Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Особенности становления цивилизации в древней Шумерии - файл 1.doc


Контрольная работа - Особенности становления цивилизации в древней Шумерии
скачать (114 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc114kb.19.11.2011 16:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I

ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    1. 1.1 Влияние природно-климатических условий на развитие шумерской цивилизации………………………………………………………5

    2. 1.2 Основные периоды развития древнешумерской цивилизации….8


ГЛАВА II

РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ДРЕВНЕЙ ШУМЕРИИ

    1. 2.1 Политическое и социально-экономическое устройство шумерского государства…………………………………………………………………….12

    2. 2.2 Религия и письменность древней Шумерии……………………….17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Шумер – древняя страна в южном двуречье (юг современного Ирана). Около 3000 года до нашей эры, еще в протописьменный период на территории Месопотамии появляются государства древних шумерцев. Для Древнего Шумера характерно наличие множества городов, центрами которых были большие храмовые хозяйства. Вне храмовых хозяйств существовали хозяйства большесемейных общин. Их хозяйство базировалось на речном орошении со сбором паводковых вод в водохранилищах, что порождало бесконечные войны за доступ к головным каналам и землю. Военные вожди отдельных городов время от времени добивались гегемонии над всем Шумером.

В отличии от Египта в Южной Месопотамии не сложилось централизованное государство, а существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Ларса, Ниппур, Эриду, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Эти и другие южномесопотамские города-государства в этническом, религиозном, культурном отношении представляли собой единое целое – государство.

Цель данной контрольной работы – изучить особенности становления цивилизации в древнем Шумере.

Задачи:

  1. изучить влияние природно-климатических условий на развитие древнешумерской цивилизации;

  2. рассмотреть основные периоды развития цивилизации древних шумер;

  3. рассмотреть политическое и социально-экономическое устройство шумерского государства;

  4. выявить особенности религии и письменности древних шумеров.

Анализ литературы. Проблема становления и развития древнешумерской цивилизации рассматривается в книге «История древнего Востока» под редакцией Якобсона, в статье о шумерских государствах затрагиваются такие вопросы, как влияние природно-климатических условий на зарождение и развитие цивилизации, культурные достижения шумеров, государственный строй. Эти же вопросы рассматривают Дьяконов И.М., Неронов В.Д., Свенцицкая И.С. в «Истории древнего мира», кроме этого авторы данного издания подробно останавливаются на каждом периоде развития цивилизации шумер, дают их характеристику и рассматривают достижения цивилизации в каждом из рассматриваемых периодов. Белицкий М. в монографии «Шумеры: забытый мир» посвящает свои исследования экономике и общественному строю в древней Месопотамии, рассказывает о политическом устройстве шумерского государства, дает характеристику общественной жизни и социально-политических отношений. А. Лео Оппенхейм в работе «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» уделяет особое внимание цивилизации шумер, рассказывая как об исторических событиях, происходивших на территории Двуречья, так и об археологах, открывших и исследовавших эти древние культуры.
Подробно о культуре древней Месопотамии говорится в работе Матвеева и Сазонова «Земля древнего двуречья».

В целом, исследования по данному вопросу базируются на данных археологических исследований и дают подробную информацию о развитии, социально-экономическом и политическом строе шумерской цивилизации, а также о культурных достижениях шумер.

ГЛАВА I

^ ЗАРОЖДЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1.1Влияние природно-климатических условий на развитие шумерской цивилизации.
От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией (в переводе с древнегреческого - Междуречье, иногда переводят как Двуречье). Сейчас это в основном территория Ирака.

Река Евфрат (шумерское название Буранун, аккадское Пуратту) - общей протяженностью 2700 км, и Тигр (1900 км) берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В древности они впадали раздельно в залив, теперь они соединяются в одно русло перед Персидским заливом1.

Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение. Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив приходится на март — апрель. Однако его сроки в отличие от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своем пути различные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и то же время.

Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии с древнейших времен рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям2.

Климат Месопотамии был неодинаков: на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В дверной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.

Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Много было, особенно на заболоченном юге, разных видов камыша.

Особое значение в жизни страны имела финиковая пальма. Выращивали виноград и фруктовые деревья, зерновые, технические, огородные и бобовые культуры.

Фауна в древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие жилетные обитали в окрестных степях и приречных зарослях3.

Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, эго обеспечивало ей издревле ведущую роль в международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).4

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. В первую очередь осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия. Южная Месопотамия начала заселяться несколько позже.

С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IV — III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере5.

Таким образом, климат Месопотамии в целом можно считать благоприятным: наличие двух крупных рек способствовало земледелию, так как их разливы благоприятно влияли на почву, однако сильные ветры оказывали неблагоприятное воздействие на развитие сельского хозяйства в этом регионе.

Так же благоприятным можно считать и географическое положение, которое способствовало быстрому заселению территории и ведению успешной торговли.


    1. 1.2 Основные периоды развития древнешумерской цивилизации



Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.

Но подлинными создателями шумеро-аккадской культуры и государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей, а также семитские племена Аккада, родственные племенам сирийско-месопотамской степи. Раскопки последних двадцати лет на территории Месопотамии позволяют восстановить древнейшую, доисторическую стадию их культурной жизни.

Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье6.

Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. В эту эпоху были приручены овца, коза и свинья и акклиматизирована полба - древнейшее зерновое растение Передней Азии. Земледельцы ещё пользовались очень примитивными орудиями: мотыгами из рогового камня и серпами с кремнёвыми зубьями. Некоторого развития достигли керамика, ткацкое дело и обработка камня. Глиняные сосуды, сделанные из тонкой глины желтовато-зелёного цвета, покрывались раскрашенными узорами и украшались изображениями зверей, птиц и людей. Из камня выделывались различные орудия и оружие: топоры с отверстием для рукоятки, мотыги, ножи, наконечники булав и стрел. В эту же эпоху появляются и первые металлические орудия, как, например, плоские топоры. С развитием металлургии начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы, как, например, зеркала и булавки. Так совершается крупнейший переворот в области техники, переход от камня к металлу, в данном случае к меди. Древнейшее оседлое население Эль-Обеида жило в маленьких хижинах, стены которых были построены из плетёного камыша, облепленного глиной. Однако при постройках уже начинает применяться кирпич. Так, внутри хижин были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. Тут же были обнаружены каменные косяки, служившие для деревянных дверей.7

Для периода Урука характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида. Это по большей части простая красная или чёрная керамика со скудным нацарапанным узором. Но в целом период Урука характеризуется значительным прогрессом, который в частности находит своё выражение в появлении древнейшей монументальной архитектуры. В этом отношении показательны остатки древнейшей ступенчатой храмовой башни (зиккурата), каменный фундамент храма и монументальная постройка из больших кирпичей с колоннами, украшенными пёстрой мозаикой. Хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из Которых постепенно выросла древнешумерийская письменность8.

Третий период шумеро-аккадской архаики обычно носит по ту главных находок название Джемдет-Наср (около Киша) раскопки, производившиеся здесь с 1926 г., обнаружили множество памятников, свидетельствующих о некотором прогрессе во всех отраслях культуры. В эту эпоху колонизация болотных частей южной и средней части Месопотамии племенами восточных и северных нагорий была в основном закончена. Земледельческое хозяйство получило своё дальнейшее развитие, наряду с ячменём население начинает возделывать пшеницу. Крупное хозяйственное значение имело приручение быка и осла. Разделение труда и рост техники повлекли за собой значительное развитие ремёсел. Глиняные сосуды теперь делаются при помощи гончарного круга, снабжаются ручками, лепными украшениями и геометрическим орнаментом. Разнообразие узоров и раскраски, а также зрелость форм указывают на значительное развитие керамики. Дальнейшее развитие получас и металлургия. Костяные и каменные орудия и оружие все более вытесняются медными. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводит к появлению торговли, зачатки которой в некоторой степени, впрочем, существовали и раньше. Древнейшие торговые связи всё теснее связывают Среднюю Месопотамию с Северным9

Раскопки древнейших поселений в Месопотамии дали большой археологический материал, который позволил учёным поставить ряд существенных вопросов о том, к каким племенам принадлежало древнейшее население Двуречья и откуда, а также в какую эпоху пришли в Месопотамию древнейшие племена шумерийцев и семитов Аккада. Самые разнообразные гипотезы были построены учёными для объяснения этих проблем. Однако ни одна из них полностью не может быть доказана, так как в древнейших археологических слоях было найдено ещё слишком мало архаических надписей, которые могли бы пролить свет на этот вопрос. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга, как по своему внешнему облику, так и по языку10.

Имеются все основания предполагать, что шумерийцы пришли в Месопотамию из горных областей. На это указывает очень древний способ изготовления крупных кирпичей, напоминающих каменные блоки, постройка ступенчатых храмов (зиккуратов), очевидно, воспроизводящих форму искусственной горы, наконец, вера в богов, обитающих в горах. Возможно, что шумерийцы, близкие по типу своей материальной культуры к племенам Элама, пришли в Месопотамию с востока. Можно предполагать, что шумерийцы обитали в Нижней Месопотамии уже в эпоху культуры Урука, однако некоторые элементы шумерийской культуры восходят к более древней эпохе Эль-Обеида11.

Исходя из вышесказанного мы можем придти к выводу, что благоприятные климатические условия и географическое положение способствовали зарождения и развитию древней цивилизации. по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти периоды предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье.

ГЛАВА II

    1. ^ РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ДРЕВНЕЙ ШУМЕРИИ



    2. 2.1 Политическое и социально-экономическое устройство шумерского государства



В начале III тысячелетия до н. э. на территории Двуречья возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, её господствующего положения в обществе. Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений12.

Рабы частью принадлежали знати, частью — государству. Часть освоенной территории, орошаемой разливами рек, была уже не коллективной собственностью отдельных общин, а собственностью государства. Собственность на орудия труда и домашний скот была частная, причём о равенстве в этом отношении уже не могло быть и речи. С появлением государства храмовое хозяйство из общеплеменной собственности стало по существу государственной собственностью. Продукция храмового хозяйства шла в основном на содержание государственного аппарата и жречества13.

Представители рабовладельческой знати занимали все государственные посты, а также основные жреческие должности. Таким образом, помимо того что они имели свои крупные хозяйства, они могли в своих интересах использовать то, что находилось в государственной собственности, и в первую очередь землю.

Конечно, эти государства ещё были весьма примитивными, в общественной жизни, ещё очень сильны были пережитки первобытно-общинных отношений. Если даже в самых развитых рабовладельческих государствах значительно более позднего времени общество не состояло только из рабов и рабовладельцев, то это тем более относится к рабовладельческому обществу на ранних ступенях его формирования.

Большинство населения Двуречья не только в начале III тысячелетия до н. э., но и много позже, несомненно, составляли общинники. Но общинники уже не были, как прежде, независимыми: те взносы, которые ими раньше делались, в общеплеменную казну с их собственного согласия, отныне превращались в обязательный государственный налог, а их работа на общественные нужды превращалась в тяжёлую повинность, в работу на эксплуататорскую верхушку общества и на нужды находившегося в её руках государственного аппарата.

Свободные общинники ещё сохраняли, однако, фактическое владение большей частью обрабатываемой земли. Процесс их обезземеливания был очень длительным вследствие того, что владение землёй было коллективным, а отнять землю у общины, пока она оставалась прочной и сплочённой, было делом сложным и трудным. Свободные общинники составляли основную производительную часть населения на территории, ставшей пригодной для земледелия; на первых порах они были также основной военной силой в ополчении. Государственный строй в течение некоторого времени ещё сохранял формальные элементы племенной демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов, совет старейшин. По мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках класса рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.

Таким образом, особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Кроме этого государство шумеров не было централизованным, а представляло собой союз городов-государств, объединенных единой идеологией и определенной хозяйственной общностью. Эта хорошо сбалансированная и внутренне устойчивая система для внешнего наблюдателя представляется невероятно сложной сетью соединенных между собой функций, прав и обязанностей. Каждый отдельный город-государство представлял собой в свою очередь достаточно сложную структуру состоявшую из больших и малых самоснабжающихся хозяйств, в центре каждого из которых находился храм. В рамках этих храмовых хозяйств были заключены все территориальные, материальные и людские ресурсы данного города14.

Во главе каждого города-государства стоял правитель (ensi), который, вероятно, совмещал культовые и административные обязанности, тем более, что в системах такого рода то и другое тесно взаимосвязано. Энси был как бы земным представителем божества в его земном Доме и избирался на эту должность самим божеством на определенный срок, после истечения которого наступала, во всяком случае теоретически, очередь другого избранника. Принцип очередности действовал, вероятно, на всех уровнях и во всех хозяйственных сферах общества15.

Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду16.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единрго государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании17.

Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

Таким образом, мы выделили следующие особенности социально-экономического и политического устройства древнешумерского государства: сохранение пережитков родоплеменной организации. Кроме этого государство шумеров не было централизованным, а представляло собой союз городов-государств, объединенных единой идеологией и определенной хозяйственной общностью, следовательно, мы можем говорить о том, что государственный строй шумер отличался тем, что на его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого централизованного государства. Что касается рабовладения на территории шумер, то рабы как правило были иноземцами, иметь рабов могли как частные лица так и храмы.


    1. 2.2 Религия и письменность древней Шумерии



В древнем Шумере истоки религии  имели  чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ богов имел целью не  "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. Самые древние из шумерских богов, упомянутые  в древнейших табличках "со списками богов" (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Главными божествами шумерского пантеона были Ан (небо - мужское начало) и Ки  (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.

От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю. Считается что структура совета богов повторяла "земную иерархию" - где правители, энси, правили совместно с "советом старейшин", в котором выделялась группа наиболее достойных.

Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются "МЕ" игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста "МЕ", из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так или иначе связанное с общественной жизнью  Некоторые исследователи считают что "ме" - это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, "Божественные правила".18

В Шумере  боги были как люди. В их взаимоотношениях встречаются  сватовство и войны,  изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут симпатией к человеку. Интересно также, что шумерский рай не предназначен для людей - это обитель богов, где неизвестны печали, старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов - это проблема пресной воды.

Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, где на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и демонами. Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях19.

К достижениям шумерской цивилизации относится изобретение письменности. На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию.

На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным.
Последовало его дальнейшее усовершенствование: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог использоваться для обозначения начального звука «п» в любом слове. Таким образом, за счет многократного использования символов число знаков уменьшилось до 60020.
Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Новой письменностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров21.
Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Исходя из вышесказанного мы делаем заключение, что культура шумер была хорошо развита, о чем в первую очередь свидетельствует наличие письменности. Религии, как часть культуры была призвана обеспечить хороший урожай и военные победы, была политеизтичной, главным божеством шумерского пантеона были Ан и Ки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы приходим к выводу, что шумерское население на крайнем юге Месопотамии появилось на рубеже IV — III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

Климат Месопотамии способствовал развитию земледелию, так как их разливы благоприятно влияли на почву, однако сильные ветры оказывали неблагоприятное воздействие на развитие сельского хозяйства в этом регионе.

Так же благоприятным можно считать и географическое положение, которое способствовало быстрому заселению территории и ведению успешной торговли.

Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье22.

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Кроме этого государство шумеров не было централизованным, а представляло собой союз городов-государств.

Религия шумер была политеистична, имела в первую очередь, материальные корни и сыграла важнейшую роль в развитии религиозных взглядов следующих поколений.

Важнейшим этапом в развитии культуры древней Шумерии является изобретение письменности, которая впоследствии была заимствована вавилонянами и широко распространилась по всей передней Азии.

В целом шумерская цивилизация занимает важное место в истории человечества.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


  1. А. Лео Оппенхейм Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М.: Наука, Главная редакция восточной -литературы, 1990. - 319 с

  2. Белицкий, М. Шумеры: забытый мир. Пер. с пол. - М.: Вече, 2000. - 429 с.

  3. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. 390с

  4. История Востока : В 6 т. Т. 1 : Восток в древности / Рос. Акад. наук. Ин-т востоковедения; [Гл. редкол.: Р.Б.Рыбаков (предисл.) и др.]; Отв. ред. В.Я.Якобсон. - М. : Вост. лит., 1999. - 688 с.

  5. Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья (мифы, легенды, находки и открытия). Эврика. М. Молодая гвардия 1986г. – 160с.

  6. Козырева Н.В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988. – 400с.

  7. Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. н.э. Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. Ответственный редактор акад. Ю.А.Крачковский. // Труды института востоковедения, том XXXI. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. – 234с.










1 История Востока : В 6 т. Т. 1 : Восток в древности / Рос. Акад. наук. Ин-т востоковедения; [Гл. редкол.: Р.Б.Рыбаков (предисл.) и др.]; Отв. ред. В.Я.Якобсон. - М. : Вост. лит., 1999, С.: 246

2 История Востока : В 6 т. Т. 1 : Восток в древности / Рос. Акад. наук. Ин-т востоковедения; [Гл. редкол.: Р.Б.Рыбаков (предисл.) и др.]; Отв. ред. В.Я.Якобсон. - М. : Вост. лит., 1999, С.: 257

3 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. С.: 234


4 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. 390с

5 Белицкий, М. Шумеры: забытый мир. Пер. с пол. - М.: Вече, 2000. С.:234

6 Козырева Н.В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988, - С.:340


7 Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья (мифы, легенды, находки и открытия). Эврика. М. Молодая гвардия 1986. – С.:69

8 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. – С.: 340

9 История Востока : В 6 т. Т. 1 : Восток в древности / Рос. Акад. наук. Ин-т востоковедения; [Гл. редкол.: Р.Б.Рыбаков (предисл.) и др.]; Отв. ред. В.Я.Якобсон. - М. : Вост. лит., 1999. - 688 с.


10 А. Лео Оппенхейм Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М.: Наука, Главная редакция восточной -литературы, 1990. – С.:246

11 Белицкий, М. Шумеры: забытый мир. Пер. с пол. - М.: Вече, 2000. – С.:340

12 Козырева Н.В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988. – С.: 360

13 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. – С.:346.

14 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. – С.: 350

15 Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. н.э. Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. Ответственный редактор акад. Ю.А.Крачковский. // Труды института востоковедения, том XXXI. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. - 256


16 Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. н.э. Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. Ответственный редактор акад. Ю.А.Крачковский. // Труды института востоковедения, том XXXI. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. – С.:256

17 Козырева Н.В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988. – С.: 345


18 А. Лео Оппенхейм Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.- М.: Наука, Главная редакция восточной -литературы, 1990. – С.: 256

19 Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. – С.: 367

20 Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья (мифы, легенды, находки и открытия). Эврика. М. Мол. гвардия 1986. – С.: 90

21 Козырева Н.В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988. – 380с.


22 Козырева Н.В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988. – С.: 340




Скачать файл (114 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru