Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по коммерческому праву - файл 1.docx


Загрузка...
Лекции по коммерческому праву
скачать (37.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx38kb.19.11.2011 23:59скачать

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Коммерческое право

КП – под отрасль ГП

КП (лат.) – торговля

Ст. 50 ГК

КП – процесс реализации товаров
Т1: Общие положения КП

  1. Понятие КП

  2. Соотношение КП со сходными отраслями

  3. Коммерческие правоотношения


=1=

КП как учебная дисциплина – это дисциплина, направленная на изучение под отрасли КП и правовых явлений, возникающих в коммерческой деятельности, она имеет своим содержанием изучение правового регулирования коммерческой деятельности, поэтому предметом изучения дисциплины является правовые явления, возникающие в сфере торговли.

Под торговой или коммерческой деятельностью понимаются отношения, возникающие в сфере торгового оборота.

Под торговым оборотом понимается деятельность, направленная на передвижение товара от изготовителя к потребителю. Реализация этой деятельности осуществляется с помощью гражданско-правовых сделок, опосредующих передвижение такого товара.

Торговый оборот является частью имущественного оборота. Содержание торгового оборота составляет деятельность по продаже изготовителем товара, деятельность по покупке этого товара для последующих перепродаж и деятельность по приобретению такого товара для непосредственного потребления. Следовательно, суть торгового оборота составляет оптовая и розничная торговля, реализуемая на основании договоров К-П.

Особенности (выводы):

Торговый оборот состоит из этапов, являются элементами коммерческой деятельности:

  1. Сбыт изготовителем своих товаров.

  2. Деятельность посреднических или оптовых торговых звеньев по перепродаже этого товара.

  3. Акты приобретения товара для потребления.

Указанные этапы (элементы) в совокупности составляют содержание коммерческой деятельности и являются предметом регулирования КП как под отраслью.

КП как под отрасль ГП – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения в сфере торгового оборота в связи с тем, что торговый оборот является частью имущественного оборота, то КП является под отраслью ГП.

Элементы коммерческой деятельности представляют собой имущественные отношения между участниками торгового оборота. По характеристике эти 

отношения являются товарно-стоимостными и имеют эквивалентно возмездное содержание, при этом по общему правилу в качестве эквивалента выступают деньги.

Как имущественные отношения эти отношения относятся к отношениям динамики (переход материальных благ и прав на них).

КП как наука – совокупность теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности, возникающих в сфере торгового оборота.

Метод КП аналогичен методу ГП – диспозитивность:

  1. Равенство субъектов

  2. Диспозитивность поведения

  3. Имущественная ответственность

  4. Исковой способ защиты

Принципы ГП относятся к КП (ст. 1 ГК). Функции: регулятивная и охранительная.
=2=

КП и ГП (3 признака):

  1. Предмет

  2. Метод

  3. Кодифицированный акт – в КП нет.

Предмет – имущественные отношения (статики и динамики), личные неимущественные, связанные и несвязанные с имуществом организационные отношения.

Предмет КП – имущественные отношения динамики, организационные отношения (обязательные отношения).

По субъектному составу:

ГП:

  1. Юр. лица

  2. Физ. лица

  3. Государство

  4. Муниципалитет

  5. Иные территориальные образования

КП: те же, если приобрели статус продавца, имеет лицензию, если является субъектом предпринимательской деятельности и в установленных законом случаях.

Объекты ГП:

  1. Материальные и нематериальные блага

Объекты КП: материальные блага в виде вещей и товарораспорядителей ЦБ (коносамент и варрант).

Ответственность ГП: принцип вины : независимо от вины (принцип риска - исключение).

Ответственность КП: принцип риска (ст. 401 п. 3 ГК) – действие непреодолимой силы и вина потерпевшего, приведшего к причинению вреда.



Формы КП: возмещение убытков, неустойка, %, двойное удержание задатка (ст. 15 Закона «О потребительской защите»).
Соотношение КП и предпринимательского права:

Деятельность по реализации товаров.
Соотношение КП и торгового права:

Торговое право – комплексная дисциплина, содержание которой составляет изучение правового регулирования явлений при управлении торговлей, ее финансированием, правила торговли, трудовые и административные взаимоотношения.

КП изучает только те правовые явления, которые возникают при перемещении товаров, поэтому оно является отраслевой дисциплиной.
=3=

Коммерческие правоотношения

- являются результатом правового регулирования о/о, входящих в предмет КП.

Коммерческие п/о – имущественные п/о, возникающие при перемещении товара от изготовителя к потребителю. По правовой природе п/о относятся:

  1. К обязательственным п/о – п/о, где в качестве объекта выступает действие – отличие от вещного – объект – вещь.

  2. Коммерческие п/о являются относительными (абсолютные п/о).

  3. Коммерческие п/о являются сложными – с обеих сторон корреспондирующие права и обязанности.

Основаниями возникновения коммерческих п/о являются юр. факты (события и действия). КП – основания сделки (ст. 103 ГК) и иные договоры, которые подразделяются на:

  1. Договоры, регулирующие торговый оборот (К-П и ее разновидности).

  2. Договоры посреднические (комиссия, поручение, агентирование).

  3. Договоры содействующие торговле (франчайзинг, перевозка, хранение, кредитные)

Структура коммерческих п/о – объект, субъект, содержание (субъективные права и юр. обязанности).
Т2: Объекты коммерческих правоотношений

  1. Понятие объекта.

  2. Качество товара и ответственность за ненадлежащее качество товара.

  3. приемка товара, переход права собственности на товар.

  4. Индивидуализация товара.

  5. Оплата товара.

Н.а.:

1. ГК

2. Закон РФ «О защите прав потребителей – ст. 18,19



3. Закон РФ «О стандартизации», 2003 г., (правила стандартизации)

4. Закон «О сертификации и продукции и услуг»

5. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания …» от 23.12.93 г., изменения 11.12.02 г.

6. ПП РФ №1013 от 13.08.97 г., изменения 03.01.02 г. №3, №287 от 04.02 г. – Перечень товаров, работ, услуг, подлежащих сертификации.

7. ПП ВАС №13/14, изменения 2001 г.

8. ПП ВАС и ВС от 01.06.96 г. №6/8, п. 50, 51


=1=

Объект КП – материальные блага (вещи и товарораспорядительные ЦБ).

Товар – результат производственной деятельности, созданный с целью продажи третьим лицам, такая деятельность носит предпринимательский характер, поэтому ее осуществляют по общему правилу субъекты предпринимательской деятельности.

Ст. 912-916 ГК.

Правовой режим товара определяется:

  1. Правомочиями и статусом продавца и покупателя, которые определяются через их правосубъектность.

  2. Порядком приобретения и отчуждения товара.

  3. Порядком хранения, транспортировки и учета различных видов товара, классификация товара.

В зависимости от направлений использования товары подразделяются на:

1. Товары потребительского назначения, которые:

- в зависимости от сроков использования подразделяются на: краткосрочные и долгосрочные.

- в зависимости от цели использования на: промышленные и продовольственные.

2. Товары производственного назначения, которые в свою очередь подразделяются на: основное и дополнительное оборудование, узлы и агрегаты, основные и вспомогательные материалы, сырье.

Регулирование классификации товаров осуществляется:

  1. На государственном уровне – обязательным классификатором продукции, утвержденным постановлением гос. стандарта от 30.12.93 г.

  2. На внешнеэкономическом уровне – товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Постановлением Правительства от 27.12.99 г.

Качество товара

- это совокупность потребительских характеристик товара, которыми обеспечивается надлежащее использование товара. Качество товара определяется договором К-П или целями использования товара, если о них уведомлен продавец.



При отсутствии указанных способов, качество товара определяется целями использования аналогичных товаров.

Особенности:

Если в качестве продавца выступает субъект предпринимательской деятельности, то качество товара должно соответствовать обязательным требованиям, установленным стандартом.

Закон «О стандартизации», 3 вида стандартов:

- ГОСТ – государственные обязательные стандарты

- ОСТ – обязательные стандарты

- стандарты предприятий

В целях установления соответствия качества товаров стандартом - производится процедура стандартизации и сертификации, целями которых является обеспечение:

1. Безопасности товаров.

2. Единство измерений и экономии ресурсов.

3. Защита прав потребителей.

Процедура сертификации подразделяется на:

- обязательную – в отношении товаров, утвержденных постановлением №13

- добровольную

Процедура сертификации удостоверяется:

  1. Сертификатом качества.

  2. Декларацией качества – спец. реквизиты.

  3. Знак соответствия.

Качество товара д.б. соответствующим в течении сроков гарантии и сроков годности.

Соотношение сроков годности и сроков гарантии:

  1. Если гарантийные сроки устанавливаются законом, правовыми актами, обязательными требованиями и договором, то сроки годности на основании договора устанавливаться не могут. Следовательно, если гарантия м.б. как законной, так и договорной, то годность всегда законная.

  2. Если гарантийные сроки по общему правилу исчисляются с момента передачи товара, то сроки годности с момента его изготовления.

  3. Если в течении гарантийных сроков продавцом обеспечивается надлежащее использование товара, то в течении сроков годности осуществляется использование товара вообще.

  4. Если по истечении гарантийных сроков продажа товаров прямо незапрещенна, то по истечении сроков годности она не допускается.

Ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», ст. 477 ГК.

^ Правовое значение классификации гарантий

В соответствии с законом, срок законной гарантии определяется как разумный, т.е. обычный, необходимый для использования аналогичного товара. Срок договорной гарантии устанавливается по соглашению сторон (договор присоединения), при этом в отличии от сроков законной гарантии, 

сроки договорной м.б. приостановлены и продлены на период устранения недостатков качества товара.

Значение этих сроков определяется тем, что:

  1. Если недостатки обнаружены в течении сроков договорной гарантии, то бремя доказывания возлагается на продавца, который в целях освобождения от ответственности обязан доказать вину покупателя в образовании недостатков.

  2. Если недостатки качества обнаружены в течении сроков законной гарантии, то бремя доказывания возлагается на покупателя, который обязан доказать, что недостатки являются результатом причин, возникших до передачи ему товара.


Особенности:

  1. Если сроки договорной гарантии меньше сроков законной, то по истечении договорных сроков действуют правила доказывания по законной гарантии (ст. 10 ГК).

При отсутствии сроков гарантии или годности, недостатки качества товара д.б. обнаружены в пределах 2-х лет. Эти же 2 года действуют в том случае, когда сроки договорной гарантии меньше 2 лет.

(ст. 477 п. 2, 5 – К-П; договор подряда и оказание услуг – ст. 723, 725 ГК).

Правовое значение гарантийных сроков и сроков годности определяется тем, что в их пределах д.б. обнаружены недостатки качества, что является основанием для предъявления требований из ненадлежащего качества.

^ Виды требований ненадлежащего качества

- они зависят от вида недостатков и вида отношений:

1. В соответствии с общими правилами К-П виды требований зависят от вида недостатков (ст. 453, 475 ГК).

2. В соответствии с договором розничной К-П виды указанных требований определяются по усмотрению покупателя (ст. 503 ГК, 18, 19 ЗПП):

- если товар дорогостоящий или технически сложный, то требование о его замене удовлетворяется, если его недостатки существенные.

- требование о безвозмездном ремонте м.б. удовлетворено в течении 10 лет, если недостатки существенные (п. 5 ст. 19 ЗПП, в редакции 99 г.).

Наряду с договорной ответственностью допускается применение вне договорной ответственности, если ненадлежащим качеством причинен вред жизни, здоровью или имуществу покупателя (ст. 1095-1097 ГК), которая выражается в возмещении убытков (ст. 1081 ГК), при этом убытки возмещаются, если вред причинен в течении сроков годности или службы, а при их отсутствии в течении 10 лет.

^ Оплата товаров по договору К-П (ст. 486-489 ГК)

По общему правилу оплата производится непосредственно до или после передачи товара. Если товар не принимается и не оплачивается, то продавец может требовать принятия и оплаты или отказаться от договора (п. 3 ст. 450 ГК). Если же товар принят, но не оплачен, то продавец может требовать его оплаты или расторжения договора (ст. 450 п. 1, 2 ГК).



Нарушение общего порядка оплаты влечет ответственность в форме взыскания % за пользование, размер которых устанавливается договором, а при отсутствии и в порядке ст. 486 п. 3.

В случаях прямо установленных договором допускается изменение общего порядка оплаты товара путем установления условий о предварительной оплате, оплате в рассрочку в кредит, в том числе консигнация (ст. 488 ГК).

Особенности:

Указанные условия по правовому значению рассматриваются как коммерческий кредит (ст. 823, 809 ГК).

В соответствии с К-П коммерческий кредит является возмездным, только если это прямо установлено договором. Размер % определяется по соглашению, а при отсутствии ст. 395 ГК (ст. 487 п. 4 предложение 2, ст. 488 п. 4 ч. 2).

За нарушение обязательств по коммерческому кредитованию возлагается ответственность в виде начисления %, размер которых определяется по соглашению сторон. А при отсутствии ст. 395 ГК (ст. 811 п. 1 начало предложения, ст. 391 ГК).

^ Способы расчета

- наличный

- безналичный

Формы безналичного расчета:

  1. Чек (ЦБ)

  2. Платежные поручения – о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Условная сделка:

- отлагательная – условия аккредитива

- отменительная

Аккредитив – покрытый (депонированный)

- непокрытый (не депонированный)

=4=

Индивидуализация товара

Закон 2003 г. «О товарных знаках, о знаках обслуживания».

Ст. 2 – понятие товарного знака – он подлежит гос. регистрации в патентном ведомстве. Выдается свидетельство, носит срочный характер, срок – 10 лет, о продлении подается заявка.

Наименование места происхождения товара (географическое положение, людские ресурсы) – лицензионный договор. Право пользование – отчуждение.

=3=

Приемка товара

- это деятельность опосредующая переход права собственности на товар и устанавливающая характер исполнения обязанности по передаче товара.

В зависимости от субъекта, осуществляющего передачу товара приемка подразделяется на:

1. Приемка товара покупателем от продавца.



2. Приемка товара покупателем от перевозчика и органов связи.

5 способов исполнения обязанности по передаче товара:

1. ст. 406, 211, 223 ГК – в месте нахождения покупателя.

2. В месте нахождения продавца – идентификация товара

- уведомление о готовности товара к передаче покупателю.

3. ст. 223, 459, 556, 553 (1) ГК

4. Передача вещи первому перевозчику для передачи (ст. 459 ГК)

Правовое регулирование приемки осуществляется правовыми актами, договором и обычаями делового оборота (ст. 513 п. 2 ГК), при этом в качестве законодательного регулирования используются обязательные стандарты и правила. Условия договора должны им соответствовать.

Этапы приемки доставляемого товара:

1. Если товар подлежит передаче в месте нахождения покупателя, то приемка осуществляется по моменту выгрузки товара из транспортного средства, при этом в момент выгрузки проверяется:

- количество по весу БРУТТО и НЕТТО.

- качество по наличию внешних повреждений.

2. Если товар передается в месте нахождения продавца, то в целях приемки на покупателя возлагаются обязанности по выборке товара, при этом если обязанность по выборке не исполняется неоднократно, то продавец имеет право отказаться от исполнения договора.

Приемка товара на любых этапах м.б. сплошной или выборочной, при этом по ее результатам составляются акты приема – передачи. Если обнаружены недостатки товара, то акты подлежат подписанию представителем продавца, а при отсутствии его в определенный срок любым третьим лицом.

Особенности:

Правовое значение актов приемки – передачи определяется тем, что они являются доказательством ненадлежащего исполнения продавцом обязанности по передаче товара, их составление не является обязательным, однако при отсутствии актов для привлечения продавца к ответственности покупатель обязан доказать ненадлежащее исполнение обязательства.
Т: Правовое регулирование товарного рынка.

  1. Структура товарного рынка (ТР).

  2. Классификация торговых посредников.

  3. Субъекты коммерческой деятельности.

  4. Структура договорных связей.

Н.А.:

1. Правила продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Пленума от 21.07.97 г.

2. Правила продажи товаров длительного пользования в кредит, утв. ПП 09.09.93 г.

3. Правила комиссионной торговли, утв. ПП 06.06.98 г.

4. Правила продажи отдельных видов товаров, утв. ПП 20.10.98 г.



=1=

Структура ТР – система участников коммерческих отношений, которой опосредуется перемещение товара от изготовителя к потребителю.

ТР – сфера экономической деятельности, которой осуществляется реализация товара.

В его структуру включаются:

1. Изготовители товара.

2. Оптовые и посреднические организации.

3. Организации потребителей и розничные торговые организации.

Целью деятельности ТР-ка является регулирование процесса сбыта товаров, изготовленных производителем, участниками такой деятельности по общему правилу являются субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие доведение товара до непосредственного потребителя, организацию деятельности участников ТР-ка и их взаимосвязь осуществляет инфраструктура товарного рынка, в систему которой включается:

  1. Система складского хозяйства

  2. Система транспортировки

  3. Тароупаковочная индустрия

  4. Система информационного обеспечения

Деятельность ТР-ка реализуется на основании торгов, которые в зависимости от вида торговли подразделяются на оптовые и розничные.

ОПТ

Субъект – только предприниматель, предпосылка для розничной торговли.

Цель предоставляемого товара – он приобретен для продажи, производства, хоз. деятельности, осуществлять деятельность на временно арендуемых торговых местах.

^ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Участники – рознично-торговые организации, покупатели.

Стационарные места – магазин, использование чеков, соблюдение закона «О контрольно-кассовом аппарате.

Мелкорозничные – передвижные – лотки, киоски.

Комиссионная торговля, в кредит по образцам, в автоматах.

Комиссионная торговля – передаются новые вещи, а т.ж. б/у.

Правовое регулирование ГК, договором комиссии.

Продавец – комиссионный магазин (специальная розничная организация).

Договор комиссии – одно лицо (комиссионер) по поручению комитента (ст. (9) 226 п. 3) передать товар третьим лицам (консенсуальный).

Делькредере 0 ручательство за надлежащее исполнение сделок третьим лицом.

Порядок прекращения договорных отношений.

На неопределенный срок - любая из сторон может в одностороннем порядке отказать, предупредить за 3 месяца.

Срочный – отказ только комитента, за 3 месяца.

Продажа в кредит (488 ГК) + правила.

Консигнация – разновидность.



Торговля по образцам (публичная оферта), с использованием автоматов ((4) 394, по общему правилу приглашение делать оферту).
=2=

Структура: изготовители

посредники – сбыт товара от производителя к потребителю (лица, приобретающие товар с целью перепродажи).

Посредники подразделяются на:

1. Специализированные посредники, приобретающие право собственности на товар производителя и осуществляющие продажу этого товара от собственного имени. К таковым относятся:

- дилеры – т.е. посредники в виде торговых организаций, осуществляющие торговлю определенным товаром. Они принимают на себя обязанности по перепродаже товара определенного производителя.

Особенности: в качестве дилеров могут выступать юр. лица.

- трейдеры – они специализируются на краткосрочных сделках (разовых), м.б. организации и индивидуальные предприниматели.

- дистрибьюторы – посредники, осуществляющие реализацию товара, поступающие по импорту и на территории своей страны.

- стокисты – посредники, осуществляющие перепродажу посредством консигнации.

- торговые дома – это многопрофильные посреднические организации, осуществляющие не только торговую, но и производственную деятельность по обработке и расфасовке товара. Они могут выступать как единая организация, так и как корпорация.

2. Посредники, не приобретающие право собственности на реализуемые ими товары, но оказывающие услуги по доведению товара определенного производителя до потребителя. К таковым относятся:

- брокеры – аналогична деятельности комиссионера.

- торговые агенты – осуществляющие свою деятельность как поверенные (договор поручения) – консенсуальный, фидуциарный (на доверии).

^ Соотношение поручения, комиссии, агентирования.

Все виды отношений относятся к обязательствам по оказанию услуг. В соответствии с ними одно лицо обязано совершать действия в интересах и за счет другого лица, однако:

  1. Если в рамках поручения осуществляются юр. действия в виде сделок и иных действий влекущих правовые последствия, то в рамках комиссии может осуществляться только юр. действия в виде сделок. В соответствии с агентированием могут осуществляться любые юр. и фактические действия.

  2. Если поверенный действует от имени доверителя, то комиссионер от собственного имени, поэтому он рассматривается как сторона по сделкам, совершенным в интересах комитента. Агент же может действовать как от собственного имени, так и от имени принципала (ст. 

  3. 1005 ГК), соответственно к договору агентирования применяются правила комиссии или поручения (ст. 1011 ГК).

  4. Если договор поручения предполагается безвозмездным, то комиссия и агентирование являются возмездными договорами.

  5. Если поручение является фидуциарной сделкой, то комиссия и агентирование к таковым не относятся, поэтому допускается заключение субдоговоров, при этом за действия субкомиссионеров ответственность возлагается на комиссионера, и не допускаются непосредственные контакты принципала и комитента с субкомиссионером без согласия комиссионера или агента.

  6. Если поручение предполагает возможность безусловного одностороннего отказа от исполнения договора, то комиссия и агентирование это право предоставляют после предварительного уведомления за 3 месяца, если договоры заключены на определенный срок, то правом на односторонний отказ обладает только принципал и комитент (3 месяца).

  1. Посредники, осуществляющие деятельность по организации торговли посредством создания ярмарок и бирж (закон РФ «О бирже и биржевой деятельности», ст. 447 – 449 ГК )

=3=

Субъекты коммерческой деятельности

- хоз. товарищества

- хоз. общества (ОДО)

- производственный кооператив (членство, лично участвуют, не менее 5 человек, субсидиарная ответственность по долгам организации)

- унитарные предприятия (новый закон):

- хоз. ведения (казенные – только государственные)

- оперативного управления – минимальный уставный капитал, 5.000 МРОТ для государственных, 1.000 МРОТ для муниципальных

Установлена регламентация совершения сделок.

Ст. 114 ГК п. 7 – отменен (не могут создаваться дочерние предприятия).

Казенное не м.б. банкротом.

- индивидуальные предприниматели (Указ, ст. 23-25, применяются правила для коммерческих организаций)

- некоммерческие организации.

=4=

Структура договорных связей

- взаимосвязь, взаимодействие участников отношений, к таковым относятся:

- производитель товара

- потребитель

- посредник

Все участники являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Структура м.б.:



- простой, в соответствии с которой непосредственные договорные отношения между производителем и непосредственным потребителем.

- сложная – где в отношениях между производителем и потребителем участвует посредническое звено в виде оптовой или снабженческой организации.

Отношения реализуются как минимум 2 договорами:

В зависимости от места передачи товара и личности получателя. Сложная структура различается:

1. Отношения, где в качестве получателя и покупателя товаров выступает посредник.

2. Транзитная поставка, в соответствии с которой несмотря на отсутствие непосредственных договорных отношений между производителем и потребителем, производитель обязан доставить товары на склад потребителя как получателя минуя склад посредника являющегося покупателем по договору с производителем (ст. 312 ГК).

Указанные отношения реализуются на основании разгрузочных разнарядок (указывается наименование и др.).

Поставка для гос. нужд: на основании – гос. контракта – гос. заказчик и поставщик; договор поставки.

Размещение м.б. открытым или адресовано конкретному лицу (монополисту).

^ Т: Договоры, опосредующие коммерческую деятельность.

1. Заключение договоров (ст. 432 – 449 ГК).

- момент возникновения договора и вступление его в силу (ст. 425 ГК).

Условия заключения договора:

- согласование существенных условий (предмет) и условий, предусмотренных законом, как существенные.

- гос. регистрация договора (433).

Ст. 165 п. 1, ст. 433, например: 604, 674 – недействительность; 558, 651 – незаключенность.

Порядок заключения договора:

- добровольный – соглашение сторон

- обязательный (445) – 421 – свобода договора, за исключением …

Способы заключения договора – они состоят из этапов:

- посредством акцепта и оферты

493, 434, 437…

- ст. 447 – 449 – публичные торги

^ 2. Договоры, направленные на реализацию товаров (К-П, поставка (все виды поставки))

Договор К-П:

Существенные условия: предмет, цена – 551, 558, 57(5)9

Срок договора (314), 405

Обязательства

Права и обязанности сторон:

Элементы предмета (качество, количество)



450

+ коммерческий кредит

!!! – 458, 459, 475, 477 п. 1, 2, 5

Розничная К-П – договор публичный

492 – субъектный состав (ПП №18)

ЗПП ст. 10

П. 17 Правила продажи товаров

Форма: чек

Ст. 437, 494 – публичная оферта

Права покупателя: обмен – ст. 263 ЗПП

(1 день); право найма продажи

!!! 504 или 502

Поставка:

Особенности:

Субъектный состав – осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Особый предмет.

Ст. 311 – поэтапно

Срок и обмен – по соглашению сторон.

Права и обязанности:

Такие же как и у К-П, но также обязанности по доставке товара, осмотр товара (выборка), отгрузка, 514 – ответственное хранение.

Механизм расчета:

Форма – по соглашению, нет соглашения – платежное поручение.

Порядок оплаты – после передачи, если нет соглашения.

ПП №18 (п. 8, 11)

Правовые особенности отношений:

Законом или соглашением, обычаями делового оборота.

Ст. 431

Энергоснабжение (313):

Предмет – ресурсы в качестве товара.

Режим – непрерывный, могут уведомляться об изменении или отмене режима.

С гражданами – на неопределенный срок, с юр. лицами – на определенный срок.

^ 3. Договоры, опосредующие коммерческую деятельность – это перевозка, хранение, займ, кредит, коммерческая концессия.

Перевозка – увеличился субъектный состав:

- перевозчик – м.б. субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий доставку груза, при этом ж/д транспорт может находится в государственной, муниципальной, частной собственности.

- оператор подвижного состава – субъект предпринимательской деятельности, обладающий на праве собственности или ином вещном праве вагонами и контейнерами, которые на основании договора предоставляются перевозчику для доставки груза.



- владелец инфраструктуры – т.е. ж/д путей, станций и иных средств, необходимых для осуществления деятельности по ж/д перевозкам – субъект предпринимательской деятельности, участвующий в перевозочном процессе на основании договора с перевозчиком.

Ст. 796 – ответственность перевозчика (ограниченная) за несохранность груза – за реальный ущерб отвечает.

Право удержания за перевозчиком закреплено.

Договор хранения:

- на товарном складе

- складского хранения

Субъектный состав:

- хранитель – субъект предпринимательской деятельности. Если он в силу уставной деятельности обязан заключать договор с любым и каждым, то место хранения товара – склад общего пользования.

- поклажедатель – товаровладелец, при этом договор предполагается как возмездный, его особенность определяется порядком оформления, заключения договора в соответствии с которым используются складские документы.

Складская квитанция – удостоверяющая принятие товара на хранение (письменное доказательство, она именная).

Простое свидетельство – единый документ рассматриваемый как ЦБ.

Двойное складское свидетельство – ЦБ, состоящая из 2-х частей, которые м.б. отделены друг от друга (1 - складское свидетельство, 2 – залоговое свидетельство (варрант)). Обладает определенными реквизитами (ст. 912-916 ГК).

Права и обязанности у сторон общие.

Хранитель обеспечивает сохранность товара в соответствии с условиями (место, помещение) и мерами (определяются договором и законом) хранения (пожарные, санитарные правила).

Договор складского хранения:

Хранитель должен уведомить поклажедателя о нарушении существенных условий хранения.

Договор хранения – реальный, но м.б. консенсуальным – субъект предпринимательской деятельности и в договоре прямо указано на консенсуальность.

Ст. 901, 926 п. 2

Договор коммерческой концессии

Правовая природа – консенсуальный, возмездный, взаимный. Передаются возмездно права пользования.

Для третьих лиц договор считается заключенным при гос. регистрации.

По соглашению сторон могут ограничить условия договора:

- пользователь не имеет права конкурировать с правообладателем.

- правообладатель имеет право контролировать либо использовать исключительные права.



^ 4. Посреднические договоры – поручение, комиссия, делькредере, агентирование
Антимонопольное законодательство

Понятие конкуренции в коммерческой деятельности

Конкуренция – это экономические отношения между хозяйствующими субъектами, образующие состояние состязательности на рынке. Целью конкуренции является получение прибыли в результате приоритета над другими лицами путем привлечения к себе потребительского спроса.

Признак конкуренции: одновременное целенаправленное воздействие как на потребителя по привлечению его спроса, так и на конкурента в целях отвлечения его от потребителя.

Понятие конкуренции рассматривается в 2-х значениях:

  1. Как определенная ситуация на рынке (объективный смысл).

  2. Как самостоятельные действия хозяйствующих субъектов (субъектный смысл).

С объективной точки зрения конкуренция – это систематизация на товарном рынке при которой отдельные хозяйствующие субъекты не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров на рынке.

Общие условия: спрос, предложение, цена.

Признаки конкурентной ситуации:

  1. На рынке должны действовать независимые экономически и организационно продавцы и покупатели товаров.

  2. На рынке должны отсутствовать экономические и иные препятствия по доступу к сырью и материалам.

  3. Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением участников, предполагающим отсутствие сговоров и соглашений между ними.

С субъективной стороны конкуренция представляет собой экономические отношения между субъектами, которые возникают в связи с производством и обменом материальными благами. Их содержание составляет волевое поведение хозяйствующих субъектов, заключающиеся в состязательности между ними. Состязательность реализуется посредством конкурентных действий, возможность совершения которых представляет собой право на конкуренцию.

^ Право на конкуренцию

Ст. 8 КРФ – это субъективное ГП представляющее собой возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством самостоятельных действий с другими субъектами за приоритетное приобретение его товаров потребителями.

Содержание субъективного права:

  1. Правомочия на самостоятельное осуществление конкурентных действий. Эти действия носят состязательный характер и м.б. ценовыми или не ценовыми. Ценовые заключаются в снижении цен на собственные товары по сравнению с ценами на аналогичные (демпинг). 

  2. Не ценовые заключаются в достижении приоритета путем увеличения потребительской стоимости товара.

  3. Правомочие требования в отношении третьих лиц о не нарушении права на собственные конкурентные действия.

  4. Полномочия на защиту.

Виды конкуренции:

  1. Совершенная конкуренция – существующая на рынке где участвуют много продавцов и покупателей с правом свободного входа на рынок и выхода из него.

  2. Монополистическая конкуренция, существующая если хозяйствующими субъектами совершаются сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне. Возможность диапазона объясняется способностью продавцов предложить разные виды или варианты товаров.

  3. Олигополия – существующая где небольшое число хозяйствующих субъектов контролируют значительную долю рынка и вход на этот рынок для иных участников невозможен или затруднителен.

Доля на рынке более 35% - включаемся в реестр, если более 65% - то признаемся монополистом.

^ Рекламная деятельность

Понятие и принципы

Субъекты

Права и обязанности участников

Правовое значение рекламы – приглашение делать оферту.


Скачать файл (37.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации