Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников - файл 1.docx


Дипломная работа - Экологическое воспитание младших школьников
скачать (671.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx672kb.20.11.2011 01:01скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО образования детей младшего школьного возраста

1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6

1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15

1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23

1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26

^ Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33

2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38

Рекомендации………………………………………………………………41

Заключение…………………………………………………………………47

Список использованных источников……………………………………..49

Приложения………………………………………………………………...52



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

^ Объект исследования – процесс экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – пути формирования экологической культуры младших школьников.

Цель: показать, что использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуации в экологическом воспитании учащихся.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической



литературы раскрыть сущность ключевых понятий (экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование).

2. Выделить особенности восприятия природы младшими школьниками.

3. Раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания.

4. Выявить уровень экологического развития младших школьников.

5. Изучить передовой опыт работы учителей в области экологического воспитания учащихся.

6. Провести эксперимент по развитию экологического сознания младших школьников.

7. Предложить тематику занятий по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.

Проблема: экологические вопросы и краеведческий материал на уроках окружающего мира позволит повысить уровень экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

^ Актуальность темы: экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания на уроке окружающего мира, в том числе и краеведческий.

Гипотеза: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.

Методы исследования:

1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Метод математической обработки полученных результатов.

4.Метод наблюдения.



Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показаны различные пути по его формированию.

Практическая значимость заключается в том, что были представлены рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

База исследования: МОУ СОШ №170 г. Самары, 2класс


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО образования детей младшего школьного возраста

1.1. Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников

Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете.

Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и оптимальной среды своего обитания.

В природе же адаптации – это компромиссы между старыми хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг на новом пути – отказ от активных преобразований и улучшений природы земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существование человека стало затруднительным.

Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не 

преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.

Казалось бы, всем известен простой способ выхода из создавшегося тупика – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно воспитывать новые поколения. Однако уже почти полвека такое образование пробуксовывает и практически не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в развитых странах уже четверть века оно ведется, стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России многие десятки лет существуют специализированные научно – исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований.

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.



«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). [8; c.192]

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой – Симоновой. По определению Л. П. Салеевой – Симоновой, экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам ее охраны;

  • знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

  • экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. [25; с.49]

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.



В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура,

научно-технический прогресс и экологическое образование [15; с.12] утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.

Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.[14; c.21]

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в 

том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;[22; с.30]

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева [5; с.78], включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.



С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. [22; с.29-32]

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, береза, желудь). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.



Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.

Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.

Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.

Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть 

приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой – его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени. [25; с.49]

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

  • формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

  • 

  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. [17; с.3-10]

Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:

1.Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2.Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3.Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4.Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.



Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в жизни.
^ 1.2 Методы и формы экологического воспитания

Экологическая культура складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

В основу же экологического образования ложатся следующие проблемы:

— защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;

— сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ;

  • охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека;

  • преодоление утилитарного, потре

  • бительского подхода к природе.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.[16; с.24]

Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.[19; с.20]



Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими 

средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в 4 классе они проходят в форме заседания КОАПП (детской радиопередачи "Комитет охраны авторских прав природы"). [7; с.20-24]

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины; (Приложение №6)

  • развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

  • 

  • формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).[28; с.49-52] (Приложение №8)

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

В нравственно – экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель

ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- 

праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карна

вал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических празд

ников может быть различным, но принципы ор

ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все

стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и на

долго запечатлелся в памяти всех его участни

ков. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью долж

на проходить через композицию всякого нату

ралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовитель

ной работы праздника. В ходе подготовки на

до стимулировать творческую инициативу, наход

чивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, раз

рабатывает задания и поручения ребятам. Каждому можно предложить домашнее задание-под готовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодоле

нии формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, ше

ствия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-ми

ниатюр о полюбившемся уголке природы,

Заслуженной популярностью у ребят поль

зуются конкурсы, турниры и викторины.(Приложение №6) Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ

ляя собой сплав традиционных викторин, раз

личных соревнований, выступлений.



Уроки могут быть разнообразны: в классе, на природе, уроки-экскурсии, уроки заочных путешествий, практические уроки и домашние работы.

Главная задача всех уроков — формиро

вание экологической культуры. Разнооб

разны методы, приемы и средства обучения. Так, при изучении первого раз

дела "Что такое природа" почти все уро

ки можно проводить на природе, используя веду

щий метод — наблюдение, когда дети зна

комятся с объектами живой и неживой природы в естественном виде, в естест

венной обстановке, видят большие и маленькие раны природы (сломанные вет

ки, срубленные деревья, грязные водо

емы) и практически помогают природе (подвязывают веточки, сажают кустарни

ки, собирают корм для зимующих птиц, изготовляют кормушки, рисуют приро

доохранные знаки, рисунки, плакаты). Во время экскурсий учитель знакомит детей с красотой природы родного края, обращая внимание на краски, звуки, запахи приро

ды.

Удачным сочетанием игровой и познава

тельной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии. [10; с.36-40]

Учителя предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На уроках дети могут читать рассказы, сказки писателей, а также составлять свои рассказы. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Н. Г. Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности 

животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельно

сти и поэтому является универсальной. Особен

но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную рабо

ту большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ

ственности за состояние родной природы.

Еще одна занимательная форма урока это заочные пу

тешествия и экскурсии. Дети выступали в роли путешественников, врачей, геоло

гов. Класс делился на группы-команды: "Березка", "Родничок", "Скворушка". Во время путешествий проводили игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый слу

чай", "Поле чудес", "Устами младенца", "Почемучка".

Ведущий метод при изучении нового материала — моделирование: со

здание графических и динамических схем (моделей) и таблиц, отражающих те или иные явления. Моделирование помогает формировать у учащихся экологические связи. Этот метод используется при изу

чении многих тем, когда решались вопро

сы — влияние человека на природу и зна

чение природы для человека.

Изучая тему "Тела. Вещества. Части

цы", изготавливают объемные модели из пе

нопласта, показав расположение частиц в твердом, жидком, газообразном телах.

Для усвоения правил поведения в природе используют природоохранные знаки, которые можно изготовить с детьми на уроках трудового обучения. Думаю, что когда-нибудь появится карта охраны при

роды именно с такими природоохранны

ми знаками.



Уроки в классе можно начать с кра

сивой музыки, стихотворения, рассказа или беседы, используя технические сред

ства обучения. Все это рождает у детей интерес и любовь к природе.

Еще один любопытный метод – проектная деятельность. В проектной деятельности уча

щихся начальной школы выделяется несколь

ко этапов, соответствующих структуре учеб

ной деятельности. На первом этапе учитель заявляет о цели проекта и создает положи

тельный мотивационный настрой. Второй этап - подготовительный: определяются за

дачи проекта, составляется план действий, устанавливаются критерии оценки результатов, согласовываются способы совместной дея

тельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности). Третий этап - информа

ционно-операционный: учащиеся собирают материал, работают с литературой, непосред

ственно выполняют проект; учитель наблюда

ет, координирует, поддерживает, сообщает не

обходимую информацию.

Четвертый, заключительный этап — реф

лексивно-оценочный; учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном об

суждении и содержательной оценке результа

тов работы, осуществляют устную и фиксиро

ванную самооценку: учитель и представители администрации школы коллективно оценива

ют деятельность учащихся.

Опыт работы с учащимися начальных классов убеждает, что организация эколого-ориентированной деятельности способству

ет формированию экологической культуры. В частности, реализация экологического проекта вызвала у учащихся как городской, так и сельской школы интерес к исследова

нию состояния окружающей среды. Они участвуют в ее улучшении: сажают растения в классной комнате, дома и на клумбах, ру

ководствуясь при этом теоретическими зна

ниями, ухаживают за ними, пропагандиру

ют знания о влиянии различных видов рас

тений на состояние окружающей среды и здоровья человека.



Таким образом, учащиеся становятся активными участни

ками охраны окружающей их среды.

Важной работой считаем поиск и само

стоятельное чтение дополнительной лите

ратуры. С этой целью можно завести тетради — "Экологический вестник", куда помеща

ем материалы газет и журналов. Заметки, которые дети читают на уроках природоведения и чте

ния, обсуждают, проводят дискуссии и практически решают проблемы. Решать проблемы экологии по

могут работы творческого характера, в частности сочинения на тему, вытекаю

щие из программы: о красоте природы, о родном крае ("Моя Самара"), о живот

ных и растениях, о профессиях и о буду

щем планеты. [11; с.28-32]

На уроках дети могут выполнять контрольные работы, для контроля усвоения материала.

В решении экологических проблем должны помочь и родители. Вместе с детьми они изготовляют наглядные пособия, кор

мушки, скворечники, сажают цветы, де

ревья, кустарники, ходят в походы, на экскурсии и в театры.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

^ 1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.



Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное. [14; с.20-28]

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает 

более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.



В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
^ 1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

В исследованиях психологов и педагогов (например, В.В.Давыдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 

класс, I - IV). Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Окружающий мир". [4; с.32-33]

Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

В курсе природоведения можно выделить три уровня изучения природы.



Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего?

Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках природоведения. Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.



Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота 

взрослых животных о потомстве. [23; с.132-184]

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость 

дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.


Вывод по I главе:

Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной и которой достаточное оказывают внимание в научной и методической литературе. В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.




^ ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников

Для подтверждения теоретических аспектов проблемы было проведено констатирующее исследование уровня экологической культуры младших школьников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Подобрать методику исследования экологического развития младших школьников.

2.Провести исследование уровня экологического развития младших школьников.

3. Подобрать наиболее интересные формы и методы работы как средство экологического воспитания младших школьников.

Эксперимент проводился в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

Детям были предложены вопросы анкеты. В анкетировании приняло участие 25 учеников 2 класса.

Анкета

  1. Что такое природа?

  2. Что природа дает человеку?

  3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

  4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

  5. Какие насекомые появляются весной первыми?

  6. Что такое «фотоохота»?

  7. Назовите лекарственные растения.

  8. 

  9. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

  10. Как человек разрушает природу?

  11. Что могут сделать дети для охраны природы?

Вывод: анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что дети обладают экологической воспитанностью. Данные полученные в ходе анкетирования, представляются в графиках и диаграммах (Приложение № 1 , Диаграмма №1-10).

Как видно из графика учащиеся не имеют полного представления на вопрос «Что такое природа» (Диаграмма №1). Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, человека; в то же время не были названы почва, воздух и вода.

Ответы на вопрос «Что природа дает человеку?» (Диаграмма №2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (Диаграмма №3) говорят нам о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов следует отметить большое количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие.) 60% учащихся вовсе не дали ответа на поставленный вопрос.

В вопросе «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» (Диаграмма № 4) выяснилось, что дети не имеют представления об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, лось, в то же время не дали полных и точных ответов.

Как показывают результаты анкетирования (Диаграмма № 5) дети не смогли ответить на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?», так как целенаправленные наблюдения под руководством учителя ими не проводились.



Приведенные данные (Диаграмма №6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты – «фотоохота».

На вопрос «Назовите лекарственные растения» (Диаграмма № 7) большая часть детей не дала никакого ответа, некоторые вспомнили про одуванчик, малая доля знает про мать-и-мачеху, липу и зверобой, но все же полного ответа не дал никто.

Из графика (Диаграмма №8) видно, что большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информативностью школьников об экологических проблемах.

Учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу. Это видно из графика (Диаграмма №9).

Из графика (Диаграмма № 10) видно, что не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев. Дети любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.

Можно сказать, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа с использованием различных форм и методов по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
^ 2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников



Задача формирующего эксперимента: разработать и подобрать различные занятия и внеклассные мероприятия, направленные на развитие экологической культуры в процессе изучения окружающего мира.

Основными направлениями работы эксперимента являлись:

  1. Поиск наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися, направленных на воспитание экологической культуры младших школьников.

  2. Организация занятий и внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.

  3. Проведение экологических занятий в процессе изучения окружающего мира.

  4. Проведение индивидуальной работы в процессе организации внеклассных мероприятий.

  5. Разработать тематику занятий по воспитанию экологической культуры для всех классов начальной школы.

Недели

Форма

проведения

Тема занятия

Методы и приёмы

1неделя

Предметный урок


Внеклассное мероприятие

Путешествие по родной стране

(Приложение № 2)

Богата природа России

Рассказ учителя о растительном и животном мире России.

Дидактическая игра «Условные знаки» (Приложение № 2)
Игра-петешествие «Природа России» (Приложение № 3)

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных?» (Приложение № 7)



2неделя

Урок-обобщение


Классный час
«Чем богат Самарский край»


«Берегите природу»

(Приложение № 5)

Чтение рассказов и легенд о Самарской природе.

Работа с картой.
Постановка проблемной ситуации.

Решение экологических задач.

3неделя

Урок-обобщение


Турнир

«Времена года».
«Великие сказочники»

Доклад учащихся об изменении жизни животных зимой.

Проект «Помощь лесным жителям» решение экологических ситуаций.
Игра «Узнай народные сказки».

Рисунок «Сказочная обложка».

4неделя

Смешанный урок

Урок – экскурсия
«Охраняемые животные и растения Самарской области»


«В гости к зиме»

(Приложение № 4)

Беседа, рассказ учителя «Красная книга» (Приложение № 8), доклад учащихся «Растения Самарской области, занесенные в Красную книгу» Приложение № 9) .
Устный журнал «Зимовье зверей».

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, 

путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Для знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

^ Экскурсии, фенологические наблюдения способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.


^ 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников

Формирующий эксперимент проводимый во 2 классе показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез.



Задачи контрольного эксперимента:

  1. Использовать ту же методику, что и в констатирующем эксперименте, для исследования уровня развития младших школьников.

  2. Провести исследование уровня экологического развития до и после проделанной в формирующем эксперименте работы.

  3. Сделать вывод о результативности педагогической работы.

Эксперимент проводился в естественных условиях для младших школьников, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.

Детям были предложены вопросы анкеты (см. гл. II. 2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов (Приложение №1, Диаграмма № 1-10 ).

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое природа?

Как видно из графика (Диаграмма №1), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Что природа дает человеку?», приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (Диаграмма №2).

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос: «Назовите охраняемые растения нашей местности» (Диаграмма №3). Полученные ответы позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя школьниками, стали известны большинству школьников.

Как видно из графика (Диаграмма №4), на вопрос: «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» большинство учащихся назвали 

охраняемых животных.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Какие насекомые появляются весной первыми?», показывают результаты анкетирования (Диаграмма №5), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.

Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях с безопасным видом охоты в природе – фотоохотой (Диаграмма №6).

Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений (об этом свидетельствуют графики и диаграммы – Диаграмма №7).

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?» (Диаграмма №8) показывают, что у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

Приведенные ответы школьников на вопрос: «Как человек разрушает природу?» свидетельствуют (Диаграмма №9), что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» (Диаграмма №10) доказывают что, большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.

Задача учителя - поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира и в неурочное время.



Рекомендации для учителей начальных классов по тематике занятий по экологическому воспитанию

Экологическое образование не ограничивается уроком. Оно имеет продолжение во внеклассной и внешкольной работе. Опираясь на опыт работы передовых учителей, мы предлага

ем примерную тематику занятий для всех классов начальной школы. (форму проведения учитель выбирает сам).

I класс

  1. Мой город.

  2. Моя школа.

  3. Школьный двор.

  4. Мой класс.

  5. Живой уголок.

  6. Комнатные растения.

  7. Мой двор.

  1. Поговорим о шуме.

  2. Транспорт.

  1. Моя квартира.

  2. Моя кухня.

  3. Моя комната.

  4. Первый снег.

  5. У природы нет плохой погоды.

  6. Праздник — радость в моем доме.

  7. Покормите птиц зимой.

  8. Изготовление кормушек.

  9. Что называется природой.

  10. Вода вокруг нас.

  11. Волшебник-невидимка (воздух).

  12. Откуда берется ветер?

  13. Домики для животных.

  14. 

  15. Мои друзья.

  16. Наше Солнце.

  17. Природа просыпается.

  18. Весенние краски и звуки.

  19. Помоги.

  20. Я люблю. Я берегу.

  21. В гостях у зеленого друга (экскурсия).

  22. Зеленая аптека.

  23. Не забудь сказать спасибо.

  24. Экологический праздник.

  25. Что запомнилось за прошедший год.

II класс

  1. Город.

  2. Когда люди научились строить дома.

  3. Города на Руси.

  4. Строительные материалы.

  5. Мы и наш микрорайон.

  6. Транспорт. Автомобильные шины.

  7. Изучаем живую и неживую природу.

  8. Этажи леса.

  9. Деревья родного края.

  1. Откуда берется дождь и снег?

  2. Кто и как приготовился к зиме.

  1. Все животные важны, все животные нужны. Бездомные животные.

  2. Вода зимой.

  3. Письма на снегу.

  4. Кормление птиц.

  5. Бытовые отходы.

  6. Бумага. Откуда пришли книги.

  7. Пластмасса. Стекло.

  8. 

  9. Металлы.

  10. Одежда. Обувь.

  11. Для чего мы едим?

  12. Воздух.

  13. Что такое пыль? Что такое дым?

  14. Здравствуй, солнце!

  15. Строение земли.

  16. Сокровища йод ногами. Почва.

  17. Зеленые насаждения.

  18. Травы.

  19. Деревья.

  20. Охрана окружающей среды.

  21. Выставка «Подходы к отходам».

  22. Экологический праздник.

34. Подумаем о будущем. Подведение итогов за год.

III класс

  1. Что такое экология?

  2. Живая и неживая природа.

4. Живая и неживая природа. Проблемы Природного дома.

  1. Воздух.

  2. Воздух и его охрана.

  3. Вода и жизнь.

  4. Как охранять воду от загрязнения.

  5. Твердые тела природы.

  6. Растения Природного дома.

  1. В гостях у зеленого друга.

  2. Растения под нашей защитой.

  3. Животные Природного дома.

  4. Учись жалеть и беречь!

  5. О чем поют птицы?

  6. 

  7. Среда обитания.

  8. Если посмотреть на природу взгля

  9. дом врача.

17. Организм человека.

  1. Экология души.

  2. Человек в окружающем мире.

  3. Как нужно жить в Природном доме.

  4. Экология больших городов.

  5. Обновление природы.

  6. Человек на планете Земля.

  7. Мы учимся у природы.

  8. Мы помогаем природе.

  9. Путешествие в мир красоты.

  1. Невидимая сеть и невидимая пира

  2. мида.

  3. Берегите почву.

  4. Использование и охрана полезных ископаемых.

  5. Как работает наш организм.

  6. Питание и здоровье.

  7. Мы юные защитники природы.

  8. Экологический праздник.

34. Не уставайте удивляться. Итоги пройденного.

IV класс

  1. Введение. Что такое экология?

  2. Природа — наш дом.

  3. Природа ищет защиты.

4. Растения йод нашей защитой.

  1. Зеленая аптека, если смотреть на при

  2. роду глазами врача.

  3. О чем поют птицы?

  4. Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям на

  5. шим меньшим.

  6. Экосистема — экологические связи в природе.

  1. 

  2. Взаимосвязь организма и среды — центральное понятие биоэкологии.

  3. Мы учимся у природы.

11. Земля — наш общий дом.

  1. Путешествие в мир красоты.

  2. Твердые тела природы.

  3. Среда обитания.

  4. Экология больших городов.

  5. Изучаем способы охраны природы.

  6. Солнце как источник тепла и света для живых существ.

  7. Роль света в жизни животных.

19. Светолюбивые и теневыносливые растения.

  1. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений.

  2. Вода и жизнь.

  3. Растения влаголюбивые и засухоус

  4. тойчивые.

  5. Экологическая пирамида.

24. Значение экологических пирамид для охраны природы.

25. Защитные приспособления у расте

ний и животных как проявление тес

ной связи организмов с окружающей их средой.

26. Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.

27. Что мы едим.

28. Питание и индивидуальное здоровье.

29. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

  1. Заповеди юных экологов.

  2. Экологические катастрофы.

  3. Экологические прогнозы.

  4. Экологический праздник.

  5. Подведение итогов.




Выводы по II главе:

  1. Систематическая работа с использованием различных форм работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

  2. Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

  3. В процессе работы по заданной теме мы предлагаем тематику занятий экологическому воспитанию, адаптированные под различные формы проведения.



Заключение

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стало составить систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках природоведения, дополняя материал действующего учебника экологическими понятиями и краеведческим материалом.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

  1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

  2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

  3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

  4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию 

  5. познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

  6. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

  7. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
  1   2



Скачать файл (671.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru