Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Логика - файл 1.docx


Лекции - Логика
скачать (268.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx269kb.19.11.2011 22:20скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Экзаменационные вопросы по дисциплине "ЛОГИКА"


1. Мышление как объект формальной логики. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).
2. Предмет формальной логики и понятие логического закона.
3. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики.
4. Логика и язык права. Роль логики в деятельности специалиста.
5. Понятие как центральная категория логики. Приемы образования и логическая структура понятия.
6. Виды понятий по объему.
7. Виды понятий по содержанию
8. Сравнимые и несравнимые понятия.
9. Логические операции с понятиями.
10. Суждение как форма мышления.
11. Логическая структура простого суждения (субъект, предикат, связка, квантор).
12. Виды простых суждений по объему, по качеству связки, по содержанию предиката.
13. Виды сложных суждений в соответствии с функциями логических связок.
14. Виды сложных суждений по количеству терминов.
15. Виды сравнимых  суждений: совместимые и несовместимые.
16. Логические отношения между несовместимыми простыми суждениями.
17. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями.
18. Логика вопросов и ответов. Роль вопроса в познании социальных явлений.
19. Логическая структура вопроса. Позитивная и негативная предпосылки вопросов.
20. Виды вопросов. Правила постановки вопросов.
21. Логическая сущность ответа. Виды ответов. Правила формулировки ответов.
22. Общая характеристика умозаключения. Логическая структура умозаключения.
23. Дедукция. Виды, особенности и состав дедуктивных умозаключений.
24. Простой категорический силлогизм и его структура. Общие правила силлогизма.
25. Фигуры силлогизма и их правила.
26. Разделительное умозаключение  и его разновидности.
27. Условное умозаключение и его разновидности. Значение различных видов дедуктивных умозаключений в практической деятельности специалистов.
28. Индуктивное умозаключение. Виды индукции.
29. Научная индукция, требования, предъявляемые к ней.
30. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей.
31. Аналогия, общая характеристика и особенности аналогии как формы умозаключения.
32. Виды умозаключения по аналогии. Аналогия закона.
33. Общая характеристика законов логики как законов правильного мышления.
34. Закон тождества как выражение определенности мысли. Значение закона тождества в мыслительной и практической деятельности специалиста.
35. Закон противоречия как выражение непротиворечивости мышления. Значение закона  в мыслительной и практической деятельности специалиста
36. Закон исключенного третьего как выражение непротиворечивости и последовательности правильного мышления.
37. Логическая сущность закона достаточного основания. Значение закона достаточного основания в деятельности специалистов.
38. Формы развития научного знания: факты науки, проблема, гипотеза, доказательство, теория.
39. Понятие и виды гипотезы. Судебно-следственная версия как разновидность частной гипотезы.
40. Логико-методологические требования к построению гипотезы и ее особенности в профессиональном исследовании.
41. Способы доказательства гипотезы. Значение гипотезы в деятельности современного специалиста.
42. Понятие доказательства. Логическое доказательство и судебное доказательство.
43. Логическая структура доказательства. Способы доказательства.
44. Виды косвенного подтверждения тезиса: апагогическое и разделительное.
45. Виды косвенного опровержения тезиса. Способы опровержения.
46. Правила доказательства и возможные ошибки при их нарушении.
47. Паралогизмы и софизмы.
48. Логические парадоксы, их роль в развитии профессиональных знаний.
49. Уловки в спорах и их нейтрализация.
50. Корректные и некорректные методы ведения спора.


1. Мышление как объект формальной логики.

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.

Мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Человеку присущи различные типы мышления: теоретическое (понятийное и образное), а также практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).

Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по разному связаны практикой. Так практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направленно в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности. Логика изучает основной тип мышления – понятийное (абстрактное) мышление.

Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющих проникать в сущность и закономерные связи предметов и явлений, творчески преобразовывать их сначала в теории, а затем на практике. Все материальные предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму.

Содержание мысли – это совокупность всех ее компонентов, свойств, состояний, характеристик, законов, представляющих собой результат отражения материального мира. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает важным свойством: какую бы словесную оболочку не принимали наши мысли, на каком языке не излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Так же понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.

Форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность. Т.е. различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса. Понятия в языке выражаются словами (например, "дерево", "самолет") или группой слов, т.е. словосочетаниями, например, "студент гуманитарного института", "создатель художественных картин", "река Дон", "космический корабль" и др.

В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Суждение – это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).

Суждение — это высказывание, устанавливающее связь между двумя понятиями. Например, «Железо есть элемент», «Змеи не имеют ног». Та часть суждения которая отображает предмет мысли, называется субъектом суждения и обозначается буквой S, а та часть суждения, которая отображает то, что утверждается (и отрицается) о предмете мысли, называется предикатом суждения и обозначается буквой Р. Слово есть (или суть - когда много предметов) называется связкой. Суждение можно изобразить символически в виде формы:

S есть (не есть) P, где S и P – переменные, вместо которых можно подставить какие-то определенные мысли о предметах и их свойств, а слово «Есть» - постоянная.

Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений. Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример:
Все металлы - вещества
Железо - металл
Железо - вещество

Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением. Черта под исходными суждениями заменяет слова «следовательно», «значит». Но не всякое сочетание суждений является умозаключением. Между суждениями должна быть логическая связь, в которой отображается взаимозависимость предметов и явлений объективного мира. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мысли, т.е. свою специфическую структуру.

Форма абстрактного мышления -это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

^ 2. Предмет формальной логики и понятие логического закона

Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. Исследуя необходимые связи между мыслями по логическим формам – логические законы, логика формулирует утверждения об истинности всех высказываний определенной логической формы. Эти утверждения тоже называются законами, но в отличии от логических законов (связей, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет) – законами (науки) логики. Законы логики, после того как они сформулированы, выступают в качестве норм, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения. В логике разрабатываются также требования другого рода, которые рекомендуются выполнять в процессе познания.

Формальная логика, таким образом, является нормативной наукой о формах, законах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности. Логический закон – это логическая форма, которая гарантирует истинность высказывания при любом содержании. В данном определении выдвигаются две основные стороны высказывания: содержательная и формальная. С изменением содержания высказывания меняется и содержательная связь, а формальная может повторяться сколь угодно долго. На основе этого положения и выводится понятие логического закона. Формальная связь между 

мыслями называется также логической связью. Это связи между признаками в понятии и самим понятием, между элементами суждения и самим суждением.

Законы логики имеют определенную задачу. Она заключается в формулировке основания, фундаменте правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины. Поэтому логические законы не являются законами в собственном смысле этого слова, так как этот термин используется для описания явлений и предметов действительности. Логические законы отражают реальные, объективные связи между высказываниями: объединение, разъединение, обусловленность и пр.

^ 3. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап - это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение.

Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков -основа другого направления математической логики - логики высказываний.

Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция. Разработка индуктивного метода - огромная заслуга Бекона. Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал методы научной индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.

Второй этап – это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.

^ 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА

Логика- наука о мышление, где мышление рассматривается как средство познания (не в физиологическом, психологическом или каком-либо другом смысле).

Мышление- это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком. 1.) абстрагирование от единичного, 2.) на основе имеющихся знаний,
3.) выраж. в сл. и предлож, 4.) нужно чел. и он стремится к примен. мышления.

Никто не будет спорить, что навыки правильного мышления помогают человеку улучшить свою жизнь.
Предметом логики яв. законы и формы, приёмы и операции мышления, с помощью кот. чел. познаёт окруж. мир.
Логика как наука возникла более 2300 лет назад. Её основателем считают Аристотеля (дидукт.) и его труд «Органон». Он разработал теорию понятий и суждений, учение о силогизме. Логику развивали античные стоики, Средние века- схолистика, Ф.Бэккон (индукт.), Новое время- Декат, Лейбниц, Ломоносов, Радищев, Гегель.

В жизни не сущ. формы без содерж., но нам часто не интерестно содержание, т.к. важно изучить общие приёмы и способы лог. мышления и уже потом применять их к конкрет. содержанию. Гегель говорил: «Логика учит мыслить, также как физиология учит переваривать», но оно несовсем точно и верно, так как правильное мышление мало зависит от физиологии, человек не раждается со всем багожом знаний, с логическим мышлением, он приобритает его в процессе развития, познавая мир, и курс логики нам в этом, надеюсь помог. Действительно, многие люди мыслят правильно, но изучать логику в ВУЗе просто неободимо, т.к. это повышает навыки этого самого правильного, логичного мышления, логика позволяет нам исправить потенциальные ошибки в рассуждениях
Задача логики- научить человека сознательно применать законы и формымышления, на основе этого логичнее мыслить, правильно познавать мир. Логикка повышает культуру мышления, вырабатывает новые навыки.
Знание логических законов, умение применять их на деле, навыки последовательных рассуждений и аргументации для юриста- необходимые для успешной раброты качества. Примером может послужить Шерлок Холс с его дидуктивным методом, многочисленная плеяда русских юристов, блещющих пламенными, хорошо аргументироваными речами, но это и рядовые труженники прокуратуры, организующие свои следственные будни в соответствие и с лог. зак., их способность построить следственную версию, раскрыть уловки приступника. Не надо забывать, что деятельность юристов связанна не редко с судьбами людей, их жизнями, и логическая ошибка может дорого стоить. В этой профессие требуется особая точность мышления.

Особая область отношений, регулируемых правом, (правоотношения) обусловливает специфику языка права. Эта специфика заключается в употреблении терминов, которые должны пониматься единообразно разными людьми в различных случаях и ситуациях. Такие термины называются юридическими. Например, в обыденной жизни мы можем употреблять выражения “Сегодня ночью был дождь”, “Сегодня ночью на улице был сильный шум”, “Петров — коренной москвич”, “Иванов является участником Великой Отечественной войны”. Входящие в эти выражения слова и словосоче

тания “ночь”(“ночное время”), “коренной москвич”, “участник ВОВ” разными людьми понимаются по-разному. Так, время 22 часа 50 минут одни отнесут к ночному времени, а другие к вечернему, одни считают коренным москвичом человека, родившегося в Москве, другие — человека, у которого к тому же и родители родились в Москве, третьи — того, кто много лет живёт в Москве, одни считают участниками ВОВ только тех, кто непосредственно участвовал в боевых действиях, а другие — ещё и тех, кто находился на фронте, но непосредственно не участвовал в боевых действиях (к примеру, хирургов, работавших в полевых госпиталях). Такая неопределённость выражений обыденного языка оказывается неприемлемой при решении правовых вопросов.

Допустим, что имеется закон, запрещающий ночные полёты самолётов над крупными населёнными пунктами. Самолёт пролетает над городом в 22 часа 50 минут. Нарушен закон или нет? Другая ситуация. Несколько лет назад было принято постановление о постановке на очередь коренных москвичей, проживающих в коммунальных квартирах, для получения ими отдельных квартир. Кто имеет право на постановку на очередь? Третий случай. В Думе решается вопрос о льготах участникам ВОВ. Для этой цели выделяется особая статья в бюджете. Как подсчитать расходы на эти цели, не уточнив, кого следует считать участником ВОВ?

Чтобы избежать неопределённостей, взамен выделенных выше выражений обыденного языка, вводят юридические термины посредством следующих определений: “Ночное время — это время с 10 часов вечера до 6 часов утра”, “Коренной москвич — это человек, который прожил в Москве 40 лет”, “Участник BOB — это человек, который служил в действующей армии”.

Такой способ введения юридических терминов (посредством выделения одного из смыслов, в которых выражение употребляется в естественном языке) — не единственный. Другой способ — придание выражению ещё и некоторого дополнительного смысла, по сравнению с общепринятым. Пример: “Совершенным впервые является преступление, если оно совершено фактически первый раз, или истёк срок давности привлечения за предыдущее преступление, или судимость снята или погашена”.

Есть и другие способы введения юридических терминов: введение в качестве юридических терминов выражений, которых нет в обыденном языке; разъяснение выражений посредством примеров, описаний, характеристик и т.д. Способы и правила введения юридических терминов описаны в главе VII.

Кроме юридических терминов в языке права используются и не уточняемые в нем выражения. Это выражения, которым придан точный смысл в других науках, а также те, которые не являются многосмысленными в обыденном языке. Так, определяя коренного москвича как человека, который прожил в Москве 40 лет, мы однозначно понимаем выражения “жить в Москве”, “40 лет”, “человек”. Эти выражения не нуждаются в уточнении.
^ 5. Понятие как центральная категория логики. Приемы образования и логическая структура понятия.

Способность познавать внешний мир посредствам идей, отражающих предметы в их общих и существенных признаках, создает общезначимую логическую форму мышления – понятие. Без понятия нельзя сформулировать законы и выделить предметную сферу науки. Понятие помогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Логические приёмы образования понятий.

Что бы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением. Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом. Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием. Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в 

группы однородных предметов. Понятие, как логическая форма мышления, имеет свою структуру, которая включает два основных элемента: содержание и объем.

Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий "растение", "животное", "товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.

^ 6. Виды понятий по объему.

Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет уменьшению его объема, и наоборот.

Объем — структурный элемент понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Так, объем понятия «стол» отражает собой всю совокупность столов на нашей планете, все их множество, весь их класс. Объем понятия «человек» - пятимиллиардное население планеты. В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды.

По объему понятия бывают: единичные, общие, нулевые. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие). Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

^ 7. Виды понятий по содержанию

Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет уменьшению его объема, и наоборот.

Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные, собирательными и несобирательными.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.).

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес "): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", Собирательные понятия бывают общими (роща, хор) и единичными «созвездие Большая Медведица». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др. Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, «РАКЕТА» по объему является общим (в нем мыслиться более одного предмета: ракета космическая, боевая), нерегистрирующим (относится к неопределенному числу предметов т.к. мы не можем точно сказать сколько предметов мыслиться в данном понятии); по содержанию кон

кретным (мыслиться совокупность предметов, как нечто самостоятельно существующее), положительным (характеризуется присуще предметам свойство двигаться под действием реактивной силы), безотносительным (мыслятся предметы, существующие самостоятельно вне зависимости от других предметов), несобирательным (содержание данного понятия можно отнести к каждому предмету мыслимому в понятии).

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

^ 8. Сравнимые и несравнимые понятия.

Понятия находятся между собой в определенных отноше

ниях. По содержанию между понятиями могут быть только два вида отношений — сравнимость и несравнимость. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (безответственность и нитка, романс и кирпич). Между ними невозможны логические от

ношения.

Сравнимые понятия — это понятия, имеющие в своем со

держании общие, существенные признаки (по которым они и сравниваются). От

ношения между понятиями изображают с помощью схем — кругов Эйлера.

Между сравнимыми понятиями возможны два вида отноше

ний по объему: совместимость и несовместимость, а сами соот

носящиеся понятия называются совместимыми или несовмес

тимыми.

Совместимые понятия — это такие, объемы которых пол

ностью или частично совпадают. Между совместимыми поняти

ями складываются следующие отношения:

1 — равнообъемность

Равнообъемными или равнозначными называются поня

тия, которые различаются по своему содержанию, но объе

мы которых совпадают.
2 — перекрещивание

Перекрещивающимися называются понятия, объемы ко

торых частично совпадают, например «студент» и «спортсмен», «юрист» и «писатель». Они изображаются пересекающимися кру

гами. В перекрещивающейся части двух кругов мыслятся студен

ты, являющиеся спортсменами. В левой части круга мыслятся сту

денты, не являющиеся спортсменами, а в правой части — спорт

смены, не являющиеся студентами.
3 — подчинение

В отношении подчинения (субординации) находятся поня

тия, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.

Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находиться между собой в следующих отношениях.

1 — соподчинение

В отношении соподчинения (координации) находятся по

нятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию.
2 — противоположность

В отношении противоположности (контрарности) находят

ся два понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия.

3 — противоречие

В отношении противоречия (контрадикторности) находят

ся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (268.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru