Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Экстремальная ситуация как социально-психологический феномен - файл 1.doc


Лекция - Экстремальная ситуация как социально-психологический феномен
скачать (264 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc264kb.19.11.2011 22:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
(Раздел 3.Тема 13 из кн: Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; - М.: ИНФРА-М, 2001. – С.238-268.

РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
ТЕМА 13

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Вопросы:

  1. Понятие и типы экстремальной ситуации.

  2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации.

  3. Личностно ориентированные формы поведения жертв - экстремальной ситуации.

  4. Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях.

  5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации.

  6. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее.


Ключевые понятия темы:

экстремальная ситуация, паника, аффектация, ажиотация, монотония, десинхроноз, одиночество, групповая изоляция, сенсорная изоляция, сенсорная гиперактивация, психогенные адаптивные реакции, невротические состояния, «вина выжившего», психогении, неврозы, суицид, апатия (депрессия), аутизм, взрывная реакция, притуплен­ность эмоциональных проявлений.
Литература:

  1. Архипова Я.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуа­циях. - М., 1998.

  2. Кашник О.И. Личность в условиях экстремальности; методологи­ческие аспекты//Проблемы социальных взаимодействий в транзитив­ном обществе. — Новосибирск, 1999.

  3. Колодзин Б, Как жить после психической травмы: Пер, с англ. - М., 3992.

  4. Лебедев В.И. Личность в экстремальной ситуации. — М., 1989.

  5. Основные типы психкческой дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. — Л., 1990.


Вопрос 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
Под экстремальной ситуацией можно понимать измененные, не­обычные и непривычные условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова. В социальной науке все еще нет единой теории, которая описывала бы особенности психической деятельности и поведения человека в необычных условиях существования.

Экстремальная ситуация является;

  • условием функционирования: внешняя детерминация;

  • свойством, состоянием самих социальных систем: внутренняя
    детерминация.

Для понимания механизма действия экстремальных ситуаций важно иметь четкое представление об их типах, разновидностях. Есть несколько подходов к определению типов экстремальных ситуаций:

  • по масштабам сферы действия: межгосударственные, государ­ственные, региональные, местные, объектовые;

  • по динамике развития и времени ликвидации последствий:
    стратегические, приводящие быстро к катастрофическим последст­виям, медленно развивающиеся, оперативные с локальным характером
    последствий;

  • по видам нанесенного ущерба: прямой и косвенный ущерб, с
    человеческими жертвами, с материальным ущербом;

— по источнику возникновения: природные, бытовые, промышленно-технологические.

На содержательном уровне экстремальными являются ситуации:

  • космические и авиационные полеты;

  • глубоководное подводное плавание;

  • пребывание в труднодоступных районах земного шара;

  • пребывание глубоко под землей (в шахтах);

  • стихийные бедствия: наводнения, пожары, ураганы, снеговые
    заносы, землетрясения, извержения вулканов, обвалы горных пород,
    сходы горных снежных лавин, оползни и сели;

  • испытания новой высокосложной техники;

  • катастрофы транспортные, промышленные, экологические;

  • военные действия;

  • эпидемии;

  • бытовые бедствия, например, пожары высокой категории
    сложности;

  • криминальные ситуации: совершение террористических актов,
    взятие заложников;

  • политические перевороты реакционного типа;

  • массовые беспорядки и др.


Вопрос 2. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации
Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разно­образны, В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов — от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных.

Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии (отсутствие чувства боли) в первые пять-десять минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись. У лиц с повышенным чувством ответственности длительность психогенной анестезии в отдельных случаях достигает 15 минут, даже при площади ожоговых поражений до 40% поверхности тела. Одновременно может отмечаться сверхмоби­лизация психофизиологических резервов и физических сил. Некоторые пострадавшие, как свидетельствует медицина катастроф, способны выбраться из перевернутого вагона с заклинившимся выходом из купе, в прямом смысле слова раздирая голыми руками перегородки крыши.

Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, если же она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению, людей,

Экстремальные ситуации характеризуются рядом существенных психогенных признаков, оказывающих деструктивное, разрушитель­ное воздействие на соматику и психику человека. К ним можно отне­сти следующие психогенные факторы.

Паника — одно из психических состояний, свойственных экстре­мальным ситуациям. Она характеризуется дефектами мышления, поте­рей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основ­ными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельно­сти и пр. Это вызывает и усугубляет тяжесть последствий ситуации.

Афферентация измененная — специфическое реагирование организма в резко измененных, непривычных .условиях существования. Отчетливо проявляется при воздействии невесомости, высоких или низких температур, высокого или низкого давления. Может сопровождаться (кроме вегетативных реакций) выраженными нарушениями самосознания, ориентации в пространстве, аффектацией, деперсонализацией и дереализацией личности.

Аффектациясильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Характеризуется измененным эмоцио­нальным состоянием, связанным с изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Внешне проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В основе аффектации лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между требованиями, предъявляемы­ми человеку, и возможностями их выполнить,

Ажиотацияаффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные связи между явлениями. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледностью, учащением дыхания, сердцебиением, дрожанием рук и пр.

Ажиотация расценивается как предпатологическое состояние в границах психологической нормы. В аварийных ситуациях среди лет­чиков, подводников и представителей других профессий, связанных с риском, она нередко воспринимается как растерянность.

Монотонность — функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активности, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, снижением чувствительности к внешним раздражителям, преобла­данием стереотипных движений и действий, ощущением скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к окружающему, изменением афферентации со стороны рецепторов вестибулярного и опорно-двигательного аппаратов.

Десинхронозрассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.

Изменение восприятия пространственной структуры состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.

Ограничение информации, особенно личностно-значимой, — состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости. Социальная изоляция одиночная (на продолжительное время) — проявление одиночества, одной из форм которого выступает «сотворение собеседника»: человек «общается» с фотографиями близких, с неодушевленными предметами. Выделение «партнера» для общения в условиях одиночества — защитная реакция в рамках психологической нормы, однако это явление представляет собой своеобразную модель раздвоения личности в условиях длительности экстремальной ситуации.

Социальная изоляция групповая (на продолжительное время). — состояние высокой эмоциональной напряженности, причиной которой может явиться и то, что люди вынуждены постоянно находиться на глазах друг у друга. Особенно чувствительны к этому фактору женщины. В обычных условиях человек привык скрывать от других людей свои мысли и чувства, обуревающие его в тот или иной момент. В условиях же групповой изоляции это либо затруднено, либо невозможно. Отсутствие возможности побыть наедине с собой требует от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.

Другим специфическим психогенным фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. Для избегания конфликтов люди ограничивают общение друг с другом и уходят в свой внутренний мир.

Сенсорная изоляцияотсутствие воздействия на человека зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.

В обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность. Если мозг недостаточно загружен, то наступает так называемый сенсорный голод, сенсорная депривация, когда человек испытывает острую потребность в самых разных восприятиях окружающего мира.

В условиях сенсорной недостаточности начинает усиленно рабо­тать воображение, извлекая из арсеналов памяти яркие, красочные образы. Эти яркие представления в какой-то мере компенсируют сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и позволяют человеку сохранять психическое равновесие в течение длительного времени. С увеличением продолжительности сенсорного голода ослабляется влияние и интеллектуальных процессов. Для экстремальных ситуаций характерна неустойчивая деятельность людей, что отражается на их психическом статусе. Наблюдаются, в частности, снижение настроения (вялость, апатия, заторможенность), временами сменяющееся эйфорией, раздражительность, нарушение сна, неспособность к сосредоточенности, т.е. ослабление внимания, ухуд­шение памяти и умственной работоспособности в целом. Все это приводит к истощению нервной системы.

Сенсорная гиперактивациявоздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.

Угроза для здоровья и самой жизни человека посредством лишения его пищи, воды, сна, нанесения тяжких телесных повреждений и пр. Большое значение имеет изучение психического состояния людей, у которых присутствует фактор угрозы для жизни. Он может вызвать различные психические реакции — от острой тревожности до неврозов и психозов. Одно из условий адаптации человека к обстановке, связанной с угрозой для жизни, — готовность к моментальному действию, что помогает избежать аварий и катастроф. Состояние психической неустойчивости в этих условиях возникает в результате астенизации нервной системы различными потрясениями. Это состояние нередко проявляется у людей, предшествующая деятель­ность которых не отличалась психической напряженностью. В условиях угрозы для жизни четко выделяются две формы реакции: состояние ажиотации и кратковременный ступор.

Об ажиотации уже шла речь выше.

Кратковременный ступор характеризуется внезапным оцепенени­ем, застыванием на месте. При этом сохраняется интеллектуальная деятельность.

В ряде случаев указанные факторы действуют в совокупности, что значительно усиливает их разрушительное воздействие.

Обычно экстремальные ситуации характеризуются массовыми про­явлениями психоэмоционального напряжения и психической дезинтеграции.

Представляет интерес классификация психосоматических пос­ледствий воздействия экстремальных ситуаций на человека с точки зрения основных динамических этапов. Эти этапы следующие.

Непатологическая психофизиологическая реакция. Обычно длится в течение нескольких дней. На психологическом уровне характеризуются эмоциональным напряжением, декомпенсацией (заостре­нием) личностных акцентуаций, нарушением сна. На социальном уровне ей свойственны критическая оценка происходящего, целенаправленноая деятельность. Реакция носит преходящий характер.

Психогенная адаптивная реакция. Длится до шести месяцев. На психологическом уровне характеризуется невротическим уровнем расстройств, астеническими, депрессивными и истерическими синдромами. На социальном уровне ей свойственны снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправлен­ной деятельности, возникновение межличностных конфликтов.

Невротическое состояние. Длится три-пять лет. На психологичес­ком уровне характеризуется неврозами истощения, навязчивого сос­тояния, истерией. На социальном уровне ему свойственны утрата критического понимания и возможностей целенаправленной деятель­ности, высокая степень противоречивости и рассогласованности ценностей структуры личности, межличностные конфликты. Невротическое состояние трансформируется в невротическое развитие лич­ности. Формируются психопатии.

Патологическое развитие личности. Проявляется через три-пять лет стабильных невротических расстройств. На психологическом уровне характеризуется острыми аффективно-шоковыми реакциями, сумеречным состоянием сознания, двигательным возбуждением или, напротив, заторможенностью, психическими расстройствами. На социальном уровне это приводит к общему распаду структуры личности, к личностной катастрофе.

В динамике развития экстремальной ситуации и, как следствие, посттравматических психических расстройств наблюдаются три перио­да, которые тесным образом связаны с организацией спасательных работ и оказанием материальной, медицинской и психологической помощи пострадавшим.

Первый период — острый. Длится от начала воздействия ситуации до организации спасательных работ.

Основные травмирующие факторы:

  • внезапно возникшая угроза собственной жизни;

  • физические травмы самого пострадавшего;

  • физические травмы или гибель близких родственников;

  • сильное повреждение или гибель имущества и иных материаль­ных ценностей.

Основные психические реакции участников:

— непатологическая невротическая; в ее основе — страх, пси­хическая напряженность, чувство тревоги; сохраняется адекватное

поведение;

  • острые реактивные психозы в форме аффективно-шоковых сос­тояний с двигательным возбуждением или заторможенностью;

  • потеря у пострадавших контроля над своими поступками;

  • смена состояния «окаменелости», малоподвижности бесцельными
    движениями, бегством, криками, состоянием паники.

Второй период— организация спасательных работ, налаживание относительно нормальной жизни в экстремальных условиях от начала до окончания спасательных работ.

Основной травмирующий фактор — ожидание повторных физических и психических воздействий в связи с утратой родных и близких, разобщением семьи, потерей имущества, необходимостью опознания погибших родственников, несовпадением ожидаемого с результатами спасательных работ.

Основные психические реакции участников:

— непатологические невротические реакции с преобладанием
эмоциональной напряженности;

  • гипомимические реакции;

  • сохранение адекватной самооценки и способности к целенап­равленной деятельности;

  • постепенное ослабление аффективно-шоковых состояний и
    уменьшение глубины их проявлений;

  • неадекватный характер поведения пострадавших;

  • малоцелесообразные двигательные действия;

  • состояние онемения;

  • проявления фобических неврозов, например, страха замкнутых
    помещений (пострадавшие отказываются входить в машину, в палатку).

Третий период — эвакуация пострадавших в безопасные районы. Основные травмирующие факторы:

  • изменение жизненного стереотипа;

  • страх за состояние своего здоровья и здоровья близких;

  • переживание утраты близких, разобщения семей, материальных
    потерь.

Основные психические реакции участников:

  • психоэмоцинальное напряжение, сменяющееся астено-депрессивным состоянием;

  • заострение характерологических черт;

  • фобические неврозы;

  • невротическое развитие личности;

  • «схематизация» невротических состояний;

  • психопатизация личности;

  • появление соматогенных психических нарушений;

  • затяжные реактивные психозы с депрессивным, паранойяльным
    синдромом.

Поведенческие реакции пострадавших:

  • увеличение употребления алкоголя, табака, медикаментов, наркотиков;

  • активизация межличностных контактов;

  • нормализация эмоциональной окраски речи, восстановление
    сновидений;

  • возрастание конфликтных ситуаций.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испы­тывают те или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологических изменений после травм у людей чаще всего встречаются следующие.

Нарушения памяти и концентрации восприятия. Пострадавшие ис­пытывают трудности, когда необходимо сосредоточиться или что-то вспомнить.

Непрошенные воспоминания. В памяти пострадавшего внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с психотравматической ситуаци­ей. Наяву эти воспоминания возникают в тех случаях, когда окружа­ющая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», т.е. во время психотравмирующего события. Этими сигналами могут быть запахи, зрелища, звуки, которые как будто бы пришли «оттуда».

Непрошенные травмирующие воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги и страха.

Кошмарные сны. Сны такого рода бывают обычно двух типов:

— одни с точностью видеозаписи передают травмирующее событие так, как оно запечатлелось в памяти пережившего его человека;

другие лишь отчасти напоминают травмирующее событие. Человек пробуждается от такого сновидения совершенно разбитым, с напряженными мышцами, в обильном поту.

Галлюцинаторные переживания. Особая разновидность непрошен­ных воспоминаний о травмирующих событиях, когда случившееся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на периферию сознания и кажутся менее реальными, чем воспоминания.

В этом отрешенном состоянии человек ведет себя гак, словно снова переживает прошлое травмирующее событие: действует, думает, чувствует как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.

Бессонница. Трудности с засыпанием и прерывистый сон. Счита­ется, что человек сам невольно противится засыпанию, когда его посещают галлюцинации. Он боится заснуть, чтобы снова не увидеть жуткий сои. Бессонница может быть вызвана и очень высоким уровнем тревожности, неспособностью человека расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.

«Вина выжившего». Чувство вины возникает из-за того, что пострадавший выжил в экстремальной ситуации, стоившей жизни другим, особенно родным или близким родственникам, исключи­тельно значимым для него друзьям. Считается, что это состояние характерно для тех, кто больше страдает «эмоциональной глухотой», т.е. неспособностью переживать радость, любовь, сострадание после

травмирующего события. Сильное чувство вины провоцирует приступы аутоагрессивного поведения.

В экстремальные ситуации оказываются вовлеченными разные со­циальные группы — собственно жертвы ситуаций и их спасатели. У каждой из этих групп в чем-то похожие, а в чем-то и различные личностно ориентированные формы поведения.
^ Вопрос 3. Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации
Стратегии поведения раскрываются в различных формах адапта­ции, которая теснейщим образом связана с проблемой здоровья-болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути обусловливаются взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности. Многообразие событий в сов­ременном мире способствует усложнению поведения личности в них и повышает вероятность их патогенного воздействия.

К личностно ориентированным формам поведения жертв в экстре­мальных ситуациях относятся следующие.

Психогенииэто расстройства психики, возникающие в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования. Причиной психогений может быть готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт, психопатий. Интенсивность психической травмы, необходимая для возникновения психогений, находится в обратно пропорциональной зависимости от предрасположенности к «психическому срыву».

Психогении следует отличать от других психических расстройств, спровоцированных психической травмой (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения). Форма психогений зависит от особенностей психической травмы: острая травма вызывает эффективно-шоковые

психозы, подострая — реактивную депрессию, реактивный параноид, псевдодеменцию, хроническая — неврозы.

Неврозыэто наиболее распространенные нервно-психические расстройства, психогенные по своей природе, возникающие при нарушении особо значимых жизненных отношений личности. В основе неврозов лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое болезненно-тягостными переживаниями неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д. Это противоречие — невротический конфликт — закладывается преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями.

Невротические реакции, как правило, появляются в ответ на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, которые приводят к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам. При неврозах не наблюдается значительных изменений поведения, отсутствует свойственная психозам симптоматика (бред, галлюцинации, помрачение сознания и др.). На первый план выступают расстройства эмоциональной сферы и сомато-вегстативные расстройства. Часто при неврозах проявляются нарушения деятельности различных внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, эндокринной и др.), исчезающие по мере лечения невроза как основного заболевания.

В отличие от других личностных патологий, неврозы обладают следующими признаками:

- парциальностыо (изолированность) эмоциональных и волевых
нарушений, охватывающих лишь часть личности;

— критическим отношением к своему заболеванию.
Суицидэто осознанный акт устранения из жизни под

воздействием острых психотравмпруюших ситуаций, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет для человека смысл.

Смысл жизни — как базовая мотивационная тенденция направ­лена на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни — важнейший двигатель развития личности, на его основе личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

Согласно Э. Фромму, человек должен сам придать смысл соб­ственной жизни и суметь воссоединиться с миром через спонтанные

связи с людьми и с природой. Наивысшим проявлением таких связей с людьми выступает любовь, ас природой — творческий труд.

Суицидом является акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием пси­хического заболевания. Причины суицидов разнообразны и коренятся как в личностных деформациях субъекта и психотравмируюшей обста­новке, окружающей его, так и в социально-экономической и нрав­ственной организации общества.

Апатияэто состояние, характери­зующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равно­душием к себе и близким, к событиям окружающей действительности и ослабле­нием побуждений и интересов, резким ослаблением внимания. Апатия протекает на фоне сниженной физической и психологической активности и может быть кратковременной или долговременной. Формируясь в основном в результате усталости, истощения или длительно протекающего' расстройства психики, это состояние иногда возникает при некоторых органических поражениях головного мозга, при слабоумии, а также как следствие продолжительного соматического заболевания. От апатии отличается внешне сходное состояние подавленности при неврозах. В настоящее время актуальна проблема социальной апатии, возникающей в результате личностного кризиса в эпоху кризиса общества и охватывающей самые широкие слои населения.

Аутизмкрайняя форма психологического отчуждения. Выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний. В состоянии аутизма у индивида;

  • снижается возможность произвольно управлять своим мышле­нием, отключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем
    и желаний;

  • проявляются попытки избежать любых контактов;

  • исчезает потребность в совместной деятельности;

— утрачивается способность к интуитивному пониманию окружаю­щих, к проигрыванию ролей окружающих;

— возникает неадекватное эмоциональное реагирование на пове­дение окружающих.

Другие формы поведения жертв в экстремальных ситуациях следующие.

Немотивированная бдительность. Пострадавший пристально сле­дит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

Взрывная реакция. При малейшей неожиданности пострадавший делает стремительные движения: бросается на землю при звуке низко летящего самолета или вертолета, резко оборачивается и принимает защитную позу, если кто-то приближается к нему сзади, и т.п.

Притупленность эмоциональных проявлений. Полностью или час­тично пострадавший утрачивает способность к эмоциональным прояв­лениям. Он с трудом устанавливает близкие или дружеские связи с окружающими. Ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, спонтанность, развлечения и игры.

Общая тревожность. У пострадавшего наблюдаются постоянное беспокойство и озабоченность, паранойяльные явления, например, боязнь преследования. В эмоциональных переживаниях — постоянное чувство страха, неуверенность в себе.

Приступы ярости. У пострадавшего случаются именно приступы, даже взрывы ярости, а не приливы умеренного гнева.


^ Вопрос 4. Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях
Психика спасателей также подвергается серьезным испытаниям во время спасательных работ и после них. Люди переживают страх и ужас от увиденного (98%); кошмарные сновидения, бессонницу ночью, сонливость днем, подавленное настроение (50%); головокружение, обмороки, головные боли, тошноту, рвоту (20%).

Замечены и иные, специфические, формы реакции у спасателей.

Раздражительность. Возникает, когда спасатель ощущает свое бессилие, невозможность что-либо сделать. Эффективность его уси­лий падает. Он начинает беспричинно сердиться на кого-либо или на что-либо вокруг него, ругается, впадает в бешенство!

^ Неспособность действовать правильно. Внезапно спасатель об­наруживает, что он не может нормально работать, и сам не знает, почему так происходит. Он не в силах вспомнить, в чем заключаются его задачи, не знает, с чего начать то или иное дело. Он просит других о помощи и в то же время не хочет показать, что не в состоянии хорошо работать.

Беспокойство. Спасатель чрезвычайно занят и не может ос­тановиться в работе. Он берется за все, не понимая, что действительно важно, а что нет.

«Приставание» к другим. Неожиданно спасатель чувствует острую и срочную потребность говорить. Ему настоятельно хочется поделиться впечатлениями от того ужаса, который он испытал во время спасательных работ. Он пристает к другим, рассказывая снова и снова о том, что видел и слышал.

Бегство. Спасатель неожиданно для себя самого прекращает что-либо делать. Ему хочется убежать прочь от всех жутких бедствий и несчастий, которые предстают перед его глазами. Иногда ему еще хватает сил контролировать себя настолько, чтобы скрыться с места работы незаметно.

Отчаянье. Внезапно спасатель замечает, что больше не может справляться со своими чувствами. Ему не понятно, почему это происходит. Он переживает полный упадок сил, отсутствие всяких чувств, забивается куда-нибудь в тихое место, опустошенный и от­чаявшийся. Он ощущает головокружение, его пошатывает, ему хочется присесть.

Истощение. Неожиданно спасатель ощущает неспособность сде­лать даже один шаг. Ему хочется сесть, он пытается восстановить дыхание. Все его мускулы болят, любое «думание» слишком тяжело для него.

^ Типичные психовегетативные реакции спасателей в экстремальных ситуациях следующие.

Сердцебиение. Внезапно спасатель ощущает боль в груди, и хоть он знает, что со здоровьем у него все в порядке, тем не менее он действительно испуган и обеспокоен. Ему кажется, что у него может начаться сердечный приступ, и он старается посидеть где-нибудь в спокойном месте.

^ Нервный озноб. Так же неожиданно у спасателя начинается неконтролируемая нервная дрожь, такая сильная, что он даже не может зажечь спичку или налить чашку чая. Он не знает, что делать.

^ Внезапные слезы, плач. Без всяких причин у человека появляются слезы, хотя он пытается сдерживать их. Ему стыдно за то, что с ним происходит. Он старается уединиться, взять себя в руки и восстановить нарушенное душевное равновесие.

^ Вопрос 5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
Существуют две основные формы социального поведения в экстре­мальных ситуациях: выраженная социальная активность (тип Л) и выраженная социальная пассивность (тип Б).

Поведение типа Аспецифический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вов­леченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.

Основная черта поведения этого типа — стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.

Существует мнение, что лица с поведением типа А склонны сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведения типа А отсутствует).

У поведения типа А есть много общего с работоголизмом — типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровож­дается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмо­ционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.

Поведение типа Бспецифический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовле­ченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной нап­ряженности, уравновешенностью!1

Поведение типа Б, в противоположность поведению типа А, можно считать поведением гармонической личности. У людей с поведением типа Б не отмечается снижения активности и в социальном плане.

6. Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее

Личностная адаптация человека к экстремальным ситуациям — это важнейшая индивидуальная и социальная характеристика.

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внеш­ней среде протекают плавно, слаженно, экономно. Адаптивное регулирование обусловливается длительным приспособлением к окружающей среде, т.е. не требует от человека особого напряжения для поддержания жизненно важных соматических и психических процессов.

При адаптации человек проходит несколько этапов.

Подготовительный этап. Каждый человек, впервые собирающийся попасть в необычные условия существования, воспринимает их как нечто неизвестное, а потому пытается как можно больше узнать об этих условиях, уяснить задачи, которые ему предстоит решать, овладеть необходимыми навыками. Такой подготовительный этап может иметь различную протяженность во времени. Важно также на этом этапе отобрать путем специального тестирования команду психологически совместимых людей и пройти специальный психологический тренинг. Анализ субъективных переживаний людей, результаты психологических тестов показывают, что психическая напряженность на подготовительном этапе отличается при различных испытаниях и разных видах деятельности, связанных с угрозой для жизни, лишь степенью своей выраженности.

Этап предстартового психического напряжения. В моменты предстартового психического напряжения при наличии фактора риска люди вдруг начинают сомневаться в надежности технических средств, мысленно проигрывают возможные аварийные ситуации и свои ответные действия. Чем ближе к старту, тем интенсивнее эта форма психической деятельности, что приводит к дальнейшему нарастанию эмоциональной напряженности. Многократное пребывание в необычных условиях существования не освобождает человека от подобной интенсивной деятельности, сопровождающейся специфическими эмоциональными реакциями.

Этап острых психических реакций входа. При преодолении барь­ера, отделяющего обычные условия жизни от экстремальных, этап предстартового напряжения сменяется этапом острых психических ре­акций входа в ситуацию. Во время преодоления психологического барьера при различных видах деятельности, сопряженных с угрозой для жизни, человек проживает сложные, противоречивые психичес­кие состояния — от эмоционального напряжения, вызванного чувством ответственности, тревогой и страхом на этапе старта, до радостного ликования и двигательного возбуждения после успешного завершения дела.

Этап переадаптации. Длительность процесса психической переадаптации также может разниться в широких пределах. Критерием переадаптации служит устойчивая работоспособность, глубокий и осве­жающий сон, гармоничные взаимоотношения с людьми, если в экстремальных условиях находится изолированная группа. Одна из характерных особенностей этого этапа - формирование новых функциональных систем, позволяющих верно отражать реальную дей­ствительность в изменившихся условиях жизни.

При длительном и интенсивном воздействии психогенных факто­ров и отсутствии мер профилактики, при психологической неподго­товленности, слабом типе высшей нервной деятельности и других неблагоприятных обстоятельствах этап устойчивой адаптации может смениться этапом неустойчивой психической деятельности. Для него характерны необычные психические состояния и явления, которые еще не обособились в четко очерченные формы нервно-психических заболеваний. К таким явлениям можно отнести, например, господствующие (доминантные) идеи, возникающие в условиях изменений информационной структуры. Почвой для возникновения подобных идей служит изоляция, приводящая к ограничению круга интересов. При отсутствии собственного плана действий и поведения случайные, незначительные обстоятельства могут примять для от­дельных лиц доминирующее значение, отодвигая на второй план дей­ствительно необходимую деятельность.

Необычные психические состояния, возникающие на этапе острых психических реакций и на этапе переадаптации, по своей феноме­нальной картине выходят за рамки реагирования в обычных условиях. Несмотря на это, необычные психические реакции можно рассматри­вать как компенсаторные, обеспечивающие переадаптацию личности к изменившимся условиям.

Эмоциональная напряженность свойственна и этапам завершающе­го психического напряжения и острых психических реакций выхода из экстремальных условий. Они также характеризуются повышенной нервозностью, тягостными эмоциональными переживаниями и замедлением течения времени в восприятии.

Большое значение имеет этап возвращения в обычные условия жизни, этап реадаптации. При длительном пребывании в измененных условиях жизни ряд автоматизмов, выработанных ранее, утрачивается, забывается. В то же время продолжают действовать автоматизмы, характерные для экстремальной ситуации. Полное восстановление психических функций как раз и происходит на этапе реадаптации.

При долгом пребывании в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений с развитием нервно-психических расстройств.

Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой психической деятельности, характерный появлением предпатологических состояний. Это состо­яния, еще не обособившиеся в строго очерченные нозологические формы (конкретные заболевания), что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.

Состояния психической дезадаптации у жертв экстремальных си­туаций — важнейшая характеристика различных пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. Они отражают направленность отклонений в поведении индивида. Самым важным, интегрирующим показателем адаптации или дезадаптации выступает тип целостной поведенческой стратегии человека.

Стратегии поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций включают систему типов личностного реагирования субъекта в рамках экстремальной и постэкстремальной ситуации.

^ Среди разнообразия таких стратегий поведения можно выделить три основных обобщенных типа:

  1. активно-оборонительный: преимущественно адаптированный;

  2. пассивно-оборонительный: дезадаптация с интрапсихической
    направленностью;

  3. деструктивный: дезадаптация с интерпсихической направлен­ностью.

Если возвратиться к примерам жертв экстремальных ситуаций, то следует отметить, что значительная часть пострадавших, особенно тех из них, кто находился в эпицентре экстремальной ситуации, кроме психической получает еще и физические травмы — ушибы, открытые и закрытые переломы костей, ожоги, разрывы кожных поверхностей и внутренних органов и многие другие. Наиболее серьезные среди физических повреждений — это черепно-мозговые травмы. Естественно, что эти пострадавшие проходят в последующем курсы лечения и психической реабилитации. Характеристику упомянутых стратегий поведения пострадавших полезно раскрыть с учетом их состояния в качестве больных.

Активно-оборонительный: преимущественно адаптированный стиль поведения. Он проявляется либо в адекватной самооценке своего состояния, прежде всего —тяжести заболевания, либо в тенденции к его игнорированию. Пострадавшие с таким поведением, как правило, стремятся пройти обследование и лечение в амбулаторных условиях, при необходимости терапии предпочитают лекарства, - консультативную или краткосрочную форму психотерапии.

В различных сферах своей жизни, в трудных или конфликтных ситуациях они проявляют такие мобилизующие стратегии защиты и «совладения», как:

  • активное включение в работу и таким образом уход от болезни;

  • перспективное планирование действий;

  • сохранение активности при неудачах;

  • отрицание тяжести болезни.

Среди пограничных нервно-психических расстройств у постра­давших с таким стилем поведения чаще всего отмечаются невротичес­кие реакции. Во всех случаях этот стиль связан с такими личност­ными свойствами:

  • высокий уровень интернальности;

  • стремление к независимости;

  • высокая самооценка;

  • идеализация своей семьи и работы;

  • отрицание существующих конфликтных ситуаций;

  • опасение из-за болезни снизить свой социальный статус.
    Пассивно-оборонительный стиль: дезадаптация с интрапсихической направленностью. Этот тип стратегии определяется тревожной, депрессивной, ипохондрической формой восприятия своей болезни и жизни. В его основе лежат отступление, капитуляция, перед болезнью и ее последствиями. Пострадавшие этого типа полны;

  • опасений дальнейшего ухудшения состояния здоровья;

  • пессимистичной оценки ожидаемых результатов лечения или
    вообще неудачного лечения;

  • стремления сохранить отношение к себе как к тяжело и неиз­лечимо больному человеку;

  • драматизации значения каждого симптома;

— сосредоточенности на болезненных ощущениях.
У этих пострадавших преобладают:

  • пассивные формы психологической защиты типа «вытеснение»,
    «рационализация», «уход в болезнь», «регрессия»;

  • стойкие идентификации типа «Я — инвалид»;

  • фиксация на возможности долговременного ограничения тру­доспособности;

  • оценка сложившейся ситуации как непреодолимой, как «пово­ротного пункта жизненного пути»;

  • утрата внутренней потребности в борьбе с болезнью;

  • ограничение процесса самопознания психологических причин
    болезни;

  • затрудненный, усложненный характер применения психоте­рапии.

Деструктивный стиль: дезадаптация с интерпсихической направ­ленностью. Для этих пострадавших характерны;

  • постоянная внутренняя напряженность;

  • дисфорическое настроение;

  • эмоциональная возбудимость, взрывчатость, неуживчивость;

  • делинквентное (отклоняющееся) поведение;

  • экстернальные реакции;

  • чрезмерная требовательность к другим;

  • представление о вине общества перед ними;

  • негативное отношение к государственным учреждениям;

  • негативное отношение к лечебным мероприятиям;

  • конфликтные взаимоотношения с медицинским персоналом, а
    также близкими и родственниками;

  • в стрессовых ситуациях уход в алкоголизацию, наркотизацию, в
    суицидные попытки.

Для пострадавших в экстремальных ситуациях, которым показана экстренная и длительная медицинская помощь, важно их отношение к болезни.

Отношение к болезни — это:

  • знание о болезни;

  • ее осознание личностью;

  • понимание роли и влияния болезни на течение всей жизни;

— эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью.
Вопросы эти настолько важны, что разработана целая система

характеристик основных типов отношения к болезни у лиц, пострадавших в экстремальных ситуациях.

Первый блок отношений с отсутствием признаков выраженной социальной дезадаптации:

  • гармоничный;

  • эргопатичный;

  • анозогнозический.

Второй блок отношений с признаками социальной дезадаптации интрапсихической направленности:

  • тревожный;

  • ипохондрический;

  • неврастенический;

  • меланхолический;

  • апатический.

Третий блок отношений с признаками социальной дезадаптации интерпсихической направленности:

  • сензитивный;

  • эгоцентрический (истерический);

  • паранойяльный;

  • дисфорический.
    Гармоничный:

  • трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать
    его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без
    недооценки его тяжести;

  • стремление во всем активно содействовать успеху лечения;

  • нежелание обременять других тяготами ухода за собой;

— в случае неблагоприятного прогноза (предстоящая инва­лидность) — переключение интересов на те области жизни, которые
останутся доступными пострадавшему.

Эргопатичный:

  • «уход от болезни в работу»;

  • даже при тяжести болезни и страданиях стремление продолжать
    работу;

  • сверхответственное отношение к работе, выраженное еще в
    большей степени, чем до болезни;

  • избирательное отношение к обследованию и лечению, обуслов­ленное стремлением во что бы то ни стало сохранить профессиональ­ный статус и возможность продолжения активной трудовой деятель­ности.

Анозогнозический:

активное отбрасывание мысли о потере здоровья, о возможных

ее последствиях;

— отрицание очевидного;

~ приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным расстройствам;

  • отказ от обследования и лечения;

  • желание обойтись «своими средствами»;

  • при эйфорическом варианте этого типа — необоснованно повы­шенное настроение;

  • пренебрежение, легкомысленное отношение к лечению;

  • надежда на то, что «само псе обойдется»;

  • легкость нарушения режима.

Тревожный:

  • непрерывное беспокойство о неблагоприятном течении болезни,
    возможных осложнениях;

  • мнительность в отношении неэффективности и даже опасности
    лечения;

  • поиск новых способов лечения, жажда дополнительной инфор­мации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов»;

  • выраженный интерес к объективным данным о болезни — ре­зультатам анализов, заключениям специалистов;

  • выраженное ослабление фиксации на субъективных ощущениях;

  • тревожная мнительность в отношении опасений нереальных, а
    маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возмож­ных, но малообоснованных неудач в жизни, работе, семейной ситуа­ции в связи с болезнью.

Ипохондрический:

  • сосредоточенность на субъективных болезненных и иных неприят­ных ощущениях;

  • стремление постоянно рассказывать окружающим о своем
    неприятном самочувствии;

  • преувеличение действительных, и выискивание несуществующих
    болезней и страданий;

  • сочетание желания лечиться и неверия в успех;

  • требование тщательного обследования и боязни вреда и бо­лезненности процедур.

Неврастенический:

поведение по типу «раздражительной слабости»;

— вспышки раздражения, нередко обращенные на первого
попавшегося, особенно при болях, при неудачах лечения;

  • непереносимость болевых ощущений;

  • нетерпеливость;

  • неспособность ждать облегчении.

Меланхолический:

  • удрученность болезнью;

— неверие в выздоровление, в эффект лечения, даже при бла­гоприятных объективных данных;

  • депрессивные высказывания (вплоть до суицидных мыслей);

  • пессимистический взгляд на окружающее.
    Апатический:

  • полное безразличие к результату лечения, исходу болезни, к своей

судьбе;

— пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом
побуждении со стороны;

— утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.
Сензитивный:

  • чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечат­лением, которое могут произвести на окружающих сведения о болезни;

  • опасения, что окружающие станут избегать, считать неполно­
    ценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать слухи

о болезни;

— боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагоже­лательного отношения с их стороны в связи с этим.

Эгоцентрический (истерический):

«уход в болезнь»;

  • выставление на показ своих страданий и переживаний, чтобы
    завладеть вниманием близких и окружающих;

  • требование к себе исключительной заботы всех окружающих,
    другие люди, нуждающиеся в заботе, рассматриваются только как кон­куренты, отношение к ним неприязненное;

  • постоянное желание показать другим свое особое положение,
    спою исключительность в отношении болезни.

Паранойяльный:

  • уверенность, что болезнь — результат чьего-то злого умысла;

  • крайняя подозрительность к процедурам и лекарствам;

  • стремление приписывать возможные осложнения или побочные
    действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала,
    обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Дисфорический:

  • преобладание мрачно-озлобленного настроения;

  • постоянный угрюмый вид;

  • зависть и ненависть к здоровым;

  • вспышки крайней озлобленности;

  • Требование особого внимания к себе;

  • подозрительность к процедурам и лечению;

  • деспотическое отношение к близким — требование во всем

угождать.

Обобщая сказанное, можно отметить, что устойчивые индивиду­ально-психологические особенности личности и временные функцио­нальные психофизиологические состояния. Способствуют развитию аф­фективных реакций, которые могут перерасти в психические наруше­ния при неблагоприятных условиях. Как правило, у людей с сильным и уравновешенным типом высшей нервной деятельности, а также хорошо подготовленных психически острые переживания экстремальных ситуаций постепенно изживаются, сглаживаются.

Контрольные вопросы:

  1. Каково содержание понятия «экстремальная ситуация»?

  2. Перечислите существующие подходы в определении типов экс­тремальных ситуаций и приведите примеры соответствующих ситуаций.

  3. Перечислите на содержательном уровне экстремальные ситуа­ции.

  4. Каковы признаки состояния психогенной анестезии у индивида в экстремальной ситуации?

  5. Раскройте содержание существенных психогенных признаков, оказывающих деструктивное или разрушительное воздействие на соматику и психику человека.

  1. Раскройте содержание психосоматических последствий воздействия экстремальных ситуаций на человека с точки зрения основных динамических этапов.

  2. Раскройте динамику развития экстремальной ситуации и посттравматических психических расстройств по периодам, которые тесно связаны с организацией спасательных работ и оказанием помощи пострадавшим.

  3. Каковы особенности психических состояний жертв экстре­мальных ситуаций?

9. Раскройте содержание личностно ориентированных форм пове­дения жертв экстремальных ситуаций.

  1. Раскройте содержание личностно ориентированных форм пове­дения спасателей в экстремальных ситуациях.

  2. Охарактеризуйте социальные формы поведения в экстремаль­ной ситуации.

  3. Раскройте содержание основных этапов адаптации к экстре­мальной ситуации и после нее.

  4. Охарактеризуйте стратегии поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций в рамках экстремальной и постэкстремальной ситуаций.

  5. Охарактеризуйте основные типы отношения к болезни улиц, пострадавших в экстремальных ситуациях.


^ Психологический практикум
Игра «Кораблекрушение-2»

Цель игры: формировать навыки общения в экстремальных ситуа­циях, выявлять конструктивные и деструктивные способы поведения.

Ведущий сообщает, что «группа туристов» из 15 человек, которая путешествовала морем, потерпела кораблекрушение и в настоящее время находится в «лодке». Примерно через 15 минут начнется «шторм», и «потерпевшие» смогут спастись только в том случае, если в «лодке» останется ровно на одного человека меньше. В условиях «шторма» большего числа людей «лодка» не выдержит. Если будет меньше на двое-трое человек, тоже все «погибнут», так как оставшихся будет недостаточно для гребли. По условиям игры, никто не может плыть за «лодкой», держась за ее борт — и в таком случае погибнут все.

Если оказывается человек, который по ходу игры покидает «лодку», он выходит за пределы игрового помещения и не возвращается до самого начала «шторма» и до объявления результата.

Ведущий объявляет о начале игры. Время от времени он информирует «потерпевших», сколько минут осталось до начала шторма. Ровно через 15 минут ведущий объявляет результат игры — либо нее спаслись, кроме одного, либо погибли все.

Обсуждение: проводится посредством обмена впечатлениями, мнениями, переживаниями, чувствами. Анализируются стратегии поведения «потерпевших». Какие из них преобладали — . конструктивные или разрушительные,
Игра «Необитаемый остров»

Цель игры: научиться решать проблемы в экстремальных ситуациях при смене образа жизни, в частности, актуализировать конструктивные средства взаимодействия, брать ответственность на себя, пользоваться групповой поддержкой, тренировать способность переживать неудачи и потери, стимулировать процесс саморазвития.

Ведущий сообщает, что группа (группу более 20 человек можно разбить на две подгруппы) в силу чрезвычайных обстоятельств оказалась на необитаемом острове в тропиках. К этому времени у терпящих бедствие уже ничего не осталось, даже надежных плавсредств. Участники получают большой лист бумаги, коробку пластилина, фломастеры. Надо нарисовать место высадки на остров, потом слепить «себя» из пластилина и найти пристанище на отмеченном пространстве острова.

Ведущий поясняет, что в ближайшие 20 лет группе не суждено встретиться с другими людьми или уплыть с острова и предлагает им «начать свою новую жизнь».

Развитие группы идет спонтанно. Ведущий может выступать в роли «хранителя времени», напоминая: «прошел день, неделя, месяц, год, два и т.д.». Иногда он может дополнять «жизнь» участников событиями: «ливень уничтожил...», «начались болезни...». Таким образом, он косвенно корректирует развитие группы.

Обсуждение: проводится с помощью анализа того, как проходила адаптация в самые трудные, первые, дни жизни на острове, когда возникала опасность негативного поведения, как проявлялось умение решать бытовые и коммуникативные проблемы, как развивались межполовые взаимоотношения и социальные или политические разногласия.
Игра «Стена»

Цель игры: попробовать заняться самоанализом в экстремальной ситуации.

Можно представить себе, что идет человек по долгой дороге и вдруг натыкается на стену. Что делать в такой ситуации? Попытаться обойти, но это невозможно: стена «бесконечна». Попробовать перелезть, перепрыгнуть — увы, это тоже невозможно, стена слишком высока. Сесть под стеной?

Обсуждение: попытаться ответить на вопрос:

— Что может чувствовать, испытывать человек, оказавшись в такой неразрешимой экстремальной ситуации?
Тест «Способность действовать в социально-напряженных обстоятельствах»

В каждом вопросе обведите кружочком ту букву, которая определяет Ваш выбор. Затем, пользуясь ключом, подсчитайте число баллов по каждому из четырех факторов теста.

1. В каких случаях Вы успешнее выступаете в соревнованиях, в конкурсах, на экзаменах?

а) в спокойном состоянии, практически не волнуясь;

б) в состоянии повышенного возбуждения;

в) в состоянии сильного возбуждения.

2. Сильно ли Вы волнуетесь на таких мероприятиях?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

3. Точно ли Вы оцениваете степень своего волнения и других
эмоциональных состояний в напряженных ситуациях?

а) обычно не задумываюсь об этом;

б) иногда;

в) да.

4. Нравится ли Вам выступать в контрольных упражнениях на

результат?

а) да;

б) не могу сказать определенно;

в) нет.

5. Можете ли Вы в течение наиболее важного для вас периода
поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

а) да;

б) бывают колебания;

в) нет.

6. Стабильна ли Ваша техника исполнения заданий в ситуациях

соревнования, конкурса, экзамена?

а) да;

б) бывают колебания;

в) нет.

7. Сильно ли Вам мешают неожиданные помехи?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

8. Мешает ли Вам волнение выступить наилучшим образом и

соревнованиях, на конкурсе, на экзамене?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

9. Вы полностью «выкладываетесь» на важных соревнованиях?

а) да;

б) не всегда;
и) нет.

10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

11. Сильно ли действуют на Вас неудачи?

а) да, сильно расстраивают;

б) быстро забываются;

в) не придаю им большого значения.

12. В каких случаях Вы достигаете наилучшего результата?

а) при строгом сознательном контроле своих действий;

б) при автоматическом выполнении;

в) нечто среднее.

13. Бывают ли у Вас во время действия в социально-напряженных
обстоятельствах серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на
результат Ваших действий?

а) да;

б) иногда;

в) практически не бывает.

14. Возникает ли у Вас при успешном сопротивлении трудным
обстоятельствам чувство «скорее бы все заканчивалось»?

а) да:

б) иногда;

в) нет.

15. Когда Вы обычно начинаете испытывать волнение перед со­циально-напряженными обстоятельствами?

а) за несколько дней до их наступления;

б) накануне;

в) непосредственно перед их наступлением.

16. Трудно ли Вам отключаться от мыслей о предстоящем вы­ступлении на ответственных соревнованиях, конкурсах, экзаменах?

а) да;

б) нет;

в) могу отключиться, но не надолго.

17. Проводите ли Вы специальную психологическую настройку
самого себя непосредственно перед началом соревнования, конкурса,
экзамена?

а) нет, не провожу;

б) стараюсь успокоиться, снять напряжение;

в) стараюсь думать о чем-нибудь приятном;

г) сосредоточиваюсь на предстоящем выступлении;

д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус;

е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении;

ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость;

з) перебираю в уме тактические и технические моменты предс­тоящего выступления;

и) использую разминку в качестве психологической настройки.

18. Можете ли Вы, если считаете это нужным, быстро переклю­чаться с одного вида настройки на другой?

а) лет;

б) обычно не нуждаюсь в этом;

в) да.

19. Можете ли Вы в ходе спортивной, конкурсной борьбы, экза­мена при необходимости заставить себя быстро успокоиться?

а) нет;

б) не всегда;

в) как правило, могу.

20. Пользуетесь ли Вы для этих целей словесными приказами

самому себе?

а) нет;

б) обычно не нуждаюсь в этом;

в) да.

21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте,
на ответственном для Вас конкурсе и т.п.?

а) да, могу отказаться от многих жизненных благ;

б) этой проблемы передо мной не возникало;

в) нет.

22. Каково Ваше отношение к социально-напряженным ситуациям,
типа спортивных соревнований, конкурсов, экзаменов и т. п.?

а) это весьма трудное дело;

б) это праздник;

в) и то и другое.

^ Подсчет баллов:




а

б

в




а

б

в




а

б

в

1

-2

-1

+ 1

8

-2

-1

+ 1

15

-2

-1

0

2

-2

0

+1

9

+1

-1

-2

16

-2

+1

-1

3

-2

-1

+1

10

+1,

-1

-2

17

-

-

-

4

+ 1

0

-1

11

+1

-1

-2

18

-2

-1

+1

5

+1

-1

-2

12

+ 1

-1

0

19

-2

-1

+1

6

+1

-1

-2

13

-2

0

+ 1

20

-1

0

+1

7

-2

-1

+1

14

-2

0

+ 1

21

+1

-1

-2

























22

-1

+ 1

+ 1


Степень выраженности фактора:

1. ^ Эмоциональная устойчивость:

0 баллов: средний уровень устойчивости и надежности;

от — 1 до — 12: пониженный уровень устойчивости и надежности;

от +1 до +5: повышенный уровень устойчивости и надежности.

^ 2. Способность к саморегуляции: 0-баллов: средний уровень;

от - 1 до — 10: пониженный уровень; от +1 до +6: повышенный уровень.

3. Мотивационно-энергетический компонент: 0-баллов: средний уровень; от — 1 до — 10: пониженный уровень; от +1 до +8: повышенный уровень.

4. Стабильность действий, помехоустойчивость: 0 баллов: средний уровень; от — 1 до — 6: пониженный уровень; от +1 до +3: повышенный уровень.

Характерологические свойства:

1. Эмоциональная устойчивость:

  • интенсивность предситуационного эмоционального возбуждения;

  • колебания этого возбуждения;

  • степень влияния его на характер действий и поведения в со­
    циально-напряженных обстоятельствах.

2. Способность к саморегуляции:

  • умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное
    состояние;

  • умение влиять на него, в частности, путем словесных самовнушений и самоприказов;

  • умение перестраиваться в процессе действий;

  • развитие функции самоконтроля над своими действиями.

3. Мотивационно-энергетический компонент:

  • терпимость к социально-напряженным ситуациям, любовь к со­ревновательным видам взаимодействия;

  • стремление к любой форме соревновательного взаимодействия;

  • полная отдача в ходе действий в социально-напряженных си­туациях.

4. Стабильность действий, помехоустойчивость:

— устойчивость внутреннего функционального состояния;

  • стабильность двигательных навыков и приемов в процессе
    действий в социально-напряженных обстоятельствах;

  • невосприимчивость к воздействиям разного рода помех.








Скачать файл (264 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации