Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Бедность - файл 1.doc


Бедность
скачать (164 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc164kb.19.11.2011 15:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...






ПЛАН


Введение


стр. 3

  1. Понятие бедности




стр. 4

  1. Причины бедности




    1. Падение среднего уровня реальных доходов




    1. Неравенство в распределении доходов




    1. Неэффективная занятость




    1. Неэффективная система социальной защиты




    1. Причины бедности с точки зрения населения




стр. 6
стр. 6
стр. 7
стр. 9
стр. 11
стр. 12


  1. Бедность в цифрах




стр. 13

  1. Политика социальной защиты




    1. Сущность и основные направления социальной политики




      1. Типы социальной политики государства




      1. Социальная роль государства




    1. Социальная защита населения




    1. Особенности социальной политики в России




    1. Приоритетные направления политики борьбы с бедностью




стр. 17
стр. 17
стр. 17
стр. 18
стр. 20
стр. 22
стр. 25

Заключение


стр. 27

Используемые источники


стр. 28

















Введение



Бедность является формой экономической депривации (чувство недовольства, испытываемое социальной группой по отношению к своему настоящему состоянию [12]). В то же время понятие «бедность» содержит в себе ценностный элементы. Малоимущие страдают не только из-за нехватки средств к существованию. Быть бедным – значит быть носить клеймо «неполноценного» или «нижестоящего» члена общества. И сами обездоленные зачастую соглашаются с такой оценкой. Сниженная самоконцепция может блокировать мотивацию личности, парализовать ее волю и в конечном итоге сформировать фатальное отношение к жизни, способствующее укоренению бедности. Таким образом, бедные испытывают моральное давление со стороны обеспеченных слоев общества: высокомерное отношение, порой даже осуждение. Негативные установки порождаются, по крайней мере, двумя обстоятельствами. С одной стороны, бедность представляет собой реальное бремя для общества, с другой стороны, а с другой – существует достаточно распространенная точка зрения, что нуждающиеся сами не прилагают достаточных усилий, привыкнув к беззастенчивой зависимости от общества.

В данной работе анализируются социальные и экономические причины бедности и социальная политика государства по «борьбе» с этим явлением.


  1. ^ Понятие бедности


Бедность – это скудость, недостаточность чего-то. Жить в бедности – значит не иметь средств, необходимых для поддержания жизни: покупки одежды, пищи, домашнего имущества, жилья и т.п. Однако определение и измерение бедности вызывают ожесточенные дискуссии. Это вызвано не столько желанием или нежеланием помочь нуждающимся или строго научными соображениями, сколько политическими интересами, практическими проблемами, связанными с распределением бюджета и определением размера налогов и др.

Различают абсолютную и относительную бедность. Термином «абсолютная бедность» обычно обозначают отсутствие ресурсов, необходимых для выживания. В этом смысле величина прожиточного минимума в России, с ноября 1992 года связывающаяся с минимальным уровнем жизненных условий, по сути, тождественна понятию «абсолютная бедность». Термин «относительная бедность» оценивает уровень потребления нуждающихся с учетом принятых в данном обществе средних стандартов потребления. В этом смысле бедность интерпретируется как аспект социального неравенства или социальной справедливости, жить в бедности означает «быть лишенным тех возможностей, которые открыты другим людям в этом обществе» [3]. Таким образом, если абсолютная бедность является условием крайней экономической недостаточности, то относительная бедность представляет собой менее выгодное положение в социальном контексте.

Выделяются также объективная и субъективная бедность. Для определения степени бедности можно использовать «объективные» научные данные, например, результаты медицинских исследований о рациональных нормах потребления продуктов питания. Бедность в субъективном смысле определяется в терминах восприятия и переживания людьми своей ситуации. Субъективное чувство бедности способствует формированию специфической самоконцепции личности (восприятия себя, своего социального статуса и т.п.) и особых социальных ожиданий. В то же время субъективное определение данного феномена, являясь аспектом группового или классового сознания, может породить понимание несправедливого, неприемлемого распределения ресурсов в обществе.

В настоящее время в России используется концепция абсолютной бедности, которая предполагает прожиточный минимум в качестве основного критерия оценки уровня нуждаемости. Существует несколько критериев для измерения уровня жизни населения:

  • прожиточный минимум, который рассчитывается для всего населения, для трудоспособного населения (мужчин и женщин), пенсионеров и детей двух возрастов;

  • минимальный потребительский бюджет;

  • бюджет высокого достатка.

Исходя из концепции абсолютной бедности, к числу бедных можно отнести ту часть населения, которые имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. В их числе – работники бюджетной сферы (медицинские, социальные работники, работники культуры, образования), многодетные семьи, одинокие родители, инвалиды, пенсионеры, студенты. Использование прожиточного минимума как критерия оценки бедности подразумевает, что затраты на образование, медицинского обслуживание, качественное жилье являются признаками достатка. Использование в качестве критерия оценки уровня бедности минимального потребительского бюджета, который подразумевает затраты не только на физическое воспроизводство рабочей силы, но и ее развитие, увеличивает долю бедного населения как минимум в два раза.

Бедность – это не только характеристика объективных условий жизни, но и субъективное состояние. Поэтому можно говорить об относительной бедности, которая определяется существенным расслоением общества и субъективными переживаниями, связанными с этим расслоением. Значительную роль в расслоении общества играет увеличивающийся разрыв в уровнях оплаты труда и степень доступности к неформальным источникам доходов.

Бедность можно описать и через имеющиеся относительные лишения: человек считается бедным, если у него не хватает денежных ресурсов для полноценного рациона питания, оплаты жилья и услуг, для жизнедеятельности в той социальной группе, к которой он себя относит.

В условиях ограниченности бюджетных средств возникает необходимость использования комбинированной оценки бедности, которая позволяла бы исключить из числа претендующих на получение социальной помощи и формально имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума тех, кто получает доходы от неформальной занятости, личного подсобного хозяйства и не имеет значительного числа лишений. В противном случае всеобщий собес приведет к росту иждивенчества и соответственно еще большему сокращению возможностей государства.

Для того, чтобы определить пути решения проблемы бедности, необходимо тщательно изучить причины этого социального явления.


  1. ^ Причины бедности




    1. Падение среднего уровня реальных доходов


Если говорить о комплексе причин бедности, то их можно связать с рабочими понятиями экономической, социальной и психологической бедности. Каждое их них подразумевает использование своих способов решения проблемы.

Падение среднего уровня реальных доходов российских граждан стало одной из причин увеличения масштабов распространения бедности. В 1992 году реальные доходы граждан составили 52% от уровня предшествующего года. В 1993 году в основном за счет значительно опережающего инфляцию роста пенсий произошел рост реальных доходов граждан, что способствовало сокращению численности бедного населения. Однако в последующие два года реальные доходы опять продолжали снижаться, и только в 1996 году началась позитивная тенденция к увеличению денежных доходов и снижению числа бедных. Заслуживает внимания тот факт, что в данном случае рост доходов наблюдался на фоне одновременного роста заработной платы и пенсий. Финансовый кризис 1998 года прервал эту тенденцию, повернув ее в обратную сторону.
График 1

Изменение душевых денежных доходов в процентах к предыдущему году.

^ Россия, 1992 – 1999




За годы становления рыночной экономики наиболее драматичные изменения произошли в оплате труда работников. В 1992 гожу минимальная заработная плата составляла 33% от прожиточного минимума трудоспособного населения, к 1995 году она снизилась до уровня 14%, затем наблюдался ее некоторый рост, а с 1998 года опять обозначилась тенденция снижения уровня реальной заработной платы относительно величины прожиточного минимума. В 1999 году она составила 8%. В результате в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура 60% работников стали получать заработную плату ниже уровня прожиточного минимума.

В 1999 году средняя заработная плата в Росси составила 158% от величины прожиточного минимума. Это означает, что семья из двух работников со средним уровнем оплаты труда может обеспечить минимальный уровень потребления только одному ребенку, а 50% семей работников не могут обеспечить минимально приемлемый уровень жизни даже одному ребенку.

Низкий уровень заработной платы сочетается с высокой задолженностью по оплате труда, хотя в результате мер, принятых правительством по пресечению массовых нарушений трудовых прав работников, эта проблема не стоит так остро, как несколько лет назад. Количество коллективных трудовых споров в 2000 года по сравнению с 1999 годом уменьшилось в 15 раз, забастовок – в 9 раз (с 7825 в 1999 г. до 817 в 2000 г.). Тем не менее на 1 января 2001 года несвоевременно получали зарплату более 9 млн. человек, работающих на 54,9 тыс. предприятий.

Минимальная пенсия также ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, хотя, по сравнению с заработной платой, она в большей степени приближена к черте бедности. В 1992 году минимальная пенсия составляла 85% от прожиточного минимума пенсионеров, к 1998 году она снизилась до 48%, в 1999 году – 45%.

В настоящее время распространена практика неформальной оплаты труда на основе негласной договоренности между работодателем и работающем по найму. Даже на официально зарегистрированных предприятиях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определенную условиями трудового соглашения. Во многом неформальное распределение выступает как бегство от высоких социальных налогов, базой исчисления которых является фонд оплаты труда. Проблемы повышения оплаты труда и вывода ее из «тени» относятся к числу основных направлений становления цивилизованного рынка труда.


    1. ^ Неравенство в распределении доходов


Неравенство в распределении доходов является следующей причиной бедности. Экономической основой неравенства доходов является дифференциация оплаты труда, которая, по данным Госкомстата РФ, превышает дифференциацию доходов в два раза. В свою очередь дифференциация заработной платы порождается межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в мае 2002 года достигли 8,4 раз. Наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере финансов, кредитования страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. Однако еще выше внутриотраслевые различия в оплате труда. В наибольшей степени дифференцирована оплата труда работников, занятых в банковском секторе, где различия в заработках 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых достигли 30 раз. Высока внутриотраслевая дифференциация оплаты труда и в некоторых низкооплачиваемых сферах занятости. Так, в сельском хозяйстве фондовый коэффициент дифференциации заработной платы составляет 24 раза, а в науке и культуре – 19 раз. Электроэнергетика, в свою очередь, относящаяся к высокооплачиваемым отраслям, отличается самым низким уровнем различий в оплате труда работников. В этой отрасли фондовый коэффициент составил дифференциации равен 7.

С 1992 года важным фактором доходно-имущественного расслоения является концентрация предпринимательского дохода и дохода от собственности у ограниченного круга высокодоходных слоев населения. На долю 20% самых обеспеченных в 1999 году приходилось 47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности.

Однако рост численности бедного населения не всегда сопровождался одновременным влиянием фактора падения реальных доходов и фактора роста неравенства. В 1995 году увеличение доли бедного населения происходило на фоне снижения реальных доходов и сокращения неравенства. Это означает, что финансовый кризис 1995 года отразился на всех доходных группах: стало больше людей с доходами ниже прожиточного минимума, но и доходы высокодоходных групп тоже стали меньше. В 1999 году, несмотря на некоторый рост среднего уровня доходов, численность бедного населения продолжала увеличиваться. Это означает, что основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп.

Значительные трансформации в социально-экономическом положении населения России в период становления рыночной экономики привели к падению уровня жизни всех категорий населения. Вместе с тем, неполные семьи и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов сохраняют свое лидерство среди групп с высоким риском бедности. Данный факт свидетельствует о том, что в России имеет место феминизация, так как выделенные категории домохозяйств относятся к семьям, возглавляемым женщинами. Основные причины феминизации бедности связаны с у щемленным положением женщин на рынке труда и неэффективностью системы социальной поддержки семей с высоким риском бедности.


    1. ^ Неэффективная занятость


Следующей причиной бедности является неэффективная занятость. О ней говорит значительное количество работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, большая доля работников, занятых неполную рабочую неделю, возрастающее число вакансий на предприятиях с заработной платой меньше величины прожиточного минимума. Неэффективная занятость в настоящее время играет двоякую роль. С одной стороны, она выгодна государству, так как позволяет поддерживать достаточно высокий уровень доходов для значительной части населения. В то же время такая занятость сдерживает рост производства и заработной платы и при резком изменении экономической ситуации грозит вылиться в структурную безработицу застойного характера, масштабы которой могут быть огромны.

Неэффективная занятость ведет к формированию армии бедных людей, которые по сути дела осваивают бедность как долговременное состояние, так как неэффективная занятость ведет к потери квалификации, конкурентоспособности, снижению самооценки.

Проблема неэффективной занятости особо актуальна для небольших городов и сельских населенных пунктов с моноэкономической структурой, где альтернативы занятости ограничены.

В условиях становления рыночных отношений в России в структуре экономически активного населения происходили значительные изменения: снижалась доля занятых и росла доля безработных. Вместе с тем, после окончания к 1995 году крупномасштабного трансформационного спада темпы этих процессов замедлились. Характерный для России существенный разрыв уровней общей (по методологии Международной организации труда (МОТ) и зарегистрированной безработицы в основном обусловлен кризисом действующей системы социальной поддержки безработных.
График 2

Общая (по методике Международной организации труда) и зарегистрированная безработица. Россия, 1992 – 2000


П
ояснение к графику


Официальный статус безработного (зарегистрированного) присваивается региональными службами занятости гражданам в трудоспособном возрасте, потерявшим работу, обратившимся в службы занятости и отвечающим определенным требованиям, предъявляемым к статусу безработного. По методике Международной организации труда к безработным относятся все граждане в трудоспособном возрасте, не работающие на момент регистрации и ищущие работу. В данном случае регистрирующим органом является Госкомстат РФ, который проводит специальные выборочные опросы раз в квартал.
С 1991 года поддержание уровня доходов безработных и содействие возвращению безработных на рынок труда стало основными функциями Фонда занятости населения РФ. До 1995 года финансовое состояние Фонда занятости было устойчивым. С середина 1995 года появился феномен дефицита бюджета Фонда занятости. Это, в первую очередь, привело к сокращению финансирования программ активной политики на рынке труда и формированию задолженности по денежным выплатам безработным, размер которой в январе 2000 года составил 1,7 млрд. рублей. В связи с упразднением с 2001 года Фонда занятости вопрос о помощи безработным перемещается в плоскость содействия в трудоустройстве, так как материальная поддержка признана малоэффективной и порождающей иждивенчество. Материальная помощь безработным не может быть снята с повестки дня, но, конечно, ее следует связывать не столько с выплатой пособий, сколько с содействием в получении трудового дохода.


    1. ^ Неэффективная система социальной защиты


Имеет место в причинах бедности и неэффективная система социальной защиты. Заработная плата, испокон веков являвшаяся основным источников дохода семей, уступает свое место социальным трансфертам (пособиям, субсидиям).

Различного рода льготы, компенсации, пособия получают 65% населения. Однако по существующему законодательству государство фактически поддерживает богатых, а не бедных, и тем самым способствует дальнейшему расслоению общества и росту относительной бедности.

Вот результаты выборочного обследования по Саратовской области. Из общего числа получателей льгот и дотаций 20% населения, относящихся к категории обеспеченных (540 тыс. человек), получают 28% объема льгот по проезду на транспорте, 27,2% объема льгот по оплате жилья, 33% объема льгот по организации отдыха, 37,6% льгот по медицинскому обслуживанию, 32,8% льгот по содержанию и обучению детей. Вместе с тем из 20% граждан, работающих и получающих зарплату ниже стоимости продуктового набора, законодательно имеет право на льготное медицинское обслуживание только 10%, столько же имеют дотацию на организацию отдыха, 1,2% (32,4 тыс. человек) имеют дотацию и льготы на питание, 11,3% - на транспортные услуги и 10,9% (294,3 тыс. человек) – на оплату жилья.

В большинстве случаев при рассмотрении экономической и социальной бедности предполагается, что человек осуществляет или готов осуществлять усилия по обеспечению необходимого трудового договора для себя и своей семьи. Однако в последнее время мы все чаще сталкиваемся с психологической бедностью, которая характеризуется неприятием трудовой деятельности в качестве условий жизни. Это те люди, которых раньше называли тунеядцами. Сюда же можно отнести и социальное иждивенчество, порожденное системой льгот и социальных выплат. В настоящее время государство само воспроизводит бедных системой воспитания и социальной помощи. Можно привести примеры многодетных семей, получающих различные виды материальной и социальной помощи, члены которых не хотят работать. И почему бы нам не уделять больше внимания организации временной занятости для детей из этих семей вместо того, чтобы направлять их на отдых в летние лагеря.

Имеются и точки зрения, оправдывающие существование бедности. Функционалисты утверждают: это полезно для общества, наличие бедных создает уверенность, что не престижная, грязная или опасная работа будет выполнена; неимущие покупают продукты и одежду, которую не захотели купить обеспеченные; и, наконец, самое главное, положение бедных должно заставить остальных работать усерднее [3].


    1. ^ Причины бедности с точки зрения населения


Интересно узнать, что считают причинами бедности сами люди. Для этого возьмем данные социологического исследования [3].

Обследование проводилось в сентябре-ноябре 2000 года в Санкт-Петербурге. Опрошено 700 человек. В выборку были включены представители 7 социальных групп (приблизительно по 100 человек): рабочие; служащие бюджетных организаций; служащие частного сектора; руководители учреждений; студенты; безработные; пенсионеры. Вот что получилось (таблица 1).
^ Таблица 1

Распределение ответов на вопрос о причинах бедности в России

(N = 700, %)


^ Причины бедности

Очень

важно

Отчасти важно

Не

важно

Трудно

сказать

1. Неумение правительства эффективно управлять экономикой страны

79,0

13,9

1,1

6,0

2. Низкая оплата труда в некоторых сферах народного хозяйства

78,6

15,6

0,9

4,9

3. Просчеты в государственном управлении

78,5

14,0

1,0

6,4

4. Неспособность правительства обеспечить всех работой

68,4

20,4

4,7

6,4

5. Несостоятельность общества в обеспечении большинства граждан хорошими школами

60,5

25,8

4,9

8,9

6. Все льготы и привилегии присвоены чиновниками и богатыми людьми

59,4

18,6

9,1

12,9

7. Лень и пьянство, падение

нравов

50,3

32,7

7,6

9,3

8. Болезнь или физические недостатки, отражающиеся на трудоспособности

36,5

38,8

14,5

10,0

9. Отсутствие усилий и старания со стороны самих бедных

25,9

38,6

15,2

20,3

10. Предубеждение и дискриминация некоторых групп населения (например: при приеме на работу, на учебу, в продвижении по службе или оплате труда)

23,9

28,8

24,7

22,6

11. Традиционная, укоренившаяся бедность в масштабе страны

20,7

29,8

17,0

32,5

12. Отсутствие бережливости и умения тратить деньги у самих бедных

14,8

29,5

29,5

26,2

13. Отсутствие способностей и талантов у бедных людей

9,5

26,4

37,7

26,5

14. Просто невезение или такая

судьба

7,0

27,1

36,8

29,1


Как видим из таблицы, в перечне причин доминируют следующие факторы: неэффективное государственное управление, низкая оплата труда и отсутствие рабочих мест, несправедливость в распределении доходов. Это еще раз подтверждает тот момент, что уже рассмотренные нами причины бедности являются основными.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод: мы должны бороться не с бедностью как таковой, а с причинами ее порождающими. Для этого необходимо выработать единые принципы и стратегию с учетом региональных особенностей.

  1. ^ Бедность в цифрах


Согласно официальным данным, Россия впервые за последние 10 лет переживает период экономического подъема, который начался примерно с середины 1999 года. В 2000 году по сравнению с 1999 годом рост ВВП составил 7.7% (аналогичный показатель 1999 года к 1998 году – 3,5%), объем промышленной продукции увеличился до 9% (1999 год к 1998 году – 8,1%).

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности.

Кто считается бедным в России?

К бедным в России официально относятся те, кто имеют доходы ниже «черты бедности», то есть прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной «потребительской корзины». С 1991 по 2000 год методика расчета прожиточного минимума менялась дважды. Первый раз – в ноябре 1992 года, когда, после либерализации цен, доходы 70% российских граждан опустились ниже уровня прожиточного минимума советского периода. Тогда методика расчета прожиточного минимума утверждалась, исходя из кризисного состояния российской экономики, а минимальная потребительская корзина 1992 года оказалась в два раза дешевле корзины советского периода. В среднем для всего населения России расходы на питание составляли в ней 68,3% всех расходов семьи, на непродовольственные товары – 19,1%, на услуги – 7,4%, на налоги и платежи – 5,2%. Начиная с первого квартала 2000 года, величина прожиточного минимума определяется по новой методике. В новой минимальной потребительской корзине значительно увеличены расходы на непродовольственные товары и услуги. В результате, новый прожиточный минимум на 15-20% выше минимума 1992 года. Во втором квартале 2000 года величина прожиточного минимума составила 1185 рублей.

Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров – 34 раз.

Структура денежных доходов населения за последние годы существенных изменений не претерпела: в 2000 году удельный вес оплаты труда составил 65,6% (в 1998 году было 64,8%), социальных трансфертов – 13,4% (в 1998 году – 13,1%), доходов от собственности - 7,2% (в 1998 году – 5,5%), доходов от предпринимательской деятельности – 12,6% (в 1998 году – 14,8%). Однако обращает на себя внимание фактор доходно-имущественного расслоения общества: на долю 20% самых обеспеченных приходится 47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности. Учитывая объективную закономерность процесса концентрации предпринимательского дохода и дохода от собственности у пятой части наиболее активного в экономическом отношении населения страны, нельзя признать нормальным получение высокодоходными слоями социальных трансфертов.

В 2000 году соотношение минимальной оплаты труда и величины прожиточного минимума трудоспособного населения снизилось до 8,2%, минимального размера выплат по ставке 1-го разряда Единой тарифной сетки – до 9,6%, минимальной пенсии (и прожиточного минимума пенсионера) – до 15%, ежемесячного пособия на ребенка (и прожиточного минимума ребенка) – до 4,8%. По данным за 2000 год, официальные денежные доходы почти у 9% населения страны были ниже стоимости официально установленного минимального набора продуктов питания.

По численности работников, имевших в 2000 году заработную плату на уровне и ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения региона, в Центральном федеральном округе выделяются Рязанская и Тамбовская области (53,9 и 53,8% общей численности работников этих регионов соответственно), в Северо-Западном федеральном округе – Псковская область (45,2%), в Южном федеральном округе – республики Дагестан и Ингушетия (59,8 и 67,1%), в Приволжском федеральном округе – Республика Мордовия и Пензенская область (59,3 и 58,1%), в Уральском федеральном округе – Курганская область (50,6%), в Сибирском федеральном округе – республика Алтай, Тыва и Читинская область (63,4, 57,6 и 54%), в Дальневосточном федеральном округе – Чукотский автономный округ (57,6%).

Если рассматривать половозрастной состав населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (41,9%) и женщин в возрасте от 31 до 54 лет (36,4%).

Согласно официальной статистике, за весь период реформ в России наиболее неблагоприятными, с точки зрения бедности, были 1992-1993, а также 1999 и 2000 годы. В 1992-1993 годах рост числа бедных стал следствием либерализации цен, в результате чего реальные доходы граждан снизились на 40%. В 1999 году высокий уровень бедности стал следствием финансового кризиса 1998 года.
График 3

Доля бедного населения и величина недостающего дохода.

^ Россия, 1992 – 2000




Наряду с долей бедного населения важным показателем уровня бедности служит дефицит дохода, который показывает, на какой процент от среднего дохода необходимо поднять доходы всех бедных, чтобы они достигли прожиточного минимума (см. график 3). Этот показатель позволяет углубить анализ бедности, оценить изменения в уровне жизни внутри совокупности бедных. Например, если сравнить 1993 и 1999 годы, то можно увидеть, что в 1999 году доля бедных была ниже (29,9% против 31,5%), но недостающий доход несколько выше (5,4% против 5,3%), чем в 1993. Число бедных уменьшилось, но положение тех, кто сохранил статус бедных, стало хуже, так как для преодоления бедности требуются большие финансовые ресурсы.

Таким образом, масштабы бедности, не смотря на все экономические успехи и благоприятные изменения в области доходов населения в 2000 году, являются по прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем. Такой вот парадокс – доходы населения растут, но оно беднеет!

Для сравнения рассмотрим, кого называют бедняками в других странах [1]. К решению проблем бедности обращаются все без исключения страны мира. Немудрено, ведь бедняки есть везде. Впрочем, все зависит от того, кого именно считать бедным…

Так, общепринятой (используемой в международных программах) чертой бедности является доход в 2 доллара на человека в сутки (60 долларов в месяц). Всемирный банк для международных сопоставлений использует иной показатель – 4 доллара в сутки (120 долларов в месяц). В развитых странах для определения уровня бедности применяется черта, установленная в США, - 14,4 доллара на человека в сутки (432 доллара в месяц).

Во многих государствах (к примеру, в России, Белоруссии, Грузии) черта бедности соответствует прожиточному минимуму. В некоторых странах она рассчитывается не только для одного человека, но и для семей из двух, трех, четырех и более членов (в США и Канаде).

Как видим, оценивают бедность по-разному. Впрочем, в мировой практике существует и такое понятие, как субъективная бедность (о ней мы уже упоминали), которая является следствием оценки человеком своего уровня жизни. Проще говоря, считает человек сам себя бедным или нет. Как шутят исследователи, субъективную бедность мир преодолеть не сможет никогда.

  1. ^ Политика социальной защиты




    1. Сущность и основные направления социальной политики


Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.


      1. ^ Типы социальной политики государства


Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы.

Первую условно можно назвать достаточной. В данном случае социальна политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (условно) является американская модель.

Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства – это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций.

3. Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня на удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его части).

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу – степени вмешательства государства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающего его интересы.


      1. ^ Социальная роль государства


Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21% - в США; 24% - в Англии; 30% - во Франции; 31,5% - в Германии; более трети – в Швеции и Дании.

Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организаций и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые – это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширение потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике и обществе, усиления контроля над государственными расходами.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материально и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств социальной политики.

Во-вторых, если социальная политика, являясь фактором экономического роста, не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Заметим, что Россия еще по крайней мере несколько лет будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах ее реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

    1. ^ Социальная защита населения


Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 году. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему способствовала, в том числе, и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При этом зачастую используют производный термин от «социальной защиты», а именно – «социальная защищенность». Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:

- для «социальной защиты» ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;

- для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.)

Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты работоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Социальная защита включает в себя следующие направления:

  • создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

  • обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

  • обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение зависят от трех групп факторов – политических, экономических и социальных, формирующих пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) – степень гармонизации отношений между государством, обществом и индивидом.

Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своим собственным законам, поэтому требуется постоянный поиск компромиссов для снятия возникающих между ними противоречий. Известно, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений лежат различные интересы. Если экономическое поведение диктуется принципом личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального – материально-этические нормы. Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право, т.е. закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением последних. Именно они образуют «рамки», в которых реализуются интересы различных субъектов.

Анализ базовых положений международных документов, отечественной законодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

  • социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения;

  • обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты нетрудоспособности;

  • социальная справедливость в области трудовых отношений – равное вознаграждение за равный труд, право на гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;

  • всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

  • минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, примат безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

  • государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защит.



    1. ^ Особенности социальной политики в России


Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразований проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой стороны, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый еще не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, так как по их состоянию население судит о самих реформах.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Так, рост цен в 1992 году на потребительские товары был 26-кратный. В то же время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в том числе заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребления основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.

Падение жизненного уровня сопровождалось социальной дифференциацией общества, в том числе по заработной плате. Так, заработки 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышали заработки 10% наименее оплачиваемых до 1991 года в 4 раза, в марте 1992 года в 11 раз и в сентябре 1992 года в 16 раз.

Значительно увеличилось число лиц, находящихся за «чертой бедности», которое, по данным государственной статистики, к концу 1992 года составило почти треть населения. «Средний» же класс, который служит основным стабилизатором социальной напряженности, по существу, так и не сформировался.

Мероприятия по финансовой поддержке государственных предприятий, проведенные в 1992 году, приостановили массовую безработицу, обусловленную банкротством предприятий. Однако, ситуация на рынке труда постепенно обострялась.

Обострилась проблема охраны труда. Заметно ухудшилась демографическая ситуация. Начался процесс депопуляции населения.

Учитывая низкий жизненный стандарт, утвердившийся в России в прошедшие десятилетия, можно с уверенностью говорить о дальнейшем неизбежном распространении бедности, уже охватившей сегодня значительную часть населения. Для сравнения отметим, что население США существенно меньше тратится на товары первой необходимости (питание, одежду, обувь) – меньше 24% индивидуального и семейного бюджета. В России расходы на товары первой необходимости, по оценкам социологов, практически у всех слоев населения, исключая, может быть, «новых русских», переваливают за 50%, а чаще всего достигают 75-85%. Расходы, связанные с выплатами за собственное жилье и коммунальные услуги, в России быстро приближается к американскому удельному весу – 27%, особенно у беднейших слоев населения, пенсионеров, в частности, при существенной разнице в качестве жилого фонда. После того, как в России стали быстро возрастать цены на лекарства, а медицинские услуги во многих случаях стали платными, расходы на лечение и лекарства в нашей стране во многих случаях приблизились к американским по своему уровню – 15%, но не по качеству и фактическому потреблению. Затраты, связанные с культурой, развлечениями, отдыхом, получением образования в России в настоящее время, как считают специалисты, не ниже, чем в США – около 10%. Но получаемый за это вещественный и духовный эквивалент в большинстве случаев заметно ниже, в частности, в силу быстро растущей в последние годы дороговизны в России практически всех товаров и услуг, в том числе духовного содержания.

Чтобы выправить это положение, необходимо добиться совершенно обязательного для рыночной экономики установления объективно соответствующего технологическому состоянию и темпам эволюции производства уровня и ритма движения заработной платы по отраслям, профессиям, квалификационным группам работающих в масштабах всего хозяйства и по регионам страны.

Безусловно, это сложный процесс, и успех может быть достигнут только в том случае, если в нем принимают участие одновременно четыре института – государство, предпринимательские ассоциации, включая отдельные предприятия, профсоюзы и рынок труда. Важная миссия государства состоит в обеспечении научно обоснованных, имеющих силу закона и потому повсеместно обязательных для исполнения уровней минимальной оплаты труда. Последняя должна гарантировать защиту населения от нищеты и обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов на приемлемом для современной экономики уровне с учетом перспектив ее развития.



    1. ^ Приоритетные направления политики борьбы с бедностью


Не смотря на то, что рост бедности является следствием множества социально-экономических факторов, к числу приоритетных направлений политики государства, направленной на сокращение бедности можно отнести следующие:

  1. Выработка национальной стратегии сокращения бедности.

В рамках этой стратегии необходимо сформулировать долгосрочные и первоочередные задачи; разграничить полномочия федеральных, региональных и местных властей; определить источники финансирования программ по борьбе с бедностью; выявить группы населения с наиболее высоким риском бедности и формы их социальной поддержки; сформировать адекватную законодательную среду.

  1. Содействие формированию эффективного рынка труда.

В решении этой проблемы можно выделить три ключевые задачи: поддержка активных программ занятости, повышение минимального уровня оплаты труда и легализация теневых доходов. Следует отметить, что решение этих задач нельзя связывать только с высокими темпами экономического роста. Перераспределение доходов в пользу низкооплачиваемых категорий работников и легализация неформальных заработков могут осуществляться и в условиях экономической стагнации. Важно отметить, что снижение неравенства и сокращение масштабов теневых отношений на рынке труда сами могут стимулировать экономический рост.

  1. Изменение приоритетов социальной поддержки населения.

До настоящего времени большинство социальных программ в России направлено на поддержку отдельных привилегированных категорий населения, имеющих определенные заслуги перед государством. В силу того, что в советский период посредством привилегий и льгот выстраивалась социально-экономическая стратификация общества, большинство социальных льгот предоставляется небедным гражданам и семьям. В условиях высокого уровня бедности населения и ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на социальную поддержку населения, бедные должны стать приоритетной группой участников социальных программ.

  1. Реформа системы социальных услуг.

Реализация намеченной стратегии реформирования системы социальных услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) повлечет за собой увеличение их доли в расходах домохозяйств. В случае, если синхронно с ростом тарифов и стоимости услуг не произойдет увеличение доходов населения, то доля семей, не способных оплатить минимально необходимые услуги, возрастет.

Только сочетание эффективной социальной поддержки бедного населения с активными программами занятости будет содействовать сокращению бедности.


Заключение



В данной работе были рассмотрены социальные и экономические причины бедности, в частности, такие как неравенство в распределении доходов, неэффективная занятость, неэффективная социальная защита.

Рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальных гарантиях и социальной помощи.

В заключении данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику в целом, и «победить» бедность в частности. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемленной в плане внимания, финансирования и т.д. Важно так же то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:

  • незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышения занятости;

  • оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.

^

Используемые источники





  1. “Facty i kommentarii”. 19 июля 2002. Экономика // материалы сети интернет, поисковая база www.rambler.ru

  2. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета // материалы сети интернет, поисковая база www.rambler.ru

  3. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации // материалы сети интернет, поисковая база www.yandex.ru

  4. Овчарова Л. Бедность в России // Население и общество. - 12-25 марта 2001. - № 11-12. Электронная версия бюллетеня

  5. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты в условиях реформ // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №6

  6. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. – 2000. - № 11. – С. 42-44.

  7. Румянцева Е. Реформы не уменьшают числа бедных // Независимая газета. – 29 июня 2001. - № 116

  8. Социально-экономическое положение России: 1997 год. М.: Госкомстат РФ, 1997. Выпуск XII.

  9. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. –1998. - №8. – С. 54-56.

  10. Шестакова Е. Реформирование системы социальной защиты населения в странах восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - №1. С. 45-53.

  11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРМА-М, 1997. – 496 с.

  12. Современная западная социология: Словарь. – М., - 1990

  13. Соколова Г.Н. Экономическая социология: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1998

  14. Талахадзе А.А., Носова С.С. Экономика: базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2001. – 640 с.

  15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.

  16. Экономика: учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998 – 792 с.

  17. Экономика: учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 с.

  18. Экономикс. Макконел К., Брю. Республика, 1992.

  19. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.И. Добрышкина, Г.П. Журавлевой, А.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 714 с.

  20. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрышкина, А.С. Тарасевича. – Изд. Сиб.ГУЭФ из Питер Паблишинг, 1997. – 480 с.



Скачать файл (164 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru