Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Профессионализм политической деятельности - файл 1.doc


Контрольная работа - Профессионализм политической деятельности
скачать (84 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc84kb.20.11.2011 01:01скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Профессионализм политической деятельности

  1. Профессионализм политика

  2. Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Политическая психология как интегративная наука использует систему собственных познавательно-развивающих методов и привлекает исследовательский инструментарий смежных наук. Методология познания и развития субъекта политики объединяет три ориентации — естественнонаучную, гуманитарную и технологическую. Это позволяет ей вскрывать комплексный характер взаимосвязей изучаемого объекта и использовать выявленные закономерности более емко и системно. При этом она активно использует математический инструментарий, теорию надежности, методы моделирования и другие эффективные решения смежных наук.

Важная особенность политической психологии, да и самой практики политической деятельности, состоит в том, что в них активно проникают элементы технологизации. Здесь все больше появляется сторонников интеграции технологий познания и практического действия. Это позволяет выявить основные характеристики личностно-профессионального развития, основу которого составляет профессионализм.

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне - систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь "числиться" профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Е.А.Климов, считает, что необходимо рассматривать профессионализм "не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека".

В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма в различных видах деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть различными.

Так как самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (потребности в социальном признании, самоуважении, безопасности и т.д.). Само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.


^ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическая деятельность — это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений.

Политическая деятельность, как исторически сложившийся вид общественной деятельности, сущность которой имеет свои гносеологические корни, не является застывшим образованием. Она подвержена противоречивым изменениям.

Предметом политической деятельности всегда являются проблемы жизнедеятельности людей, владения государственной (политической) властью и участия в ее осуществлении, определение перспектив и направлений общественного движения, управление общественнополитическими, социальноэкономическими процессами обществе. При этом следует подчеркнуть, что содержание политической деятельности определяется целями и задачами развития общества на каждом новом этапе его переустройства и развития.

Успешность политической деятельности в решающей степени определяется готовностью и подготовленностью ее субъектов продуктивно выполнять возложенные функции. Однако, как свидетельствует практика, здесь также существуют принципиальные противоречия, главной причиной которых является неспособность субъекта эффективно действовать в динамически меняющейся обстановке согласно функций «властно-политической интеграции» и «целостного управленческого воздействия». Противоречие «субъект политики – целеполагание» в современных условиях характеризуется неадекватностью результатов политической деятельности ожиданиям масс. Это, как свидетельствует общественное мнение о их роли в политических институтах, позволяет убедиться в правомерности такого вывода.

Реализация функции властно-политической интеграции связана с использованием механизмов политической власти, как рычагов воздействия на протекаю щие в обществе процессы. В этой связи нетрадиционной представляется трактовка феномена политической власти венгерским психологом и социологом Я. Рудашем. Определяя сущность власти как влияние и воздействие, он выделяет шесть ее типов: вознаграждающую, принуждающую, законную, отождествляющую, а также власть компетенции и коммуникативную власть. Две последние представляются нам наиболее актуальными.

В политической деятельности реализуется социально ориентированное общение людей, их личное воздействие друг на друга. В процессе такого общения в политической деятельности человек выступает не в качестве абстрактного объекта, а как неповторимая индивидуальность, связанная с реальными жизненными ситуациями. Это предполагает наличие у субъектов политической деятельности знаний о человеке как на уровне индивида, так и на уровне общих проблем его бытия и развития. Овладение субъектом политической деятельности научной концепцией человековедения становится необходимой предпосылкой его эффективного профессионального политического руководства.

В условиях политизации общества, актуализации роли субъектов политики в массовом сознании закрепилось многообразное и противоречиво полярное отношение к ним. Оно заключает в себе веру и неверие, поддержку и отрицание, одобрение и неодобрение, надежды и разочарования. Общая социально-экономическая и политическая ситуация в обществе определяет характер этого отношения к субъектам политической деятельности и социально-политическим институтам.

В конкретных условиях существующие противоречия в политической деятельности, как акция проверки профессиональной способности ее субъектов быть в авангарде политических процессов, показа/ ли, что уровень их профессионально компетентности явно не соответствует целям и задачам общества. Следовательно, одной из предпосылок прогрессивного развития общества, является создание новой системы научно-профессиональной подготовки кадров государственных и общественных институтов власти. Обоснованные требования общества к субъекту политической деятельности, соответствие которым обеспечивает полноценное осуществление им полити ческой деятельности со всей актуальностью ставят вопрос о необходимости его целенаправленной профессионализации.

Требования профессии – это требования к знаниям, умениям, навыкам, профессиональным позициям и индивидуальным особенностям политика, которые необходимы для его успешной политической деятельности. Они формируются и развиваются на основе личностно-профессиональных способностей субъекта политической деятельности, которые рассматриваются как способности к данному виду деятельности, сформированные в процессе выполнения определенных функций на основе взаимодействия потенциальных возможностей и сформированных профессионально востребованных качеств личности. Практика свидетельствует, что серьезные недостатки политической деятельности, ее низкая эффективность обусловлены отсутствием специального профессионального образования политических кадров с учетом ее специфики.

Чем больше профессиональная деятельность нагружена функциями по руководству и управлению, тем больше требований она предъявляет к личностно – профессиональным качествам политика. Профессиональный облик субъекта политической деятельности достаточно сложен, будучи совокупностью разнородных политических ролей, связанных с выполнением задач и функций политической деятельности, индивидуальных особенностей самой личности, ее разнонаправленных, порой противоречивых идейных идентификаций, «гармонизации» всего вышеназванного в сознании личности. «Средний человек», не профессиональный политик становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы, чем обусловлены противоречия между ними, каковы возможности практического разрешения либо устранения этих противоречий и какова связь между его собственными потребностями, интересами и стремлениями, с одной стороны, и состоянием социальных потребностей и возможностей – с другой. Однако для профессиональной политической деятельности этого недостаточно.

Чтобы профессиональная политическая субъектность личности была реальной и устойчивой, ею должны выполняться определенные условия, относящиеся к сфере политического знания и к самой возможности действия. Это предполагает определенный уровень развития субъекта, его профессионализма и мастерства.

Профессиональная развитость субъекта политической деятельности позволяет ему эффективно «конструировать» политическую обстановку. Но для этого ему необходимо освоить методы научной оценки политических ситуаций, профессионально овладеть приемами саморегуляции и специальными механизмами психологического и социально-психологического воздействия. Это даст возможность субъекту политической деятельности на профессиональном уровне: изучать, интерпретировать, оценивать социально-психологические характеристики, способствующие или препятствующие достижению планируемых результатов; учитывать эти решения при выработке политических решений; использовать социально-психологические характеристики в качестве рычагов, способов и приемов работы; предвидеть и планировать возможные последствия политической деятельности; применять психологически целесообразные и обоснованные средства, формы и методы политической деятельности.

Таким образом, функции политической деятельности – это те ее объективные характеристики, выполнение которых определяет проявление ее сущности и содержания. Правильное определение функций имеет теоретическое, методологическое и практическое значение. Как видно из анализа теоретико-методологических и практических сторон данной проблемы, еще недостаточно четко обозначена диалектика процесса изменения содержания и характера политической деятельности, а значит, не обеспечивается необходимая модификация ее функций. В трактовке функций также недостаточно полно и объективно отражены принципы продуктивной политической деятельности. Исходя из сопоставления сложившейся в прежние десятилетия концепции политической деятельности, можно дать примерную классификацию функций политической деятельности в условиях нашего отечества. Они могут быть представлены следующим образом.

1. Функция политического обеспечения государственной целостности и основ государственности.

2. Функция развития демократизма как одного из необходимых условий жизнедеятельности цивилизованного общества.

3. Функция формирования политической культуры людей, оснащения их необходимыми знаниями и навыками политического поведения.

4. Функция, способствующая экономическому раз витию, упорядочению экономических и хозяйственных отношений.

5. Функция гуманизации всех сфер и структур общества, очеловечивания, т. е. придания определенной морально-психологической направленности развития человеческих взаимосвязей во всем их многообразии.

6. Функция мировоззренческая (идеологическая), связанная с формированием и навязыванием своих политических идеалов, ценностей и доктрин, их пропагандой.

Реализуя эти функции субъект политической деятельности, оказывает влияние на проводимую политику. Политик может иметь номинальную власть, власть авторитета и общественного признания. Следовательно, сущность, структура и функции политической деятельности, ее специфические особенности имеют определенные критерии, которым должна соответствовать личность политика как субъекта деятельности. Соответствие субъекта политической деятельности выдвинутым критериям свидетельствует о его профессиональной пригодности.

Теоретическое исследование и структурно-функциональный анализ политической деятельности и ее эффективности на современном этапе развития общества позволяет сделать следующие выводы. Политическая деятельность – исторически сложившийся вид особой общественной активности человека, предметом которой являются проблемы жизнедеятельности людей, удовлетворения их насущных потребностей и интересов, определение перспектив и направлений общественного движения, управления политическими, социально-экономическими процессами, а также владения и использования политической (государственной) власти. Политическая деятельность представляет собой целостную систему, имеющую свою структуру, внутренние переходы, превращения и развитие. Изменяя объективную реальность, политическая деятельность, с одной стороны, подвержена влиянию субъективных проявлений политика, с другой – преобразует внутренний мир субъекта деятельности, детерминирует раскрытие и реализацию его личностно – профессиональных качеств и потенциальных возможностей.

Профессиональная политическая деятельность требует специальной подготовки по овладению ее субъектами научной концепцией и практикой творческого политического труда. Особенность профессиональной самореализации, субъекта политики проявляется в стиле его политической деятельности.

Стиль деятельности субъекта политики отражает его индивидуальный почерк в реализации своих функций. Он представляет собой устойчивую систему характерных подходов и способов деятельности, общения и поддержания взаимосвязей в обществе, сформированных под воздействием внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, понятие “стиль” (лат. stylus, греч. stylos стерженек, палочка для письма) означает совокупность приемов деятельности и поведения политика.
^ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПОЛИТИКА

Профессионализм политика выражает уровень его профессиональной культуры, которая проявляется в политическом процессе и воплощается в его результаты, т. е. он определяет компетентность субъекта политики. Информационное обеспечение данного процесса целесообразно осуществлять в рамках интерпретированной зонной теории, которую предложил Л.С. Выготский. Вся необходимая информация, задачи и технологии политической деятельности разнесены по четырем зонам. К первой зоне (усвоенных знаний) отнесен информационный массив, которым политик владеет или может освоить самостоятельно. Ко второй зоне отнесены задания, которые требуют совместных усилий в процессе личностно-профессионального развития. Третья зона предполагает сопряжение с реальной практикой политической деятельности. В четвертой зоне (потенциального развития) сосредоточены информационно-деятельностные, составляющие содержания деятельности политика, которые могут быть освоены непосредственно при ее выполнении.

Личностно-профессиональное развитие выступает основой для дальнейшей продуктивной самореализации политика как субъекта политической деятельности. Сложность состоит в том, каким образом дать ему всестороннюю и объективную оценку. Этому должен способствовать правильный выбор критериев и показателей. Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий выражает сущностные изменения в развитии объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении.

Выбор стратегии профессионализации и самореализации субъекта политики предполагает установление ведущего принципа, основного правила, то есть выбор критерия. Такой критерий позволяет сопоставить различные стратегии и осуществить наилучшую из них, а также обеспечить последующую оптимизацию политической деятельности в соответствии с выбранной стратегией. В целом можно утверждать, что показатели личностно-профессионального развития и самореализации выступают в роли инструмента для оценки, а критерий — выбор и обоснование ее показателей, которые выражают (измеряют) степень соответствия реального личностно-профессионального развития и деятельности политика требуемому уровню, а также выделение выбранных показателей для конкретных условий и ситуации в политике.

Основные признаки личностно-профессиональной модели политика отражают совокупность взаимосвязанных характеристик его творческого потенциала, которые обеспечивают ему успешно выполнять политическую деятельность. Основными признаками, или критериями, которым должны соответствовать отмеченные характеристики, выступают знания, умения, навыки, индивидуальные психологические особенности (качества), профессиональные позиции и акмеологические инварианты.

Профессиональные знания, как объективно необходимые сведения о всех сторонах (блоках) политической деятельности, складываются из востребованных политической практикой общих и профессиональных компонентов. Они выступают необходимой предпосылкой для формирования всех остальных характеристик субъекта политической деятельности.

Знания о профессиональной деятельности политика обеспечивают получение осведомленности о ней как о его целенаправленной активности, процессе реализации функций и обязанностей как субъекта политики. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности его политических действий по реализации должностных функций и обязанностей. Ему надо знать, что для успешной деятельности необходимы достаточно сформированные профессиональные знания, навыки, умения, психологические качества, личностные позиции и акмеологические инварианты.

В этой деятельности политические цели и задачи достигаются в целостном деятельно-коммуникативном процессе. Ее психологически полная структура включает мотивационно-целевое звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. Системная архитектоника политической деятельности складывается из структурно-функционального компонента, алгоритма и технологии выполнения профессиональных действий.

Алгоритм этого процесса включает уяснение политических целей и задач, изучение политической ситуации и обстановки, принятие политического решения; планирование работы по реализации решения и организация его исполнения; анализ результатов и оптимизация профессиональной деятельности субъекта политики. Знание им общего, особенного и конкретного в структуре, содержании и практике политической деятельности выступает необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.

Профессиональные умения и навыки представляют собой действия и «техники» выполнения политических задач субъектом политической деятельности, применяемые им для реализации обязанностей и функций в политическом процессе. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии политической деятельности.

Профессиональные умения навыки субъекта политики, как объективно необходимые качества для его успешной деятельности, включают обширный арсенал его действий и «техник» по выполнению практических задач, функций и обязанностей. Ему необходимо уметь всесторонне анализировать политические цели и задачи, планировать и продуктивно осуществлять практическую деятельность по их реализации в соответствии с законами и политическими решениями, прогнозировать и анализировать реальные результаты профессиональной деятельности и добиваться ее оптимизации. Важно уметь разобраться в приоритетах и успешно осуществлять в первую очередь те из них, которые являются определяющими.

Специфические психологические особенности (качества) политика выражают сформированность всех компонентов его психики — процессов, свойств, образований, состояний. Их специфический характер определяется как индивидуальными психофизиологическими особенностями, так и особенностями условий и факторов политической деятельности, всей социальной реальности.

Психологические особенности (качества) политика представляют собой совокупность общих психологических свойств личности: аналитико-конструктивного склада мышления; эмоционально-волевой стабильности; стрессоустойчивости и адаптированности к экстремальным условиям и факторам политического процесса; эмпатии и рефлексии; общей психофизиологической активности. Конкретная дифференциация политических профессий предъявляет требования и узко специфического характера. Они обусловливают необходимость сформированности наряду с общими качествами и конкретно специальных, которые позволяют успешно выполнять субъекту политики управленческие, комму­никативные, организационные и другие функции и обязанности.

Психологические качества позволяют субъекту политики овладевать самобытным стилем и реализовывать знания, умения, позиции в политическом процессе в интересах достижения намеченных целей и задач. Для политика важное значение имеют такие качества, как эмпатия, искусство убеждать, доступность, коммуникабельность и способность поддерживать открытую обратную связь, авторитетность, соответствие должностному статусу. Здесь недопустимы бюрократизм, конфликтность, агрессивность, мизантропия, неспособность противостоять негативным установкам и стереотипам.

Профессиональная политическая позиция в политике выражает устойчивые установки и ориентации, систему отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) субъектом политики в процессе деятельности. Они включают общеполитический, корпоративный и личностно-профессиональный аспекты.

Профессиональная политическая позиция определяет направленность, место и роль субъекта политики в политическом процессе. Она выступает своего рода мерой конгруэнтности, соответствия политика требованиям политической деятельности. Если в основу общей ориентации положены социально-значимые ценности, а политическая деятельность признана и принята в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной политической культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций, то в профессиональной позиции политика фокусируются основные личностно-профессиональные его и выполняемой деятельности. Она выступает базой и главным вектором, определяя характер и результаты деятельности и общения политика. Такие характеристики его позиции, как гуманизм, социально-ценностная ориентация, психолого-педагогическая компетентность, служебная этика обеспечивают ему успех в труде и дают возможность разрешать противоречия, возникающие при реализации принципов субъект-субъективных отношений в политическом процессе.

Акмеологические инварианты политика представляют собой такие компоненты структуры личностно-профессионального развития, которые обусловливают его активность в достижении сверхнормативных результатов в политическом процессе, которые ранее не были востребованы.

В психологии в качестве значимых условий выделяются задатки, общие и специальные способности, наследственность, условия воспитания (семейного, школьного), образование в профессиональных учебных заведениях, реальная среда, требования к политической деятельности и другие. Все они могут быть представлены как необходимые и достаточные. Необходимыми условиями являются те, которые имеют место всегда, когда обеспечивается продуктивная политическая деятельность. Достаточными условиями считаются такие, которые непременно вызывают активную и эффективную творческую самореализацию политика. Очевидно, что в первую очередь необходимо вести речь об обеспечении необходимых условий. К важнейшим из них политическая психология относит общественно-исторический запрос на соответствующего политика и особенность его деятельности, их высокий профессионализм. Формально он должен быть подкреплен законами и другими нормативными актами, созданием в обществе атмосферы, способствующей формиро­ванию талантливых политиков, профессионалов своего дела.

Необходимыми условиями также являются демократизм и открытость общества, обеспечивающие равные возможности по доступу к культурным ценностям, поддерживающие социально-личностную заинтересованность политиков в продуктивном личностно-профессиональном развитии и самореализации. К необходимым условиям также относится наличие действенной системы профессионализации и стимулирования результатов политической деятельности.

Перечисленные условия и факторы являются общими и носят ориентировочный характер. Они применимы к субъектам политики и могут быть декомпозированы и представлены совокупностью условий более низкого порядка. Вместе с тем, перечисленные общие условия, отнесенные к категории необходимых, должны быть обязательно выполнены, если ставится задача достижения действительно высокопродуктивной политической деятельности.

В числе факторов, существенно влияющих на характер личностно-профессионального развития и самореализации субъекта политики, особое место занимает мотивация профессионального самосовершенствования, в которой ведущими мотивами выступают такие:

а) творческо - процессуалъны: удовлетворение от собственного саморазвития; интерес к политической деятельности; установка овладевать новыми политическими знаниями, подходами, алгоритмами и технологиями;

б) социально-ценностные: желание стать высокопрофессиональным политиком, чувство моральной ответственности перед обществом, конкретной политической структурой, лично значимыми людьми, стремление завоевать авторитет и лидерство в политическом процессе и др.;

в) субъектно-важные мотивы: интересы продвижения по ступеням политической иерархии; стремление быть политическим лидером, востребованным обществом и конкретным коллективом; нацеленность на признание своей значимости и результатов политической деятельности;

г) мотивы достижения и избегания неприятностей: требовательность со своей стороны и со стороны и коллектива; желание работать так, чтобы не критиковали; осознание неизбежности отчетности и контроля. Отмеченные мотивы существенно влияют на формирование высоких уровней продуктивности в личностно-профессиональном развитии и самореализации субъекта политики.

Следует заметить, что все перечисленные группы мотивов тесно связаны между собой и могут находиться как в равном, так и в соподчиненном по отношению друг к другу положении.

Одно из новых, но тем не менее приоритетных направлений личностно-профессионального роста субъектов политики выступает их гуманитарно-технологическое развитие. Желаемый результат этого более универсального подхода — подготовка действительно широко образованных, творчески и критически мыслящих субъектов политики объективно анализирующих сложные проблемы жизни общества и природы, а значит, способных к поиску и реализации новых решений насущных проблем.

Гуманитарное преобразование самого субъекта политики, возможно только за счет технологизации используемых в этих целях средств и способов деятельности, включающих необходимые знания, способности, умения, навыки, процесс и стиль самореализации. Интеграция гуманитарной культуры и технологии как «мастерства», «искусства» эффективной организации всей профессионализации, обеспечивает гуманитарно-технологический способ деятельности по решению политических задач. Культура и технология — описываются взаимообусловленными понятиями, интегративной сущностью которых является феномен «гуманитарные технологии». Именно овладение ими мы рассматриваем как ключевое условие оптимизации личностно-профессионального роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность политической деятельности определяется уровнем ее профессионализации. Профессионализм субъекта политической деятельности, как «искусство», «мастерство» полноценным ее владением, адекватен профессиональной развитости субъекта и его подготовленности научно осуществлять политическую деятельность на профессионально-технологическом уровне. Одним из критериев профессиональной пригодности субъекта политической деятельности является его реальная способность активно воздействовать на протекающие в обществе процессы, влиять на мировоззренческие позиции больших и малых социальных групп, отдельных индивидов, эффективно выстраивать субъектно-объектные отношения. Профессиональная политическая деятельность требует специальной подготовки по овладению ее субъектами научной концепцией и практикой творческого политического труда.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.

  2. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатерин­бург: Деловая книга, 2001. — 496 с.

  3. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 683 с.

  4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию Учебник для студентов вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 479 с.

  5. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. – СПб: Изд-во ЛГУ, 1992. – 232с.

  6. Дшигенский Г. Социально-политическая психология. М., 1994. –278с.

  7. Андреев А.Л. Политическая психология. – М.: Весь мир знаний., 2002. - 240 с.

  8. Политическая психология /под ред. Деркача А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 858с.

  9. Политическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие /пер. с англ.; ред. Шестопал Е.Б. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2002.- 448с.

  10. Гуревич П.С. Политическая психология. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 544с.



Скачать файл (84 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru