Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры - Методика профессионального обучения - файл 1.doc


Шпоры - Методика профессионального обучения
скачать (591.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc592kb.19.11.2011 22:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Методика профессионального обучения как область научно-педагогических знаний, общепрофессиональная дисциплина и нормативный способ деятельности педагога профессионального обучения.

Методика профессионального обучения (МПО) – научная область инструментальных знаний в профессиональной педагогике о конструировании и применении средств регуляции обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся.

Область знаний предполагает объект и предмет познания, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования познаваемых объектов и процессов.

^ Объект исследования методики профессионального обучения как области научных знаний – процесс обучения определенному предмету в учебном заведении профессионального образования средствами изучаемой науки (технической, экономической и др.)

^ Предмет познания – ветвь педагогических знаний, выражающая закономерности методической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения по конструированию, применению и развитию специальных средств обучения (средств обучения профессии, специальности), с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя и мастера и когнитивной деятельности учащихся по развитию и формированию профессиональных знаний и умений.

^ Пласты научно-педагогических знаний

Методоллогические педагогические знания - Знания о способах познания или исследования

Теоретические знания - Знания, дающие целостное представление (описывающие и объясняющие в системе)

Методические знания - Область прикладных знаний, обеспечивающих связь теории и практической деятельности

Практические знания - Идеи передового педагогического опыта

^ Методика профессионального обучения – это общепрофессиональная дисциплина для подготовки специ-алистов в области профессионального образования, изучающая содержательные и процессуальные аспекты анализа, проектирования, организации и осуществления учебного процесса.

^ Цель изучения дисциплины: получение профессиональных приоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметам профессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

^ Объект изучения дисциплины – содержание междисциплинарных теоретических и методических положений о проектировании содержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметам профессионального цикла, осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

^ Предмет изучения – факторы повышения эффективности процесса обучения; закономерности и принципы, обеспечивающие проектирование и осуществление учебного процесса.

Отделы методики профессионального обучения

  • Методика теоретического обучения в УНПО

  • Методика производственного обучения в УНПО

  • Методика осуществления производственной практики

  • Методика подготовки новых рабочих кадров в условиях производства

  • Методика повышения квалификации рабочих кадров

МПО – системный нормативный способ деятельности педагогов профессионального обучения в структуре их практических знаний и умений и профессионально-педагогической деятельности

Структура методики – Цель обучения –Содержание обучения – Средства обучения и методы обучения – Формы организации обучения.


  1. Признаки социального заказа по подготовке работников квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием на основе ЕТКС (профессия, ступень квалификации профессии, квалификационный разряд).


^ Характеристики социального заказа на обучение и под­готовку специалистов современного производства находят свое выражение в профессии, специальности, квалификации.

Профессия есть исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных ЗУН, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы.

Профессия - род постоянной трудовой деятельности, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства. Например, слесарь, электромонтажник, электроме­ханик и т.д.
Под ^ Перечнем профессий понимают номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании», где определяются общие параметры обучения профессии.

^ Общероссийский классификатор специальностей по образованию(ОКСО) - свод кодовых обозначений, классификации, наименований специальностей среднего и высшего профессионального образования. Содержит 30 групп специальностей ВПО и 29 групп специальностей СПО.

Специальность - вид трудовой деятельности, выде­лившийся внутри профессии в результате разделения труда. Например, слесарь-электрик по ремонту электрических машин, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, электромонтер по ремонту и обслуживанию. Однако в результате совершенствования производства и интеграции трудовой деятельности сфера деятельности специалистов расширяется и необходимость подготов­ки специалистов узкого профиля все больше снижается.

Специальность – комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных ЗУН, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

^ Ступень квалификации – это этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности).

^ Тарифно-квалификационный разряд показатель, определяющий степень профессионального мастерства работника, влияющий на его зарплату. Разряды работ, определяющие диапазон сложности конкретного труда, обусловливают уровень квалификации, необходимый для выполнения конкретных видов работ различной сложности.

^ Квалификационная категория – уровень, соответствующий нормативным критериям квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

^ Ступень квалификации профессии НПО



  1. Профессионально-квалификационная характеристика и профессиограмма как основа для разработки содержания подготовки квалифицированных работников с начальным профессиональным образованием.

Профессиограмма - характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья; отражает модель самой профессиональной деятельности.

^ Профессиональная характеристика (квалификационная характеристика профессии) - описательная модель профессии, которая определяет конечные цели профессиональной подготовки, общие интегрированные требования к знаниям и умениям выпускников по профессии (без относительно разрядов, классов категорий) и требования к отдельным специальностям внутри профессии. Отражает модель обучения профессии.

Профессиональная характеристика включает : название профессии, шифр по классификатору, назначение профессии, квалификацию, содержательные параметры профессиональной деятельности, перечень учебных элементов федерального компонента содержания.

^ Проф.хар-ка профес. «оператор ЭВМ (по ГОС): (дать по новому ФГОС НПО по профессии «Оператор ЭВМ» 1. Назв. профес: профессия НПО (НПО -оператор ЭВМ. Профессия по общерос-му классиф-ру профессий рабочих, должностей служащ. и тариф-х разрядов (ОК 016-94): оператор ЭВМ (3 разряд).2. Назнач. профессии: Опер-р ЭВМ вып-ет ввод и обраб-ку инф-ции на ЭВМ, подгот-ет к работе ВТ и ПУ. З.Квал-ция: В соотв-вии с Переч. профессий НПО профессия «оператор ЭВМ» относится к 3 ступени квалиф-ции и предпол-ет получ. сред, (полного) общ. образ.4.Содержат-ные парам-ры проф.деят-ти. Практич. и теор. основы общепрофес-ной подготовки, спец-ной подг-ки. 5.Фед. компон. содерж.: уч. эл. и уровни их усв-ия по общепрофес-му блоку дисциплин, проф. блоку дисциплин.

^ Специальность в сфере труда - характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья; отражает модель самой профессиональной деятельности. Специальность в данном случае, есть вид или область деятельности в рамках профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов, либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

^ Специальность в сфере образования – комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных ЗУН, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, характеризующегося определенным уровнем сложности и качества. Специальности обозначают в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область. Наименование специальности отражает предмет труда или процесс, на который направлен труд («Профессиональное обучение (по отраслям)».



  1. Дидактическая деятельность педагога профессионального обучения: сущность, функции, структура, содержание.

Деятельность педагога профессионального обучения направлена на осуществление теоретического обучения, производственного обучения, руководство производственной практикой. Преподавание - профессиональная деятельность педагога по сообщению знаний, формированию умений и навыков, опыта учебно-познавательной и профессиональной деятельности. В процессе преподавания происходит информирование учащихся, создание условий для осознания ими учебного материала, организация применения знаний на практике с целью формирования умений и навыков по профессии. Преподавание – обучающая или дидактическая деятельность должна носить характер технологической деятельности, она должна быть доведена до уровня дидактической технологии.

^ Сущность дидактической деятельности проявляется в ее целях, функциях, структуре и содержании.

Цель профессионального обучения рабочих в отрасли обусловлена условиями: требованиями времени, требованиями научно-технического прогресса, социальным заказом общества, Законом РФ «Об образовании», связью с мировой наукой и мировыми достижениями науки и техники, социально-экономическими, психолого-педагогическими, материально-техническими и культурными отношениями, положением человечества в природе и техносфере.

  1. ^ Функции дидактической деятельности обучающая (обеспечение усвоения системы знаний, достижение понимания учащимися и формирования умений по учебной дисциплине (общепрофессиональной, специальной на определенном уровне усвоения);

  2. развивающая – формирование и совершенствование мышления, воображения, речи, памяти, внимательности, активности и самостоятельности, а также способностей.

  3. Воспитательная – формирование профессионально важных качеств, профессиональной направленности, интереса к профессии, привитие норм профессиональных отношений, осуществление трудового, нравственного, эстетического воспитания, воспитания коллективизма.

  4. ^ Методическая функция ТО состоит в совершенствовании организации и осуществления учебного процесса, повышения его эффективности, формирование педагогического мастерства.


^ Структура дидактической деятельности. Педагог профессионального обучения: осуществляет стимулирование и мотивацию деятельности учащихся на занятии и во внеурочное время; проводит целевую ориентацию учащихся; формирует профессионально важные ЗУН; обновляет содержание, оптимизирует средства, методы и формы организации обучения; осуществляет контроль, проверку и оценку учебных достижений; на основе результатов контроля корректирует ход учебного процесса и его результаты.

^ Содержание дидактической деятельности преподавателя реализуется через предметное содержание, средства и методы обучения, формы организации обучения.

^ Объем теоретических знаний, необходимых для выполнения деятельности

(уровень сложности)

Срок освоения профессии

База получения НПО

^ Результат НПО

Квалифи-кационный разряд

Профессия 4 ступени

Большой объем

4 года

2 года

Основное общее

Среднее полное

Базовое НПО

Повышен-ное НПО

4

5

^ Профессия 3 ступени

Средний объем

3 года

1 год

Основное общее

Среднее полное

Базовое НПО

Повышен-ное НПО

3

4

^ Профессия 2 ступени

Минимальный объем

2 года

Основное общее

Базовое НПО

Повышен-ное НПО

2

3


  1. Понятие, цель и процедура стандартизации в профессиональном образовании. Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО).

Под стандартизацией понимают выдвижение открытых требований к процессу и результатам образовательной деятельности. В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка, опубликование, применение или реализация стандартов.

Стандарты обеспечивают единство унификации образования на федеральном уровне и дифференциации на региональном уровне и на уровне образовательного учреждения

В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка, опубликование, применение или реализация стандартов. Стандарты обеспечивают единство унификации образования на федеральном уровне и дифференциации на региональном уровне и на уровне образовательного учреждения.

^ Объекты и субъекты оценки качества образования. Внешняя оценка качества

Субъекты, заинтересованные в использовании ОСОКО как ис­точника объективной и достоверной информации о качестве образова­тельных услуг, представляют основные группы потребителей результа­тов системы образования. Среди них выделяются: государственные структуры (интересы государства здесь пони­
маются в связи с его ответственностью за реализацию конституцион­ных прав граждан, за социальную стабильность и конкурентоспособ­ность российской экономики, а также в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем); производство — государственные и бизнес-структуры, пред­ставляющие как отдельные предприятия, так и их различные объеди­нения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т. д.; семья и другие социальные общности (религиозные организа­ции, общественные ассоциации и др.); отдельные граждане, интересы которых могут быть представле­ны также семьей, производством (работодателями) и государством.

Основными объектами оценки качества образования выступают образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий.

^ Система образования в соответствии с ее трактовкой в законе «Об образовании» представлена тремя основными элементами: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образова­тельные стандарты). Выбор актуальной и эффективной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образова­тельной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспо­собность образовательной организации. Соответственно, оценка каче­ства и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить про­граммы в число основных объектов оценки; образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и служ­бы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам орга­нов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образователь­ные подразделения предприятий; обучающиеся, точнее их индивидуальные образовательные достижения, представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоения той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.

^ Внутренняя оценка качества

Внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса обучающиеся (учащиеся, студенты); обучающие (учителя, преподаватели); ресурсное обеспечение (организационное, материально-техни­ческое, методическое, информационное, финансовое).

^ Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО)

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запро­сов основных потребителей образовательных услуг.

^ Информационная подсистема — консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят образовательная статистика, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа. Основной задачей структур, входящих в информационную подсистему, является получение достоверной

  1. Государственный образовательный стандарт по профессии НПО, его функции. Федеральный и Региональный компоненты стандарта по профессии НПО.

Образовательный стандарт - основной механизмом оценки качества образования; совокупность минимальных требований к содержанию, процессу и результатам начального профессионального образования. Стандарт это нормативный документ, прямого действия, несущий толкование статьи 43 Конституции и статьи 7 Закона РФ «Об образования». Стандарт диагностично описывает требования к результатам подготовки по профессии, которые отражают стандартные параметры качества этой подготовки.

^ Федеральный компонент стандарта по профессии - государственный документ, регламентирующий на федеральном уровне требования к минимуму содержания федерального компонента профессионального цикла обучения, требования к уровню квалификации выпускников, устанавливаемые профессиональной характеристикой образовательного стандарта и требования к максимальному объему учебной нагрузки.

^ Национально-региональный компонент стандарта – содержание образования по конкретной профессии (специальности), учитывающее особенности подготовки в конкретной территории в образовательном учреждении, а также потребности регионального (местного) рынка труда. Он разрабатывается региональными органами как национально-региональный компонент стандарта содержания по данной профессии (специальности), обязательный для всех образовательных учреждений в данной территории, дополняемый в образовательном учреждении местным компонентом, учитывающем особенности обучения в нем и потребности местного рынка труда. В целях сохранения единого образовательного пространства учебные программы должны отвечать требованиям федерального и регионального компонентов.

^ Параметры качества профессиональной подготовки

Форма выражения параметров в стандарте по профессии

Параметры качества содержания образования по профессии в целом (полнота содержания)

В федеральных стандартах выражается в виде Обязательного компонента содержания по профессии, включающего укрупненные УЭ

Параметры качества усвоения предмета (уровень усвоения предметного содержания)

Выражается в виде требований к уровню усвоения учебного материала с I по III

Параметры качества итоговых результатов профессиональной подготовки

В федеральных стандартах прописаны на уровне профессиональной характеристики и представлены вне зависимости от уровня квалификации (разрядов)

Параметры качества проведения контрольно-измерительных процедур

Представлены в виде форм проведения итоговой аттестации выпускников НПО. согласно Типовому положению об итоговой аттестации выпускников НПО: в виде методических указаний по выполнению письменной экзаменационной работы в УНПО; общих требований к составлению контрольных заданий по проверке качества ЗУН



  1. Цель, задачи, содержание и организация учебного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования.

профессиональное училище - образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - образовательные программы начального профессионального образования);

профессиональный лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии).

^ Задачи учебных заведений НПО

  • удовлетворение потребности личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования

  • удовлетворение потребности общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием

  • формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении, гражданской позиции, трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности

^ Теоретическое обучение - процесс формирования у учащихся системы знаний и умений по учебной дисциплине, относящейся к определенной отрасли технического или технологического знания об объектах и предметах труда, средствах труда, способах профессиональной трудовой деятельности, условиях труда, научных основах производственных процессов, экономики отрасли, техники безопасности.

^ Цели теоретического обучения

Обучающая – усвоение системы знаний и умений по учебной дисциплине общепрофессиональной, специальной на определенном уровне усвоения, заданного НРК стандарта;

Развивающая – формирование профессиональной лексики, мышления, памяти. Воображения, внимательности, активности, самостоятельности, способностей в области учебной деятельности, исследовательских способностей.

Воспитательная – формирование профессионального мировоззрения, профессиональных взглядов и убеждений, профессиональных отношений, осуществление трудового, нравственного, эстетического воспитания, воспитания коллективизма.

^ Производственное обучение – составная часть профессионального цикла подготовки, подготовка обучающихся к практическому осуществлению определенных трудовых процессов на основе полученных знаний на уроках ТО.

^ Цель производственного обучения – применение знаний, полученных на уроках ТО на практике, формирование трудовых умений и навыков в рамках предстоящей трудовой деятельности.

^ Производственная практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности.

^ Цель производственной практики – совершенствование трудовых умений и навыков в соответствии с перечнем учебно-производственных работ, предусмотренных планируемым уровнем квалификации выпускника в соответствии со стандартом. Осуществляется в производственных мастерских, производственных цехах, отделах учреждений, предприятий, организаций.

^ Внеурочная учебная работа составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации дополнительного образования; выражается в организации работы кружков, факультативов, проведении конкурсов профессионального мастерства учащихся, проведения предметных олимпиад.

  1. Анализ и проектирование целей в процессе профессионального обучения. Иерархичность целей. Таксономия дидактических целей. Требования к постановке дидактических целей.


^ Основные подходы к пониманию целей профессионального обучения.

Говоря о целях, принятых в профессиональном обучении мы должны понимать сущность и функции целей вообще.

  • Цель - образ результата, форма предвосхищения результата; модель желаемого

  • Цель – выражение требований к результату;

  • Ц в процессе контроля результатов является эталоном или критерием. (при этом предполагается, что Р может быть равен Ц; Р может быть меньше цели; Р может быть больше Ц)

  • Цель придает смысл любой деятельности, систематизирует деятельность по проектированию, организации и осуществлению процесса профессионального обучения и в этом смысле структура системы создается под цели функционирования и развития системы: от целей зависит содержание, методы обучения и применяемые средства,

  • Цель мотивирует на достижение результата,

  • Цель выполняет программо-образующую функцию (принцип целесообразности лежит в основе планирования педагогом ПО профессионально-педагогической деятельности; лежит в основе разработки рабочих учебных программ по дисциплине; лежит в основе анализа, проектирования, организации и осуществление учебного процесса по предмету).

В методике выделяют нормативные и инициативные цели. Первые заданы нормативными документами и учебно-программной документацией по предмету, профессии; вторые – выходят за эти рамки и ставятся педагогом, реализующим личностно ориентированный процесс обучения или авторские образовательные программы. Существуют цели преподавания и цели учения.

Пример цели преподавания при изучении темы урока: формирование педагогом у учащихся представлений в области ….

Пример цели учения: знание учащимися основных свойств и признаков…..

Действия педагога с целями обучения

  1. Педагог ПО задает цели, формулирует их с учетом требований

  2. Педагог ПО достигает цели в совместной деятельности с учащимися

  3. Педагог ПО переводит цели в проверочные задания

  4. Педагог ПО соотносит цели с уровнями усвоения

  5. Педагог ПО устанавливает в ходе контроля уровень соответствия цели и результатов обучения

  6. Педагог ПО устанавливает зависимость содержания обучения и методов обучения от целей

^ Структура дидактической цели, требования к ее постановке

Структура цели включает: 1) Указание на субъекта действия; 2) целевой объект (предмет); 3) целевое действие (действие, совершаемое для преобразования и развития целевого предмета).

Цель понимают как образ результата обучения, его опережающее отражение, предвосхищение. Цель должна нести признаки результата, выражающиеся в виде требований к результату.

^ Требования к постановке целей

  1. Цель обучения формулируется на языке наблюдаемых действий, которые в результате изучения темы должны демонстрировать учащиеся. Таким требованиям соответствует таксономия когнитивных – дидактических целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

  2. Цель обучения должна быть проверяемой (для ее проверки может быть подобрано проверочное задание на выявление определенного уровня усвоения).

  3. Цель обучения должна быть достижимой за определенное время .

  4. Цель обучения должна быть рассчитана на достижение определенного уровня усвоения.


^ Таксономия дидактических целей (группы обучающих) целей. Способы задания целей.

Операциональный способ задания целей включает проектирование целей через конечные результаты обучения; цели представляются в виде перечня действий и умений которые должны в итоге

информации о качестве образования от объектов оценки по определенной заданной системе показателей.

^ Экспертная подсистема представлена консалтинговыми структурами, обладающими опытом работы с информационными потоками ОСОКО, осуществляющими реальное взаимодействие с подсистемой потребителей информации о качестве образования. В большинстве случаев потребителей интересует не столько сама информация о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, сколько обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи, стоящей перед потребителем (будь то выбор детского сада для ребенка или выбор региона, обладающего нужным потенциалом в сфере образования для крупного бизнес проекта и т. д.).

^ Правовая подсистема обеспечивают выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках ОСОКО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационную подсистему, а также объектов оценки и потребителей. Регуляторами ОСОКО выступают не только органы власти, но и общественно-государственные структуры в тех секторах образования, которые связаны с оценкой качества профессионального образования, системой квалификаций и т. п.
Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запро­сов основных потребителей образовательных услуг.

^ Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
выполнять обучающиеся (смотрите требования к уровню подготовки студентов и учащихся по стандарту, таксономию целей в когнитивной области и показатели уровней усвоения).

^ 1дидактическая цель: знание (запоминание и воспроизведение по образцу или по памяти) – учащийся узнает, называет употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила, предписания и принципы. Эти цели можно отнести к целям на 1 и 2 уровни усвоения.

^ 2 дидактическая цель: понимание: преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую; перевод материала с одного языка на другой; объяснение и интерпретация материала; предположение, предсказание последствий и результатов) - учащийся понимает факт, правила, принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. В данном случае мы имеем цели, рассчитанные на 3 уровень усвоения.

^ 3 дидактическая цель: применение - учащийся использует понятия, принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории, в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры. Этот вид целей относим к целям на 2 и 3 уровни усвоения.

4 дидактическая цель: анализ (вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого) – учащийся выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактом и следствием, оценивает значимость данных. (Данные цели рассчитаны на 3 и 4 уровни усвоения).

^ 5 дидактическая цель: синтез (комбинирование элементов, чтобы получить целое, обладающее новизной) – учащийся пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; «переносит» знания из одной области в другую, использует знания из разных областей, чтобы создать план или способ решений той или иной проблемы. (Цели на 4 уровень усвоения)

6. дидактическая цель: оценка (выдвижение оценочных суждений, умение оценивать значение материала, основываясь на четких внешних или внутренних критериях) – учащийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества продукта. (Цели на 3 уровень усвоения). Что означают уровни усвоения как показатели достижения целей?


9.Анализ и проектирование содержания профессионального образования и обучения.

Содержание образования – совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право).

^ Общеобразовательная подготовка

Профессиональная подготовка




Общетехническая подготовка

Общепрофессиональная подготовка

Специальная подготовка(профессиональная)

Общеобразовательные предметы для получения среднего полного образования

Сведения по научным основам техники и технологии межотраслевого назначения, характерных для группы отраслей. Дисциплины: техническое черчение, электротехника, вычислительная техника

Содержит сведения общие для отрасли: общетехнологические и экономические основы производства, охрана труда, экология производства. Дисциплины: введение в профессию, материаловедение, общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства, экономика отрасли и предприятия

Сведения для освоения профессии (специальности) в соответствии с присваиваемой квалификацией. Дисциплины: специальные технологии, курс производственного обучения. Производственная практика

Содержание профессионального образования (содер-жание образования по профессии и специальности) носит интегрированный характер зависит от отрасли, от вида произ-водства, от вида профессиональной деятельности, от специфики профессии или специальности, ее описательной модели в виде профессиограммы.

Содержание образования:

- ^ Научно-технические факторы:

Сведения из естественнонаучных и технических законов, принципов, лежащих в основе применяемой техники и технологии производства в данной отрасли
10.Общетехнический, общепрофессиональный и специальный (профессиональный) циклы подготовки. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования.

^ Содержание образования – совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право).

Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности'

^ Содержание обучения - совокупность подлежащих изучению учебных дисциплин и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.

Содержание обучения - учебные материалы и средства, обеспечивающие усвоение содержания образования. Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно.

Содержание профессионального образования (содержание образования по профессии и специальности) носит интегрированный характер зависит от отрасли, от вида производства, от вида профессиональной деятельности, от специфики профессии или специальности, ее описательной модели в виде профессиограммы.

Задача политехнического обучения заключается в вооружении учащихся ЗУН. позволяющими хорошо ориентироваться во всей системе производства и выполнять различные виды работ.

политехническая и общетехническая подготовка способствует выработать творческий подход к производственной деятельности, глубоко анализировать производственные процессы, делать сравнения и обобщения, устанавливать связи приобретенных ЗУН с новыми явлениями и процессами в производстве, быстро осваивать новую техник), технологию и передовые методы труда.

Политехнические ЗУН должны иметь большое прикладное значение и даваться в таком объеме, чтобы можно было применить их в избранной и осваиваемой профессии. Только при этих условиях политехническое обучение достигнет стоящей перед ним цели.

^ Цели и задачи политехнического обучения определяют его содержание.

Оно сводится к изучению, как в теории, так и на практике общих принципов и, прежде всего, общенаучных, общетехнических и технических законов, лежащих в основе устройства, действия и управления применяемыми в процессе производства орудиями труда а также способов производства, материальных благ в их общем виде, то есть сущность политехнических и общетехнических ЗУН. Совокупность, система этих ЗУН и составляют основное содержание политехнической и общетехнической подготовки. Только общетехнические и общетехнологические ЗУН обладают теми особенностями, свойствами, которые составляют суть, содержание политехническою обучения.

Общетехнические и общетехнологические ЗУН лежат в основе конструирования принципов действия и управления техникой, а также разработки технологических процессов и методов производства.

К общетехническим и общетехнологическим умениям относятся умения: - распознавать в любой машине детали и| узлы, их техническое и технологическое назначение, проводить сборку машины и механизмов, подбирать оборудование, материалы, инструмент и приспособления для выполнения работ различного технического назначения;

11.Содержание теоретического обучения как система учебных дисциплин определенного цикла. Структура и содержание дисциплины профессионального цикла. Рабочая программа по дисциплине.

^ Содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов).

Учебный предмет есть педагогически и профессионально адаптированная система практических знаний умений и навыков, выражающих научно-технические, научно-экономические основы трудовой деятельности (цель профессиональной деятельности, объекты трудовой деятельности: технологическое оборудование, эксплуатационные материалы, техническая и технологическая документация, технологический процесс, предмет и средства труда, условия труда, правила безопасности труда, экономические показатели трудовой деятельности).

^ Учебный предмет (дисциплина) понимается как средство реализации содержания теоретического обучения. Она содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Она входит в учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические основы): вытекает из научного направления. Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает производственное обучение и предшествует ему в расписании занятий.

^ Действия педагога с дисциплиной

*Называет дисциплину согласно Рабочему учебному плану подготовки профессии, относит ее к определенному циклу дисциплин.

*Ориентируется в общем количестве часов по дисциплине, их распределении по курсам - годам) и полугодиям.

*Осознает место дисциплины среди других предметов цикла, устанавливает межпредметные связи, знает назначение дисциплины, объекты изучения.

*Владеет научными основами (научным направлением) учебной дисциплины.

*Владеет системой содержания дисциплины на уровне новейших достижений, осуществляет внутрипредметные связи.

*Умеет анализировать, отбирать и проектировать содержание, передавать его с помощью определенных средств и методов обучения, достигая цели изучения дисциплины; владеет методикой преподавания дисциплины.

*Анализирует, реализует готовые и самостоятельно разрабатывает учебную программу по дисциплине и учебные пособия к ней.

*Своевременно обновляет учебно-программную документацию, учебные пособия и учебные материалы по дисциплине при условии обновления Обязательного минимума содержания, заданного стандартом.

*Отбирает из учебной литературы учебные материалы к уроку (учебные тексты).

*Составляет необходимое и достаточное количество УЭ по теме урока, подлежащих усвоению учащимися на определенном уровне.

*Конструирует опорные конспекты, рабочие тетради, инструкционно-технологические карты и другие формы предъявления учащимся учебной информации; проектирует комплексное учебно-методическое обеспечение по дисциплине.

^ Перечень специальных (профессиональных) и общепрофессиональных дисциплин для подготовки профессий НПО по профилям специальности «Профессиональное обучение»

Для подготовки автомехаников, слесарей по ремонту автомобилей в НПО

Для подготовки операторов ЭВМ в НПО

Для подготовки портных, закройщиков по костюму

Для осуществления общепрофессиональной подготовки обучающихся по профессиям НПО

Устройство автомобиля

Эксплуатация автотранспортных средств АТС

Ремонт автотранспортных средств АТС

Технология обслуживания АТС

Слесарное дело

Операционные системы и среды

Информационные технологии

Информационная безопасность

Технические средства информатизации

Основы компьютерных сетей

Основы компьютерной графики

Автоматизация делопроизводства

Логика

Основы алгоритмизации и программирования

Технология конструирования одежды

Материаловедение

Оборудование швейного предприятия

Основы художественного проектирования одежды

Специальный рисунок

Охрана труда и техника безопасности

Правовые основы профессиональной деятельности

Экономика отрасли и предприятия


12.Методический анализ учебной информации (учебных материалов), построение графа и таблицы спецификации учебных элементов, структурно-логическая схема.
Методический анализ учебной информации (учебных материалов)

^ Учебные материалы - часть конкретного профессионального опыта (система ЗУН, способов профессиональной и познавательной деятельности), подлежащая усвоению за единицу времени (учебное занятие), которая может быть представлена в разной форме (текстом, таблицей, видеофрагментом)

^ Классификация учебных материалов

1. По группам технических знаний (сведения о технике, о технологии, сырье материалах, управлении)

2. По характеру содержания (описательные, доказательные, прикладные)

3. По значению содержания (основные и вспомогательные)

4. По ступени абстракции (излагающие факты, объясняющие процессы, прогностические, аксиологические, межпредметные учебные материалы)

5. По логике раскрытия смысла (от общего к частному и от частного к общему)

6. По форме представления (текстовые, табличные, видео)

^ Методический анализ учебных материалов

Методический анализ учебных материалов – мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логике учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащегося.

^ Спецификация учебных элементов – табличная форма представления структурно-логического анализа. Спецификация содержит названия УЭ (поня­тий) учебного материала, к

^ Граф учебной информации – способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами. Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами). Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф - «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

^ Структурно-логическая схема – граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между по­нятиями и последовательность введения их в учебный процесс.

На этом этапе выявляется круг изучаемых явлений, процессов, устройств, последовательность их изучения', оценивается вид связи; анализ собственно учебного материала.

Это наиболее важный этап, который выполняется в две ступени. Прежде решается задача по связи между темами одного предмета (или разных на основе сходства их содержания). Это позволит решить вопрос о целесообразности сочетания возможностей индуктивного и дедуктивного способов изложения материала, изучаемого разными предметами и разделами одного предмета. Такой анализ называется тематическим.

Следующая ступень анализа учебного материала называется поэлементным анализом, так как она решает задачу по определению составных элементов знаний, умений и навыков и установлению связи между предметами на основе сходства элементов содержания, формирующих требуемые знания, умения и навыки.

Элементами содержания являются понятия, законы, теории, явления и т.д. На этапе изучения общетехнических и| специальных дисциплин эти понятия и законы конкретизируются фактическим материалом. Ценность поэлементного! анализа учебного материала исключительно велика. Действительно, если в разных предметах обнаруживаются сходные элементы содержания, целесообразно обеспечить единство методик изучения этих элементов. Обнаружение сходных по содержанию элементов в разных предметах дает возможность оптимальной корректировки их содержания за счет переноса отдельных элементов одной дисциплины в другую. Но такие переносы не должны нарушать логическую и содержательную целостность предметов.

Сведения о состоянии и перспективах научно-технического прогресса в данной отрасли

Сведения об ЭВМ и АСУ, применяемых в отрасли

Сведения о расчетно-аналитической базе о выполнении расчетов и анализа с помощью схем, графиков, расчетных устройств

- производственно-экономические факторы:

Сведения о конструкции и типах машин и механизмов в данной отрасли, их устройстве и принципе действия

Сведения о применяемых сырье и материалах, их получении, свойствах, способах переработки

Сведения о технологических процессах в отрасли

Сведения о проектировании в отрасли

Сведения об управлении и обслуживании техники и осуществления технологии

^ Сведения о БЖД

- технико-технологичческие факторы:

Сведения об экономике отрасли, хозяйства, предприятия (планировании, выпуске продукции и производстве услуг, хозрасчете, нормировании труда)

Сведения о НОТ в отрасли, хозяйстве

Сведения из трудового законодательства сведения о выполнении экономических расчетов (норм выработки плана)

Уровни структурирования и средства фиксирования содержания профессионального образования

Макроуровень содержания

1 уровень – уровень научных основ (общетеоретический уровень) включает содержание фундаментальных общетех-нических дисциплин, отражающих структуру научного технического знания (понятия, термины, законы. принципы, теории, концепции, факты).

^ Микроуровень содержания

2 уровень - уровень учебной дисциплины (дидактические единицы учебной программы)

3 уровень - уровень учебных материалов по теме учебной программы

4 уровень - уровень УЭ (учебных элементов) в структуре учебных материалов по теме урока.

Средства фиксирования содержания НПО

Федеральный компонент содержания образования по профессии (Обязательный минимум содержания по ГОС)

Областная модель учебного плана подготовки профессии НПО

Рабочий учебный план подготовки профессии

Учебные программы по предметам, производственному обучению, производстсвенной практике

Учебники, учебные пособия,

Учебные материалы.

Дидактические единицы в учебных материалах

Учебные элементы как единицы измерения и усвоения содержания

Модель учебного плана подготовки профессии в УНПО - документ, отражающий инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель учебного плана структурируется по разделам, циклам, курсам, предметам.

Примерный учебный план есть документ, разрабатываемый на федеральном уровне в качестве примера реализации модели учебного плана применительно к конкретным профессиям и специальностям.

Рабочий учебный план – учебный план конкретного УНПО, составленный на основе приметного плана с учетом специфики региона, отрасли, специализации, уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса.
Циклсовокупность предметов одной образовательной направленности. В учебном плане выделяют общеобразовательный цикл, общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный (специальный).


  • выполнять операции по управлению техникой, настраивать технику на определенные виды работ, выполнять простейшие операции, производить испытания техники;

  • выполнять контрольные и расчетные функции.

^ Структура содержания профессионального образования

Общетехнический блок содержит учебные материалы по научным основам техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей или производств). Материал может быть профилирован по конкретной отрасли (производству или виду деятельности) на уровне содержания практических заданий; представлен дисциплинами: техническое черчение, электротехника, вычислительная техника.

Отраслевой блок содержит учебный материал общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли, краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, сведения об охране труда на производстве, экологии производства и прочие.

Общепрофессиональный блок включает теоретический и практический материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли или на межотраслевом уровне (общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу. Представлен дисциплинами: введение в профессию, материаловедение, общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства, экономика отрасли и предприятия.

Профессиональный блок является основным. В его рамках дается материал, лежащий в основе соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. Профессиональное образование ориентируется на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую специализации. В этом случае профессиональный блок охватывает то содержание, которое является основой для интеграции специальности в профессию, а специфичное содержание переходит в специальный блок. Представлен специальными специальной технологией, производственным обучением и производственной практикой.

Специальный блок содержит теоретический и практический материал, необходимый для освоения профессии с выходом на требуемый уровень квалификации.

^ Структура содержания профессионального образования

Общетехническая подготовка

Общепрофессиональная подготовка

^ Профессиональная подготовка

Освоение знаний по научным основам техники и технологии межотраслевого назначения, характерных для группы отраслей.

Дисциплины: техническое черчение, электротехника, вычислительная техника

Освоение знаний, общих для отрасли: общетехнологических и экономических основ производства, охраны труда, экологии производства. Дисциплины: введение в профессию, материаловедение, общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства, экономика отрасли и предприятия

Отражает и содержит сведения для освоения профессии (специальности) в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Дисциплины: специальные технологии, курс производственного обучения. Производственная практика



^ Структура содержания учебной дисциплины профессионального цикла

Структура содержания учебной дисциплины профессионального цикла, в зависимости от ее специфики, может отражать цели деятельности по профессии, технологическое оборудование, эксплуатационные материалы, технологический процесс, документацию, как объекты профессиональной деятельности; предмет и средства труда, алгоритмы и способы выполнения трудовых операций, условия труда, правила безопасности труда, экономические показатели трудовой деятельности.

^ Учебная программа

Учебная программа - документ, детально раскрывающий основное содержание по конкретной учебной дисциплине. Учебная программа системно описывает информацию, усвоение которой позволяет достичь цели обучения. Учебная программа может быть структурирована на дидактические единицы. Образовательная программа - одно из средств фиксирования содержания НПО. Основная функция педагога - разработка и реализация рабочей учебной программы. Функция образовательной программы:

- целеполагающая (механизм реализации целей) j

- нормативная (вид документации)

- оценочная (выполнение студентом программы)

5 - информационная ( программа фиксирует предметное содержание по учебной дисциплине, его объем, качество, структуру)

^ Требования к Рабочей учебной программе по дисциплине

УП должна быть связана с другими предметами (внутрипредмегные и межпредметные связи)

УП должна полно раскрывать цели, через включение в нее необходимого и достаточного количества дидактических единиц

УП должна носить инструментальный характер. Он должен быть показан в пояснительной записке и в средствах дидактического

обеспечения программы.

^ Виды учебных программ в НПО: типовые (примерные); рабочие учебные программы ; межпредметные. Подвиды учебных программ базовые ( на основе стандарта); интегрированные программы НПО и СПО и переструктурированные (модульные).

Структура рабочей учебной программы

1.Титульный лист; 2. Указание на утверждение программы; 3. Пояснительная записка

(предназначение дисциплины, актуальность, роль и место дисциплины в системе других предметов, объект, предмет, цели и задачи изучения дисциплины, формы и методы изучения дисциплины, требования к результатам освоения учащимися дисциплины, формы и методы контроля, критерии оценки учебных достижений учащихся по дисциплине)

4.Учебно-тематический план курса; 5. Содержание программы (систематизированное); 6. Список литературы;

7.Приложения (терминологический словарь, тестовые задания, темы рефератов, темы исследовательских проектов и др.).

Этапы проектирования рабочей учебной программы

*Определение места учебного предмета или дисциплины в структуре подготовки специалистов, определение целей изучения дисциплины через анализ требований к выпускникам, которые должны быть обеспечены за счет изучения данной дисциплины. (Домашнее задание: выписать из всех стандартов квалификационные показатели, которые вы формируете).

*Обоснование необходимости включения дисциплины в рабочий учебный план подготовки специальности, (определяем структур) курса, объем, сроки изучения, продолжительность).

*Определение объекта изучения по дисциплине (значение изучаемого объекта для профессиональной деятельности специалиста).

*Постановка целей отбор, систематизация и фиксирование содержания под цели изучения предмета.

*Планирование лабораторных, практических и самостоятельных работ (их объема и содержания на основе учета требований к, выпускникам выбор форм организации обучения по каждой теме).

*Подготовка самой программы, ее оформление.

*Экспертиза рабочей УП.

*Утверждение рабочей учебной программы.

^ Взаимодействие педагога с учебной программой

Педагог ПО самостоятельно разрабатывает программу.

Оформляет в соответствии с требованиями к структуре и содержанию программы .

Обновляет программу по необходимости.

Реализует в совместной деятельности с учащимися,

Добивается прохождения учащимися всех тем по программе и выполнения в полном объеме контрольных мероприятий.

13.Межпредметные и внутрипредметные связи в содержании теоретического обучения: понятие, классификация и способы осуществления.
Межпредметные связи, внутрипредметные связи в содержании профессионального образования

Связь - отношение зависимости, взаимообусловленности. В МПО различают два вида связей в содержании: ВПС и МПС.

МПС называют согласованность содержательного и процессуального компонентов двух или нескольких дисциплин.

Содержательный компонент МПС и ВПС связей - связь структурных элементов между учебными блоками, внутри блоков и выражается в единстве понятий, научных фактов, законов, явлений.

Процессуальным компонентом МПС и ВПС является система, объединяющая методы, средства и условия обучения.

ВПС - связь по содержанию, логике построения и изучения отдельного учебного предмета. МПС и ВПС: основа создания единого образовательного процесса в НПО.

*МПС и ВПС - условие формирования системы знаний

*Условие формирования целостного научного мировоззрения

*Условие овладения научными основами производства

*Условие достижения положительных результатов обучения

*Условие создания согласованной организационной и управленческой деятельности педагогов, преподающих различные предметы

Важная роль в системе взаимосвязей всех аспектов теоретической и практической подготовки учащихся отводится межпредметным и впутрииредметным связям. Поэтому при определении содержания обучения большое значение имеет решение проблемы связей между предметами. В условиях профессиональной школы решение этой проблемы предполагает прежде всего оптимизацию содержания и методики обучения,

Обеспечение связи между предметами означает изучение всех сторон рассматриваемого явления, процесса, устройства с точки зрения различных наук, ибо каждый учебный предмет представляет соответствующую науку.

Имеется в виду обеспечение различного подхода к одному и тому же явлению, объекту на разных этапах его изучения.

Межнредметные связи позволяют органически сочетать общеобразовательные предметы с дисциплинами профессионального цикла и производственным обучением, что, безусловно, должно оказать влияние на организацию учебного процесса. Учебный материал для каждого изучаемого предмета подбирается таким образом, чтобы он, с одной стороны, отражал основные идеи, законы, понятия данной науки и имел определенное значение для совершенствования профессионального мастерства, а с другой стороны, имел подсобное значение для изучения смежных я соприкасающихся учебных дисциплин. При этом изучение учебного материала каждого предмета должно происходить в определенной последовательности, чтобы полученные знания служили базой для приобретения знаний по другим предметам.

Вот такое взаимопроникновение учебного материала по разным предметам помогает расширять и углублять! определенные понятия, устраняет дублирование и обособленность предметов в учебном процессе, обеспечивает перенос знаний и их применение в сходных ситуациях. Считается установленным, что межпредметные связи могут быть: предшествующими (в памяти учащихся восстанавливается ранее изученный материал из смежных предметов, необходимый для изучения данного предмета); сопутствующими (в смежных предметах определенные темы или понятия изучаются одновременно); перспективными (привлечение учебного материала из смежного предмета, который будет изучаться в будущем).

Весь смысл работы по межпредметным связям состоит в том, чтобы создать у учащихся эффективную, динамическую, единую по содержанию и структуре систему знаний, умений и навыков, чтобы они могли при изучении любого теоретического и практического вопроса использовать всю систему накопленных ими знаний.

14.Содержание производственного обучения профессии НПО, соответствующей профилю специальности «Профессиональное обучение».
Термин «производственное обучение» употребляется как процесс (составная часть профессионального цикла подготовки профессии НПО, наряду с теоретическим обучением, производственной практикой), как компонент содержания профессионального образования (ПРО – отдельный курс, который имеет свою программу) и система. Производственное обучение, по сути, есть учебно-производственный процесс. Производственное обучение соединено с производительным трудом. Учебный процесс осуществляется как трудовой процесс. Производственное обучение – практическая профессиональная подготовка учащихся к выполнению определенных трудовых процессов по профессии в соответствии с требования ГОС НПО. Цель производственного обученияприменение знаний на практике; усвоение трудового процесса и формирование основ профессионального мастерства выпускников, качественное выполнение учебно-производственных работ (УПР); формирование трудовых умений и навыков по профессии; формирование умений в области умственной деятельности; воспитание профессиональной культуры, стремления к новаторству и изобретательству.

Этапы формирования профессиональных умений:

*Формирование первоначальных умений (деятельность путем осуществления проб)

*Формирование умелой деятельности

*Формирование ряда высокоразвитых, но узких умений

*Формирование творческого использования системы профессиональных умений: технических, технологических, организаторских, сенсомоторных (этап мастерства)

Признаки профессионального мастерства выпускников:

высокое качество и производительность труда; владение рациональными приемами выполнения трудовых действий и операций; экономичность, целесообразность, самостоятельность;

творческое отношение к труду; соответствие трудовой деятельности признакам технологической и трудовой культуры.

^ Под производственным обучением понимают практическую профессиональную подготовку учащихся к определенному виду деятельности по профессии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Если ТО отражает научно-технические основы трудового процесса, то ПРО отражает сам трудовой процесс. Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. При реализации производственного обучения мастер производственного обучения расчленяет трудовой процесс на виды работ, типичные для данной профессии, а виды работ – на операции. Каждая операция начинает выполнять функцию учебной задачи. *Трудовой процесс*Виды работ *Операции *Учебная задача (учебно-производственные работы). Учебно-производственные работы (УПР) составляют основу программы производственного обучения. Выбор видов учебно-производственных работ зависит:*От типичности работ для профессии.*От ценности объектов труда для профессиональной деятельности. *От технических и технологических требований к выполнению трудовых операций.*От квалификационных требований на разряд (трудности и сложности работ).*От нормы времени. *От структуры формируемых трудовых умений и навыков*От требовании усложнения выполняемых работ в пределах изучения темы по программе ПРО и в зависимости от периода ПРО. Организации производственного обучения в УНПО Производственное обучение в УНПО осуществляется по этапам (периодам). *Вводный период ПРО. В этот период происходит ознакомление с профессией. (начало 1 курса).*Подготовительный период ПРО. На этом этапе учащиеся обучаются выполнению отдельных трудовых приемов и элементов операций, включенных в трудовой процесс по профессии (1 курс).*Основной период ПРО. Изучение профессии происходит путем последовательного изучения всех операций, составляющих трудовой процесс по профессии(2 - 3 курсы)*Заключительный этап ПРО. На этом этапе учащиеся выполняют комплексные работы, типичные для данной профессии (учебные, пробные и зачетные), которые позволяют отследить уровень квалификации выпускника(3 курс).*Контрольно-оценочный этап ПРО. Учащиеся выполняют практическую выпускную квалификационную работу на разряд. Демонстрируют уровень своей квалификации и профессиональное мастерство. (конец 3 курса) Содержание производственного обучения Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. Какое место занимает трудовой процесс в структуре технологического процесса? Трудовой процесс направлен на управление или обслуживание технологического процесса, который, в свою очередь, является компонентом производственного процесса. Дадим определение производственного, технологического и трудового процессов. Производственный процесс – совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, в учреждении для производства продукции, ремонта, обслуживания или выполнения других услуг. Производственный процесс включает технологический и вспомогательный процесс. Технологический процесс – материальное

15.Взаимосвязь теоретического и производственного обучения. Понятие о системах производственного обучения.

^ Системы производственного обучения

Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие «система производственного обучения», которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объема и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях. Система — целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система производственного обучения — объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, т.е. технологии обучения, которое при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения. Выбор системы производственного обучения зависит от следующих основных факторов: *уровня развития производства;*принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.); *особенностей рабочих профессий.

Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения.
Предметная система — одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определенное количество все усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста, с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. Однако они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не юдаются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для авления программ обучения, взаимосвязи производственного и ретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной мышленности. Операционная система производственного обучения разработана в 60—70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина — сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской. Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе. Операционно-предметная система производственного обучения, предложенная видным русским деятелем профтехобразования С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества. [8, с. 165]

Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий — более сложные операции. Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы. При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование — ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания. Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения. Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гг. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить

16.Средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения. Учебно-методический комплекс по предмету (УМК) профессионального цикла.

Средства обучения в деятельности педагога ПО
  1   2   3   4



Скачать файл (591.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru