Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Игровые педагогические технологии - файл Лекция ИТ.doc


Лекция - Игровые педагогические технологии
скачать (14.1 kb.)

Доступные файлы (1):

Лекция ИТ.doc112kb.11.05.2005 19:06скачать

содержание
Загрузка...

Лекция ИТ.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема «Игровые технологии»
План лекции:

  1. Сущность игровых технологий.

  2. Основные принципы и функции реализации игровой технологии.

  3. Методическое обеспечение дидактической игры.

  4. Организация и самоорганизация деятельности участников дидактической игры.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой де­ятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Но более глубоко проблему игровой деятельности разработал автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике — доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий. Осуществив глубокий анализ основных тенденций развития профессионального образования, он пришел к выводу, что ситуация, складывающаяся в образовании, в котором доминирует по сей день жесткое, авторитарное управление и в котором учащийся, студент выступает «объектом» обучающих воздействий, не обеспечивает условий для развития активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, затрудняет процессы его профессионального самоопределения, наконец, усложняет процессы перехода от абстрактной, заданной в теоретической форме модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной, со всевозможными проблемами и противоречиями.

В процессе обучения выделяются три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой.

К базовым формам деятельности относятся:

• учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность — лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);

• квазипрофессиональная, деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);

• учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).

В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы: лабораторно-практические занятия;

• имитационное моделирование;

• анализ конкретных производственных ситуаций;

• разыгрывание ролей;

• спецкурсы и спецсеминары.

Все это в своем системном качестве составляет технологию знаково-контекстного (контекстного) обучения. По убеждению А.А. Вербицкого, такая технология позволяет преодолеть одно из ярких противоречий профессионального образования — формы организации учебно-познавательной деятельности студентов неадекватны формам профессиональной деятельности специали­стов.

Активные методы и формы позволяют студенту выполнять квазипрофессиональную деятельность, несущую черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В этой деятельности он актуализирует «абстрактные по своей природе» знания для подготовки и принятия решения, разработки проектов, моделей.

В знаково-контекстном обучении получают воплощение следующие принципы:

• последовательного моделирования в формах учебной деятель­ности студентов целостного содержания и условий профессио­нальной деятельности специалистов;

• связи теории и практики;

• совместной деятельности;

• активности личности;

• проблемности;

• единства обучения и воспитания.

Деловая игра — ведущая форма квазипрофессиональной деятельности, это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, присущие специалисту.

А.А. Вербицкий выделяет психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры:

• принцип совместной деятельности;

• принцип диалогического общения;

• принцип двуплановости;

• принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели означает, что разработчик закладывает в игру не «препарированные» задачи, а систему учебных заданий в форме конкретных производственных ситуаций. Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с опреде­ленными критериями, найти недостающую информацию. В процессе игры студент должен:

• провести анализ этих ситуаций;

• вычленить проблему;

• разработать способы и средства ее решения;

• принять само решение и убедить других в его правильности;

• осуществить соответствующие практические действия.

Принцип совместной деятельности означает, что деловая игра — это совместная деятельность двух и более людей. Игра возможна при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения по всем вопросам содержания.

Принцип диалогического общения — необходимое условие игры. Каждый участник игры не только имеет право, но и должен высказывать свою точку зрения, свое отношение ко всем вопросам, возникающим в игре.

Реализация принципа диалогического общения обеспечивается не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями участников, анализирующих возникающие проблемные ситуации в соответствии с требованиями роли.

Принцип двуплановости игровой деятельности означает, что во «мнимых» игровых условиях разворачивается деятельность, назначение которой — развитие реальных личностных характеристик специалиста. «Серьезная» деятельность обучающегося по развитию этих характеристик реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки.

Каждый из сформулированных принципов как бы дополняет и развивает другие.

Деловая игра позволяет реализовать следующие основные педагогические функции (по В.В. Вербицкому):

• формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

• приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и со­вместных решений;

• развитие профессионального теоретического и практического мышления;

• формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Педагогические игры классифицируются:

  • по целям применения:

    • обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие);

    • воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.);

    • контролирующие;

  • по особенностям методики и технологии их организации:

    • предметные;

    • сюжетные;

    • ролевые;

    • эвристические;

    • имитационные;

    • деловые;

  • по уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие;

  • по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

  • по применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    • учебный материал используется в качестве ее средства.

Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых).

По признаку воссоздания (имитации) профессиональной деятельности, ее модельного представления все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.

Неимитационные модели технологии не предполагают построения изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, организация процедуры ведения занятий, применения ТСО и т.д. К неимитационным технологиями относятся проблемные лекции, выездные практические занятия и т.д.

В основе имитационных технологий обучения лежит воспроизведение или имитационно-игровое моделирование профессиональной деятельности, происходящих в реальной системе.

Под проблемной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.

Существуют следующие виды проблемных ситуаций:

  1. ^ Ситуация – иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, негативные или позитивные следствия действий людей, должностных лиц, значение и роль каких-либо фактов, условий и обстоятельств.

  2. Ситуация – оценка. Учащимся предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача – оценить источники, механизм, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий должностного лица, руководителя или трудового коллектива.

^ 3. Ситуация – упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от учащихся обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведении расчетов, измерений и т.д.

Концептуальные представления о деловой игре (как форме знаково-контекстного обучения) обусловили структурную схему деловой игры.


Методическое

обеспечение

Игровая модель
Цели игровые

Комплект ролей и функций игроков

Сценарий игры

Правила игры
Цели педагогические

Предмет игры

Графическая модель взаимоотношений учащихся в игре

Система оценивания
Имитационная модельТехническое обеспечение





Структурная схема деловой игры по В.В. Вербицкому
^ Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и задает предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

^ Игровая модель является способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Необходимо помнить, что отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования. Отбирают то, что достаточно сложно, что содержит в себе проблемность.

Цели игры, - один из сложных структурных компонентов. Задаются цели педагогические (цели обучения и воспитания, ди­дактические и воспитательные) и игровые. Игровые цели нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Они, как правило, выполняют подчиненную, служебную роль, роль средства достижения педагогических целей.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

^ Предмет игры — это предмет деятельности участников игры. Предмет игры задается исходя из модели специалиста и представляет собой перечень процессов и явлений, воссоздаваемых (имитируемых) в деловой игре и требующих выполнения профессионально-компетентных действий.

В сценарии находят отражение принципы проблемности, дву-плановости, совместной деятельности. Под «сценарием игры» понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, преподавателя и ведущего игру. В сценарии отражается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

^ Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный состав участников игры, их должностные функции, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляет структуру их взаимодействия на каждом этапе игры, а также дает представление о возможном пространственном расположении участников, имеющем существенное значение для создания игровой обстановки и управления игрой.
^ Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который 'моделируется в игре.

Выбор ролевой структуры ДИ определяется объектом имитации и целями обучения, в связи с чем роли ДИ заимствуются из реальной профессиональной действительности (директор, начальник цеха, мастер, представитель вышестоящего органа, профсоюзный работник и т.п.), иногда задаются специальные игровые роли (скептик, «внутренний голос»), если это требуется для достижения целей создания игровой обстановки.

Немаловажное значение при определении комплекта ролей и функций игроков имеет количественный состав участников и число игровых групп. Оптимальным числом участников является 30 человек, а в группе — 7.

^ Правила игры есть норма поведения участников игры. Их основная задача — адекватно отразить в игре как реальный, так и игровой, условный план профессиональной деятельности, ее предметный и социальный контексты.

Требования к правилам игры можно систематизировать в следующем виде:

• правила содержат ограничения касающиеся ряда аспектов игры: технология игры, связанная с ее содержанием; регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов; роль и функции преподавателей, ведущих игру, система оценивания; способы взаимодействия игроков; возможность введения неожиданных ситуаций;

• основных правил игры не должно быть слишком много. Оптимальное количество таких правил —5—10, они должны быть представлены всей аудитории с помощью плакатов или технических средств. Более конкретные, тактические правила игры могут специально не выделяться, а быть представленными в других структурных звеньях ДИ (комплект ролей и инструкции игрокам, система игровых оценок, графическое представление игры и т. п.) или формулироваться в виде перечня вопросов, требующих принятия решений в процессе подготовки и проведения игры;

• правила должны быть тесно взаимосвязаны со структурными элементами игры и, прежде всего с системой оценивания и инструкциями игрокам.

Система оценивания в деловой игре выполняет функции контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на следующие вопросы:

• что оценивать?

• кто и как это будет делать?

• в каких единицах оценивать?

Функции оценивания могут выполнять преподаватель (он представляет оценку деятельности групп и игроков, как по формализированным критериям, так и в свободной форме), а также сами игроки. Это могут быть непосредственно исполнители либо представители ролей — эксперты, аналитики, представители заказчика.

Схема-методика проведения игры


  1. Определение цели игры.

  2. Составление плана игры:

  • выбор сюжета игры (разработка ролевого пакета);

  • разработка сценария, продумывание ролей и средств игровой организации.

  1. Знакомство участников с правилами и требованиями игры, создание у них мотивационной базы.

  2. Организация игрового цикла:

Подготовка к игре.

    • знакомство участников с проблемной ситуацией_

    • актуализация опорных знаний и опорных действий участников;

    • формирование игровых команд (микрогрупп);

    • выбор лидеров команд;

    • распределение ролей в командах;

    • выбор игровых органов проверки или контроля.

Проведение игры.

  • ролевое общение в командах в соответствии с полученным заданием;

  • выступление лидеров команд по игровому моделированию (или принятию коллективного решения);

  • коллективное обсуждение представленных командами вариантов решения;

  • разбор игры, подведение итогов, коллективное оценивание команд и выработки вариантов решения

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В методическое и техническое обеспечение деловой игры, как правило, включают:

• проект деловой игры;

• сценарий;

• методические рекомендации по организации, проведению, форме представления результатов игры;

• набор различных форм бланковой и другой документации;

• перечень технических средств для деловой игры;

• программы ЭВМ и соответствующие информационное и ма­тематическое обеспечение.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

• целеполагания;

• планирования;

• реализации цели;

• анализа результатов, в которых личность полностью реализу­ет себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореа­лизации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

До недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

^ Преимуществами игровых технологий являются:

  • активизация и интенсификация процесса обучения;

  • воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;

  • гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);

  • моделирование практически любого вида деятельности.

В учебном процессе применяются различные модификации игр:

^ Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность ка­кой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

^ Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

^ Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

«Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

^ Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.








Скачать файл (14.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации