Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международные экономические отношения - файл Все.doc


Загрузка...
Лекции - Международные экономические отношения
скачать (177.9 kb.)

Доступные файлы (10):

Все.doc404kb.31.03.2008 00:52скачать
Межд миграции раб силы.doc82kb.29.02.2008 19:53скачать
Межд рынок услуг.doc105kb.10.04.2007 20:00скачать
Международный научно-технический обмен.doc59kb.29.02.2008 20:16скачать
МЭО Глобализация.doc55kb.29.02.2008 20:14скачать
Неравномерность экономического развития.doc50kb.29.02.2008 20:23скачать
Протекционизм.doc67kb.29.02.2008 20:37скачать
Россия в МЭО.doc86kb.29.02.2008 20:25скачать
Стандартная модель торговли.doc71kb.29.02.2008 20:42скачать
Теория спец факторов.doc30kb.29.02.2008 20:26скачать

Все.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция № 6
Тема. Международный рынок рабочей силы и его регулирование.

Международные миграции населения.

  1. Регулирование международного рынка рабочей силы.

    1. Регулирование иммиграции (въезда иностранных работников)

    2. Стимулирование реэмиграции (выезда иностранных работников на родину)

    3. Регулирование эмиграции.

    4. Международное регулирование трудовых миграций.

  2. Проблема «утечки умов»

1. Международный рынок рабочей силы.
Международный рынок рабочей силы проявляется 1) в международных миграциях рабочей силы и 2) в международном межфирменном или внутрифирменном командировании специалистов, в международных деловых поездках.

Международная миграция населения – территориальное движение населения, пересекающее национальные границы.

Эмиграция – выезд из страны, иммиграция – въезд. Реэмиграция – выезд ранее въехавших.

Виды миграции по продолжительности пребывания за границей:

  • безвозвратная,

  • временно-постоянная (от 1 до 6 лет),

  • сезонная,

  • маятниковая (ежедневные поездки на работу за границу).

Виды миграции по причинам:

  • вынужденная миграция –

  • по политическим причинам,

  • по военным причинам,

  • по экологическим причинам;

  • добровольная миграция –

  • трудовая миграция (из-за различий в уровнях зарплаты в разных странах).


Вынужденные миграции.

  • После II Мировой Войны –

  • переселение немцев, проживавших восточнее послевоенной границы Германии;

  • 6 млн. японцев были выселены из Китая и Кореи на в Японию.

  • После образования Израиля были выселены 3 млн. палестинских арабов.

  • Война в Югославии привела к бегству 2,3 млн. вынужденных переселенцев.

  • Распад СССР привел к перемещению 6 млн. беженцев.

Численность вынужденных мигрантов в 80-90 е гг. ХХ в.

  • Африка – примерно 12 млн.

  • Азия – более 5 млн. (из-за войн в Афганистане).

  • Европа – примерно 1,8 млн.

  • США – 1 млн.

  • В 1994 г. в мире было 274 млн. беженцев. Из них 83% осели в развивающихся странах.


Трудовые миграции.

В 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн. трудовых мигрантов, в 1993 – 30 млн. чел.

В XIX в центрами притяжения миграции были тогда бедные капиталом колонии: Северная Америка и Австралия.

Во 2 пол. XIX в – начале XX в. образовывались переселенческие государства. Шло переселение из Индии и Китая в Юго-Восточную Азию и районы Индийского океана.

Во 2 пол. XX в. образовались новые центры притяжения миграции в Западной Европе. шло переселение из менее развитых в более развитые страны.

В 1970-е гг. крупным центром иммиграции стал район Персидского залива.

Израиль на 2/3 увеличил свое население за счет иммиграции, причем на 1/3 – из СССР.
Влияние миграции на рынок труда принимающей страны и страны – донора.

Выигрыши и проигрыши от трудовой миграции.

  • Снижение заработной платы вследствие иммиграции часто вызывает недовольство местного населения приезжими.

  • Сложность решения социальных проблем иммигрантом заставляет правительство ограничивать иммиграцию.

Влияние миграции на

  • принимающие страны:

+ увеличивается население;

+ улучшается возрастная структура населения;

+ экономия на подготовке специалистов;

+ стоимость товаров, произведенных иммигрантами;

+ налоговые поступления;

+ увеличение спроса;

+ создание рабочих мест иммигрантами – предпринимателями;

+ «приток умов»;

- в отдельных отраслях снижается зарплата.

  • страны – доноры:

  • депопуляция;

  • уход наиболее квалифицированной рабочей силы;

  • «утечка мозгов»;

  • валютные поступления от переводов оставшимся на Родине родственникам увеличивает спрос, что при узости внутреннего рынка ведет к инфляции и росу импорта;

+ приобщение временных мигрантов к более высокой технологии, трудовой этике.

Тенденции миграции.

  • Резкое увеличение общих масштабов.

  • Рост трудовой миграции.

  • Рост нелегальной миграции.

  • Рост миграции на экологической основе, по военным причинам.

  • Образование диаспор.


2. Регулирование международного рынка рабочей силы.
Регулирование трудовых миграций государством.

Регулирование трудовых миграций должно соответствовать потребностям рынка труда в зависимости от фазы экономического цикла. Во время спада государство должно способствовать поискам работы за рубежом, а во время подъема – возвращению специалистов.
2.a. Регулирование иммиграции (въезда иностранных работников).

Государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. К «желательным» категориям обычно относятся:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

  • специалисты для новых и перспективных отраслей;

  • представители редких профессий;

  • специалисты с мировым именем;

  • крупные бизнесмены.


Инструменты регулирования иммиграции.

  • Требования к профессиональной квалификации.

  • Ограничения личного характера. (В страну не допускаются наркоманы, вич- инфицированные, психически больные, судимые).

  • Количественное квотирование.

  • Экономическое регулирование. (Разрешение на использование иностранной рабочей силы выдается предприятиям, достигшим определенного объема оборота или продаж, внесшим специальные платежи в бюджет. Частным лицам въезд разрешается только если они готовы инвестировать в экономику страны определенную сумму.)

  • Ограничения времени пребывания иммигрантов.

    • Жесткая ротация. пребывание от 1 до 3-5 лет без приезда семей. Используется ФРГ.

    • Семейная иммиграция. Характерна для Франции, Бельгии, Великобритании. Способствует расширению внутреннего рынка.

    • Ассимилированная иммиграция. Предусматривает получение гражданства через определенный срок пребывания. Характерна для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

  • Географические приоритеты.

  • Запреты. Устанавливаются в форме перечня отраслей, закрытых для иммигрантов. Полицейскими методами пресекается нелегальная миграция.


2.b. Стимулирование реэмиграции (возвращения иностранных работников на родину).

  • Программы стимулирования реэмиграции. Включают широкий круг мер от принудительного выдворения до выплаты пособий иммигрантам, решившим вернуться на родину. Недостаток таких программ в необходимости значительных расходов госбюджета. Используются ФРГ, Францией, Нидерландами.

  • ^ Программы профессиональной подготовки иммигрантов. По идее, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине. Однако это само по себе не гарантирует получение работы по данной специальности на родине. Поэтому интерес к таким программам со стороны иммигрантов низок. Используются Францией, ФРГ, Швейцарией.

  • ^ Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание предприятий в развивающихся странах, где могли бы работать реэмигранты по возвращении на родину. Пример – сотрудничество ФРГ и Турции. Такие программы часто становятся неэффективными при сокращении государственного финансирования. Кроме того, страны эмиграции зачастую не заинтересованы в возвращении своих граждан.


2.c. Регулирование эмиграции.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла:

  1. выезд,

  2. пребывание за границей,

  3. возвращение на родину.

На практике это сводится к соблюдению следующих принципов.

    • Обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство.

    • Гарантия возвращения мигрантов на родину.

    • Обеспечение поступления и эффективного использования денежных переводов мигрантов.

    • Смягчение безработицы благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом.

    • Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, ощущающих нехватку рабочей силы.

    • Прием репатриантов, освоивших за рубежом нужные стране специальности.

    • Предоставление социальных гарантий трудящимся – эмигрантам.


2.d. Международное регулирование трудовых миграций.
Международно-правовые документы, регулирующие процесс миграции рабочей силы внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер.

В рамках ЕС действуют следующие документы.

  • Параграф 52 Римского договора 1957 г. предоставляет гражданам стран – членов ЕЭС право поиска работы на всей его территории.

  • Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила.

  • Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища.

  • Хартия основных социальных прав рабочих ЕС декабря 1989 г.гарантировала свободу перемещения по всей территории ЕЭС, свободу выбора вида занятия или профессии на основе равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.

Однако существуют опасения, что в результате такой политики высококвалифицированные кадры начнут концентрироваться в наиболее развитых странах. Низкоквалифицированные кадры окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы может стать ее демпинг.
3. Проблема «утечки умов».
«Утечка умов», или интеллектуальная эмиграция – это безвозвратная эмиграция кадров наиболее высокой квалификации – работников науки, инженеров, врачей.

«Утечка умов» наиболее распространена в двух формах:

  • выезд ученых за рубеж;

  • невозвращение из-за рубежа после получения там высшего образования.


Причины «утечки умов».

  • Экономического характера.

    • Высокие доходы в принимающей стране.

    • Программы стимулирования интеллектуальной иммиграции, осуществляемые правительствами стран Запада, нуждающихся в специалистах в связи с бурным развитием НТР.

    • Возможность достичь больший научных результатов за счет лучшего финансирования научных исследований.

  • Социального характера.

    • Невостребованность таланта, опыта и квалификации на родине в условиях кризиса.

    • Признание в научных кругах принимающей страны, или непризнание на родине.

    • Стремление присоединиться к зарубежным научным школам.

    • Возможность достичь высокого положения в обществе.


Направления интеллектуальной миграции.

  • На рубеже 40-50-х годов массовая «утечка умов» впервые проявляется в пределах промышленно развитых стран. Например, из Западной Европы в США. Объясняется , в основном, неэкономическими причинами.

  • Со второй половины 60-х гг. «утечка умов» приобретает особый размах. Начинается «утечка умов» из развивающихся стран.

  • 1980-е годы. Из развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки в США и др. развитые страны. В середине 90-х только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имевших ученую степень, что больше, чем в самой Корейской Республике. Это объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину.

  • ^ В 90-е годы интеллектуальная эмиграция начала осуществляться из стран Восточной Европы.

  • Вплоть до последнего времени основной поток умов в США и Западную Европу шел из Индии, Пакистана и Египта.


Тенденции «утечки умов».

  • В ближайшее время может произойти переориентация в связи с изменением ситуации в странах Восточной Европы и бывшего СССР.

  • ^ По крайней мере, 2/3 «притока умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов в США составляет 17%, в т.ч. 40% инженеров и «компьютерщиков», около половины математиков, большое количество преподавателей технических дисциплин..

  • ^ По прогнозам европейских экспертов, скоро увеличится «приток умов» в ЕС. Либерализация коммерческого законодательства и увеличение жизненного пространства для компаний в ЕС будет стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. Спрос на высококвалифицированную рабочую силу будет настолько большим, что сюда устремятся мигранты из третьих стран.


^ Влияние интеллектуальной миграции на принимающие страны.

  • Экономия на подготовке специалистов. Затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. дол.

  • Концентрация интеллектуальной элиты. Усиливается научный потенциал за счет обмена знаниями, специализации научного труда.

  • В 70-е годы чистый выигрыш для США от привлечения «среднего» ученого гуманитария состкавлял 230 тыс. дол., ученого в области общественных наук – 235 тыс. дол., инженера – 253 тыс. дол., врача – 646 тыс. дол. Экономия США только в сфере образования и научной деятельности составила 15 млрд. дол.


^ Влияние «утечки умов» на страны-доноры.

  • Урон интеллектуальному потенциалу страны. Суть проблемы не в количестве уезжающих специалистов, а в их значимости. Отъезд неформально лидирующего сотрудника может парализовать работу научного коллектива. Так, из-за отъезда специалистов в США, в 40-50-е гг. пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции

  • Истощается научно-технический потенциал.

  • Сдерживается экономическое развитие.

  • Увеличиваются диспропорции в экономическом развитии разных подсистем мирового хозяйства.



Выводы.
Особенно остро проблемы перенаселенности, бедности, безработицы стоят перед развивающимися странами.

Эта подсистема, в которой проживает наибольшая доля населения мира обладает и наибольшими запасами природных ресурсов.

Однако из-за преимущественно экстенсивного пути развития и высокой рождаемости во многих странах этой подсистемы происходит снижение ВВП на душу населения.

Данные противоречия приводят к обострению международных отношений, выражающемуся в росте международного терроризма, локальных войнах.

Решение проблемы может быть найдено в сочетании международной помощи в форме передачи эффективных, ресурсосберегающих, экологичных технологий и регулирования рождаемости.

Межстрановые потоки рабочей силы оказывают значительное влияние на благосостояние как принимающих стран, так и стран – доноров. Необходима взвешенная политика регулирования международного рынка рабочей силы, учитывающая как основополагающие права человека, так и экономические интересы страны.

Тема. Международный рынок услуг, его сегменты.

Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг

  1. Сегменты международного рынка услуг

  2. Международный туризм

  3. Транспорт

    1. Роль Трансмодального транспортного коридора «Север-ЮГ» в международной транспортной сети.

  4. Мировой рынок информации. Информационные услуги.


1. Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг.
Услуги (services) - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Данное определение услугам впервые было принято справочником «Либерализация международных операций с услугами», разработанным ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов.

Услуги можно рассматривать как своеобразный невидимый товар, по чьему-то образному замечанию - «всё, что можно продать, но нельзя уронить на ногу».

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделённых на 12 основных разделов:

В последнее время все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена.

Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран.
Предпосылками формирования международного рынка услуг явились:

перемещение 35-40% ЭАН к концу ХХ века из промышленности в сферу услуг;

развитие международной торговли товарами, которая дополняется и опосредуется услугами.

В результате в 1980-е – 90-е годы доля услуг в ВНП

в странах ОЭСР увеличилась с 56% до 68%;

в странах ЮГО-Восточной Азии и Латинской Америки достигла 55%.

На сферу услуг приходится:

62-74% ВМП,

63-75% общей численности занятых.

Инвестиции в сферу услуг опережают рост инвестиций в добывающую и обрабатывающую промышленность.

Причины отставания торговли услугами от торговли товарами.

Однако международная торговля услугами продолжает играть второстепенную роль. ^ Экспорт услуг составляет лишь 18-22% в сумме экспорта товаров и услуг. Это объясняется объясняются следующими причинами:

1. Многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются только на национальном уровне.

2. Активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене.

3. ^ Торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.
Изменения произошли в ходе работы Уругвайского раунда ГАТТ.

Было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Заключение этого соглашения стало важным шагом по включению торговли услугами в многостороннюю систему свободной торговли.

Участники этого Соглашения обязуются развивать процесс либерализации и не принимать каких-либо дискриминационных мер также в сфере услуг.

Динамика развития международного рынка услуг.

Предпосылки и особенности формирования м. р. у.

Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам.

В настоящее время ВТО (Всемирная торговая организация) ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм.

В 1997 году достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) и страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.
Показатели развития сферы услуг.

Роль услуг в экономике стран оценивается с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.
2. Сегменты международного рынка услуг.
Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (компьютерные услуги, услуги информационных электронных сетей, видеобизнес), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства.

Сегменты международного рынка услуг.

«Экстернализация» услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Региональная структура международной торговли услугами

Сегменты международного рынка услуг.

Что касается региональной структуры мировой торговли услугами, то Северная Америка и Азия более динамично увеличивали свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа, о чем свидетельствует таблица (слайд №16). Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили свою специализацию в этой сфере. Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг).

Сегменты международного рынка услуг.

Среди развивающихся стран в мировой торговле услугами выделяются три группы стран:

1. Новые индустриальные страны, особенно азиатского региона: Корея, Сингапур, Гонконг, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении последних двух десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

2. Островные и малые гос-ва. Характеризуются ярко выраженной специализацией на туристических, финансовых, либо транспортных услугах.

3. Наименее развитые страны, являющиеся поставщиками на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.
3. Международные поездки. Международный туризм.
Международные поездки как форму торговли услугами важно отличать от международной миграции рабочей силы как формы передвижения фактора производства.

В платежном балансе международные поездки учитываются только как стоимость товаров и услуг, приобретаемых путешественниками за рубежом, если они находятся там не менее года и считаются нерезидентами.

Путешественник – человек, находящийся менее одного года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения другой страны или членом его семьи и не работает на резидента.

Путешественники считаются туристами, если они провели хотя бы одну ночь в стране посещения. Если они провели за границей менее 24 часа, то они считаются экскурсантами.

Классификация международных поездок.




Включают

Исключают

Деловые поездки

Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по делу: экипажей судов и самолетов, сотрудников правительственных органов, международных организаций, частных фирм, сезонных рабочих.

Расходы, покупки и продажи, совершенные путешественниками от лица и за счет посылающей организации.

Личные поездки

Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по личным делам (туризм): отдых, занятия спортом, посещение родственников, обучение, лечение, отправление религиозных нужд.

Перевозку путешественников за границу и обратно (включается в услуги пассажирского международного транспорта)


Туристом является любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
^ Рекреационный туризм — это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова: с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встреч с друзьями и родственниками.

Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.

Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.
Статистика туризма.

Темпы роста числа прибытий иностранных туристов 5,1% ежегодно, а валютных поступлений — 14%.

В начале 90-х годов доход от международного туризма составил 7% мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг.

50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма, Испании - 5% ВВП, США - 5% стоимости экспорта, Турции - 20% стоимости экспорта.

На промышленно развитые страны приходится 70—75% зарубежных поездок, на ЕС - 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
Значение туризма для экономики страны.

Выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и косметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы.

Туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере.

Тризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.
Отличительные особенности туризма.

Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентств), охватывающих все сегменты туристического рынка.

Сезонность, приводящая к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы, требующих ресурсов для своего поддержания.

Конъюнктура изменчива и значительно зависит от стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др.

Тенденции международного туризма.

Индивидуальная туристическая активность. В 90-х годах примерно 40% туристов из развитых стран самостоятельно организовывали свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм.

Распространяются новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства, имеющие свою репутацию, клиентуру и сбытовую сеть
4. Транспорт.
Транспорт является фактором размещения производительных сил. Международная специализация происходит только если транспортные расходы меньше выгод от специализации.

Транспорт связан с ВВП двусторонней зависимостью.
Показатели развития транспорта.

Соотношение ВВП и грузооборота.

В развитых странах – 2,4 т/км. на 1$ ВВП.

В Восточной Европе 5,3 т/км. на 1$ ВВП.

Эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения.

Доля фрахта в стоимости импорта.

В развитых странах - 5%.

В развивающихся – 10%.

В Восточноевропейских – свыше 10%.

Структура перевозок.

Динамика пассажирских перевозок растет относительно ВВП, а динамика грузоперевозок сокращается.
Распределение видов транспорта.

По весу перевозимых грузов, в порядке убывания:

автомобильный,

железнодорожный,

морской,

трубопроводный,

речной,

авиационный.

По грузообороту (т.км.) лидирует морской транспорт (60%)

Тенденции грузовых перевозок.

В 50-70-е гг. ХХ в. росла доля наливного флота.

В 80-е гг. ХХ в. росла доля сухогрузов.

Рост контейнеризации и смешанных перевозок. В 1980-е гг. морские контейнерные перевозки росли на 9% в год.

Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса на национальном, международном, межконтинентальном уровнях составляют транспортную сеть. Транспортная сеть не преодолела фрагментации.

С начала ХХ века транспортные тарифы снизились в 12 раз, что способствовало развитию международной торговли..

Транспорт в промышленно развитых странах.

Густота автодорог в Западной Европе 93,2 км/100 кв. км., в США – 66,5 км/100кв.км.

Густота железных дорог в Западной Европе 21,9 км./100кв.км.

Развитые страны контролируют 60,5% тоннажа морского флота, причем 39% приходится на Грецию, Японию, США, Норвегию.

На 1 т общественного продукта приходится 860 т.км.

На 1 жителя приходится 20-25 т грузов в год.

Мобильность людей в США составляет 19,2 тыс.км. на человека в год.

Тенденции морского транспорта в промышленно-развитых странах.

Растет тоннаж «под удобным флагом». Судовладельцам из развитых стран выгоднее зарегистрировать свои суда не в своих странах, а в странах с более низкими налогами на флот, с более низкой стоимостью обслуживания судов, расположенных на перекрестках морских путей. Это Либерия, Панама, Багамы, Бермуды, Кипр. В 1995 г. 58% тоннажа индустриально развитых стран ходили «под удобными флагами».

Снижение фрахтовой стоимости и рост стоимости рабочей силы привели к сокращению национальных флотов развитых стран.

Транспорт в развивающихся странах.

Развивающиеся страны контролируют

35% мирового торгового флота,

10% мирового легкового автопарка,

20% грузового автопарка и автобусов.

КНР и Южная Корея – крупнейшие судовладельческие державы. На них приходится 12,2% мирового флота.

Плотность дорог сильно различается по странам. Например, в Саудовской Аравии – 4 км. на 100 кв.км, а в Шри-Ланке 232 км. на 100 кв.км.

Только 16 авиакомпаний развивающихся стран входят в число 50 крупнейших. Однако иметь хотя бы 1 национальную авиакомпанию – вопрос престижа для многих развивающихся стран. Поэтому правительства субсидируют такие авиакомпании.

Международный транспорт – услуги всех видов транспорта, оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

Классификация международных транспортных услуг.




Включают

Исключают

Пассажироперевозки.

Услуги, связанные с перевозкой нерезидентов (экспорт - Кт) перевозчиками-резидентами и резидентов перевозчиками-нерезидентами (импорт Дт)

Перевозки нерезидентов транспортными компаниями-резидентами внутри своей страны (включаются в поездки)

Грузоперевозки

Все услуги по доставке экспортного (Кт) или импортного (Дт) товара, после того как товар был погружен на борт перевозчика, до доставки его в порт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если они предоставляются перевозчиком

Погрузку/разгрузку, если они осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс)

Аренда перевозчика с экипажем

Услуги по сдаче в аренду резидентом нерезиденту (экспорт – Кт) и нерезидентом резиденту (импорт – Дт) судов, самолетов, автомобилей с экипажем на ограниченный период времени для перевозки товаров или пассажиров.

Аренду перевозчика без экипажа (включается в прочие бизнес-услуги); финансовые Лизы.

Обеспечивающие и вспомогательные услуги.

Услуги, предоставляемые в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка контейнеров), хранение, упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка, техобслуживание и помывка транспортного оборудования; комиссионные и агентские платежи.

Товары, купленные в порту перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству)


Транспортные издержки – все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включая стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Включение транспортных издержек в модель частного равновесия снижает цену по сравнению с мировой в стране – экспортере и повышает – в стране импортере таким образом, что разница между этими ценами составляют транспортные издержки. При этом объем международной торговли сокращается. Поэтому развитие транспорта и сокращение транспортных издержек способствуют расширению международной торгови.
Размещение предприятий.

Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении предприятий.

С точки зрения территориального разделения труда выделяют следующие группы отраслей.

  • Отрасли, ориентированные на ресурсы, в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого они производятся.

  • Отрасли, ориентированные на рынок, отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из которого она производится. Такую продукцию называют «набирающей вес». Как правило, это обрабатывающие отрасли. Пример – производство прохладительных напитков.

  • Свободно ориентированные отрасли – территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам сырья, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю их цены. Пример: электронные компоненты, драгоценности. При размещении производств решающее значение имеют издержки производства, а не транспортные издержки.


4.а. Роль Трансмодального транспортного коридора «Север-Юг» в международной транспортной сети.
Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими и другими европейскими странами.

В развитие коридора «Север – Юг» инвестируется гораздо меньше средств, чем в Транссиб.

Причина заключается в том, что в коридоре необходимо ликвидировать узкие места и поэтому он не дает такой быстрой окупаемости, как Транссиб.
  1   2   3



Скачать файл (177.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации