Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Конаституционное право зарубежных стран - файл 1.doc


Лекции - Конаституционное право зарубежных стран
скачать (226.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc227kb.20.11.2011 02:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1: Предмет, система и источники конституционного (государственного) права зарубежных стран.

1. В большинстве стран наряду с другими отраслями права (гражданское, уголовное, трудовое и т.д.) существует термин «конституционное право». Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука и учебная дисциплина. Понятие «Конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны. Свое название получило от особого юридического документа Конституции. Однако конституционное право не сводится только к Конституции, а включает множество правовых актов. В отличие от других отраслей права, каждый из которых имеет свой объект регулирования (имущественные отношения в гражданском праве, трудовые в трудовом и т.д.), конституционное право регулирует, прежде всего наиболее значимые важнейшие отношения, которые образуют основу устройства государства и связаны с осуществлением государственной власти. Поэтому в каждой стране имеется своя система национального права, в которой конституционное право – ведущая отрасль.

Особенностью конституционного права как отрасли права является то, что основу его предмета составляют две группы важнейших общественных отношений:

1) отношения между органами государства в процессе осуществления государственной власти;

2) отношения между государством и гражданами.

Метод конституционного права – это совокупность способов и приемов правовых воздействий. Существуют следующие методы правового регулирования: запрещения, обязывания, дозволения и императивно-властного воздействия. От других отраслей права конституционное право отличается методом императивно-властного воздействия (предполагает прямое осуществление власти, т.к. один из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять его властные предписания).

В структурном отношении конституционное право, как и любая отрасль права, состоит из множества взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение, обособляют (отделяют) его. Основными частями и элементами системы отрасли конституционного права являются общие принципы, институты, нормы.

Общие принципы составляют каркас системы и придают ей единую направленность. Под общими принципами конституционного права понимаются основополагающие идеи, начала, которые выражают основную суть и характеристику данной отрасли права.

Институт – это совокупность определенных правовых норм, регулирующих отдельные однородные отношения.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Объектом конституционно-правовых отношений выступают определенные блага, реализуемые путем использования государственной власти. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

  1. физические лица;

  2. общественные образования.

Источник (в юридическом смысле) – это форма, в которой находит выражение правовая норма:

  1. Конституция;

  2. Законы;

  3. Нормативно-правовые акты исполнительной власти;

  4. Парламентские уставы и регламенты;

  5. Договоры;

  6. Нормативно-правовые акты органов конституционного надзора (контроля);

  7. Решения органов местного самоуправления;

  8. Судебный прецедент;

  9. Конституционный обычай;

  10. Правовые доктрины;

  11. Акты чрезвычайных органов власти;

  12. Религиозное право;

  13. Естественное право;

  14. Политические декларации.

2. Наука «Конституционное право зарубежных стран» изучает конституционное право как отрасль права. Т.е. наука – это отражение норм конституционного права в трудах ученых. Оно выражается в форме книг, монографий, статей, комментариев к Конституции и законам. Наука изучает историю создания норм, историю действия норм. Предметом науки является конституционное право как отрасль права в динамике и статике. Система науки «Конституционное право зарубежных стран» включает вопросы общего, комплексного и сравнительно-правового характера. Источниками науки конституционного права являются:

  1. все источники отрасли конституционного права;

  2. проекты конституций и законов.

Методы науки:

  1. формально-логический (юридический) анализ;

  2. исторический метод;

  3. сравнительный метод;

  4. функциональный метод;

  5. социологический метод;

  6. статистический метод.

Основные направления современной науки представлены рядом школ:

  1. юридическая;

  2. политологическая;

  3. теологическая.

3. «Конституционное право зарубежных стран» как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и упрощенное для целей обучения изложение основных теоретических положений науки «Конституционное право». Состоит из двух частей: Общей и Особенной. Изучение «Конституционного права зарубежных стран» имеет большое познавательное значение. Многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в «Конституционном праве зарубежных стран» (конституционные, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей и т.д.). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.

^ Тема 2: Конституции зарубежных стран.

Для подавляющего большинства людей Конституция – это особый юридический документ, имеющий важное значение в жизни человека, коллектива, общества, государства. Он (документ) закрепляет основы общественного и государственного строя, правового положения человека и гражданина, основы осуществления публичной власти нарядом, структуру и взаимоотношения основных органов государства, принципы организации местного самоуправления, а также обычно содержит положения об отношениях данного государства с мировым сообществом. Поэтому Конституцию часто называют основным законом. Иногда такое название является официальным. Основной закон ФРГ 1949г., Основной закон Финляндии 1999г., Основной низам в Саудовской Аравии 1992г.

В настоящее время действует более 200 Конституций государств и около 300 Конституций и др. основных законов субъектов федераций. Есть Конституции у некоторых автономных образований, например, Конституция Автономной Республики Крым 1998г. Действуют также основные законы особых административных районов в Китае – Сянгана с 1997г., Аомыня с 1999г. Старейшими являются конституции: США 1787г., Норвегии 1814г., Люксембурга 1868г., новейшими6 Марокко 1996г., Тайланд 1997г., Албания 1998г., Венесуэла 1999г.

Термин «Конституция» от лат. Constitutio означает «устанавливаю, учреждаю, постановляю».

Современное понятие конституции как особого учредительного акта, который должен изменить прежний порядок в обществе и ввести новый порядок, зародилось в преддверии буржуазных революций в XVII-XVIII вв.

Идеи о необходимости основного закона, ограничивающего абсолютистский произвол, взяли с собой в Америку бежавшие от притеснений во время революций, и после британские эмигранты. С их деятельностью и связан первый конституционный опыт.

Формой Конституции является способ организации и выражения конституционных норм. Форма Конституции определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Единым конституционным актом являются, например: Конституция Германии, Испании и России. А Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов:

  1. акта о престолонаследии 1810г.;

  2. акта о форме правления 1974г.;

  3. акта о свободе печати 1974г.

Она является некодифицированной.

Если Конституция представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то она называется кодифицированной. Структура кодифицированной Конституции имеет стандартный вид: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключение, переходные и дополнительные положения.

Конституция характеризуется через раскрытие ее

  1. основных черт;

  2. основных функций;

  3. юридических свойств.

Основными чертами являются:

Основополагающий характер – заключается в том, что она регулирует важные значимые общественные отношения.

Народность – она должна выражать волю и интересы народа.

Реальность – данный документ должен отражать фактическую ситуацию в стране.

Стабильность – выражается в том, что Конституция должна обеспечивать незыблемость существующего порядка на определенное время и не может подвергаться частным изменениям.

Функции Конституции – это различные проявления ее назначения, влияния на жизнь общества и государства.

а) учредительная – Конституция подтверждает существующий общественный порядок и создает условия для развития новых общественных отношений.

б) организаторская – Конституция закрепляет определенные правила игры в обществе, которым необходимо подчиняться.

в) внешнеполитическая – Конституция формирует направления внешней политики и служит источником информации об обществе и государстве для других стран.

г) идеологическая – Конституция закладывает основы мировоззрения.

д) юридическая – порождает права и обязанности, служит основой всего правопорядка в обществе.

Юридическими свойствами называются ее признаки как основного закона государства:

1) основной закон государства;

2) юридическое верховенство;

3) база текущего законодательства;

4) особый порядок принятия Конституции.

Конституционные реформы – это изменение текста Конституции. Различают полную и частичную конституционные реформы. Полная конституционная реформа означает введение в действие новой Конституции при ней. Частичная конституционная реформа предполагает изменение отдельных положений основного закона, т.е. внесение поправок в его текст.

^ Тема 3: Институт конституционного надзора (контроля) в зарубежных странах.

Конституционный контроль (надзор) – это проверка актов и действий органов и учреждений публичной власти, а иногда и частных лиц на предмет их соответствия Конституции. В литературе, наряду с термином «Конституционный контроль» используют другое понятие, например, «Конституционный надзор», «Конституционное правосудие», «Конституционная проверка». Все они являются доктринальными и имеют различные смысловые оттенки. Например, понятие «Конституционный контроль» и «Конституционный надзор» различаются тем, что:

1) Конституционный контроль предполагает возможность принятия контролирующим органом обязательного, постановляющего решения в применении каких-либо последствий в случае обнаружения нарушения Конституции. Например, о прекращении действия правового акта подконтрольного органа; отрешение от должности президента, ликвидации политических партий.

2) Конституционный надзор же означает наблюдение и допускает лишь право надзирающего органа обратить внимание поднадзорного органа на нарушение закона, отменить же соответствующий акт может только сам поднадзорный.

В мировой практике применяются оба термина.

Институт судебного конституционного контроля возник в США в 1803 г. в силу судебного прецедента, когда Верховный суд под председательством Дж.Маршала в решении по делу Мэрбери против Мэдисона впервые провозгласил недействительным федеральный закон конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным. Тем самым было положено начало формированию конституционного правосудия в его современном понимании. При этом особенностью американской модели явилось осуществление конституционного контроля судами общей юрисдикции. В начале ХХ века возникает европейская модель конституционной юрисдикции, отличием которой от американской является осуществление конституционного контроля специализированными органами – конституционными судами (советами). Она во многом была основана на идеях знаменитого австрийского ученого – юриста Кельзена, с именем которого связано и создание в 1920г. первого конституционного суда – австрийского. Активное распространение судебного конституционного контроля характерно для периода после II мировой войны. Разделение моделей конституционной юрисдикции на два вида, конечно, условно, так как все большее развитие получают смешанные модели, включающие элементы и той и др.

Формируются органы конституционного контроля (надзора) способами: парламентарный, внепарламентарный и смешанный. Имеется в виду, что в назначении одного человека принимают участие 2 или 3 органа. К смешанному можно отнести Испанию (ст.159) Конституцию 1978г., где формально все 12 членов назначены королем. Однако, как гласит Конституция. 4 из них назначены нижней палатой, 4 – по предложению Сената, 2 – по предложению председателя правительства, 2 – по предложения главного совета судебной власти. За кандидатов от парламента голосуют члены парламента, и они утверждаются ¾ голосов.

^ Формы конституционного контроля.

Формы могут классифицироваться по различным основаниям.

По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. По месту осуществления конституционный контроль – внутренним и внешним. С точки зрения правовых последствий – консультативным или постановляющим.

По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. По форме – абстрактным или конкретным. По объему – полным или частичным. По содержанию – формальный и материальный.

Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, конституционные законы, органические законы и даже парламентские регламенты. Могут также оцениваться международные договоры, нормативные акты правительства и других органов исполнительной власти, акты глав государств тех стран, где они имеют право создавать нормативные акты.

^ Субъекты конституционного контроля.

Инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и в первую очередь – органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг этих субъектов конституционного контроля устанавливается специальными законами о конституционных или обычных судах.

Специальные судебные органы мало отличаются от несудебных органов конституционного контроля. Но отличия все же есть. Специальные судебные органы соблюдают судебную процедуру: дело слушается в открытом заседании, ведется по правилам судебной процедуры, заседание ведет председатель, заслушиваются свидетели, ведется протокол, допускается публика и т.д. А несудебные органы конституционного контроля такие процедуры могут и не соблюдать. Их главная задача провести экспертизу законодательства; как они ее проводят – дело данного органа.

^ Тема 4: Конституционно-правовой статус личности

в зарубежных странах

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая комплекс их взаимных прав и обязанностей. Гражданин приобретает право участвовать в управлении государством, находиться под его покровительством, он обязан соблюдать законы государства, где бы он ни находился, а также участвовать в защите его от вооруженной агрессии. Государство, наоборот, обязано оказывать своим гражданам защиту и покровительство и распространяет на них свой суверенитет. Кроме того, гражданин обладает правом исключительно свободного въезда в свою сторону и выезда из нее. Свобода выезда означает, что в отношении граждан не могут быть применены экспатриация и экстрадиция. Экспатриация – это высылка лица за пределы государства, применяется в качестве санкции за правонарушение, совершенное на территории данного государства. Экстрадиция – это выдача лица иностранному государству за правонарушение, совершенное на его территории. Недопустимость экспатриации и экстрадиции устанавливается Конституцией. Например, Конституция Болгарии 1991г., Италии 1947г.

Мировая практика знает целый ряд оснований приобретения и прекращения гражданства. К числу оснований его приобретения относятся:

  1. филиация – это приобретение гражданства по рождению.

  2. Натурализация – взрослое сознательно хочет приобрести гражданство иного государства.

  3. оптация (иногда «трансферт»). Это выбор гражданства в тех случаях, когда меняется государственная принадлежность территории, на которой проживает данное лицо.

  4. восстановление гражданства. Это получение гражданства тем лицом, которое его имело, но утратило.

  5. дарованное гражданство – предоставляется за заслуги и в особом порядке.

Гражданство прекращается несколькими способами:

  1. по желанию гражданина, называется «отказ (выход)» из гражданства. Происходит по политическим, а иногда семейным мотивам.

  2. утрата гражданства. В некоторых странах человек утратит гражданство, если поступит на государственную или военную службу другого государства. В иных случаях гражданство утрачивается автоматически, если гражданин вступит в брак.

  3. лишение гражданства – это вид государственно-правового наказания (санкция) за определенные преступления или правонарушения. Предусмотрено Конституцией ФРГ 1949г. (ст.16), Испания 1978г. (ст.11), США.

Различные классификации прав и свобод:

  1. разделение прав, свобод и обязанностей на индивидуальные и коллективные. Право на забастовку – коллективное, индивидуальная забастовка – прогул.

  2. на основные и дополнительные права.

  3. Наибольшее значение имеет классификация по содержанию прав, свобод и обязанностей:

  • личные (гражданские): на жизнь, неприкосновенность.

  • политические (публичные): право голоса, свобода собраний, обязанность защитить родину.

  • экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязательство платить налоги, на образование и т.д.

Гарантии конституционных прав и свобод зависят от целого ряда факторов и условий:

  1. уровня социально-экономического развития страны;

  2. правовых традиций;

  3. культурных традиций;

  4. степени развития судебной системы.

Конституция, являясь основным законом. Закрепляет права и свободы граждан, поэтому стоит на охране этих прав и свобод.

Гарантии можно разделить на:

  1. социально-экономические – к ним относится наличие и обладание собственностью, возможность выбора занятий и профессий; право заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.

  2. политические гарантии – проведение выборов и референдумов, наличие политических партий и общественных объединений и т.д.

  3. юридические – различные формы обращения в судебные органы, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность уполномоченного по правам человека и т.д.


^ Конституционные ограничения прав и свобод подразделяют на:

общие

являются ограниченными в целях обеспечения прав др. людей, правопорядка, морали и т.д.
специальные

несовместимость депутатского мандата с должностным положением и т. д.

^ Тема 5: Формы государства в зарубежных странах.

Форма государства – совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Как в конституциях регулируется форма государства? Форма государства регулируется через главу (раздел): Основы государственного устройства и общественного строя. Форма государства состоит из трех элементов:

  1. форма правления;

  2. форма территориального устройства;

  3. политический режим.

Первый элемент: форма правления. Под формой правления понимается порядок формирования высших органов и принципы взаимоотношения между ними. Известны две формы правления: монархия и республика. Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие. Монархия – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно. Современным общепринятым делением монархии является следующее: два типа – абсолютная и ограниченная, из двух видов – сословно-представительная и конституционная, имеющая две разновидности – парламентскую и дуалистическую. Профессор Чиркин Е.В., кроме того, упоминает особую разновидность – выборную монархию.

Слово «республика» в переводе с латинского языка означает общее дело. Республика – это такая форма правления, при которой все органы высшей власти избираются либо прямыми выборами либо косвенными (многоступенчатыми). Современная республика имеет несколько форм: президентская, парламентская, полупрезидентская и особая форма – теократическая.

Второй элемент формы государства – форма государственного устройства. Государственное устройство – это территориальное устройство или территориальная организация государства, которая представляет собой систему взаимоотношений в государстве (между центральной властью и территориальными составными частями). Большинство конституций регулирует вопрос территориальной организации государства. В одних конституциях четко указываются, что это федеративные государства, в других – унитарные. В некоторых конституциях прямо не обозначено устройство государства, но это становится ясно из содержания статей. Все государства делятся на две группы: унитарные и федеративные.

Унитарное государство. Термин «унитарное» происходит от латинского слова «единство», что в переводе означает единое, слитное государство.

Признаки унитарного государства:

  1. одна территория;

  2. одна Конституция;

  3. одна правовая система;

  4. одна система высших государственных органов;

  5. единое гражданство;

  6. единая судебная система;

Виды унитарных государств. По степени централизации и в зависимости от форм контроля со стороны центральной администрации унитарные государства принято делить на централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные.

Типы унитарных государств. Унитарные государства бывают простые (не имеют в своем составе автономных образований), сложные (имеют в своем составе автономные образования). Профессор Чиркин В.Е. выделяет третий тип унитарных государств – регионалистические государства.

Федеративные государства. Федерация представляет собой сложное союзное государство, состоящее их государственных образований, субъектов федераций. В переводе с латинского языка федерация означает «союз, укреплять союзом».

Устройство и управление федеративного государства строятся на основе принципов кооперации, интеграции и субсидарности. Т.е. оно предполагает делегирование субъектами федераций федеральной власти тех политических, экономических и других функций, которые не могут эффективно выполнять сами. И тем самым изначально создаются «противовесы», которые контролируют опасность чрезмерной централизации и децентрализации.

Основные принципы федерализма:

  1. добровольность;

  2. принятие федеральной конституции и конституции субъектов федерации;

  3. однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

  4. конституционное разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами;

  5. общая территория и гражданство;

  6. недопустимость изменений границ субъектов федераций без ее согласия;

  7. единая денежная и таможенная система;

  8. федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

Разграничение (размежевание) предметов ведения и компетенции федерации и ее субъектов – один из наиболее сложных и важных вопросов. Оптимальное разграничение предметов ведения и компетенции между федерацией и субъектами является важнейшим условием функционирования федеративного государства. Разграничение осуществляется не одинаковыми способами: исключительная компетенция центра, исключительная компетенция субъектов и совместная компетенция.

На основе многомерности и многосторонности федераций существует множество теорий и доктрин: теория «договорного федерализма», кооперативного федерализма, территориального федерализма, бюджетного федерализма, децентрализации власти, органической теории, теории федеративного процесса и др. На современном этапе во всех федеративных государствах мира преобладает общая тенденция выравнивания статуса субъектов федерации с ограничением их суверенитета. В начале ХХI в. отчетливо вырисовывается общая тенденция – отсутствие каких-либо универсальных форм и методов федерирования.

Автономия в зарубежных странах – это внутреннее самоопределение какой-либо части территории унитарного государства, имеющее географические, исторические, национальные, этнические, культурные и иные особенности. Автономные образования создаются путем принятия соответствующего закона центральными органами государственной власти. Автономия наделена самостоятельностью при решении местных вопросов.

В федеративных государствах также существует автономия. Например, в Канаде, США, Австралии, Индии принят ряд законов, закрепляющих за этническими меньшинствами территории их исторического проживания, право на самоопределение, но без присвоения этим территориям географического названия в соответствии с этническим названием народа.

Третий элемент формы правления – политический режим.

Политический режим – это совокупность приемов, методов и способов осуществления власти господствующим классом (правящей элитой). Как показывает политическая практика, стоящий у власти класс или элита вырабатывает два метода борьбы отстаивания своего господства, то сменяющих друг друга, то переплетающихся в различных сочетаниях. Первый метод – метод насилия, второй – либерализма (уступок). В зависимости от того, какой их них выступает на первый план, различают два режима: авторитарный и демократический.

^ Тема 6: Политические режимы в зарубежных странах

Считается, что термин «политический режим» впервые был введен профессором И.Д.Левиным в 1947 г., свои взгляды он впоследствии изложил в монографии «Современная буржуазная наука государственного права», изданной в 1961 г. С его точки зрения политический режим – это состояние демократии в обществе, которое характеризуется тремя признаками: 1) правовое положение личности; 2) правовое положение политических партий; 3) выборность представительных органов и глав государства.

Политический режим оценивался исследователями по-разному. Например, профессор А.И. Денисов полагал, что политический режим характеризует не форму, а именно сущность государства. А профессор А.А. Мишин характеризовал политический режим как совокупность методов осуществления политической (и прежде всего государственной) власти. Интересные изменения о политическом режиме произошли во взглядах Б.А. Стародубского. Сначала он отождествлял политический режим с государственным строем. Затем он стал политический режим определять как форму правления: президентский или парламентский режим. И в 1998 г. в журнальном отклике на новый учебник В.Е. Чиркина он косвенно признает, что политический режим является одним из элементов формы государства. Интересно высказывание о политическом режиме профессора М.Ф.Чудакова. Его он определяет как совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве.

Проблемы политического режима активно изучаются государствоведами, а также историками, философами и политологами. Поэтому в отечественной науке по-разному классифицируются виды политических режимов. У государствоведов, например, политический режим делится на демократический, авторитарный и тоталитарный, которые, в свою очередь можно подразделить на определенные разновидности.

Для демократического режима характерно признание народа в качестве источника власти, его право участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

К недемократическим режимам относятся авторитарные и тоталитарные режимы.

В авторитарном государстве нет единой государственной идеологии, но она зачастую заменяется «идеологическими конструкциями теории национального интереса, идеями патриотизма …». Может быть разрешена деятельность нескольких политических партий, но при условии их лояльности к партии правящей. Количество таких партий, как правило, весьма небольшое, оппозиционность их формальна.

Тоталитарный режим характеризуется однопартийностью, наличием единственной идеологии, отсутствием признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, т.к. суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.

^ Тема 7: Политические партии и партийные системы

в зарубежных странах.

Политическая партия – часть какого-либо социального слоя общества, выражающая его интересы и защищающая их как в высших представительных органах власти так и во вне.

Партии существовали в Древней Греции и в Древнем Риме, в средние века. Политические партии в современном понимании возникли в Европе в связи с буржуазными революциями, в результате которых создавалось народное представительство.

В зависимости от формы правления большинство политических партий идет через президентские или парламентские выборы. Политические партии становятся субъектами конституционно-правовых отношений в том случае, когда они правильно оформлены, имеют устав, программу, членство и зарегистрированы в соответствующих органах. Создание политических партий в демократических странах свободно. Для этого не требуется ни разрешения, ни предварительного уведомления каких-либо государственных органов. Однако отказ может быть применен при регистрации политических партий, что является запретом для ее деятельности в политических целях, ведь незарегистрированная партия не имеет прав юридического лица, а значит, не может участвовать в выборах. Отказ в регистрации возможен только по основаниям, установленным в законе. Регистрация политических партий возлагается на такие органы государства как Министерство Юстиции (Франция), Министерство внутренних дел (Великобритания), городской суд столицы (в Болгарии), федеральная избирательная комиссия (Мексика).

Сущность политических партий проявляется в их целях и функциях:

1) разработка политического курса (из активистов создаются инициативные группы, комитеты, общественные советы);

2) рекрутирование новых членов, воспитание активистов, мобилизация избирателей;

3) участие политических партий в формировании и контроле за деятельностью органов власти (избиратель и парламент);

4) национальная интеграция (выступают в период борьбы за национальную независимость, объединяющим центром);

5) идеологическая (оказание идейного воздействия на своих членов).

6) коммуникативная (установлении и поддержании эффективной обратной связи между правящими верхами и обществом).

Сущность не определяется по названию политических партий и по социальному составу.

Политические партии до середины ХХ в. осуществляли свои функции, но не являлись субъектами конституционного права. После II мировой войны отдельные государства стали включать в конституции статьи, где говорится о создании политических партий, например: в Конституции Италии 1947г., ст. 49, в Основном законе Германии 1949г., ст.9. Закрепление или включение норм о политических партиях в конституции, называется конституционализацией политических партий. Начиная с 60 г. кроме конституции, признание политических партий идет через законодательное оформление. Принимаются иные нормативно-правовые акты – специальные законы. Это называется институционализацией. Например, в Германии в 1967 г. (1988), в Португалии в 1975 г., в США в 1974 г, в Мексике в 1977 г., в Испании в 1978 г., в России в 2002 г.

Что регламентируют специальные законы:

1) условия создания политических партий;

2) организационную структуру;

3) принцип деятельности;

4) порядок вступления;

5) устав и т.д.

Помимо специальных законов о политических партиях есть законы о их финансовой и избирательной деятельности.

Закон о финансовых политических партиях:

1)регулирование размеров и порядка предоставления партиями частных пожертвований и взносов;

2) ограничение предвыборных расходов и контроль за ними;

3) прямое бюджетное финансирование партий государством.

Закон регламентирует источники финансовых поступлений политических партий. Такими источниками служат взносы членов политических партий, пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и т.д.

После признания политических партий субъектами конституционного права можно переходить к их классификации. Длительное время их классифицировали по социальному признаку на буржуазные и рабочие. Эта классификация ведет свое происхождение от размещения партии в послереволюционном французском парламенте, где консерваторы сидели по правую руку от председателя, а сторонники реформ по левую. Теперь все политические партии делят на правые, левые и центральные.

  1   2   3



Скачать файл (226.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru