Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Хозяйственный процесс Республики Беларусь - файл 1.doc


Лекции - Хозяйственный процесс Республики Беларусь
скачать (938.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc939kb.20.11.2011 00:39скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Скуратов Владимир Геннадьевич
Вопросы к экзамену

по курсу «Хозяйственный процесс»

для студентов 5 курса юридического, заочного (сокр) факультета


  1. Хозяйственное процессуальное право как отрасль права.

  2. Понятие и стадии хозяйственный процесс

  3. Принципы хозяйственного процессуального права.

  4. Хозяйственные процессуальные отношения.

  5. Хозяйственные суды Республики Беларусь, апелляционные, кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов.

  6. Правовой статус судей хозяйственных судов. -

  7. Хозяйственные суды областей.

  8. Правовое положение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.

  9. Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного суда.

  10. Должностные лица хозяйственного суда. -

  11. Подведомственность дел хозяйственному суду: понятие, значение, виды.

  12. Общие правила подведомственности дел хозяйственному суду.

  13. Разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами.

  14. Понятие, виды и общие правила подсудности дел хозяйственному суду.

  15. Альтернативная, исключительная и договорная территориальная подсудность.

  16. Состав и общая характеристика лиц, участвующих в деле.

  17. Стороны в хозяйственном процессе.

  18. Третьи лица в хозяйственном процессе.

  19. Участие в хозяйственном процессе прокурора, государственных и иных органов.

  20. Представительство в хозяйственном процессе: общая характеристика.

  21. Полномочия представителей, порядок их оформления.

  22. Судебное доказывание.

  23. Понятие, классификация и оценка доказательств.

  24. Объяснение лиц, участвующих в деле, и свидетельские показания.

  25. Письменные и вещественные доказательства.

  26. Экспертиза в хозяйственном процессе.

  27. Судебные поручения. -

  28. Понятие, элементы и виды иска в хозяйственном процессе.

  29. Предъявление иска и возбуждение производства по делу (общие положения).

  30. Форма и содержание искового заявления и последствия их несоблюдения.

  31. Отказ в принятии, оставление без движения и возвращение искового заявления.

  32. Защита ответчика против иска.

  33. Обеспечение иска.

  34. Приостановление и прекращение производства по делу.

  35. Оставление иска без рассмотрения.

  36. Процессуальные сроки.

  37. Судебные расходы.

  38. Урегулирование спора в порядке посредничества.

  39. Подготовка дела к судебному разбирательству.

  40. Судебное разбирательство.

  41. Решение хозяйственного суда.

  42. Определения суда первой инстанции.

  43. Немедленное исполнение, отсрочка и рассрочка исполнения судебного решения.

  44. Общие положения об отдельных видах производств в хозяйственном суде первой инстанции.

  45. Приказное производство.

  46. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (общая характеристика).

  47. Апелляционная жалоба (протест).

  48. Полномочия суда апелляционной инстанции.

  49. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции.

  50. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.

  51. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

  52. Общие правила исполнительного производства.

  53. Возбуждение, приостановление, прекращение исполнительного производства.

  54. Обращение взыскания на денежные средства и имущество должника.

  55. Обращение взыскания на причитающиеся должнику доходы и иные суммы.

  56. Распределение взысканных сумм между взыскателями.

  57. Производство по делам с участием иностранных лиц.

  58. Признание и исполнение решений иностранных и международных арбитражных (третейских) судов. -

  59. Третейские суды и их виды. Третейский договор. -

  60. Правовой статус Международного арбитражного суда при Белорусской торговой промышленной палате. -



Утверждено на заседании кафедры

"__" _______ 200 г., протокол №___

1. Хозяйственное процессуальное право как отрасль права.

Под отраслью права понимается совок-ть взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общ. отн., обладающих внутренним единством, качественным разнообразием.

^ Хоз. процессуальное право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

^ Предметом ХПП является хоз. процесс (хозяйственное судопроизводство).

Для хозяйственного процессуального права характерен диспозитивно-императивный метод правового регулирования. Диспозитивность (волеизъявление по распоряжению своими материальными и проц-ми правами) выражается в том, что без инициативы заинтересованного лица (истца, заявителя), не м.б. возбуждена практически ни одна стадия ХПр-са. Хоз. суд не вправе возбуждать производство по делу без искового заявления, кассационное производство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В тоже время, участники процесса вправе совершить только предусм-е зак-ми актами действия и в установленной форме. А ХС как орган гос. власти наделен строго опред. полномочиями по защите прав и законных интересов участников процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключ-ся императивный характер правового регул-я ХПП,

^ Систему хоз. процессуального права составляют нормы, регламентирующие хозяйственное судопроизводство. Они подразделяются на общую часть (нормы, входящие в раздел 1 «Общие положения») и особенную часть.(все последующие разделы ХПК)

^ Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законод-е акты, регулирующие порядок судопр-ва в хозяйственных судах. К ним относятся:

  • Конституция РБ – явл-ся первым по значимости источником ХПП. В ней ХС отнесены к органам суд. власти, закреплены основные принципы основные принципы судопроизводства, порядок назначения судей ХС и др. основные начала их деятельности.

  • Международные договоры РБ. Установлен приоритет межд. договора РБ перед другими зак-ми актами: если межд. дог-м РБ предусматриваются иные правила , чем те кот. сод-ся, например, в ХПК, то применяются правила межд. дог-ра.;

  • ХПК. В нем подробно освещены принципы судопроизводства ХС, положения о подведомственности и подсудности споров, состав лиц, участвующих в деле, приказное производство, порядок предъявления иска, разрешение споров, обжалования и пересмотра судебных актов и др. вопросы процессуальной деятельности ХС.

  • Закон о ХС. Законы, которые помогают определить подвед-ть споров ХС «Об объектах находящихся только в собств-ти гос-ва», «О хоз. обществах» и т.д. Они регулируют отношения сугубо в сфере экономики, хозяйствования, предприним-ва. Одновр-но в них содержаться нормы, определяющие компетенцию определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с нормами процессуальными нормы данных законов позволяют разграничить компетенцию хоз. и общих судов, др. гос. и иных органов. Законы предусматривающие особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также исполнения судебных или иных актов: Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О межд-м арбитражном (третейском) суде», «О комитете гос. контроля РБ» и др. В законах рег-ся и др. процессуальные вопросы, напр., связанные с суд. расходными, - в Законе «О гос. пошлине».

  • Декреты и указы Президента РБ. Декрет «О совершенствовании хозяйственного судопроизводства», указ «О создании Службы судебных исполнителей ХС в РБ»;

  • Другие законы РБ, постановления Правительства, постановления Пленума ВХС.

Т.о. источники ХПП:

- предст-т собой систему (включают в себя нормы организ-е, процесс-е и спец-е);

- отличаются спецификой, присущей только данной отрасли права (эконом. составляющая в спорах, особенности рег-я отношений, связанных с банкротством юр. лиц и ИП);

- имеют высокую степень развития и перспективность.
2. Понятие и стадии хозяйственного процесса.

Хозяйственный процесс – это форма деятельности хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

^ Хоз. судопроизв-во – совокупность процессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

^ Под стадией хозяйственного процесса подразумевается совокупность процессуальных действий, осуществляемых с целью решения определенных задач.

Стадии хозяйственного процесса:

  1. принятие искового заявления (заявления или жалобы). Объект – поданное в ХС исковое заявление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку-ми. Задачи - определить подвед-ть, соблюд-е требований ХПК и др. зак-х актов к форме и содержанию искового заявления, подсудность и др. критерии, необходимые для решения вопроса принимать ли дело к производству ХС. Субъект – судья или состав судей ХС, а также лицо, подавшее иск. заявление. Процесс-е действия – отказ в принятии иск. заявления или его возвращение либо возбуждение произв-ва по делу. Процесс-ая форма – соотв-ее определение.

  2. подготовка дела к судебному разбирательству. Задачи этой стадии: 1) разрешение вопроса о составе лиц. участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зак-ва, кот. следует руководствоваться, и установление правоот-ий сторон; 3) определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела4 4) представ-е и истребование необходимых док-в; 5) установление времени и места судебного заседания.

  3. судебное разбирательство. На этой стадии разрешаются споры и рассматриваются дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возражения. Разбирательство дела осуществляется в суд. заседании, которое завершается вынесение решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.

  4. пересмотр судебных актов в кассационной инстанции. По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хоз. пр-са проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу.

  5. пересмотр судебных актов в порядке надзора. Эта стадия предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц ХС и органов прокуратуры.

  6. пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям должностных лиц, правомочных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, м.б. отменены, а дело м.б. рассмотрено по правилам одной из предыдущих стадий хоз. пр-са при наличии опред. обстоятельств.

  7. исполнение судебных и иных актов. Добровольное и принудительное исполнение суд. актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, суд. исполнителей ХС реализуются на этой стадии хоз. пр-са.

Помимо стадий хоз. пр-са ХПК предусм-т также различные виды хоз. судопроизв-ва.

В зависимости от критериев можно различить несколько классификаций.

При применении смешанного способа классификации видов хоз. судопроизв-ва выделяются: приказное, исковое, произв-во по делам о банкротстве, производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юр. значение, производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении. кассационное, надзорное, о возбуждении дел по вновь открывшимся обстоят-м, исполнительное производство.

3. Принципы хозяйственного процессуального права.

Принципы ХПП – это закрепленные в нормах права основные исходные положения ХПП, выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права.

^ Классификация принципов хозяйственного процессуального права:

  1. В завис-ти от источников закрепления принципы подразделяются на:

- конституционные, т.е. закрепленные в КРБ или вытекающие из ее норм: верх-во права, приоритет общеприз-х принципов межд. права равенство всех перед законом и право на равную защиту, право на юр. помощь, гарантия защиты прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристр-м судом в опред-е законом сроки, незав-ть судей при осуществлении правосудия, единоличное и коллег-е рассм-е дел, гласность, состязат-ть и равенство сторон в процессе, обязат-ть суд. актов и др. Эту большую группу принципов можно подразд-ть на общеправовые и прцес-е;

- международно-правовые, т.е. предусм-е межд. дог-ми РБ и др. актами межд. публ. права (публичность и справедливость суд. разб-ва, компетентность, независимость и беспристрастность суда и др.). Некоторые из них закреплены в КРБ и др. законод. актах РБ.;

- непосредственно хозяйственно-процессуальные – т.е. закрепленные в ХПК (гос. язык судопр-ва, диспозитивность, непосредственность, устность, непрерывность и т.д.).

  1. В зав-ти от сферы действия принципы хоз. процесса можно сгрупп-ть в:

- общеотраслевые – распростр-е свое действие на всех стадиях и во всех видах хоз. судопр-ва (гласность, право на юр. помощь, законность, рав-во всех перед законом и судом и др.);

- постадийные - присущие для опред. стадий хоз. пр-са (рассмотрение дела неизменным составом суда, непосредственность, устность и непрерывность).

  1. По объекту регулирования принципы принято классифицировать на:

- организационно-функциональные, устанавливающие организацию, устройство системы ХС и одновременно влияющие на их деятельность;

- функциональные, т.е. принципы, определяющие процессуальную деятельность ХС и участников пр-са. Эта классиф-я носит условный хар-р, поскольку в одном случае один принцип выступает как организ-ый, в др. – как функциональный.

^ Организационно-функциональные принципы:

  1. Принцип законности, заключает в том, что ХС должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их, а также требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила хозяйственного судопроизводства;

  2. Приоритет норм и принципов международного права, если в международном договоре РБ установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательном акте, то применяются правила международного договора;

  3. Принцип осущ-я правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности только ХС. ХС как специально созданные для этих целей гос. органы, осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке, споров, возникающих в области экономич. отн-й. Ни один др. гос. или иной орган не вправе рассматривать аналогичные споры в таком же порядке и по таким же формам. Рассмотрение же отдельных экономических споров третейскими судами и исп. органами правосудием не является.

  4. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде, т.е. дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично и в коллегиальном составе, в кассационных инстанциях ХС областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях ВХС дела рассматриваются только коллегиально.

  5. Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Институциональная незв-ть – суды не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Функциональная независимость – сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение споров, т.ч. и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.

  6. Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом. Лица, участвующие в деле, при осуществлении правосудия ХС равны перед законом и хозяйственным судом. ХС обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

  7. Гос. язык хоз. судопр-ва (русский и белорусский). Судопр-во в ХС ведется на одном из гос. языков РБ. Лицам, уч-м в деле, не владеющим гос. языками РБ, обеспеч-ся право знакомиться с мат-ми дела, уч-ть в проц-х действиях через переводчика, а также выступать в ХС на ином языке. Судебные документы (их копии), кот. ХС в соотв. с зак-м о судопр-ве в ХС обязан направлять или вручать лицам, участвующим в деле, д.б. составлены на языке судопр-ва в ХС.

  8. Принцип гласности (открытое и закрытое судебное заседание). Разб-во дела в ХС открытое. Разб-во дела в закрытом судебном заседании доп-ся, если открытое разб-во может привести к разглашению сведений, сост-х гос. секреты или иную охраняемую законом тайну, содерж-ся в материалах дела, в т.ч. при удовлетворении ХС ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необх-ть неразглашения таких сведений либо на иные обст-ва, препятствующие открытому разбирательству. При разб-ве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. О разб-ве дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в ХС и с учетом особенностей, предусм-х зак-ми актами о гос. секретах. Резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично

  9. Право на юридическую помощь. В судопроизводстве в хозяйственном суде юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане имеют право пользоваться юридической помощью адвокатов и иных представителей в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

  10. Обязательность судебных постан-ий и распоряжений. Вступившие в законную силу судебные пост-я обязательны для всех юр. лиц, организаций, не явл-ся юр. лицами, ИП и граждан и подлежат неукосн-му исполнению на всей территории РБ. Законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные судебные обращения обязательны для всех лиц, которым они адресованы. Неисп-е судебных пост-ий, а равно иное проявление неуважения к ХС влекут за собой отв-ть, установленную зак-ми актами. Обязательность судебного пост-я не лишает заинт-х лиц, не уч-х в деле, возм-ти обратиться в ХС в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обяз-ть на территории РБ судебных постановлений судов иност-х гос-в, межд. арбитражных (третейских) судов опред-ся зак-ми актами и межд. договорами РБ.

  11. Применение норм иностранного права. В случаях пред-х зак-м, когда возникает необходимость применения норм иностранного права, ХС д-н установить существование и содержание его норм в соотв. с их толкованием и практикой применения соотв. иностр. гос-ве. В этих целях ХС м-т обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации в РБ, за границей либо привлечь специалистов. В качестве таких организаций, как прав., выступают МИД и его подразделения (посольства, консульства, торговые представительства и т.д.)

^ Функциональные принципы хозяйственного процесса:

  1. Принцип диспозитивности. Лица, участвующие в деле, имеют право свободно расп-ся принадл-ми им мат-ми и проц-ми правами, не нарушая при этом права и законные интересы других лиц и гос-ва. Дела в судопроизводстве в ХС возбуждаются только по исковым заявлениям, заявлениям, жалобам, протестам и ходатайствам заинтер-х лиц и рассм-ся лишь в отношении заявленных требований, за исключением случаев, предусмотренных закон-ми актами.

  2. Принцип состяз-ти и равноправия сторон. Лица, уч-е в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разб-ва. Каждому лицу, уч-му в деле, гарант-ся право представлять доказ-ва в ХС и другой стороне по делу, а также обесп-ся право заявлять ходатайства, высказывать свои мнения и доводы, давать пояснения по всем возник-м в ходе рассм-я дела вопросам, связанным с представл-м доказ-в. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процесс-х действий. ХС, сохраняя незав-ть, объективность и беспр-ть, осущ-т руководство судебным процессом, создает лицам, уч-м в деле, условия для представления док-в, активного участия в их исследовании и сопоставлении, в установлении фактических обст-в, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела

  3. Принцип непосредственности. ХС при разб-ве дела обязан непосредственно исследовать все док-ва по делу. Представленные в ХС доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого судебного постановления, если иное прямо не предусмотрено зак-ми актами о судопр-ве в ХС.

  4. Принцип непрерывности судебного разб-ва и неизменности состава суда. Разб-во дела осущ-ся при неизменном составе ХС. В случае замены одного из судей в процессе об этом выносится определение, и судебное разб-во производится с самого начала. Суд. разб-во по делу происходит непрерывно, кроме ночного времени и перерывов для отдыха по ходатайству сторон или усмотрению ХС, При необх-ти ХС вправе объявить перерыв в заседании на срок не более 3 дней. Судья, который непрерывно рассм-т дело, имеет больше возможности установить истину по делу и вынести справедливое, законное и обосн-е решение, чем судья, периодически рассм-ий разные дела. До принятия решения по данному делу или отложения его судья не вправе рассм-ть др. дела.

  5. Принцип уст-ти судебного разб-ва и письм-ти. Суд. заседания ведутся устно: лица, уч-е в деле, устно излагают свои объяснения и ходатайства, задают вопросы. Устно оглашаются судебные акты, заключения экспертов и специалистов, протоколы проц-х действий и т.д. Вместе с тем ХС и др. участникам процесса приходится закреплять свои отношения, в т.ч. и совершать процессуальные действия, в письменной форме: иск. заявление (заявление, жалоба) подается в письменной форме, устные показания ходатайства, вопросы, фиксируются письменно в протоколе судебного заседания, судебные акты излагаются также в письменной форме и т.д.

  6. Принцип оптимальности или процессуальной экономии. Предусматривает, что бы возникающие споры разрешались правильно, своевременно (в установленный срок), при минимальной затрате сил, времени и средств. С этим принципом связаны такие проц-е институты. как встречный иск. соединение и разъединение исков, замена ненадлежащей стороны, привлечение к участию в деле др. ответчиков или третьих лиц, приказное пр-во.

  7. Право обжалования судебных постан-ий. Пред-т право лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления, не вступившие в законную силу, в кассационную инстанцию ХС, рассмотревшего спор по существу. Такое же право имеют лица, не привлеченные к участию в деле, если ХС принял решение об их правах и обязанностях. Прокурор, принимавший участие в деле, вправе принести кассационный протест на незаконное или необосн-е решение ХС независимо от обжалования его лицами, уч-ми в деле. Если прокурор не принимал участия в деле, он не имеет права на кассационное обжалование. Лица, уч-е в деле, а также др. лица чьи права и охр-е законом интересы нарушены суд. актом ХС, вправе обжаловать его в надзорном порядке.



  1. Хозяйственные процессуальные отношения.

Хозяйственные процессуальные правоотношения можно определять как урегулированные нормами ХПП отношения, которые складываются между судом и участниками хозяйственного судопроизводства в ходе осуществления правосудия по конкретному делу.

Объектом хоз. процессуальных правоот-й является, то на что соотв-ее правоотн-е направлено и оказывает регулирующее воздействие. Объектом хоз. процессуальных правоотношения, следует считать спор о праве между участниками материально-правового отношения, который суд должен разрешить, а также требования об установлении юр. факта или иных обстоятельств.

Целью хозяйственных процессуальных правоотношений является защита нарушенного или оспариваемого материального права либо охраняемого законом интереса граждан и юр. лиц.

Содержанием хозяйственных процессуальных правоотношений являются процессуальные права и обязанности субъектов этих отношений.

Элементы (действующие лица) конкретных хоз. проц-х отношений делятся на два блока:

- хоз. суд (состав суда). Суд по определению является обязательным участником судопроизводства (процесса) по каждому делу. Действия суда сводятся к следующему: он принимает от истца исковое заявление, а от ответчика – возражения против иска; проверяет убедительность доказательств, представленных сторонами в подтверждение фактов, положенных каждой из сторон в основание предложенного ею альтернативного варранта решения; выбирает и оформляет в качестве решения тот из альтернативных варрантов, который успешно прошел проверку, признан истинным.

- участники хоз. судопроизводства являются юридически заинтересованные в исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие. Среди юридически заинтерес-х в исходе дела лиц на первом месте стоят стороны: истец и ответчик. Именно истец дает суду обязательное для него поручение сначала возбудить, а затем в рамках этого дела рассмотреть требование к ответчику, характер которого он (истец) сам определяет и контролирует на протяжении всего процесса.

^ Только вместе эти две подсистемы составляют единую систему, именуемую хозяйственным процессуальным правоотношением.

Структурой хозяйственного процессуального правоотношения называют устойчивую связь между его элементами.
5. Хозяйственные суды Республики Беларусь, апелляционные, кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов

Систему хозяйственных судов РБ составляют:

    • Высший Хозяйственный Суд;

    • хозяйственный суд Брестской области;

    • хозяйственный суд Витебской области;

    • хозяйственный суд Гродненской области;

    • хозяйственный суд Гомельской области;

    • хозяйственный суд Минской области;

    • хозяйственный суд города Минска;

    • хозяйственный суд Могилевской области;

    • а также специализированные хоз. суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя ВХС.

ВХС возглавляет систему ХС РБ. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности ХС по осуществлению правосудия.

^ Хозяйственные суды первой инстанции.

Структура хозяйственных судов первой инстанции выглядит следующим образом:

- судьи, в том числе председатель суда и заместитель председателя суда;

- кассационная инстанция;

- судебные коллегии;

- судебные составы;

- аппарат суда, в том числе служба судебных исполнителей.

Все судьи ХС являются носителями судебной власти, обладают единым статусом и различаются между собой только объемом полномочий и компетенцией. Судья рассм-т и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами, рассм-т кассационные и надзорные жалобы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения зак-ва и принимает меры к их устранению, осущ-т иные функции, предусм-е зак-ми актами. При рассмотрении дел судья ХС вправе требовать от гос. и иных органов, д. лиц и граждан исполнения его законных распоряжений, требований, поручений. Судья, рассматривая дела единолично, действует от имени ХС, а решения выносит от имени гос-ва – РБ. Судья обязан при осуществлении правосудия точно выполнять требования законодательства, быть справедливым.

^ Основными задачами, общими для всех хозяйственных судов РБ, являются:

  1. обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами дел;

  2. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юр. лиц и граждан в сфере предприн-ой и иной хозяйственной деятельности, а в предусмотренных законодательными актами случаях также организаций, не являющихся юридическими лицами, и иных граждан;

  3. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

  4. обеспечение доступности правосудия по разрешению экономических споров и иных дел.

^ Апелляционные инстанции хозяйственных судов.

Апелляционные жалобы (протесты) рассматривает ХС апелляционной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда. Состав ХС апелляционной инстанции назначается председателем соотв-го ХС или его заместителем в количестве не мене 3 судей.

Лица, уч-е в деле, вправе подать апелл-ую жалобу на суд. постановление ХС первой ин-ии, не вступившее в законную силу. Апелл-я жалоба (протест) подается в ХС в письменной форме и подп-ся лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполном-м на подписание жалобы. Апелл-ая жалоба м.б. подана в течении 15 дней после принятия ХС первой инстанции обжалуемого судебного постановления. Апелл-я жалоба д.б. рассмотрена в срок не более 15 дней со дня ее поступления в ХС, включая срок на принятие постановления по рез-м ее рассмотрения. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ХС принимает постановление.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе:

- оставить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения;

- изменить или отменить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции и принять по дулу новое постановление;

- отменить судебное постановление ХС первой инстанции в целом или его части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части.

^ Кассационные инстанции хозяйственных судов.

ХС кассационной инстанции является Кассационная коллегия ВХС. КК ВХС проверяет зак-ть и обоснованность судебных постановлений, принятых ХС первой и апелляционной инстанции вступивших в законную силу. Кассационная жалоба (протест) подается в КК ВХС через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. ХС, принявший обжалуемое судебное постановление обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в КК ВХС не позднее трех дней со дня поступления жалобы в суд.

Кассационная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. ХС кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела ХС первой инстанции и должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в ХС кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.

Хозяйственный суд кассационной инстанции вправе:

- оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения;

- изменить или отменить судебные постановления ХС первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;

- отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения, или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;

- отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;

- оставить без изменения одно из принятых по делу суд. постановлений, отменив остальные.

^ Надзорные инстанции хозяйственных судов.

Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда РБ. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума ВХС РБ является Пленум ВХС РБ.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

- Председатель ВХС РБ и Генеральный прокурор РБ – на судебные постановления любого хозяйственного суда в РБ, за исключением постановлений Пленума ВХС РБ;

- заместители Председателя ВХС и заместители Генерального прокурора РБ - на судебные постановления любого ХС в РБ, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС РБ.

Вступившие в законную силу суд. постановления ХС в РБ м.б. пересм-ны в порядке надзора по протесту д. лиц, за исключ. постановлений Пленума ВХС РБ. Жалоба в порядке надзора подается лицам, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в письменной форме и должна быть подписана лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного постан-я, или его представителем в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постан-я. Жалоба в порядке надзора рассм-ся д. лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в ВХС, Прокуратуру РБ. Протесты рассм-ся Президиумом ВХС – в срок не более двух месяцев, а Пленумом – в срок не более трех месяцев.

Хозяйственный суд надзорной инстанции вправе:

- оставить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной инстанций и кассационной инстанции или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции без изменения, а протест - без удовлетворения;

- отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной инстанций и кассационной инстанции или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;

- отменить суд. постановления ХС первой, апелляционной инстанций и кассационной инстанции или судебное постановление ХС нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

- оставить в силе одно или несколько судебных постановлений, вынесенных по делу;

- изменить либо отменить суд. пост-я ХС первой, апелл-ой инстанций и кассационной инстанции или суд. постан-е ХС нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое суд. постановление, не передавая дело на новое рассм-е, если допущена ошибка в применении и толковании норм мат-го и (или) проц-го права, но все обст-ва дела уст-ны полно и правильно и подтв-ся необх-ми док-ми.
7. Хозяйственные суды областей.

В каждой области РБ действует ХС соотв. области, а в городе Минске – ХС города Минска.

Специализир-е ХС образуются ПРБ по представлению Председателя ВХС РБ.

ХС области (города Минска), специализир-ый ХС состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости ПРБ по представлению Председателя ВХС РБ в ХС области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей ХС области (города Минска), специал-го ХС устан-ся ПРБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска):

- рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

- готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

- рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

- готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель ХС области (города Минска), спец-го ХС назначается ПРБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВХС РБ сроком на пять лет.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда является судьей соответствующего хозяйственного суда.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска):

- формирует судебные составы соответствующего суда;

- вносит Председателю ВХС РБ представления для назначения составов судебных коллегий;

- вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.

Председатель ХС области (города Минска), специализированного хозяйственного суда:

- организует деятельность соответствующего суда;

- назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию с Председателем ВХС РБ;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

- ходатайствует перед ВХС РБ о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;

- руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению суд. статистики;

- ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

- информирует Пленум ВХС Республики Беларусь о деятельности суда;

- представляет соотв. суд в отношениях с гос. органами, иными организациями и др..

Зам. председателя ХС области (города Минска), спец-го ХС назначаются ПРБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВХС РБ сроком на пять лет.

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда являются судьями соответствующего хозяйственного суда.

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска):

- возглавляют судебные коллегии и судебные составы;

- председ-т в заседаниях суд. коллегий и назначают председ-ми судей соотв-х суд. коллегий;

- отчитываются перед Пленумом ВХС РБ о работе возглавляемых ими судебных коллегий.

Заместители председателя ХС области (города Минска), специализированного ХС:

- ведут личный прием граждан;

- организуют изучение и обобщение суд. практики, ведение и анализ судебной статистики;

- организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей и др.

В случае отсутствия председателя ХС области (города Минска), спец-го ХС или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей.

Составы судебных коллегий ХС области (города Минска) назначаются Председ. ВХС Республики Беларусь по представлению председателя хозяйственного суда области (города Минска).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

В судебных коллегиях хозяйственного суда области (города Минска) председателем суда формируются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

Председатель ХС области (г.Минска) в необх-х случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из суд. коллегий, к рассм-ю дел, отнесенных к компетенции другой суд. коллегии.

Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска):

- рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучают и обобщают суд. практику по напр-м своей деят-ти, анализируют суд. статистику.


8. Правовое положение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.

Под составом любого хозяйственного суда понимается его внутреннее устройство. ВХС действует в следующем составе:

- судьи, в том числе Председатель ВХС, первый заместитель и заместители Председателя;

- Пленум ВХС;

- Президиум ВХС;

- коллегия по проверке законности решений хозяйственных судов;

- судебные коллегии по разрешению отдельных категорий споров по первой инстанции;

- судебные составы;

- аппарат ВХС.

Судья является центральной фигурой любого хозяйственного суда. Именно судьи осуществляют правосудие, т.е.основную функцию хозяйственных судов.

Председатель ВХС назначается Главой гос-ва из числа судей ВХС с согласия Совета Республики НС РБ. Кодексом о суд-ве и статусе судей, ХПК и другими зак-ми актами Председатель ВХС наделен опр. полномочиями по осущ-ю организационных, процессуальных и иных функций.

Первый заместитель Председателя ВХС также назначается ПРБ с согласия Совета Республики НС РБ из числа судей ВХС по представлению Председателя ВХС. В отсутствие Председателя ВХС первый заместитель осуществляет его полномочия. Он также выполняет другие функции и задачи, предусмотренные Кодексом о суд-ве, ХПК и др. законодательными актами.

Заместители Председателя ВХС назначаются, как и другие судьи ВХС, Главой государства с согласия Совета Республики НС РБ. Они возглавляют судебные коллегии и осуществляют иные функции, предусмотренные Кодексом о суд-ве, ХПК и другими законодательными актами.

Пленум и Президиум ВХС.

Судебные коллегии ВХС создаются из судей этого Суда. Их персональный и количественный состав утверждается Пленумом ВХС по представлению Председателя ВХС.

Судебные составы могут формироваться для рассмотрения конкретных дел Председателем Высшего Хозяйственного Суда или его заместителями.

Аппарат ВХС, как и др. ХС, предназначен для подготовки судебных дел, изучения судебной практики и судебной статистики, разработки предложений по совершенствованию действующего зак-ва, организации контроля исполнения и выполнения других функций. В аппарате ВХС предусмотрены такие структурные подразделения, как секретариат, управление зак-ва и межд. отношений, управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики, управление организационной и кадровой работы, управление контроля за исполнением судебных постановлений, управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения, отдел информации.

Научно-консультативный совет при ВХС создан для подготовки научно обоснованной рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения ХС законодательства и разработки предложений по его совершенствованию. Количественный и персональный состав научно-консультативного совета, а также положение о нем утверждается Пленумом ВХС.

^ Задачи ВХС:

  1. изучать и обобщать практику применения хозяйственными судами законодательства и давать разъяснения по вопросам судебной практики;

  2. разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства;

  3. осуществлять проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивать отчеты их председателей и судей, изучать и распространять положительный опыт работы;

  4. вести судебную статистику и организовывать ее ведение в других хозяйственных судах;

  5. осуществлять меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения;

  6. решать в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств и др.



^ 9. Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного суда.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Реклама:





Скачать файл (938.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru