Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Зотов Л.Л. Грузоведение. Учебно - методический комплекс - файл 1.doc


Зотов Л.Л. Грузоведение. Учебно - методический комплекс
скачать (3204.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3205kb.19.11.2011 15:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Северо – Западный государственный заочный технический униветситет


Л.Л. Зотов


Грузоведение
Учебно – методический комплекс

Учебное пособие
Санкт – Петербург
Издательство СЗТУ
2008
Утверждено редакционно-издательским советом университета

УДК 656.072:553.13(07)


Зотов, Л.Л. Грузоведение: Учеб. пособие/ Л.Л. Зотов. – СПб.; Изд-во СЗТУ, 2008

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 190701.65 - “Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте” (специализация 190701.65-01 “Организация перевозок”), для студентов, изучающих дисциплину “Грузоведение”.


Учебное пособие содержит необходимый теоретический и практический материал в области организации и управления транспортным процессом: свойства грузов, тара и упаковка грузов, требования к условиям перевозки и др.


Рецензенты: кафедра организации перевозок СЗТУ (зав. кафедрой

В.А. Алексеев, канд. техн. наук, проф.);

В.Г. Григорьев, канд. техн. наук, доц. кафедры технической

эксплуатации и ремонта автомобилей АДИ и СПб ГАСУ;

А.И. Чернов, канд. техн. наук, доц. кафедры СЭУ,С и О СПб

ГМТУ.

©Северо – западный государственный заочный технический унивнрситет, 2008

©Зотов Л.Л., 2008
Предисловие
Современный уровень развития экономики, характеризующийся развитием процессов глобализации, специализации и информатизации предусматривает всемерное совершенствование обслуживающих процессов и в первую очередь это относится к перевозке грузов.

В транспортной стратегии Российской Федерации до 2015г. Предусмотрено снижение доли транспортной составляющей в стоимости товаров до 10…15%. Для достижения этой цели необходимо снизить потери грузов в процессе их перевозки, хранении и перегрузки. Перевозки грузов, являясь затратной частью экономики, в условиях изменения хозяйственных связей, интеграции российской экономики в мировой рынок, должны обеспечивать высокое качество доставки грузов.

Перспективные транспортные технологии должны учитывать логистические принципы организации доставки товаров. За счёт объединения в единые цепочки доставки грузовладельцев, перевозчиков и складских операторов появляется возможность на стадии планирования перевозки увязать характеристики грузов и транспортных систем.

Большое внимание должно быть уделено транспортным характеристикам грузов как совокупности их свойств, определяющих условия и технику перевозки, погрузки и хранения.

1. Грузы и их свойства
1.1. Понятие груза.

На разных этапах экономического цикла производство – транспортирование – потребление результат труда каждый раз представляет в новом качестве. На первом этапе результат – это продукт, т.е. категория, обладающая потребительской стоимостью. Продукт может быть реализован полностью или частично использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. С момента передачи транспорту для пространственного перемещения (второй этап) этот продукт приобретает новое качество – становится грузом, т.е. объектом транспортирования. На третьем этапе в результате реализации потребительской стоимости груз опять выступает в роли продукта. Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости транспортирования. Потребительская стоимость максимальна, поскольку она может быть реализована в полной мере. Следовательно, в экономическом цикле производство – транспортирование – потребление материальный результат труда последовательно проходит по схеме продукт (или товар) груз – продукт. Схема замкнута, если на последнем этапе потребительская стоимость погашается потребителем, и не замкнута – если указанная стоимость используется для расширенного воспроизводства.

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава ср своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз.
^ 1.2. Транспортная характеристика груза
Грузы каждого наименования обладают присущими только им

физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

^ Транспортная характеристика груз определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

- находится в кондиционном состоянии;

- соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

- имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

- надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия;

не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

.

^ 1.3. Транспортная классификация грузов
Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.

На транспорте установлены следующие основные виды грузов:

наливной – жидкий груз, перевозимый наливом;

сухой – любой груз, кроме наливного;

навалочный – сухой груз, перевозимый без тары навалом;

насыпной – зерновой груз, перевозимый без тары;

штучный – сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест;

генеральный – различные штучные грузы.

Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (АТ) применяется несколько систем классификации грузов.

К навалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:

- не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);

- подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).

Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй – в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.

^ Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-штучных грузов.

^ Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам):

металлопродукция: металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;

подвижная техника: подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;

железобетонные изделия и конструкции: балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;

контейнеры: крупнотоннажные – масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные – от 3 до 5 т., малотоннажные – от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;

пакетированные грузы – грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без неё: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп-пакеты;

тарно-упаковочные и штучные: с массой одного места менее 500кг, тяжёловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие – длина более 3м, ширина 2,6м, высота 2,1м, негабаритные – высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;

катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;

лесоматериалы: круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;

к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери птицы, пчёлы и живая рыба.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:

- скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;

- гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;

- грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;

- грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);

- грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);

- навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);

- слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);

- опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;

- грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).

По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:

- ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;

- грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.

- грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.
^ 1.4. Факторы, влияющие на свойства грузов
Факторы внешней среды. В процессе транспортирования и хранения в массе груза могут происходить качественные и количественные изменения. Они объясняются действием внешних факторов: взаимодействия груза с внешней средой механические воздействия на груз в процессе движения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ, неисправности кузовов подвижного состава и складских устройств. На качество груза оказывают большое влияние влажность, температура и газовый состав воздуха, запылённость, наличие в его составе микробиологических форм и свет. Под их воздействием происходят различные биохимические, физико-химические и микробиологические процессы.

Наличие в воздушной среде паров воды характеризуется абсолютной влажностью, влагоёмкостью, относительной влажностью и точкой росы.

^ Абсолютная влажность г/м3 – это количество водяного пара, содержащегося в одном кубометре воздуха.

γ а =mв/Vвозд.

Влажность насыщения (насыщенность), г/м3, – характеризует максимальное количество воды, которое может содержаться в одном кубометре воздуха при определённой температуре и атмосферном давлении без (до) образования конденсата.

γн =mв max/Vвозд
Влагоёмкость , г/м3 – способность воздуха поглощать влагу при определённой температуре. d = γна

Влагоёмкость находится в прямой зависимости от температуры воздуха, поэтому степень сухости или влажности воздуха характеризуется его относительной влажностью.

^ Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности воздуха к его насыщенности при той же температуре.

φ = γа – γн

Точкой росы называется температура, при которой влагоёмкость данного воздуха равна нулю. Дальнейшее понижение температуры воздуха приведёт к выпадению влаги в виде тумана, росы или инея.

Температура, влажность, влагоёмкость и точка росы связаны между собой определёнными закономерностями. На их основании разработаны таблицы, номограммы и диаграммы, по которым, зная одну или две характеристики воздуха, можно определить остальные.

Механическое воздействие на груз проявляется в виде статических и динамических нагрузок. Максимальных значений статические нагрузки достигают в нижних рядах грузов, уложенных в штабель, что объясняется давлением вышележащих грузов. Динамические нагрузки возникают при падениях отдельных грузовых мест, соударениях грузов в процессе погрузоразгрузочных работ, при неустановившихся режимах вождения.

^ Биохимические процессы в грузах. В грузах растительного и животного происхождения взаимодействие с окружающей средой приводит к развитию биохимических процессов. Такие из них, как автолиз, дыхание, дозревание и прорастание, вызваны процессами, происходящими в самом продукте. Гниение, брожение и плесневение объясняются жизнедеятельностью различных микроорганизмов.

Автолиз – это процесс растворения тканей продукта в результате распада белков, углеводов и жиров. Наблюдается в мясных и табачных изделиях, муке.

^ Процесс дыхания характерен для грузов растительного происхождения, являющихся живыми образованиями (зерно, овощи, фрукты). При дыхании происходит окисление углеводородов, жиров и других органических соединений с кислородом. Интенсивность дыхания повышается с ростом температуры и влажности продукта. Окисление и распад органических соединений сопровождается выделением теплоты, что приводит к самонагреванию, самовозгоранию и последующей порче продукта.

^ Процесс дозревания характерен для зерна. Овощей и фруктов. В зерне сахар переходит в крахмал, а в овощах и фруктах – крахмал в сахар.

Прорастание наблюдается в овощах и фруктах при интенсивном дыхании.

^ Процесс брожения представляет собой разложение углеводородов в результате деятельности микроорганизмов. Различают спиртовое, молочнокислое, маслянокислое и уксуснокислое брожение.

^ Гниение вызывает распад белковых веществ в результате жизнедеятельности гнилостных бактерий.

При плесневении происходит разложение жиров и углеводов, а в некоторых случаях возможно образование ядовитых веществ.

^ Физико-химические и физические свойства грузов. Физико-химические свойства характеризуют состояние груза, его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, вредно воздействовать на подвижной состав, складские ёмкости, другие грузы и на здоровье людей.

Физические свойства грузов определяют различные характеристики, связанные с физическим состоянием груза.

^ Гранулометрический состав характеризует количественные распределения частиц насыпных и навалочных грузов по крупности. В зависимости от гранулометрического состава насыпные м навалочные грузы делят на группы (особокрупные, крупнокусковые, среднекусковые, мелкокусковые. крупнозернистые, мелкозернистые, порошкообразные и пылевидные) .

Гранулометрический состав оказывает значительное влияние на такие свойства груза как сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию и уплотнению.

Сыпучесть – способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под воздействием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса ά и сопротивлением сдвигу τ.

^ Угол естественного откоса называется двугранный угол, образуемый плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Величина угла естественного откоса зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности. Различают угол естественного откоса груза в покое и в движении. Величина угла в покое больше, чем в движении. Под воздействием динамических нагрузок, особенно при вибрации, угол естественного откоса может уменьшаться до нуля.

^ Сопротивление сдвигу объясняется наличием сил трения частиц груза между собой и сил их сцепления. В общем случае условия равновесия сыпучей массы определяется законом Кулона.

τ = с + σ tgφтр,

где τ – касательное напряжение сдвига, Н/мм2;

с – сопротивление разрыву частиц груза, Н/мм2;

σ – напряжение сжатия, Н/ мм2;

tgφтр – коэффициент внутреннего трения.

Значительными силами сцепления частиц обладают влажные и плохо сыпучие грузы – вязкие материалы. С повышением влажности груза возрастают силы сцепления. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта.

Скважистость определяет наличие и величину пустот между отдельными частичками груза и оценивается коэффициентом скважистости.

Ес = (Vшт – Vг)/Vшт,

где Vшт – геометрический объём штабеля груза, м3;

Vг – объём груза без учёта суммарного объёма пустот между отдельными его частицами, м3.

Пористость характеризует наличие и суммарный объём внутренних пор и капилляров в массе груза и оценивается коэффициентом пористости – отношение суммарного объёма внутренних пор и капилляров к объёму груза.

Еп = Vk/Vг,

где Vk – cуммарный объём внутренних пор и капилляров, м3.

^ Способность уплотняться характеризуется коэффициентом уплотнения, т.е. отношением объёма груза до и после уплотнения.

Куп = Vг*/Vг**.

Уплотнение происходит под действием на груз статических сил или динамических нагрузок, за счёт заполнения пустых пространств и более компактного расположения отдельных частиц груза друг относительно друга. Степень уплотнения значительно зависит от гранулометрического состава, пористости и скважистости груза, является важным фактором повышения статической нагрузки подвижного состава.

Хрупкость- способность некоторых грузов при механическом воздействии разрушаться, минуя состояние заметных пластических деформаций. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций хрупкие грузы необходимо укладывать и закреплять в соответствии с предъявляемыми требованиями, избегать бросков. Ударов, падений. Некоторые грузы могут приобретать свойство хрупкости при пониженной температуре, например, олово, резина.

Пылеёмкость – способность груза легко поглощать пыль из окружающей среды. Поглощение пыли приводит к порче материалов или вызывает необходимость очистки продукции от пыли перед употреблением в производстве. Повышенной пылеёмкость отличаются ткани, меховые изделия, грузы повышенной влажности.

Распыляемость – способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительное расстояние от места расположения груза. Пример – перевозка угля , цемента, муки и т.д.

Пыль обладает повышенной способностью адсорбировать из окружающей среды газы, пары и радиоактивные материалы, что особенно вредно при повышенной радиации и наличии в воздухе отравляющих веществ. Для предотвращения распыления грузов необходимо совершенствовать тару и упаковку, создавать специализированные подвижные составы, устанавливать фильтры, укрывать поверхности грузов.

Абразивность – способность груза истирать соприкасающиеся с ним поверхности тары. Абразивность зависит от твёрдости частиц груза, которая оценивается по шкале Мооса. Так, по шкале Мооса тальку соответствует твёрдость 1, а алмазу – 10. В зависимости от твёрдости частиц , грузы бывают малоабразивные с твёрдостью до 2,5, среднеабразивные – 2,5-5, высокоабразивные – свыше 5.

Слеживаемость – способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к поверхности тары, подвижных средств, бункеров, силосов и друг к другу и образовывать достаточно монолитную массу. Слеживаемость характерна для многих насыпных и навалочных грузов. На степень слеживания оказывают влияние режим хранения и местные климатические условия, свойства и характеристики самого груза: размеры, форма и особенности поверхности частиц вещества.

Для предотвращения или замедления процесса слеживания грузы хранят в уменьшающих поглощение влаги условиях, гигроскопичные вещества упаковывают во влагонепроницаемую тару, поверхность груза покрывают брезентом, плёнкой и т.п.

Сводообразование – процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса. Или кузова подвижного состава, характерный для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя.

^ Динамическая вязкость μ, Па.с, определяет коэффициент внутреннего трения. Сила внутреннего трения F между двумя слоями жидкости.

F = μSdυ/dx,

где S – площадь слоя жидкости, м2;

dυ/dx – градиент скорости движения слоёв жидкости в направлении х, перпендикулярном направлению движения, с-1.

^ Кинематическая вязкостьν, определяется соотношением динамической вязкости жидкости к её плотности.

ν = μ/ρ,

где ρ – плотность жидкости, кг/м3.

На практике для оценки текучести жидкости чаще используют понятие условной вязкости, измеряемой в градусах Энглера. С понижением температуры вязкость жидкостей увеличивается.

Повышенная вязкость наливных грузов вызывает снижение скорости их перекачки и увеличивает потери продукта в результате налипания частиц на внутренние поверхности кузова подвижного состава.

Гигроскопичность – способность груза легко поглощать влагу из воздуха – объясняется различными причинами. Интенсивность поглощения влаги возрастает с повышением температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также прямо зависит от площади поверхности груза, от пористости и скважистости вещества.

Влажность определяет процентное содержание влаги в массе груза. Влага может содержаться в массе груза в свободном и связанном состоянии. Различают абсолютную и относительную влажность груза, которая необходима для пересчёта массы груза.

^ Относительной влажностью груза W, %, называют отношение содержащейся в грузе массы жидкости Мж, кг, к массе влажного груз Мв.г., кг:

W = (Mжв.г.)100,

где Мв.г. = Мжс.г.; Мс.г. – масса сухого груза, кг.

^ Абсолютная влажность груза W*, %, представляет собой отношение массы жидкости Мж, кг, к массе сухого груза.

W* = (Мжс.г.)100.

В теории чаще используют понятие абсолютной влажности, а на практике – относительной, более точно отражающей содержание влаги в массе продукта.

Смерзаемость – способность груза терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц продукта в сплошную массу. Наибольшей смерзаемости подвержены при прочих равных условиях грузы с повышенной влажностью и неоднородным гранулометрическим составом. Процесс замораживания и размораживания навалочных грузов происходит достаточно медленно вследствие их низкой теплопроводности.

Морозостойкость – способность груза выдерживать воздействие низкой температуры, не разрушаясь и сохраняя свои качественные характеристики при оттаивании. Особенно неблагоприятно низкая температура воздействует на свежие овощи и фрукты, жидкие грузы в стеклянной таре, некоторые металлы и резинотехнические изделия.

Спекаемость – способность частиц некоторых грузов сливаться при повышении температуры продукта. Спекаемости подвержены гудрон, асфальт, песок, агломераты руд и др. предотвратить спекаемость практически невозможно.

Теплостойкость – способность веществ противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению плавлению или самовозгоранию под воздействием высокой температуры. Наиболее неблагоприятное воздействие высокая температура оказывает на грузы растительного и животного происхождения, каменный уголь, торф, сланцы, легкоплавкие вещества.

Огнестойкость – способность груза не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочность, цвет, форма) под воздействием огня. Огнестойкость характерна для ограниченного числа грузов, большинство грузов под воздействием огня сгорают, разрушаются или теряют свои первоначальные свойства.

^ Самонагревание и самовозгорание происходит под воздействием внутренних источников теплоты – химических и биологических процессов, протекающих в массе груза и повышающих их температуру. Самовозгоранию подвержены зерно, волокнистые материалы, торф, сланцы, уголь. Температура груза, при которой начинается бурный процесс окисления с последующим самовозгоранием, называется критической температурой.

^ Окислительные свойства грузов – способность легко отдавать кислород другим веществам. Примесь окислителей может вызвать возгорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха. Некоторые окислители вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара.

Коррозия – разрушение металлов и металлоизделий вследствие их химического или электрохимического воздействия с внешней средой.


^ 1.5. Объёмные и массовые характеристики грузов
Объёмно-массовые характеристики являются основными факторами, определяющими необходимую вместимость подвижного состава для перевозки груза.

Плотность ρ, кг./м3 – это масса однородного вещества в единице объёма. На практике плотность используют для определения массы жидких грузов, перевозимых наливом в цистернах. Плотность жидких грузов зависит от температуры, поэтому нижний индекс при обозначении плотности указывает температуру, при которой плотность определена.

^ Удельная масса ρуд, т/м3, характеризует массу единицы объёма груза с учётом суммарного объёма внутренних пор и капилляров:

ρуд =ρЕп,

где ρ – плотность груза, т/м3;

Еп – коэффициент пористости.

Удельную массу используют при расчётах массы лесоматериалов и железобетонных изделий.

^ Объёмная масса ρ0, т/м3, используется при определении массы насыпных и навалочных грузов. Указанные грузы представляют собой совокупность большого количества частиц различных размеров и форм, внутри которых и между ними имеются свободные пространства, возникающих из-за их неплотного прилегания и наличия большого количества пор и капилляров. Поэтому объём насыпных и навалочных грузов зависит не только от количества материала, но и от наличия и размера свободных пространств. Объёмная масса характеризует массу единицы объёма груза с учётом скважистости и пористости вещества:

ρ0 = ρЕпЕс,

где Ес – коэффициент скважистости.

Объёмную массу насыпных и навалочных грузов при изменении влажности определяют следующим образом:

ρ0 = ρ0ср(100 + W2)/(100 + W1).

^ Удельным объёмом Vуд, м3/т , называется объём единицы массы груза. Для насыпных и навалочных грузов удельный объём – это величина, обратная объёмной массе, а для жидкостей – величина, обратная плотности продукта.

Для тарно-штучных грузов необходимо знать основные характеристики отдельных грузовых мест: длину, ширину, высоту, внешний объём и массу брутто.

Удельный объём для тарно-штучных грузов можно определить по формуле

Vуд = ΣVi/Σmi,

где ΣVi – суммарный объём грузовых мест, м3;

Σmi – суммарная масса брутто грузовых мест, т.

Объём штабеля тарно – штучных грузов превышает сумму объёмов отдельных грузовых мест из-за наличия зазоров. Приращение объёма штабеля оценивается коэффициентом укладки

ку = Vшт/ΣVi,

где Vшт – внешний объём штабеля по обмеру, м3.

Удельный объём штабеля можно определить по формуле

Vуд.шт = Vшт/Σmi = куVуд,

где ку – коэффициент укладки, величина которого зависит от размеров и формы отдельных грузовых мест, способа и плотности их укладки.

Удельный погрузочный объём показывает, какой объём кузова подвижного состава в среднем занимает 1т груза:

Vуд.п = Vк.г/Σmi,

где Vк.г – объём кузова, занятого грузом, который учитывает пустоты между отдельными грузовыми местами и между грузом и внутренней обшивкой кузова, м3.

Качество размещения груза в кузове оценивается с помощью коэффициента

к3 = Vк.г/ΣVi.

Зная коэффициенты заполнения конкретным грузом заданного типа подвижного состава и удельный объём груза, легко определить его погрузочный объём

Vуд.п = к3Vуд.
^ 1.6. Опасность груза
Опасность груза характеризуется следующими основными свойствами.

Огнеопасность – способность вещества в случае возникновения очага возгорания к прогрессирующему горению. Устойчивое горение происходит при определённой концентрации газов, паров или пыли вещества в воздухе. Границы такой концентрации получили название области воспламенения.

Для горючих жидкостей важными характеристиками являются температура вспышки и температура воспламенения. Температура вспышки – температура, при которой топлива вспыхивают в случае поднесения открытого пламени и зависит от количества лёгких фракций в жидкости. При вспышке воспламеняются и сгорают только пары жидкости. Температура воспламенения – температура, при которой жидкость вспыхивает и горит не менее 5 секунд в в случае поднесения к нему открытого пламени.

Взрывоопасность – способность грузов вызывать физический или химический взрыв. Взрыв в твёрдой среде сопровождается её разрушением и дроблением. Физический взрыв могут вызвать сжатые и сжиженные газы. Химический взрыв представляет собой реакцию окисления взрывчатого вещества кислородом воздуха. Степень опасности взрывчатых веществ зависит от свойства и и массы взрывоопасного продукта, качества тары и упаковки.

Вредность – способность паров и взвешенных частиц поражать органы чувств, кожаный покров, дыхательные пути и лёгкие людей. Соответствующими нормативными документами установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе.

Ядовитость – свойство некоторых грузов, представляющих опасность для здоровья и жизни людей. Сила действия ядовитых веществ на организм определяется их токсичностью. Опасность ядовитых веществ определяется их способностью создавать опасные концентрации в воздухе при аварийных ситуациях.

К инфекционно-опасным грузам относятся живность, сырые животные продукты, шерсть животных, кожевенное сырьё, бактериологические препараты.

Радиоактивность – способность некоторых веществ к радиоактивному излучению, опасному для здоровья и жизни людей. Мощность дозы излучения на поверхности упаковки радиоактивного груза или на расстоянии 1 м от центра поверхности упаковки является показателем опасности радиации.
^ 1.7. Качество груза
Качество груза – это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества различной продукции определены стандартами и техническими условиями.

Для исследования свойств и определения их качества используются три метода:

- органолептический,

- лабораторный,

- натурный.

^ Органолептический метод предполагает выявление качественных свойств груза только с помощью органов чувств человека – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Достоинства данного метода заключаются в возможности широкого применения, простоте и быстром выполнении, а также отсутствии дополнительного расхода продукции при исследованиях; недостатки – субъективность оценки и невозможность дать количественную характеристику грузов.

Для исследований лабораторным методом отбирают пробы из каждой партии и проводят исследования. Данный метод подразделяется на несколько видов:

- физический – для определения плотности, влажности, вязкости, температуры вспышки, застывания;

- механический – для определения и количественной оценки упругости, растяжимости, сопротивления сдвигу, скручиванию, разрыву;

- оптический – для изучения природы и внутреннего строения веществ с помощью микроскопов, лазерных устройств и т.п.;

- химический – для выявления химического состава вещества, изучения его активности в различных средах;

- биологический – для проверки наличия в продукте живых микроорганизмов, способствующих его порче.

Результаты лабораторных исследований приводят в паспортах, удостоверениях о качестве, ветеринарных свидетельствах и сертификатах.

^ Натурный метод исследования грузов применяется для проверки внешнего состояния продукта или его тары и упаковки, определения объёмно-массовых характеристик, температуры, влажности, угла естественного откоса в производственных условиях. Кроме органов чувств человека данный метод предполагает использование рулеток, угломеров, весов, термометров.

Чаще всего на практике применяют комплексный метод, включающий в себя отдельные элементы всех перечисленных выше методов определения качества грузов.
  1   2   3   4



Скачать файл (3204.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru