Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа коррекции тревожного стиля переживания беременности - файл ПРОГРАММА.doc


Программа коррекции тревожного стиля переживания беременности
скачать (24.6 kb.)

Доступные файлы (1):

ПРОГРАММА.doc151kb.19.01.2009 20:21скачать

содержание
Загрузка...

ПРОГРАММА.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ТРЕВОЖНОГО СТИЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
студентки 4 курса группы ВП факультета психологии

Худяковой К.В.

Программа психологической коррекции

тревожного стиля переживания беременности
Цель коррекционной программы: сформировать положительное эмоциональное состояние при тревожном стиле переживания беременности.
Данная коррекционная программа направлена на работу с женщинами с тревожным стилем переживания первой беременности сроком от 18 до 30 недель. Данный интервал обозначается на основании факторов, необходимых для определения стиля переживания беременности и эффективности коррекционной работы. Нижняя граница интервала определяется началом шевеления плода (что необходимо для определения стиля переживания беременности, основанного в частности на субъективных переживаниях шевеления), верхняя – наличием необходимого периода времени для проведения коррекции и пролонгированности (в общем 2-3 месяца).
Типичными страхами во время беременности являются: боязнь возможных осложнений во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка, боязнь родов (ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом), генетические страхи (страх рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин), боязнь смерти ребенка, боязнь инфекций, эстетические страхи (боязнь тех изменений, которые происходят с фигурой), страх стать плохой матерью (сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком).

Вследствие наличия такого большого количества причин для формирования тревожного стиля переживания беременности, в настоящей программе рассматривается коррекция трех наиболее распространенных видов страха во время беременности: боязнь возможных осложнений во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка, боязнь родов (ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом) и страх стать плохой матерью.
Исходя из этого определяются задачи коррекционной программы:

  1. Выработать у женщины сознательное отношение к беременности.

  2. Научить воспринимать роды как естественный физиологический процесс.

  3. Снизить тревожность относительно процесса родов.

  4. Повысить уровень взаимопонимания женщины и ее партнера.

  5. Повысить уверенность женщины относительно ее способности правильно ухаживать за будущим ребенком.


Ход коррекционной программы предусматривает пять этапов:


  1. ^ Диагностический этап (1 встреча).

Цель этапа: определение стиля переживания беременности и особенностей тревожного стиля.

Для достижения поставленной цели используются следующие методики:

- Рисуночный тест «Я и мой ребенок» [Приложение 1]. К тревожному стилю переживания беременности можно отнести тех женщин, в рисунках которых выражены признаки: 1) незначительных симптомов тревоги, неуверенности, конфликтности; 2) выраженной тревоги и неуверенности в себе.

- Анкета для определения стиля переживания беременности [Приложение 2], в основу вопросов которой положены характерные признаки стилей переживания беременности, выделенных Гленом Доманом.

- ^ Тест отношений беременной И.В.Добрякова [Приложение 3]. Для коррекции тревожного стиля переживания беременности отбираются женщины с тревожным типом психологического компонента гестационной доминанты по таким аспектам как: 1) отношение к беременности, 2) отношение во время беременности к предстоящим родам и 3) отношение к себе как к матери, которые характеризуют наличие тех страхов, которые корректируются данной программой.


  1. ^ Информационно-организационный этап (1 встреча).

Цель этапа: информирование клиентов о выявленных особенностях их эмоционального состояния и формирование коррекционных групп.

Клиенты информируются о существовании шести стилей переживания беременности (адекватного, тревожного, эйфорического, игнорирующего, амбивалентного и отвергающего) и выраженности у них того или иного стиля. В зависимости от стиля формируются группы для осуществления дальнейшей работы, в которую также включаются супруги (другие значимые лица) беременных.

Итак, формируется группа (несколько групп), состоящая из 4-5 супружеских (родственных/дружеских) пар, основу которых составляют женщины с тревожным стилем переживания первой беременности, особенностью которого является наличие страха возможных осложнений во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка, боязни родов и страха стать плохой матерью.
Примечание. В группу тревожного стиля возможно попадание женщин с иным стилем при наличии рассматриваемых страхов.
^ 3. Практический этап (4 занятия, первое проводится в день формирования группы).

Цель этапа: проведение коррекционной работы по формированию положительного эмоционального состояния при тревожном стиле переживания беременности.

Практический этап включает 4 занятия, которые проводятся в групповой форме. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия составляет 1-1,5 часа.

В ходе коррекционной работы используются такие методы, как психогимнастика, телесно-ориентированные упражнения, в том числе дыхательные и релаксационные.
Первое занятие направлено на устранение страха возможных осложнений во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка.

С этой целью производится выработка у женщин сознательного отношения к своему положению путем просвещения о процессе и стадиях беременности, особенностях формирования плода, внешних воздействиях, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка в процессе беременности и как обезопасить себя и ребенка от этих воздействий.

Лекция проводится по плану:

I. Пренатальное развитие.

  1. Оплодотворение.

  2. Периоды и триместры.

а) Терминальный период.

б) Эмбриональный период.

в) Фетальный период.

II. Влияние среды на перинатальное развитие.

  1. Влияние на плод заболеваний, переносимых матерью во время беременности.

  2. Влияние на плод лекарственных препаратов, принимаемых матерью во время беременности.

  3. Влияние, оказываемое на плод алкоголем. Последствия для будущего ребенка.

  4. Влияние на плод никотина.

  5. Влияние на плод наркотических веществ.

  6. Питание во время беременности.

  7. Образ жизни женщины во время беременности.

Данная лекция должна подкрепляться наглядным материалом (слайдами, видео) и может проводиться как психологом самостоятельно, так и с привлечением медиков.

В конце занятия можно раздать парам брошюры, содержащие самую важную информацию о внутриутробном развитии их будущего ребенка и о правилах образа жизни матери в период беременности.
Второе и третье занятия направлены на устранение страха родов (ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом).

Для достижения этой цели происходит научение женщин воспринимать роды как естественный физиологический процесс, а также научение вести себя в родах как женщин, так и их партнеров в случае присутствия при родах.
Второе занятие начинается с лекции о процессе и стадиях родов и преодолении возможной родовой боли (30 мин). Лекция проводится по плану:

I. Стадии родов.

  1. Раскрытие шейки матки.

  2. Позывы и рождение ребенка.

  3. Рождение детского места.

II. Боль в родах.

  1. Цепочка идеологии боли в родах: возникновение индивидуальной тревоги и страха перед беременностью и родами → накопление и развитие драматических предожиданий и опасений в процессе социализации → кульминация страха в период родовой деятельности → выброс гормона адреналина в кровь → судорожное напряжение мышц (как адаптивная форма реагирования на страх, поскольку бегство невозможно) → сдавливание мышечных сосудов → дефицит крови и кислорода в мышцах матки → субъективное ощущение боли.

2. Дыхание и расслабление как способ снятия боли в родах.

Данная лекция должна подкрепляться наглядным материалом (слайдами, видео) и может проводиться как психологом самостоятельно, так и с привлечением медиков.
Далее проводятся упражнения, направленные на овладение техникой дыхания, принятие и овладение собственным телом и развитие доверия и взаимопонимания с партнером, находящимся рядом с будущей матерью в период беременности и, возможно, при родах.
Упражнение 1. «Глас в пустыню» (5 мин)

Цель: групповое сплочение, развитие умения владеть собственным телом, развитие навыков невербальной коммуникации.

Инструкция. Каждый участник группы выходит в центр и обращаясь к любому другому участнику, пытается его о чем-то попросить (например: чтобы ему уступили место, подержали ребенка, подали руку, помогли разойтись на узком мостике, помогли беременной женщине остановить машину и сесть в нее и т. п.).

При обсуждении каждый участник делится впечатлениями о полученном опыте, о том, что способствует и что препятствует взаимопониманию.
Упражнение 2. «Полное дыхание» (5 мин)

Цель: овладение техникой дыхания.

Инструкция. Вдох. Вдох по возможности должен начинаться через нос. Предпочтение отдается дыханию через нос, а не через рот из-за способности носовых ходов к фильтрации и обогреву поступающего воздуха. На вдохе живот выпячивается вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха должна составлять2-3 сек.

^ Пауза после вдоха. Паузы быть не должно. Вдох должен плавно переходить в начало выдоха.

Выдох. Воздух выдыхается (через рот или через нос, как удобнее). Продолжительность выдоха должна составлять 2-3 сек.

Пауза после вдоха. Эта пауза должна продолжаться только 1 сек., и затем вновь начинается плавный вдох.
Упражнение 3. «Подсчет дыхания» (5 мин)

Цель: овладение техникой дыхания.

Инструкция. Вдох. Вдох по возможности должен начинаться через нос. Живот немножко выпячиваем вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха должна составлять 2 сек. Продолжительность вдоха должна подсчитываться про себя (для этого можно произносить число, равное секунде: 501, 502, 503 и т.д. или одна тысяча, две тысячи).

^ Пауза после вдоха. Здесь после двухсекундного вдоха следует сделать паузу. Ее продолжительность должна равняться 1 сек.

Выдох. На этой стадии воздух выдыхается. После чего должен последовать вдох.

Психолог должен внимательно следить за тем, чтобы у беременных женщин не возникало головокружений.
Упражнение 4. «Разговор больших пальцев» (5 мин)

Цель: развитие взаимопонимания с партнером.

Инструкция. Партнеры по паре большими пальцами ведут "разговор" друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, нежно обвивать друг друга и т. п. Ведущий предлагает пальцам обменяться какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. Через фиксированное время, например, одну минуту, партнерам предлагается выяснить друг у друга как они поняли взаимные сообщения.

При обсуждении каждый участник делится впечатлениями о полученном опыте, о том, что способствует и что препятствует взаимопониманию.
Упражнение 5. «Хамелеон» (10 мин)

Цель: принятие и овладение собственным телом (выражением лица).

Инструкция. Участники группы берут в руки зеркало и, глядясь в него, принимают различные выражения лица. Психолог предлагает зафиксировать, в каком настроении каждому больше нравится его облик, потом в каком – не нравится. Затем участники группы выстраивают (постоянно смотрясь в зеркало) образ умных и проницательных родителей.

Психолог предлагает темы: Выражение моего лица, когда мой ребенок:

– непрерывно плачет и капризничает;

– не хочет идти ко мне на руки;

– описался в непредвиденной ситуации;

– сделал первый шаг;

– получил оценку "5" и т.д.
Упражнение 6. «Термометр» (5 мин)

Цель: развитие навыков саморегуляции.

Инструкция. Один из партнеров каждой пары внутренними усилиями, самовнушением пытается слегка поднять температуру одной из своих ладоней или охладить другую. Когда это, по его мнению, получилось, он делает знак напарнику, который, ощупывая ладони партнера, должен определить, какая из ладоней горячее. После этого партнеры меняются ролями.
Третье занятие, как и второе, направлено на овладение техникой дыхания, развитие взаимопонимания с партнером, овладение собственным телом, а также на овладение техникой релаксации и специальной гимнастикой.
Упражнение 1. «Скульптура» (10 мин)

Цель: групповое сплочение, развитие умения владеть собственным телом и невербальной коммуникацией.

Инструкция. Участник группы выходит в центр и замирает в пантомиме, выражающей его психологическую сущность, а остальные пытаются понять, что именно он хочет выразить такой " психологической скульптурой". Скульптором своей самости должен побыть каждый участник группы.
Упражнение 2. «Азбука тела» (10 мин)

Цель: развитие навыков управления собственным телом, обучение расслаблению.

Инструкция. Сначала надо расслабить мышцы лица, затем верхних и нижних конечностей. Для этого необходима удобная поза, голова должна свободно свисать, не вызывая напряжения мышц шеи. Упражнение начинается с установления контроля над дыханием, которое должно быть спокойным, по возможности брюшным, с удлиненным выдохом. Расслабить мышцы лица, лба, брови поставить в нейтральное положение, веки опустить, фиксировать взгляд внутрь и книзу, язык мягко приложить к верхним зубам, нижняя челюсть расслаблена. Расслабить мышцы шеи и затылка, затем следует расслабление мышц верхних конечностей. Обычно начинают с правой руки. Нужно мысленно представить руки свободно свисающими. Аналогичен порядок расслабления мышц ног. Занятие заканчивают активным выходом из состояния мышечного расслабления.
Упражнение 3. «Сиамские близнецы» (10 мин)

Цель: развитие взаимопонимания с партнером.

Инструкция. Пара (вызвавшаяся по желанию), договаривается между собой, кто за кого будет сейчас отвечать. На вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал напарник. Напарник слушает и мысленно отмечает, в чем отвечающий за него, был прав, а где ошибся. Желательно, чтобы все пары выполнили упражнение.

Вопросы можно задавать любые, но желательно ориентированные на трудности воспитания детей, неоднозначность периода беременности, страхов материнства и отцовства, предстоящих родов, профессиональное самоопределение женщины после рождения малыша и т. п. Вопросы формулируются в виде неоконченных предложений: "Если мой ребенок не будет слушаться меня, то…", "Если у меня не будет молока, …", "Я выйду на работу, когда…" и т. д.

Обсуждение результатов проходит по схеме:

1. Впечатления молчащего партнера (он сообщает о качественных совпадениях и поразивших его ошибках).

2. Впечатления отвечавшего партнера (он отмечает, за счет чего было отвечать легко и почему – трудно).

3. Группа обсуждает, почему именно этой паре были заданы такие вопросы, а не другие.

4. Обсуждение впечатлений и ожиданий участников, задававших вопросы.

Упражнение 4. «Внутреннее зеркало» (10 мин)

Цель: научиться снимать эмоциональное напряжение, раздражение, гнев, методом дыхания.

Инструкция. Необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание беременным женщинам на 10 сек., их партнерам можно на 15, а затем резко выдохнуть. Лучший эффект дыхательные упражнения дают в сочетании с мышечным напряжением, чередующимся с расслаблением. Например: сделайте вдох, задержите дыхание, сожмите кулаки. Напрягите мышцы рук, ног, спины, (не живота); резко выдохните, расслабьте все мышцы, сделайте несколько легких встряхивающих движений руками (как бы сбрасывая усталость). Повторяем несколько раз, при этом беременные женщины мысленно обращаются к ребенку: "Я управляю собой, своим телом, своими эмоциями чтобы тебе было безопасно".

При задержке дыхания можно слегка надуть щеки и сделать глотательные движения. Надо помнить и о выражении лица (внутреннее зеркало поможет избавить лицо от ненужных мышечных зажимов). Например, после вдоха проведите по лицу рукой, как бы убирая остатки тревоги, раздражения. Улыбнитесь.
Упражнение 5. «Кегля» (3 мин)

Цель: укрепить мышцы области влагалища и промежности, готовя их к родам; помогает также в послеродовой период.

Инструкция. Лежа на спине, согнуть колени под углом 30 см, стопы плоско положены на пол. Голова и плечи лежат на подушке (валике из одежды), руки – вдоль тела. Основой упражнения Кегля является напряжение мышц в области заднего прохода и влагалища и удержание такого положения как можно дольше (8-10 секунд). Затем – медленное расслабление мышц и отдых. Это упражнение можно (а после четвертого месяца – необходимо, поскольку лежачее положение не рекомендуется, учитывая неблагоприятное влияние матки на большие кровеносные сосуды) выполнять в стоячей или сидячей позиции, или во время мочеиспускания. Упражнение следует повторить не менее 25 раз в течение дня, в разное время.

Данное упражнение партнерами женщин может не выполняться.
Упражнение 6. «Кошачья спина» (3 мин)

Цель: уменьшить нагрузку позвоночника. Это упражнение рекомендуется в течение всего периода беременности, вплоть до родов, так как оно уменьшает нагрузку позвоночника беременной маткой.

Инструкция. Стоя на коленях, необходимо опереться на руки, расслабить мышцы спины (без чрезмерного изгиба позвоночника). Голова, шея и позвоночник находятся на прямой линии. Изгиб позвоночника вверх с опусканием головы и сильным напряжением мышц живота и ягодиц Постепенное расслабление и возврат к исходной позиции. Упражнение повторить пару раз.

Данное упражнение партнерами женщин может не выполняться.
Упражнение 7. Релаксация (10 мин)

Цель: снижение мышечного напряжения и субъективного ощущения тревоги.

Инструкция: «Займите удобное положение. Положите левую руку (ладонью вниз) на живот, точнее на пупок. Теперь положите правую руку на левую так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Подумайте о бесценном внутри Вас.

Представьте себе уникальный сосуд, находящийся внутри Вас – там, где лежат руки. Вдохните все самое лучшее из воздуха. На вдохе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний сосуд. По мере заполнения этого уникального сосуда Ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что сосуд целиком заполняется воздухом. Волнообразное движение, начавшееся в области живота, продолжается в средней и верхней частях грудной клетки. Полная продолжительность вдоха должна составлять 2 сек.

Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри сосуда. Повторяйте про себя фразу: «Все хорошо. Мое тело спокойно». Этот этап не должен продолжаться более 2 сек.

Медленно начните выдыхать, высвобождая воздух из сосуда. По мере того, как Вы делаете это, повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». С выдохом ощущайте, как опускаются приподнятые ранее живот и грудная клетка. Продолжительность выдоха не должна быть меньше 4-5 сек.»

После того, как техника выполнения упражнения отработана, партнер садиться сзади беременной женщины и обнимает ее за живот так, как ей удобно; упражнение повторяется снова.
Четвертое занятие направлено на устранение страха стать плохой матерью.

С этой целью на занятие приглашаются неонатологи, которые рассказывают о правилах ухода за новорожденным, о кормлении, купании, режиме дня, специальной гимнастике для новорожденных и т.п.


  1. ^ Контрольный этап (1 встреча).

Цель этапа: определение эффективности коррекционной работы по формированию положительного эмоционального состояния при тревожном стиле переживания беременности, исследование динамики изменений.

На контрольном этапе, как и на диагностическом, используется рисуночный тест «Я и мой ребенок» и Тест отношений беременной И.В.Добрякова.

Клиенты вместе с психологом производят сравнительный анализ рисунков, полученных на диагностическом и контрольном этапах, отмечаются изменения, выраженные в используемых цветах, в размерах и формах фигур матери и ребенка, в дистанции между ними, совместной деятельности, наличии телесного контакта, в изображении дополнительных предметов и других людей.

Коррекционная работа считается эффективной, и можно говорить о формировании положительного эмоционального состояния клиентов и снижении тревожности на основании полученных на контрольном этапе рисунков типа «Благоприятная ситуация», а также выявленном оптимальном типе ПКГД по таким аспектам как: 1) отношение к беременности, 2) отношение во время беременности к предстоящим родам и 3) отношение к себе как к матери, которые характеризуют наличие тех страхов, которые корректируются данной программой.

Клиентам, эмоциональное состояние которых не отличается от исходного или тревожность снизилась незначительно, необходимо уделить особое внимание и применять индивидуальный подход в ходе пролонгированности коррекционной работы.


  1. ^ Пролонгированность коррекционной работы.

Цель этапа: поддержание эффекта коррекционной работы.

В ходе пролонгированности коррекционной работы возможно проведение телесно-ориентированных упражнений в сочетании с индивидуальными консультациями и групповыми беседами.

При проведении телесно-ориентированных упражнений следует помнить, что в период с 17 до 31 недели особое внимание уделяется упражнениям, направленным на укрепление мышц брюшного пресса и спины, которые несут нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышц стопы в связи с возможным уплощением и плоскостопием. Для этого используются движения, способствующие увеличению гибкости и пластичности позвоночника и тазовых сочленений, при этом многие упражнения выполняются с гимнастической палкой.

В период максимальной функциональной нагрузки на сердце (28-32 недели) целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет введения большого количества дыхательных упражнений. Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики возможного застоя в нижних конечностях. Одновременно беременная должна научиться полностью расслаблять все мышцы. С этой целью рекомендуется периодически напрягать и расслаблять различные группы мышц. Эти упражнения целесообразно проводить сидя или в положении на коленях и на локтях.       В заключительный период беременности следует много ходить, соблюдая активный двигательный режим, сочетая упражнения на регулировку дыхания с упражнениями, направленными на расслабление мышц.

Частота и продолжительность встреч такая же, как и на практическом этапе. Продолжительность пролонгированности 1-2 месяца. Присутствие партнеров женщин в ходе этапа пролонгированности необязательное.

Приложение 1
^

Рисуночный тест «Я и мой ребенок»


По рисуночному тесту учитывается наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация –1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности –2; тревога и неуверенность в себе — 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства — 4.

^ Описание симтомокомплексов, характеризующих выделенные типы рисунков:

  1. Благоприятная ситуация

Формальные признаки
Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов — ребенок в настоящем возрасте.

  1. ^ Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности

Формальные признаки

Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

  1. ^ Тревога и неуверенность в себе

Формальные признаки
Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

Содержательные признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

  1. ^ Конфликт с беременностью или ситуацией материнства

Формальные признаки
Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Содержательные признаки
Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов — ребенок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.

Приложение 2
^

Анкета для определения стиля переживания беременности




  1. На каком сроке Вы узнали о беременности?

  2. Какие чувства Вы испытали в этот момент?


  3. Опишите Ваше эмоциональное состояние в первом триместре беременности?

  4. Опишите Ваше эмоциональное состояние во втором триместре беременности?

  5. Опишите Ваше эмоциональное состояние в третьем триместре беременности?

  6. Испытываете ли Вы какие-нибудь страхи, связанные с беременностью?

  7. В чем заключается (будет заключаться) Ваша основная деятельность на             протяжении третьего триместра беременности?

  8. Каких размеров Ваш живот?

  9. Когда Вы ощутили первое шевеление ребенка?

  10. Какими эмоциональными и физическими переживаниями оно сопровождалось?

  11. Вызвало ли первое шевеление болезненные ощущения?

  12. Всегда ли Вы отличаете шевеления ребенка от других физиологических ощущений?

  13. Какими эмоциональными и физическими переживаниями сопровождаются

ощущения шевеления?
На основании ответов делается вывод о стиле переживания беременности. Глен Доман выделил 6 стилей:

Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16–20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Приложение 3

^ Тест отношений беременной
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И.В. Добряковым (1996) было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

О типе ПКГД можно судить, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной. На этом основании разработан тест отношений беременной (Добряков И.В., 1996).

Тест содержит три блока утверждений, отражающих:

А. Отношение женщины к себе беременной.

Б. Отношение женщины к формирующейся системе «мать — дитя».

В. Отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих.

В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:

I. Отношение к беременности.

II. Отношение к образу жизни во время беременности.

III. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношение женщины к формирующейся в течение беременности

системе «мать — дитя») представлен следующими разделами:

I. Отношение к себе как к матери.

II. Отношение к своему ребенку.

III. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к отношению к ней окружающих) представлен следующими разделами:

I. Отношение ко мне беременной мужа.

II. Отношение ко мне беременной родственников и близких.

III. Отношение ко мне беременной посторонних людей.

Инструкция к ТОБ: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».


А

I

1

Ничто не доставляет мне такого счастья, как осознание, что я беременна




2

Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна




3

С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении




4

В основном мне приятно сознавать, что я беременна




5

Я очень расстроена тем, что беременна




II

1

Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни




2

Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать




3

Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни




4

Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной




5

Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь многим моим планам не суждено сбыться




III

1

Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах




2

Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь




3

Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно, и не испытываю особого страха перед ними




4

Никогда не задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе







5

Я думаю о родах, как о предстоящем празднике




Б

I

1

Я сомневаюсь в том, что смогу справиться с обязанностями матери




2

Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью




3

Я не задумываюсь о предстоящем материнстве




4

Я уверена, что стану прекрасной матерью




5

Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью




II

1

Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним




2

Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю




3

Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать




4

Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю




5

Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным и очень боюсь этого




III

1

Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью




2

Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью




3

Я думаю, что буду кормить ребенка грудью




4

Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением ребенка грудью




5

Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью




В

I

1

Я считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка




2

Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка




3

Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне




4

Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне




5

Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка




II

1

Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними




2

Не все близкие мне люди рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении




3

Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, отношения с ними ухудшились




4

Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей




5

Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит




III

1

Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»




2

Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»




3

Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»




4

Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»




5

Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»





После выполнения задания женщине предлагается перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру.
^

Таблица для внесения результатов обследования по ТОБ





Блоки

Разделы

О

Г

Э

Т

Д

А

I

4

2

1

3

5




II

2

3

4

1

5




III

3

1

5

2

4

Б

I

5

3

4

1

2




II

1

4

2

3

5




III

3

1

2

5

4

В

I

3

2

1

5

4




II

1

4

2

5

3




III

5

4

3

2

1




Всего

















В нижней строке таблицы («Всего») выставляется результат подсчета количества (!) отмеченных цифр (но не суммы цифр!) в каждом столбце.

Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» — гипогестогнозический, «Э» — эйфорический, «Т» — тревожный, «Д» — депрессивный.


Скачать файл (24.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru