсов

косвенного воздействия - общее состояние экономики, социально-культурные, политические, национальные и некоторые другие факторы.

^ 2. Элементы внутренней среды предприятия

Наряду с изучением и оценкой влияния внешней среды не менее важно глубокое знание собственных возможностей предприятия, его неиспользованных резервов, сильных и слабых сторон. Это имеет значение как для противостояния «внешним опасностям», так и для успешной самоорганизации и саморазвития. Деятельность по диагностике внутренних проблем называют управленческим обследованием, которое рекомендуется проводить по направлениям: маркетинг, финансы, производство, кадры (человеческий фактор), организационная культура и имидж предприятия.

В области маркетинга обращается внимание на такие вопросы, как доля на рынке и конкурентоспособность, ассортимент и качество выпускаемой продукции, сегментация рынка и типология потребителей. Весьма важны также научные исследования и разработки рыночной тематики, торговое обслуживание покупателей и послепродажный сервис, организация и проблемы сбыта, реклама и мероприятия по стимулированию продаж, объем получаемой прибыли.

Анализ финансового состояния предприятия на основе постоянного контроля позволяет своевременно выявлять «узкие места», сильные и слабые стороны в работе, принимать решения по корректировке текущей деятельности и планов на перспективу.

Анализ внутренних факторов включает и управление производственным процессом. В частности, представляют интерес вопросы:

  • ценообразования,

  • поставки сырья и материалов,

  • взаимодействия с поставщиками,

  • состояния производственного парка оборудования, его производительности,

  • возможности расширения рынка,

  • эффективности системы контроля качества,

  • проектирования технологического процесса, его модернизации.

Одним из важнейших внутренних факторов в функционировании предприятия является человеческий фактор. В конечном счете все замыкается на человеке, на его квалификации, творческих возможностях, мотивации трудиться с наибольшей отдачей. Какими бы потенциально эффективными не были бы нововведения - их судьба в руках, разуме, чувствах человека. И руководителям важно сформировать мобильный коллектив, зато эти затраты окупаются сторицей.

Немаловажным фактором внутренней среды управления является культура предприятия, его имидж. Он так или иначе проявляется в характере, содержании принимаемых решений. Культура управления, как и имидж, складывается из многих известных компонентов. Если культура управления характеризует прежде всего «внутреннее» состояние предприятия, то в имидже отражается сложившееся общественное мнение о фирме во внешней среде, в деловом мире. Укрепление позитивного имиджа, как и внимание к вопросам повышения культуры управления, являются предметом постоянной заботы руководства предприятия.

Итак, основная цель изучения факторов внешней среды состоит в выигрыше времени для преодоления, неизбежных угроз или использования шансов в пользу предприятия. Изучение и анализ внутренних факторов направлен на выявление преимуществ и недостатков в работе предприятия, ранжирование их по степени важности для немедленного реагирования в интересах предприятия, а также мобилизации на исполнение выбранной альтернативы действий.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ СИТУАЦИЙ И ПРОБЛЕМ

В процессе производственной деятельности в различных звеньях предприятия постоянно возникают ситуации, требующие решения.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода ее в новое состояние.

Необходимость разработки решения может быть связана с:

  • задачами сохранения функционирования объекта, протекающего на оптимальном уровне;

  • появлением новой цели;

  • возникновением случайных обстоятельств;

  • искусственно создаваемыми трудностями (например конкурентами).

Несмотря на многообразие источников, вызывающих новые производственные ситуации, их можно условно разделить на три группы:

внутренней среды,

внешней среды

ситуации взаимодействия внутренней и внешней среды.

Ситуации могут иметь общесистемный характер, касаться отдельных подсистем или элементов системы, носить ярко выраженный производственный, организационный, экономический, социальный или психологический характер. Значительно чаще они носят комплексный характер и требуют всестороннего исследования на основе использования системного подхода. Классификация ситуаций по ряду признаков показана на рис. 14.

Управленческие ситуации могут быть:

простыми и сложными,

хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу.

Они могут требовать кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных программ действий или разовых мер.

Следует иметь в виду, что отдельный участок управления на предприятии находится в системе общей управленческой ситуации, которая включает состояние организации и людских ресурсов, уровень основных задач и проблем развития. Общая управленческая ситуация определяет оценку конкретной ситуации, выбор первоочередных задач, планирование времени руководителя, труда сотрудников.

Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Эти элементы бывают переменными и постоянными. Руководитель должен уметь быстро и четко выделить существенные, важные элементы ситуации среди которых:

  • состояние выполнения намеченного плана, программы в настоящее время (за прошлый период);

  • потенциал кадров, производительность труда;

  • состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;

  • цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;

  • соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленными целями и задачами; резервы и условия их выявления;

  • масштабы оперативного простора, возможность его четкого фиксирования и вероятных изменений;

  • основные факторы регулирования (поведение, организация);

  • временные условия (сроки, ход производственного процесса) и другие ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении задачи;

  • условия окружающей среды и качество отношений с нею;

  • внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

  • материальные, моральные стимулы и их эффективность;

  • работоспособность менеджеров;

  • положение руководителя (престиж, авторитет), его объективные позиции.

Решающее значение для успешного разрешения ситуации имеет правильная ее оценка, которая определяет выбор действий на основе наличия достаточной информации, а также адекватное отражение «картины ситуации» в сознании руководителя.

Еще Цицерон в свое время предложил перечень вопросов, описывающих какую-либо ситуацию:

  1. кто (субъект) –

  2. что (объект) –

  3. чем (средство) –

  4. почему (цель) –

  5. как (способ) –

  6. когда (время) –

  7. где (место).

Отвечая на семь поставленных себе вопросов, можно с достаточной степенью полноты охарактеризовать сложившуюся производственную ситуацию.

При анализе проблемы важно отличать:

  • Симптомы - это некоторые видимые проявления проблемы, которые привлекают к ней внимание, но объяснить не могут. Они показывают первые признаки ее наличия

  • Причины - это исходные движущие силы, породившие проблему.

  • Следствия - это результаты, к которым приводят данные проблемы. Они обусловливают необходимость обязательного решения проблемы.

Когда в организации участились прогулы и конфликты (симптомы), причинами этого могут быть ухудшение мотивации, организации труда работников, а следствием - снижение производительности труда, качества продукции, эффективности работы предприятия в целом.

Проблемы как задачи, требующие решения, являются составным элементом управленческой ситуации. Как и ситуации, они различаются по:

  • содержанию,

  • уровню решения,

  • временному фактору,

  • используемым методам (рис. 15).

В хорошо структурированных проблемных ситуациях связи между элементами выражаются количественно. Для обоснования разрабатываемых решений используются методы исследования операций (моделирования, оптимизации процессов и выбора оптимальных решений).

В моделях исследования операций цели и условия имеют четкую количественную форму. При этом цели, как правило, выражаются через критерии оптимизации и математически описываются через целевые функции. Последние включают и ограничения в выборе способа действий.

Ключевой вопрос составления моделей состоит в том, чтобы:

во-первых, адекватно описать проблемную ситуацию,

во-вторых, найти количественное решение проблемы, а следовательно, обосновать принятое решение.

Использование того или иного математического метода зависит от класса задач (проблем) исследования операций. Различают два больших класса:

  1. прямые задачи - задачи определения эффективности операции, качества выбранного решения и соответственно способа действия.

  2. обратные задачи - задачи оптимизации, определения оптимальных альтернатив, выбора условий и управляемых факторов, при которых критерий эффективности достигает экстремального (максимального или минимального) значения..

В чистом виде указанные классы задач встречаются нечасто, однако преобладающее значение имеют обратные задачи. Для решения прямых задач используются математико-статистические методы. Это объясняется тем, что исследуемые процессы в существенной мере подвержены воздействию неопределенных, случайных факторов, а функция полезности для ряда задач может быть оценена лишь вероятностно.


Поэтому основой для анализа эффективности является теория вероятности и ее модификации –

  • теория массового обслуживания,

  • теория марковских случайных процессов,

  • теория надежности,

  • метод Монте-Карло (в частности для моделирования сложных ситуаций на ЭВМ).

Для решения обратных задач наряду с классическими и поисковыми (на экстремум) методами наиболее широкое распространение получили методы математического программирования (линейного, нелинейного, динамического). Для поиска оптимальных решений в условиях конфликтных ситуаций - методы теории игр и статистических решений.

Существуют и другие классификации проблем. Так, например, выделяются



Делятся также проблемы на планируемые и не планируемые, экстенсивно и интенсивно решаемые и т.д.


^ ПРИЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА

Разработка решений в условиях неопределенности осуществляется с помощью экономико-математических моделей игрового характера. При этом применительно к конкретным ситуациям выбор действия определяется не только оценкой различных исходов, но и возможными альтернативами действий конкурентов либо иных элементов внешней среды. Разновидностью интуитивных решений признается практическая реализация теоремы о минимаксе (известной в теории игр, одном из методов исследования операций), содержанием которой является построение матрицы исходов.

С учетом индивидуальных особенностей выделяются осторожные руководители и руководители - оптимисты. Первая группа придерживается чаще всего правила минимизации максимальных потерь-минимакса [min max). Вторая группа весьма склонна к выбору решения с максимальным результатом из всех лучших, который называется максимаксом (max max). То есть одни руководители ориентируются на минимальные потери, другие - на максимальный выигрыш.

Полезность построения матрицы исходов состоит и в том, что кроме поиска решения в ходе самой процедуры описания исходов ЛПР акцентирует внимание на учете затрат ресурсов, достижении выгод, их взаимосвязи. Это способствует более глубокому пониманию проблемы и нередко сопровождается пересмотром постановки задачи.

Практикой выработана определенная тактика поведения при принятии рискованных решений. Она состоит в умении выбирать такой образ действий, который приводил бы к успеху.

В каждой ситуации руководитель взвешивает возможный выигрыш и проигрыш (исход, последствия принимаемого решения). Если вероятность и величина выигрыша велики, скорее всего будет принято решение, связанное с риском. В случаях, когда опасность потерь значительная, предпочтительнее решение, обещающее минимальный риск. При этом различные варианты решения просчитываются, сравниваются между собой по многим параметрам, в том числе и не имеющим количественного выражения.

В процессе анализа альтернативных решений производится оценка степени риска.

Она включает установление:

1) количественного значения вероятности наступления события,

2) размера последствий риска,

3) допустимого уровня риска.

Тем самым появляется информация, необходимая для управления риском в конкретной ситуации.

Степень риска может быть определена различными способами: с помощью теории вероятности, статистическим и экспертным способами.

Для определения степени риска статистическим методом предварительно анализируется статистика потерь и прибылей, имевших место в прошлом опыте. Путем установления величины и частоты получения положительного результата определяется прогноз. Данный способ расчета степени риска основывается на значительной информационной базе, которая может отсутствовать на предприятии. В подобных случаях либо «добывают» дополнительную информацию, что нередко сопряжено с дополнительными затратами, либо используют другие методы.

Оценка степени риска на основе опроса экспертов предполагает предварительный подбор опытных специалистов, которые устанавливают вероятность и величину потерь, либо вероятности допустимого и критического риска, либо величину потенциальных потерь. Из приведенных методов наиболее приемлемым для практики принятия решений является сочетание статистического и экспертного методов расчета риска.

Последствия риска оцениваются путем подсчета потерь, связанных с предпринятым действием.

Понятие степень риска имеет количественную оценку и определяется как произведение вероятности неудачи и предположительной величины затрат



где Ср - степень риска,

в - вероятность наступления неудачного события,

3 - размер затрат.

Степень риска имеет стоимостное и процентное выражение, поэтому различают абсолютный и относительный риск. Поскольку размеры капитала, продолжительность существования предприятий на рынке неодинаковы, расчет относительного риска, показывает «тяжесть» понесенного ущерба либо величину выигрыша. Например, 20%-ный риск для фирмы с капиталом в 100 млрд. руб., утвердившейся на рынке, и небольшого, «молодого» предприятия с капиталом в 1 млрд. руб. может иметь разные последствия.

Рассмотрим ситуацию, связанную с принятием коммерческого решения в условиях риска в хозяйственной организации. Пример. Повышенным спросом пользуется товар Х в данном регионе, его можно закупить на республиканской ярмарке. Пытаясь выйти из неблагоприятного финансового положения организация решает направить своих представителей для закупки необходимого товара, предварительно оценив степень риска. Для его количественного выражения необходимо рассчитать размер потенциальных затрат (П). Они включают (условно):

1. Расходы, связанные с участием в ярмарке 1) 50 тыс. руб.

2. Командировочные расходы 2-х направляемых специалистов 2) - 300 тыс. руб.

3. Размер уплаты процентов за кредит, взятый для закупки товаров (Рз) - 2 млн. руб.

4. Расходы по доставке товара автомобильным транспортом (самовывозом) Р4 - 100 тыс. руб.

5. Ориентировочная стоимость товара (P5) - 25 000 тыс. руб.

Величина затрат составит П = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + p5 или 50 +300+2 000 +100+25 000 = 27450 (тыс. руб.).

При вероятности неудачи в закупке товара X, по оценке экспертов равной 0,3, степень риска составит:

0,3 х П или 0,3 х 27450 = 8235 (тыс. руб.).

В практике рассчитывается и показатель уровня риска. Он определяется путем отношения фактического размера возможных потерь к размеру капитала фирмы.

Полученная величина относительного риска сопоставляется со шкалой допустимого риска. Заметим, что риск выше среднего сопряжен с негативными последствиями, вплоть до банкротства предприятия. В случаях, исключающих возможность определения количественного значения допустимого риска, используются качественные критерии. Каждый руководитель обязан ориентироваться в границах допустимого риска, исключать принятие решений без его учета либо с величиной риска за пределами допустимых значений.
^ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОИСКА РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

Основная трудность принятия решений в условиях неопределенности сводится к невозможности расчета достоверного прогноза или оценки вероятности наступления конкретных событий во внешней среде. Эта особенность ситуации исключает применение математических моделей, характерных для условий определенности. Выбор альтернативного решения при этом осуществляется с помощью количественных и качественных методов.

В теории принятия решений важное место занимают положения теории полезности. Следует отметить определенную условность в названии теории, не имеющей ничего общего с бытовым значением термина «полезность». Упомянутый однажды, он закрепился в издаваемой литературе, хотя не признается специалистами удачным.

Основополагающим в теории полезности является линия поведения руководителя, его субъективная оценка вероятности наступления события и его полезности.

Полезность в данной теории используется для замены количественного выражения ожидаемого результата той или иной стратегии, поскольку его нельзя предугадать. Термин полезность воспринимается как важность конечного варианта решений, которую можно оценить формально, например, как оценку приоритетов альтернатив решений.

Потери или выигрыш могут оцениваться как количественно (например, через затраты разного вида ресурсов), так и качественно (утрата авторитета, престижа, имиджа фирмы, потери времени, ухудшение социально-психологического климата в коллективе и др.).

^ Полезность выступает в качестве приведенного показателя, обобщенно выражающего потери или выигрыш, когда все ценности приведены к одной шкале. Для определенного события она будет соответствовать какой-то точке на этой шкале. Причем шкала полезности определяется логикой руководителя, его выводами и предпочтительностью. От руководителя зависит выбираемый критерий оценки решения. Предварительно строится матрица (таблица) решений на основе логических рассуждений.

Полезность измеряется в произвольных единицах, называемых единицами полезности. Они могут быть связаны с единицами денежными и означать для ЛПР величину полезности. В условиях риска ЛПР выбирает вариант, максимизирующий величину полезности.

Итак, теория полезности строится на предположении, что некоторое число V(P), выражает полезность события, которое может произойти. Если, например, событие Р,, может принести прибыль фирме в размере 200 тыс. руб., а событие Рг - 100 тыс. руб., то VP1 > VP2.

Сущность теории полезности покажем на простейшем бытовом примере. Уходя на работу вы задумываетесь: брать с собой зонт или нет. Возможность дождя от вас не зависит - это объективные условия внешней среды. Возможны два варианта решений: взять зонт 1) и не брать зонт 2). На ваш выбор повлияют внешние условия: пойдет дождь 1) или не пойдет 2). Допустим, вы считаете, что вероятность дождя рУ1 = 0,5, тогда вероятность хорошей погоды 1-0,5 = 0,5 (рУ2)-

Далее необходимо дать оценку потерь (неудобств), которые можно иметь по вариантам возможных решений и влияния погодных условий. Это оценка у разных людей может быть различной (в данном случае в зависимости от отношения индивидуума к дождю и сохранению своей одежды). Но у большинства людей существует какое-то среднее мнение. При решении сложных проблем на данном этапе может быть использован метод экспертных оценок возможных потерь.

В нашем случае примем следующую оценку. По варианту а1 (взять зонт) оценка будет равна 1 11), если дождь пойдет, и 2 12), если дождя не будет. Это означает, что во время кратковременного пребывания на улице дождя не будет и неудобство носить зонт оценивается единицей, а если вообще дождь не пойдет, то неудобство увеличится вдвое.

По варианту а2 соответственно возможны два события:

дождь пойдет а21 - оценивается числом 6 (опасность испортить одежду, прическу во время дождя при отсутствии зонта) и а22 ~ О - при отсутствии зонта и дождя.

Составим таблицу потерь на основе рассуждений и принятых оценок:

Линия поведения

Объективные условия

дождь 1)

нет дождя 2)

взять зонт 1)

1 11)

2 12)

не брать зонт 2)

6 21)

0 22)

Далее определим математическое ожидание потерь при выборе альтернативных линий поведения. Так как математическое ожидание (Е) случайной величины равно Ex = ΣPjXj, то в

нашем случае, при вероятности р = 0,5, для а1 и а2 оно будет равно соответственно:

Ea1 = 0,5 *1+0,5*2= 1,5

Еа2= 0,5*6+0,5 .0=3,0

Чтобы минимизировать возможные потери, в нашем приме­ре необходимо остановить выбор на линии поведения, то есть взять зонт.

^ В развитие данной теории предлагается специалистами при выборе решений исходить из максимума ожидаемой полезности, используя для расчета формулу:



где П - ожидаемая полезность

By - вероятность успеха

Оу - оценка удачи

Вh - вероятность неудачи

Пi - потери от неудачи.

Использование теории полезности не гарантирует высокой точности результатов расчета ожидаемой полезности. Однако она дает возможность сравнить альтернативы по критерию полезности и исключить те из них, которые потенциально связаны со значительным ущербом. Кроме того, достоинством данной теории является учет как количественных, так и качественных аспектов вариантов решений, таких как человеческий фактор, а также случайностей, способных оказать негативное влияние.
^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

Главным участником, творцом процесса принятия решений является человек. Но человек является биологическим существом с определенными возможностями выполнить ту или иную работу. Принятие решения это, прежде всего работа с информацией и поведение человека, которые изучает психология. Поэтому современная теория управления должна использовать результаты исследований человека, полученные этой наукой.

Множество экспериментов проведенных в последние годы показали:

1. Ограниченные возможности человека, прежде всего, его кратковременной памяти, где происходят процессы принятия решения. Объем этой памяти ограничен 7+2 структурными единицами информации (такой единицей может быть буква, фраза-словосочетание, картина (образ), типовая ситуация и т.п.).

2. Люди совершают систематические ошибки при измерении, т.е. оценке вероятностей событий. Отсюда ставится под сомнение возможность применения на практике методов обоснования решений, в которых человек должен выполнять оценку вероятностей событий.

В сложных многокритериальных ситуациях выбора наблюдается значительная нагрузка на кратковременную помять и человек при принятии решения прибегает к упрощению ситуаций, т.е. к эвристикам следующих основных типов:

- эвристика А: просто подсчитывает число критериев, по которым одна альтернатива превосходит другую и выбирает лучшую альтернативу в соответствии с большим из этих чисел;

- эвристика Б: пренебрежение теми критериями, по которым различие в оценках альтернатив невелико;

- эвристика В: исключение из рассмотрения альтернатив по последовательно рассматриваемым критериям.

Возможны и комбинации указанных эвристических правил поведения человека при выборе лучшей альтернативы по многим критериям.

3. При выборе наилучшего решения из нескольких вариантов человек конструирует это решение по схеме: сначала он выбирает одну из альтернатив, которая лучше других, по крайней мере, по одному из критериев и может рассматриваться в качестве "претендентки" на лучшую альтернативу (выбор претендентки); затем все недостатки альтернативы-претендентки он пытается компенсировать или устранить определенными, может быть дополнительными, мероприятиями, т.е. вокруг альтернативы-претендентки конструируется окончательное решение; если не удается построить окончательное решение вокруг выбранной альтернативы, то производится выбор другой альтернативы-претендентки на окончательный выбор и конструируется (процесс конструирования повторяется) окончательное решение вокруг нее.

4. Разные люди по разному оценивают и воспринимают риск, связанный с тем или иным решением.

Из этого следует, что современные методы принятия решений должны учитывать психологические особенности человека. Очевидно, надо стремиться к структуризации информации, помня о числе 7+2. Количественную оценку вероятности событий рекомендуется заменять более достоверной, хотя и менее строгой, качественной оценкой возможности свершения событий. В многокритериальных задачах необходимо предусматривать процедуры последовательного предъявления критериев, недопущения перехода к эвристикам и т.д. Методы принятия решений должны быть максимально приближены по последовательности действий к привычному для человека конструированию окончательного решения. Необходимы подбор и воспитание руководителей с учетом их индивидуального восприятия риска.

^ Применение механизма интуиции для разработки решений

Интуиция в менеджменте означает способ выбора решения без аргументированного доказательства на основе предшествующего опыта и «внутреннего голоса». Этот тип решений широко распространен в практике управления. Можно ли развить в себе «шестое чувство», так необходимое руководителю в условиях, когда риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность? Для. ответа на этот вопрос рассмотрим механизм интуитивного мышления.

По мнению немецкого специалиста И. Энкельмана, структуру нашего сознания условно можно представить, как психологический треугольник, состоящий из 3-х уровней:



Из всего, что нас окружает, мы успеваем осознать немногое. Это область «я» нашего сознания, отражающая способность оценивать и воспринимать происходящее вокруг. Подсознание - гораздо большая область мозга, в которой аккумулируется все, что мы увидели, услышали в течение дня, в течение всей нашей жизни. Область подсознания - это генетически передаваемая информация, накопленная в ходе эволюции, наше врожденное знание.

Специалисты отмечают, что нашим поведением руководит подсознание, оно посылает импульсы в область сознания, и человек действует тем или иным образом.

Уровни сознания взаимосвязаны. Между ними существуют проницаемые границы. В свободном, спокойном состоянии ограничения между уровнями как бы стираются, происходит «взаимопроникновение» клеток головного мозга. В напряженном, «зажатом» состоянии область контактов клеток мозга блокируется и подсознание не функционирует в режиме, выгодном для человека.

Мышление - это биоэлектрический процесс. В зависимости от физического и эмоционального состояния мозг излучает волны различных частот от 0 до 35 герц. В этой связи различают 4 состояния человека:



п/п

Состояние условное

Физическое состояние человека

Частота колебаний волн (герц)

I

дельта

глубокий сон

от 0 до 4

II

тета

поверхностный сон

от 4 до 7

III'

альфа

расслабление

от 7 до 14

IV

бета

возбуждение

от 15 до 35

При частоте колебаний волн, равной 7 герцам, человек засыпает, а при высокой частоте (35 Гц) путь к подсознанию закрыт. Наиболее приемлемое для нахождения решения проблемы - это альфа-состояние, в котором импульсы подсознания проникают в область сознания. Неслучайно человеку в стрессовом состоянии рекомендуют «успокоиться, прежде всего», затем «все хорошо обдумать и принять решение». Альфа-состояние - основа для упорядочения мыслей, формирования творческого начала и сосредоточенной активности. Стрессоустойчивый человек, сохраняя хладнокровие, не теряет времени на успокоение и может тут же получить подсказку в выборе решения. В бета-состоянии колебания волн хаотичны, меняют свой ритм и амплитуду. Напротив, в альфа-состоянии левое и правое полушария мозга синхронны по частоте колебаний и по фазе волн. Расширяется потенциал мозга.

В 1975 году датчанин Клаус Мюллер зарегистрировал оригинальное изобретение - систему управления сознанием, которую назвал «тайм-менеджер». Смысл системы состоит в экономии времени на принятие решений за счет использования подсознания. Вначале она не воспринималась серьезно, а сейчас обросла легендой, курсы по ее освоению прошли миллионы менеджеров и других специалистов на Западе. Используемая как привычка, она экономит от 25 до 35% времени на выработку решения.

Изложение методики использования данной системы предварим некоторыми исходными положениями. Они состоят в следующем. Мозг человека состоит из 3-х частей с широким диапазоном функций различных мощностей: сознательная, полусознательная, подсознательная.1

^ Сознательный мозг обладает крайне ограниченной мощностью. Вмещает сразу только одну мысль и работает в условиях бодрствования. Им пользуемся при решении новой задачи, дела, требующих полного сосредоточения. Его нежелательно перегружать, так как последствия могут быть негативными. По системе «тайм менеджер»на рабочем столе должна находиться только одна вещь, над которой работает сознательный мозг.

^ Полусознательный мозг способен сохранять обзор до 10 элементов одновременно по причине того, что все предметы знакомы, дела рутинные, не требующие полной концентрации внимания. К примеру, мы говорим по телефону, одновременно смотрим телевизор, отвечаем на вопрос, подаем необходимый предмет и др. Полусознательный мозг также работает только в бодрствующем состоянии и не перегружается, пока контролирует не более 10 предметов, тем, явлений.

^ Подсознательный мозг работает всегда, бодрствуете или спите, выполняет огромный объем работы, не прерываясь ни на секунду. Его возможности беспредельны (перерабатывает заложенные в него идеи и мечты, прошедшие мимо сознания, комбинирует варианты событий, манипулирует чувствами).

Исследования показывают, что «загрузка» подсознательного мозга достаточно редко применяется. Между тем рекомендуется в повседневной жизни его ненавязчиво использовать.

Применение изложенных методов способствует ЛПР действовать более уверенно в условиях неопределенности и риска.

Любопытен еще один аспект поведения лиц, принимающих решения в ситуациях риска. Это касается восприятия информации в зависимости от психофизиологических характеристик человека. Отмечается, в частности, наличие индивидуального «информационного кода» по восприятию информации, который может быть оптимистическим, реалистическим или пессимистическим. Врожденные свойства мозга могут влиять на скорость, целостность, эмоциональность восприятия информации. Она может восприниматься быстро или медленно, в деталях или в целом, с позиции здравого смысла (рационально) или эмоционально.

Однако решения важны не сами по себе, а в связи с эффективной их реализацией. Поэтому далее управленческим процессом предусматривается организация и контроль выполнения решений, мобилизация на это коллектива работников, оценка эффективности принятого и реализованного способа действий.

1 Некоторые отличия от вышеизложенных положений допустимы в силу права авторов на собственное видение проблемы, тем более, что менеджмент, психология менеджмента и теория принятия решений находятся в стадии развития. В целом система «тайм-менеджер» углубляет вышеизложенный материал (прим. автора).








Скачать файл (725.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru