Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока по химии - Подгруппа азота - файл 1.doc


Конспект урока по химии - Подгруппа азота
скачать (74.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc75kb.15.11.2011 20:02скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Министерство общего и профессионального образования РФ

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Кафедра педагогики

Конспект нетрадиционного урока

по химии:

Подгруппа азота

Выполнила:

Студентка 3 курса

Химического факультета

Института Физики и Химии

Проверила: Шалаева В.А.

Саранск 2004

9 класс

Тема урока: подгруппа азота

Тип урока: интеллектуальная игра «Прямо в цель»

Цели урока:

  1. общеобразовательные

Расширить кругозор учащихся, закрепить и углубить знания учащихся, привлечь к работе с дополнительной литературой, научить быстро ориентироваться в учебном материале

  1. развивающие

Развитие у учащихся познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний

  1. воспитательные

Формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повышение творческой активности учащихся, чувства ответственности перед своими товарищами.

Структура урока

  1. Представление команд

  2. Конкурсы

  3. Творческая работа

  4. Подведение итогов



Оборудование: диск с дротиками, схемы, рисунки, карточки с заданиями, песочные часы, картонные стрелы и кружочки разных цветов.

Подготовка к игре. Для игры потребуется диск с дротиками (детская игра «Попади в цель!»), его вешают на доске. Диск разбиваем на четыре сектора (см. рис.1).

Каждый сектор делим на подсектора, в которые вписываем мелом номера вопросов – от одного до восьми. В творческом секторе восьмой подсектор – удача (У). Кроме того, необходимо запастись картонными стрелками и кружочками разных цветов, песочными часами, карточками с заданиями в трех экземплярах и учетными листами.

За две недели начинаем теоретическую подготовку к игре: изучаем историю открытия элементов пятой подгруппы и их соединений, учащиеся пишут творческие работы, на основе которых составляем вопросы творческого сектора.

^ Правила игры. Класс делим на три команды. Каждая команда выбирает капитана. Во время игры капитан назначает отвечающих на вопросы и помощника, который фиксирует в учетном листе правильные ответы членов команды, версии и дополнения.

Представитель команды метает дротик и тем самым выбирает номер вопроса для обсуждения. Например, выпадает желтый сектор, вопрос №3, учитель объявляет его и записывает данный номер под желтым прямоугольником на доске. Если этот же вопрос выпадает еще раз, то двигаемся по часовой стрелке и обсуждаем вопрос №4. В случае выпадения сектора «удача»учащиеся зачитывают лучшую творческую работу и получают за это стрелку. Этот сектор может играть три раза: по одному разу для каждой команды.

На обсуждение отводим минуту. Если команда дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде и у нее появляется шанс заработать дополнительное очко. За правильный ответ команда получает одну стрелку, за дополнение – один кружок. Три кружка можно обменять на одну стрелу.

В конце игры подводим итоги: подсчитываем стрелы и кружки у каждой команды и записываем результат на доске. Помощник капитана сдает лист учета, в котором отражена работа членов команды, что позволяет учителю оценить знания учащихся.

^ Сектор теоретический

  1. В атмосфере азота производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи. Почему? Ответ поясните.

Ответ: В молекуле азота очень прочная тройная неполярная связь N=N, поэтому его используют как инертную среду при сварке металлов и транспортировке картин.

  1. Дайте названия и характеристику всем известным оксидам азота.

Ответ: N2O – оксид азота (1), «веселящий газ» - средство для наркоза, несолеобразующий оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, кислородом; NO – оксид азота (2), безразличный оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, но быстро окисляется при обычных условиях до NO2; N2O3 – оксид азота (3), реагирует со щелочами, с водой дает HNO2; NO2 – оксид азота (4), «бурый газ», «лисий хвост», кислотный оксид, взаимодействует с водой и растворами щелочей; N2O5 – окcид азота (5), кислотный оксид, самопроизвольно разлагается на NO2 и O2, с водой образует HNO3.

  1. Перед вами схема «Круговорот азота» (рис.2). Приклейте кружочки с формулами соединений азота (N2, NO, NO2, HNO2, HNO3, NH3, NH4NO3, MeNO3, азотсодержащие органические вещества) в нужные места. Объясните свой выбор.(“Нет жизни без азота. Д.Н.Прянишников”)

^ Рисунок2. Круговорот азота в природе


АТМОСФЕРА

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

ПОЧВА


  1. В книге выдающегося писателя-сатирика Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» есть описание академии Ладаго: « В его распоряжении были две большие комнаты, загроможденные самыми удивительными диковинами, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру…»

Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить селитру.

Ответ:

N2 NO NO2 HNO3

NH4NO3

H2O H2 NH3

  1. Азот образует множество соединений. Напишите формулы и названия соединений, таблички с которыми прикреплены на древе азота (рис.3).

Таблички с названиями и формулами: карбонат аммония, азотная кислота, сульфат аммония, хлорид аммония, азотистая кислота, гидрат аммиака, аммиак, азот, AgNO3, KNO3, KNO2, NaNO2, Cu(NO3)2, N2O, NO2, N2O5, N2O3, NO.

  1. Дайте определения следующих понятий: аллотропия, селитра, термолиз, обратимая химическая реакция, восстановитель, окислитель.


^ Сектор практический

    1. Сделайте модель молекулы аммиака, используя пластилин и спички. Укажите, где располагается неподеленная пара электронов.

Ответ: Модель представляет собой незавершенный тетраэдр, в котором связи азота с водородом располагаются под углом 1070. Неподеленную пару электронов символизирует спичка без атома водорода.

    1. Соберите прибор для получения аммиака и поясните ваши действия.

Ответ: Аммиак собирают в перевернутый сосуд способом вытеснения воздуха, так как этот газ легче воздуха и хорошо растворим в воде. Пробирку, в которой проводят реакцию, укрепляют с наклоном в сторону отверстия, чтобы капли воды не стекали в реагирующую смесь. Лапка штатива должна находиться у отверстия пробирки. Прогревание смеси проводят в верхней части пламени.

    1. “Огненная надпись!”

Внимание: Опыт проводят в вытяжном шкафу. Линии рисунка должны быть непрерывными.

Смешайте 20 г. нитрата калия и 15 мл горячей воды. Полученным раствором сделайте надпись на плотной бумаге (ватмане), например алхимический знак золота, затем хорошо просушите. Достаточно коснуться надписи тлеющей лучинкой, чтобы она стала огненной.

Что происходит с калийной селитрой в этом опыте?

Ответ: Происходит термолиз селитры:

2KNO3 2KNO2 + O2

Кислород, образующийся в этой реакции, поддерживает процесс горения и вызывает горение (тление) бумаги.

    1. Даны растворы хлорида аммония, нитрата серебра и аммиака. С помощью качественных реакций распознайте данные соединения.

Ответ: Раствор аммиака можно определить по специфическому запаху. При сливании растворов нитрата серебра и хлорида аммония образуется творожистый осадок хлорида серебра.

    1. Проделаем опыт ^ Я.Б. Ван-Гельмонта, алхимика 16 в., и объясните его.

«Поместите горящую свечу на дно чашки, налейте в нее воды на 2-3 пальца, накройте свечу, верхушка которой должна находиться над водой, перевернутым стеклянным колоколом. Вы уведите тотчас, что вода, как бы засасываясь, поднимается в колокол…, а пламя гаснет».

Ответ: Уровень воды поднялся примерно на 1/5 объема. В воздухе на долю кислорода приходится 1/5 часть, именно он затратился на горение свечи. Пламя погасло, так как оставшийся азот и углекислый газ не поддерживают процесс горения.

^ Сектор исторический

  1. Химический элемент азот несет в себе много противоречий. Что означает слово “азот”? Какие противоречия вы можете назвать?

Ответ: “Азот” означает “нежизненный” (А.Л. Лавуазье); у алхимиков это “начало и конец всех начал” (по первой букве алфавитов “а” и последним буквам трех древних алфавитов); в библейской мифологии – начало и конец всего сущего, суть жизни – первое и последнее деяние; в России – удушающий и нечистый газ, испорченный воздух, селитровор, нитроген.

  1. Азот называют газом парадоксов, а начинаются парадоксы уже с истории его открытия. Азот практически одновременно был открыт пятью учеными. Назовите их.

Ответ: Этими учеными были швед К.В. Шееле, шотландец
Д. Резерфорд, англичане Дж. Пристли и Г. Кавендиш, француз А.Л. Лавуазье.

  1. Еще в древности было замечено, что некоторые растения способны повышать плодородие почвы.

В поэме Вергилия, написанной 2 тыс. лет назад, читаем:

…или, как сменится год,

золотые засеивай злаки.

Там, где с поля собрал урожай,

Стручками шумящий,

Или где вика росла мелкоплодная

С горьким люпином.

В чем особенности вики и люпина?

Ответ: Эти растения относятся к семейству бобовых (мотыльковых), на корнях которых развиваются клубеньковые бактерии, способные связывать атмосферный азот, переводя его в соединения, доступные для растений. Урожайность злаков, посеянных после бобовых, значительно увеличивается.

  1. Переведите с «алхимического» языка такую запись: “Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень”.

Ответ: Крепкая водка – азотная кислота – растворяет луну – серебро, выпуская «лисий хвост» - газ бурого цвета – оксид
азота (4):

2HNO3(конц.) + Ag = AgNO3 +NO2 + H2O.

Адский камень – нитрат серебра – при нагревании разлагается с образованием серебра – луна взошла:

2AgNO3 2Ag + 2NO2 + O2 .


^ Сектор творческий

  1. “Я – очень сильная и красивая кислота. Пользуюсь дорогим парфюмом, хотя он и не всем нравится. Люблю прозрачные одежды с дымчатой сеткой. Вообще я слежу за модой. Но не думайте, что я ветреная бездельница. Мои друзья – основные и амфотерные оксиды, основания, соли и металлы. Наша дружба не простая – мы создаем новые вещества”. Напишите уравнения реакций.

  2. “Жила-была на свете маленькая фея – кислота по имени Азотная, а записывали это имя вот так – HNO3 Азотная кислота появилась на свет в лаборатории. Ее родителями были Нитрат натрия и Серная кислота…” А кто был ее братом? Напишите уравнение реакции и укажите условия, при которых образуется азотная кислота.

Ответ: NaNO3(тв.) + H2SO4(конц.)NaHSO4 + HNO3.

Брат – гидросульфат натрия.

  1. “Однажды на планете химических веществ произошла странная история. В центральном парке прогуливался Аммиак со своей подругой Водой. Вдруг появился НЛО, на борту которого находились злобный Кислород и два его телохранителя – Платина и Родий. Внезапно Кислород подбежал к Аммиаку и затеял драку…” Что же произошло дальше? Какую роль выполняли телохранители? Напишите уравнение реакции.

Ответ: 4NH3 + 5O24NO + 6H2O.

  1. “Царь Азот разрешил двум принцам поздороваться с принцессой Азотной кислотой, поцеловав ей ручку. Первым к ней подошел принц Аурум, но его поцелуй ничем не тронул сердце принцессы.

Вторым был принц Универсальный индикатор. Поцеловав ручку, он покраснел от смущения.” Почему так произошло?

Ответ: Азотная кислота с золотом не взаимодействует. В кислотной среде цвет универсального индикатора становится красным.

  1. “Азотная кислота – загадочная незнакомка. Кто-нибудь знает ее родителей? Говорят, что они встретились в поглотительной башне, и в результате произошедшей между ними реакции диспропорционирования повеяло теплом. Союз газа и воды привел к появлению необыкновенной особы. Ее назвали Азотной кислотой…” Напишите уравнение реакции получения азотной кислоты в промышленности.

Ответ: 3NO2 + H2O = 2HNO3 + NO +Q.

В заключении приведу творческую работу девятиклассника…

Свое, по его словам, псевдонаучно-сентиментальное произведение он написал от имени Лучезара Светова.

Лучезар Светов

«Единственная моя…»

Азотной кислоте посвящается

Говорят, что каждый в своей жизни может найти свою вторую половину, которая сделает его по-настоящему счастливым. Раньше я в это как-то не верил.

Я скитался по Солнечной системе, отражаясь от всевозможных предметов: чего только на своем веку, кого только не повстречал. Я пролетал многие миллиарды миль. А для чего? Чтобы сделать чью-то жизнь светлее и радостней? Может быть. Но то ли целей я своих не выполнял, то ли не чувствовал, что их выполнял, то ли не чувствовал, что их выполняю. В любом случае, все казалось мне скучным и обыденным. Жизнь солнечного луча не так уж и разнообразна, знаете ли.

Но вот однажды я взял курс на Землю – одну из планет Солнечной системы. На этой планете есть вода, суша, атмосфера, различная живность, среди которой особенным образом выделяются уродливые, по моему мнению, двуногие чудища, создающие такие же уродливые постройки. В общем, ничего интересного. Я уже собирался вернуться в открытый космос, отразившись от воды океана, как вдруг увидел ее…

Она была истинной леди, неприступной, гордой, с сильным кислотным характером. При виде ее все индикаторы начинали краснеть, а люди – монстры этой планеты - вообще окрашивались в желтый цвет, если прикасались к ней. Она просто стояла в небольшой склянке и дымилась на воздухе, купаясь в «лисьих хвостах». Ее «летучей» походке могли бы позавидовать многие кислоты, а сравниться с ней в силе характера удалось бы лишь серной и соляной кислоте. Ведь недаром она притягивает к себе, например, воду из атмосферы. Так же под ее чары попал и я.

Что-то в ней было таинственное, магической. Может быть, причина этой магии таилась в происхождении незнакомки? Ее родители встретились в поглотительной башне, и в результате произошедшей между ними реакции диспропорционирования повеяло теплом. Союз газа и воды привел к появлению необыкновенной особы. Ее назвали Азотной кислотой.

Ну, а может, она сразила меня своими химическими свойствами, как общими для всех кислот (диссоциирует в воде, взаимодействует с основаниями, с основными оксидами и металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, а также с солями с образованием осадка или газа), так и специфическими, не похожими на другие.

К сожалению, о характере этой незнакомки мне пришлось узнать от ее знакомых, а пообщаться с ней не удалось: мой читатель поймет почему, если будет терпелив. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная. При желании исчезает, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника недоумевать по поводу такого необыкновенного окончания разговора. Легко выходит из себя и закипает всего при 860С. Ее окружает множество кавалеров, в основном активные металлы. С железом, хромом и алюминием эта особа не пожелала знакомиться. Да и золото с платиной не удостоились ее внимания. Отношения Азотной кислоты с другими металлами редко заканчивались чем-нибудь, кроме образования солей, воды и газов, в зависимости от того, в каком настроении и концентрации духа она пребывала.

Вот какой была моя возлюбленная. Да, да, именно возлюбленная. Что тут скажешь? Ведь она вскружила мне голову, заставила все мое существо трепетать, хотя я не был с ней даже знаком!

Со всей световой скоростью, данной мне отцом Солнцем Световым, я устремился к тому сосуду, в котором обитала моя избранница. Я хотел познакомиться с ней, стать ее другом, впрочем, прежде всего я мечтал о большой и чистой любви. Не в силах сдержать порыв страсти, я дотронулся до нее как вдруг почувствовал холод… Она исчезла, оставив о себе напоминание: капли воды и бурое облачко, так похожее на ее родителей, которых я видел на фото.

Вы вправе назвать меня впечатлительным, сентиментальным и даже глупым. Возможно, но я всего лишь несчастный солнечный луч, который судьба поставила перед выбором: бессмысленно жить дальше или сгинуть в бездне тьмы, нырнув в черную дыру.

Кто бы ты ни был, мой читатель, прошу тебя лишь об одном: поведай эту печальную историю всем, и если когда-нибудь ты встретишь Азотную кислоту, а я верю, что она все-таки жива, то храни ее в темном сосуде и сделай ее счастливой.
Реклама:





Скачать файл (74.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов