Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - финансовое право РБ - файл 1.doc


Лекции - финансовое право РБ
скачать (281 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc281kb.20.11.2011 17:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: 5 Финансовый контроль

1 Понятие, значение и виды финансового контроля

2. Органы финансового контроля.

3.Формы, методы и организация финансового контроля.

1. Понятие, значение и виды финансового контроля

Финансы выполняют контрольную функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.

В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.

В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.

Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности государства.

мобилизации;

  • распределения;

  • использования государственных денежных средств.

Основными задачами финансового контроля является

  • проверка исполнения финансовых обязательств перед государством,

  • проверка законности распределения финансовых потоков целевого характера, эффективного использования государственных денежных средств,

  • проверка правильности совершения финансовых операций и соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий характер и то, что объектом контроля является не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы через их выражения в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся все органы государственной власти, государственного управления, субъекты хозяйствования и та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.

Финансовый контроль в сфере материального производства, кроме контроля имеет аналитическое значение так как сопоставление результатов деятельности и затрат, и использование таких категорий как выручка, рентабельность, налоги, цена, прибыль и др. позволяют делать выводы и предпринимать необходимые меры эффективному использованию всех фактов производства и улучшения организации работы.

Совокупность требований установленных в законодательном порядке относительно функционирования финансового механизма государства и обязанность соблюдать их, формируют финансово - правовую категорию - финансовую дисциплину.

Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, которая заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Система финансового контроля Республики Беларусь включает следующие виды контроля:

1 Общегосударственной (вневедомственной)

  1. Ведомственный

  2. Внутрихозяйственной

  3. Независимый (аудит)

  4. Общественный контроль

1.Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления высшими законодательными органами республики и местного совета ктр. осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчётов исполнительной власти о ходе исполнения бюджетов.

2.Ведомственной осуществляют Министерства, ведомства и другие органы управления, относительно предприятий, организации и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны проводить периодически на подведомственных им предприятиях документальные ревизии. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно - ревизионные отделы и управления.

3.Внутрихозяйственной осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией субъекта хозяйствования. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово - хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственный резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозности.

4. Аудит, его осуществляют аудиторы при наличии лицензии министерства финансов. Аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, помощь в проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными специализированными органами (это платный контроль, следовательно, возмездная основа осуществляется на основе договора между аудитором и нанимателем).

Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.

Обязательственный аудит - у определённого круга субъектов хозяйствования в случаях установленных законодательством.

Инициативный аудит - по инициативе собственника или администрации субъекта хозяйствования.

5. Общественный контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии трудовых коллективов. Сюда относится письма и сигналы заинтересованных лиц: граждан в правоохранительные органы, контролирующие органы, редакции СМИ, в которых сообщается о фактах злоупотребления в финансовой сфере.
2. Система органов финансового контроля.

Могут быть проклассифицированы на:

  • органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными

  • органы, специально создаваемые для осуществления финансового контроля.

К 1-ой группе относятся органы государственной власти и управления общей компетенции, для которых финансовый контроль является одним из направлений их деятельности. На права и обязанности этой группы указывают законы, уставы, положения и др.

Ко 2-ой группе относятся все органы государственной власти, и управления основной функцией которых является финансовый контроль.

  • комитет государственного контроля

  • министерство финансов

  • министерство по налогам и сборам.

Высшим органом финансового контроля РБ явл. Комитет государственного контроля. Этот орган осуществляет гос. контроль за исполнением республиканского бюджета, рациональном использовании гос. собственности, исполнением актов Президента, Правительства и др. гос органов.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено министерство финансов. Оно осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства, выполнением требований различных финансовых актов, исполнением республиканского бюджета, а так же своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием гос. денежных средств. Осуществляет контроль за состоянием контрольно-ревизионных работ в министерствах и ведомствах. Наделено исключительно контрольными функциями. Занимается контрольно-ревизионное управление и его органы на местах.

Кроме того, значительный объём полномочий в области финансов присутствует в деятельности Национального банка, государственного страхового надзора, комитета по ценным бумагам.

Специализированным органом гос. финансового контроля является министерство по налогам и сборам РБ.

Все органы уполномочены осуществлять функцию гос. фин. Контроля при проведении проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов, независимо от форм собственности, руководствуясь едиными требованиями по их проведению, изложенные в положении «О порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования».
3 Финансовый контроль по формам подразделяются на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушения законодательства, неправильное или нецелесообразное расходование средств и выявить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении проектов бюджетов, смет, финансовых планов, а так же при финансировании и открытии кредита.

^ Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет выявить отклонения от установленных правил и норм и принять необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины; например: руководитель субъекта хозяйствования, перед тем как подписать финансовые документы(договора, платёжку), должен убедиться в законности этих договоров, производимых платежей или расчетов и их экономической целесообразности.

Последующий контроль производиться после совершения операций (исполнили план, поступили доходы, израсходованы материальные ценности и денежные средства). Он даёт возможность убедиться в законности совершаемых операций, в фактическом выполнении планов, сохранности денежных средств, использовании их по целевому назначению, а также позволяет вскрывать недостатки, принимать меры к их устранению, наказанию виновных и предотвращению аналогичных нарушений в будущем. Этот контроль производится путём анализа отчётов и балансов, а также путём проверок и ревизий непосредственно у подконтрольного субъекта.

Финансовый контроль осуществляется при помощи определённых способов и приёмов, которые принято обозначать понятием методы. К ним относятся:

  • обследование

  • анализ

  • заслушивание отчётов

  • рассмотрение проектов финансовых планов

  • проверки

  • ревизии

Самые эффективные методы финансового контроля это проверки и ревизии. Друг от друга их отличает широта и глубина проверяемого вопроса.

Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, и аналитико-нормативные проверки.

  • Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При ней выясняется: соблюдена ли установленная форма для данного документа, написан ли он на надлежащем бланке, имеются ли на нём необходимые подписи, печати и штампы, и применяется ли к нему другие необходимые документы.

  • Фактическая проверка и её проведение заключается в установлении достоверности расходования и оприходования денежных средств через инвентаризацию - сравнение действительного наличия материально-денежных средств с учётными или бухгалтерскими документами. При фактической проверке производится контрольные замеры, химико-технологический анализ, экспертиза и др.

  • Важным методом установления достоверности финансовых операций явл. Встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного субъекта с документами его контрагента (партнёра)по сделкам.

  • Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции отражённой в различных документах. Например, отражение операций в бухгалтерском учёте по главной книге, журналам, ордерам, или ведомостям.

  • Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учётных и отчётных данных с установленными показателями и нормами. Это даёт возможность выявить отклонения от них, но и отсутствие отклонений не редко связано с завышенными нормами, а этот фактор способствует хищению товароматериальных ценностей и денежных средств. Кроме того проверки могут быть тематическими и комплексными, тогда они становятся практически идентичными ревизиям

Самый действенный метод финансового контроля – ревизия, при ктр. Происходит наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности. Ревизии производятся непосредственно на подконтрольный объект. В зависимости от полноты охвата деятельности самого ревизионного объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные,

^ Полная - документальная ревизия предполагает полную проверку всей финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

При частичной ревизии - проверка отдельных частей, сторон финансово-хозяйственной деятельности.

^ Тематическая ревизия проводится по заданной теме на однотипных предприятиях и по однотипным субъектам. При таких ревизиях проверяется один и тот же круг вопросов. Её значения заключается в том, что охватывается большое число однородных субъектов, даёт возможность проверить состояние определённого участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

^ Комплексная ревизия включает широкий круг вопросов и все участки деятельности подконтрольного субъекта. Она позволяет по возможности полно проверить деятельность ревизионного объекта. Такие ревизии проводятся группой ревизоров с привлечением специалистов по определённым вопросам. Во время такой ревизии обязательно проводится инвентаризация денежных средств и товаров, материальных ценностей.

Ревизии могут проводиться сплошным и выборочным методом.

Сплошной метод - проверка всех документов на определённом участке деятельности субъектов хозяйствования (кассовые и банковские операции).

^ Выборочный метод - проверке подвергаются документы по выбору, за какой-либо период времени.

Комбинированный метод - состоит из двух первых: одни участники проверяются сплошным методом, а другие выборочным.

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на этапы:

  1. Прибытие ревизора на проверяемый объект и предъявление полномочий (по прибытии на проверяемый объект, ревизор представляет руководителю свое удостоверение и приказ либо предписание на проведение ревизии);

  2. Проведение инвентаризации денежных средств и товароматериальных ценностей и проверка сохранности денежных средств;

  3. Непосредственное ознакомление с объёмом работы (с объектом);

  4. Документальная проверка операций подконтрольного объекта;

  5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта ревизии;

  6. Реализации материалов ревизии на подконтрольном объекте, информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости результаты может быть переданы в следственные органы.

  7. Проверка Выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к установленным нарушениям и наказание виновных лиц.

^ Ревизии могут быть: плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом работ контролирующего органа.

Внеплановые, как правило, назначаются в связи с одним из следующих необходимых условий:

  1. В случае неудовлетворительной продолжительной работы субъекта хозяйствования в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к их решению.

  2. По указанию правоохранительных органов, в связи с имеющейся у них информации о грубых нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или злоупотреблениях должностными лицами.

  3. В порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, которые привели к нарушениям финансовой дисциплины.

Органы государственно-финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов. Документальные ревизии проводятся, как правило, один раз в год на всех предприятиях, за исключением бюджетных, на которых ревизии проводятся 2 раза п год (1 раз в 2 года).

В целях исключения дублирования ревизий контрольные органы координируют свои планы. В планах ревизионных работ указываются:

-Объекты ревизии

- Виды, темы ревизии

  • Сроки начала и окончания ревизии

  • Место проведения ревизии

  • Исполнители ревизии (ревизор).

Для реализации профессиональных функций ревизоры наделяется определёнными объемами прав:

  1. Право требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов;

  2. Применить все методы документального контроля;

  3. Получать от работников подконтрольного объекта устное письменное пояснение, запрашивать данные в банках;

  4. Изымать необходимые документы;

  5. Опечатывать склады, кассы;

  6. Проводить инвентаризацию;

  7. Ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц;

  8. Передавать материалы следственным органам;

  9. Требовать возмещения причиненного ущерба.


Тема № 6: Экономическая сущность и правовая природа бюджета.

  1. Понятие и социально-экономическая сущность.

  2. Предмет и понятие бюджетного права.

  3. Система и источники бюджетного права.

1. Понятие и социально-экономическая сущность.

Бюджет является правовой категорией, он играет определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Он определяет отношения между государством и всеми другими участниками бюджетного процесса. В этом процессе, существуют противоречия, их разрешением занимается финансово-правовой институт — бюджетное право.

Бюджет рассматривается как основной финансовый план для каждого органа территориального управления, это центральное звено финансовой системы, важнейший институт финансового регулирования экономики. Это значит обязательный для исполнения всеми участниками отношений, это экономическая категория, присущая любому государству.

Бюджет – это экономическая категория и основной признак современного государства. С начала существования государства бюджет охватывает круг отношений между государствами и его подданными по поводу централизации в руках государства определённых денежных средств, для обеспечения функционирования институтов государственной власти. Независимо от политической обстановки и экономики любое гражданское общество для обеспечения своего воспроизводства в обязательном порядке при организации своих экономических отношений должно будет устанавливать принципы распределения создаваемого чистого дохода. Реализовать своё право распределения и перераспределения государство может посредством бюджета и присущей бюджету распределительной функции.

Бюджет - экономическая категория, а внутреннее содержание каждой экономической категории раскрывается через функции. ^ Функции бюджета:

  1. Распределительная

  2. Контрольная

Распределительная: особенность распределительной функции в том, что распределяется в основном чистый доход, а во-вторых эта функция охватывает процесс межотраслевого и межтерриториального распределения финансовых ресурсов.

Контрольная функция пронизывает всю систему отношений государства с субъектами хозяйствования и населением по поводу законодательно сформулированных их обязательств перед бюджетом. Конкретное выражение эта функция находит в бюджетном контроле, который осуществляют уполномоченные органы.

Бюджетный контроль направлен на обеспечение исполнения бюджета и явл. Одной из составных частей фин. политики государства. Он должен способствовать выполнению предпринятых обязательств перед бюджетом, а так же целевому и рациональному расходованию ресурсов.

Бюджет - система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства.

Также это экономическая категория, основной финансовый план государства, самый значительный по свом размерам централизованный фонд государства, закон обязательный для исполнения всеми участниками финансовых отношений.

  1. Предмет и понятие бюджетного права.


Деятельность государства невозможна без урегулирования прав обязанностей и ответственности её субъектов. Правовые нормы, регулирующая эти отношения в своей совокупности отражают особый финансово-правовой институт - бюджетное право, а также отношения, возникшие в процессе бюджетной деятельности государства, регулируются не только нормами бюджетного права, но и нормами других отраслей права: Финансового права, Административного права, Налогового права, Уголовного права.

Предмет бюджетного права регулирует отношения между субъектами бюджетного права по поводу образования и использования денежных средств. Субъекты: Государство, Административно-территориальные единицы, Различные гос. органы.

К предмету бюджетного права относятся:

  1. Определение бюджетного устройства Республики Беларусь;

  2. Определение состава доходов и направлений расходов бюджета;

  3. Определение принципов распределения, разграничения доходов и расходов бюджетной системы;

4. Определение полномочий Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в области бюджета

5. Определение принципов финансирования бюджетного дефицита и обслуживания внутреннего государственного долга;

6. Регулирование бюджетного процесса по всем стадиям, а также правила и порядок составление, рассмотрение проекта и утверждение отчёта по исполнению бюджета.

^ Бюджетное право Республики Беларусь - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения, использования средств основного денежного централизованного фонда государства. Бюджетные отношения по функциональному виду может быть классифицировать как:

  1. Отношения, касающиеся бюджетного устройства системы;

  2. Отношения, связанные с определением структуры, перечня доходов, расходов, распределения между звеньями государства, система государственного бюджета;

  3. Отношения по поводу разграничения полномочий (прав и обязанностей) между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;

  4. Отношения по участию в бюджетном процессе;

  5. Отношения относительно организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса;

  6. Отношения по, поводу дефицита бюджета, источников его финансирования, а также по поводу обслуживания внешнего и внутреннего гос. долга.

По субъективному составу отношения складывается между:

  1. Представительной и исполнительной властью;

  2. Внутри представительной власти (отношения между Национальным собранием и областями, городами, районными советами депутатов);

  3. Внутри исполнительной власти (внутри правительства, между исполкомами);

  4. Между представителями органами власти по горизонтали;

  5. Между исполнительными органами власти по горизонтали;

  6. Между государством в лице уполномоченных органов и субъектами хозяйствования;

  7. Между государством и населением по поводу уплаты налогов и получению ссуд;

  8. Между Республикой Беларусь и иностранными государствами в связи с привлечением иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита;

  9. Между Республикой Беларусь международными финансовыми организациями по поводу привлечения займов и кредитов с целью финансирования не

  10. Между Республикой Беларусь и государствами СНГ по поводу финансирования интеграционного процесса;

  11. Между Республикой Беларусь и другими государствами и международными организациями по поводу согласования бюджетной политики в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями;

  12. Между правительством и министерством финансов по поводу организации бюджетного процесса;

  13. Между министерством финансов и национальным банком по поводу кассового исполнения бюджета;

  14. Между министерством финансов и местными финансовыми органами, между министерством по налогам и сборам и его территориальными органами по поводу формирования доходной части бюджета.

Приведенная группы финансовых отношений, урегулированная нормами бюджетного права, называется бюджетными правоотношениями.

По характеру регулированных отношений нормы бюджетного права подразделяются:

  • Материальные устанавливают бюджетные устройства и систему, структуру доходов и направление расходов всех бюджетов, полномочия субъектов правоотношений.

  • Процессуальные регламентируют бюджетный процесс, т.е. порядок составления бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения. Подразделяются на нормы, регламентирующие:

  • Порядок составления бюджета;

  • Порядок его рассмотрения;

  • Порядок его утверждения;

• Порядок его исполнения.
3. Система и источники бюджетного права

В бюджетном праве можно выделить общую и особенную части. К общей части относятся нормы бюджетного права, закрепляющие:

  • экономическо-правовую природу бюджета;

  • предмет и понятие бюджетного права;

  • место бюджетного права в системе финансового права, его связь с другими отраслями права;

  • систему бюджетного права;

  • источники бюджетного права;

  • бюджетное устройство Республики Беларусь;

  • состав доходов и расходов бюджета;

  • принципы и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

  • бюджетное права республики и органов местного самоуправления;

  • бюджетный процесс;

  • вопросы бюджетного контроля;

  • разграничение полномочий между представительной и исполнительной властью по участию в бюджетном процессе.

Особенная часть состоит из нескольких разделов:

  1. Правовое регулирование бюджетных доходов;

  2. Правовое регулирование бюджетных расходов;

  3. Правовое регулирование дефицита бюджета;

  4. Правовой режим целевых фондов;

  5. Порядок сметно-бюджетного финансирования.

Таким образом, систему бюджетного права Республики Беларусь можно определить как структуру с присущими ей внутреннем состоянием, объединением, расположением бюджетно-правовых норм в логической последовательности.

Логичность в вопросах системы бюджетного права есть обязательное условие бюджетного законодательства, которое обязано соответствовать предъявленным ему требованиям. В работе над бюджетным законодательством необходимое четкое определение материальных и процессуальных норм, закрепление бюджетных прав и обязанностей, а также норм статуса субъектов бюджетных правонарушений.

Источники бюджетного права – это правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.

Правовая основа бюджетного законодательства:

  1. Конституция, она определяет основы;

  2. Указы, декреты президента;

  3. Ежегодный закон «О бюджете»;

  4. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь»;

  5. Закон «О бюджетной классификации»

Большую часть источников бюджетного права составляют нормативные акты министерства финансов.

Источники бюджетного права Республики Беларусь - правовые акты органов представительной и исполнительной власти, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.

Тема № 7 Бюджетное устройство


  1. Понятие и принципы построения бюджетной системы

  2. Состав доходов и расходов бюджета и их распределение между звеньями бюджетной системы




    1. Понятие и принципы построения бюджетной системы

Бюджетное устройство - правовая категория, отражающая структуру бюджетной системы. Бюджетное устройство и система может применяться как аналогичные понятия, так и отличаться между собой. Понятие бюджетной системы закреплено в законе «О бюджетной системе» и поэтому понятие бюджетной системы более широкое, чем бюджетного устройства.

^ Бюджетная система - организация бюджетного устройства и принципы его построения, а бюджетное устройство Республик Беларусь основывается на принципах:
1) Единства (важнейший принцип)

  1. Реальности

  2. Гласности

  3. Полноты

  4. Самостоятельности во вех бюджета входящих элементов и определяется административно-территориальном устройством.

Бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:

  1. Бюджетная система;

  2. Принципы построения бюджетной системы;

  3. Обусловленность административно-территориальным делением.

Поэтому бюджетная система заключает в себе бюджеты двух уровней: Бюджет республики (Республиканский), местные бюджеты: областные, районные, городские и сельские, поселковые. В зависимости от места в бюджетной системе каждый бюджет участвует в финансировании расходов, имеющих республиканское, областное, городское, районное значение. Для обеспечения единого уровня удовлетворения определенного минимума соц. потребностей нижестоящие бюджеты должны получать фин. помощь из вышестоящего бюджета. Таким образом, под бюджетной системой Республики Беларусь понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского и местных бюджетов.

Закон «О бюджетной системе РБ» закрепляет следующие принципы бюджетной системы:

  1. Единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой законодательной базой, единой формой документации, использованием единой бюджетной классификации, предоставлением необходимой статистики и бюджетной информации с нижнего уровня на вышестоящий для составления свода бюджета, согласование с принципами бюджетного процесса, согласование единства денежной системы.

Бюджетная классификация - научно-обоснованная группировка доходов расходов по однородным признакам с присвоением отдельным признакам бюджета точных наименований, используемых при бюджетном планировании, исполнением бюджета и контроля за его использованием.

Бюджетная классификация явл. одним из правовых документов в системе фин. законодательства, при ее помощи обеспечиваются взаимоотношений между участниками бюджетного процесса, достигается единство фин. показателей, ведется унифицированная отчетность и учет, реализуется контрольная функция финансов. Классификация состоит из двух частей:

  1. Доходная

  2. Расходная

Главный классификационный признак группировки доходов - по видам, а по расходов - по направлениям.

2. Принцип полноты. Банковская классификация реализуется посредствам того, что все бюджетные доходы зачисляются в соответствующие бюджеты. Означает законность источников доходов и законность направления расходов.

3. Принцип реальности реализуется по следующим направлениям:

  • Реальность обеспечивается её законодательным закреплением и может меняться лишь в установленном порядке;

  • Предусматривается в бюджете показатели доходов и расходов должна основываться на реальных возможностях экономически произвести ВВП и национальный доход;

  • За всеми бюджетами закрепляются реальные доходные источники, а так же те расходы, ктр. Каждый бюджет финансирует в зависимости от своего места в бюджетной системе. Этот принцип способствует достижению стабильности между доходным и расходным бюджетом.

^ 4. Принцип самостоятельности обеспечивается наличием соответствующих источников доходов и правом субъектов бюджетных отношений определять направление их использования.
2. Состав доходов и расходов бюджета и их распределение между звеньями бюджетной системы

Бюджет состоит из доходное и расходной частей по экономическому признаку доходы бюджета - это часть национального дохода государства. Размер распределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит, прежде всего, от размера гос. расходов, а так же уровня гос. собственности, а доходы бюджета зависят от системы налогов.

^ Принято классифицировать доходы бюджетов всех уровней по тем признака:

  1. По социально-экономическому признаку:

  • доход от хозяйственной деятельности субъектов всех форм собственности;

  • доходы от граждан;

  • от внешней экономической деятельности, пошлины и др. поступлений.

  1. По порядку и условиям заключения:

  • закрепленные (это доходы, которые постоянно поступают в определённый бюджет в зависимости от принципа подчинённости и с учётом территориального признака поступления средств);

  • регулирующие (под регулирующими доходами поднимается доходы, которые в соответствии с решением компетентных органов (органы представительной власти) могут перераспределяться между вышестоящими и нижестоящими бюджетами);

  • собственные;

  • заёмные (в случае нехватки средств для финансирования запланированных расходов привлекаются заёмные средства на бесплатной и платной основе (без % и под %). Они берутся из других бюджетов из займов коммерческих банков).

  1. По юридическим формам:

  • налоговые;

  • неналоговые.

Налоговые доходы - это поступления в виде налогов, установленных законом.

Неналоговые - имеют различную юридическую природу, но в основном они возникают как плата за оказываемые государством услуги.

Состав расходов отражает экономическую, социальную политику государства.

Расходы завися от доходов и между расходной и доходной частями должен существовать баланс, но, как правило, его не существует.

Сумма превышения расходной части над доходной - бюджетный дефицит.

В каждом государстве устанавливается предельный дефицит бюджета.

Состав расходов отражает экономическую и социальную политику государства и расходам:

Традиционные: расходы над ведением хозяйства, расходы на социально-культурную сферу, расходы на содержание аппарата управления.

Новые: расходы на внешнеэкономическую деятельность, рсходы на компенсации и другие социальные выплаты, расходы на обслуживание государственного долга, расходы на оборудование.

Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется двумя механизмами:

  1. Посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами;

  2. Посредством бюджетного регулирования.

  3. Бюджетное регулирование - является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Бюджетное регулирование - позволяет обеспечить регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности этих регионов.

При этом применяются различные методы:

  1. Установление и распределение регулирующих источников;

  2. Перераспределение бюджетных источников;

  3. Финансовая помощь в виде дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов;

  4. Процентная и беспроцентная ссуды и др.

Дотации субвенции, субсидии.
  1   2   3



Скачать файл (281 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru