Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Автоматизация банковской деятельности - файл 1.doc


Автоматизация банковской деятельности
скачать (107.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc108kb.16.11.2011 01:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

  1. Информационные технологии в банках вчера и сегодня 4

  2. Автоматизация банковской деятельности 10

  • Необходимость управления финансовыми потоками 10

  • Консолидация 11

  • Отсутствие раскраски сущностей управленческого учета 12

  • Разнородность субъектов группы 13

  • Недостаточность информации для анализа и управления 13

  • Управление ликвидностью 13

Заключение 16

Список литературы 19

Введение



В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных за­дач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной се­тью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

Новые технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым компаниям изменить взаи­моотношения с клиентами и найти но­вые средства для извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, за­тем следуют банки, а самыми послед­ними их принимают на вооружение страховые компании.

Задача, стоящая перед всеми финан­совыми организациями, одинакова: ин­теграция унаследованных систем в рас­пределенную архитектуру локальных сетей. Дэвид Стюарт, главный консультант по новым техно­логиям в Global Concepts, считает, что сегодня спрос на людей, пони­мающих в сетях, выше, чем когда-либо прежде. По его мнению, в наше время при устройстве на работу в банк предпочтение отдается программисту, а не кассиру.
^

1. Информационные технологии в банках вчера и сегодня



Развитие автоматизированных информационных технологий легло в основу российской банковской системы с самого начала ее становления в условиях новых, рыночных отношений. На первых этапах неокрепнувшей российской экономики банковские капиталы создавались на сравнительно простых операциях. Выдача краткосрочных кредитов в валюте при активном росте курса доллара обеспечивала беспроигрышный результат для банков, а единственная возможность для населения защитить свои средства от галопирующих темпов инфляции давала приток сбережений физических лиц. Именно на этом этапе развития банки появлялись и исчезали как мыльные пузыри.

Экстенсивное и слабоэффективное развитие банковской системы России сопровождалось тем не менее массовой закупкой компьютеров и сетевого оборудования, что послужило фундаментом для последующего создания автоматизированных информационных технологий.

В условиях снижения потока привлекаемой в банки денежной массы, постоянных изменений и развития со стороны органов государственного управления, Центрального банка и законодательных структур банки начинают искать новые формы привлечения средств и наиболее эффективные решения по размещению активов. В банковской сфере меняется отношение административно-управленческого персонала к анализу рыночной ситуации и выбору альтернативных решений. Все активнее реализуются новые виды услуг, такие как фондовые и карточные операции, учет вкладов населения, работа с драгоценностями, трастовые, ипотечные и торговые операции, инвестиционная деятельность, международные платежи и т. д. Многие банки начинают предоставлять свои услуги по сети Интернет, которая становится неотъемлемой частью банковских технологийi.

Современное развитие информационных технологий в банковской деятельности идет по нескольким направлениям. Для российской специфики традиционной является автоматизация банковских технологий. Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах и тесно соприкасается с рядом смежных научных дисциплин и направлений, таких как экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских структур в российской экономике, что обусловлено не только множеством фирм-разработчиков информационных продуктов, но и различием самих банков по выполняемым функциям и направлениям банковского делаii.

К настоящему времени автоматизация информационных технологий большинства коммерческих банков представляет собой набор различных функциональных подсистем (модулей) и рабочих мест. Отсутствие комплексного подхода к автоматизации и недостаточная интеграция отдельных банковских модулей толкает к частным, локальным решениям, которые имеют узкоспециализированную замкнутость. Однако опыт и комплексность подхода к автоматизации деятельности банков, выходящих на мировые финансовые рынки, подчеркивают необходимость перехода от частных решений в области автоматизации к системным, подразумевающим использование всего ассортимента современных методов и средств информационных технологий.

Другим существенным направлением развития информационных технологий является стандартизация бухгалтерского учета. Новые правила ведения бухгалтерского учета призваны разрешить ряд актуальных проблем банковской индустрии. К ним относятся: повышение информативности основного вида отчетности (баланса) за счет более глубокой детализации аналитических счетов, увеличения числа балансовых счетов и их структурной перестройки, стандартизация и сокращение основной финансовой отчетности. Теперь явно прослеживается отход от чисто бухгалтерского построения автоматизированных банковских систем на основе операционного дня.

Несмотря на то что вводимые правила бухгалтерского учета базируются на принципах непрерывной деятельности, постоянства правил учета, отражения доходов и расходов по кассовому методу, раздельного отражения активов и пассивов и отражения операций в день их проведения, современная высокотехнологичная автоматизированная банковская система — это эффективное средство контроля над настоящим и прогнозирование будущего развития финансово-кредитной деятельности банка. В любом банке такая система становится жизненно необходимой составляющей в каждом звене банковской деятельности.

Немаловажным элементом становления банковского сектора России оказывается информационное обеспечение, организация которого определяется составом объектов отражаемой предметной области, задач, данных и совокупностью информационных потребностей всех пользователей автоматизированной банковской системы. Ведущим направлением организации внутримашинного информационного обеспечения является технология баз и банков данных. К организации информационного обеспечения банковской деятельности предъявляется ряд требований. Наиболее важными из них являются: обеспечение для многих пользователей работы с данными в реальном времени; предоставление для обмена информацией возможности экспорта/импорта данных в разных форматах; безопасность хранения и передачи банковской информации; сохранение целостности информации при отказе аппаратуры.

Развитие теории и практики создания и использования баз данных приводит к более широкому понятию — хранилище данных. Это может быть централизованная база данных, объединяющая информацию из разнородных источников и систем и предоставляющая собранные данные по приложениям конечных пользователей. Единое информационное пространство, созданное на основе технологий информационных хранилищ, служит базой для реализации разнообразных аналитических и управленческих приложений. К ним можно отнести оценку кредитных и страховых рисков, прогноз тенденций на финансовых рынках, выявление махинаций с кредитными карточками и многое другое. Важным новшеством современных банковских систем являются подходы к проектированию информационного обеспечения, позволяющие специалистам банка самостоятельно модифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковских продуктов или услуг, предоставляемых клиентам.

В последние годы в банковской деятельности обострилась проблема обеспечения безопасности данных. Она включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей. Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, наличие средств для поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства подразумевают возможность осуществления контроля вводимых данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакций — набор операций, обеспечивающих поддержание согласованности данных. В-третьих, присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и мониторинга данных при программных и аппаратных сбоях.

Отличительной чертой функционирования современных автоматизированных банковских систем является необходимость обработки больших объемов данных в весьма сжатые сроки, что предъявляет требования к особой производительности систем управления базами данных и средств, обеспечивающих передачу данных. При этом основная тяжесть нагрузки падает на операции ввода, чтения, записи и передачи самих данных. Кроме того, непременным атрибутом современной системы должно быть наличие в базовых средствах сетевых функций, обеспечивающих возможность объединения различных программных платформ (DОS, NеtWаrе, Windоws NT, Unix и пр.) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы — дополнения ее новыми рабочими местами и новыми серверами различных классов.

Наконец, наиболее перспективным направлением развития банковских информационных технологий является интернет-банкинг. Развитие систем дистанционного обслуживания привело к созданию различных по объему и формам предоставления банковских услуг систем: «Интернет—Банк», «Интернет—Клиент», домашний банк, телебанк, мобильный банк или WАP-сервис. С помощью этих систем выполняются практически любые, кроме кассового обслуживания, требования клиентов банка. Не только на Западе, но и в России все больше участников фондового рынка (банков и брокерских компаний) осваивают новое перспективное направление развития брокерских услуг, заключающееся в предоставлении физическим лицам доступа к российским и международным валютным и фондовым рынкам (интернет-трейдинг).

Современная система электронной коммерции включает два основных направления: В2В (businеss-tо-businеss), где банки работают в качестве основного исполнителя и продавца финансовых услуг, и В2С (businеss-tо-custоmеr) — продажа товаров и услуг частным лицам, где кредитные организации выступают в роли финансового посредника. С помощью новейших технологий работы с клиентами один менеджер может вести активную работу с очень большим количеством клиентов. Важнейшей тенденцией, связанной с расширением оперативности и многофункциональности кредитных организаций, явилось создание систем бюджетирования и комплексный подход к финансовому менеджменту ресурсами банка.

Быстрый рост научно-технического прогресса и новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на общую оценку привлекательности банка. Развитие технологического процесса позволяет не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Благодаря Интернету взаимосвязь клиент—банк становится более оперативной, что позволяет также дифференцированно работать с заказчиком в зависимости от индивидуальных предпочтений, склонности к риску и формирования портфеля клиента. А развитие информационных технологий позволяет в значительной степени сократить дистанцию между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обостряет межбанковскую конкуренцию, а следовательно, способствует развитию банковского обслуживания, как в количественном, так и в качественном аспекте.

Таким образом, современная автоматизированная банковская система (базовый комплекс) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы при этом реализуют все виды банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц; обслуживание счетов банков-корреспондентов; кредитные, депозитные и валютные операции; любые виды вкладов частных лиц и операции по ним; фондовые операции; расчеты с помощью пластиковых карточек; бухгалтерские функции; анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.

Бесспорно, формирование российской банковской сферы продолжается и по сей день. Однако очевидно, что будущее банковской деятельности остается за информационными технологиями. В соответствии с естественными законами бытия выживает сильнейший. В современных экономических условиях выжить и остаться при этом на плаву суждено тем банкам и финансовым институтам, которые уже сейчас широко развивают и инвестируют в свою информационно-технологическую деятельность. Российская банковская система вливается в мировую, а борьба с западными конкурентами немыслима без опоры на современные информационные технологии высокого уровня.
^

2. Автоматизация банковской деятельности



Средства анализа и прогнозирования, включенные в состав информационно-аналитических систем, дают возможность не только оценить ситуацию на основании фактических данных, но и строить прогнозы, опираясь на известные методики расчета — от простейшей экстраполяции до комплексных вычислений с учетом вероятности поведения клиентских средств.

^ 1) Необходимость управления финансовыми потоками. На фоне современной тенденции укрупнения кредитных учреждений, а также все еще нестабильной ситуации в российском банковском бизнесе проблема управления денежными средствами встает особенно остро. Анализ финансовых потоков — сложная задача, одна из основных составляющих управленческого учета и, по большому счету, уникальная методика для каждого банка. Цель данного процесса — выявление причин недостатка или переизбытка денежных средств, а также определение источников их поступления и целевого расходования в рамках определенного центра финансовой ответственности (ЦФО), бизнес-направления.

В этой проекции интересно и полезно рассмотреть возможности автоматизации тех или иных аспектов управления финансовыми потоками с тем, чтобы позволить лицам, принимающим решения, своевременно, с минимальными затратами и в оптимальном объеме получать необходимую информацию для руководства банком. С точки зрения информационных технологий в данной области можно выделить три классических горизонта, на которые в основном ориентируются при построении систем планирования, управления рисками и контроллинга в целом.

Вкратце эти горизонты можно описать следующим образом.

1. Настоящее — характеризует показатели рентабельности и платежеспособности в краткосрочной перспективе; в значительной степени нацелен на конкретные цифры и первичную информацию.

2. Настоящее-будущее — характеризует показатели устойчивости и управляемости в кратко- и среднесрочной перспективе; ориентирован на контроль нормативов и индексов, финансовых потоков прибыльности и себестоимости, рыночных тенденций и конкуренции; позволяет выработать тактику срочного привлечения и распределения средств для выхода на заданный уровень чистой прибыли с соблюдением нормативов Банка России и внутренних показателей, лимитов по ставкам и объемам.

3. Будущее — характеризует стратегическую ценность банковского продукта или услуги с позиции управления банком; опирается на плановые показатели и аналитические прогнозы изменения рыночной конъюнктуры, круга контрагентов (contractor club) и основных внешних показателей: курсов, рыночного риска, ставок. Решаемые задачи — разработка оптимальных программ привлечения и размещения ресурсов на намеченный период, обоснование перспективной ценовой политики банка, формирование финансовых планов и контроль за их исполнением.

Обычно выделяют три основных направления, в рамках которых реализуется управление финансовыми потоками кредитного учреждения.

Балансирование в заданных границах каждого из этих доменов позволяет добиться в кратко- и среднесрочной перспективе управляемости структуры финансовых потоков в рамках кредитного учреждения. Причем в качестве основных методов контроля применяются консолидация (для распределенных или многопрофильных структур) и управление платежной позицией (гэп-анализ). Рассмотрим их подробнее, обращая особое внимание на решение соответствующих проблем с помощью технологии хранилищ данных.

^ 2) Консолидация. В структуре даже относительно небольшого банка принято выделять подразделения, которые предоставляют некий унифицированный спектр услуг и наделены определенными полномочиями по формированию доходной либо расходной составляющей организации, — центры финансовой ответственности. Они участвуют в процессе перераспределения финансовых ресурсов в рамках банка и позволяют оценить эффективность тех или иных затрат. Следовательно, возникает необходимость в консолидации информации по всем ЦФО. Преимущества объединения очевидны: становится возможным оптимизировать затраты за счет общего эффективного налогового планирования, решать вопросы финансирования всех компаний холдинга регулированием и перераспределением денежных потоков, контролировать всю экономическую цепочку бизнеса.

Разумеется, у консолидации есть ряд как положительных моментов, так и специфических трудностей. Мы сосредоточимся лишь на некоторых проблемах, способы преодоления которых предлагают компании — поставщики ПО.

^ 3) Отсутствие раскраски сущностей управленческого учета. Чтобы решить эту проблему, необходимо выбрать механизмы разнесения сущностей управленческого учета (например, проводок, счетов, клиентов) по конкретным группам (пулам). Это допустимо сделать:

1) в АБС — трудоемкость и операционный риск в данном случае увеличиваются, однако произвести нужные преобразования (скажем, группировку счетов в указанной корреспонденции, клиентов с заданным признаком и т. д.) несложно непосредственно при загрузке данных, не внося изменений в структуру АБС;

2) на этапе загрузки в хранилище — при этом требуется разовое определение механизмов с их соответствующей модернизацией в ходе использования, но появляется возможность историзации изменений (модификации правил обработки транзакций по счетам, алгоритмов расчета финансовых показателей и пр.);

3) вручную после первичной загрузки.

Проиллюстрируем сказанное на примере из жизни. Допустим, для целей последующего анализа необходимо провести слияние клиентов, заведенных в разных внешних системах, в единую сущность — так называемого аналитического клиента. (Аналитический клиент — сущность, характерная только для хранилищ данных; выполняет функцию объединения реальных клиентов на основании общего признака, «микрохолдинг».)

Поскольку мы знаем, что у любого реального клиента существует два набора атрибутов, совпадение которых позволяет его однозначно идентифицировать (в простейшем виде это ИНН, БИК и код в системе S.W.I.F.T.), то при построении алгоритма слияния клиентов в хранилище мы вполне можем опираться на эти атрибуты. Объединение клиентов в группы выполняется путем включения их в состав аналитического клиента. В связи с тем что реальные клиенты могут со временем исключаться из аналитических клиентов, в системе следует хранить первичную привязку реальных клиентов к группам для корректного перестроения множества групп клиентов в случае перераспределения реальных клиентов в составе «микрохолдингов».

При объединении двух реальных клиентов, относящихся к разным аналитическим клиентам, возникает вопрос, в каком из аналитических клиентов новый объект останется, а из какого будет удален. Данная проблема решается на основании ранжирования подразделений и систем, из которых поступили реальные клиенты, первичные для конкурирующих аналитических клиентов. Причем приоритет имеет ранжирование подразделений.

^ 4) Разнородность субъектов группы. В случае с ФПГ мы сталкиваемся с трудностью, обусловленной разнородностью структуры выгружаемых данных. Выйти из этой ситуации нам поможет загрузчик данных в хранилище — он способен адаптироваться к структуре той информации, которая выгружена из учетных или бухгалтерских систем, и автоматически проводить ее обработку в соответствии с заложенной информационной моделью.

^ 5) Недостаточность информации для анализа и управления. В большинстве случаев для оперативного и стратегического управления с учетом консолидации необходима информация по проводкам, счетам, клиентам, операциям. В полном объеме ее может предоставить только информационно-аналитическая система. Например, RS-DataHouse позволяет использовать следующие базовые сущности для управления финансовыми потоками: кредитные договоры и операции по ним, операции с векселями, МБК, операции на Forex, с драгоценными металлами, с ценными бумагами (включая производные инструменты), сделки репо, депозиты физических и юридических лиц, операции по РКО, учету основных средств и нематериальных активов и др., лицевые счета с остатками и оборотами по ним, доходно-расходные счета (проводки за каждый день).

^ 6) Управление ликвидностью. При использовании аналитических систем специалистам и руководству банка будет доступно не только интегрированное отображение данных — они смогут осуществлять анализ вплоть до конкретных контрактов по размещению и привлечению средств. Появится возможность оценить показатели согласованности ресурсной базы и активов банка, рассчитать разрывы ликвидности по банку в целом и в каждой из валют, проработать модель фондирования активных операций (в частности, с применением механизма реструктурированного баланса банка). Банковский менеджмент может получить платежный календарь на любой период, контролировать обеспеченность ссуд и соблюдение кредитных лимитов, оценивать эффективность работы конкретных активов и пр. Наряду с оценкой текущего состояния активов и пассивов банка подобные системы позволяют прогнозировать изменение этого состояния в будущем с учетом предполагаемых колебаний процентных ставок, динамики структуры клиентской базы и других сценариев развития банка.

В крупных многофилиальных кредитных учреждениях требуется также отдельно управлять ликвидностью каждого субъекта, которым в простейшем случае является филиал. Оперативность доставки данных здесь должна быть выше, чем в монобанке, так как в разветвленной структуре своевременно отреагировать на изменения гораздо сложнее. Более того, требуется консолидировать информацию в хранилище и с помощью соответствующих отчетов отслеживать установленные для филиала лимиты по привлеченным и размещенным средствам. Другими словами, важно обеспечить сбалансированность между сроками вложений по активам и пассивам. Здесь аналитическая система способна предоставить информацию о запасе ликвидных активов (подушке ликвидности), что предостерегает от вложений в низколиквидные активы. (Мы намеренно не упоминаем коэффициентный метод оценки, так как он являет собой, по существу, известный механизм расчета нормативов мгновенной ликвидности (Н2), текущей ликвидности (Н3), долгосрочной ликвидности (Н4) и общей ликвидности (Н5). Особенности расчета нормативов на базе хранилища данных — тема для отдельной статьи.) В целом при оценке позиций ликвидности из учетных и внешних систем загружается информация по кассе, остаткам в РКЦ, корреспондентским счетам, МБК (в том числе внешняя информация по изменению ставок привлечения на МБК по контрагентам), а также данные по вероятности наступления курсовых и валютных рисков, изменению ставки процента и кредитным рискам в течение определенного периода.

Таким образом, опираясь на поступающие от субъектов сведения об объемах привлечения и размещения средств, система позволяет делать краткосрочный прогноз по платежам банка и контрагентов в разрезе подразделений и с учетом риска, благодаря чему можно уверенно управлять ситуацией, инициируя соответствующие операции при возникновении дебетового (в этом случае банк может, например, продать валюту) или кредитового (инвестировать в работающие активы) сальдо.

Загрузив в хранилище информацию по валютам, срокам ресурсных сделок и договоров, можно планировать разрывы на будущие периоды. В результате менеджер в состоянии оценить соответствие между входящими и исходящими финансовыми потоками, выраженными в той или иной валюте, на заданном временн€ом отрезке. Средства анализа и прогнозирования, включенные в состав информационно-аналитических систем, дают возможность не только оценить ситуацию на основании фактических данных, но и строить прогнозы, опираясь на известные методики расчета — от простейшей экстраполяции до комплексных вычислений с учетом вероятности поведения клиентских средств.

В данный момент на рынке программных продуктов, способных предоставить всестороннюю картину бизнеса, т. е. информационно-аналитических систем, наблюдается относительная стабилизация — большинство поставщиков известны, возможности систем примерно одинаковы. Однако в каждом конкретном случае следует очень внимательно отнестись к выбору, кому доверить свое Зазеркалье: собственной разработке, жесткому коробочному решению либо адаптивной системе на базе промышленной платформы, которая сможет и в дальнейшем поддерживать растущие требования бизнеса. Что касается последнего варианта, то такие решения предлагают многие крупные поставщики, включая R-Style Softlab. Ее информационно-аналитическая система RS-DataHouse на платформе Oracle позволяет решать большинство задач, связанных не только с управлением финансовыми потоками (в том числе задачи консолидации, анализа притока и оттока средств), но и с построением управленческого учета в рамках финансово-промышленных групп, подготовкой отчетности по международным стандартам и др. В свою очередь, Oracle стала дополнительным фактором обеспечения высокой доступности, безопасности и масштабируемости.

Хотелось бы надеяться, что время исключительно интуитивного управления проходит, и менеджмент постепенно обретает в лице аналитических систем надежного помощника при принятии критически важных для бизнеса решений.

заключение



До определенного времени банковское программное обеспечение практически полностью соответствовало состоянию большинства российских банков. Какие требования банк выдвигал к ПО в тот или иной период времени, такое ПО он и получал. Сегодня, ситуация изменилась. В настоящее время в банках идут процессы укрупнения, слияния. Банковский бизнес становится более разнообразным. А так как в основном модели банковского бизнеса во многом построены на западных моделях, то российское ПО действительно не всегда приемлемо, поскольку оно существенно уступает западным аналогам и по производительности, и по функциональности.

И здесь можно сказать, что если российские разработчики в ближайшее время не изменят своей "производственной политики", то в ближайшем будущем сегмент крупнейших российских банков, первые 20 или 30, постепенно перейдут на западные решения. Помимо того, что западные решения более функциональные и производительные, архитектурно они более изящны и продуманы, как следствие, обладают более высокими техническими характеристиками, такими как надежность, масштабируемость и т.п.

Что касается вопроса цены, то в данном случае вряд ли он является определяющим, поскольку в целом для крупных российских банков западные решения они уже не являются столь дорогими и во многом еще нашим российским компаниям не хватает имиджа, скажем так. Гораздо проще банковскому менеджеру потратить 3-4-5 млн. долларов на закупку какой-то западной известной системы, чем обосновать покупку российской системы за 1-1,5 млн. долларов.

Если говорить об эффективности использования ИТ оборудования и если воспринимать этот вопрос не как чисто аппаратное оборудование, а комплексно (компьютеры плюс используемое программное обеспечение, связь, другая периферия), то бывают парадоксальные ситуации. Например, несколько лет назад один крупнейший российский банк приобрел дорогую западную систему для корпоративной деятельности и до сих пор ее не использует, положив коробку с дистрибутивами на полку, но при этом исправно платя за сопровождение. Была ли это дань моды? Вряд ли. Просто на тот момент так сложилось, что было принято решение о покупке, но потом по каким-то внутри политическим причинам от использования системы отказались.

Но это, как правило, исключение из практики. Все-таки, те инвестиции, которые вкладываются собственниками банка в инфраструктуру ИТ, как правило, осваиваются, и оборудование не простаивает. Другой вопрос – эффективность использования. Здесь не хотелось бы обобщать, т.к. это сложная для обсуждения тема, требующая взвешенного рассмотрения каждого отдельного проекта.

Безусловно, оценки развития ИТ в российских банках приходится слышать самые разные. Конечно же истина лежит где-то по середине - утверждение о том что ИТ для банков является самым передовым и продвинутыми также неверно, как и то, что в банках ситуация катастрофически плоха. В целом, положение с ИТ в банках можно оценить как среднее. Да, банковский рынок на протяжении 10-12 лет являлся одним из наиболее емких сегментов рынка ИТ, и поэтому инвестиции в ИТ в банках были гораздо выше, чем в других сегментах рынка.

В то же время, даже если рассматривать десятку самых крупных банков страны, то нельзя сказать, что ситуация с ИТ у каждого из них лучше чем у банков второго десятка или банков первой сотни. Это связано с тем, что далеко не всегда большие инвестиции в ИТ дают тот эффект, который ожидает банк. Более того, крупнейшие российские банки (к примеру, банки первой 20-ки) чаще испытывают проблемы с ИТ, нежели мелкие банки, поскольку в крупных банках задачи масштабнее и ИТ зачастую испытывает на себе воздействие от внутриполитических проблем. Одна из этих проблем - взаимодействие ИТ с бизнес-подразделениями.

Что касается развития ИТ в банках, то до недавнего времени банковские ИТ развивались довольно хаотично, вместе с собственно бизнесом банков, при этом зачастую без какой либо стратегии. Но это не вина специалистов по банковским ИТ, скорее это объективное отражение ситуации в нашей стране, когда бизнес не мог строить долговременных планов и развивался по ситуации.

Если говорить о технических оценках автоматизации, то можно сказать, что, как правило, в российских банках достаточно хорошо автоматизированы задачи, относящиеся к работе офиса. Что касается автоматизации фронт-офиса, управления рисками и систем управленческой информации и анализа, то это задачи, для решения которых многим банкам ещё предстоит напряженно работать. Причины этому кроются в том, что данные задачи не так давно ставятся во многих российских банках даже на уровне методологии. Если же рассматривать текущий уровень автоматизации в разрезе направлений деятельности банков, то наиболее слабо автоматизированы инвестиционные процессы, поскольку и игроков на рынке ИТ, поставляющих инвестиционные решение очень мало, да и сами по себе эти процессы достаточно сложные.

Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты.

^

Список используемых источников





  1. Автоматизация банковской деятельности. / АО Московское финансовое объединение / Под ред. Кудикова. – М.: АОЗТ “Вече”. 2004.

  2. Автоматизация расчетных операций банков и фондовых бирж. – М.: Церих, 2002.

  3. Барановская Т.П. и др. Информационные системы и технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  4. Барановская Т.П., Лойко В.И., Семенов М.И., Трубилин А.И. Информационные системы и технологии в экономике. – М., 2003

  5. Буркин М., Трошин Д. Информационное обеспечение технологического развития банка // Банковские технологии. - №08. – 2004

  6. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

  7. Лапиров А. Автоматизация банковского зазеркалья // Банковские технологии. - №07. - 2004

  8. Рогачев А. Информационные технологии в банках вчера и сегодня // Банковские технологии. - №08. -2004.

  9. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.: ДМК Пресс, 2002.

  10. Уткин В. Б., Балдин К. В. Информационные системы и технологии в экономике. – М., 2003

  11. Черенков А. П. Информационные системы для экономистов. Учебное пособие. – М., 2002




i Автоматизация расчетных операций банков и фондовых бирж. - Москва: Церих, 1992.- с. 34-36

ii Абалкин Л.И. Банковская система России - Кн.3. Настольная книга банкира: В 3-х кн./ Л.И.Абалкин,Г.А.Аболихина, М.Г.Алибеков и др. - М.: ДеКА, 1995. - с. 45



Скачать файл (107.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru