Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Антикризисное управление - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции - Антикризисное управление
скачать (338 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc338kb.20.11.2011 17:34скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный морской технический университет"
Кафедра управления судостроительным производством
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Конспект лекций




Санкт-Петербург

2007

Конспект лекций составлен для студентов экономического факультета Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, изучающих дисциплину «Антикризисное управление».

Рассмотрены проблемы антикризисного управления в современных российских условиях. значительное место уделено изучению организационно-правовых вопросов. Особый акцент сделан на анализе проблем, возникающих в сфере реструктуризации производства и управления, а также в сфере управления персоналом.В процессе изучения основными задачами, которые ставятся данной работой, являются:

- выявление причин наступившего кризиса;

- диагностика хозяйственной деятельности предприятия;

- контроль движения денежных потоков;

- расчет графиков выплат задолженностей, на различных этапах банкротства;

- выбор метода выхода из кризиса.

Для студентов и преподавателей экономических ВУЗов и факультетов, экономистов, руководителей предприятий.
МАМЕДОВА

Лейла Эльдаровна


^ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методические указания к курсовой работе
УДК 338.22


Цикл жизни предприятия и понятие антикризисного управления
Кривая жизни предприятия строится не по доходам, а по прибылям и убыткам, и используется как инструмент стратегического управления.


Рис.1: Кривая жизни предприятия
1 – организация фирмы (с убытками);

2 – становление;

3 – этап ускоренного роста;

4 – замедление роста;

5 – устойчивость;

6 – спад;

7 – умирание.
Главное для предприятия — продлить 5-ый этап. Спад возникает из-за агрессивной конкуренции и из-за старения ресурсов (как людских, так и оборудования).
Единственный путь не пойти на спад — гребешковая кривая жизни — это многократное повторение этапов роста и устойчивости этапов жизни. Это достигается:
1) снятием с производства устаревших товаров и внесение новых;

2) ценовой политикой;

3) стимулированием сбыта;

4) сервисом до и после;

5) новыми сегментами рынка.

Рис.2: Гребешковая модель
3 пути развития кризиса:


  1. риск-факторы не отмечают, (.) I проходится не замеченной;

  2. прохождение (.) I отмечают и предприятие начинают оздоравливать;

  3. идеальный путь — предотвращение кризиса ещё на первом этапе.


^ Антикризисное управление (АУ) — своевременное оздоровление и быстрый вывод из кризиса.
Представим антикризисное управление как систему с 3-мя элементами:


Рис.3: Элементы антикризисного управления

Риск-факторы возможности наступления кризиса:


  1. высокая степень омертвления капитала;

  2. старение управленческого персонала;

  3. старение основного капитала;

  4. высокая доля заёмного капитала;

  5. потеря гибкости в управлении;

  6. нестабильность фискальной и кредитно-денежной политики и законодательства.


Кризис — переломный момент.
Экономический кризис — одна из фаз воспроизводственного цикла, включающего последовательно кризис, депрессию, оживление и подъём.
Факторы проявления экономического кризиса:
- рост не реализованной продукции;

- безработица;

- недогрузка производственных мощностей;

- увеличение количества денег, не вложенных в производство;

- рост издержек производства;

- падение цен и прибыли;

- снижение ЗП;

- снижение уровня жизни населения.
Специфика экономических кризисов


  1. денежный;

  2. валютный;

  3. кредитно-банковский;

  4. спекулятивно-фондовый;

  5. финансово-бюджетный;

  6. внешнеэкономический;

  7. международных экономических отношений;

  8. ценовой;

  9. технологический;

  10. инвестиционный.

По степени влияния кризисы делят на:


  1. слабый — лёгкое потрясение, которое требует корректировки товарно-рыночных отношений;

  2. средний — тупик, чтобы выйти из которого требуется частично или полностью обновить производство или даже структуру экономики;

  3. сильный — вся экономика меняется в целом, меняя смысл существования.


С одной стороны, кризис — нарушение равновесия; с другой — переход к новому, то есть если кризис не летальный, то он становится положительным антикризисом.

Цель АУ — это не борьба с кризисом, а создание условий для его мягкого и более спокойного прохождения.

Если кризис — это процесс, то ищут причины его возникновения и искореняют их.

Если кризис — это событие, то нужно создать систему отслеживания признаков. Если он наступил, то ограничить его распространение.
По Херману, кризис — неожиданная и непредвиденная ситуация, угрожающая приоритетным целям организации, при ограниченном времени для принятия решения.
Типы кризисов, по ^ Николасу Тому:
1) Кризис ликвидности — потеря платёжеспособности, требует срочных денежных вливаний.

2) Кризис успеха — явное негативное отклонение фактического состояния от планируемого (ошибки стоит искать в кадровой политике и маркетинге).

3) Кризис стратегии — сбои в развитии и конкурентной борьбе.
Антикризисные стратегия и тактика
Методика выбора антикризисной стратегии:


  1. финансовый анализ на текущий момент;

  2. прогноз состояния предприятия;

  3. построение кривой жизни;

  4. определение на ней положения фирмы;

  5. выбор стратегии антикризисного управления.


а) если имеются отклонения значений показателей от нормативных, то надвигаются финансовые проблемы;

б) если снижаются показатели деловой активности, рентабельности и отдачи имеющихся активов, то предприятие уже находится в финансовом кризисе;

в) если деятельность убыточна, то это угроза банкротства; рассчитывается вероятность его наступления.
Выбор стратегии




Рис.4: Схема выбора стратегии
^ Стратегия восстановления А.Томпсона и Дж.Стрикленда
Цель: как можно быстрее обнаружить и ликвидировать источник финансовой и конкурентной слабости предприятия.
Стратегия:

  1. пересмотр текущей стратегии предприятия;

  2. принятие мер для увеличения доходов;

  3. снижение цен (новые рынки);

  4. последовательное снижение издержек;

  5. продажа части активов для увеличения наличных средств;

  6. сохранение оставшейся основной части бизнеса;

  7. использование комбинаций этих действий.


Самый действенный способ снижения издержек:
- снижение административных расходов;

- исключение неосновных и низкодоходных сфер деятельности;

- реструктуризация долгов;

- уход с удалённых рынков;

- снятие с производства продукции, подходящей к стадии спада.
^ Дополнительные мероприятия:
- смена руководства;

- изменение организационной структуры предприятия;

- психологическая переориентация работников;

- сокращения номенклатуры услуг.
^ Динамика кризиса на предприятии
Уровень удовлетворительности баланса — интегрированный показатель, разрабатываемый с учётом ликвидности, обеспеченности собственными средствами и возможностью восстановить платёжеспособность.

Досудебная санация происходит при поддержке Арбитражного Суда для того, чтобы найти компромисс между кредиторами и должником

На предприятии должен быть достигнут нормативный показатель ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

Рис.5: Схема динамики кризиса на предприятии
Если ничего не помогает, предприятие переходит на фазу судебной санации, то есть замены руководителя внешним управляющим для восстановления платёжеспособности.

Если ничего не получается, то далее следует банкротство, то есть внешнее воздействие с целью удовлетворения требований кредиторов и изъятия хозяйствующего субъекта из экономической жизни.
^ Кризис как фактор банкротства
Несостоятельность — признанная Арбитражным Судом или объявленная должником неспособность в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.

Должник — гражданин, предприниматель или юридическое лицо.

Обязательства могут быть внешними и внутренними.
Внешние обязательства:


  • перед фискальной системой (налоги);

  • перед кредитно-банковской системой;

  • перед кредиторами (за поставленные услуги, товары).


Внутренние обязательства:


  • ЗП;

  • процент акционерам.


Существует 4 вида банкротства:


  1. Банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием;

  2. Банкротство собственника, вызванное в первую очередь недостатком инвестиционных ресурсов на осуществление воспроизводства при наличии нормальных основных фондов;

  3. Банкротство производства, происходящее либо под влиянием двух первых пунктов, либо устаревшего оборудования, либо жёсткой конкуренции и требующее перепрофилирование производства;

  4. Банкротство, связанное с недобросовестным менеджментом (это действие руководства, связанное с уклонением от исполнения обязательств).


Анализ стадий банкротства:
I Скрытая стадия: снижение цены предприятия ()

V — цена ожидаемая;

Р — ожидаемая прибыль до уплаты налогов и процентов по займам и дивидендам;

К — средневзвешенная стоимость пассивов.
II ^ Финансовая неустойчивость: первые трудности с наличными денежными средствами, ранние признаки банкротства (резкие изменения в структуре баланса).
III Явное банкротство: предприятие не может своевременно оплачивать долги, банкротство становится юридически очевидным, проявляется как несогласованность денежных потоков.
2 подхода к прогнозированию банкротства:
1) Базируется на финансовых данных и включает в себя оперирование определёнными коэффициентами;

2) Базируется на статистике предприятий-банкротов.
Недостатки:
- предприятие «с трудностями» задерживает информацию о себе, и нужные данные недоступны в течение долгого времени;

- если данные и сообщают вовремя, то они могут быть фальсифицированы или «выбелены».
^ Количественные кризис-прогнозные методы
1) Двухфакторная модель (основана на показателях текущей ликвидности и доли заёмных средств).

С1 < 0 (''–'')

С1 > 0 (''+'')
К1 — текущая ликвидность (коэффициент покрытия);

К2 — удельный вес заёмных средств в пассиве.
Если результат ''–'', то вероятность банкротства невелика, а если ''+'', то высокая.
2) Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности), разработан в 1968 году.

Z > 2,99 — предприятие финансово устойчиво;

Z < 1,81 — предприятие не устойчиво;

Z Є [1,81; 2,99] — зона неопределённости.
Х1 — отношение оборотного капитала к сумме активов;

Х2 — отношение нераспределённой прибыли к сумме активов;

Х3 — отношение прибыли до налогообложения к общей сумме активов;

Х4 — отношение рыночной стоимости акций (или собственного капитала) к задолженности (или балансовой стоимости заёмных средств);

Х5 — оборачиваемость всего капитала (отношение выручки к сумме активов).

Этот коэффициент адаптирован для России. Только Х4 — это отношение уставного капитала к общей сумме активов.

Таблица 1
Вероятность для значений коэффициента Альтмана для «Дельты»:


Z

Вероятность банкротства

< 1,8

очень высокая

Є [1,81; 2,7]

высокая

Є [2,71; 2,99]

средняя

> 3

низкая


Этот коэффициент — комплексный показатель, который характеризует разные стороны деятельности предприятия и помогает сделать предварительные выводы о причинах будущего или уже наступившего кризиса, его типе, стадии банкротства и направлении вывода из кризиса.
3) Четырёхфакторная прогнозная модель Таффлера:

Z ≥ 0,3 — всё нормально;

Z < 0 — на предприятии скрытые риски.
Х1 — отношение прибыли до уплаты налогов к текущим обязательствам;

Х2 — отношение текущих активов к сумме обязательств;

Х3 — отношение текущих обязательств к сумме активов;

Х4 — отсутствие интервалов кредитования (ликвидность);

С0–С4 — весовые коэффициенты (по таблицам Таффлера).
Z часто трансформируется в PAS-коэффициент, то есть абсолютную меру финансового положения меняют в относительную меру финансовой деятельности и выражают в процентах (от 1 до 100).

PAS = 50 % — 50 компаний хуже нас (нормально);

PAS = 10 % — только 10 компаний в этой отрасли хуже, чем мы;

PAS = 100 % — мы лучшие.

Таким образом, PAS-коэффициент — это относительный уровень деятельности предприятия, выведенный на основе её Z-коэффициента, за определённый год и выраженный в процентах.

4) Четырёхфакторная модель прогноза R-модель:

К1 — оборотный капитал к активам;

К2 — чистая прибыль к собственному капиталу;

К3 — выручка от реализации к активам;

К4 — чистая прибыль к интегральным затратам.

Таблица 2
Вероятность банкротства для разных значений коэффициента R:


R

Вероятность банкротства в %

< 0

90 – 100

0 – 0,18

60 – 80

0,18 – 0,32

35 – 50

0,32 – 0,42

15 – 20

> 0,42

до 10


5) Показатель Аргенти (А-счёт) — характеризует кризис управления.

Проводятся исследования, предполагая что:


  • идёт процесс, ведущий к банкротству;

  • для своего завершения процессу требуется несколько лет.



Рис.6: Три стадии процесса

При расчёте А-счёта конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов по Аргенти, либо ноль. Промежуточные значения не допускаются.

Каждому фактору и каждой стадии присваивают определённое количество баллов и рассчитывают агрегирующий показатель Аргенти.
Недостатки (стадия 1):

- в системе учёта;

- в непрофессионализме менеджеров.
Максимально возможная сумма баллов этой стадии: 43. И если набираем больше, то это недостатки, которые приведут к ошибкам.

Максимально возможная сумма баллов на стадии Ошибки: 45. Если больше 45, то риск высокий.

Максимально возможная сумма баллов на стадии Симптомы: 12.

Максимально возможный А-счёт: 100 баллов. Проходной балл: 25.

5-18 — предел, в который попадают все успешные компании на рынке.

> 25 — предприятие будет банкротом в ближайшие 5 лет.
^ Качественные кризис-прогнозные методики
1) Основной источник критериев для субъективной оценки предприятия — рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования, которые содержат перечень критических показателей для оценки возможного банкротства предприятия.

Были адаптированы под наши современные условия.
2) ^ Двухуровневая система показателей.
I группа — критерии, неблагоприятные текущие значения которых свидетельствуют о возможных в ближайшем будущем значительных финансовых затруднениях (в том числе и банкротстве):

- повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;

- превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

- чрезмерное использование краткосрочных заёмных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;

- устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

- постоянная нехватка оборотных средств;

- неправильная реинвестиционная политика;

- превышение размеров заёмных средств установленного лимита;

- хроническое невыполнение обязательств перед кредиторами (инвесторами и акционерами);

- высокий удельный вес дебиторской задолженности;

- наличие сверхнормативных запасов готовой продукции;

- ухудшение отношений с банковской системой —> вынужденное использование новых источников финансовых ресурсов на относительно не выгодных условиях;

- использование в производстве оборудования с истёкшим сроком эксплуатации;

- неблагоприятные изменения в портфеле заказов.
II группа — параметры, неблагоприятные текущие значения которых говорят о том, что текущее финансовое положение предприятия оценивается как критическое (при определённых условиях и бездействии ситуация резко ухудшается):

- потеря ключевых сотрудников аппарата управления;

- остановки или нарушения производственного процесса;

- недостаточная диверсификация деятельности;

- излишние ставки на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта;

- потеря контрагентов;

- участие в судебных тяжбах с непредсказуемым исходом;

- неэффективные долгосрочные соглашения.
^ Тенденции развития антикризисного законодательства
При разработке новых законов использовали 2 подхода:


  1. принцип неплатёжеспособности;

  2. принцип неоплатности.

Появились 2 новые должности:


  • арбитражные управляющие — лица, осуществляющие одну из восстановительных процедур;

  • конкурсные управляющие — назначаются для ликвидации предприятия.


Для применения закона обязательно:
- в сумму долга включается только основное обязательство и проценты на него (без учёта неустоек, штрафов, пенни и т.д.);

- требования должны быть бесспорными;

- принцип признания приоритета основного обязательства перед дополнительным;

- субсидиарная ответственность по обязательствам юридического лица в случае его банкротства (учредителей, участников и т.д.).
Закон распространяется на все коммерческие организации, на все формы собственности и на все некоммерческие, за исключением казённых предприятий.
Закон не преследует целей обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства.
^ Если есть возможность предприятие оздоровить, то назначают реорганизационные процедуры (после обращения в Арбитражный Суд, но до объявления должника банкротом).
^ Роль и деятельность Арбитражного Суда
Дело о несостоятельности должника рассматривается Арбитражным Судом (АС) по месту регистрации (нахождения) предприятия-должника, указанному в учредительном документе.
Обращение в суд возможно, только если требование к должнику-юридическому лицу не менее 100 000 рублей; физическому лицу — 10 000 рублей (от); требования не исполнены в течение трёх месяцев со дня наступления их оплаты и сумма обязательств гражданина превышает его имущество.

^ Участники дела о банкротстве:

- должник;

- арбитражный управляющий;

- конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам).
Участники собрания кредиторов с правом голоса:
- налоговые и иные уполномоченные органы;

- прокурор.
Обращаться в АС имеют право:
1) Должником заявление подаётся на основании решения собственника предприятия или руководящего органа предприятия самостоятельно в предвидении банкротства, признаков банкротства, но при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных издержек.
Должник обязан подать заявление в АС в следующих случаях:


  • удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведёт к невыполнению требований перед другими;

  • когда управляющий орган должника, уполномоченный принять решение о ликвидации, принял решение об обращении в АС;

  • когда орган, уполномоченный собственником, принял решение об обращении в АС.


Заявление, которое подал должник, не может быть отозвано.
2) Кредиторы — российские и/или иностранные физические лица и/или юридические лица, а также РФ, субъекты РФ и муниципальное образование.
Заявление кредитора может быть отозвано, но до возбуждения производства по делу.
3) Уполномоченные органы — прокурор, налоговые органы, другие государственные органы и т.д. в связи с невыполнением обязательных платежей.
4) Иные лица — работники предприятия и собственники.
В зависимости от обстоятельств дела АС принимает решение (см. Рис.7).

Рис.7: Решения Арбитражного Суда
Если пункт (II) станет невозможным, то следует обратиться к пункту (III).


Рис.8: Схема антикризисной процедуры

(Н) Наблюдение — вводится в целях обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния (начинается с момента принятия заявления).
(ВУ) ^ Внешнее управление (судебная санация) — применяется для восстановления платёжеспособности с передачей управления внешнему управляющему.
(ФО) Финансовое оздоровление — для восстановления платёжеспособности при смене руководителя на административного управляющего.
(КП) ^ Конкурсное производство — процедура, применяемая к должнику, уже признанному банкротом, для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Уголовно-правовое регулирование банкротства
1) Ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» (наказание — до 3-х лет).
Уголовная ответственность за:
- сокрытие имущества и имущественных обязательств;

- сокрытие сведений об имуществе, его размерах и местоположении;

- передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение;

- сокрытие уничтожения и фальсификация бухгалтерской учётной документации;

- неправомерное удовлетворение требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим.
2) ^ Ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство» (умышленное создание или увеличение неплатёжеспособности, совершённое руководителем в личных интересах).
3) Ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство» (заведомо ложное объявление руководителем или собственником о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки/рассрочки/скидки с долгов или неуплаты).
Специальные статьи закона о банкротстве для особых объектов:


  • градообразующие организации (город, в котором работает не менее 25 % населения, или численность рабочих более 5000 с учётом членов их семей);

  • с/х организации (не менее 50 % доходов зависит от этой деятельности: выращивание, производство и переработка с/х продукции);

  • финансовые организации (банки и иные кредитные организации, страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг). При продаже целиком организацию может купить только покупатель с лицензией на эту деятельность.

  • стратегические предприятия и организации, имеющие отношение к оборотному комплексу страны (долг должен составлять не менее 500 000 рублей, 3 месяца);

  • субъекты естественных монополий (сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества организации-должника, 6 месяцев).


^ Собрание кредиторов
Если конкурсных кредиторов более 50, то обязательно вводят комитет кредиторов, численность которого от 3 до 11 человек. Если меньше 50, то могут, но не обязаны.
^ Участники собрания кредиторов:

- конкурсные кредиторы, признанные АС;

- налоговые или другие органы;

- представитель работников предприятия без права голоса.
Решение принимается большинством голосов. Голоса считаются пропорционально от суммы долгов.

Если комитет кредиторов, то у каждого по одному голосу. При отсутствии передача голоса не возможна.
Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию по решению следующих вопросов:


  • утверждение и изменение планов ВУ или ФО;

  • введение и сроки проведения ФО и ВУ;

  • требования к кандидатуре арбитражного управляющего;

  • заключение мирового соглашения;

  • решение о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства;

  • выбор комитета кредиторов.


Функции комитета кредиторов:
- требовать от арбитражного управляющего информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства;

- созывать собрание кредиторов;

- обжаловать в суде действия арбитражного управляющего, рекомендовать освободить его от должности и предложить назначить другого;

- утверждать или отказывать в крупных сделках должникам.
Арбитражный управляющий обязательно должен заключить договор ответственности:
3 % балансовой стоимости актива должника —> 100-300 млн.

2 % + 6 млн. —> 300 млн.-1 млрд.

1 % + 20 млн. —> свыше 1 млрд.
^ Обязанности арбитражных управляющих:
- защищать имущество должника и анализировать его финансовое состояние;

- вести реестр требований кредиторов;

- возместить убытки должнику и кредиторам, причинённые по его вине во время работы;

- выявлять фиктивное и преднамеренное банкротство.
^ Права арбитражных управляющих:
- созывать собрание или комитет кредиторов;

- обращаться с жалобами или с просьбой о помощи к АС;

- привлекать других лиц в помощь с оплатой из средств должника;

- досрочно отказаться от обязанностей.


Наблюдение
Наблюдение является одной из наиболее «мягких» процедур, предусмотренных ФЗ РФ о несостоятельности в отношении неплатежеспособного должника. Вводится с даты принятия арбитражным судом заявления к производству на срок не более семи месяцев, почти не ограничивает должника в самостоятельной финансово-хозяйствующей деятельности, не влечет отстранения руководителя.

Все ограничения данного периода направлены на сохранение имущества должника в интересах кредиторов. В то же время приостанавливается процесс имущественных взысканий в отношении должника.

Временный управляющий проводит анализ финансового состояния должника, выявляет признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, устанавливает всех кредиторов должника и размеры их требований (ведет реестр кредиторов). Целью его работы становится проведение первого собрания кредиторов, на котором временный управляющий представляет заключение о положении и перспективах должника, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности. На основе этих данных конкурсные кредиторы принимают решение о целесообразности введения дальнейших процедур.

Начинается автоматически с момента принятия заявления.

Максимальная продолжительность: 7 месяцев.

В то же время устанавливается Н для сохранности имущества, то есть действия, связанные с распоряжением имуществом, увеличением обязательств, проводятся либо с согласия временного управляющего, либо запрещаются совсем.

В это время приостанавливается процесс взыскания обязательств с должника, снимается арест на имущество, запрещается выделять долю учредителям или участникам, выкупать эту долю, выплачивать дивиденды и другие платежи. Счета замораживают, и заключается договор с одним банком об одном счёте.
^ Органы управления не имеют права принимать решения о:

- реорганизации;

- создании новых юридических лиц или участии в других юридических лицах, а также филиалов и представительств;

- эмиссии ценных бумаг и выпуске;

- приобретении ранее выпущенных акций.
^ Сделки, разрешённые только с согласия временного управляющего:

- о передаче недвижимого имущества в аренду или в залог;

- внесение недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал других юридических лиц;

- выдача поручительств и гарантий;

- получение и выдача займов;

- уступка прав требований или перевод долга;

- учреждение доверительного управления имуществом должника;

- участие в холдингах.
^ Права временного управляющего:

- от своего имени требовать признание сделок не действительными, а также применять последствия ничтожных сделок, заключённых должником;

- обращаться в суд за дополнительными мерами по сохранности имущества;

- соглашаться или запрещать сделки.

^ Обязанности временного управляющего:
- контролировать исполнение запретов;

- определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

- установить всех кредиторов и объявить им о возбуждении дела о банкротстве;

- созвать первое собрание кредиторов;

- предоставить в АС отчёт о своей деятельности с предложениями о восстановлении платёжеспособности.
^ Анализ финансового состояния должника на этапе наблюдения

Рис.9: Алгоритм собрания кредиторов
Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение – процедура, применяемая в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Обязательным условием введения этой процедуры является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

В мировом соглашении допускается участие заинтересованных третьих лиц.

Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов, в нем должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иным способом.

В мировом соглашении могут быть также оговорены следующие условия:

- об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

- уступке прав требования должника;

- исполнении обязательств должника третьими лицами;

- скидке с долга;

- обмене требований на акции.

Условия мирового соглашения распространяются на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр кредиторов на момент заключения мирового соглашения.
Таким образом, данную процедуру можно ввести всегда и на любой стадии. Решение принимается большинством голосов. Допускается участие третьих лиц.

Единственное условие заключения мирового соглашения (МС) АС — это погашение должником задолженностей перед кредиторами первой и второй очереди.
Дело о банкротстве автоматически прекращается, и прекращается мораторий на требования кредиторов.
МС

1. Н, ФО, ВУ –→ прекращение дела о банкротстве.

МС

2. ВУ, ФО –→ прекращение моратория на требования кредиторов.

МС

3. КП –→ решение о признании банкротом предприятия-должника отменяется.
МС заключается при условии, что согласны все кредиторы, обеспеченные залогом имущества.
МС можно признать не действительным, если:


  1. его выполнив, должник опять придёт к банкротству;

  2. условие преимущества одних кредиторов над другими.


^ МС содержит: размер, порядок и сроки исполнения или прекращение обязательств предоставлением отступного, новацией обязательств или прощением долга.
Новация — отсрочка/рассрочка, уступка прав требований, скидка с долга, обмен требований на акции и исполнение обязательств третьими лицами.
Условия для кредиторов, которые были против МС, не могут быть хуже, чем для других.
МС может быть расторгнуто между должником и отдельным кредитором.


^ Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая для восстановления платежеспособности должника и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, вводится во время процедуры наблюдение или по ее окончанию на срок не более чем два года.

Процедура финансового оздоровления может завершиться прекращением производства по делу о банкротстве, если все требования были погашены, либо заключением мирового соглашения между должником и его кредиторами, либо переходом к внешнему управлению или конкурсному производству.

Для ввода финансового оздоровления необходимо предоставление обеспечения исполнения обязательств, причем его размер должен превышать размер суммы долгов не менее чем на двадцать процентов. Это может быть банковская гарантия, залог (ипотека), государственная или муниципальная гарантия, поручительство и т.п.

К особенностям процедуры можно также отнести то, что:

- на сумму требований кредиторов по графику погашения задолженностей, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;

- неустойки, суммы убытков в виде упущенной выгоды и т.п., выплачиваются после всех остальных требований;

- долги и неустойки всех кредиторов включенных в реестр, должны быть выплачены не позднее, чем за один месяц до окончания процедуры;

- выплаты кредиторам первой и второй очереди должны быть произведены не позднее чем через шесть месяцев с момента введения процедуры;

- погашение требований кредиторов производится ежемесячно, пропорционально, равными долями, а также должно быть очередным;

- при появлении новых кредиторов с суммой требований больше на двадцать процентов суммы требований уже включенных в график платежей кредиторов, от процедуры можно отказаться;

- если же сумма долгов новых кредиторов меньше суммы долгов уже включенных кредиторов, то вносят изменения в график платежей и обязательно увеличивают размер обеспечения, причем удовлетворение требований новых кредиторов должно быть не позднее чем через месяц.
Вводится во время процедуры Н или сразу после её окончания.

Должен быть готов план ФО, график погашения задолженности, а также сроки процедуры и выплат.

Чтобы ФО приняли и ввели как процедуру, должник обязательно обеспечивает гарантию.

Утверждается кандидатура административного управляющего.

ФО вводится не более, чем на 2 года. Также вводится мораторий на требования кредиторов. Зато на сумму требований кредиторов по графику погашения долгов начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ.

Если в ходе процедуры появляется новый кредитор, по закону ему обязаны выплатить всю сумму сразу в течение одного месяца.
^ Управление предприятием-должником
С разрешения собрания кредиторов, возможно:
- приобретать или отчуждать имущество на сумму более 5 %;

- давать займы, поручительства и гарантии;

- реорганизовываться;

- заключать сделки с возникновением новых обязательств.
Без согласия административного управляющего невозможно:
- приобретать или реализовывать имущество, получать кредиты;

- переводить долги.
^ Права административного управляющего
График погашения задолженности — одностороннее обязательство должника погасить долги в установленные этим документом сроки.
Выплаты кредиторам первой, второй очереди должны быть сделаны в течение 6 месяцев.
Выплаты кредиторам должны быть равномерными, ежемесячными и пропорциональными, а также быть очередными.

Если появляется один или несколько новых кредиторов и сумма их требований больше на 20 % суммы требований кредиторов, можно отказаться от дальнейшей процедуры и прекратить её досрочно.
^ Внешнее управление
Является одним из вариантов действий в отношении неплатежеспособного должника, оно вводится в том случае, если арбитражным судом установлена реальная возможность восстановления его платежеспособности.

Вводится внешнее управление не более чем на 18 месяцев, при желании может быть продлено еще на шесть месяцев, но совокупный срок процедур финансовое оздоровление и внешнее управление не может быть более двух лет. Если с даты введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев или более, то арбитражный суд не утвердит введение внешнего управления.

Восстановление платежеспособности происходит в особом режиме – при наличии моратория на удовлетворение требований кредиторов, который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Финансовые санкции не начисляются, только проценты на сумму требований конкурсных кредиторов в размере ставки рефинансирования ЦБРФ.

В ходе процедуры разрабатывается план внешнего управления, предусматривающий урегулирование накопленной задолженности, меры по восстановлению платежеспособности, условия, сроки и порядок указанных мероприятий. Особенностью осуществления внешнего управления являются:

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требований должника;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- исполнение обязательств собственником предприятия, учредителем или третьими лицами;

- замещение активов должника.

Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований в очередном порядке после соответствующего вынесения арбитражным судом о переходе к расчетам с кредиторами. Причем срок окончания всех расчетов не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения, срок окончания расчета определенной очереди не больше двух месяцев.

Восстановление платежеспособности должника и полное удовлетворение требований кредиторов в период внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Если это не происходит, то возможно применение процедуры мировое соглашение или конкурсное производство.
Вводится не более, чем на 18 месяцев. Возможно продление на 6 месяцев.

Действует мораторий на требования кредиторов. Но начисляется ставка рефинансирования.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов действует для тех, сроки оплаты которых наступили до введения ВУ. Он не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок оплаты которых наступил после введения ВУ.

Возможность ВУ отказываться от сделок и т.д.
Составляющие ВУ:
- последствия введения ВУ. Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и передаёт все обязательства в трёхдневный срок внешнему управляющему;

- права и обязанности внешнего управляющего. Заключает договор страхования ответственности.
Права внешнего управляющего:


  • самостоятельно распоряжаться имуществом должника;

  • заключать от своего имени МС;

  • отказаться от исполнения договоров или признавать сделки недействительными;

  • организовать торги по продаже имущества или бизнеса должника;

  • заявлять в АС о прекращении или продлении этапа.


Обязанности внешнего управляющего:


  • открывает специальный счёт для расчётов с кредиторами;

  • разрабатывает план ВУ;

  • взыскивает задолженность;

  • при продаже имущества назначает начальную цену.

Виды и порядок реорганизационных процедур
1) Отказ от исполнения договоров может быть сделан только в течение 3-х месяцев с момента введения ВУ и только к тем сделкам, которые не были исполнены полностью при следующих условиях:
- если договор является долгосрочным (более 1 года);

- если прибыль будет в долгосрочной перспективе;

- если договор при прочих равных условиях не выгоден или повлечёт убытки;

- если сделка будет препятствовать восстановлению платёжеспособности.
^ Эти пункты нельзя применить к тем сделкам, которые были заключены на Н с разрешения временного управляющего.
2) Недействительность сделок.

Сделка, заключённая или совершённая после принятия заявления АС и/или в течение 6 месяцев до подачи заявления может быть признана недействительной:
- выплата или выделение доли участнику или учредителю при его выходе из состава;

- были или могут быть причинены убытки;

- влечёт ущерб одних кредиторов и приоритет других.
3) План ВУ.

Разрабатывается в течение первого месяца, рассматривается собранием кредиторов. Включает:


  • перепрофилирование производства;

  • закрытие нерентабельных производств;

  • ликвидация дебиторской задолженности;

  • продажа части имущества должника;

  • уступка прав требований должника;

  • исполнение обязательств должника собственником или третьим лицом;

  • продажа предприятия или бизнеса.


Продажа части имущества:
- внешний управляющий имеет право продать любую часть имущества, если это не повредит предприятию. Если стоимость

меньше 100 000 рублей, то продают любому покупателю на торгах и аукционах;

- если выставляемое имущество — это ограниченное имущество, то его продают на закрытых торгах только тем, кто имеет право.
^ Продажа предприятия и бизнеса происходит вместе с трудовыми контрактами персонала.

Рис.10: Схема продажи предприятия
^ Уступка прав требований. При оплате долгов третьим лицом это считается беспроцентным займом со сроком оплаты до востребования, но не раньше, чем закончится ВУ.
^ Замещение активов должника. Создаются новые АО; в качестве уставного капитала — активы предприятия-должника.
Конкурсное производство
Конкурсное производство – это принудительная ликвидация должника, признанного банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, вводится сроком на год, при необходимости суд может продлить этап на шесть месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства:

- срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей должника считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и других финансовых санкций;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом;

- проводят инвентаризацию и оценку имущества должника по балансовой стоимости и по рыночной стоимости, формируют конкурсную массу.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, составляет конкурсную массу, исключение составляют:

- имущество, изъятое из оборота,

- имущественные права, связанные с личностью должника,

- социально значимые объекты,

- отдельно учитывается имущество являющееся предметом залога.

Социально значимые объекты (дошкольные образовательные, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры) выставляются на продажу по конкурсу, условием которого является обязанность покупателя обеспечить их эксплуатацию и использовать в соответствии с целевым назначением данных объектов. Жилищный фонд, а также социально значимые объекты, не проданные на торгах, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования.
^ Порядок расчета с кредиторами.

Требования кредиторов удовлетворяются в строгой очередности по реестру требований кредиторов, условно их можно разделить на внеочередные и очередные. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие обязательства: судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; требования кредиторов, возникшие в период после принятия заявления Арбитражным судом и до признания должника банкротом или возникшие в ходе конкурсного производства.

Очередные выплаты кредиторам должны быть соразмерными, т.е. при недостаточности денежных средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди, они распределяются между кредиторами пропорционально сумме требований каждого кредитора. Переход к выплатам следующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников, расчеты по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника, удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Все требования по возмещению убытков, неустоек и т.д. удовлетворяются после погашения всех основных долгов и процентов.

Если по результатам ликвидационного баланса осталось имущество, то оно передается собственнику имущества должника или при отсутствии заявления собственника органам местного самоуправления.
Срок процедуры — 1 год; возможно увеличение на 6 месяцев.

Назначается конкурсный управляющий. Их может быть несколько уровней подчинённости.

^ Права конкурсного управляющего:
- предъявляет требования к третьим лицам, которые по закону несут субсидиарную ответственность;

- увольняет работников;

- выявляет и возвращает имущество, находящееся у третьих лиц;

- передаёт органам местного самоуправления объекты социального назначения;

- привлекает оценщиков (если нужно).
С момента открытия КП все сроки исполнения любых обязательств считаются наступившими.

Конкурсный управляющий проводит анализ материальных ценностей и формирует конкурсную массу — имущество должника, имеющееся на момент открытия и выявленное в ходе КП, за исключением:
- имущества, изъятого из оборота;

- имущественных прав, связанных с личностью должника;

- объектов социального назначения;

- имущества, являющегося предметом залога.

Рис.11: Схема действий конкурсного управляющего

При повторных торгах начальная цена снижается на 10 %.

Рис.12: Порядок расчёта с кредиторами
^ Управление персоналом в кризисной ситуации
Кадровая политика и способы управления персоналом
Сутью кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая целям развития данного предприятия, то есть это некий оптимизирующий баланс сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда.
^ 4 вида кадровой политики:
1) Пассивная — у руководства нет чёткой программы действий по отношению к персоналу; и в условиях кризиса всё сводится к ликвидации негативных последствий их работы. Не прогнозируется кадровый потенциал и потребность.

2) Реактивная — руководство контролирует признаки кризисных ситуаций (конфликты, отсутствие нужной квалификации, мотивации) и принимает меры по локализации кризиса.

3) Превентивная — руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для воздействия на неё. ФО по кадрам здесь – краткосрочный и среднесрочный прогноз потребности в персонале.

4) ^ Активная (рациональная) — руководство имеет и диагноз, и прогноз развития ситуации, а также возможность воздействия на неё. Предприятие имеет, обновляет и реализует программу кадровой работы, проводит реорганизацию внутри, то есть ликвидацию отделов, подразделений и т.д., которые не вписываются в стратегию вывода предприятия из кризиса.
Таблица 3

Практика работы с персоналом:

Эффективная

Неэффективная

1. Сокращать в организационной структуре управления нужно уровни, а не рабочие места
2. При сокращении обязательно учитывать взаимозависимость элементов организационной структуры
3. Поддерживать работников, проявляющих качества лидеров, и готовить перспективных кандидатов на руководящие должности
4. периодически переоценивать кадровую структуру предприятия и сохранять ядро кадрового потенциала
5. Отдавать предпочтение командной работе и учитывать их варианты и меры по выходу из кризиса
6. Продолжать набор персонала и поддерживать его профессиональный рост в приоритетных для предприятия областях

1. Программа добровольного ухода персонала (особенно на пенсию)



потеря квалифицированных специалистов, без которых предприятие не сможет работать нормально
2. Масштабное и механическое сокращение



неравномерное распределение рабочей силы



необходимое возвращение уволенных или найм новых работников (конфликты, снижение авторитета руководства, снижение квалификации персонала)
3. Строгая отчётность вместо вовлечения работников в реализацию конкретных мер по выводу предприятия из кризиса



отчуждение коллектива и снижение мотивации

То есть получается, что эффективны только те мероприятия, которые изменяют в первую очередь саму структуру и организацию предприятия, а также положительное влияние имеет изменение методов воздействия на персонал.
Таблица 4

Методы работы с кадрами в режиме АУ:

Метод

Условия применения

Действия

+



1. Адаптивных изменений

Небольшая срочность

Конфликты разрешаются компромиссами и перемещениями в руководящем составе (сторонников можно и повысить)

Слабое сопротивление

Длительное получение результатов

2. Принудительных организационных изменений

Большая срочность

Использование силы, приказы; не желателен в социальном плане; лучше использовать при резком стратегическом реагировании

Быстрота изменений

Большое сопротивление

3. Управления сопротивлением

Средняя срочность

Не борьба с сопротивлением, а предупреждение паники для поддержки решения руководства

Слабое сопротивление

Риск неудачи в связи со сложностью

4. Кризисный

Угроза существованию предприятия

1) Убедить работников в неизбежности кризиса и принять предупредительные меры; 2) Показать себя в роли «спасителя»; 3) Создать искусственный кризис до наступления настоящего, придумав внешнего врага; 4) Выбрать любой метод управления сопротивлением.

* Стратегическое объединение всех под вашим руководством

Очень слабое сопротивление

Жёсткий дефицит времени

Выбирая конкретный метод, надо учитывать психологическую, техническую готовность персонала к нему.
^ Реакция персонала на реформы:
- страх перед неизвестным;

- потребность в гарантиях;

- невовлечённость в преобразования;

- недостаток ресурсов и времени;

- прошлый отрицательный опыт.
Таблица 5

Методы преодоления сопротивления:

Метод

Сопротивление

+



1. Обучение и предоставление информации

Недостаток информации, её неправильная интерпретация

Если убедить персонал, то он активно участвует в преобразовании

Если много персонала, то это почти невозможно

2. Привлечение к участию в проекте

Дефицит информации у инициаторов проектов по поводу программы изменений

Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно дают информацию об особенностях работы предприятия

Много времени, может быть неправильно понята цель изменений

3. Стимулирование и поддержка работников

Сложность индивидуальной адаптации е отдельным изменениям

Учёт индивидуальных пожеланий и помощь облегчают достижение цели изменений

Требует много времени и расходов

4. Переговоры и соглашения

Отдельные руководители опасаются потерять власть или привилегии

Стимулирование в обмен на поддержку

Большие расходы и претензии от других начальников

5. Кадровые перестановки и назначения

Несостоятельность влияния или слишком высокие затраты по ним

Сопротивление быстро ликвидируется

Угроза настоящим и будущим проектам из-за недоверия заинтересованных лиц

6. Скрытые и явные принуждения

Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений

Угроза санкций заглушает сопротивление и даёт возможность быстрой реализации проекта

Высокий риск, стойкая озлобленность по отношению к инициаторам и пассивное сопротивление


Сегодня единственно возможный принцип воздействия на персонал — это согласование интересов всех участников процесса его работы.
^ Конфликт как метод управления в кризисной ситуации
Конфликт — одна из наиболее распространённых форм организационного взаимодействия и вообще отношения между людьми.

^ Конструктивный конфликт — способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия.

Персонал владеет информацией о реальных возможностях, и реализация этого потенциала и влечёт за собой конфликты и основаны на них.
Структура конфликтного процесса
Признаки конфликта:


  • существование хотя бы 2-х сторон (2 — биполярный; 3 — триадный; много — мультисторонний конфликт);

  • взаимозависимость сторон (то, что побуждает их к конфликту, и то, что не даёт выйти из него);

  • несовместимость целей и ценностей;

  • нулевая сумма конфликтного взаимодействия;

  • действия, направленные друг против друга;

  • использование давления или силы.


Стадии конфликта:


  1. Зарождение;

  2. Формирование;

  3. Подъём/расцвет;

  4. Преобразование/угасание (либо разрешение компромиссом, либо устранение сторон).


Классификация конфликтов приведена на рис.13.


Рис.13: Классификация конфликтов
Таблица 6

Оценка последствий:

Интеграционная

(дисфункционирование явления, которое нарушает привычный ход жизни и деятельности предприятия, то есть рассматриваем негативные последствия):

Диалектическая

(конфликт рассматривается как постоянный источник общественных развития и обновления, то есть акцентируем внимание на положительных моментах конфликта):

  • снижение управляемости;

  • увеличение текучести кадров;

  • увеличение эмоциональности и агрессии;

  • невозможность в будущем сотрудничества оппонентов

  • инициирование обновления;

  • почва для реформ;

  • мобилизация ресурсов и интересов;

  • стимулирование решений индивидуализма и лидерства;

  • разрядка психологической напряжённости


3 главные стратегии управления конфликтом:


  1. Нормативная — разрешение конфликта на административно-правовой основе.

  2. Реалистическая — из стремления человека к господству.

  3. Идеалистическая — поиск новых общих целей, которые обесценят старый источник конфликта.








Скачать файл (338 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru