Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Врачебный и педагогический контроль в спортивном ориентировании. Предупреждение травматизма - файл 1.doc


Врачебный и педагогический контроль в спортивном ориентировании. Предупреждение травматизма
скачать (232.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc233kb.19.11.2011 23:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.П.М. МАШЕРОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра легкой атлетики и лыжного спорта

Курсовая работа
Врачебный и педагогический контроль

в спортивном ориентировании. Предупреждение травматизма
по курсу «Теоретико-методические основы спортивно-оздоровительного туризма»

ВИТЕБСК 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3

ГЛАВА 1 ВРАЧЕБНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В

СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ…………………….…..…....5

1.1 Значение и содержание врачебного контроля в

спортивном ориентировании…………………………………….....5

1.2 Порядок осуществления врачебного контроля в секциях

спортивного ориентирования……………………..………….…….7

1.3 Сущность педагогического контроля в спортивном

ориентировании……………………………………………………..8

1.4 Виды педагогического контроля и их применение в

спортивном ориентировании ………………...……………………10
^ ГЛАВА 2 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ И

СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ

ОРИЕНТИРОВАНИЮ……………………………………………….12

2.1 Травмы в спортивном ориентировании…………………………...12

2.2 Причины и профилактика травматизма ……………………….....17

2.3 Понятие об утомление и перетренированности. Меры

предупреждения переутомления……………………………….……..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………………….25

ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране врачебные наблюдения обязательны для всех физкультурников и спортсменов, в том числе и лицам, занимающихся спортивным ориентированием. Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики системы физической культуры. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Современный спорт предъявляет к ор­ганизму человека необычайно высокие требования и, без­условно, имеет определенные професси­ональные факторы риска. В связи с этим при допуске к занятиям спортом и про­ведении ежегодного углубленного меди­цинского обследования спортсменов первоочередной задачей спортивной меди­цины является реализация максималь­но эффективной в диагностическом пла­не процедуры оценки состояния здоро­вья. На сегодняшний день она представ­ляется специалистам сле­дующим образом: исключение заболеваний и патоло­гических состояний, отнесенных к обще­принятым противопоказаниям к заняти­ям спортом; прогнозирование состояния здоро­вья (при этом должны учитываться осо­бенности конституции, патологическая наследственная предрасположенность, степень вероятности скрытой патологии, перенесенные ранее заболевания и трав­мы и т.п.); определение степени риска (путем использования дополнительных диагно­стических процедур) при наличии у обсле­дуемых так называемых пограничных со­стояний[15].

Педагогический контроль связан с получением информации о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы [10].

Занятия спортивным ориентированием наряду с многообразными положительными воздействиями нередко сопровождаются различными заболеваниями и травмами. С таким положением никогда не следует мириться, так как оно угрожает здоровью и противоречит одному из главных принципов отечественной системы физической культуры – принципу оздоровительной направленности.

Врачебному и педагогическому контролю, предупреждению травматизма в спортивном ориентировании посвящено много научных трудов. При написании курсовой работы мы опирались на исследования следующих авторов: Бирюков А.А.[2], Карпман В.Л.[9], Меньчуков А.Е.[12], Миронова З.С.[13], Шальков Ю.Л.[19] и др.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена назревшей необходимостью показать важность врачебного и педагогического контроля, предупреждение травматизма в спортивном ориентировании.

Приступая к изучению нашей темы, мы ставим целью определить значение и необходимость проведения врачебного и педагогического контроля в спортивном ориентировании.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

- дать представление о врачебном и педагогическом контроле в спортивном ориентировании;

- показать необходимость и важность проведения врачебного и педагогического контроля;

- изучить основные причины травматизма в спортивном ориентировании и дать рекомендации по их устранению.


ГЛАВА 1

^ ВРАЧЕБНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
1.1 Значение и содержание врачебного контроля в спортивном ориентировании
Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п. [6].

Целью врачебного контроля в спортивном ориентировании является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья спортсменов-ориентировщиков.

Врачебный контроль в процессе занятий спортивным ориентированием направлен на решение трех основных задач:

- выявление противопоказаний к физической тренировке;

- определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

- контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В врачебном контроле определены следующие формы работы:

- врачебные обследования лиц, занимающихся спортивным ориентированием (первичные, дополнительные, повторные).

- диспансеризация лиц, занимающихся спортивным ориентированием и туризмом.

- врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

- осуществление оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий в процессе занятий спортивным ориентированием.

- врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

- проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю лиц, занимающихся спортивным ориентированием.

- санитарный надзор за местами и условиями проведения соревнований, занятий по спортивному ориентированию.

- медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований по спортивному ориентированию.

- профилактика спортивного травматизма и патологических состояний, возникающих при нерациональных занятиях по спортивному ориентированию.

- организация и проведение мероприятий по восстановлению физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов.

- реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

- санитарно-просветительная работа среди спортсменов.

- повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.

- использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование [14].

После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения.
1.2 Порядок осуществления врачебного контроля в секциях спортивного ориентирования
При допуске к занятиям по спортивному ориентированию в ежегодном медицинском обследовании спортсменов должны принимать участие 10 специалистов:

- врач по спортивной медицине;

  • терапевт;

  • хирург-травматолог;

  • невропатолог;

  • стоматолог;

  • оториноларинголог;

  • окулист;

  • гинеколог (уролог);

  • дерматолог.

При необходимости могут быть назначены также и консультации врачей другого профиля.

Минимальный комплекс параклинических обследований должен включать:

- исследование физического развития (когда речь идет о юных спортсменах - определяется также степень полового созревания);

- рентгенографию органов грудной клетки (проводится 1 раз в год);

- ЭКГ (в состоянии покоя и в процессе физической нагрузки с целью определения толерантности к ней);

- эхокардиографию;

  • анализ типа реакции сердечно-сосудистой системы на избранную функциональную пробу;

  • определение общей физической работоспособности;

  • общий анализ крови;

  • общий анализ мочи.

При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально-диагностические и лабораторные исследования.

Оценка состояния здоровья осуществляется согласно следующим градациям:

- здоров;

- практически здоров (с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнение тренировочной работы в полном объеме);

- имеет заболевания, требующие лечения и ограничивающие тренировочный процесс;

- имеет заболевания, требующие отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом[16].

1.3 Сущность педагогического контроля в спортивном ориентировании
Педагогический контроль связан с получением информации о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы [10].

Задачи педагогического контроля:

- оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;

- осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);

- установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);

- выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;

- отбор талантливых спортсменов.

Содержание педагогического контроля:

-контроль за тренировочными нагрузками, выполняемыми спортсменами;

- контроль за состоянием спортсмена;

- контроль за техникой выполнения движений;

- учет спортивных результатов и контроль за поведением спортсменов на соревнованиях.

Главным в педагогическом контроле является оценка состояния, в котором находится спортсмен. Различают три типа состояний спортсмена:

- перманентные, сохраняющиеся относительно длительный период времени (недели или месяцы). Это могут быть состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и т. п.

- текущие, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий (мышечные боли, состояние повышенной работоспособности).

- оперативные, изменяющиеся под влиянием выполнения физических упражнений (утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки и т. п.).

Методы педагогического контроля:

- сбор мнений (анкетирование, опрос) спортсменов и тренеров;

- анализ рабочей документации тренировочного процесса;

- педагогические наблюдения во время тренировки;

- измерение и регистрация показателей, отражающих деятельность спортсмена на тренировочном занятии;

- контрольные испытания (метод тестов) различных сторон подготовленности спортсменов;

- прогнозирование спортивных результатов[15].


1.4 Виды педагогического контроля и их применение в спортивном ориентировании
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды педагогического контроля: оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен в спортивном ориентировании преимущественно па оптими­зацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые раз­нообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контрольздесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов-ориентировщиков под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных пе­рестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития разных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования в спортивном ориентировании. В результате – разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или на весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования прово­дятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготови­тельного и в соревновательном периоде. Если в течение года планиру­ется 2 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревнова­тельном периоде - один раз в макроцикле, и на основе этих данных стро­ят тренировочный процесс в последующем макроцикле[10].

Известны также и другие виды педагогического контроля:

- самоконтроль — ежедневная оценка своего состояния, действий и поведения в дни тренировок, а также в перерывах между ними;

- селективный — оптимизация отбора спортсменов (в сборные команды, на соревнования) и спортивная ориентация.

ГЛАВА 2

^ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ И СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
2.1 Травмы в спортивном ориентировании
Занятия спортивным ориентированием наряду с многообразными положительными воздействиями нередко сопровождаются различными заболеваниями и травмами. С таким положением никогда не следует мириться, так как оно угрожает здоровью и противоречит одному из главных принципов отечественной системы физической культуры – принципу оздоровительной направленности.

Травмой называется повреждение организма или отдельных его органов. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности, требований к организации и методики проведения занятий. Травмы, которые встречаются во время занятий с ориентировщиками могут быть легкими, средними и тяжелыми. Их разделяют на общие и локальные (местные). Классификация травм у спортсменов по спортивному ориентированию отражена на рисунке 2.1.

К легким травмам относятся: удары, ссадины и другие, которые не приводят к потере трудоспособности. Средние травмы – это растяжение мышечных волокон и сухожилий, незначительные ушибы суставов и другие, которые требуют амбулаторного лечения. К тяжелым травмам относятся: переломы костей, разрывы мышц и сухожилий, сотрясение головного мозга и другие, которые могут вывести спортсмена из строя на длительное время и требуют стационарного лечения[13].

Абсолютно большую часть повреждений ориентировщиков составляют ссадины, потертости, ушибы.

Ссадины и потертости – это поверхностное повреждение тканей тела (главным образом, кожных покровов) и мелких кровеносных сосудов. Пользуясь медицинской аптечкой, которая обязательно должна быть в каждом спортивном зале, ссадину необходимо обработать перекисью водорода или другим антисептическим средством (например, марганцовкой). Затем ее надо обработать 2-процентным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. При необходимости следует наложить также стерильную повязку. Наблюдаемое обычно при ссадинах капиллярное кровотечение останавливается самостоятельно.


Первая помощь при потертостях ограничивается обработкой зоны повреждения антисептиками.

Ушиб – это закрытое, сопровождающееся внутренним кровотечением повреждение тканей тела вследствие удара тупым предметом или падения. Место ушиба, как правило, сразу же опухает, цвет кожи становится темно-красным, а потом изменяется с синего на желтый.

Впервые минуты на место ушиба воздействуют холодом – мокрой повязкой, льдом, струей холодной воды, а потом следует наложить тугую повязку и отправить пострадавшего в медпункт.

Рана характеризуется повреждением целостности тканей тела и интенсивным кровотечением. Поэтому самым главным в первые минуты является, прежде всего остановка кровотечения. Для этого надавливают пальцем на артерию выше раны. Если спустя 10-15 минут кровотечение не останавливается, накладывают жгут или закрутку сроком не более чем на 1,5-2 часа. Более длительное перекрытие кровоснабжения может привести к необратимым изменениям в тканях ниже места наложения жгута.

После прекращения кровотечения рану обрабатывают перекисью водорода и бриллиантовой зелени. Кожу вокруг раны смазывают настойкой йода и затем накладывают стерильную повязку. После этого травмированный должен быть доставлен в медпункт.

Вывих – довольно часто встречающаяся травма, представляющая собой смещение суставных поверхностей костей, сопровождающаяся набуханием сустава и довольно сильными болевыми ощущениями.

Самыми уязвимыми опорно-двигательного аппарата в этом отношении являются голеностопный и коленный суставы. Их травмирование чаще всего ограничивается растяжением связочного аппарата. В порядке первой помощи в таких случаях на сустав накладывают фиксирующую повязку и доставляют пострадавшего в медпункт. Однако бывают и более тяжелые последствия: разрывы связок, появление трещин в костях и т.п.

При растяжении связок возникает острая боль, наблюдается обширная припухлость и выраженное внутреннее кровоизлияние в сустав, окружающие его ткани и подкожную клетчатку.

Первая помощь в таких случаях заключается в наложении давящей повязки и холода на зону повреждения. Эти меры в значительной степени препятствуют дальнейшему развитию внутреннего кровоизлияния. Через два дня уже может быть назначено физиотерапевтическое лечение. Возобновлять занятия разрешается лишь после исчезновения болей и отека при полном восстановлении функций сустава. Первое время после выздоровления перед занятием рекомендуется бинтовать область сустава эластичным бинтом.

Перелом – это самая тяжелая из описанных выше травм, которая характеризуется нарушением целостности кости. Если кожа в области перелома не повреждена, такой перелом называют закрытым. Когда же перелом сопровождается повреждением кожи осколками и краями костей, его называют открытым. Переломы сопровождаются сильными болями, резким ограничением двигательной функции, изменением формы костей и конечности в целом. С целью оказания первой помощи к месту перелома накладываются шины для фиксации двух ближних к перелому суставов. При открытом переломе для этого, необходимо, прежде всего, остановить кровотечение, а уже за тем накладывать шины. При транспортировке пострадавшего следует принять все меры для надежной фиксации перелома и исключения возможности изменения положения поврежденной конечности [20].

Тепловой удар - патологическое со­стояние, развивающееся в результате де­компенсации терморегуляции под воз­действием экзогенного и эндогенного тепла, которое своевременно не отдает­ся организмом во внешнюю среду вслед­ствие недостаточности потоотделения. Избыточное теплонакопление приводит к быстрому повышению температуры органов и тканей, что обусловливает из­менения в центральной нервной систе­ме и сдвиги в водно-электролитном об­мене.

Из всех нозоло­гических форм тепловой удар является наиболее грозным поражением. Леталь­ность при данном состоянии достигает 80%. У лиц, которые выжили в течение первых часов после теплового удара, ча­сто развиваются тяжелые осложнения, приводящие к смерти или тяжелой инвалидизации.

Под солнечным ударом подразумева­ется тепловой удар, вызываемый интен­сивным или длительным воздействием на организм прямого солнечного излучения.

Симптоматика и патогенез солнечного удара аналогичны таковым при тепловом ударе. Они отличаются лишь этиологи­чески: при солнечном ударе ведущим фак­тором, вызывающим накопление тепла в организме выше физиологического преде­ла (150-200 ккал/ч), является инфракрас­ное излучение солнца и подстилающей почвы горно-пустынной местности, в меньшей мере - конвекционное тепло окру­жающего воздуха. ­ При легкой степени больные жалу­ются на общее недомогание, головную боль, головокружение, тошноту, шум в ушах, нарушение зрения. Температура те­ла повышается до 38° С, отмечаются ги­перемия лица, головы, умеренное пото­отделение, учащенное дыхание, увеличе­ние частоты сердечного ритма, артери­альное давление изменяется незначитель­но.

При тепловом ударе средней степени наблюдаются выраженная оглушённость, адинамия, рвота, сильная головная боль, головокружение, высокая температура те­ла (до 40°С), значительное потоотделе­ние, обморочные приступы, поверхност­ное учащенное дыхание, выраженная та­хикардия, снижение артериального давле­ния.

Удар тяжелой степени характеризу­ется коматозным состоянием, психомо­торным возбуждением, бредом, галлюци­нациями, клоническими и тоническими судорогами, прогрессирующей тахикар­дией, нарушением ритмики дыхания, вы­раженной потливостью, повышением тем­пературы тела до 42°С, резким снижени­ем артериального давления.

Неотложная помощь при тепловом и солнечном ударах должна начинаться с охлаждения пострадавшего. Для этого его помещают в ванну с ледяной водой и про­водят массаж больших мышечных групп, что способствует отдаче тепла воде. Ког­да ректальная температура достигает 38,5°С, больного вынимают из ванны. При снижении температуры тела нередко на­блюдаются двигательное и психическое возбуждение, непроизвольная дефекация, рвота.

При отсутствии ванны используют ку­ски льда и охлаждающее действие вод­ной или воздушной струи при работе вен­тилятора. Больного переносят в затенен­ное прохладное место и местно охлажда­ют голову и шею пузырями со льдом (их накладывают также в паховой области в проекции бедренных сосудов и в подмы­шечных областях). Целесообразно про­ведение ингаляции кислорода[3].
2.2 Причины и профилактика травматизма
В спортивном ориентировании существует общая профилактика травматизма, т.е. правила, не соблюдение которых значительно повышает риск получить травму (не обязательно Вами). Эти правила очень просты и логичны, с ними не поспоришь, но почему-то ими постоянно пренебрегают.

1) Внимательность и собранность. На тренировке необходимо думать только о ней, и ни о чем другом. Быть сосредоточенным на своих действиях, выполнении правильной техники и не отвлекаться на посторонние разговоры и мысли.

2) Знание Техники Безопасности по спортивному ориентированию.

3) Качественный инвентарь и подготовка мест занятий. Низкое качество трасс, плохое качество ограждений мест, где происходят соревнования, от посторонних лиц, особенно во время проведения массовых соревнований с общим стартом часто являются причиной травматизма.

4) Правильная форма и обувь. Длинные, не по размеру штаны могут зацепиться за пальцы ног. Неправильная или некачественная обувь для бега может привести к болям в голеностопном суставе и колене.

5) Соблюдение правил личной гигиены. Ногти надо стричь и на руках и на ногах. Одежду (форму) после тренировки сушить и почаще стирать. Использовать шлепанцы в общем душе и т.д.

6) Хорошая разминка и разогрев мышц. Плохая разминка приводит к растяжениям связочного аппарата, уменьшает подвижность и амплитуду.

7) Правильное выполнение техники движений и приемов. При освоении нового упражнения обязательно начинайте с изучения правильной техники выполнения движения, не торопитесь увеличивать амплитуду, скорость бега или рабочий вес штанги. Пусть ваш организм освоит новое движение, его правильную биомеханику. Именно в силу несложившегося механизма межмышечной координации при освоении новых упражнений могут происходить растяжения и разрывы мышц, связок и сухожилий.

8) Адекватный расчет своих сил и возможностей организма, а также соблюдение режима дня. Также нужно знать о таком факте, как перетренированность, которая возникает из-за переоценки возможностей своего организма и чрезмерном упорстве в занятиях спортом. Сюда же относится чрезмерное упорство при растягивании, приводящее к растяжению мышц.

9) Старые травмы нужно долечивать до конца. После получения травм снижайте нагрузку до полного излечения, иначе к имеющейся заработаете новую.

10) Профессионально подготовленный тренерский состав.

11) Нарушение методики тренировок. Если вы не соблюдаете принцип последовательности и постепенности наращивания тренировочных нагрузок, то неизбежно столкнетесь с травмами. Нельзя бросаться из одной крайности в другую при планировании тренировочного процесса. Все изменения программы должны логично вытекать одно из другого.

Необходимо также учитывать особенности телосложения, состояния здоровья, возрастные особенности, физическую подготовленность.

Травмы возникают при внезапном увеличении частоты, продолжительности или интенсивности тренировки. Безопасным считается увеличение одного из компонентов на 5% без внесения дополнительных изменений. Если один из компонентов увеличивается более резко, то возникает необходимость временных корректировок в одном или обоих оставшихся компонентах.

После тренировки обязательно необходимо выполнить заминку. Заминка – это переходный этап от активной спортивной деятельности к состоянию покоя. Постепенное охлаждение призвано способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, выполняемые во время заключительного этапа тренировки, способствуют развитию гибкости, а также могут предотвратить возникновение мышечной боли и усталости.

12) Врачебный контроль. При некоторых заболеваниях (если нет запрета на тренировки) должен быть набор ограничений на упражнения и интенсивность тренировок. Неверный подбор упражнений без учета состояния здоровья или поспешный допуск к тренировкам после перенесенных травм - верный путь к травме или ее рецидиву на более серьезном уровне. Например, подбор комплекса силовых упражнений без учета здоровья и гибкости позвоночника может спровоцировать ухудшение его состояния. Первое время необходимо уделять внимание исправлению осанки и увеличению гибкости, а затем уже включать в программу более сложные движения. Грубые нарушения спортивного режима (употребление спиртного накануне тренировки) также вносят свой вклад в возникновение травм.

13) Баланс между силой и гибкостью. Регулярная тренировка гибкости позволит уменьшить тугоподвижность мышц, улучшить координацию, увеличить амплитуду движения в суставах. Тренировка силы может снизить риск небольших мышечных травм, поскольку более сильные мышцы лучше противостоят нагрузкам. Помимо укрепления мягких тканей (мышц, сухожилий, связок), тренировка силы повышает прочность костей, связок и суставов, тем самым повышая сопротивляемость механическим повреждениям.

2.3 Понятие об утомление и перетренированности. Меры предупреждения переутомления
С каждым годом происходит прогресси­рующее увеличение объемов и интен­сивности тренировочных нагрузок, воз­растают требования к технической слож­ности упражнений и психоэмоциональный накал соревновательной борьбы.

Неуклонно повышается число специ­фических хронических заболеваний, которые нередко не только становятся причиной длительных пере­рывов в тренировках, но и заставляют спортсменов преждевременно закончить занятия спортом. Не последнюю роль в возникновении, как хронической пато­логии, так и острых спортивных травм играют ошибки тренеров, которые не всегда в должной степени знакомы с вопросами этиологии и профилактики этих состоя­ний[14].

Переутомление - состояние, возни­кающее при наслоении явлений утомле­ния, когда организм спортсмена в течение определенного времени не восстанавли­вается от одного занятия или соревнова­ния к другому. Переутомление проявля­ется в более длительном, чем обычно, со­хранении после нагрузки чувства уста­лости, ухудшении самочувствия, сна, по­вышенной утомляемости, неустойчивом настроении. Спортивная работоспособ­ность может в целом остаться без суще­ственных изменений либо незначительно снизиться, но становится заметным за­труднение в образовании новых двига­тельных навыков, решении сложных та­ктических задач, появляются техниче­ские погрешности. Объективно нередко определяется снижение силовых показа­телей, ухудшение координации, удлине­ние периода восстановления после на­грузок.

Перетренированность - патологиче­ское состояние, проявляющееся дизадаптацией, нарушением достигнутого в про­цессе тренировки уровня функциональ­ной готовности, изменением регуляции деятельности систем организма, опти­мального взаимоотношения между корой головного мозга и нижележащими отдела­ми нервной системы, двигательным ап­паратом и внутренними органами. В осно­ве перетренированности лежит перена­пряжение корковых процессов, в связи, с чем ведущими признаками этого состоя­ния являются изменения ЦНС, протека­ющие по типу неврозов. Большую роль при этом играют и изменения эндокрин­ной сферы, главным образом коры над­почечников и гипофиза. Вторично, вслед­ствие нарушения регуляции, могут воз­никать изменения функций различных органов и систем[8].

Типичные ошибки тренеров и спорт­сменов:

  • обработки недостаточное внимание к установлению эффективной, нетравмо­опасной спортивной техники;

  • нерациональное чередование нагру­зок, когда последующее занятие прово­дится на фоне выраженного утомления после предыдущего;

  • применение излишне продолжитель­ных дистанций, приводящих к глубокому утомлению;

- сверхвысокая интенсивность рабо­ты, не соответствующая уровню адапта­ции мышечной, костной и волокнистой тканей;

- злоупотребление бегом по песку и пересеченной местности;

- недостаточно эффективная размин­ка;

- отсутствие восстановительных средств (массаж, ванны, специальные растирки и др.) между дистанциями бега и отдельны­ми тренировочными занятиями с больши­ми нагрузками;

- низкое качество спортивной формы и инвентаря и низкое качество медицинского обес­печения подготовки и соревнований.

Погодные, климатические и геогра­фические условия:

  • неблагоприятные погодные условия;

  • высокогорье и среднегорье;

  • высокие температуры;

  • высокая влажность;

  • низкие температуры;

  • резкая смена часовых поясов. Подготовленность и функциональные

возможности спортсменов:

  • недостаточные знания в области про­филактики заболеваний и травм;

  • недостаточная технико-тактическая подготовленность спортсмена;

• недостаточная эластичность мышц, связок и сухожилий;

  • низкий уровень координационных способностей;

  • непропорциональное развитие мышц-антагонистов;

  • наличие скрытых форм заболеваний и незалеченных травм;

  • малые анатомические аномалии опорно-двигательного аппарата.

Система спортивной подготовки:

  • несоответствие тренировочных за­даний уровню подготовленности спортс­мена;

  • нерациональная спортивная техника;

  • недостаточная и неэффективная раз­минка;

  • выполнение сложных тренировоч­ных заданий в условиях явного утомле­ния;

  • чрезмерные физические и психоло­гические нагрузки;

  • нерациональный режим работы и от­дыха;

  • нерациональные методы и средства подготовки.

Питание и восстановление:

• нерациональное питание, не соответ­ствующее специфике вида спорта и хара­ктеру нагрузок;

• недостаток витаминов и микроэле­ментов;

• нерациональный пищевой режим;

• отсутствие или нерациональное при­менение средств восстановления.

Организация и проведение соревно­ваний:

  • несовершенство правил соревнова­ний;

  • низкое качество судейства, допуска­ющее грубые и рискованные приемы;

- грубые действия соперника;

  • недостаточная и неэффективная раз­минка;

  • излишне длительные перерывы ме­жду отдельными стартами и отсутствие дополнительной разминки;

- использование недостаточно осво­енных приемов и действий[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс подготовки спортсмена-ориентировщика – это сложный многокомпонентный процесс. Он включает в себя такие виды подготовки, как непосредственно физическая подготовка, психологическая и нравственная подготовка, тактическая подготовка.

В процессе занятий спортом важную роль играет педагогический и врачебный контроль. Он позволяет оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки, установить контрольные нормативы, оценивающие различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую).

Для успешного управления процессом подготовки ориентировщиков тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма и уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства, для успешного воспитания спортсмена-ориентировщика высокого уровня подготовки[12].

По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состоянием спортсмена, а стержневым, основным путем к этому является реализация педагогического контроля.

В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам педагогического и врачебного контролей.

В спортивном ориентировании много проблем, и одна из них - это травматизм. Спорт как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья. Высоких спортивных результатов может достичь только здоровый спортсмен. Однако занятия спортивным ориентированием не вредят, а содействуют развитию здоровья только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке и т.п.[13].

Для того чтобы спортивное ориентирование несло свою оздоровительную функцию, необходимо соблюдать определенные условия. Эти условия заключаются, прежде всего, в отсутствии физической и эмоциональной перегрузки, в нормировании тренировочных нагрузок, их оптимальности, неуклонном следовании спортивному (здоровому) образу жизни, соблюдении режима быта, питания и т.п.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Башкиров В.Ф. Комплексная реаби­литация спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата. /В.Ф. Башкиров - М.:Физкультура и спорт, 1984. - 240 с.

  2. Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена./ А.А. Бирюков, - М: Физкультура и спорт, 1984.С.152

3. Высочин Ю.В. Специфические травмы спортсменов: Учебное пособие./Ю.В. Высочин-Л.: Б.и., 1980.-c.43

4. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки./ А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов - М: Физкультура и спорт, 1970.

5. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера./ В.А. Геселевич -М: Физкультура и спорт, 1982

6.Дембо А.М. Врачебный контроль в спорте, М., 1988.

7. Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хруще­ва. - М.: Медицина, 1991. - 559 с.

8. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков ИА. Исследование физиче­ской работоспособности у спортсме­нов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 93 с.

9. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И А. Тестирование в спортив­ной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 206 с.

10. Макарова Г.А., Локтев С.А. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культуры. Г.А. Макарова - Краснодар,1992. - 141 с.

11. Марков Л.Н, Медицинское обеспече­ние спортивных соревнований с боль­шим количеством участников //Тео­рия и практика физической культу­ры. - 1987. - №1. - С. 48-49.

12. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., 1973.

13. Миронова З.С. Травматизм в спорте, его профилактика и лечение. Стенограмма. Лекции./ З.С. Миронова М.: 1972.

14. Спортивная медицина/Под ред. А. В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Ме­дицина, 1994. - 383 с.

15.Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физ­культура и спорт, 1987. - 304 с.

16.Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М. 1987.

17. Франке К. Спортивная травматология./ К. Франке - М: Медицина, 1981.-c.7-24

  1. Черноусов О.Г., Физическая культура. /О.Г. Черноусов – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999.

  2. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. / Ю.Л. Шальков М., 1987.

  3. Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия./ Г.С. Юмашев - М: 2003.



Скачать файл (232.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru