Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по психологии способностей - файл 1.doc


Загрузка...
Шпоры по психологии способностей
скачать (163 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc163kb.19.11.2011 22:19скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Психология способностей


  1. Понятие и отличительные признаки способностей.

  2. Место и роль способностей в структуре личности.

  3. Сущность и проявление индивидуальных различий людей по их способностям.

  4. Соотношение способностей и знаний, умений, навыков.

  5. Структура способностей как совокупность общих и специальных качеств.

  6. Общие способности, их значение в деятельности человека.

  7. Понятие специальных способностей, их значение в деятельности человека.

  8. Понятие ведущих и вспомогательных способностей.

  9. Понятие теоретических и практических способностей.

  10. Понятие творческих способностей и их значение в деятельности людей.

  11. Понятие учебных способностей и их значение в деятельности людей.

  12. Способности по видам психических процессов: ощущения, восприятия, памяти.

  13. Способности по видам психических процессов: представления, воображения, мышления, внимания.

  14. Структура познавательных способностей по Б.Г.Ананьеву.

  15. Понятие и компоненты психомоторных способностей.

  16. Понятие и психологическая характеристика коммуникативных способностей.

  17. Понятие и компоненты духовных способностей.

  18. Взаимодействие способностей, понятие функционального, регуляционного и операционного механизмов способностей.

  19. Сущность взаимокомпенсации различных способностей, характер проявления в деятельности людей.

  20. Качественные характеристики способностей и их применение на практике.

  21. Количественные характеристики способностей и их применение на практике.

  22. Факторные модели развития способностей.

  23. Двухфакторные модели развития способностей.

  24. Задатки, как природные предпосылки развития способностей.

  25. Связь способностей с типами нервной деятельности человека.

  26. Характеристика способностей людей с первым (художественным) типом нервной деятельности.

  27. Характеристика способностей людей со вторым (мыслительным) типом нервной деятельности.

  28. Взаимовлияние генотипа и среды на развитие способностей человека.

  29. Межполовые различия в способностях людей.

  30. Понятие и соотношение интеллекта и креативности, роль творчества в деятельности людей.

  31. Понятие одаренности в психологии способностей человека.

  32. Одаренность, талант и мастерство как проявление способностей человека.

  33. Этапы формирования и развития способностей в онтогенезе человека.

  34. Объективные предпосылки развития способностей человека.

  35. Основные закономерности развития способностей.

  36. Общая динамика развития способностей в онтогенезе человека.

  37. Формирование способностей у детей дошкольного возраста: задачи, формы и методы.

  38. Развитие способностей детей в ходе школьного обучения: задачи, формы, методы.

  39. Проблемы развития способностей одаренных детей.

  40. Роль учителя (педагога) в развитии способностей обучаемых.

  41. Развитие способностей человека в ходе профессионального обучения (образования).

  42. Развитие способностей человека в ходе профессиональной деятельности.

  43. Факторы и направления ускоренного развития способностей индивида.

  44. Общая проблематика диагностирования способностей.

  45. Учет возрастных особенностей при диагностике способностей.

  46. Методы диагностирования общих способностей (тесты интеллекта).

  47. Тесты специальных способностей.

  48. Тесты творческих способностей и особенности их применения.



1. Понятие и отличительные признаки способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к ЗУН, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способностям и приемам деятельности (Теплов).

Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности:

1 – высокий темп обучения, соответствующей деят.;

2 – широта переноса навыка, который состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях;

3 – энергетичность, экономность выполнения данной деятельности;

4 – индивидуальное своеобразие выполнения деят.;

5 – высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
3. Сущность и проявление индивидуальных различий людей по их способностям.

Существенное влияние на развитие способностей человека оказывает тип высшей нервной деятельности, т.е. сочетание свойств:

1) сила НС по отношению к возбуждению, т.е. способность длительно выдерживать интенсивные и частые нагрузки;

2) сила НС по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и частые тормозные влияния;

3) уравновешенность НС по отношению к возбуждению и торможению, проявляется в одинаковой реактивности НС в ответ на чередование раздражителей;

4) лабильность НС – это скорость возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Т.О. развитие способностей связано с генотипическими свойствами, которые по Теплову Б.М. образуют почву на которой легче формируются одни формы поведения и труднее другие, и факторами внешней среды.

Подвижность нервных процессов способствует повышению навыков жонглирования у артистов цирка.

Вестибулярная устойчивость у артистов балета связана с преобладанием торможения по внешнему балансу.

У музыкантов слабая и высоколабильная НС.
5. Структура способностей как совокупность общих и специальных качеств.

Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности и является различным для разных её видов.

Например общие качества в литературных способностях:

1. особенности творческого воображения и мышления;

2. яркие и наглядные образы памяти;

3. развитие эстетических чувств;

4. интерес к психологии людей.

Специальные качества – это определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорных и умственных сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Т.О. структура любой конкретной способности включает в себя общие качества (способности), отвечающие требованиям различных видов деятельности и специальные качества (способности), обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.
7. Понятие специальных способностей, их значение в деятельности человека.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Специальные способности: музыкальные, математические, лингвистические, технические, художественные, спортивные, кулинарные и т.д.

Специальные способности – это система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Специальные способности связаны с общими способностями. Специальные способности являются как правило основой, предпосылкой профессиональной деятельности человека, поэтому имеют большое значение для развития профессионально-важных качеств личности.


19. Сущность взаимокомпенсации различных способностей, характер проявления в деятельности людей.

Теплов говорил: «Недостающая способность м.б. в очень широких пределах компенсирована другими высокоразвитыми способностями. Например отсутствие абсолютного слуха приобретенным умением».

Компенсация:

1 – социальный аспект – Теплов: «Люди с разными задатками могут добиваться одинаковых высоких достижений: м.б. артистами, учеными».

2 – психофизиологический аспект – Люди с разной выраженностью свойств достигают одинаковой продуктивности. Например медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменением в ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.

Также существует компенсация за счет стиля деятельности. Люди с разными стилями добиваются 100%-ого выполнения плана.
21. Количественные характеристики способностей и их применение на практике.

Номотетический подход выявления количественных характеристик мы находим у Кеттела, Айзенка и др.

Каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую в какой мере развиты способности одного человека по сравнению с другими людьми.

Люди, родившиеся в один день, будут отличаться ростом, весом, и уровнем способностей.

В качестве измерения способностей используют различные тесты. Обычно отдельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности. Так при определении IQ, успешность испытуемого определяется числом, правильно выполненных задач, с учетом потраченного времени.
23. Двухфакторные модели развития способностей.

Иерархическая модель структуры интеллекта Чарльза Спирмена.

Спирмен первым разработал эту идею и создал формулу. Занимался факторным анализом и выделил:

1 – общий фактор (генеральный). G-фактор – общая способность. Роль этого фактора максимальна при решении сложных математических задач и на понятийное мышление и минимальна при сенсомоторных действиях.

2 – S-фактор – это специфический фактор для данной деятельности.

Дальнейшее развитие привело к выделению других факторов: А – арифметических; М – механических; L – лингвистических.

^ Модель Кеттела: Кеттел дал систематизацию групповых способностей. Он выделил отдельно групповые факторы – вербальные, счетные, пространственные. Кеттел ввел понятие связанного интеллекта.

Вербальные и счетные показатели коррелируют с связанным интеллктом.

Кеттел ввел термин свободного (текучего) интеллекта, не связанного с культурой.




frame1




S1 S2 S3

2. Место и роль способностей в структуре личности.

Одни только способности, не сочетающиеся с направленностью личности, с эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям.

Способности связаны с интересом к деятельности, т.е. стремлением к познанию объекта, изучению его в деталях, а также со склонностью, т.е. стремлением выполнить эту деятельность. Для успеха в деятельности необходим ряд черт характера: трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Такие качества личности как самокритичность и требовательность к себе, развивают способность и способствуют росту личности.

Т.О. способности связаны с другими индивидуально-типологическими свойствами личности и играют важную роль в развитии личности.
18. Взаимодействие способностей, понятие функционального, регуляционного и операционного механизмов способностей.

С позиции структуры способностей по Ананьеву, функциональные механизмы способностей детерминированы природой индивида (например мыслительная способность).

Операционные механизмы способностей – это использование готовых кодов (языковых, логических, числовых). Например: исполнительный этап мышления. Это характеристики человека, как субъекта деятельности.

Регулирующие механизмы являются следствием развития функциональных и операционных механизмов.

В онтогенезе развивается внешняя и внутренняя регуляция способностей, на основе ориентирующих, контролирующих, корректирующих систем принятия решения и оценки ситуации.

Все системы связаны взаимодействием и в процессе развития функциональные и операционные механизмы становятся саморегулирующимися.
20. Качественные характеристики способностей и их применение на практике.

Качественная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности.

Качественные различия способностей по мнению Теплова выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй в другой; не только в том что один человек проявляет технические способности, а другой музыкальные способности. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных людей качественно различны.
44. Общая проблематика диагностирования способностей.

При диагностике способностей правильность решения теста определяется либо высоким уровнем развития способности, либо низким уровнем трудности задания.

При создании тестов всегда строились задания таким образом, чтобы они варьировали по трудности и были направлены на измерение не более чем одной способности.
45. Учет возрастных особенностей при диагностике способностей.

Развитие общих интеллектуальных способностей интенсивно изменяется от 2х до 12ти лет, и зависит от вида деятельности развития IQ в школьном возрасте, определяется внутренней мотивацией ребенка, любознательностью и стремлением к высоким достижениям.

У взрослых подъем IQ от 17 до 20-30 лет, а затем снижение. Однако пространственный интеллект практически не изменен до 60 лет. Логические операции снижаются после 45 лет. Вербальные способности улучшаются до 55-60 лет, а снижаются только к 65-70 годам. Арифметический тест – 25-60 лет с некоторым улучшением, а после 60 снижается.

Существует жесткая связь между интеллектуальной продуктивностью людей в 60-80 лет и их профессией. Скорость обработки информации снижается с 30 лет.

Таким образом общий интеллект (общая умственная способность):

- интенсивно развивается от 0 до 12 лет;

- достигает максимума в 20-30 лет;

- снижается после 60 лет.
14. Структура познавательных способностей по Б.Г.Ананьеву.

Л.С.Выготский: «Следует изучать не только какой памятью обладает ребенок, но и как он умеет ее использовать».

Ананьев рассматривал проблему соотнесения биологических и социальных основ психики.

Он выделил:

1 – функциональные механизмы, детерминированные природной организации человека;

2 – операционные механизмы, усваиваются в процессе воспитания и образования в общей социализации – это характеристика человека как субъекта деятельности;

3 – мотивационные характеристики человека, как индивида и личности.

Центральным моментом в исследовании способности является понимание о взаимодействии функциональных и операционных механизмов отдельных способностей. Например: восприятие, память, мышление о комплексном изучении механизма психических функций.
^ 22.Факторные модели развития способностей.

Классификация факторных моделей интеллекта:

frame2Зависимые, т.е. неортогональные.

Пространственные одноуровневые -предполагают множество первичных интеллектуальных факторов и независимых (Гилфорд) и зависимых (Терстоун).

^ Иерархические модели интеллекта - предполагают размещение факторов на разных уровнях.

Модель Терстоуна. Выделил первоначально 12 факторов способностей и назвал их первичными, умственными способностями, из котор. наиболее часто в исследованиях воспроизводиться 7: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор(скорость, точность),пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивный фактор(нахождение правила и завершение последовательности).

Первичные умственные способности корректируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.

^ Диагностика креативности по Гилфорду.

1. изучал зависимость от интеллектуальных способностей;

2. выделил два типа мышления:

- конвергентное (логическое однонаправленное)

- дивергентное (идущий одновременно в разных направлениях, отступающий от логики);

3. большинство тестов креативности ориентировано на выявление дивергентных способностей, т.е. не предполагает определенного числа ответов, оценивает не их правильность, а соответствие с заданием и поощряют поиск не тривиальных, неожиданных решений;

4. Выделил 16 гипотетич. интеллектуальных способностей, характеризующие креативность, личность. –беглость мыслей- это количество идей, за единицу времени. –Гибкость мыслей- это способность переключаться с одной мысли на другую. –Оригинальность-способность производить идеи отличающие от общепринятых взглядов. –Любознательность-это чувствительность к проблемам в окружающем мире. –Способность к разработке гипотезы, а так же иррелявантность-это логическая независимость реакции от стимула и фантастичность- это полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
41.Развитие способностей человека в ходе профессионального обучения (образования).

Способности человека- внутренние условия его развития, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних- в процессе взаимодействия человека с внеш.миром. (С.Л.Рубинштейн).

Учащиеся, приступая к освоению(обучению) профессионал. деят-ти, обладают определенным уровнем развития индивидуальных качеств, часть из котор. является профессионально важными. Они определяют успешность выполнения профессионал.деят-ти. В процессе обучения деят-ти происходит повышение уровня развития профессионально важных качеств(ПВК). Другие качества, могут при этом стабилизироваться или даже регрессировать.

На > сложных этапах обучения профессии и увеличение трудности, наличного уровня профессионально важных качеств становиться недостаточно. Возникает противоречие между возможностями субъекта и требованиями деят-ти. Это является движущей силой развития профессиональных способностей. Поэтому, не все способности развиваются равномерно:> интенсивно развиваются те качества, по которым создаются противоречия на поздних этапах обучения. Таким образом, внеш. условия являются детерминантами развития личности, но и внутр. условия преобразуют деят-ть.


^ 32.Одаренность, талант и мастерство как проявление способностей человека.

Способности могут развиваться по своему уровню.

Талант: 1.Высокий уровень развития специальных способностей(литературных, музыкальных) т.е.способности определенные творческой деят-тью. 2.Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, науки, промышленности. Это понятие житейское, поэтому не существует ни теории, ни методов диагностики.

Мастерство- это совершенство в конкретном виде деят-ти в большей степени связано с репродуктивной производительной деят-ти, но предпологает психологич. готовность к творческому мышлению возникающих проблем.

Гениальность- высшая степень проявления творческих способностей личности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
^ 40.Роль учителя(педагога) в развитии способностей обучаемых.

Главная функция педагога- управление процессами обучения, воспитания, образования и развития учащихся.

Педагог выполняет диагностическую и прогностическую функции, а так же: информационную, организационную, оценочную, контрольную, корректирующую функции. Педагог должен обладать определенными личными качествами в развитии способностей обучаемых: гуманное отношение, терпение, обязательность, высокая нравственность, отзывчивость, принципиальность, душевная чуткость, справедливость.

Эти качества обуславливают личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
^ 36.Общая динамика развития способностей в онтогенезе человека.

Первоначально развиваются органические способности, психомоторные, эмоциональные, коммуникативные, затем познавательные, затем с развитием личности: способности волевые, нравственные, социальные, профессиональные.
^ 38.Развитие способностей детей в ходе школьного обучения: задачи, формы, методы.

Задачи: 1.Формирование внутреннего плана действий. 2.Интереса к обучению, т.е. учебно-познавательной мотивации. 3.Развитие когнитивных способностей. 4.Формирование временных представлений.

Форма организации: 1.Урок(ведущая форма): а)по длительности: 4-6 уроков по 40 мин.

б)по структуре: организационный момент, проверка и оценка домашнего задания, сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний(контрольная работа), закрепление изученного, задание на дом. 2.Кружковая работа. 3.Дополнительные индивидуальные занятия.

Методы: Словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми.


9. Понятие теоретических и практических способностей.

frame3Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическому измышлению.

Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным практическим действиям (например умение что-то делать своими руками).

Теоретические и практические способности в отличие от общих и специальных чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у разносторонне талантливых людей.
11. Понятие учебных способностей и их значение в деятельности людей.

Учебные способности – это способности, которые определяют успешность обучения, усвоение человеком ЗУН.

Развитие мозга ребенка завершается к 6 годам. Функциональной зрелости мозг достигает к концу отрочества.

Развитие мозга сопровождается созданием незанятых нейронов, которые м.б. использованы. Не загруженные нейроны отмирают.

С 25 до 45 лет отмирают десятки тысяч нервных клеток, поэтому развитие способности обучения связаны с сохранением способности нейронов к росту, т.е. зависит:

- от качества врожденных нервных механизмов психической деятельности;

- от степени тренированности самих мозговых структур;

- от качества наличных знаний и умений;

- от активной целенаправленной работы над собой.

В начале 1960х годов появилась область психологии о нарушении способностей у детей. Дети не имеют сенсорных дефектов, педагогически не запущены, но у них проблемы в усвоении навыков чтения (дизлексия), письма (дизграфия), счета (дизкалькулия). Проверили связь с родственниками и доказали влияние генотипа.

В отечественной психологии больше говорят об обучаемости, как общей познавательной способности, от которой зависит быстрота и легкость овладения ЗУН. Обучаемость связана с умственным развитием (способствует), но и умственное развитие м.б.достигнуто при низких показателях обучаемости, за счет повышения трудоспособности.

В структуру обучаемости входят:

- познавательные процессы;

- эмоционально-волевые процессы.

Выводы:

Обучение зависит от уровня сформированности и развития познавательных процессов. Чтобы развить способность к обучению, нужно развить психические процессы.

Эксплицитное обучение осуществляется на основе произвольного сознательного контроля процессов переработки информации.

Имплицитное обучение – осуществляется непроизвольно.
13. Способности по видам психических процессов: представления, воображения, мышления, внимания.

Представление включает в себя следующие свойства психических процессов: полнота образа, точность образа, детальность образа, яркость, четкость.

Мышление: гибкость, темп. Быстрота, экономичность, широта, глубина, последовательность, критичность.

Воображение: новизна, оригинальность, осмысленность, широта оперирования образом.

Внимание: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость, интенсивность, оперативная подвижность.

От степени сформированности и развитости свойств психических процессов будет зависеть их продуктивность (включая произвольность и качество результата деятельности) как способность функциональных систем.


4. Соотношение способностей и знаний, умений, навыков.

Знание – это адекватный результат когнитивных процессов.

Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.

Навык – это сформированное автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Теплов писал что способность не сводится к ЗУН, которые уже выработаны у данного человека.

ЗУН являются приобретенными особенностями человека и составляют его опыт, способности же развиваются на базе врожденных задатков и в процессе деятельности обогащаются ЗУН, определяя успешность выполнения деятельности.
6. Общие способности, их значение в деятельности человека.

Общие способности – это индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлениями различных видов деятельности.

Общие способности развиваются в первые месяцы и годы жизни. Маленькие дети проявляют одни и те же способности: ходить, говорить, слышать.

К общим способностям относят: умственные способности; развитую память; совершенную речь; тонкость и точность ручных движений; сосредоточенное внимание; способность к общению; способность к учению, творчеству и т.д.

Общие способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Эти способности отвечают требованиям широкого круга относительно родственных видов деятельности.

Значение общих способностей в деятельности человека заключаются в том, что они обеспечивают жизнь и развитие человека в социальной среде.
8. Понятие ведущих и вспомогательных способностей.

В структуре способностей можно выделить качества, которые занимают ведущее положение и качества, которые являются вспомогательными. Например в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут:

- высокая природная чувствительность зрительного анализатора;

- чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита;

- сенсомоторные качества руки художника;

- высокоразвитая образная память.

Вспомогательными свойствами будут:

- эмоциональное отношение к изображаемому;

- воображение и т.д.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Соотношению ведущих и вспомогательных качеств различается у разных людей, в зависимости от того, какое качество является ведущим, определяются вспомогательные способности.
43. Факторы и направления ускоренного развития способностей индивида.

Влияют на развитие способностей индивида внешние, внутренние факторы, а также их взаимодействие.

1) генотипический и психологический уровни:

- мотивация;

- креативность;

- выдающиеся способности;

2) фенотипический уровень имеет 3 направления:

- психосоциальное;

- когнитивное; способствуют:

- физическое.
1 – ускоренное обучение;

2 – обогащение содержания образования:

а) горизонтальное обогащение:

- социальная компетенция;

- обучение мышлению;

- физическое воспитание;

б) вертикальное обогащение:

информационное насыщение в сферах:

- психосоциального развития;

- когнитивного развития;

- креативности;

- организационно-педагогической.

33. Этапы формирования и развития способностей в онтогенезе человека.

Каждый человек проходит в своем развитии периоды повышенной чувствительности к освоению разных видов деятельности:

- 2-3 года – устная речь;

- 5-7 лет – чтение;

- дошкольный возраст – игровая деят-сть (роли).

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием органических структур. От рождения до 16 лет происходит совершенствование всех анализаторов, функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это условие для развития общих способностей, как предпосылка для развития специальных способностей. Далее на базе развития органических структур происходит развитие способностей психических процессов и позднее в онтогенезе развиваются способности человека как личности, индивидуальности.
34. Объективные предпосылки развития способностей человека.

Исходной предпосылкой для развития способности служат врожденные задатки, которые превращаются в более совершенные способности.

Каждая начинающая складываться способность является как бы задатком для развития способностей. Каждая способность, развиваясь, переходит на высшую ступень.

В развитии способностей существенным фактором является интерес к деятельности, который связан с успешностью деятельности.

Развитие способностей зависит от условий, позволяющих реализовываться задаткам: от особенностей семейного воспитания (забота родителей о развитии способностей).

Условием развития способностей также выступает макросреда (общество заботится о совершенствовании системы образования).
35. Основные закономерности развития способностей.

Развитие способностей происходит на трех уровнях: психофизиологическом; психологическом; социально-психологическом.

Важным моментом в развитии способностей является комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких способностей.

Если деятельность носит творческий характер, не рутинный, она является привлекательной, как средство проверки и развития способностей.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие ребенка, реализуя зону потенциального развития.

Если деятельность слишком проста, она не реализует уже имеющиеся способности, если чрезмерно сложна, она невыполнима и не приводит к формированию новых способностей.

Для закрепления новых способностей необходимо научение и подкрепление → тем быстрее идет развитие.
37. Формирование способностей у детей дошкольного возраста: задачи, формы и методы.

Задачи:

1. совершенствование процесса обучения и дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни;

2. совершенствование познавательных способностей: целенаправленность анализа, сравнения, обобщения, развитие активного внимания;

3. формирование основных компонентов учебной деятельности;

4. воспитание познавательного интереса, как мотива учебной деятельности.

Формы:

1) чередование показа способов действия с исполнением их детьми;

2) сочетания слушания речи воспитателя с активной речевой деятельностью детей;

3) занятия – ведущая форма.

Методы:

1 – наблюдение;

2 – игровой метод;

3 – рассказ (словесный метод);

4 – чтение книг;

5 – беседа;

6 – наглядные методы (наглядность в обучении).
^ 28.Взаимовлияние генотипа и среды на развитие способностей человека.

1.Доказательностью врожденности способности служит их ранее проявление у ребенка (Моцарт – 3 года).

2.О врожденности способностей, заключают также на основе их повторений о потомках.

frame4При исследовании близнецовым методом было обнаружено, что монозиготных пар корреляция 0,8-0,7. А в дизиготных и в парах сипса 0,4-0,5

^ Влияние среды. В семье Бахов, каждый включая детей, получал свой голос в многоголосной фуге, в семейном хоре; результат это-действие обоих факторов генотипического и средового.

^ Эксперименты на животных. Влияние генотипа. Крысы при обучении прохождения лабиринта, были сформированы в 2-е группы:умных и не успешных. Селекция(скрещивались умные с умными, и глупы с глупыми) так повторялось 6 поколений, это доказывает возможность накопления генетической предрасположенности, успешное обучение.

^ Влияние среды. Поколение умных крыс выращивалось в обедненной среде, без впечатлений и возможности действовать-> такие крысы при обучении в лабиринте обнаруживают результаты равные результатам глупых крыс в естественных условиях. Глупые крысы в обогащенной среде = умные крысы в естественной среде.

Вывод: факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности и могут компенсировать или невелировать действия в генотипе.
31.Понятие и соотношение интеллекта и креативности,роль творчества в деят-сти людей.

Одаренность- это единство общие способности человека, обуславливающие диапазон интеллектуальных возможностей,уровень и своеобразие его деят-ти.

Благодаря исследованиям Торентеа в психологии закрепилось представление об интеллектуальной и творческой одаренности.

Так же выявляются типы: художественной и практической одаренности.

Особенно рано проявл. одаренность к музыке, а потом к рисованию.

Одаренность к искусству выступает раньше чем к наукам,ю а в науке раньше всех проявл. одаренность к математике.

Один из ранних показателей одаренности- это время, в течении котор. 2-3-х летний ребенок может сосредоточиться на занятиях. Однако для успешности деят-ти человека помимо одаренности, должен обладать знанием и умением.
30.Понятие и соотношение интеллекта и креативности, роль творчества в деят-ти людей. Подражание взрослым начинается с 2-4 лет.

Способность к творческому труду развивается с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие,является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым.

^ Детерминанты развития потребностей и способности к творчеству:

frame5Дальнейшая судьба складывается в зависимости от условий среды и общих закономерностей развития творческой личности. Огромную роль играет образец на котор. ориентирован креатив.

Креативность присуща каждому человеку, но средовые влияния, запреты, социальные шаблоны блокируют ее проявление, поэтому по Гилфорду одаренные дети москируют свои способности, хотя они быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания по Колбергу.


^ 48.Тесты творческих способностей и особенности их применения.

Гилфорд считал операцию дивергенции – основой креативности, как общей творческой способностью.

На основе выделенных 6-ти параметрах креативности Гилфорд разработал батарею субтестов (всего 14, из них 10 на вербальную креативность и 4 на невербал.креативность).Тест предназначен для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования.

Субтесты хорошо согласуются друг с другом. Время выполнения не ограничено, обнаружена высокая корреляция: чем больше IQ, тем ниже креативность.

Торенте создал батарею из 12 субтестов, сгруппировав их в 3 серии.

1.Словесная шкала-7 заданий, оценивается легкость, гибкость, оригинальность ответа.

2.Изобразительная шкала-3 задания,оценивается то же + точность.

3.Слвесно-звуковая шкала- оценивается оргинальность, тест предназначен от школьников до взрослых.

Медник, суть творчества способности, преодолевать стериотипы в широте поля ассоциаций.

Схема……..

Предлагается слова в тесте из максимально удаленных областей, время не фиксируется.

Критика по тесту такая же как к Торентсу.

Ситуация тестирования задана из вне и нет свободы выбора материала.

По тесту Мидника оценивается: оригинальность, уникальность.
^ 46.Методы диагностирования общих способностей(тесты интеллекта).

Все существующие тесты интеллекта можно разделить на:

1.Тесты «скорости»- это несколько однотипных и близких по уровню сложности заданий, их надо решить за определенное время, сложность 0,5 т.е. их должна решить половина выборки на котор. проверялся тест.

2.Тесты «уровня»- время для выполнения теста предлагается больше, чем надо среднему испытуемому. Главное- это шкала «сложности». По Юсупову, чтобы свести к минемому вероятность случайного решения, надо брать от 6 до 10 вариантов ответов.

При 6 вариантах ответов количество заданий не может быть больше 6-7 с повышение сложности.

^ Тесты интеллекта: 1.Тесты «скорости»: а)тест Векслера (60 мин) учитывается время только по всем невербал. субтестам и по заданию арифметика; б)тест Амтхауэра(30мин).

2.«Смешанные»: а)матрицы Равенна- по желанию экспериментатора, может быть на время или нет. (Цветной 5-11 лет; Черно-белый 8-14, 20-65 лет; Для лиц с высоким интеллектом), б)Тест Айзенка- учет скоростной продуктивности и сложности (30мин).

^ 3.Тесты «уровня»: Тест Векслера- только точность при невербал. части и все остальные задания.



15. Понятие и компоненты психомоторных способностей.

Психомоторика – это объективация всех форм психического отражения, определяемыми ими движениями.

Первая классификация психомоторных процессов была предпринята Латоновым:

Психомоторика включает в себя:

1 – сенсомоторные процессы:

а) простые сенсомоторные реакции: простое одиночное движение; показатель продуктивности – время;

б) сложные сенсомоторные реакции: различение, выбор, переключение и реакция на движущийся объект;

в) сенсомоторная координация: координация движений и динамичность ответа, слежение;

2 – идеомоторные процессы (представления о движениях);

3 – все произвольные мотивационные действия.

Для сложных сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации – показатель продуктивности: точность, скорость и вариативность (степень изменения скорости и точности).

Сеченов выделил 4 свойства, характеризующие движение: направление, сила, напряженность, скорость.

Рубинштейн выделил свойства движений: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и легкость, пластичность и ловкость.

Зарубежн.псих.: точность контроля, одновременная реакция нескольких конечностей, ориентация ответа, время реакции, управление темпом.
17. Понятие и компоненты духовных способностей.

Появление духовных способностей стало возможным после возникновения языка и перехода от природных способностей к интеллектуальным.

Рассудочная деятельность позволяет вести рациональные дискуссии и взаимосвязана с духовными способностями.

^ Структура способностей и взаимосвязи духовных способностей и интеллекта. Схема на обороте.

Духовность – это совокупность творения, образов, которые создаются выдающимися представителями народа.

Духовные способности – это интегрированное проявление интеллекта и духовности личности.

Язык вмещает в себя все духовные достижения. Владение языком культуры является условием высшего мира сознания. Раскрывая смысл понятий, мы овладеваем культурой. Можно многое знать, но не уметь творить; многое знать, но не быть духовным человеком.

Духовным. Знание становится когда оно имеет личностный смысл, адресованный социальному окружению. Духовность связана с эмпатией (сопереживанием).

^ Взаимосвязь предмета познания, способностей и результата деятельности:

frame6


10. Понятие творческих способностей и их значение в деятельности людей.

Творческие способности связаны с созданием нового оригинального продукта с нахождением новых способов выполнения деятельности – в этом заложена основа развития и совершенствования деятельности людей.

^ Классификация типов активности по Батищеву:

Внешняя активность:

1 – адаптивное поведение – человек изменяет свои качества, приспосабливаясь к окружающему миру. Адаптивное поведение можно разделить на два типа:

а) реактивное – т.е. реакция на изменение среды;

б) целенаправленное – связано с мотивами, средствами. Здесь важны результаты и достижения;

2 – преобразование – человек изменяет среду. Типы преобразования:

а) творчество – важно новые, необычное, иррациональное;

б) разрушение – уничтожает прежнюю среду.

Креативность в узком смысле – это дивергентное мышление по Гилфорду – это готовность выдвигать множество самых разных идей, относительно объекта; это способность отказываться от стереотипных способов мышления.

Критерии креативности:

1. беглость – количество идей за единицу времени;

2. оригинальность – способность производить редкие идеи;

3. восприимчивость – чувствительность к необычности, к противоречиям, к неопределенности, готовность переключаться с одной идеи на другую;

4. метафоричность – готовность работать в фантастическом, использовать символические, ассоциативные средства, умение в простом видеть сложное и наоборот.
12. Способности по видам психических процессов: ощущения, восприятия, памяти.

Свойства психических процессов имеют не однородный состав: это и сущность особенностей психики и продуктивность познавательных процессов.

Ощущения включают в себя следующие свойства психических процессов: пространственная локализация; длительность; интенсивность; скорость; точность.

Восприятие: предметность; целостность; константность; осмысленность; избирательность; точность; полнота; быстрота; объем.

Память: точность; прочность; скорость; мобилизационная готовность; объем.
16. Понятие и психологическая характеристика коммуникативных способностей.

Коммуникативная способность – это способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Без овладения речью, без умения адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно понимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь человека в обществе была бы невозможна.

^ Особенности коммуникативной стороны общения:

Для успешного понимания д.б. выработана единая система тезаурус понятий:

1. происходит обмен информацией в диалоговом общении, это возможно, если она понятна и осмыслена;

2. психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения;

3. оба участника должны обладать единой системой кодирования. Могут мешать: различия в поэтических, социальных, профессиональных особенностях;

4. могут возникать коммуникативные барьеры: мировоззрение, застенчивость, скрытность, непримиримость.


39. Проблемы развития способностей одаренных детей.

Одаренность – сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

^ Одаренные дети (по В.М.Слуцкому):

Одаренные дети опережают своих сверстников в умственном развитии, либо имеют выдающиеся спец.способности.

Признаки:

1 – высокая исследовательская активность (повышена биохимическая и электрич. активность мозга. Болезненно воспринимают недостаток информации, которую можно усвоить → ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического типа);

2 – в раннем детстве есть способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы (для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система более разветвленная, с большим числом нервных связей);

3 – обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением;

4 – способность категоризировать, классифицировать информацию;

5 – большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями;

6 – повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Задача работы с одаренными детьми: формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности.

Очевидные проявления неумения самореализации:

1 – отсутствие навыков действовать в ситуации явной неопределенности, когда нет обратной связи и нет гарантий безусловного успеха познавательной деятельности;

2 – неумение выдерживать и эффективно преодолевать самые разные кризисные ситуации;

3 – невозможность преодоления собственных, показавших свою индивидуальную эффективность, стереотипов деятельности, в частности, стереотипа преимущественного обучения. Особенно это заметно у вундеркиндов, очень рано демонстрирующих чудеса обучения и самообучения. Проблема: недостаточная толерантность к стрессу (от борьбы мотивов до трудностей общения);

4 – одаренные дети ставят высокие цели, которые требуют особых личностно-познавательных качеств, которые у них недостаточно сформированы.
42. Развитие способностей человека в ходе профессиональной деятельности.

С.Л.Рубинштейн: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диагнозом новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот уровень еще выше.

Развитие ПВК является узловым моментом формирования психологической системы деятельности. Развитие взаимосвязано с обучением. Обучению принадлежит определяющая роль в развитии, оно ведет за собой развитие.
47. Тесты специальных способностей.

Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности, используются при решении задач в области проф.отбора и проф.ориентации.

Выделяют:

- по видам психических функций (моторные, сенсорные);

- по видам деятельности (технические, художественные и др.).

Также отдельно выделяют тесты достижения:

frame7
^ 24.Задатки,как природные предпосылки развития способностей.

Задатки- это врожденные анатомо-физиологические особенности, строение мозга, органов чувств и движения, особенности н.с., составляет природную основу развития способностей.

Задатки являются лишь предпосылкой развития способностей.

Способности не являются функцией задатков, а явл. функцией развития(напр.задатки интеллектуал. способностей проявляются в функциональной деятельности мозга: его большей и меньшей возбудимости, подвижности, быстроте образования временных нервных связей, т.е. в том, что Павлов назвал генотипом).
^ 25.Связь способностей с типами нервной деятельности человека.

Врожденные особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П.Павлов выделил две типологии людей: 1.в зависимости от типа ВНД. 2.В зависимости от соотношения сигнальных систем.

Тип ВНД (сила, уравновешенность, подвижность) оказывает влияние на развитие способностей чел-а.(напр. сила сочетаний с уравновешанностью и подвижностью способствует образованию волевых и коммуникативных свойств, что хорошо для организаторских способностей).

Преобладание 1-ой сигнальной системы по Павлову- это художественный тип, доминирует правое полушарие.

Преобладание 2-ой сигнальной системы по Павлову- это мыслительный тип, доминирует левое полушарие.
26.Характеристика способностей людей с первым(художественным) типом нервной деят-ти.

Люди с преобладанием 1-ой сигнальной системы(художники):

-захватывают действительность целиком, без дробления

-для художников характерно целостное восприятие

-преобладает образное воображение и мышление

-характерна повышенная эмоциональность (аффективность)

-легче работают в сфере требующей впечатлительности, образности, живости, фантазии.
27.Характеристика способностей людей со вторым(мыслительным) типом нервн.деят-ти. Павалов: Люди спреобладанием 2-ой сигнальной системы-мыслители, дробят действительность, а затем как бы снова собирают ее части и стараются ее оживить.

-Восприятие аналитическое

-Мышление обстрактное,теоритическое

-В эмоциональной сфере больше преобладают спокойные реакции, а так же рассудочные, интеллектуальные

-Лучше справляются с деятельностью, где надо оперировать абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, понятиями.
^ 29.Межполовые различия в способностях людей.Мальчики 6 лет лучше девочек конструируют трехмерные модели. В 8-9 лет лучше ориентируются в пространстве.

Мужчины лучше женщин выполняют пространственные тесты, быстрее выучивают маршрут. В 11-12 лет- лучше выполняют задачи в математическом творчестве и высоком уровне сложности задачи. До подросткового возраста различия не обнаруживаются, а после с течением жизни возрастает.

Мужчины лучше женщин выполняют тесты на полезависимость и пленезависимость(когнитивный стиль- тест на пространственное мышление).

Женщины лучше выполняют тесты на быстроту, восприятие знаков, информацию и изображение. У женщин лучше развита моторика. У женщин лучше развито расположение предметов в пространстве. Пространственный и математический интеллект явл. вторым половым признаком. Так же известны элементы успешности определенного вида деятельности в зависимости от уровня гормон.



Скачать файл (163 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru