Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курс лекций - файл 1.doc


Курс лекций
скачать (970 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc970kb.19.11.2011 23:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Волгоградский государственный колледж управления и новых технологий

Курс лекций

по учебной дисциплине
«Правоохранительные и судебные органы»
для специальности
030 503 Правоведение


2009

Одобрена


Цикловой комиссией ОПД правоведения и государственного и муниципального управления

Председатель цикловой комиссии:

______________Р.М. Ламзин

«____»__________2009г.

.


Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030 503

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

_____________Н.Н. Зайцева

«_____»_______2009г.

Автор: ____________ Орлова Е.В..., преподаватель ФГОУ СПО ВГКУ и НТ



Рецензент: ____________ Васильева С.А., преподаватель ФГОУ СПО ВГКУ и НТ


Содержание

Пояснительная записка 4

Раздел 1. Введение в курс « Правоохранительные и судебные органы»

Тема 1.1. Правоохранительная деятельность и общая характеристика 5

Тема 1.2 Предмет, система и источники курса « Правоохранительные и судебные органы» 8

Раздел 2. Правосудие и его демократические основы

Тема 2.1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия 11

Тема 2.2. Конституционные принципы организации и осуществления правосудия 16

Раздел 3. Судебная система Российской Федерации

Тема 3.1. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция 22

Тема 3.2. Суды общей юрисдикции 25

Тема 3.3. Верховный суд Российской Федерации 38

Тема 3.4. Арбитражные суды 47

Тема 3.5. Конституционный Суд Российской Федерации 55

Тема 3.6. Правовой статус судей Российской Федерации 61

Тема 3.7 Судейское сообщество в Российской Федерации 67

Раздел 4. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности

Тема 4.1. Органы внутренних дел 73

Тема 4.2. Органы обеспечения безопасности 81

Тема 4.3. Налоговые и Таможенные органы 87

Тема 4.4. Органы юстиции 91

Раздел 5. Органы предварительного расследования

Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия 95

Раздел 6. Прокуратура Российской Федерации

Тема 6.1 Прокуратура Российской Федерации 98

Раздел 7. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи

Тема 7.1 Нотариат в Российской Федерации 103

Тема 7.2. Адвокатура в Российской Федерации 106

Раздел 8. Негосударственные организации обеспечения правоохраны
Тема 8.1. Частные детективы и охранные службы 110

Перечень литературы и средств обучения 114

Пояснительная записка
Лекционный материал учебной дисциплины «Правоохранительные и судебные органы» предназначен для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030 503 Правоведение и разработан на основе рабочей программы.

Учебная дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных умений, навыков.

В системе дисциплины «Правоохранительные и судебные органы» происходит изучение судебной системы Российской Федерации с указанием основных функций по осуществлению правосудия. Происходит рассмотрение структуры правоохранительных и правоприменительных органов в их тесном взаимодействии по обеспечению общественного порядка. Рассматривается деятельность адвокатуры по защите прав граждан в рамках судебного производства и оказания юридической помощи. Лекционный материал дополнен темами, рассматривающими статус негосударственных организаций охраны и детективных агентств по обеспечению охраны частных лиц и расследованию различных правонарушений. Лекционный материал соответствует предусмотренным практическим и самостоятельным работам в качестве теоретической основы их выполнения. Содержание лекций соответствует существующему законодательству, регулирующему процесс судопроизводства и охраны правопорядка в Российской Федерации.


Раздел 1. Введение в курс « Правоохранительные и судебные органы»
Тема 1.1. Правоохранительная деятельность и общая характеристика органов, её осуществляющих


  1. Понятие правоохранительной деятельности, её цель

  2. Признаки правоохранительной деятельности как вид государственной деятельности

  3. Критерии отнесения государственных органов к числу правоохранительных органов

  4. Состав правоохранительных органов, задачи и функции

1

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

  1. Непосредственные цели:

а) обеспечение и защита (охрана):

    • нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    • нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

    • нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной субъектов РФ

2)обеспечение реализации актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

3) установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечён к ответственности;

2 Цели не более высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:

  • укрепление законности и правопорядка;

  • профилактика правонарушений;

  • исправление осужденных;

  • правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц.

^ Правоохранительная деятельность - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности правопорядка в обществе.

2

Выделяют ряд существенных признаков правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности:

  • данная деятельность реализуется в определённом порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод и граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к виновным мер воздействия.

  • данная деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить «меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом (например, личный обыск подозреваемого» [2. ст.93] и меры пресечения; «задержание подозреваемого» [2,ст.91].

  • атрибутивным признаком правоохранительной деятельности является уставленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе её осуществления юридических мер воздействия, т.е. они должны строго соответствовать предписаниям закона (например, ст. 44 УК устанавливает обязательный для суда перечень видов наказаний, расположенных в определённом порядке с учётом их характера и сравнительной тяжести (от менее строгого к более строгому) и классифицируемых по определённым принципам (система наказаний)).

  • не менее значимым является и тот признак, что правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определённых процедур.

Несоблюдение указанных процедур и сроков является существенным нарушением права на защиту и также может повлечь за собой признание судебного решения незаконным и недействительным.

Важнейшим признаком правоохранительной деятельности является и то, что её реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы - правоохранительные органы.

3

Юридическая наука выработала ряд критериев находящихся в органической связи с признаками правоохранительной деятельности, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было отнести к системе правоохранительных органов:

  • правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности; чаще всего это закон, специально посвящённый задачам, организации и компетенции этого органа;

  • правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушением которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая (материальная, дисциплинарная, административная или уголовная) ответственность. «Конституция РФ гарантирует потерпевшим от преступления и злоупотребление властью компенсацию причинённого ущерба»[1, ст.52];

  • в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

  • законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению; их неисполнение влечёт дополнительную юридическую ответственность.

Сообразно с указанными критериями, из числа государственных органов к правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат (при этом распределение по ветвям власти).

4

Состав правоохранительных органов:

  1. суды (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные суды);

  2. органы прокуратуры;

  3. органы внутренних дел;

  4. органы исполнительной власти в сфере юстиции;

  5. органы обеспечения безопасности (Совет Безопасности РФ, органы ФСБ РФ, таможенные органы РФ Федеральная служба за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ);

  6. органы, осуществляющие оказание юридической помощи «нотариат, адвокатура и примыкающие к ним частные детективные и охранные службы» [3, c.15]

Основными задачами, реализуемыми данными органами в рамках правоохранительной деятельности, являются защита прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, охрана законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.

Функции правоохранительных органов:

  1. осуществление правосудия;

  2. конституционный контроль;

  3. прокурорский надзор;

  4. выявление и расследование преступлений и других правонарушений;

  5. обеспечение квалифицированной юридической помощи;

  6. обеспечение общественной безопасности и правопорядка;

  7. предупреждение правонарушений.


Вопросы по теме
1.Сформулируйте определение понятия «правоохранительная деятельность».

2.Назовите цель правоохранительной деятельности.

3.Охарактеризуйте признаки правоохранительной деятельности.

4.Перечислите функции правоохранительных органов.

5.Определите состав системы правоохранительных органов.



Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература


  1. Конституция РФ 1993 г;

  2. Уголовно-процессуальный кодекс № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г.;

  3. Божъев. В.П. Правоохранительные органы РФ. М.,1999;

  4. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. М.,2007.


Тема 1.2 Предмет, система и источники курса « Правоохранительные и судебные органы»


  1. Понятие предмета « Правоохранительные и судебные органы», система

  2. Соотношение дисциплины с другими юридическими дисциплинами

  3. Классификация источников курса

  4. Решение Конституционного суда Российской Федерации в системе курса


1

^ Курс «Правоохранительные органы»- это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая под определённым углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию, источниками отраслей права и правоприменительных актов.

^ Дисциплина «Правоохранительные органы» определяются как совокупностью юридических знаний, в рамках которой изучаются устройство, организация и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности, правопорядка.

Предмет « Правоохранительные органы» упорядочен в определённой системе, его можно условно разделить на две части – Общую и Особенную.

^ Общая часть включает два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Они освещают такие вопросы как:

  • понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов;

  • предмет и система курса;

  • законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах в РФ;

  • понятие и содержание судебной власти;

  • правосудия;

  • конституционные его организации и осуществления.

Особенная часть включает шесть разделов. В них рассматривается судебная система России:

  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности;

  • органы предварительного расследования;

  • прокуратура РФ;

  • органы по правовому обеспечению и правовой помощи;

  • негосударственные организации обеспечения правоохраны.

На первое место в курсе поставлено раскрытие понятие правосудия и его демократических основ (принципов), изложение сведений о построении судебной системы в целом, характеристика организации и главных полномочий всех звеньев общих (гражданских), военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ.

2

Курс «Правоохранительные и судебные органы» связан со следующими правовыми дисциплинами:

С конституционным (государственным) правом России – основой правовой системы страны, дающей жизнь всем другим отраслям права. В конституционном праве, основным источником которого является сама Конституция РФ, определяется роль и место правоохранительных органов в государственном механизме, закрепляются взаимосвязи между ними, устанавливаются конституционные принципы их организации и функционирования, а также так же правовой статус человека в России- гражданство, правосубъектности, конституционные права, свободы и обязанности, их обеспечение законной деятельностью правоохранительных органов;

С административным правом, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления в различных сферах государственной жизни, в том числе обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Такие органы как МВД России и Минюст России, и их структуры на местах осуществляют свои правоохранительные функции, включая контроль над преступностью и другими правонарушениями, одновременно с функциями управленческими (внутриорганизационными и внешними) , в рамках которой непосредственно реализуется исполнительная власть. П.О повсеместно применяют нормы административного права при посягательстве на собственность, общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д;

Нормами гражданского права – эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности. Они позволяют определить признаки гражданских правонарушений, делать вывод о наличии или отсутствии последних и необходимости приведения в действие механизма соответственно гражданско-правовой ответственности, о возмещение ущерба, причинённого правонарушением. От этого зависит законность правоохранительных органов;

С криминологией – проводимое ею изучения преступности- это всегда статистико-криминологическое исследование, на базе которого анализируется и оцениваются особенности криминальной ситуации в каждой конкретный период. Они призваны обнаруживать рассогласование между количественными и качественными характеристиками преступности и уголовно-правовой политикой государства, реализуемой деятельностью правоохранительных органов .

^ 3

Классификация источников курса «Правоохранительные органы» происходит по следующим основаниям:

1) По предмету правового регулирования

Выделяются нормативные правовые акты и правовые акты индивидуального характера.

^ Под нормативным правовыми актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа МСУ или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (они рассчитаны на многократность применения).

^ Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (нап-р , Указ Президента РФ от 26 апреля 2001 года. № 486 « Об утверждении состава Совета Безопасности РФ»).

^ 2) По юридической силе

По юридической силе все нормативно- правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в РФ, могут быть разделены на следующие группы:

  1. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Она определяет основы деятельности ПО, регулирует вопросы, касающаяся построения судебной системы, и некоторых других правоохранительных органов. Конституция РФ принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом);

  2. ^ Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (ст. 56, 65,66, 70,76, 84,87, 88, 103, 108,114, 118, 128, 135, 136,137) чаще всего они носят комплексный характер;

  3. ^ Федеральные законы РФ - они не должны не противоречить Конституции РФ [ч.1, ст.15]. К ним относятся отраслевые кодексы – АПК, ГК, ГПК, ТК, УИК, УИК, УК, УПК, а также Бюджетный, Налоговый, Жилищный, Водный, Воздушный, Градостроительный и Лесной. Также законы носящие комплексный характер, как о милиции, о прокуратуре, о статусе судей и другое законодательство субъектов РФ (конституции и уставы субъектов, законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности);

  4. ^ Указы и распоряжения Президента РФ - в отличие от законов, который всегда является нормативно правовым актом, указы Президента РФ могут носить и ненормативный характер;

  5. ^ Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов;

  6. ^ Ведомственные правовые акты – акты министерств, ведомств и служб. К ним относятся инструкции, приказы, распоряжения, указание и т.д. Они не должны противоречить предписаниям актов, имеющих высшую юридическую силу. К ним относятся, например (приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 декабря 2001г. №80 « О введении в действии Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма заявителей в органах и учреждениях прокуратуры РФ»).

4

Возрастающую роль в регламентации правоохранительной деятельности и органов, её осуществляющих, занимают решения (постановления и определения) Конституционного суда РФ, которые обязательны на всей территории Российской Федерации и для всех органов государственной власти и должностных лиц.

Конституционный суд РФ решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Его решения могут повлечь за собой приостановления акта, противоречащего Конституции РФ, и принуждения компетентного органа отменить его или изменить. Это решение может касаться и нормативного правового акта, регламентирующего правоохранительную деятельность.

В правоохранительной деятельности, в том числе и при отправлении правосудия, нередки затруднения в применении норм закона.

Международные договоры России (например, о правовой помощи по уголовным делам – о порядке сношения судов, прокуроров, следователей и органов государств), «наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с Конституцией РФ» [1, ч.4, ст.5] составной частью правовой системы России. Это означает, что в случае расхождения закона и иного нормативного правового акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договорами.
^ Вопросы по теме
1 .Дайте определение предмета и системы изучаемой дисциплины.

2. С какими отраслями права связан курс «Правоохранительные и судебные органы».

3. Определите классификацию источников курса.

4. Какой нормативно правовой акт имеет высшую юридическую силу.

5. В чём заключается сущность в решении Конституционного суда РФ.


Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература


  1. Конституция РФ 1993 г;

  2. Качалов В.И., Качалова О.В.-3-е изд. М.,2005;

  3. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. М.,2007


Раздел 2. Правосудие и его демократические основы
Тема 2.1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия

  1. Понятие судебной власти как вида государственной власти, её функции

  2. Признаки судебной власти

  3. Суд-орган судебной власти

  4. Понятие правосудия его характерные черты


1

Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространения на всё население,- это государственная власть. Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти и, в частности, - судебная власть.

«Судебная власть – в соответствии с теорией разделения властей одна их трёх основных ветвей государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная» [1, ст.10].

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ [ч.2, ст.118] судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения и правопорядка в стране.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т.е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Наряду с правосудием судебная власть реализуется в ряде иных, имеющих огромное социальное значение контролирующих полномочиях, в частности в контроле за соответствием законом, положениям Конституции РФ, осуществляемый Конституционным Судом РФ (конституционный контроль). Широко осуществляется нормоконтроль судами общей юрисдикции всех уровней. С учётом требований Конституции РФ (ст.120) контроль над нормотворчеством осуществляется каждым конкретным судом (судьёй).

Кроме того, судебная власть реализуется в контроле за законностью, решений местных представительных и исполнительных органов, в государственном управлении:

  1. рассмотрение жалоб на действия и решения органов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы;

  2. жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, рассмотрение жалоб организаций;

  3. проверка при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

  4. рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

  5. проверка при рассмотрении уголовных дел, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностные лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

2

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

  1. Судебная власть – вид государственной власти. Она одна из трёх самостоятельных ветвей государственной власти;

  2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются её непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создаётся и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом не один суд не может быть упразднён, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

  3. Исключительность судебной власти – признак, тесно связанный с предыдущим. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не в праве принимать на себя осуществление правосудия. Так только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию;

  4. Судебная власть едина. Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

    • установления судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ;

    • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    • применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

    • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    • законодательного закрепления единства статуса судей;

    • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

5.Независимость, самостоятельность и обособлённость судебной власти.

  • Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону;

  • Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом;

  • Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

  • В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

  • Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

6. Судебная власть осуществляется путём судопроизводства. Судопроизводство – это форма реализации судебной власти. Виды судопроизводства: конституционного- разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и др. актов; административного – рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушения; уголовного – досудебного и судебного производства по уголовному делу. В качестве разновидности гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, принято считать разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - арбитражное судопроизводство.

7. Процессуальный порядок деятельности – этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Законность судебной власти, означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом, либо на основе его исполнении.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства.

^ 3

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» [2, ст.1].

Суд – это орган государства, осуществляющий судебную власть путём отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел, в порядке, установленном процессуальном законе. «Суд – единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти – правосудие»[1, ст.118].

Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

Главная функция органов правосудия – судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Системы судов состоит из следующих элементов:

  1. Конституционный Суд РФ;

  2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

  3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

  4. Суды субъектов РФ, к которым относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а судебными составами. В судебный состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело судом, - судьёй единолично, коллегией из трёх судей, судом присяжных, они являются государственными органами, уполномоченными осуществлять правосудие, - судом и действуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определённым законом.

4

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства на основании Конституции, действующего законодательства.

Отличительным свойством правосудия является:

  1. Его осуществление только судом;

  2. Рассмотрение дел в определённой форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто;

  3. Оно может осуществляться только определёнными законом способами, а именно путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел;

  4. Вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определён процессуальным законодательством.

«Правосудие - вид государственной деятельности, связанной с разрешением различных споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права. Оно осуществляется от имени государства судами путем рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении порядка, правил и принципов судопроизводства» [1, ст.118].

Гражданское судопроизводство имеет своим предметом отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам. Гражданское судопроизводства делится на: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений и особое производство. Исковое производство осуществляется по общим правилам судопроизводства, за отдельными исключениями и дополнениями, которые установлены ГПК либо другими законами.

Гражданский процесс знает следующие стадии: производство в суде первой инстанции, производство в суде второй инстанции, пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений и постановлений иных лиц.

Уголовное судопроизводство представляет собой установленным законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения, разрешения дел о преступлениях и исполнение приговора (определений, постановлений) суда

«Административное судопроизводство – круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, ограниченным законом» [3, ст.23.1] , где производство по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется не только судами, но и большим числом государственных органов исполнительной власти и органами и должностными лицами МСУ, например, комиссия по делам несовершеннолетних.

Обобщая отмеченные отличительные признаки правосудия, его можно было бы определить как совершаемую в процессуальном порядке правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Вопросы по теме
1. Дайте определение понятия «судебной власти».

2. Как реализуется судебная власть в контроле за законностью.

3. Дайте определение понятия «суда».

4. Охарактеризуйте основные признаки судебной власти.

5. Что входит в систему судов.

6. Дайте определение понятия «правосудия».
Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература


  1. Конституция РФ 1993 г;

  2. ФЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. №1-ФЗ;

  3. Кодекс об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001;

  4. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. М.,2007;

  5. Божъев В.П. Правоохранительные органы РФ. М.,1999.


  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (970 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru