Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вельможин А.В., Гудков В.А и др. Грузовые автомобильные перевозки - файл 1.doc


Вельможин А.В., Гудков В.А и др. Грузовые автомобильные перевозки
скачать (18010 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc18010kb.20.11.2011 00:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ББК 39.38 Г90
br /> УДК 656.13.072:338

Рецензенты: кафедра «Организация перевозок и дорожного движения» Ростовского государственного строительного университета, зав. кафедрой доктор техн. наук, профессор В. В. Зырянов; доктор техн. наук, профессор В. М.Беляев

Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / Г90 А. В. Вельможин, В. А. Гудков, J1. Б. Миротин, А. В. Куликов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006 - 560 е.: ил.
ISBN 5-93517-231-3.

Изложены вопросы классических и современных подходов к техноло­гии, организации работы и управлению грузового автомобильного транс­порта. Рассмотрена роль грузового автомобильного транспорта как заклю­чительного этапа производства товарной продукции отраслей материального производства. В основу учебника положен системный, логистический под­ход к функционированию хозяйственной деятельности вообще, роли и месте грузового автомобильного транспорта в этой деятельности в частности.

Для студентов всех форм обучения по специальности 240100 - «Орга­низация перевозок и управление на транспорте», будет полезен руководи­телям и специалистам автотранспортных предприятий, занимающихся всеми видами автомобильных перевозок и менеджерам транспортных от­делов предприятий не автотранспортного профиля.

Ил. 165. Табл. 68. Библиогр.: 24 назв.
ББК 39.38

Учебное издание

Вельможин Александр Васильевич, Гудков Владислав Александрович, Миротин Леонид Борисович, Куликов Алексей Викторович


^ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Учебник

Редактор Н. В. Годов Технический редактор Ю. Н. Рыськов Компьютерная верстка А. В. Куликова

Подписано в печать 19.09.2005. Формат 60x90 1/16.


Гарнитура Times. Усл.-печ. л. 35. Уч.-изд. л. 38,64.

Тираж 2000 экз. Изд. № 231.

Зак. 3866. Отпечатано в ООО ПФ «Полиграфист». 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.

ISBN 5-93517-231-3 © А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин,

А. В. Куликов, 2006

© Волгоградский государственный технический

университет, 2006

© Оформление издательства «Горячая линия - Телеком», 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является учебником для высших учебных заведений. Предыдущее издание, вышедшее в свет в 2000 г., носило название «Технология, организация и управление грузовыми перевозками» полностью переработано и существенно дополнено.

Курс «Грузовые автомобильные перевозки» - это одна из основных профилирующих дисциплин при подготовке инженеров-специалистов в области эксплуатации автомобильного транспорта. Целью дисциплины является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и навыков в области рациональной организации транспортного процесса и управления им при перевозке различных видов грузов. В процессе изучения дисциплины студент знакомится с организацией работы грузового автомобильного транспорта, играющего важную роль в решении задачи полного и своевременного удовлетворения потребно­стей производителей, потребителей всех уровней и населения в грузовых перевозках, в повышении эффективности и качества функционирования транспортного комплекса страны.

В соответствии с положениями по совершенствованию высшей школы дисциплина «Грузовые автомобильные перевозки» должна раскрывать роль, состояние, тенденции и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в условиях нового хозяйственного механизма, ограничений трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также не­обходимости обеспечения экологических требований.

При написании настоящего учебника была поставлена задача на основе обобщения теоретических разработок в области организации и управления грузовых автомобильных перевозок и с учетом опыта работы предприятий в складывающихся непростых условиях переходного периода дать читателю (прежде всего студентам вузов специальности 24.01) представление о перевозочном процессе и принципах его формирования, о современных методах организации перевозок грузов, об организации движения подвижного состава на линии, об основных принципах управления перевозочным процессом. Все эти сведения, по-нашему мнению, необходимы не только студентам автотранспортных специальностей, но и специалистам по организации и управлению на транспорте в их повседневной практической работе, так как позволяют целенаправленно совершенствовать перевозочный процесс, повышать производительность подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и труда, а также снижать себестоимость перевозок грузов и повышать рентабельность и прибыль предприятий.

Учебный план специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных, практических занятий и деловых игр, выездных занятий и производственной практики на автотранспортных предприятиях. При изучении дисциплины рекомендуется особое внимание уделить вопросам технологии перевозочного процесса по перевозке грузов, развития и повышения качества доставки грузов потребителям, эффективности использования автотранспортных средств, трудовых и материальных ресурсов, а также применению математических методов с целью получения оптимальных вариантов организации перевозок грузов.

Учебник ориентирован на студентов высших учебных заведений направления подготовки дипломированных специалистов 653400 «Организация перевозок и управление на транспорте» всех форм обучения и написан доступным для усвоения языком. Может быть полезен управленцам и инженерно-техническим работникам автотранспортных предприятий, организаций, объединений и всем транспортным операторам, независимо от форм собственности, которые связаны с планированием, организацией и управлением перевозок грузов.

ВВЕДЕНИЕ
^ Грузовой транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. Значение транспорта определяется объективной необходимостью перемещения грузов от места производства к месту потребления. В экономическом смысле произведенный «товар» не является полностью готовым, пока он не доставлен конечному потребителю. Поэтому роль транспорта заключается в выполнении необходимого производственного процесса по сохранению потребительной стоимости созданного товара.

В настоящее время в период всеобщей глобализации дальнейшее успешное развитие экономики невозможно без хорошо налаженного транспортного обслуживания. Четкая и надежная работа транспорта во многом определяет трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, а так же сферы заготовок сырья и продвижения готовой продукции, настроение людей и их работоспособность.

С системных позиций организация работы транспорта должна сочетаться с вопросами оптимального снабжения промышленного производства, сельского хозяйства, добывающих отраслей и потребностей населения в перевозках. В связи с этим одним из важных вопросов является выбор целесообразного вида транспорта для перевозки груза потребителям и определение принадлежности транспортных средств.

Научные основы и основные принципы эффективной работы подвижного состава автомобильного транспорта были разработаны и сформулированы в 50-60-х годах XX века в России и опубликованы в монографии С. Р. Лейдермана «Эксплуатация грузовых автомобилей» (технико- экономические основы).

Дальнейшее развитие теории и практики повышения эффективности работы автомобилей, предприятий и организаций транспорта нашло отражение в трудах JI. JI. Афанасьева, Л. А. Бронштейна, Д. П. Великанова, П. В. Каниовского, Н. Н. Тихомирова, Б. Л. Геропимуса и др. Современное состояние перевозок грузов отличается системным, комплексным подходом к организации и планированию перевозок как составной и связующей части функционирования в целом хозяйственной деятельности человека. Решается задача достижения минимальных затрат во всей системе, а не в отдельных ее элементах, частях и подсистемах, в том числе и в подсистеме перевозки грузов автомобильным транспортом.

Это особенно важно в связи с тем, что социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране за последние 12 - 15 лет, нарушили работоспособную систему организации и управления транспортной сферы. Большинство объектов транспорта на территории России к настоящему времени приватизированы, появилось достаточно большое число индивидуальных перевозчиков и небольших частных предприятий, участвующих в освоении перевозок грузов.

В таких условиях необходимы совместные усилия специалистов транспортников, центральных и региональных органов управления, которые должны быть направлены на совершенствование функционирования транспортного комплекса.

В настоящее время в мире происходит активное замещение существующих ранее технологий и методов организации транспортного процесса на современные технологии. Современная (логистическая) концепция управления перевозками грузов привела к смене приоритетов, когда основой деятельности взаимосвязанных производственных и транспортных предприятий и организаций становится не получение максимальной при­были для каждого участника в отдельности, а ее совокупная максимизация и справедливое распределение. Происходят изменения в понимании экономической выгоды в связи с заменой традиционной практики «от двери к двери» на систему сквозной перевозки «от места происхождения груза до места его окончательного назначения». Все эти изменения и тенденции нашли отражения в соответствующих разделах учебника.

Курс «Грузовые автомобильные перевозки» предусматривает приобретение умений и навыков по разработке технологических схем организации перевозок, определение рациональных сфер использования автомобильного транспорта и координации его работы с другими видами транспорта, проведению расчетов и анализу эксплуатационных показателей, расчету экономической эффективности мероприятий по организации автомобильных грузовых перевозок.

Основной задачей дисциплины и учебника «Грузовые автомобильные перевозки» является подготовка грамотных специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта, способных самостоятельно и профессионально применять полученные знания и умения для решения практических задач развития и совершенствования транспортного обслуживания предприятий и населения по эффективному использованию материальных ресурсов и услуг.

Глава 1

^ ТРАНСПОРТ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
МЕСТО И РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
Территория Российской Федерации составляет 17075 тыс. км2, что предопределяет особое место транспорта в экономике государства.

Вопросам развития и совершенствования перевозок грузов уделялось внимание на всех этапах развития экономики страны. В плане ГОЭЛРО, ставшим началом государственного планирования, ставилась задача создать основной транспортный скелет, который соединил бы в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью.

В последующих пятилетних планах развития народного хозяйства страны совершенствованию работы транспорта уделялось особое внимание.

В результате в стране была создана мощная транспортная сеть, включающая коммуникации всех видов современного транспорта. Работу транспорта общего пользования дополняют различные виды промышленного транспорта, способствовавшие снижению транспортных издержек и улучшению качественных показателей его работы.

Транспорт России представляет собой сложный комплекс железнодорожных путей, нефте- и газопроводов, автомобильных дорог, водных и воздушных магистралей.

До экономической реформы единство транспортной системы в стране обеспечивалось общенародной собственностью на средства производства, что позволяло в плановом порядке распределять функции по удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в перевозках между путями сообщения различных видов транспорта в соответствии с их технико-экономическими особенностями, обеспечивая минимум транспортных издержек.

Автомобильный транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Под транспортной системой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройств всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений.

Транспортная система объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, газонефтепроводный и промышленный виды транспорта.

В табл. 1.1 приведены объемы перевозок грузов и грузооборот по всем видам транспорта, а в табл. 1.2 динамика изменения расстояния перевозки груза.
Объемы перевозок грузов и грузооборот по видам транспорта

Таблица 1.1

Вид транспорта

Единица измерения

Изменение объема и грузооборота по годам

1990

1991

1992

1993

1994

1995

2000

2001

Железнодорожный

Млн. т

2140

1957

1640

1348

1058

1028

1046,8

1057,1

Млрд. т-км

2523

2326

1967

1608

1195

1214

1373,2

1441

Автомобильный

Млн. т

2941

2731

1862

2723

1931

1441

5702,4

5962,3

Млрд. т-км

68

65

42

53

38

31

138,6

137,8

Воздушный

Млн. т

2,5

2,2

1,4

0,9

0,7

0,6

0,9

0,9

Млрд. т-км

2,6

2,4

1,8

1,6

1,5

1,6

2,7

2,66

Внутренний

Млн. т

562

514

308

215

155

140

116,8

123,5




водный

Млрд. т-км

214

196

136

103

87

90

70,1

81,7

Морской

Млн. т

112

104

91

83

69

65

35,4

32,2

Млрд. т-км

508

464

405

373

305

297

122,1

111,2

Трубо­провод­ный

Млн. т

-

-

-

-

-

-

828,9

853,4

Млрд.т-к м

-

-

-

-

-

-

1916,5

1961,6

Промышленный железнодорожный

Млн. т

-

-

-

-

-

-

3184

3229

Млрд. т-км

-

-

-

-

-

-

24,9

26,1

Всего

Млн. т

5757,5

5308,2

3902,4

4369,9

3213,7

2674,6

10915,2

11258,4

Млрд. т-км

3315,6

3053,4

2551,8

2138,6

1626,5

1633,6

3648,1

3761,96

Примечание: все виды транспорта (АТОП+ВАТ).

Динамика изменения расстояния перевозки груза

Таблица 1.2

Вид транспорта

Изменение расстояния перевозки груза по годам, км

1990

1991

1992

1993

1994

1995

2000

2001

Железнодо­рожный

1179

1189

1199

1193

1129

1181

1310

1363

Автомобиль­ный

23,12

23,8

22,55

19,46

19,68

21,51

24,30

23,11



Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место в транспортной системе, являясь основным магистральным видом транс­порта. По мощности и организации работы он занимает в мире одно из ведущих мест. В 2001 г. на его долю приходилось около 9,3 % объема перевозок и 38 % грузооборота (В 1990 г. железнодорожный транспорт выполнял 76 % общего грузооборота).

Слабое развитие и неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог предопределяют ведущую роль железнодорожного транспорта в функционировании экономики страны и на обозримую перспективу.

Трубопроводный транспорт. Отличительной чертой от других универсальных видов транспорта является узкая специализация. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Низкая себестоимость транспортирования (например, себестоимость транспортирования нефти в два раза меньше, чем на речном транспорте, и в 2,5 раза меньше, чем на железнодорожном). В 2001 г. объем транспортирования нефти, газа и других грузов по трубопроводам составил 7,5 %, а грузооборот 52 %. Средняя дальность транспортирования составила почти 2300 км. Созданная система магистральных трубопроводов обеспечивает передачу больших объемов нефти и газа из северных районов на запад, юг и восток.

Морской транспорт. Берега России омываются водами двух океанов и 14 морей. Морской транспорт до экономических реформ выполнял не только перевозки грузов и пассажиров между портами, но и осуществлял более 50 % всех международных перевозок грузов. Морской транспорт был и остался главным видом транспорта на Дальнем Востоке и Севере.

После распада СССР объем морских перевозок на юге и западе резко сократился. Для восстановления утраченных морских связей за последние годы построены: терминал в Новороссийске для перевалки сырой нефти, в Санкт-Петербурге - комплекс для перевалки калийных удобрений, в порту Усть-Луга - угольный терминал, в Приморске - нефтяной терминал, в порту Оля - контейнерный терминал, расширяется морской порт в г. Туапсе и др.

Речной транспорт. В России насчитывается около 100 тыс. рек, протяженностью более 2 млн. км, из которых примерно 500 тыс. км пригодны для судоходства и лесосплава. Кроме этого в стране имеются около двух тысяч судоходных озер.

Речной транспорт занимает особое место в обслуживании перевозками грузов районов Севера, Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока. За годы Советской власти создана сеть глубоководных речных путей, путем сооружения каналов Москва-Волга, Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, проведены углубления русла рек и улучшения судоходных условий.

К недостаткам речного транспорта следует отнести большой перерыв в работе во время зимнего ледостава, обмеления рек и низкую скорость сообщения.

Удельный вес перевозок грузов речным транспортом составляет около 1 %. При этом перевозятся главным образом массовые грузы: лес, строительные материалы, топливо, сельскохозяйственные грузы и промышленная продукция предприятий, расположенных вдоль берегов рек. Внутренние водные пути используются преимущественно для перевозки местных грузов.

Объем перевозок для Севера осуществляется в смешанном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой в портах Красноярск, Лесосибирск, Новосибирск, Тобольск, Томск. В настоящее время на внутреннем водном транспорте имеется более 1800 причалов с грузовыми фронтами общей протяженностью почти 100 км.

По состоянию на 1 января 2002 г. общее количество судов, состоящих на учете в Российском Речном Регионе составляло 30982 ед., средний возраст судов составлял 25,1 года.

Воздушный транспорт. В единой транспортной системе России воздушный транспорт занимает особое место, являясь самым быстрым видом сообщения. В отличие от других видов транспорта используется главным образом для перевозки пассажиров.

Средствами воздушного транспорта выполняется значительный объем специальных работ по химической обработке насаждений в сельском и лесном хозяйствах.

Главной задачей воздушного транспорта является перевозка пассажиров и почты на большие расстояния.

Автомобильный транспорт развивался как неотъемная часть единой транспортной системы страны. Выполняет перевозки грузов для всех отраслей народного хозяйства, являясь заключительным этапом технологического процесса производства почти всех товаров. В 2001 г. объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил 55 %, а грузооборот 3,6 %. Общий парк автомобильного грузового подвижного состава насчитывает 3,3 млн. единиц, 48 % этого парка находится в индивидуальной собственности. Около 50 % общего объема перевозок приходится на крупные и средние автотранспортные предприятия. Ведомственный автотранспорт выполняет более 70 % общего объема перевозок.

В отличие от магистральных видов транспорта, согласно действующему законодательству, автомобильный не отнесен не только к компетенции федеральных властей, но и к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, а подлежит правовому регулированию органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Разработанные и принятые федеральные законы о безопасности дорожного движения, о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и другие, в определенной степени, являются предметом совместного ведения (регулирования) Федерального уровня и субъектов Федерации. Однако отсутствие комплексного законодательства по правовому регулированию вопросов автотранспортной деятельности как элемента всей транспортной системы, приводит к неоднозначным принимаемым управленческим решениям на различных уровнях. Это касается проведения конкурсного отбора частных перевозчиков, заключения обязательных договоров с заказчиками, к проблемам квотирования и другим вопросам.

Не четкое определение Федеральным законодательством конкретных полномочий и прав региональных и муниципальных органов по вопросам автотранспортной деятельности приводит к тому, что принимаемые решения по отдельным вопросам в одних регионах признаются незаконными, а в других правомочными.

Одна из проблем решаемая логистикой на автомобильном транспорте в настоящее время - какой вид (или виды) транспорта использовать для перевозок грузов потребителям и кому должны принадлежать транспортные средства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Скачать файл (18010 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru