Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Бюджетная система РФ - файл 1.doc


Лекции - Бюджетная система РФ
скачать (319.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc320kb.19.11.2011 22:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1 вопрос.

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны. Это основной финплан образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом.

Государственный бюджет служит основным инструмен­том государства в централизации и перераспределении ва­лового общественного дохода. Государственный бюджет страны — основная форма планомерного образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потреб­ностей народа и укрепления обороноспособности государ­ства.

Формирование и использование государственного бюд­жета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. ^ Имеет ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных дохо­дов и размером расходов. Анализ баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в пла­не, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. ^ Сочетание централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления — экономическая основа реализации прин­ципа развития демократического общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отрасля­ми народного хозяйства, субъектами Российской Федера­ции и иными сферами.

4. ^ Народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюд­жета доходами, так и по линии финансирования их. Вы­полнение этих функций бюджетом сочетается с его актив­ным воздействием на процесс производства, рост накопле­ний.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организация­ми и населением — с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государ­ство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (НДС, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступа­ет часть прибыли предприятий и хозяйственных организа­ций различных форм собственности.
2 вопрос

Функции государственного бюджета

Государственному бюджету, как и всей системе финан­сов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета про­исходит распределение средств на производственную и не­производственную сферы, межтерриториальное и межот­раслевое распределение финансовых ресурсов, формиру­ются фонды специального целевого назначения, происхо­дят концентрация денежных средств и их использование с целью удовлетворения общегосудар­ственных потребностей.

^ Межотраслевое и территориальное распределение на­ционального дохода осуществляется в соответствии с по­требностями экономического и социального развития реги­онов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании на­ционального дохода, но является активным его потреби­телем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здра­воохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выс­тупает важным инструментом распределения (регулирова­ния) и стимулирования экономики и инвестиций, повыше­ния эффективности производства. Через бюджет оказыва­ется государственная поддержка отдельным отраслям хо­зяйства — авиастроению, космическим программам, атом­ной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка за­частую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики ис­пользуются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюд­жетных средств. В социальной политике основными при­оритетами являются поддержка наименее защищенных сло­ев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, мало­обеспеченных семей), а также поддержка учреждений здра­воохранения, образования и культуры, решение жилищ­ной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осу­ществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использо­вания усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в про­цессе формирования доходов и расходов на основе исполь­зования бюджетного механизма, который является реаль­ным воплощением бюджетной политики и отражает конк­ретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственно­го бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение соци­альной политики; 2) контроль за образованием и использо­ванием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широ­ко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требо­ваний наиболее рационального размещения производитель­ных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступа­ют агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению про­порций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавли­вается наиболее целесообразное соотношение между цент­рализованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на пред­приятиях различных форм собственности сферы матери­ального производства.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инстру­ментом распределения и вместе с тем стимулирования эко­номики и повышения эффективности производства.

^ Контрольная функция бюджета позволяет через фор­мирование и использование фонда денежных средств госу­дарства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра­жаемое в соответствующих показателях бюджетных поступ­лений и расходных назначений. Бюджетный контроль пре­следует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблю­дение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюд­жетных средств.

3 вопрос

Бюджетное устройство Российской Федерации опре­деляется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соот­ветствии со ст. 1 Конституции РФ (1993 г.) "Российская Фе­дерация — Россия есть демократическое федеративное пра­вовое государство с республиканской формой правления".

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов — равноправных субъектов Рос­сийской Федерации. Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство. Край, область, город фе­дерального значения, автономная область, автономный ок­руг имеют свои устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации ос­новано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Субъекты Российской Федерации имеют свои бюджеты. Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную бюд­жетную систему.

Бюджетная система Российской Федерации представ­ляет собой целостную совокупность бюджетов всех уров­ней, основанную на принципах построения бюджетной сис­темы федеративного государства.

Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закреп­ляет в России трехуровневую бюджетную систему:

первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; Республиканские бюджеты республик в составе РФ Краевые бюджеты краев Областные бюджеты областей. Городские бюджеты городов федерального подчинения (Москвы и С.-Петербурга) Областной бюджет автономной области Окружные бюджеты автономных округов

третий уровень — местные бюджеты.

Районные бюджеты сельских районов

Городские бюджеты городов (кроме Москвы и С.-Петербурга)

Районные бюджеты районов в городах

Поселковые бюджеты поселков

Сельские бюджеты

Таким образом, бюджетная система Российской Феде­рации включает:

• федеральный бюджет РФ; (1 уровень)

• 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;

• 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 горо­дов: Москвы и Санкт-Петербурга;

• 1 бюджет автономной области;

• 10 бюджетов 10 автономных округов;

• 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). (3 уровень)

В состав России входят 89 субъектов Российской Феде­рации, из них; 21 республика, 6 краев, 1 автономная об­ласть, 49 областей, 2 города федерального значения (Моск­ва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов.

Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они составляются для ана­литических целей.

Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году — длится с 1 января по 31 декабря.
4 вопрос

Бюджетное право это совокупность финансово-пра­вовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России, порядок форми­рования бюджетных доходов и перечень расходов, регла­ментируют бюджетный процесс, регламентируют форми­рование и использование государственных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепле­ния обороноспособности государства.

Издание законов и правил, обязательных для всего на­селения государства, осуществляется государственным за­конодательным органом. Государство и право неразрывно связаны. Государство издает нормы права — правила пове­дения юридического характера, устанавливаемые или сан­кционированные государством. Совокупность правовых норм и есть право. Право служит своему государству.

В состав России входит значительное число равноправ­ных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Если нормативные акты, принятые субъектами Россий­ской Федерации, выходят за пределы их компетенции, они не имеют юридической силы.

^ Источники бюджетного права.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации (1993 г.), включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права России ЯВЛЯЮТСЯ:

• федеральные законы РФ;

• правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

• правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.

Наибольшее внимание Конституция РФ уделяет бюд­жетной деятельности государства, что объясняется значительной ролью бюджета как центрального звена финансовой системы.

Статья 10 Конституции России предписывает: Обязательному рассмотрению в Свете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по воп­росам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсирования международных до­говоров Российской Федерации.

В 1998 г. принят Бюджетный кодекс Российской Феде­рации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) как бюджетное законодательство, регулирующее в госу­дарстве ряд бюджетных отношений.

Таким образом, к источникам бюджетного права отно­сятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный ко­декс Российской Федерации и другие нормативные право­вые акты, издаваемые Президентом РФ, органами испол­нительной власти РФ, местного самоуправления, регули­рующие бюджетные правоотношения в пределах наделен­ной их компетенции.

Эти правовые акты традиционно классифицируют по юридическим свойствам, выделяя следующие

1. Нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регули­руют определенные виды финансовых отношений; опреде­ляют конкретные признаки соответствующего вида финан­совых отношений.

2. Финансово-плановые акты, значительный массив ко­торых характерен для бюджетного права, включают в свой состав федеральный бюджет РФ, государственные бюдже­ты республик, финансовые планы других финансовых органов и кредитных учреждений, планы отраслей, сметы учреждений и организаций.

5 вопрос

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 7) к компетенции органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений относятся:

• установление общих принципов организации бюджет­ной системы РФ;

разграничение налогов и других доходов между уров­нями бюджетной системы,

разграничение полномочий по осуществлению рас­ходов между бюджетами разных уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации;

• утвер­ждение отчетов об исполнении и осуществлении контроля;

определение основ формирования доходов и расходов из бюджетов всех уровней;

определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, управления государствен­ным и муниципальным долгом;

• право установления порядка составления и рассмот­рения проекта федерального бюджета, утверждения и ис­полнения федерального бюджета;

• право предоставления кредитов иностранным госу­дарствам, управление государственным долгом Российской Федерации;

осуществление доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление порядка и условий предоставления фи­нансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюд­жета бюджетам субъектов Российской Федерации и мест­ным бюджетам и предоставление помощи;

установление минимальных государственных соци­альных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муници­пальных услуг;

• утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

• определение порядка формирования государственных внебюджетных фондов,

• установление оснований и порядка привлечения к от­ветственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным Собрани­ем, состоящим из двух палат (Государственной Думы и Со­вета Федерации), Президентом Российской Федерации, Пра­вительством Российской Федерации.

^ К компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отноше­ний относятся (ст. 8 БК РФ):

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, испол­нения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ;

распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ,

• разграничение полномочий по осуществлению расхо­дов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий предос­тавления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;

• определение порядка и условий предоставления фи­нансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;

• определение перечня и порядка осуществления го­сударственных внутренних заимствований субъектов РФ;

• осуществление государственных внутренних и вне­шних заимствований субъекта РФ и управление государ­ственным долгом субъекта РФ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 32).

^ К компетенции органов местного самоуправления в об­ласти регулирования бюджетных отношений относятся (ст.9 БК РФ):

• установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов;

• осуществление контроля за их исполнением и ут­верждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюд­жеты доходов от использования муниципальной собствен­ности, местных налогов и сборов, иных доходов местных

бюджетов;

• определение порядка и условий предоставления фи­нансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных заимствований; осуществление муниципальных заимствований и уп­равление муниципальным долгом.

Органам местного самоуправления предоставлен ряд прав по формированию доходов местных бюджетов.

^ Представительные (законодательные) органы местного самоуправления вправе (ст. 64 БК РФ):

  • вводить местные налоги и сборы, устанавливать раз­меры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законода­тельством РФ;

вносить изменения и дополнения в налоговое законо­дательство представительных органов местного самоуправ­ления о местных налогах и сборах. Органы местного самоуправления вправе:

предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством.


6 вопрос

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для со­ставления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы Российской Федерации используется еди­ная бюджетная классификация Российской Федерации, ут­вержденная Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ О бюджетной классификации РФ" и Законом РФ от 8 августа 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Рос­сийской Федерации" № 127-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы РФ, а также источников финанси­рования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоста­вимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной си­стемы Российской Федерации.

^ Бюджетная классификация включает в свой со­став:

1 Классификацию доходов бюджетов Российской Феде­рации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федераль­ного бюджета (классификация расходов бюджета приведена на схеме (рис. 4.1).

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних "долгов Российской Федерации субъектов Российской Феде рации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

^ Основные признаки бюджетной классификации расходов

функциональный

Позволяет четко выделять целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства

Экономический

1. Расходы сведены в единые экономические категории, отражающие

разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы.

2. Для более детального распределения расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, выплаты населению и др.)

Ведомственный: Адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям - федеральным министерствам и ведомствам, другим органам

Бюджетная классификация Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уро­вень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюд­жета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержа­нию — текущие экономические расходы, капитальные рас­ходы, предоставление кредитов, выплата процентов, ка­питальные вложения в основной капитал, закупки това­ров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привле­каемых Россией, субъектами РФ и органами местного са­моуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств адресно.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе про­изводить дальнейшую детализацию своих бюджетов, не на­рушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

7 вопрос
Классификация доходов бюджетов является группиров­кой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Феде­рации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

• налоговые доходы;

• неналоговые доходы;

• безвозмездные перечисления;

• доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединя­ющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюд­жетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб­ственности.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закреплен­ные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюд­жета.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, по­лучаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюд­жете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уров­ня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в бюдже­ты субъектов Российской Федерации от таких налогов, как:

• налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

• налога на прибыль предприятий (организаций);

• подоходного налога с физических лиц;

• акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изде­лия, вырабатываемые на территории РФ;

• акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

• других федеральных налогов, подлежащих распре­делению между бюджетами разных уровней.

8 вопрос

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает на­правление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Отдельно выделяются рас­ходы на содержание Президента РФ и полномочных пред­ставителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследо­ваний.

Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

• государственное управление и местное самоуправ­ление;

• судебная власть;

• международная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

• фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информа­тика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвы­чайных ситуаций и стихийных бедствий;

• образование;

• культура, искусство и кинематография;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• финансовая помощь бюджетам других уровней,

• утилизация и ликвидация вооружений, включая вы­полнение международных договоров;

• мобилизационная подготовка экономики;

• исследование и использование космического про­странства;

• прочие расходы;

• целевые бюджетные фонды. В классификации расходов выделяются прочие расхо­ды (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государ­ственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).
9 вопрос
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансированиe расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

• собственные налоговые доходы федерального бюд­жета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюд­жетной системы Российской Федерации;

• собственные неналоговые доходы;

остаток средств на конец предыдущего года;

доходы от бюджетных фондов;

прочие доходы.

К налоговым доходам относятся:

• предусмотренные налоговым законодательством Рос­сийской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;

• таможенные пошлины, таможенные сборы;

• государственная пошлина.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;

• доходы от продажи имущества, находящегося в го­сударственной федеральной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответству­ющими органами государственной власти;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;

• иные неналоговые доходы (в ред. Федерального за­кона от 5 августа 2000 г. Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 2000. № 32. ст. 3339).

Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается, главным образом, из на­логов с предприятий и организаций различных форм соб­ственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, та­моженных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказыва­емые услуги.

Налоги и сборы представляют собой часть националь­ного дохода, мобилизуемого в определенной доле в феде­ральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все на­логи делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги — это непосредственное (прямое) изъятие части доходов на­логоплательщика (налог с населения, налог на прибыль пред­приятий и др.). Косвенные налоги — это налоги, взимае­мые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную сто­имость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги —

главный источник формирования доходов федерального бюджета.

10 вопрос

Расходы федерального бюджета это денежные сред­ства, направляемые из федерального бюджета на финан­совое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюд­жета на финансирование затрат общегосударственного ха­рактера.

^ Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводст­ва — на затраты, связанные с финансированием матери­ального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народ­ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обо­роны страны, правоохранительную деятельность, фунда­ментальные исследования и др.

^ В составе расходов бюджета в зависимости от их эко­номического содержания выделяют текущие расходы и ка­питальные расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюд­жета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназ­наченных для инвестиций (капитальных вложений) на вос­производство основных фондов, их капитальный ремонт.

^ Текущие расходы бюджета — часть расходов бюдже­та, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоя­щих на бюджетном финансировании из федерального бюд­жета, оказание государственной поддержки другим бюдже­там и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федера­ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета фи­нансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера­ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического про­странства;

10) содержание учреждений, находящихся в федераль­ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фон­дам расходов на выплату государственных пенсий и посо­бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро­ванию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16) финансовая поддержка субъектов Российской Фе­дерации;

^ Кроме того, в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации средства федерального бюджета исполь­зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Фе­дерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расхо­дов (ст. 85 БК РФ):

1) государственная поддержка отраслей промышленно­сти

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

7) развитие рыночной инфраструктуры;

8) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

9) обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

Таким образом, можно отметить, что спецификой фе­дерального бюджета Российской Федерации является фи­нансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ­ственного управления, правоохранительной деятельности.

В основе бюджетного финансирования лежат принци­пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных рас­ходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.


11 вопрос

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (вы­равнивание) государственных доходов и расходов. В резуль­тате сопоставления расходов с доходами ряда лет равнове­сия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Фе­дерации многие годы был дефицитным.

^ Профицит бюджета — это превышение доходов бюд­жета над его расходами. Дефицит бюджета — это превы­шение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит и профицит бюджета являются объектом уп­равления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

Если в процессе составления или рассмотрения проек­та бюджета обнаруживается превышение доходов над рас­ходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государ­ственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть ут­верждены источники финансирования (покрытия) дефици­та бюджета.

В соответствии с законодательством Российской Феде­рации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюд­жета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.

^ Причин дефицита бюджета много. Но важнейшее зна­чение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содер­жание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата.

Возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраня­ется и растет бюджетный дефицит.

^ Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюд­жетных дефицитов стал государственный кредит. Под госу­дарственным кредитом понимается вся совокупность финан­сово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

С 1991 до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что по­служило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия де­фицита бюджета Правительство РФ стало выпускать го­сударственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и брать кре­диты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг.

В целях сбалансированности бюджетов представитель­ные органы власти могут устанавливать предельные разме­ры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15% еже­месячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.
12 вопрос

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие безвозмездном порядке в соответствии с законодатель­ством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

^ Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации сформируются:

1) за счет собственных и регулирующих налоговых до­ходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке урегулирования местным бюджетам;

^ 2) за счет неналоговых доходов;

3) иных поступлений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ под разделяются на:

а) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов; перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством;

б) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов Российс­кой Федерации относятся:

а) часть прибыли унитарных предприятий,

б) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т.п.);

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ;

г) средства, полученные в возмещение вреда, причи­ненного РФ;

д) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;

е) иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).

В Российской Федерации в 1991—1998 гг. было 4 регио­нальных (республиканских, областных) налога. Теперь к на­логам республик в составе РФ, краев, областей, автоном­ных округов (региональным налогам) относятся 6 налогов.

1) налог на имущество предприятий и организаций;

2) дорожный налог;

3) транспортный налог;

4) налог с продаж;

5) налог на игорный бизнес;

6) единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности.

В доходах бюджетов субъектов Федерации наибольшую долю (более 70%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные пере­селения средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, трансфертов и субвенций. Поступления от целевых бюджетных фондов составляют 10—12%.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации — это денежные средства, направляемые из бюджетного фон да на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на: 1) текущие расходы и 2) капиталь­ные расходы.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюдже­тов, обеспечивающая текущую деятельность органов госу­дарственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы бюджетов — часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

Главное направление использования региональных фи­нансов — финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

В соответствии с законодательством Российской Феде­рации (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъек­тов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

• содержание органов законодательной (представитель­ной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

• проведение выборов и референдумов субъектов Фе­дерации;

• реализацию региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъек­тов Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономичес­ких связей субъектов;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государствен­ной власти субъектов Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации субъектов Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

В расходной части бюджетов может быть предусмотре­но создание резервных фондов органов исполнительной вла­сти.
  1   2   3



Скачать файл (319.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru