Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Международные экономические отношения - файл Протекционизм.doc


Загрузка...
Лекции - Международные экономические отношения
скачать (177.9 kb.)

Доступные файлы (10):

Все.doc404kb.31.03.2008 00:52скачать
Межд миграции раб силы.doc82kb.29.02.2008 19:53скачать
Межд рынок услуг.doc105kb.10.04.2007 20:00скачать
Международный научно-технический обмен.doc59kb.29.02.2008 20:16скачать
МЭО Глобализация.doc55kb.29.02.2008 20:14скачать
Неравномерность экономического развития.doc50kb.29.02.2008 20:23скачать
Протекционизм.doc67kb.29.02.2008 20:37скачать
Россия в МЭО.doc86kb.29.02.2008 20:25скачать
Стандартная модель торговли.doc71kb.29.02.2008 20:42скачать
Теория спец факторов.doc30kb.29.02.2008 20:26скачать

Протекционизм.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема. Протекционистская политика.
1. Импортный тариф и условия торговли

Рассмотрим в рамках стандартной модели последствия от введения в стране импортного тарифа - налога на импортируемый в страну товар

Введение тарифа приводит к тому, что возникает различие между ценой одного и того же товара на внешнем рынке (внешняя цена) и на внутреннем (внутренняя цена)

Тариф приводит к тому, что импортные товары становятся более дорогими внутри страны, чем на внешнем рынке. Это приводит к двум последствиям для страны:

Отечественные производители, видя более низкую относительную цену товара X, начинают производить меньше X и больше товара Y. (RS сдвигается вниз)

Отечественные потребители по той же причине потребляют меньше Y и больше X. (RD сдвигается вверх)

Условия торговли страны улучшаются за счет зарубежных стран.

Размер этого эффекта зависит от того, насколько велика наша страна относительно всего остального мира. Если страна маленькая, то ее влияние на общемировые относительные спрос и предложения будет незначительно и, соответственно, изменения условий торговли не произойдет.
2. Другие инструменты торговой политики

Импортный тариф – налог, собираемый с импортного товара:

-  специфический тариф, взимаемый в виде определенной суммы денег с единицы товара

- Ad Valorem тариф, взимаемый в виде определенного процента от стоимости импорта

- составные тарифы – оба вышеуказанных типа одновременно.

Каждая страна имеет соответствие между товарами и соответствующим уровнем тарифа. В таблице 1 приведено извлечение из таможенного тарифа США.
^ Другие меры торгового протекционизма

Импортные квоты: ограничение на количество импорта, ввозимого в страну в течение определенного периода времени. Может устанавливаться глобально или по отношению к определенным странам. Может быть на основе лицензий, а может быть без. 

Добровольное ограничение экспорта (VER): ограничение правительством количества товара, которое может быть экспортировано из страны в течение определенного периода времени. Очень редко бывает действительно добровольное. Обычно устанавливаются на двусторонней основе. Наиболее интересные примеры – соглашение США - Япония по импорту автомобилей в США в1981 и текстильные VERs.

Экспортные налоги взимаются с экспортируемого товара, как правило, с природных ресурсов или продукции сельского хозяйства - основной статьи экспорта. В США экспортные налоги запрещены Конституцией.

Экспортные субсидии: платежи правительства с целью стимулировать экспорт определенного вида товара. Часто применяются к продукции сельского хозяйства.

Требование к госзакупкам: определенная доля государственных закупок должна быть осуществлена у отечественных фирм.

Санитарные и медицинские нормы, предъявляемые к импортным товарам.

Red Tape барьеры, например, ввоз определенного товара только через определенные таможенные посты, и т.д.


3. Последствия использования инструментов торговой политики в случае малой экономки

^ Малая экономика: изменения внутри страны не оказывают влияния на мировые цены

Задача: оценить последствия от введения импортного тарифа для благосостояния экономики по сравнению со случаем свободной торговли.

Кривая доход – потребление (ICP) (См. рис. 1)

Анализ последствий введения тарифа

Рассмотрим малую открытую экономику, производящую и потребляющую 2 товара: Food (F) и Cloth (C).

Предположим, что в случае свободной торговли страна импортирует товар F.

Изначально никаких искажений в экономике нет, все рынки конкурентны и нет вмешательства государства, то есть страна свободно торгует с внешним миром. Положим цену товара C (внутреннюю и внешнюю) равной 1. Мировая цена товара F равна p*.

К чему приведет введение специфического импортного тарифа T в такой экономике?

Производство: изменяется внутренняя цена импортного товара pT=p*+T, в связи с чем ресурсы перемещаются из сектора С в сектор F.

Потребление? Применим графический анализ.

При этом помним, что выполнены следующие условия:

Страна в целом обменивает свои товары на импортные по мировым ценам

Расходы экономики равны потреблению экономики при мировых ценах

Внутренние потребители видят цены, искаженные тарифом (См. рис. 2)

Последствия от тарифа. Ресурсы перемещаются из незащищенного сектора (С) в защищенный (F). То есть тарифная политика – разновидность протекционизма.

Падает потребление импортируемого товара (эффект дохода и замещения усиливают друг друга), чего нельзя однозначно сказать о товаре экспортируемом.

Снижается импорт (см. выше)

Падает благосостояние общества (с UF до UT).

Даже если ресурсы не перемещаются между секторами (краткосрочный период), но цены искажаются из-за введения тарифа, падает потребление импортируемого товара (и импорт, соответственно), что также ассоциировано с падением полезности (с UF до U’T). Это последствия искажения цен тарифом.

Потери благосостояния из-за искажения цен, без учета эффекта перемещения ресурсов между секторами (с UF до U’T ) – это потери потребления.

Остальные потери (c U’F до UT) – это потери производства.
Замечание. Стоимость потребления по внутренним ценам превышает стоимость производства по внутренним ценам. Разница – доходы от сбора импортного тарифа. При анализе диаграммы мы неявно предполагали, что весь доход страны (как производства, так и государства) поступает в распоряжение потребителей, причем неискажающим способом. Другой крайний случай- это сборы от тарифа вообще не поступают к потребителю, тогда потребление в точке CR (См. рис. 3)

Таким образом, мы знаем, что происходит в малой экономике при введение тарифа. Как оценить это в денежном выражении, в терминах дохода страны?

Наиболее часто используемые меры- это компенсирующая вариация (CV) и эквивалентная вариация (EV).

Там, где это возможно мы будем использовать эквивалентную вариацию
«Денежная» оценка потерь

Пусть изначально экономика находится в состоянии свободной торговли и рассматривается возможность введения тарифа Т. Какой максимальный доход (в ценах свободной торговли) готов отдать потребитель, чтобы избежать введения тарифа?

Эта величина и называется мерой эквивалентной вариации потерь, связанных с введением тарифа.

Из предыдущего графика: если мы измеряем потери дохода в ценах экспортируемого товара, то они равны АВ единицам Cloth. Две важных составляющих этих потерь

DB – потери производства

AD – потери потребления (См. рис. 4)

Альтернативный подход к оценке меры EV потерь от введения тарифа – кривые спроса и предложения – невосполнимые потери (DWL – Deadweight losses).
Потери от тарифа

Таким образом, потери потребителей, которые не достались никому в обществе, то есть потеряны для общества совсем (невосполнимые потери DWL) –остаточные треугольники

pTKpF- потери производства и

CTC’TH- потери потребителя.

Сумма треугольников (равна также AEB) – это и есть мера EV потерь от тарифа. (См. рис. 5)

Эти треугольники еще называют “Harberger triangles” (Harberger’64).

^ Тарифы и цели правительства

Вывод : в случае малой «неискаженной» экономики введение тарифа приводит к потерям в благосостоянии.

А если у государства стоит иная цель, чем максимизация полезности общества, можно ли оправдать тогда использование тарифа?

Bhagwati, Srinivasan, Vandendorpe и др.: лучшим инструментом для достижения определенной цели является тот, которые напрямую, а не опосредованно влияет на целевую переменную.

Например, цель правительства – достичь определенного уровня выпуска в какой-то отрасли.

Субсидия производителям этой отрасли приведет к выполнению этой задачи с меньшими потерями для общества, нежели использование импортного тарифа в этой отрасли. Тариф также может решить эту задачу, но потери будут больше, то есть это политика second- best!
4. Сравнение субсидий и тарифов

Сходство: позволяют увеличить цену для производителей Food до необходимого уровня pT приводят к достижению цели.

Различие:

тариф приводит к искажению внутренних цен для потребителей

при субсидии производителям потребители продолжают покупать товары по мировым ценам

По сути, субсидия приводит к потерям производства, но не влечет потерь потребления, то есть потери в полезности меньше при субсидии, чем при тарифе на величину US-UT.

Финансирование субсидий- субсидийный эквивалент

Субсидия чем-то (или кем-то) финансируется! Бремя ложится на налогоплательщиков (они же – потребители).

Выше мы подразумевали, что сбор налогов осуществляется в паушальной форме, то есть не приводит к искажениям цен.

Стоимость субсидий в этом случае называется субсидийным эквивалентом (SE) тарифа и равна уровню специфического тарифа умноженного на объем внутреннего выпуска при этом уровне тарифа.
Внутренняя vs. внешняя политики

Сохранится ли вывод о превосходстве субсидий над тарифами если паушальный налог для финансирования расходов на субсидии не доступен?

Рассмотрим комбинацию субсидий производителям Food и налог на потребление Food, оба того же размера, что и тариф. Тогда и потребители и потребители сталкиваются с искаженной ценой , то есть потребление и производство такие же, как и в случае тарифа.

Доход от потребительского налога равен AC=HC-HA, что покрывает расходы на субсидии плюс остаются средства в объеме равном тарифным поступлениям.

Таким образом, импортный тариф эквивалентен субсидии производителям импортируемого товара, финансируемой налогом на потребление импортного товара.

Превосходство внутренней политики

Валовой доход от сбора потребительского налога называется потребительский налог, эквивалентный тарифу (CTE). Как уже видели CTE=SE+Tariff revenue. (См. рис. 6)

Таким образом, если финансировать субсидии налогом с потребления импортного товара, то субсидия будет приводить к тем же последствиям, что и тариф. Если же можно в качестве базы налогообложения выбрать товар, с меньшей эластичностью спроса, чем на импортируемый, то искажения будут меньше, чем при тарифе.
5. «Новый протекционизм»
В результате деятельности ГАТТ с 1947 г. к началу XXI века средневзвешенные ставки тарифов были успешно снижены на порядок: с 40% до 3,7%.

Однако в 1980-е годы возникла новая волна протекционизма. Пытаясь обойти свои обязательства о снижении тарифов, правительства стали больше применять нетарифные ограничения, скрытый протекционизм.

«Новый протекционизм» - это начавшееся в 1980-е годы расширение применения нетарифных ограничений в обход обязательств по сокращению тарифных ограничений.

Причины «нового протекционизма»

  1. Ответная реакция на снижение торговых барьеров в прошлом.

  2. Обострение конкуренции, в частности, для США, со стороны Западной Европы и Японии.

  3. Усиление конкуренции со стороны ряда НИС: Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур.

  4. Устойчивый внешнеторговый дефицит в развитых странах, то есть превышение импорта над экспортом.

Приведем некоторые примеры «нового протекционизма».

  • 1981-1985 гг. Соглашение о «добровольном» сокращении экспорта японских автомобилей в США, на которое Япония пошла под угрозой более жестких протекционистских ограничений со стороны США.

  • 1982 г. «Добровольное» соглашение между США и ЕЭС о введении квоты на экспорт европейской стали в США.

  • 1986 г. Соглашение о полупроводниках между США и Японией. Устанавливались минимумы цен на японские полупроводниковые схемы, экспортируемые в США. В 1987 г. японские фирмы разорвали это соглашение, а США в ответ ввели огромный тариф на выборочный перечень японских товаров.


Во избежание разорительных торговых войн правительства опасаются широкомасштабного усиления протекционизма. Однако выборочный протекционизм считается вполне допустимым. Но исследования показывают, что сохраненные в результате протекционистской политики рабочие места оборачиваются для потребителей гораздо большими издержками, чем доходами.

В рамках Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО решались вопросы о сокращении нетарифных ограничений.
«Традиционные» и «нетрадиционные» методы регулирования международной торговли.

Наряду с традиционными методами регулирования внешней торговли, такими, как тарифы, квоты, ДЭО, появляются нетрадиционные, все более изощренные протекционистские барьеры. К ним, в частности относятся скрытые методы торговой политики.

Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространены барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества, о специфической упаковке и маркировке, о соблюдении экологических и санитарно-гигиенических норм и т.д. Например, Франция, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в городке Пуатье, что не позволило быстро провозить в страну большие партии.

Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Внутренние налоги и сборы имеют дискриминационный характер, если они накладываются только на импортные товары, а местные товары не подлежат налогообложению.

Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на о, что эти товары могут быть дороже импортных.

Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Развивающиеся страны используют этот метод для развития импортозамещающего производства. А развитые – для предотвращения перемещения производства в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой и сохранения высокой зарплаты.
6. Практика протекционизма.
^ Издержки от введения квот: добровольные ограничения экспорта японских автомобилей в США 1981-1984

  • 1960-1970 гг: импорта автомобилей из Европы и Японии в США практически не было, поскольку американцам нравились большие автомобили, производившиеся в их стране

  • 1979 год – из-за нефтяного кризиса произошло смещение спроса в сторону малолитражных автомобилей. Рост импорта из Японии.

  • 1981 по просьбе американского правительства Япония, которая опасалась введение Америкой односторонних протекционистских мер, взяла добровольное обязательство по сокращению экспорта до 1.68млн. автомашин в год.

  • В результате цены на японские автомобили возросли, и японцы переключились на продажу более дорогих марок автомобилей. Общие потери США в 1984 году были оценены правительством в $3.2 млрд., причем большинство этих потерь представляло собой перевод денег в Японию, а не потери в эффективности.

^ Применение экспортных субсидий на практике

В промышленности использование экспортных субсидий строго запрещено по правилам ВТО. Если одна из стран заподозрит другую в применении экспортных субсидий, то она имеет право ввести защитные или компенсационные меры.

  • В сельском хозяйстве экспортные субсидии относят к красным мерам, которые запрещены. Однако, в развитых странах, существуют «голубые» субсидии, по своим свойствам близкие к экспортным субсидиям. Они должны сокращаться, но пока составляют еще очень велики.

  • Наиболее известным примером такого духа мер является «Единая сельскохозяйственная политика» Евросоюза. В условиях свободной торговли Евросоюз был бы импортером сельскохозяйственной продукции. Однако субсидии настолько велики, что он ее экспортирует.


^ Требования по содержанию отечественных компонент

  • Часто использовались развивающимися странами для развития производств промежуточных товаров, а не только сборочных компонент.

  • Особенно часто это требование предъявлялось к иностранным инвесторам, но сейчас по правилам ВТО это запрещено.

  • В некоторых случаях разрешается не только использовать промежуточные отечественные товары для производства внутри страны, но и экспортировать их. Поэтому иностранные инвесторы могут предпочесть использовать одну отечественную компоненту в производстве продукции не только в данной стране, но и во всех странах, где производится соответствующая конечная продукция (Форд)


Экспортные налоги (тарифы)

  • В развитых странах не применяются.

  • Часто применяются в развивающихся странах по фискальным соображениям.

  • Существуют в России (на нефть).


Протекционизм на практике

  • В развитых странах средний уровень тарифа наибольшего благоприятствования в промышленности 4%

  • Однако страны активно используют разрешенные способы введения более высоких тарифных пошлин: антидемпинговые, компенсационные и защитные меры



Скачать файл (177.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации