Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Исследование особенностей межличностных отношений в системе подросток-родитель - файл 1.doc


Контрольная работа - Исследование особенностей межличностных отношений в системе подросток-родитель
скачать (229 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc229kb.19.11.2011 23:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...





Оглавление





Оглавление 1

Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в системе подросток-родитель 5

1.1. Развитие личности в подростковом возрасте 5

1.2.Родительско-детские отношения в семьях, имеющих детей подростков 15

Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений в системе подросток-родитель 24

2.1.Организация исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования 26

Заключение 36

Литература 38

Введение



Проблема отношений мира подростка и взрослого сообщества - это не только проблема «отцов и детей» в ее психологической оценке, это и более ши­рокий социокультурный и социально-исторический план взаимодействия по­колений. Устойчивость значения данной проблемы, многоуровневость, многохарактерность определяются усложнением связей объективно существующих состояний - Детства и Взрослости. Главным критерием их определения является степень самосознания, само­определения подростка, уровень его готовности и возможности реализовать ту систему отношений, которые характеризуют конкретное общество, то есть необходимую степень социального созревания.

Ш.Бюлер [23] определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (12-17 лет), в котором она выделяла негативную и позитивную фазы.

В концепции Д.Б.Эльконина [2] подростковый возраст, как всякий новый период связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в том, что у них вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, то есть подросток обращается к самому себе. По мнению Д.Б.Эльконина [там же], сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное образование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке».

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, так как никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может и тогда появляется агрессия и тревожность, что порождает конфликты в системе родитель-подросток.

В настоящее время, социально психологическая обстановка, в которой живет и развивается подросток, сложна еще и тем, что она перенасыщена информацией и часто наполнена содержанием, порождающим либо негативные эмоции, либо желание подражать. С каждым днем средства массовой информации приносят все больше известий о детской и подростковой преступности, заниженной самооценке, синдроме недостатка внимания, наркомании, ранней беременности и самоубийствах. Чтобы не отставать от перемен, происходящих в обществе, родителям нужно изменить свой подход к воспитанию, выработать у себя умение интерпретировать поведение.

Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание подростка и формирование его личности. Поэтому проблема межличностных отношений между родителями и подростками в семье весьма актуальна в современных условиях.

Цель - исследование особенностей межличностных отношений в системе подросток – родитель.

^ Объект исследования – межличностные отношения.

Предмет исследования – особенности межличностных отношений в системе подросток - родитель.

Гипотеза: проблемы в межличностных отношениях между родителями и подростками обусловлены высоким уровнем агрессивности и враждебности подростков, а также высоким уровнем контроля родителей над детьми.

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ современной научной психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений между родителями и подростками.

2.Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей межличностных отношений в системе родитель-подросток.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:

1.Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки [32, с.624].

2.Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса [32, с.657].

3. Анкета для определения частоты конфликтов и их возможных причин.

4.Опросник «Взаимодействие: родитель-ребёнок» (ВРР) Марковской И.М. [32, с.47].

5. Статистическая обработка результатов исследования с помощью 2-критерий К.Пирсона [Компьютерная обработка данных].
^

Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в системе подросток-родитель

1.1. Развитие личности в подростковом возрасте



В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С.Выготского [5], Д.Б.Эльконина [30], Т.В.Драгуновой [22], Л.И.Божович [4] и др.

Наибольшие возможности для определения условий и механизмов становления растущего ребенка как личности предоставляет изучение подросткового периода онтогенеза. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. Д.И. Фельдштейн [26, с.319] отмечает: «С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные направления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковой возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества».

Основная характеристика подросткового возраста – его противоречивость. Противоречивость подросткового возраста обуславливает ряд проблем. Одна из них - является ли этот возраст стабильным или критическим. Ш.Бюлер [23], Л.И.Божович [4] рассматривают подростковый возраст как непрерывный кризис. Д.Б.Эльконин [30], Э.Эриксон [29] рассматривают подростковый возраст как стабильный, отделенный кризисами от других возрастов.

Другая проблема, связанная с противоречивостью подросткового возраста, - различия в определении его хронологических границ. Ш.Бюлер [23] определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (полового созревания). Психологические симптомы переходного возраста, по ее мнению, появляются уже в 11-12 лет, затем следует пубертатная стадия (12-17 лет) и юность (18-21-23 года). Ш.Бюлер выделяла негативную и позитивную фазы подросткового возраста. Негативная фаза продолжается с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков.

По мнению Е.Н.Каменской [22, с.151], «подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску». Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Он уже обычно сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, денной возбудимостью легко переходящей, в запальчивость, неуравновешенность, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются должной степени соответствующими центрами торможения. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступать на оборот. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Как считает Е.Н.Каменская [26, с.297], «Это стремление представляет собой ведущий мо­тив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное критическое отношение к себе и к другим людям. Потребность сопоставить качество других людей с чертами своей личности типично для данного периода».

Подросток постоянно пытается испробовать, «чего он может добиться». Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но негативизм, упрямство подростка желание настоять на своем есть не что иное, как своеобразные упражнения в познание своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Этим и объясняется развивающийся у подростка повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, примериванием их особенностей и качеств на себя он создает свое «я». Но в то же время произошла интенсивная примитивизация сознания детей.

Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются глубинные внутренние переживания растущих людей - тревожности, страха, неуверенности, одиночества. В настоящее время это углубившееся чувство одиночества преломляется в особой позиции детей по отношению к взрослым. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть современные приобретения детства, которые являются тяжелой потерей для него. Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно- потребностной сферы личности, вызывает реакция эмансипации.

Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, наставников, старшего поколения вообще» отмечает Личко А.Е. [26, с.114].

Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением молодого человека освободится от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов.

Это, во-первых, условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятия родителей.

Во-вторых, сформированные к этому времени индивидуальные особенности юноши и девушки.

Реакция эмансипации - процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений. И.С.Кон [18] выделил три вида эмансипации подростков:

1.Эмоциональную, проявляющуюся в стремлении подростка к большой эмоциональной близости не с родителями, а со сверстником или с представителем противоположного пола.

2.Поведенческую эмансипацию представляющую собой стремление подростка освободится от контроля со стороны родителей.

3.Нормативную эмансипацию как стремление молодого человека отвергнуть те нормы и ценности, которых придерживаются родители».

Из всех видов эмансипации наименее драматичны для психологии подростка, является переход эмоциональный автономии как избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Стремление поведенческой и нормативной автономии тоже имеет относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. С точки зрения Райса Ф. [31, с.430] «подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полная свобода, испытывает чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться.

Сложность отношений между молодыми людьми и их родителями во многом определяется своеобразной асимметричностью интересов детей и родителей. Что подтверждается мнением Кона И.С. [18, с.487]: «Родители интересуются всеми сторонами жизни их детей, в то время как подростки, в силу отсутствия у них жизненного опыта и вследствие возвратного эгоизма, мало интересуются теми аспектами жизни родителей, которые выходят за пределы жизни семьи».

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Столяренко Л.Д. [30] выделяет следующие типы самоотношения подростка:

1.«Самооценка» ребёнка является прямым воспроизводством оценки мате­ри. Дети отмечают в себе, прежде всего те качества, которые подчёркиваются родителями. «Если внушается негативный образ и ребёнок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия».

2.Смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один - это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй - отголосок ро­дительского видения ребёнка. Образ «Я» оказывается противоречивым. «Тем не менее, ребёнку удаётся в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями».

3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но даёт ей дру­гую оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «Мы» им воспроизводится нега­тивная оценка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послуша­ние означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». «Пережи­вания этого конфликта как невозможности ответа требованиям родителей и сохранения своего «Я» приводили к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного».

4.Подросток ведет борьбу против мнений родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. «В данном случае ребёнок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания».

5.Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчёркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приведёт к очень напряженным отношени­ям в семье.

6.Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка явля­ется негативной. «Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со сто­роны родителей, ребёнок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был, любим и ценим».

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой - в связи с новым своим положением «налаживает свои связи с родителями» отмечает Бернс Р. [30, с.429].

В переходном возрасте, ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Росс Кэмбелл [21, с.137] указывает, что «раньше близкие много не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала». Происходит это по тому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя спокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникают определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Сложность увеличивается потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Подросток уже не малое дитя, которое принимает на веру сказанное и сделанное родителями и окружающими. Д.И.Фельдштейн [22, с.126] отмечает, что «важным образованием подросткового возраста является формирование своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желание показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля. Переоценкой своих возросших возможностей определятся стремлением подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытку окружающих (действительное или кажущееся) умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности.

Это одна из причин частых конфликтов в подростковом возрасте.

Важнейшей психологической особенностью подросткового возраста, как считает X.Дж. Джинот [15], - является чувство взрослости. Оно выражается в том что «уровень притязаний подросткового предвосхищает будущее его положение, которого он фактически ещё не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершение детства и начала «вырастания» из него.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей, повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Реан А.А. [24, с.364] указывает, что «специфическим новообразованием подросткового возраста является способность рефлексии родительского мнения и после дающей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя»». Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. «На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречаются почти также часто, как и ответ «среди друзей» [там же].

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана направленных на установление зависимости между формированием Я- концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас [33] исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как обще выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой.

Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятия ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимые лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жестокое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусирова­ны на неудачах, они бояться рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

«Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье» отмечает Реан А.А. [24, с.365].

В.Сатир [25] выделяет два вида стиля общения в семье: «симметричный» и «ассиметричный».

Симметричный стиль предлагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценки, поскольку самоуважение подростка и поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Ассиметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятие решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с ребёнком и безуспешными попытками, воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом. Следует отметить, что ребёнок не пассивно относится к конфликту с родителями, а активно борется за «выживание», поддержу и сохранение самоуважения.

Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определённого жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет большое значение. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и своё место в семе, то есть ожидаемой оценкой.

В наши дни, воспитывать подростка в семье очень трудно. Ведь большую часть времени они находятся под влиянием других людей, школьных учителей, сверстников, соседей, телеведущих развлекательных программ. В этом кроется одна из важнейших причин всех трудностей.

Самое важное воспитание, утверждает Дж. Добсон [14, с.324] «любить подростка и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь - самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего подростка то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития».

С другой стороны, многие родители и «хотели бы» проводить побольше времени с подростком, но не делают этого, поскольку не знают, чем заняться вместе, а случается и так, что подростки просто отвергают их попытки пообщаться. Очень часто родители пытаются поговорить с подростком, но тот просто зак­рывается. «Эти люди действительно хотят поговорить со своим подростком, но не знают, как это сделать» отмечает Грей Джон [16, с.13].

Некоторым родителям вовсе не хочется кричать на подростка и наказывать его, но они просто не видят альтернативы. Поскольку разговоры ни к чему не приводят, родители не видят иного выхода, кроме наказания и угроз. «Чтобы отказаться от старых методов воспитания, необходимо заменить их новыми» [там же].

Разговоры приносят пользу только тогда, когда родители знают, что требуется подростку. Чтобы подростку хотелось разговаривать с вами, как утверждает Ф.Райс [31, с.742], «необходимо научиться слушать. Чтобы подростку хотелось сотрудничать, нужно научиться давать подростку достаточно много свободы, сохраняя при этом контроль. Научившись всему этому, родители могут отказаться от устаревших методов воспитания».

Большинство проблем подросткового возраста может быть частично или полностью решены, если исчезнет натянутость во взаимоотношениях детей и родителей.

^

1.2.Родительско-детские отношения в семьях, имеющих детей подростков



Проблемой родительско-детских отношений занимались такие ученые, как А.С.Макаренко [27], Л.Я.Гозман [9,11], Т.П.Гаврилова [12], Дж.Джинот [15], С.В.Ковалев [19], Р.Кэмбэлл [21], В.Сатир [25], А.С.Спиваковская [29] и др.

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основанные на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонном растущем равенстве. В большинстве семей процесс происходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Взаимопонимание с родителями служит для подростков своего рода якорем. Если подросток, как утверждает Джон Грей [31, с.236] «не чувствует, что дома его принимают таким, какой он есть, он охотно отступает от своих ценностей ради того, чтобы обрести признание ровесников».

С одной стороны, подросток испытывает здоровое стремление быть более независимым, а с другой - больше, чем когда-либо прежде, нуждаться в родительской поддержке. Для того чтобы эту поддержку ему дать, родители должны воздержаться от стремления немедленно уладить или исправить любые проблемы или погрешности и проявлять непринужденность и открытость, и тогда ребенок будет всегда обращаться к родителям в трудных ситуациях.

Высказывая свое мнение, как заметил Ф. Райе [31, с.350], «нужно оставлять детям возможность иметь собственный взгляд на вещи. Если родители упорствуют в «одностороннем мышлении», подростки не менее упорно рвутся в противоположную сторону. Мыслите непредвзято, и ваши дети смогут сделать собственный свободный выбор - а не действовать из потребности, во что бы то ни стало противоречить вам и бунтовать. Если подросток живет в атмосфере приятия, он не чувствует настоятельной потребности быть таким же, как его сверстники. Он осознает и отстаивает свое право быть вольным, независимым человеком».

Спиваковская А.С. [29, с.428] подчеркивает, что для того, чтобы дети искали в нас духовную поддержку «нам следует воздерживаться от советов, безапелляционных суждений или готовых решений, - и тогда общение между нами не прервется».

С точки зрения Росса Кэмбелла [21, с. 39], «безраздельное внимание — это не только зрительный или физический контакт. И то и другое не требует от родителей особых усилий. А безраздельное внимание требует. Безраздельное внимание требует времени, и подчас много. Порой это означает, что придётся отложит свои дела, когда подростку крайне необходимо такое внимание».

Безраздельное внимание - это такой момент, когда внимание родителей полностью и безраздельно принадлежит ребёнку, и он ощущает себя искренне любимым, осознаёт свою значимость и чувствует заботу, одобрение и уважение со стороны родителей. Такое внимание приносит подростку ощущение, что для родителей, он самый важный на свете человек.

Подростку, как отмечает Х.Дж Джинот [15, с. 219], обязательно нужно показывать, что он особенный. «Это повышает его самооценку и улучшает взаимоотношения с окружающими. А помочь ему почувствовать себя таковым может только безраздельное внимание со стороны родителей».

Безраздельное внимание нужно уделять подростку, не только когда есть время. Это нравственная потребность. От того, в какой мере удовлетворяется эта потребность, зависит его самооценка и самовосприятие. По мнению О.А.Карабановой [23, с.175], «Если родители не уделяют подростку полного и безраздельного внимания, он будет постоянно неудовлетворён, раздражителен, так как ему будет казаться, что всё остальное для родителей важнее, чем он». Отсюда чувство незащищенности, неуверенности, что без сомнения, негативно отразится на эмоциональном росте, замедлит его психологическое возмужание.

Такого подростка довольно легко заметить. Как правило, он менее yверен в себе по сравнению с теми, чьи родители, всё же находят время для своих детей, уделяют им полное и безраздельное внимание. «Он часто замкнут, и у него возникают трудности в общении со сверстниками. Ему сложнее справляться с проблемами, и, как правило, он не в состоянии постоять за себя. Он слишком зависим от других, в том числе и от сверстников, и более подвержен влиянию с их стороны» указывает Р. Кэмбелл [21, с. 215].

Однако иногда кажется, что некоторые подростки, особенно девочки, лишённые внимания отцов, ведут себя абсолютно по-другому. Они довольно общительны, разговорчивы и часто даже обольстительны. Иногда они кажутся не по годам развитыми. Но проходит время, как отмечает Р. Кембелл [21, с. 316], они становятся старше, а их поведение не меняется и всё менее соответствует их возрасту. «И тогда их общество часто становится невыносимым и для их сверстников, и для взрослых. Однако даже в последний период подросткового возраста безраздельное внимание, особенно со стороны отцов, может во многом помочь подросткам избавиться от саморазрушающего поведения, ослабить их беспокойство, раскрепостить их, дать им возможность спокойно продолжать взрослеть».

Лучший способ отдать себя в полное и безраздельное владение своему ребенку - это установить определённые часы, которые вы будете проводить наедине с ним.

Только при подобных обстоятельствах, один на один, без посторонних могут возникнуть те особые близкие отношения, которые так нужны каждому ребенку, чтобы справляться со всеми жизненными неурядицами. По мнению Ю.Г.Джона [16, с.127], «Дети очень дорожат такими моментами и вспоминают о них, когда им приходится трудно, особенно в полные конфликтных ситуациях подростковые годы».

Родителям также важно знать, что, предоставляя своим детям безраздельное внимание, они должны стремиться и к физическим, и к зрительным контактам с ними, потому что именно в такие моменты эти контакты приобретают особое значение для ребёнка.

Когда дети входят в подростковый возраст, их тяга к семье возрастает, а не наоборот. Обычно считается, что, как только наши дети становятся независимыми, они хотят, как можно больше находиться вне семьи, и, значит, родители могут проводить с ними всё меньше времени. « На самом деле это одна из самых грубых ошибок родителей» - пишет Райс Ф. [31, с. 279].

«Когда их дети превращаются в подростков, родители всё чаще используют своё свободное время в личных интересах. Между тем, все подростки истолковали это так, будто родители отталкивают их и становятся безразличными к ним» [там же].

Больше всего в жизни подростку необходимо именно безраздельное внимание со стороны родителей. Немногие знают о существовании такой потребности, а удовлетворяют её - и то реже. Есть множество причин, объясняющие это. Например, родителям кажется, что того внимание, которое они уделяют своим подросткам, поощряя их, даря подарки и уступая их странным желаниям, вполне достаточно. Всё это, конечно, тоже необходимо. Но было бы большой ошибкой считать, что этим можно заменить искреннее и безраздельное внимание. Хотя такая замена очень привлекательна для родителей. Ведь гораздо легче похвалить или подарить что-нибудь, и это отнимает не так уж много времени. По мнению Дж. Добсон [14, с. 317] «дурное поведение подростков, плохие поступки, чувство неполноценности - всё это результат отсутствия самого ценного и важного для них - полного и безраздельного внимания к ним со стороны их родителей».

В основе прочных взаимоотношений с подростком лежит безусловная любовь. Только такая любовь способна помешать развитию у подростка обидчивости, предотвратить возникновение чувства страха, оградить от ощущения собственной ненужности и неполноценности.

Р. Кембелл [21, сС.341] пишет: «Когда взаимоотношения с подростками основаны на безусловной любви, можете быть уверены - значит, вы хорошие родители. Ведь без этого фундамента невозможно правильно понять подростка, чтобы установить с ним верные отношения». Если нет безусловной любви, дети становятся обузой для родителей, они мешают и раздражают.

Руководствуясь безусловной любовью, можно правильно обращаться с подростком и удовлетворять его каждодневные потребности, отмечает Дж. Добсон [14, с. 207]: «Безусловная любовь - это такая любовь, когда вы любите своего ребёнка вне зависимости от его качеств и особенностей».

Якобсон П.М. [22, с. 315] утверждает, что не важно «как выглядит ваш ребёнок, не важно, каковы его склонности, не важно, как он себя ведёт; но это вовсе не значит, что родителям всегда должно нравиться его поведение. Безусловная любовь - это когда родители любят своего подростка, даже если не одобряют его поступков».

Безусловная любовь, конечно идеал. И мы все, не можем постоянно испытывать к подростку — или к кому бы то ни было — абсолютную любовь. Но чем ближе мы будем подходить к этому идеалу, тем спокойнее и увереннее мы будем чувствовать себя. И тем спокойнее и увереннее будет подросток, тем лучше он будет.

Подростков можно рассматривать как зеркала: они скорее отражают любовь, нежели являются её источниками. Если они получают любовь, они её отдают, если они ничего не получают, они отвечают тем же. Любовь с условиями отдаётся с условиями, безусловная любовь возвращается, безусловно.

Подростки, по-своему эмоциональному складу, ещё дети. По мнению В.М.Целуйко [26, с.372], «Подросткам необходимо постоянно возвращаться к своим родителям за эмоциональным пополнением, чтобы опять вступать в борьбу за независимость».

Он может по-разному выражать своё стремление к независимости (иногда его способы смущают или раздражают), и для этого ему постоянно необходима не растраченная эмоциональная энергия. Подросток может выражать свою независимость типично подростковыми способами - сделать что-нибудь самостоятельно, уехать куда-нибудь без родителей, игнорируя их родительскую волю, но в конце концов «когда иссякнут запасы эмоционального «топлива», он всегда возвращается к ним за поддержкой -эмоциональной заправкой, так необходимой для него родительской любовью», отмечает Дж.Добсон [14, с.217].

Родители хотят, чтобы их подростки могли прийти к ним за этой эмоциональной поддержкой всегда, когда им это необходимо. Многие родители не понимают, насколько важно для их подростка иметь возможность прийти к ним за эмоциональной поддержкой. Когда подросток устремляется к независимости, он иногда до такой степени огорчает своих родителей, что они начинают на это очень бурно реагировать, часто чрезмерно раздражаясь.

Такая бурная негативная реакция, особенно если она повторяется не один раз, приводит к тому, что подростку становится все труднее, а порой и просто невозможно прийти к родителям за эмоциональной поддержкой. Связь между ними разрывается, её подросток будет искать поддержки в других местах, чаще у своих ровесников. Это очень опасно, порой ведущая к серьёзным последствиям ситуация. Ведь в этом случае подросток может легко поддаться влиянию сверстников, религиозных сект или беспринципных людей, увлекающих неопытных ребят на преступные стези.

Многие родители считают, что гнев подростка - нечто ненормальное и его проявления надо подавлять и пресекать. Это очень опасное заблуждение.

Самым худшим способом проявление гнева является пассивно -агрессивное поведение. Как утверждает Р. Кембелл [21, с.315]: «пассивно-агрессивное выражение гнева в противоположность честному, прямому и словесному воз­вращается к своему «владельцу»».

Примерами подобного поведения являются: оттягивание времени, медлительность, упрямство, преднамеренная «неспособность» сделать требуемое и «забывчивость».

Подсознательная цель пассивно - агрессивного поведения ребенка – вывести родителей или других людей, из равновесия. Такое поведение - это отказ брать на себя ответственность за своё собственное поведение.

Причиной большинства проблем с подростками, начиная от плохих отметок и кончая наркоманией и самоубийствами, является этот тип поведения. Хотя, конечно, существуют и другие причины трудностей в воспитании подростков, очень важно уметь четко различать пассивно — агрессивное поведение. Обычно его проявление абсолютно не похоже на другие типы неправильного поведения подростков.

Г. Джон [27, с.273] утверждает, что «в первую очередь нужно иметь в виду что, пассивно - агрессивное поведение неосознанно, в нём нет логики. Во-вторых, можно говорить о пассивно - агрессивном поведении подростка в таких случаях, когда чтобы мы ни делали и, чтобы ни предпринимали, ничего не помогает. Это происходит потому, что скрытым подсознательным мотивом поведения является желание разозлить родителя или человека имеющего над ним власть. Если истинной причиной такого поведения будет желание вывести из равновесия родителей или учителей, можно быть уверенным, что ученик, вне зависимости от наших усилий, не станет учиться лучше». Очень важно распознать пассивно - агрессивное поведение, ведь проблема стоит в том, что если подросток к 16 - 17 годам не научится зрелому отношению к гневу и не избавится от пассивно - агрессивного поведения, то такая линия поведения укоренится в нем и станет неотъемлемой частью его жизни. Они будут вести себя так и по отношению к будущим лекторам, работодателям, супругам, детям и т.д. Это приведет к серьёзным проблемам в повседневной жизни и сделает людей, окружающих такого человека, бесконечно несчастным.

Кроме пассивно - агрессивного поведения существует множество других способов выражать гнев. Чем более не зрел человек, тем не правильнее он выражает его, и наоборот. Научиться управлять своим гневом - одна из самых трудных задач, и многие взрослые так и не могут одолеть её до конца своей жизни.

Дети, как правило, выражают свой гнев крайне не умело до тех пор, пока их не научат обратному. От подростка тоже ещё не стоит ожидать, что он будет всегда выражать гнев правильно. Но как раз этого и ждут родители, требуя от подростка не сходить с ума. На самом же деле родители должны шаг за шагом учить подростков справляться со своим гневом.

Одна из важнейших особенностей чувства гнева, с которой нельзя не считаться, - это то, что гнев не может не существовать. Любое не человеческое воздействие может вызвать гнев.

По мнению А.А.Реана [33, с.45], «причинами гнева у одних подростков выступают непонимание или осуждение родителей, их порывов и поступков, у других преграды на пути реализации собственных устремлений». Гнев будет возрастать, становиться все более не управляемым, и даже опасным, если с ним не бороться. И тем разрушительнее он, чем труднее с ним справляться.

Поэтому мы должны искать пути, чтобы подавить его в зародыше, если он основан на непонимании, либо проследить за тем, чтобы он выходил наружу и исчезал, если он справедлив. Такой контроль над гневом ни кому не дается просто. Чтобы человек достиг того уровня зрелости, который требуется для разумного управления гневом, необходимо учить его, что в свою очередь, предполагает большие затраты времени и сил.


^

Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений в системе подросток-родитель

2.1.Организация исследования



Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №37 г.Воронежа. В процессе исследования, приняли участие 11 человек (5 мальчиков и 6 девочек), в возрасте 13-14 лет и их родители (11 человек).

Экспериментальное исследование осуществлялось в 2 основных этапа. Первый этап заключался в постановке и теоретическом осмыслении исследуемой темы, выдвижении гипотезы, подбор продуктивных методик для исследования.

На втором этапе проводилась экспериментальная проверка рабочей гипотезы исследования, обработка полученных результатов, их анализ и содержательная интерпретация, оформление выводов по работе.

Методики исследования:

1.Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки [32, с.624].

2. Анкета для определения частоты конфликтов и их возможных причин.

3.Опросник «Взаимодействие: родитель-ребёнок» (ВРР) Марковской И.М. [32, с.47].

4. Статистическая обработка результатов исследования с помощью 2-критерий К.Пирсона [Компьютерная обработка данных].

Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. А.Басс разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю, как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [32, с.625]. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие типы реакций:

1.Физическая агрессия.

2.Косвенная.

3. Раздражение.

4.Негативизм.

5.Обида.

6. Подозрительность.

7. Вербальная агрессия.

8. Чувство вины.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемым предлагалось отвечать «да» или «нет».

Для определения частоты конфликтов, а также возможных причин конфликтов нами была разработана анкета. Анкета состоит из 7 вопросов, 1 - закрытый и 6-альтернативных. Вопросы анкеты представлены в Приложении 3. Ответам на вопросы 1 - 4, 6 были присвоены баллы. Ответы на вопросы 5 и 7 оценивались через перевод полученных данных в проценты.

Цель опросника «Взаимодействие: родитель-ребёнок» (ВРР) Марковской И.М, - изучение процессов взаимодействия между родителем и ре­бёнком, а также изучение установки поведения, методов воспитания, психологических причин этих нарушений.

Методика содержит следующие 10 шкал:

1 шкала: нетребовательность - требовательность родителя.

2 шкала: мягкость - строгость родителя.

3 шкала: автономность - контроль по отношению к ребёнку.

4 шкала: эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребёнка к родителю.

5 шкала: отвержение - принятие ребёнка родителем.

6 шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество.

7 шкала: тревожность за ребёнка.

8 шкала: непоследовательность - последовательность родителя.

9 шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10 шкала: удовлетворённость отношениями ребёнка с родителями.

Чтобы заполнить опросник, родителям первоначально необходимо было оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-ти бальной системе. За­тем занести свою оценку в регистрационный бланк.

Статистическая обработка результатов исследования проходила с помощью 2-критерия Пирсона в программе Microsoft Office Excel 2003, которая позволяет выполнять вычисления и анализировать данные.

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими переменными.

^

2.2. Анализ результатов исследования



Для определения уровня агрессии, а также изучения различных форм проявления агрессии использовалась методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. Полученные результаты представлены в приложении 1.

Средние показатели индексов агрессии представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Данные испытуемых по методике Басса-Дарки

Параметры

Физическая

агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс агрессивности

Средние по группе

5,77

4,45

6,87

3,0

5,22

6,48

8,1

5,61

11,65

18,39

Мальчики

6,17

4,83

6,08

2,92

4,42

5,25

8,75

4,83

9,5

19,83

Девочки

5,53

4,21

7,37

3,05

5,74

7,27

7,68

6,11

13,0

17,47


Полученные данные наглядно отражены на диаграммах 1 и 2.



Диаграмма 1.Показатели индексов агрессии испытуемых

Анализ результатов диаграммы показывает, что в ситуации конфликта подростки будут стремиться высказывать свою точку зрения, а также проявлять отрицательные эмоции в виде раздражительности. Важно отметить, что подростки имеют высокий уровень враждебности, т.е. склонность негативным чувствам и негативным оценкам людей и со­бытий.

Реже всего в качестве форм проявления агрессии проявляется негативизм и косвенная агрессия, таким образом, подростки менее склонны к прояв­лению негативизма и замещению объектов агрессии.



Диаграмма 2. Показатели индексов агрессии мальчиков и девочек

Полученные результаты позволяют сделать заключение, что комплексные показатели агрессивности у мальчиков выше, чем у девочек. Можно предположить, что мальчики более склон­ны к проявлению открытого агрессивного поведения по сравнению с де­вочками.

У девочек индекс враждебности выше, чем у мальчиков и агрессия проявляется в форме подозри­тельности, обиды, чувства вины, негативизма и раздражительности.

Мальчики, по сравнению с девочками более склонны к проявлению вер­бальной агрессии, физической агрессии, а также косвенной агрессии.

Результаты анкеты представлены в приложении 2.

Анализ результатов показал, что в качестве модели, в свою будущую жизнь, систему отношений с родителями хотели бы перенести 55% испытуемых, 45% испытуемых не хотели бы, чтобы их дети относились к ним так же, как они в данный момент относятся к своим родителям.

Для оценки уровня контроля родителями подростков мы попросили отметить частоту проверки домашних заданий. Полученные результаты наглядно отображены на диаграмме 3.



Диаграмма 3. Частота контроля выполнения домашнего задания родителями у подростков

Таким образом, после начальной школы можно отметить снижение уровня родительского контроля за выполнением домашнего задания подростками.

Так же нами определялся уровень доверия между подростками и их родителями. Результаты представлены на диаграмме 4.



Диаграмма 4. Уровень доверия между подростками и их родителями

Анализ результатов показал, что 48% испытуемых информацию родителям представляют выборочно – что-то рассказывают, что-то нет. 26% отметили, что рассказывают родителям обо всем, то есть имеют высокий уровень доверия и 26% ответили, что родителям ничего не рассказывают, то есть имеют низкий уровень доверия.

Распределение «частоты конфликтов» подростков с родителями наглядно представлено на диаграмме 5.



Диаграмма 5. Частота конфликтов подростков с родителями

Полученные результаты показывают, что 45% школьников конфликтуют с родителями 2-3 раза в месяц; 26% испытуемых – 1-2 раза в неделю; 16% ссорятся 1 раз в месяц и реже и 13% ежедневно втягиваются в конфликты.

Результаты исследования причин конфликтов в системе подросток-родитель наглядно отображены на диаграмме 6.



Диаграмма 6.Причины конфликтов между подростками и родителями

Полученные результаты свидетельствуют о том, что 84% подростков конфликтуют с родителями из-за плохих отметок и пропусков уроков в школе; 48% респондентов в качестве причины конфликтов указали невыполнение домашних дел; 26% подростков считают причинами конфликтов непонимание и 10% видят источники конфликтов в приобретении одежды. Также, 10% подростков в ответе указали вариант «поздние возвращения с прогулки».

Результат исследования отношений подростков с родителями наглядно представлены на диаграмме 7.


Диаграмма 7.Удовлетвореность подростков отношениями с родителями

Оценивая свои отношения с родителями, 3% отметили, что их не устраивают отношения с родителями, в то же время 23% ответили, что их отношения с родителями устраивают полностью, 32% испытуемых замечают, что им хотелось бы больше времени проводить с родителями и 35% подростков хотелось бы, чтобы их отношения с родителями были более теплыми, эмоциональными.

Результаты категории «Домашний досуг с родителями» наглядно отображены на диаграмме 8.



Диаграмма 8.Домашний досуг подростков с родителями

Описывая свой домашний досуг с родителями, 87% испытуемых ответили, что они смотрят телевизор; 68% выполняют совместные домашние дела; 58% отметили совместные походы в гости; 48% респондентов указали, что обсуждают с родителями прошедший день и 35% совместно с родителями занимаются спортом, гуляют.

Таким образом, причинами конфликтов, прежде всего, являются школьные проблемы и невыполнение домашних обязанностей, при этом уровень контроля со стороны родителей за выполнением учебных заданий не высок. Анализ результатов показал низкий уровень доверия подростков родителям, а также неудовлетворенность отношениями в семье. Также важно указать на способ совместного времяпрепровождения в семье – просмотр телевизора, что также не способствует росту доверия между членами семьи.

Для определения стиля воспитания в семье, родителям испытуемых был предложен тест «Взаимодействие: родитель – ребенок». Полученные результаты представлены в приложении 3. Средние показатели представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Средние показатели процессов взаимодействия между родителем и подростком

Название шкалы

Среднее значение по группе

Среднее значение по группе родителей мальчиков

Среднее значение по группе родителей девочек

Нетребовательность – требовательность

59

49

65

Мягкость – строгость


62

62

62

Автономность – контроль

71

70

72

Эмоциональная дистанция – близость

51,5

51

52

Отвержение – принятие

58

60

57

Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

60

65

60

Несогласие – согласие

58

62

56

Непоследовательность – последовательность

49

72

48

Авторитет родителя

56

52

61


Таблица 3 (продолжение)


Удовлетворенность отношениями с ребенком

58

57

57


Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что для родителей подростков характерен высокий уровень контроля над поведением детей. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Также в семейных отношениях отмечается суровость, строгость мер, применяемых к ребенку, жесткость правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, высокая степень принуждения детей к чему-либо. Но, помимо вышесказанного, у родителей также прослеживается и склонность к сотрудничеству с детьми.

Данные результаты наглядно представлены на диаграмме 9.



Диаграмма 9. Показатели процессов взаимодействия между родителем и подростком

Средние показатели процессов взаимодействия между родителей с мальчиками и девочками наглядно представлены на диаграмме 10.



Диаграмма 10. Показатели процессов взаимодействия родителей с мальчиками и девочками

Анализ результатов показал преобладание у родителей мальчиков шкал «непоследовательность – последовательность», «автономность – контроль», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество». У родителей девочек доминируют шкалы «автономность – контроль» и «нетребовательность – требовательность».

Можно сделать заключение, что родители девочек более требовательны и больше ожидают высокого уровня ответственности от своих детей, чем родители мальчиков. Родители же мальчиков больше стремятся к сотрудничеству, они более последовательны и постоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку в применении наказаний и поощрений.

Корреляционный анализ К.Пирсона, результаты которого представлены в приложении 3, показал наличие положительной взаимосвязи между шкалой «автономность-контроль» (опросник «Взаимодействие: родитель-ребенок» И.М.Марковской) и чувством вины (методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки).

Также обнаружена отрицательная корреляция между: шкалами «нетребовательность – требовательность», «непоследователь­ность – последовательность» и шкалой «подозрительность».

Заключение



Проведенный теоретический анализ позволяет сделать заключение, что подростковый период очень важен в развитии «Я – концепции» ребенка, в формировании у него а самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающее непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Поведение детей в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что одной из особенностей межличностных отношений в системе подросток – родитель является агрессивное поведение подростков, которое чаще проявляется в форме вербальной агрессии, в ситуации конфликта они будут стремиться высказывать свою точку зрения и проявлять отрицательные эмоции в виде раздражительности. Подростки менее склонны к проявлению негативизма и замещению объектов агрессии.

Мальчики более склонны к проявлению открытого агрессивного поведения по сравнению с девочками. У девочек агрессия проявляется в форме подозрительности, обиды, чувства вины и раздражительности.

Родители девочек более требовательны и больше ожидают высокого уровня ответственности от своих детей, чем родители мальчиков. Родители же мальчиков больше стремятся к сотрудничеству, они более последовательны и постоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку в применении наказаний и поощрений.

Чем ниже авторитет родителя в глазах подростка, чем выше опосредованность коммуникативных связей в семье, тем выше уровень конфликтности в семье. В тоже время, чем выше требования родителя к подростку, тем выше уровень враждебности, подозрительности и обидчивости.

Причинами конфликтов в межличностных отношениях подросток и родителей, прежде всего, являются школьные проблемы и невыполнение домашних обязанностей, при этом уровень контроля со стороны родителей за выполнением учебных заданий не высок. Подростки отмечают низкий уровень доверия по отношению к родителям, а также неудовлетворенность отношениями в семье.

Корреляционный анализ показал, что чем выше контроль родителем ребенка, тем выше у подростка чувство вины.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что высокий уровень враждебности и агрессивности подростков, а также высокий уровень контроля над поведением подростков, суровость, строгость мер, применяемых к ребенку, жесткость правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, высокая степень принуждения детей к чему-либо, оказывают большое влияние на возникновение конфликтов в системе родитель-подросток.

Среди личностных отношений родителей, способствующих их конфликтам с подростками выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.

Таким образом совокупность обозначенных выводов доказана в ходе опытно-экспериментальной работы и дает возможность констатировать подтверждение гипотезы исследования и достижение его цели.

Литература





  1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р.Бернс. - М.: Просвещение, 1986. - 459с.

  2. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учеб.пособие / С.Л.Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256с.

  3. Баттерворт Д. Принципы психологии развития / Д.Баттерворт, М.Харрис. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 324с.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 296с.

  5. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации / Л.С.Выготский. – М.: Наука, 1972. - 399с.

  6. Выготский Л.С. Психология / Л.С.Выготский. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 578с.

  7. Венгер А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина / А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин // Вопросы психологии. – 1988. - №3. – С.16-27.

  8. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Автореф. дис. канд. псих. наук. – М., 1986. – 26 с.

  9. Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 1985. - №4 – С.80

  10. Голод С.И. Стабильность семьи / С.И.Голод. - Л.: Наука, 1984. - 136с.

  11. Гозман Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я.Гозман, Е.И.Шлягина. - Л.: Наука, 1985. -250с.

  12. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / Т.П.Гаврилова // Вопросы психологии. - 1984. - №1 – С.85

  13. Даринская В.М. Радость семейного общения / В.М.Даринская. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 127с.

  14. Добсон Дж. Непослушный подросток / Дж.Добсон. - СПб.: Речь, 2002. - 418с.

  15. Джинот Дж. Между родителем и подростком / Дж.Джинот. – М.: Прогресс,
    2000. - 370с.

16.Джон Ю.Г. Дети - с небес. Искусство позитивного воспитания. Как раз­вить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Ю.Г.Джон. - К.: «София»; М.: ИД «София», 2004. - 400с.

17.Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И.С.Кон. – М.: Наука, 1998. - 490с.

18.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Просвещение 1989. - 548с.

19.Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В.Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. -159с.

20.Ключников С.Ю. Семейные конфликты: Практика решения / С.Ю.Ключников. - Питер, 2000-160с.

21. Кэмбэлл Р. Как любить своего подростка / Р.Кэмбелл. – СПб.: «Мирт», 2002. - 537с.

22. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е.Н.Каменская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224с.

23. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций / О.А.Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с.

24. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск, 1988. – 320с.

25.Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт…/ Е.Н.Корнеева. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001. – 192с.

26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. -539с.

27.Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т. 4 / А.С.Макаренко. - М.: Наука, 1951. - 349с.

28.Михайлюк Е.Б. Домашний психолог / Е.Б.Михайлюк. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2004. - 320с.

29.Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1995. – 378с.

30.Подросток в семье / Сост. И.Л.Наумченко, Н.Ф. Яковлев. – Минск, 1980. – 228с.

31.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2000. - 789с.

32.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д.Я.Райгородский. - Самара. 1998. - 680с.

33.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А.Реан. // Психологический жур­нал, 1996. - №5 – С.45

34.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А.Реан. - СПБ.: Прайм - Еврознак, 2002. - 656с.


Скачать файл (229 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru