Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Клавирное творчество И.С.Баха - файл 1.docx


Лекция - Клавирное творчество И.С.Баха
скачать (18.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx19kb.20.11.2011 01:13скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА

Предисловие. До Баха клавирную музыку писали Уильям Бёрд, Джон Булл (XVI-XVII вв.); позже там никого не было); во Франции – Куперен, Рамо, Дакен; в Италии (XVII – начало XVIIIв.) оба Скарлатти – Аллесандро и Доменико (У Доменико 555 сонат) и Фрескобальди. Один том клавирных сочинений есть у Генделя. На клавирное творчество Баха повлиял его сын Филипп Иммануил Бах, написавший множество сонат.

Клавирное творчество И.С.Баха включает в себя: сюиты, инвенции, концерты, а тома ХТК, «Гольдберг-вариации» (написаны по заказу русского посланника при дворе графа Кайзерлинга (Дрезден)), «Музыкальное приношение» (11 пьес для клавира и соната для трех различных инструментов), «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата». «Искусство фуги» (14 фуг и 4 канона на одну тему, хроматическая фантазия и фуга) и др.

Клавир был творческой лабораторией Баха, а его клавирное творчество является той областью, в которую сформировался его стиль. Клавирная музыка ко времени обращения к ней Баха прошла большой путь развития: уже существовало множество типов инструментов – клавикорды, клавесины, арпсихорды, чембало, спинеты и т.д. Были разработаны такие жанры как сюита, вариации, симфонии, инвенции и др. Для клавиров писали программные миниатюры для скромного домашнего музицирования.

С Бахом в этой области многое изменилось. Во-первых, его не устраивало качество звучания этих клавиров – они обладали отрывистым звуком, клавир не был темперированным (эту проблему решил в 1697 году Андреас Веркмейстер), и потому на них нельзя было играть в тональностях с большим количеством знаков: квинты и терции звучали фальшиво. Бах много работал над усовершенствованием клавира ( в доме у него имелось 10 клавиров), стремился преодолеть ударность, отрывистость его звучания, внедрить в музыкальную музыку вокальную пластику и темперированный строй, открывающий перед композитором безграничные возможности. Он изобрел новые виды клавира и клавесин, на котором можно было играть лютневые произведения; написал несколько сборников педагогических пьес, изобрел новую технику игры пятью пальцами, а не четырьмя, что позволило играть связно (а рояль был изобретен в 1709 году Бартоломео Христофори).

Самое главное то, что Бах ввел клавирную музыку, новое лирико-философское содержание, новый круг образов, гораздо более глубоких и драматичных, чем существовало в его время не только в клавирных произведениях, но даже в операх Бах создал новый жанр – клавирный концерт (создателем сольного инструментального концерта является Антонио Вивальди – 444 концерта для различных инструментов, из которых 227 для скрипки. Он первым утвердил жанр программного концерта: цикл концертов «ночь» для различных солирующих инструментов, «Времена года» со строками из сонетов, писал также оперы, симфонии и прочее). В предпосылке к появлению сольного концерта появились в 5 Бранденбургском концерте. Несмотря на то, что в нем, кроме камерного оркестра солируют три инструмента (скрипка, флейта, фортепиано). Именно фортепиано принадлежит ведущая роль. Здесь есть настоящие каденции.



С сопровождением Бах написал 13 клавирных концертов: 7 для одного инструмента соло, три для двух, два для трех, один для четырёх. Кроме того, он создал уникальный концерт для клавира без концерта – Итальянский концерт Фа-мажор, 1735 год. Он был написан для клавира с двумя мануалами в блестящем виртуозном стиле, за что он и получил свое название. Кроме того, название указывает на близость этого концерта к скрипичным концертам итальянских мастеров, которые тогда уже существовали. Как и в них, здесь три части, соотнесенные по принципу «Быстро, медленно, быстро».

Первая часть - подвижная, с чертами рондо и сонатности. В этой части уже есть три основных сонатных раздела и две контрастные формы, но обе темы идут в одной тональности Фа-мажор, потому форму 1 части следует определить как рондо-вариантную.

Средняя часть концерта написана параллельной тональности – ре-минор – в старосонатной форме (Экспозиция + Реприза, нет Разработки). Связь со скрипичными концертами здесь и в фактуре, и в принципе чередования соло и тутти (оркестра), и в стилизации игры под «аккомпанемент оркестра», характерные для жанра концерта здесь является и малое количество полифонии.

К области светской музыки принадлежат и Баховские сюиты: 6 английских, 6 французских, 6 итальянских = партит (с латинского – делить, разделить, часть). Их названия условны, отличия между ними незначительны, например, в партитах перед аллемандой есть прелюдии, а во французской – нет. Английская сюита чуть меньше французской. Как жанр сюита сложилась в XVII веке и представляла собой цикл из нескольких равноправных частей, каждая из которых танец:

-Аллеманда. Немецкий рыцарский танец придворного характера, на 4/4, умеренный, спокойный, массовый.

-Куранта. Итальянско-французский светский танец на ¾, подвижный, парный.

-Сарабанда. Испанский медленный сольный танец, ¾, возвышенно-скорбный танец («Смерть танцует сарабанду»).

-Жига. Английский танец, матросский, ¾, очень быстрый, со скачками и пунктирным ритмом, который танцевался в сопровождений виолы. Жига переводится как «окорок».

Иногда в сюиту между сарабандой и жигой вводили и другие танцы, это группа называлась интермеццо. Через них осуществлялся переход от самой медленной 3 части к самой быстрой – жиге. Это мог быть менуэт (изящный французский танец, с поклонами и реверансами на ¾) или гавот (2/4), бурре (танец французских дровосеков). Перед началом сюиты могла быть прелюдия (praeludus – перед игрой).

Бах обновил этот жанр. Он ввел пьесы нетанцевального характера: во французских сюитах появилась ария, в английской и партитах – прелюдия, в партитах также – токката, симфония, скерцо, каприччио, рондо. Кроме того, между частями сюиты Бах углубил контраст, что существенно подготовило венских классиков.


Скачать файл (18.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации