Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международные экономические отношения - файл Межд рынок услуг.doc


Загрузка...
Лекции - Международные экономические отношения
скачать (177.9 kb.)

Доступные файлы (10):

Все.doc404kb.31.03.2008 00:52скачать
Межд миграции раб силы.doc82kb.29.02.2008 19:53скачать
Межд рынок услуг.doc105kb.10.04.2007 20:00скачать
Международный научно-технический обмен.doc59kb.29.02.2008 20:16скачать
МЭО Глобализация.doc55kb.29.02.2008 20:14скачать
Неравномерность экономического развития.doc50kb.29.02.2008 20:23скачать
Протекционизм.doc67kb.29.02.2008 20:37скачать
Россия в МЭО.doc86kb.29.02.2008 20:25скачать
Стандартная модель торговли.doc71kb.29.02.2008 20:42скачать
Теория спец факторов.doc30kb.29.02.2008 20:26скачать

Межд рынок услуг.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция № 4
Тема. Международный рынок услуг, его сегменты.
Цель лекции. Углубить знания о международном рынке услуг и его наиболее значимых сегментах.
Продолжительность лекции. – 2 часа.
План лекции.

  1. Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг

  2. Сегменты международного рынка услуг

  3. Международный туризм

  4. Транспорт

    1. Роль Трансмодального транспортного коридора «Север-ЮГ» в международной транспортной сети.

  5. Мировой рынок информации. Информационные услуги.


Литература.

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 2001, гл. 3 пп.4.

  2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие. М., 2001

  3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. -М.: Междунар. отношения, 1998, часть 1 гл. 8.

  4. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998, гл. 4.

  5. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. -М., 2000

  6. Пузакова Е.П. Честникова Международный туристический бизнес. -М., 1997

  7. Сенин В.С, Организация международного туризма: Учеб. пособие. -М., 2000

  8. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001, гл.9 п.4.


1. Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг.
Услуги (services) - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Данное определение услугам впервые было принято справочником «Либерализация международных операций с услугами», разработанным ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов.

Услуги можно рассматривать как своеобразный невидимый товар, по чьему-то образному замечанию - «всё, что можно продать, но нельзя уронить на ногу».

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделённых на 12 основных разделов:

В последнее время все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена.

Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран.
Предпосылками формирования международного рынка услуг явились:

перемещение 35-40% ЭАН к концу ХХ века из промышленности в сферу услуг;

развитие международной торговли товарами, которая дополняется и опосредуется услугами.

В результате в 1980-е – 90-е годы доля услуг в ВНП

в странах ОЭСР увеличилась с 56% до 68%;

в странах ЮГО-Восточной Азии и Латинской Америки достигла 55%.

На сферу услуг приходится:

62-74% ВМП,

63-75% общей численности занятых.

Инвестиции в сферу услуг опережают рост инвестиций в добывающую и обрабатывающую промышленность.

Причины отставания торговли услугами от торговли товарами.

Однако международная торговля услугами продолжает играть второстепенную роль. ^ Экспорт услуг составляет лишь 18-22% в сумме экспорта товаров и услуг. Это объясняется объясняются следующими причинами:

1. Многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются только на национальном уровне.

2. Активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене.

3. ^ Торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.
Изменения произошли в ходе работы Уругвайского раунда ГАТТ.

Было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Заключение этого соглашения стало важным шагом по включению торговли услугами в многостороннюю систему свободной торговли.

Участники этого Соглашения обязуются развивать процесс либерализации и не принимать каких-либо дискриминационных мер также в сфере услуг.

Динамика развития международного рынка услуг.

Предпосылки и особенности формирования м. р. у.

Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам.

В настоящее время ВТО (Всемирная торговая организация) ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм.

В 1997 году достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) и страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.
Показатели развития сферы услуг.

Роль услуг в экономике стран оценивается с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.
2. Сегменты международного рынка услуг.
Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (компьютерные услуги, услуги информационных электронных сетей, видеобизнес), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства.

Сегменты международного рынка услуг.

«Экстернализация» услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Региональная структура международной торговли услугами

Сегменты международного рынка услуг.

Что касается региональной структуры мировой торговли услугами, то Северная Америка и Азия более динамично увеличивали свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа, о чем свидетельствует таблица (слайд №16). Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили свою специализацию в этой сфере. Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг).

Сегменты международного рынка услуг.

Среди развивающихся стран в мировой торговле услугами выделяются три группы стран:

1. Новые индустриальные страны, особенно азиатского региона: Корея, Сингапур, Гонконг, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении последних двух десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

2. Островные и малые гос-ва. Характеризуются ярко выраженной специализацией на туристических, финансовых, либо транспортных услугах.

3. Наименее развитые страны, являющиеся поставщиками на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.
3. Международные поездки. Международный туризм.
Международные поездки как форму торговли услугами важно отличать от международной миграции рабочей силы как формы передвижения фактора производства.

В платежном балансе международные поездки учитываются только как стоимость товаров и услуг, приобретаемых путешественниками за рубежом, если они находятся там не менее года и считаются нерезидентами.

Путешественник – человек, находящийся менее одного года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения другой страны или членом его семьи и не работает на резидента.

Путешественники считаются туристами, если они провели хотя бы одну ночь в стране посещения. Если они провели за границей менее 24 часа, то они считаются экскурсантами.

Классификация международных поездок.




Включают

Исключают

Деловые поездки

Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по делу: экипажей судов и самолетов, сотрудников правительственных органов, международных организаций, частных фирм, сезонных рабочих.

Расходы, покупки и продажи, совершенные путешественниками от лица и за счет посылающей организации.

Личные поездки

Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по личным делам (туризм): отдых, занятия спортом, посещение родственников, обучение, лечение, отправление религиозных нужд.

Перевозку путешественников за границу и обратно (включается в услуги пассажирского международного транспорта)


Туристом является любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
^ Рекреационный туризм — это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова: с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встреч с друзьями и родственниками.

Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.

Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.
Статистика туризма.

Темпы роста числа прибытий иностранных туристов 5,1% ежегодно, а валютных поступлений — 14%.

В начале 90-х годов доход от международного туризма составил 7% мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг.

50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма, Испании - 5% ВВП, США - 5% стоимости экспорта, Турции - 20% стоимости экспорта.

На промышленно развитые страны приходится 70—75% зарубежных поездок, на ЕС - 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
Значение туризма для экономики страны.

Выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и косметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы.

Туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере.

Тризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.
Отличительные особенности туризма.

Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентств), охватывающих все сегменты туристического рынка.

Сезонность, приводящая к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы, требующих ресурсов для своего поддержания.

Конъюнктура изменчива и значительно зависит от стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др.

Тенденции международного туризма.

Индивидуальная туристическая активность. В 90-х годах примерно 40% туристов из развитых стран самостоятельно организовывали свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм.

Распространяются новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства, имеющие свою репутацию, клиентуру и сбытовую сеть
4. Транспорт.
Транспорт является фактором размещения производительных сил. Международная специализация происходит только если транспортные расходы меньше выгод от специализации.

Транспорт связан с ВВП двусторонней зависимостью.
Показатели развития транспорта.

Соотношение ВВП и грузооборота.

В развитых странах – 2,4 т/км. на 1$ ВВП.

В Восточной Европе 5,3 т/км. на 1$ ВВП.

Эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения.

Доля фрахта в стоимости импорта.

В развитых странах - 5%.

В развивающихся – 10%.

В Восточноевропейских – свыше 10%.

Структура перевозок.

Динамика пассажирских перевозок растет относительно ВВП, а динамика грузоперевозок сокращается.
Распределение видов транспорта.

По весу перевозимых грузов, в порядке убывания:

автомобильный,

железнодорожный,

морской,

трубопроводный,

речной,

авиационный.

По грузообороту (т.км.) лидирует морской транспорт (60%)

Тенденции грузовых перевозок.

В 50-70-е гг. ХХ в. росла доля наливного флота.

В 80-е гг. ХХ в. росла доля сухогрузов.

Рост контейнеризации и смешанных перевозок. В 1980-е гг. морские контейнерные перевозки росли на 9% в год.

Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса на национальном, международном, межконтинентальном уровнях составляют транспортную сеть. Транспортная сеть не преодолела фрагментации.

С начала ХХ века транспортные тарифы снизились в 12 раз, что способствовало развитию международной торговли..

Транспорт в промышленно развитых странах.

Густота автодорог в Западной Европе 93,2 км/100 кв. км., в США – 66,5 км/100кв.км.

Густота железных дорог в Западной Европе 21,9 км./100кв.км.

Развитые страны контролируют 60,5% тоннажа морского флота, причем 39% приходится на Грецию, Японию, США, Норвегию.

На 1 т общественного продукта приходится 860 т.км.

На 1 жителя приходится 20-25 т грузов в год.

Мобильность людей в США составляет 19,2 тыс.км. на человека в год.

Тенденции морского транспорта в промышленно-развитых странах.

Растет тоннаж «под удобным флагом». Судовладельцам из развитых стран выгоднее зарегистрировать свои суда не в своих странах, а в странах с более низкими налогами на флот, с более низкой стоимостью обслуживания судов, расположенных на перекрестках морских путей. Это Либерия, Панама, Багамы, Бермуды, Кипр. В 1995 г. 58% тоннажа индустриально развитых стран ходили «под удобными флагами».

Снижение фрахтовой стоимости и рост стоимости рабочей силы привели к сокращению национальных флотов развитых стран.

Транспорт в развивающихся странах.

Развивающиеся страны контролируют

35% мирового торгового флота,

10% мирового легкового автопарка,

20% грузового автопарка и автобусов.

КНР и Южная Корея – крупнейшие судовладельческие державы. На них приходится 12,2% мирового флота.

Плотность дорог сильно различается по странам. Например, в Саудовской Аравии – 4 км. на 100 кв.км, а в Шри-Ланке 232 км. на 100 кв.км.

Только 16 авиакомпаний развивающихся стран входят в число 50 крупнейших. Однако иметь хотя бы 1 национальную авиакомпанию – вопрос престижа для многих развивающихся стран. Поэтому правительства субсидируют такие авиакомпании.

Международный транспорт – услуги всех видов транспорта, оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

Классификация международных транспортных услуг.




Включают

Исключают

Пассажироперевозки.

Услуги, связанные с перевозкой нерезидентов (экспорт - Кт) перевозчиками-резидентами и резидентов перевозчиками-нерезидентами (импорт Дт)

Перевозки нерезидентов транспортными компаниями-резидентами внутри своей страны (включаются в поездки)

Грузоперевозки

Все услуги по доставке экспортного (Кт) или импортного (Дт) товара, после того как товар был погружен на борт перевозчика, до доставки его в порт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если они предоставляются перевозчиком

Погрузку/разгрузку, если они осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс)

Аренда перевозчика с экипажем

Услуги по сдаче в аренду резидентом нерезиденту (экспорт – Кт) и нерезидентом резиденту (импорт – Дт) судов, самолетов, автомобилей с экипажем на ограниченный период времени для перевозки товаров или пассажиров.

Аренду перевозчика без экипажа (включается в прочие бизнес-услуги); финансовые Лизы.

Обеспечивающие и вспомогательные услуги.

Услуги, предоставляемые в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка контейнеров), хранение, упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка, техобслуживание и помывка транспортного оборудования; комиссионные и агентские платежи.

Товары, купленные в порту перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству)


Транспортные издержки – все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включая стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Включение транспортных издержек в модель частного равновесия снижает цену по сравнению с мировой в стране – экспортере и повышает – в стране импортере таким образом, что разница между этими ценами составляют транспортные издержки. При этом объем международной торговли сокращается. Поэтому развитие транспорта и сокращение транспортных издержек способствуют расширению международной торгови.
Размещение предприятий.

Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении предприятий.

С точки зрения территориального разделения труда выделяют следующие группы отраслей.

  • Отрасли, ориентированные на ресурсы, в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого они производятся.

  • Отрасли, ориентированные на рынок, отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из которого она производится. Такую продукцию называют «набирающей вес». Как правило, это обрабатывающие отрасли. Пример – производство прохладительных напитков.

  • Свободно ориентированные отрасли – территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам сырья, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю их цены. Пример: электронные компоненты, драгоценности. При размещении производств решающее значение имеют издержки производства, а не транспортные издержки.


4.а. Роль Трансмодального транспортного коридора «Север-Юг» в международной транспортной сети.
Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими и другими европейскими странами.

В развитие коридора «Север – Юг» инвестируется гораздо меньше средств, чем в Транссиб.

Причина заключается в том, что в коридоре необходимо ликвидировать узкие места и поэтому он не дает такой быстрой окупаемости, как Транссиб.
^ 5. Мировой рынок информации. Электронная торговля.
НТР коренным образом изменила значение информации в общественном производстве. Экономическая роль государства в мире во многом определяется объемом используемой информации и знаний.

Информация влияет на рост производительности труда, применение новейших техники и технологии, сроки проектирования и строительства, качество товаров н услуг.

Мировой рынок информационных услуг стал создаваться быстрыми темпами в конце 80-х годов, что было связано с ухудшением экономической ситуации, обострением конкурентной борьбы, усложнением структуры управления компаниями.

В информационный рынок входит экономическая, правовая, медицинская, научная и другая информация для специалистов и массового потребителя.

Владельцами информации являются научно-исследовательские организации и институты, издательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой.

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации.

Примерно 75% современного мирового рынка информационных услуг приходится на пять экономически наиболее развитых стран. При этом доля США составляет свыше 50%, что значительно больше их доли в мировой торговле традиционными товарами (12%). На втором месте стоит Япония, доля которой равна 10%.
Динамика объема производства средств информатики в мире.


Средство информации

Объем производства, млрд долл.

Среднего- довые темпы прироста, %

1986г.

1990г.

1995г.

Оборудование Программное обеспечение Телекоммуника-ционные и компьютерные услуги

224
84

85

353

174

107

621

433

143

12
20

6

Всего

393

634

1197

13

Электронная торговля.

Одной из важных и динамичных форм МЭО становится электронная торговля, т.е. торговля коммерческой информацией при помощи электронных средств.

  • Интернет может осуществлять торговые операции для любой продукции, но доставка ее по сети возможна лишь для информационных услуг. В начале 3-го тысячелетия любая семья сможет делать до 95% своих покупок в виртуальном магазине. Виртуальные центры пересылают заказ потребителя по электронным каналам к производителям и дистрибьюторам, которые затем доставляют товар с собственных складов прямо к потребителю. Наиболее известны системы Net Market, CUC.

  • С развитием современных информационных систем и комплексов международной связи появляется возможность отойти от бумажного документооборота, в котором фиксируются все стадии коммерческой сделки, и заменить его электронным, базирующемся на буквенно-цифровом кодировании конкретных реквизитов документов.

  • Интернет предлагает новые услуги, предлагая для взаиморасчетов «электронные деньги», имеющие хождение только в Интернет и имеющие реальную курсовую стоимость. Это компьютерная программа, позволяющая оказывать целевые услуги, не доступные ни наличным деньгам, ни кредитным карточкам. Значительный интерес к работе с электронными деньгами проявили «Сити банк» США, «Дойче банк» (Германия), исследовательский проект Еврокомиссии CAFE.

Развитие электронной торговли, электронных денег может повлиять на такие функции государства, как сбор налогов, регулирование денежной наличности, мониторинг платежного баланса. Это может побудить отдельные страны к интеграции, либо, наоборот, к дезинтеграции и выходу из мировых информационных систем. ЕС и США уже достигли соглашения о создании «беспошлинного киберпространства.
Вывод.
Услуга является довольно специфическим товаром. Несмотря на то, что развитие международного рынка услуг сдерживается рядом объективных причин, торговля услугами стала одной из важнейших сфер МЭО, развитие которой характеризует экономический потенциал той или иной страны. Наиболее интенсивно развивается сфера услуг, связанных с транспортом и поездками, а также – с информационным обменом. Нарастающая либерализация международной торговли услугами позволит расширить спектр предоставляемых услуг, распространить их на большее число стран, что будет способствовать развитию международной торговли, международных инвестиций, повышению благосостояния наций.


Скачать файл (177.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации