Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Взаимосвязь уровня взаимоотношений в семье и оценки отношений подростка с классом - файл 1.doc


Взаимосвязь уровня взаимоотношений в семье и оценки отношений подростка с классом
скачать (299.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc300kb.20.11.2011 17:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Взаимосвязь уровня взаимоотношений в семье и оценки отношений подростка с классом».
Содержание


Введение

Глава 1. Проблемы межличностных отношений в современной психологии.
1.1. Понятие и формирование межличностных отношений.

1.2. Особенности взаимоотношений детей и подростков.

1.3. Особенности взаимоотношений детей и подростков со сверстниками.

Глава 2. Взаимосвязь отношений подростка в семье и в школе.
2.1. Диагностические методики.

2.2. Результаты методологического исследования.

2.3. Взаимосвязь уровня отношений подростка в семье с уровнем взаимоотношений в классе.

Заключение.
Литература.
Приложение.

Введение
С самого рождения человек попадает в определённую среду (микро-, макросреду) социального окружения, которая влияет на особенности его развития.

Взрослея, выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп; является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных последствия: с одной стороны, определяет активное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания человека. Личность оказывается включённой в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Особое значение это имеет в подростковом возрасте, так как его можно считать сензитивным для развития многих качеств личности и оказывает влияние на дальнейшее поведение взрослого человека, его место в обществе, благополучие (неблагополучие) занимаемого человеком места (статуса).

Человек формируется в определённой среде, но и сам может оказывать воздействие на среду, посредством своих личностных особенностей (как социально одобряемых, так и негативно воспринимаемых обществом): индивидуально-психологические черты характера, качества личности, темперамент, нравственно-этические установки, привычки, которые могут иметь связь с особенностями воспитания.

Взаимоотношения в семье являются базой построения отношений в школе. Отношения имеют важное значение в любом возрасте, но особенно значимыми они становятся в подростковом возрасте; важно определение факторов, которые могут влиять на взаимодействие с другими людьми, - сверстниками, взрослыми и другими людьми. Исследование представленной мной темы, её дальнейшее изучение помогут спланировать коррекционные психолого-педагогические и консультационные мероприятия по разрешению и предотвращению возможных конфликтов в межличностных отношениях и влияние на них, как внешний, так и внутренних факторов (в частности уровень взаимоотношений в семье).
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня взаимоотношений подростка в семье с уровнем взаимоотношений с классом.
Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровни взаимоотношений подростков в семье и оценку их отношений с классом.

3. Изучить социометрический статус подростков.

4. Составить план коррекционно-педагогических мероприятий.
Гипотеза: существует связь между уровнем взаимоотношений в семье и отношением подростка с классом.
Методы исследования: тестирование, социометрия.
Предмет исследования: межличностные отношения.
Объект исследования: уровень взаимоотношений подростка в семье и классе.
Глава 1. Проблемы межличностных отношений в современной психологии.

1.1.Понятие и формирование межличностных отношений.
Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу - семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т. п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.

Положение человека в группе, определяющее его права, обязанности и привилегии, называется статусными отношениями. Возникают они в связи с межличностными отношениями. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус. Например, подросток, которого недолюбливают за агрессивность и невоспи­танность одноклассники и учителя, вне школы может оказаться «заводилой» дворовой компании, лидером неформальной группировки. Статус человека зависит и от особенности группы, в которую он входит. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет личности как своеобразная мера признания окружающими ее заслуг. Отношения между конкретными малыми группами можно характеризовать как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества. Суть внутригруппового фаворитизма в том, что своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), нежели другие группы. Межгрупповая дискриминация, которая может быть следствием внутригруппового фаворитизма, проявляется во враждебном отношении к чужой группе. По мнению В.С.Агеева, внутригрупповой фаворитизм необходим на ранних стадиях развития малой группы. Он благотворно влияет на ее сплоченность и отражает степень значимости и привлекательности группы для индивида [17].

Таким образом, межгрупповые отношения складываются на основе, описанной Б. Ф. Поршневым: члены некоторой общности (группы) вырабатывают определенное представление и чувство единства, выражаемые словом «Мы», но ко всем, кто не входит в данную группу, относятся как к «чужим», обозначаемым местоимением «Они».

Нормальные отношения требуют диалога, общения культур. На этом уровне субъектами взаимодействия становятся целые общности, культуры.

В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, к характеристике которых мы переходим.

Межгрупповые отношения – это только один из видов социального взаимодействия, социально-психологических контактов, которые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции воздействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т. д. [17].

Нередко общение и отношение анализируются отдельно друг от друга, в то время как они должны рассматриваться во взаимосвязи. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что отношения проявляются и формируются, как правило, в общении. Кроме того, отношения, складывающиеся между общающимися лицами, всегда влияют на многие характеристики общения.

Класс или другое более или менее постоянное объединение людей всегда представляет собой какое-то целое, малую группу в социально-психологическом смысле этого слова. Что же сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Потребность в общении — вот внутренняя основа личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни (некоторые психологи считают ее врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека) [25].

Потребность в общении — одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых ранних этапах человеческой жизни, а некоторые психологи даже считают ее врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека [20].

В настоящее время трудно сказать, является ли потребность в общении действительно врожденной. Но совершенно точно установлено, что возникает она и ясно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. Почвой для ее развития, как указывал замечательный советский психолог Л. С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Первоначально потребность в общении выступает как потребность во взрослом человеке. Уже на 2—3 месяце жизни ребенок эмоционально переживает ее. Именно в этом заключается психологическая сущность «комплекса оживления», который хорошо известен любой матери: младенец реагирует на склонившегося к его колыбели взрослого радостными движениями ручек и ножек, улыбкой, звуками и т. д. Очень важно отметить, что уже на ранних этапах детства потребность в общении становится избирательной: пройдет еще 2—3 месяца, и ребенок будет радоваться только при виде «своих» взрослых. При встрече с незнакомыми людьми он либо улыбается, либо отворачивается и плачет. Так возникают первые предпочтения, первый выбор, в загадку которого еще никто не проник.

Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоционального контакта не только с взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. Происходит это удивительно рано. Уже на втором году жизни, как показало специальное исследование, между детьми возникают разнообразные контакты, которые включают в себя и положительные взаимоотношения и отрицательные. Можно вполне понять увлеченность исследователя, когда он называет группу совместно живущих в воспитательном учреждении детей второго года жизни «коллективом», хотя, конечно, на самом деле это далеко не так. Р. Я. Сандлер отмечает среди различных видов взаимных контактов детей второго года жизни очень интересную эмоционально насыщенную форму отношений, которая, по-видимому, является самым ранним проявлением симпатии сверстника к сверстнику; «Между описанными нами эмоционально-положительным игровым взаимоотношением и деятельным общением детей в коллективе имеется как связующая форма так называемая нами «беспричинная ласка». Это не игра и несовместная деятельность, а разученные действия, в которых проявляются отношения детей друг к другу, возникающие под влиянием эмоционального состояния ребенка. Ребенок без видимой причины подходит к другому, ласкает его».

Особое внимание привлекают выделенные слова. Итак, уже на столь ранней стадии развития ребенка можно подметить зарождение личных отношений, отличных от тех, которые возникают в процессе деятельности.

Наблюдаются и индивидуальные особенности в общении со сверстниками. С социально-психологической точки зрения уже в группе детей ясельного возраста есть в зародыше и личные взаимоотношения — симпатии и антипатии, и определенные индивидуальные различия в их проявлении.

С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию. Дети начинают ее осознавать. При этом особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, потребность в детском коллективе [10].
^ 1.2. Особенности взаимоотношений детей и подростков.
Рост потребности в общении со сверстниками приводит к тому, что группа дошкольников — это уже сложная социально-психологическая единица. Приход ребенка в детский сад — очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» (Выготский) его психического развития.

С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Перед исследователями в области нравственного воспитания и развития детей и педагогами встает задача подвергнуть конкретному социально-психологическому анализу отношения, существующие в группах дошкольников. Следует как можно скорее преодолеть известную наивность во взглядах на взаимоотношения между детьми и заменить существующие бытовые представления научными понятиями, базирующимися на почве конкретных экспериментальных исследований.

Изучение взаимоотношений в дошкольной группе, проведенное в русле социометрии, показало, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных зависимостей, имеющих место во «взрослом» обществе.

Даже далеко не полный анализ ситуаций, складывающихся в процессе общения между детьми в группе, показывает, что взаимоотношения между дошкольниками представляют собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Чтобы ее разрешить, необходимо, как нам кажется, базироваться на следующих принципиальных положениях.

Во-первых, взаимоотношения между детьми в группе, как и в школьном классе, следует рассматривать как целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Необходимо изучать отношения каждого члена группы ко всем остальным и всех членов группы к каждому. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар или игровых группировок. Ведь в дружеские пары обычно входит небольшая часть группы. Кроме того, отношения детей, которые дружат друг с другом, нуждаются в дальнейшем исследовании, так как нередко между ними складываются далеко не гуманистические отношения. Необходимо, далее, изучить, какое место занимают дружеские пары в общей системе отношений, существующих в группе.

Игровые группировки также не охватывают всех детей. Часто именно замкнутый, робкий ребенок оказывается вне подобной группировки, отношения внутри которой зачастую складываются не только и, может быть, не столько в самой игре, сколько в процессе повседневной разнообразной деятельности дошкольников.

Во-вторых, чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей в группе дошкольников, необходимо исследовать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении со школьными классами. Поэтому методы изучения должны быть такими, которые можно было бы в более или менее неизменном виде применить к исследованиям взаимоотношений детей разных возрастов и получить сопоставимые и сравнимые данные, доступные однотипной качественной и количественной обработке.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики [20].

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:

Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка;

Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских от
ношений и гармонизация влияния семьи на воспитание
ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи [24].

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

^ Подростковый период.

Подростковый период может быть определен как период взросления — между детством и взрослой жизнью. Такие слова, как зрелость, половая зрелость, половое созревание, тинэйджеры, несовершеннолетний, юность, — взаимосвязанные понятия. Подростковый период иногда разделяется на ранний (возраст 11—14 лет), средний или поздний (возраст 15—19 лет). Из большого количества данных о психологии подросткового возраста можно выделить несколько основных положений:

1.Изучение ценностей подростков выявляет контрастную картину. Некоторые данные говорят о том, что юноши и девушки в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако в других работах было установлено, что подростки интересуются религией, жизнью своей семьи, неравнодушны к боли и страданиям других людей. Исследования подчеркивают, что не все подростка имеют одинаковые ценности.

2. Подростки, как группа, в массе своей не восстают против родителей и их ценностей. Большинство юношей и девушек с уважением относятся к родителям и практически целиком перенимают их ценностную ориентацию. Некоторые подростки циничны и подозрительны в отношении других, но в собственное будущее глядят с оптимизмом.

3. Подростков нередко обвиняют в безответственности и лени. Действительно, они без особого восторга относятся к предложениям помочь в работе по дому, но, тем не менее, многие из них подрабатывают в свободное от учебы время на протяжении всего учебного года. Многие работают более 15—20 часов в неделю в дополнение к полной школьной занятости. Однако представители школьной администрации отмечают, что такая нагрузка на работе идет в ущерб их школьным, общественным и семейным занятиям. Некоторые подростки часть заработанных денег откладывают на оплату дальнейшего образования или отдают в семейный бюджет. Возможность тратить собственный заработок готовит подростков к самостоятельной взрослой жизни.

4. Окружающая социальная обстановка (технологические и социальные изменения, урбанизация и ее последствия, рост меркантильности и бедности, средства массовой информации, социальное и эмоциональное напряжение, нелады в семье и стресс по поводу жизненных событий) оказывает существенное влияние на подростков [9].

^ Взаимоотношения подростка с родителями.

Согласно одному из стереотипов, все подростки находятся в состоянии конфронтации с родителями и их ценностями. Но это не так. Никто не спорит: действительно, юность — это время, когда дети начинают стремиться к независимости. Делсимер пишет об этом так:

«Вполне естественно, что, начиная с периода полового созревания, родители перестают быть для своих детей первичными объектами любви. Такой разрыв — одна из наиболее болезненных, но также и одна из важнейших психологических задач юности».

Без такого эмоционального отлучения, без освоения искусства принимать решения и самому отвечать за свою судьбу подросток не сможет стать зрелой личностью.

Однако имеется существенная разница между становлением эмоциональной и социальной независимости подростков и неприятием ими родителей и родительских ценностей. Опрос 6000 подростков десяти национальностей показал, что лишь немногие из них испытывают отчужденность по отношению к родителям. Большинство же сегодняшних молодых людей, напротив, глубоко уважают своих родителей. Встречаются, однако, и такие подростки, которые говорят, что их мать недостаточно хороша, или, что их отец недостаточно хорош.

В восьми областях, которые чаще всего называются в числе проблемных — наркотики, образование, работа, политика, выбор друзей, религия, секс и стиль одежды — явное большинство подростков соглашаются с представлениями своих родителей.

Многие факты свидетельствуют о том, что подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности. Таким образом, распространенное мнение, что отчужденность от родителей — непременный атрибут юности, не более чем миф.

Но также очевидно, что некоторые подростки действительно могут не соглашаться с родителями по поводу наиболее важных жизненных ценностей — особенно в начале взросления. В одном из исследований были проанализированы взаимоотношения между подростками, ведущими очень активную жизнь, и их родителями. Такие «активисты», по сравнению с их более пассивными сверстниками, чаще не согласны со своими родителями по различным политическим и прочим вопросам; особенно это проявляется во взаимоотношениях матерей и дочерей. Однако это характеризует лишь несовпадение взглядов людей разных поколений. Причем даже у подростков, которые часто не согласны со своими родителями в ранний период взросления, эти разногласия не ухудшают отношений в семье и не сказываются ни на чувствах, которые дети испытывают к своим родителям, ни на частоте и продолжительности их общения [9].

^ Что же хотят подростки от своих родителей:

1. Подростки хотят, чтобы родители интересовались ими, помогали им, уде­ляли им время — то есть почаще составляли им компанию.

2. Подростки хотят, чтобы родители выслушивали и понимали их, чтобы с родителями можно было общаться.

4. Подростки предпочитают принимать советы по личным, семейным, со­циальным, учебным и философским вопросам чаще от матерей, чем от отцов.

5. Подростки хотят, чтобы родители принимали их такими, каковы они есть.

6. Подростки хотят, чтобы родители доверяли им.

7. Подростки хотят, чтобы родители относились к ним как к самостоятельным взрослым людям и не мешали им утверждать свою личность и независимость, не мешали их индивидуализации. Автономия содержит два аспекта: поведенческий и эмоциональный. Стремление к поведенческой автономии возникает в ходе взросления раньше, чем происходит сдвиг в сторону эмоциональной автономии.
^ Общие выводы по вопросу о взаимоотношениях между подростком и членами его семьи:

1. Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, — то есть построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, — являются менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и постепенно снижается по мере того, как подростки взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит быстрее, чем у девушек.

2. Процесс индивидуализации может протекать в здоровой или в болезнен­ной форме.

3. Под словом «аффект» понимаются те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Некоторые родители не умеют открыто выражать свою любовь и нежность по отношению к детям. Подростки хотят, чтобы родители любили их и испытывали к ним привязанность.

4. Существуют четыре основных стиля родительского контроля: автократический, авторитетный, но демократический, либеральный и хаотический.

5. Высокий уровень внутрисемейных конфликтов пагубно сказываете сплоченности семьи и развитии подростка.

6. Наличие братьев и сестер также сказывается на развитии подростков; старшие являются для младших и ролевыми моделями, и суррогатными родителями, и товарищами. Братья и сестры способны удовлетворят потребности друг друга в нежности, привязанности и глубоких человеческих отношениях.

7. Бабушки и дедушки способны повлиять на подростков самым положительным образом.

8. В некоторых случаях взаимоотношения с бабушками и дедушками оказываются затрудненными — особенно когда подросток достигает переходного возраста. По мере его взросления старики теряют интерес к постоянным нравоучениям, а подросток начинает относиться к ним более снисходительно [12].

^ 1.3. Особенности взаимоотношений детей и подростков со сверстниками.
Новый этап развития потребности в общении, а значит, и самих взаимоотношений начинается с поступления ребенка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению с подготовительной группой детского сада у учеников первого класса много особенностей. Как это ни странно на первый взгляд, но наблюдения показывают, что старшая группа детского сада представляет собой более развитую социально-психологическую единицу, чем первый класс школы. Это можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, старшая группа детского сада — это группа детей, которые знают друг друга несколько лет, а первоклассникам еще нужно время, чтобы познакомиться [20].

Далее, жизнь в детском саду способствует развитию личных взаимоотношений. В школе возможности для этого ограничены: ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.

Вообще в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Здесь у ребенка впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность — учеба, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих отношений во многом задается педагогом извне. В детском саду деловые отношения также существуют, но они еще не представляют собой организованной системы.

Вообще в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Здесь впервые появляется у ребенка обязательная общественно значимая деятельность — учение, в связи с которым в группе возникает система деловых отношений. Структура этих отношений во многом задается извне, педагогом. В детском саду деловые отношения тоже существуют, но они еще не представляют собой организованной системы.

И личные и деловые отношения зарождаются одновременно в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница знакомит первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, то этим она создает базу и для отношений «ответственной зависимости» и для личных отношений между одноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений — деловых и личных, развиваются не одинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, вожатыми. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться. Они знают, какие дети являются активистами, как их уважают другие члены коллектива и т. д. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может быть изменена по его желанию довольно быстро.

Система личных отношений, возникающая на базе личных симпатий и привязанностей детей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.

В проявлении и развитии потребности в общении у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У учащихся первой группы общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У учеников второй группы общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В V классе происходит резкий перелом, связанный с обострением потребности в общении со сверстниками. Это находит свое выражение в том, что «в V классе у всех детей очень ярко проявилось стремление к общению с товарищами, желание участвовать во всем происходящем в классе». Повысилось стремление не только к установлению личных контактов. Дети стремятся «найти в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами какое-то свое место — не быть просто «рядом», не быть «пустым местом, а быть принятым и признанным товарищами». Конечно, и в начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, и в начальной школе дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Но можно, пожалуй, согласиться с авторами в том, что у подростков все эти тенденции проявляются более остро [20].

В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении — активном поиске близкого друга.

В подростковом возрасте, как об этом свидетельствуют работы, посвященные анализу дружбы и товарищества, потребность в общении становится более глубокой по своему содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, появляется новая исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности — любовь.
^ Психология взаимоотношений подростка со сверстниками.

Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать, по крайней мере, шесть важнейших потребностей молодых людей.

1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения.

2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имею­щими иное воспитание, опыт и взгляды.

3. Выть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение.

4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам.

5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку).

6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение [9].

^ Товарищеские отношения.

В подростковый период весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. В доподростковый период связь между ровесниками не столь очевидна: дети подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Удовлетворение эмоциональных потребностей детей очень мало зависит от общения со сверстниками. Ребенок ищет этого удовлетворения у родителей. Именно от них он ждет похвалы, любви и нежности. И лишь в том случае, если его лишают всего этого, он восполняет свои эмоциональные потребности с помощью товарищей или других взрослых. В подростковый период картина меняется. Половое созревание приносит с собой новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители.

^ Потребность в друзьях.

Позитивные аспекты отношений подростков со своими сверстниками хорошо изучены. Выявлено, что общение с ровесниками положительно влияет на психологическую и социальную адаптацию. Многочисленные исследования показали, что социальная поддержка напрямую связана с благополучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствия стрессов. Есть все основания полагать, что отношения со сверстниками в юношеские годы часто становятся причиной сильных душевных переживаний. Подростки равняются на своих товарищей, отношение которых влияет на самооценку. Особенно старательно мальчики и девочки подстраиваются под ровесников в раннем подростковом возрасте. Последствиями того, что подростка не замечают или отвергают сверстники, могут стать правонарушения, наркомания и депрессия. В раннем подростковом возрасте опасность подвергнуться стрессу может быть особенно высокой.

Первая потребность подростка — установить приятельские отношения с тем, с кем имеются общие интересы. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и непосредственных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов. Один мальчик сказал: «Он — мой лучший Друг. Мы можем рассказать друг другу то, чего больше никому не говорим; каждый из нас понимает, что чувствует другой. Мы можем помочь друг другу, когда это необходимо».

^ Отношения между мальчиками и девочками.

Однако между мальчиками и девочками здесь существуют заметные отличия: первые ждут от своих сверстников меньшего; между девочками устанавливаются более теплые и тесные взаимоотношения. Другие исследования свидетельствуют, что для девочек подросткового возраста основная задача — установление и сохранение личных отношений, также им присуще стремление к большей близости, в то время как мальчики больше озабочены своей независимостью. Эти ученые доказывают, что мальчики ценят уверенность в своих силах, логику и надежность, а у девочек «другой взгляд на мир». Гиллиган утверждает, что девочкам-подросткам особенно дорого внимание друзей, чувство ответственности и ощущение взаимной зависимости. Есть все основания полагать, что эти различия между полами сохраняются и во взрослой жизни.

Выявлено, что в раннем подростковом возрасте мальчики и девочки пред­почитают делиться своими чувствами с родителями. Причем многое зависит здесь от непосредственности семейных отношений. Однако с течением времени подростки начинают все чаще поверять свои секреты товарищам; эта тенденция особенно выражена у старших подростков. Женщины на протяжении всей жизни проявляют большее эмоциональное участие к обоим родителям и своим ровесницам, нежели мужчины. Это вполне соответствует существующим представлениям о том, как следует вести себя представителям сильного пола: мужчины должны воздерживаться от открытого выражения своих чувств.

^ Одиночество в подростковом возрасте.

Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста — одиночество. Одна девочка-подросток определила это так: «Я по-настоящему одинока. Мои родители работают и редко бывают дома. Брат старше меня на шесть лет, поэтому у нас очень мало общего. Если бы у меня не было подруг, мне было бы просто не с кем поговорить». «Пустота», «изоляция», «скука» — так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, — они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющей свободно выражать свои чувства.

Подростки испытывают чувство одиночества по нескольким причинам: кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации, кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес и т. д. [23]

Подростки пытаются избавиться от чувства одиночества различными способами. Наиболее самостоятельные ставят перед собой какие-то цели и начинают их добиваться. Погружаясь в дела, они постепенно меняют свой образ мыслей, что приносит им в результате определенное удовлетворение. Те, кто более зависим, пытаются расширить свои контакты в обществе, стремятся чаще бывать в окружении других, полагаются на какую-то внешнюю опору, ищут помощи у взрослых, находят утешение в религии, занятиях спортом или обращаются за поддержкой к психологам. Большинству подростков, как и взрослым, свойственно время от времени чувствовать себя одинокими.

^ Гармонизация отношений между подростками.

С точки зрения развития личности влияние ровесников друг на друга зависит от воспитания, полученного ими в раннем детстве. Повышенную эмоциональную зависимость от родителей малыш испытывает в возрасте от среднего до позднего детского, зависимость от своих сверстников возрастает в период от раннего до среднего подросткового возраста. Позже юноши и девушки в большей степени способны противостоять давлению ровесников и готовы действовать независимо. Для многих подростков переход к ориентации на сверстников не предполагает в обязательном порядке отказа от родительских наставлений и ценностей.

Типовая метаморфоза «семья — сверстники — начало взрослой жизни» может быть нарушена, если родителям в их отношениях с ребенком не удается сохранить баланс между заботливым участием и поощрением самостоятельных действий. Выяснилось, что чем меньшую эмоциональную поддержку подросток получает от родителей, тем более он восприимчив к влиянию сверстников, обладающих преступными наклонностями, и наоборот. Также было установлено, что повышенная или преждевременная независимость от влияния родителей становится для девочек-подростков причиной раннего начала сексуальной жизни. Следовательно, гармоничное развитие подростка напрямую зависит от качества отношений, как с родителями, так и со своими сверстниками.

^ Что подростки ждут от дружбы.

В школьные годы в дружеских отношениях первостепенную роль играет возможность посвящать время одним и тем же занятиям, что остается важной характеристикой дружбы между сверстниками в течение всего подросткового периода. Общность занятий рассматривается как крайне важный, способствующий упрочению связей между приятелями, фактор. Близость интересов способствует возникновению взаимных симпатий.

Подростки в эти годы ждут от своих друзей честности, открытости и непосредственности, особенно в выражении тех чувств, которые касаются их дружбы. Дети в раннем подростковом возрасте отличаются высокими нравственными требованиями к своим ровесникам, однако они сознают, что многие могут им и не соответствовать, и поэтому удовлетворяются дружбой с теми, чьи нравственные качества ниже ожидаемых. Они подчеркивают значимость искренности, которая способствует упрочению дружбы, в то время как отсутствие искренности, или «притворство», называется подростками одной из главных причин ухудшения товарищеских отношений.

Подростки особенно ценят в своих товарищах такие качества, как постоянство и верность дружбе.

Подростки хотят быть уверенными, что они встретят в друзьях отзывчивость и понимание. Однако между ожиданиями мальчиков и девочек имеются некоторые отличия. Отношения между девочками отличаются большими взаимопониманием и чуткостью; мальчики меньше нуждаются в понимании друзей и не ждут от них такой верности и постоянства, как девочки от своих подруг. В целом можно сказать, что дружбе в раннем подростковом возрасте свойственны многие из качеств, которые подростки считают необходимыми для поддержания хороших товарищеских отношений. Тем не менее, девочки ожидают от своей дружбы больше, чем она может им дать. Этот акцент на «порядочность» друзей подкрепляет часто высказываемую точку зрения, что подростки младшего возраста больше тянутся к тем приятелям, которые не впутываются в неприятности [17].

Дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой — помогают определить границы собственного Я. С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личностные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами. Подростки становятся верными товарищами, живущими в окружении враждебного им мира.

Выводы:

1. В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества.

2. По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся всё более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.

3. Одна из острейших проблем подростков — одиночество.

4. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия людям или скептического отношения к своим возможностям в тех ил иных ситуациях.

5. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, став перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.

6. Способность завязать по-настоящему дружеские отношения частично формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между отношениями подростка с родителями и его социальной приспособленностью.

7. Потребность в дружеском общении приводит к тому, что подростки образуют пары, находя себе одного-двух хороших друзей, обычно того же пола.

8. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы; также очень важны дл них верность, честность и отзывчивость.

9. Когда подростки переходят из начальной школы в среднюю, их дружески контакты расширяются. Подростки младшего возраста нуждаются во множестве товарищей; с возрастом они становятся более разборчивыми — и: достаточно меньшего числа друзей, но они должны быть настоящими.

10. Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членам какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение.

11. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения.

12. Трудности некоторых подростков обусловлены их повышенной застенчивостью.

13. Существует зависимость между методом воспитания, принятым в семье подростка (авторитарный, авторитетный, снисходительный и безучастный), и ориентацией подростка на определенную группу сверстников.

14. Некоторые подростки добиваются признания с помощью девиантного поведения, одобряемого в отдельных подростковых группах [9].

Глава 2. Взаимосвязь отношений подростка в семье и в школе.

2.1. Диагностические методики.
Диагностика оценки отношений подростка с классом.

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции, и т. д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношения индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных "типа" восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать "индивидуалистическим".

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать "прагматическим".

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван "коллективистическим".

На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного банка суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный тип восприятия индивидом группы (а именно - учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.
  1   2   3   4



Скачать файл (299.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru