Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международные экономические отношения - файл Межд миграции раб силы.doc


Загрузка...
Лекции - Международные экономические отношения
скачать (177.9 kb.)

Доступные файлы (10):

Все.doc404kb.31.03.2008 00:52скачать
Межд миграции раб силы.doc82kb.29.02.2008 19:53скачать
Межд рынок услуг.doc105kb.10.04.2007 20:00скачать
Международный научно-технический обмен.doc59kb.29.02.2008 20:16скачать
МЭО Глобализация.doc55kb.29.02.2008 20:14скачать
Неравномерность экономического развития.doc50kb.29.02.2008 20:23скачать
Протекционизм.doc67kb.29.02.2008 20:37скачать
Россия в МЭО.doc86kb.29.02.2008 20:25скачать
Стандартная модель торговли.doc71kb.29.02.2008 20:42скачать
Теория спец факторов.doc30kb.29.02.2008 20:26скачать

Межд миграции раб силы.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция № 6
Тема. Международный рынок рабочей силы и его регулирование.
Цель лекции. Углубить знание международного рынка труда, его тенденций, влияния на экономику и регулирования.
Продолжительность лекции. – 2 часа.
План лекции.

  1. Международные миграции населения.

  2. Регулирование международного рынка рабочей силы.

    1. Регулирование иммиграции (въезда иностранных работников)

    2. Стимулирование реэмиграции (выезда иностранных работников на родину)

    3. Регулирование эмиграции.

    4. Международное регулирование трудовых миграций.

  3. Проблема «утечки умов»


Литература.

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 2001. -гл. 8.

  2. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.-Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Междунар. отношения, 1998, гл. 10

  3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. –М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998, гл. 12.

  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2001, гл. 6.

  5. Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992, гл. 23.

  6. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. -М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство "Дело и Сервис", 1998, гл. 5, п. 2.

  7. Основы внешнеэкономических связей / Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Международные отношения , 1994, гл, 5.

  8. Россия : внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Международные отношения, 1993 ,гл. 19.

  9. Мировой рынок труда: новая реальность. – М.: Наука, 1994.


1. Международный рынок рабочей силы.
Международный рынок рабочей силы проявляется 1) в международных миграциях рабочей силы и 2) в международном межфирменном или внутрифирменном командировании специалистов, в международных деловых поездках.

Международная миграция населения – территориальное движение населения, пересекающее национальные границы.

Эмиграция – выезд из страны, иммиграция – въезд. Реэмиграция – выезд ранее въехавших.

Виды миграции по продолжительности пребывания за границей:

  • безвозвратная,

  • временно-постоянная (от 1 до 6 лет),

  • сезонная,

  • маятниковая (ежедневные поездки на работу за границу).

Виды миграции по причинам:

  • вынужденная миграция –

  • по политическим причинам,

  • по военным причинам,

  • по экологическим причинам;

  • добровольная миграция –

  • трудовая миграция (из-за различий в уровнях зарплаты в разных странах).


Вынужденные миграции.

  • После II Мировой Войны –

  • переселение немцев, проживавших восточнее послевоенной границы Германии;

  • 6 млн. японцев были выселены из Китая и Кореи на в Японию.

  • После образования Израиля были выселены 3 млн. палестинских арабов.

  • Война в Югославии привела к бегству 2,3 млн. вынужденных переселенцев.

  • Распад СССР привел к перемещению 6 млн. беженцев.

Численность вынужденных мигрантов в 80-90 е гг. ХХ в.

  • Африка – примерно 12 млн.

  • Азия – более 5 млн. (из-за войн в Афганистане).

  • Европа – примерно 1,8 млн.

  • США – 1 млн.

  • В 1994 г. в мире было 274 млн. беженцев. Из них 83% осели в развивающихся странах.


Трудовые миграции.

В 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн. трудовых мигрантов, в 1993 – 30 млн. чел.

В XIX в центрами притяжения миграции были тогда бедные капиталом колонии: Северная Америка и Австралия.

Во 2 пол. XIX в – начале XX в. образовывались переселенческие государства. Шло переселение из Индии и Китая в Юго-Восточную Азию и районы Индийского океана.

Во 2 пол. XX в. образовались новые центры притяжения миграции в Западной Европе. шло переселение из менее развитых в более развитые страны.

В 1970-е гг. крупным центром иммиграции стал район Персидского залива.

Израиль на 2/3 увеличил свое население за счет иммиграции, причем на 1/3 – из СССР.
Влияние миграции на рынок труда принимающей страны и страны – донора.

Выигрыши и проигрыши от трудовой миграции.

  • Снижение заработной платы вследствие иммиграции часто вызывает недовольство местного населения приезжими.

  • Сложность решения социальных проблем иммигрантом заставляет правительство ограничивать иммиграцию.

Влияние миграции на

  • принимающие страны:

+ увеличивается население;

+ улучшается возрастная структура населения;

+ экономия на подготовке специалистов;

+ стоимость товаров, произведенных иммигрантами;

+ налоговые поступления;

+ увеличение спроса;

+ создание рабочих мест иммигрантами – предпринимателями;

+ «приток умов»;

- в отдельных отраслях снижается зарплата.

  • страны – доноры:

  • депопуляция;

  • уход наиболее квалифицированной рабочей силы;

  • «утечка мозгов»;

  • валютные поступления от переводов оставшимся на Родине родственникам увеличивает спрос, что при узости внутреннего рынка ведет к инфляции и росу импорта;

+ приобщение временных мигрантов к более высокой технологии, трудовой этике.

Тенденции миграции.

  • Резкое увеличение общих масштабов.

  • Рост трудовой миграции.

  • Рост нелегальной миграции.

  • Рост миграции на экологической основе, по военным причинам.

  • Образование диаспор.


2. Регулирование международного рынка рабочей силы.
Регулирование трудовых миграций государством.

Регулирование трудовых миграций должно соответствовать потребностям рынка труда в зависимости от фазы экономического цикла. Во время спада государство должно способствовать поискам работы за рубежом, а во время подъема – возвращению специалистов.
2.a. Регулирование иммиграции (въезда иностранных работников).

Государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. К «желательным» категориям обычно относятся:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

  • специалисты для новых и перспективных отраслей;

  • представители редких профессий;

  • специалисты с мировым именем;

  • крупные бизнесмены.


Инструменты регулирования иммиграции.

  • Требования к профессиональной квалификации.

  • Ограничения личного характера. (В страну не допускаются наркоманы, вич- инфицированные, психически больные, судимые).

  • Количественное квотирование.

  • Экономическое регулирование. (Разрешение на использование иностранной рабочей силы выдается предприятиям, достигшим определенного объема оборота или продаж, внесшим специальные платежи в бюджет. Частным лицам въезд разрешается только если они готовы инвестировать в экономику страны определенную сумму.)

  • Ограничения времени пребывания иммигрантов.

    • Жесткая ротация. пребывание от 1 до 3-5 лет без приезда семей. Используется ФРГ.

    • Семейная иммиграция. Характерна для Франции, Бельгии, Великобритании. Способствует расширению внутреннего рынка.

    • Ассимилированная иммиграция. Предусматривает получение гражданства через определенный срок пребывания. Характерна для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

  • Географические приоритеты.

  • Запреты. Устанавливаются в форме перечня отраслей, закрытых для иммигрантов. Полицейскими методами пресекается нелегальная миграция.


2.b. Стимулирование реэмиграции (возвращения иностранных работников на родину).

  • Программы стимулирования реэмиграции. Включают широкий круг мер от принудительного выдворения до выплаты пособий иммигрантам, решившим вернуться на родину. Недостаток таких программ в необходимости значительных расходов госбюджета. Используются ФРГ, Францией, Нидерландами.

  • ^ Программы профессиональной подготовки иммигрантов. По идее, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине. Однако это само по себе не гарантирует получение работы по данной специальности на родине. Поэтому интерес к таким программам со стороны иммигрантов низок. Используются Францией, ФРГ, Швейцарией.

  • ^ Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание предприятий в развивающихся странах, где могли бы работать реэмигранты по возвращении на родину. Пример – сотрудничество ФРГ и Турции. Такие программы часто становятся неэффективными при сокращении государственного финансирования. Кроме того, страны эмиграции зачастую не заинтересованы в возвращении своих граждан.


2.c. Регулирование эмиграции.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла:

  1. выезд,

  2. пребывание за границей,

  3. возвращение на родину.

На практике это сводится к соблюдению следующих принципов.

    • Обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство.

    • Гарантия возвращения мигрантов на родину.

    • Обеспечение поступления и эффективного использования денежных переводов мигрантов.

    • Смягчение безработицы благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом.

    • Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, ощущающих нехватку рабочей силы.

    • Прием репатриантов, освоивших за рубежом нужные стране специальности.

    • Предоставление социальных гарантий трудящимся – эмигрантам.


2.d. Международное регулирование трудовых миграций.
Международно-правовые документы, регулирующие процесс миграции рабочей силы внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер.

В рамках ЕС действуют следующие документы.

  • Параграф 52 Римского договора 1957 г. предоставляет гражданам стран – членов ЕЭС право поиска работы на всей его территории.

  • Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила.

  • Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища.

  • Хартия основных социальных прав рабочих ЕС декабря 1989 г.гарантировала свободу перемещения по всей территории ЕЭС, свободу выбора вида занятия или профессии на основе равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.

Однако существуют опасения, что в результате такой политики высококвалифицированные кадры начнут концентрироваться в наиболее развитых странах. Низкоквалифицированные кадры окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы может стать ее демпинг.
3. Проблема «утечки умов».
«Утечка умов», или интеллектуальная эмиграция – это безвозвратная эмиграция кадров наиболее высокой квалификации – работников науки, инженеров, врачей.

«Утечка умов» наиболее распространена в двух формах:

  • выезд ученых за рубеж;

  • невозвращение из-за рубежа после получения там высшего образования.


Причины «утечки умов».

  • Экономического характера.

    • Высокие доходы в принимающей стране.

    • Программы стимулирования интеллектуальной иммиграции, осуществляемые правительствами стран Запада, нуждающихся в специалистах в связи с бурным развитием НТР.

    • Возможность достичь больший научных результатов за счет лучшего финансирования научных исследований.

  • Социального характера.

    • Невостребованность таланта, опыта и квалификации на родине в условиях кризиса.

    • Признание в научных кругах принимающей страны, или непризнание на родине.

    • Стремление присоединиться к зарубежным научным школам.

    • Возможность достичь высокого положения в обществе.


Направления интеллектуальной миграции.

  • На рубеже 40-50-х годов массовая «утечка умов» впервые проявляется в пределах промышленно развитых стран. Например, из Западной Европы в США. Объясняется , в основном, неэкономическими причинами.

  • Со второй половины 60-х гг. «утечка умов» приобретает особый размах. Начинается «утечка умов» из развивающихся стран.

  • 1980-е годы. Из развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки в США и др. развитые страны. В середине 90-х только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имевших ученую степень, что больше, чем в самой Корейской Республике. Это объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину.

  • ^ В 90-е годы интеллектуальная эмиграция начала осуществляться из стран Восточной Европы.

  • Вплоть до последнего времени основной поток умов в США и Западную Европу шел из Индии, Пакистана и Египта.


Тенденции «утечки умов».

  • В ближайшее время может произойти переориентация в связи с изменением ситуации в странах Восточной Европы и бывшего СССР.

  • ^ По крайней мере, 2/3 «притока умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов в США составляет 17%, в т.ч. 40% инженеров и «компьютерщиков», около половины математиков, большое количество преподавателей технических дисциплин..

  • ^ По прогнозам европейских экспертов, скоро увеличится «приток умов» в ЕС. Либерализация коммерческого законодательства и увеличение жизненного пространства для компаний в ЕС будет стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. Спрос на высококвалифицированную рабочую силу будет настолько большим, что сюда устремятся мигранты из третьих стран.


^ Влияние интеллектуальной миграции на принимающие страны.

  • Экономия на подготовке специалистов. Затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. дол.

  • Концентрация интеллектуальной элиты. Усиливается научный потенциал за счет обмена знаниями, специализации научного труда.

  • В 70-е годы чистый выигрыш для США от привлечения «среднего» ученого гуманитария состкавлял 230 тыс. дол., ученого в области общественных наук – 235 тыс. дол., инженера – 253 тыс. дол., врача – 646 тыс. дол. Экономия США только в сфере образования и научной деятельности составила 15 млрд. дол.


^ Влияние «утечки умов» на страны-доноры.

  • Урон интеллектуальному потенциалу страны. Суть проблемы не в количестве уезжающих специалистов, а в их значимости. Отъезд неформально лидирующего сотрудника может парализовать работу научного коллектива. Так, из-за отъезда специалистов в США, в 40-50-е гг. пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции

  • Истощается научно-технический потенциал.

  • Сдерживается экономическое развитие.

  • Увеличиваются диспропорции в экономическом развитии разных подсистем мирового хозяйства.



Выводы.
Особенно остро проблемы перенаселенности, бедности, безработицы стоят перед развивающимися странами.

Эта подсистема, в которой проживает наибольшая доля населения мира обладает и наибольшими запасами природных ресурсов.

Однако из-за преимущественно экстенсивного пути развития и высокой рождаемости во многих странах этой подсистемы происходит снижение ВВП на душу населения.

Данные противоречия приводят к обострению международных отношений, выражающемуся в росте международного терроризма, локальных войнах.

Решение проблемы может быть найдено в сочетании международной помощи в форме передачи эффективных, ресурсосберегающих, экологичных технологий и регулирования рождаемости.

Межстрановые потоки рабочей силы оказывают значительное влияние на благосостояние как принимающих стран, так и стран – доноров. Необходима взвешенная политика регулирования международного рынка рабочей силы, учитывающая как основополагающие права человека, так и экономические интересы страны.


Скачать файл (177.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации