Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Бухгалтерский учет в зарубежных странах. Финансовый учет - файл 1.doc


Лекции - Бухгалтерский учет в зарубежных странах. Финансовый учет
скачать (142.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc143kb.20.11.2011 17:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект лекций по дисциплине: Финансовый учет.


Тема: Система учета на региональном и международном уровне.


  1. Факторы и элементы учетной системы.

  2. Классификация и характеристика моделей бухгалтерского учета.

  3. Международные и региональные организации, их влияние на развитие учета.

  4. Международная система планов счетов.


1
Система учета - это система подготовки информации о снабженческой, производственной, сбытовой, финансовой и инвестиционной деятельности хозяйственных единиц для решения определенных задач на макро- и микро уровне.

Учетная система включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:

  • национальный план счетов;

  • принципы и стандарты учета, определенные в нормативных актах;

  • форму организации учета на предприятии;

  • методология определения финансового результата;

  • состав и содержание финансовой отчетности.

Содержание элементов учетной системы определяется состоянием внешней и внутренней среды, социальными, экономическими и политическими условиями, историческими традициями и другими факторами. В числе главных из них, определяющих тип учетной системы можно назвать:

  • тип кредиторов и инвесторов, как главных пользователей учетной информации;

  • число физ. и юр. лиц, вовлеченных в процесс инвестирования капитала;

  • участие инвесторов в управлении бизнесом;

  • степень участия в международном бизнесе;

  • уровень развития рынка ценных бумаг ( РЦБ );

  • степень гос. регулирования национальной эк-ки и бух. учета;

  • уровень соц.-экономич. прогресса;

  • уровень инфляционных процессов.


2
Анализ факторов и элементов учетной системы разных стран позволяет выделить модели учета и отчетности: британо-американскую, континентальную, южно-американскую.

^ Британо-американская модель. США, Великобритания, Индия, ЮАР, Канада, Израиль, Нидерланды, Австралия (самая многочисленная).

Страны образующие эту модель характеризуются самым низким уровнем гос. регулирования учета и отчетности, активным участием в международном бизнесе, соц.-эконом. прогрессом, наличием большого числа инвесторов физ. лиц и их отделимостью от управления бизнесом, развитым РЦБ.

Детерминированность учета в этих странах самая низкая. Отсутствие единого плана счетов в большинстве стран, широкий круг финансовой отчетности, ориентированный на интересы инвесторов и кредиторов, сильная роль профессиональных бух. организаций, широкий спектр методов учета.

^ Континентальная модель. Страны Европы ( большинство), Япония, которые характеризуются заметным уровнем гос. регулирования учета и отчетности, соц.-экон. прогрессом, развитым РЦБ, основными кредиторами и инвесторами в этих странах выступают банки.

По сравнению со странами первой группы нормализация учета более высокая, что проявляется наличием единых планов счетов, консервативностью учета.

^ Южно-американская модель. Страны гос. языком которых явл-ся испанский, кроме Испании и Бразилии. Экономика этих стран характеризуется высоким темпом инфляционных процессов, главный кредитор-государство, низким уровнем соц.-экон. развития. Эти факторы обусловили высокую нормализацию учета, ориентацию отчетности на госорганы управления контроля. В последнее время многие факторы выделяют еще две модели: Исламская и интернациональная. Развитие интернациональной модели связано с настоятельной потребностью унификации учета на международном уровне в виду роста ТНК и развития международного валютного рынка.

Учет не может быть лучше или хуже. Система учета создается для регламентирования задач и достижения определенных целей, изменение социальных и политических условий вызывает изменение теории и практики в стране.
3
Объективная необходимость в унификации учета на надмеждународном уровне привела к созданию международных и региональных организаций. На международном уровне согласованием учетных и аудиторских стандартов занимаются следующие организации:

  • Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC). Он был образован для разработки стандартов ( 31 в наст. время). Учетные стандарты комитета носят рекомендательный характер.

  • Международная федерация бухгалтеров (IFAC). Цель ее работы в развитии и укреплении престижа бухгалтерской профессии. В ее состав входят: комитет по обобщению практики аудирования, комитет профессиональной подготовки, комитет по этике.

  • ООН. Одной из ее задач является разработка требований к финансовой отчетности межнациональных корпораций. Непосредственно проблемами стандартизации учета ООН занимается межправительственная группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

  • Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Ее цель способствовать развитию стран-членов путем оказания консультативной помощи по проблемам учета и отчетности.

На региональном уровне унификацией учета и отчетности занимаются следующие организации:

  1. ^ ЕЭС. В рамках программы унификации принципов экономической деятельности опубликовано ряд директив.

  2. Африканский совет по бух. учету. Цель: унификация методик учета, совершенствование профессионального образования, обмен опытом работы и идей.

  3. Ассоциация бухгалтеров стран Америки. Объединяет организации бухгалтеров американского континента.

  4. Федерация бухгалтеров ассоциации государств Юго-восточной Азии. Задачи: повышение статуса бухгалтерской профессии, согласование национальных методов учета.

  5. Конфедерация бухгалтеров азиатских, тихоокеанских регионов. Цель: координация развития бухгалтерских профессиональных регионов.

  6. ^ Федерация европейских бухгалтеров. Цель: проведение научных исследований по проблемам учета и публикация их результатов.


4

Цель плана счетов: обеспечить достоверность учета и отчетности, повысить управление функции учета и внедрить в учет систему налогообложения. Трудно назвать дату возникновения плана счетов, но впервые деятельность системы счетов была разработана Отле и Ля Фонтеном в 1896 г. В 1937 г. был разработан план счетов в Германии, в котором четко прослеживалось деление счетов на счета финансовой и производственной бухгалтерии. В 1947 г. был принят национальный план счетов Франции, который часто пересматривался. В последствии было создано более ста национальных счетов.

Построение плана счетов основано на следующих принципах:

  • возможность реализации общепринятых и международных счетов учета;

  • четкое выделение в плане четырех категорий: счета банков, счета «затраты – выпуск - результаты», счета производственной бухгалтерии, счета связей между финансовой и управленческой бухгалтерией. Балансовые счета помогают составлять баланс, счета «затраты – выпуск - результаты» - определить результаты работы по предприятию и по видам деятельности, счета управленческой бухгалтерии необходимы для планирования и определения себестоимости;

  • определение финансовой работы предприятия;

  • выделение основных счетов и субсчетов 1 и 2 порядка, аналитических счетов 1 и 2 порядка по деятельности системы для автом. учета процессов.

За период 1960-1980 г.г. были разработаны 3 межнациональных плана счетов: план ЕЭС, план счетов Организации Африканского единства, план счетов Латиноамериканских государств.

Большинство планов счетов разрешены в соответствии с 4 директивой ЕЭС 25.07.78, а также с учетом национальных стандартов учета. 4 директива предусматривает 3 варианта решения учетных вопросов:

  • упрощенный: применяется для предприятий итог баланса которых не превышает 1 млн. ЭКЮ, объем реализации не более 2 млн. ЭКЮ, численность не более 50 человек;

  • французский: при котором финансовый результат определяется как полученный от основной инвестиционной, финансовой деятельности и с-до чрезвычайного результата (суммирование по видам деятельности);

  • англо-саксонский: общий финансовый результат определяется по функциям деятельности: производство, реализация и админ-рование.

В 1969 г. был принят детальный проект плана счетов организации африканского единства, а затем утвержден. Он предусматривал 9 классов счетов, среди которых выделялись 2 раздела: финансовые счета и счета управленческого раздела.

В настоящее время многие специалисты выдвигают идею о создании всемирного плана счетов.
Тема: Теория финансового учета.


  1. Бухгалтерский учет в системе информации.

  2. Виды бухгалтерского учета: финансовый и управленческий (см. тему в упр. учете)

  3. Основные общепринятые принципы учета. Требования предъявляемые к ФУ.

  4. Влияние организационно-правовых форм зарубежом на организацию и методику учета.

  5. Классификация счетов бухгалтерского учета.

  6. Международные этические нормы бухгалтера.


1
Информацию полезную в принятии решений можно представить в виде следующей схемы:


Информация


качественная количественная



учетная неучетная

        статистич. бухг. операт.
финанс. управленч.


Количественная информация выражается в цифрах. Качественная в виде слов, впечатлений, полученных из газет, TV, бесед и т. д. Учетная информация формируется в системе статистич., бухг. и оперативного учета. Статистическая информация, прежде всего, макроэкономическая,а бухгалтерская и оперативная отражает состояние дел на микроуровне. Финансовая информация формируется в рамках ФУ и отражает текущее финансовое состояние предприятия и результаты деятельности за отчетный период. Она представляется в виде финансовой отчетности. Их состав и содержание определено законодательством конкретного государства. В большинстве развитых зарубежных стран финансовая отчетность подлежит обязательному аудирванию, проверке и публикованию.

Управленческая информация включает детальные данные о затратах и доходах предприятия в текущем и будущем периодах. Как было отмечено ранее, управленческая информация предназначена для руководителей различного уровня, а финансовая для внешних пользователей. Внешние пользователи могут быть разделены на 2 группы:

  • пользователи с прямым финансовым интересом;

  • пользователи с косвенным финансовым интересом.

К 1 группе относятся настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, а ко 2 – гос. органы управления и контроля, аудиторы и аудиторские организации, профсоюзы, прочие группы.
3
В связи с тем, что ФУ поставляет информацию, прежде всего, внешним пользователям, к ней предъявляются особые требования. Общее (главное) требование к финансовой отчетности можно выразить термином «полезность» в принятии управленческих решений. Согласно Международным стандартам учетная финансовая информация должна удовлетворять 4 характеристикам:

  1. понятность

  2. достоверность

  3. уместность

  4. сопоставимость

Понятность- для обеспечения понятности фин. отчетности пользователи должны обладать знаниями по учету и экономике. В тоже время классификации, понятия и термины, используемые в фин. отчетности должны быть недвусмысленными и четкими.

Уместность- информация имеет качество уместности, если она влияет на экономические решения пользователей и оказывает им помощь в оценке прошлых, настоящих и будущих событий, а также подтверждает или корректирует прошлые оценки. В связи с этим информация уместна, если она своевременна, значима и имеет ценность для прогноза и обратной связи.

Сопоставимость – должна быть обеспечена по следующим направлениям: по методам учета, по масштабам деятельности, по единицам измерения. Повышению сопоставимости способствует стабилизация учетной политики предприятия, согласование национальных и принятие международных стандартов учета. Международные стандарты учета требуют, чтобы в приложениях к фин. отчетности отражалось влияние изменения методов учета и масштабов деятельности предприятия, а также существенность постбалансовых событий.

Достоверность – характеризуется точностью оценок, преобладанием содержания над формой, нейтральностью, полнотой и возможностью проверки.

Чтобы финансовая отчетность удовлетворяла вышеприведенным требованиям, разрабатываются учетные принципы. Каждая страна имеет национальные принципы учета. Можно выделить наиболее распрастроненные, общепризнанные принципы учета:

  1. принцип двойной записи;

  2. принцип денежной оценки;

  3. принцип автономности. Бух.учет должен ограничиваться рамками самостоятельного предприятия или юр.лица не смешивая операции собственников.

  4. принцип непрерывности. Предприятие будет работать сколь угодно долго.

  5. Принцип себестоимости приобретения. Активы должны отражаться по себестоимости их приобретения.

  6. Принцип объективности. Каждая операция должна отражаться только на основе первичных документов.

  7. Принцип последовательности. Необходимость применения в течение отчетного года неизменной учетной политики , либо с обязательным отражением влияния изменения методов учета на финансовый результат и состояние предприятия.

  8. Принцип соответствия доходов и затрат. Затраты должны распределяться по соответствующим им доходам.

  9. Принцип регистрации дохода.

  10. Принцип регистрации затрат.(принцип начисления)

  11. Принцип значимости. В учете и отчетности должна определяться та существенность информации, которая значительно повлияет на основные финансовые показатели предприятия.

  12. Принцип полноты и достоверности. В финансовой отчетности должны показываться используемые методы учета, значимые постбалансовые события и фин.отчетность должна отражать информацию по всем направлениям деятельности предприятия.

  13. Принцип периодичности. Информация учета должна обеспечить составление отчетных данных за определенные промежутки времени.

  14. Принцип консерватизма. В спорных случаях предпочтение должно отдаваться заниженной оценки объекта актива.



4

Основными организационно-правовыми формами являются:

  • Единолично-частное предприятие

  • Совместно-частное предприятие

  • Корпорация

Различия между указанными формами предприятий вытекают из количества собственников, степени их ответственности по фин. обязательствам предприятия.

  1. Наиболее распрастроненной сферой деятельности для единоличного влияния является адвокатская практика, мед.обслуживание, бух. и аудиторская практика, ритуальные услуги, мелкие с/х предприятия, мелкая розничная торговля, кафе, рестораны и т.д.

  2. По финансовым обязательствам единоличные предприятия и совместно-частные собственники несут ответственность имуществом не только своего предприятия, но и личным имуществом.

В методике организации учета единолично-частного предприятия важна реализация принципов разделения деятельности. В статье «Капитал» указывается имя владельца и иго величина.

В товариществах по ст. «Капитала» так же указываются имена владельцев и сумма вложенного капитала.

Корпорация применяется в случаях, когда хозяйственная деятельность предприятия требует значительной величины ресурсов. Число владельцев и акционеров исчисляется десятками и сотнями. Имущественная ответственность ограничивается размерами взносов акционеров. Фин. отчетность корпорации из-за большого числа инвесторов подлежит обязательной публикации.

Влияние орг.-правовых форм на методику учета может представляться в таблице:


Орг.-прав.
Форма п/п

Кол-во собственников

степень ответственности соб-ков

Сущ. принципы учета и отчетности

Балансовые счета соб. капитала.

Обяз-ть публикац. отчетности.

Участие в управлении

Огр-ция учета

Единолично-частное предприятие

1

Полная и личная

Принцип разделения деятельности

Статья капитала с указанием имени собственника

Не обязательна

Прямое

Простая, не большое сост. бухг.

Товарищество

2 и более

Полная

Принцип тот же

Статья капитала с указанием фамилий собственников.

Не обязат.

Прямое.

Те же хар-ки.

Корпорация

10-100000

Только в пределах инвест. Капитала.

Принцип полноты, достоверности и периодичности.

Статья акционерный капитал и нераспр. прибыль.

Обязательно под ведой аудиторского заключения.

Отделить от управления.

Сложная система фин. и упр. учета.



5

В мировой практике учета наибольшее распрастронение получили след. классификации счетов:

  1. В разрезе элементов, состав. бух. уравнение двойной записи.

  2. По экономическому содействию имущества и источников средств.

  3. На основании основных форм фин. отчетов.

  1. Средства = Обязат-ва + Капитал (нач.) + Нераспр. Прибыль.

Это уравнение выделяет счета средств или имущества предприятия, счета обязательств, счета капитала собственников, счета доходов и расходов. На счетах имущества или активов учитывается все имущество, которым владеет предприятие и средства, которые находятся в его обороте. Наиболее распрастр. счетами активов являются :

  • Денежные средства;

  • Счета к получению и векселя к получению;

  • Текущие затраты;

  • Производственные затраты;

  • Оборудование;

  • Здания;

  • Земля.

Счета финансовых обязательств предназначены для учета различных видов капитальных затрат, долговых обязательств -это задолженность перед другим предприятием, банками, органами соц. страха.

Счета капитала собственников характеризуют величину участия собственников в финансировании имущества предприятия.

Счета доходов предназначены для отражения оперативных и чрезвычайных доходов, как правило, доходы учитываются по принципу регистрации. На счетах расходов отражаются затраты понесенные и связанные с получением названных доходов. Ключевую роль при работе с этими счетами играет принцип соответствия доходов и затрат и принцип регистрации затрат. Это счета стоимости реализации товаров по закупочным ценам, затраты сырья и материалов, затраты на рекламу, на оплату труда, амортизацию, затраты по процентам.

  1. Счета подразделяются:

  • Реальные

  • Номинальные

  • Смешанные

Реальные включают счета активов, финансовых обязательств и капитала. отличительной особенностью этой группы счетов является признак постоянства объектов учетов по отношению ко временному промежутку. Номинальные счета включают счета доходов и расходов, возникновение которых динамично и периодично во времени. Смешанные счета имеют особенности как реальных, так и номинальных счетов.

  1. Основные формы отчетности: баланс и отчет о прибылях и убытках. Задача бух. профессии состоит в работе с наивысшими степенями профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и для удовлетворения общественных требований. Выполнение этой задачи возможно за счет удовлетворения следующих требований, предъявляемых бухгалтеру:

  • Правдоподобие информации;

  • Профессионализм;

  • Качество услуг;

  • Доверие.

6.

Эти требования возможны при соблюдении бухгалтером следующих этических нормативов:

  1. Целостность, предусматриваемая прямолинейность и честность при выполнении профессиональных работ.

  2. Объективность, требующая от бухгалтера правдивости и отсутствия предубеждения.

  3. Профессиональная компетентность, требующая от бухгалтера при выполнении профессиональных услуг учета уровня своей компетентности.

  4. Конфиденциальность, требующая сохранения, нераспространения информации, полученной в ходе выполнения работ.

  5. Профессиональное поведение –работа бухгалтера должна соответствовать хорошей репутации профессии.

  6. Технологические стандарты, требующие выполнения услуг в соответствии со стандартами, определенными международной федерацией бухгалтеров, комитетом по м/н бух. стандартам.

В формулировке этических принципов постоянно используется термин –профессиональный бухгалтер –это лицо, которое ведет общественную практику в промышленности, торговле, гос. секторе или образовании, является членом органа участника м/н федерации бухгалтеров.

^ Тема: Оценка активов в учете и отчетности зарубежных стран.


  1. Классификация активов и основные методы их оценки.

  2. Методы оценки величины безнадежной дебиторской задолженности в финансовой отчетности.

  3. Учет векселей к получению.

  4. Оценка товарно-производственных запасов в учете и отчетности. Влияние методов их оценки на величину себестоимости и прибыли.

  5. Учет природных ресурсов.

  6. Методы начисления амортизации.

  7. Учет инфляции.


1.

Согласно международным стандартам активы- это ресурсы, контролируемые предприятием, образующиеся в результате предыдущих событий и решений от использования которых ожидается получение прибыли. Как известно, активы подразделяются на долгосрочные и текущие.

^ Текущие активы- это те средства предприятия, которые могут быть обращены в денежные средства. Производственно-коммерческий цикл- промежуток времени от момента приобретения активов до момента получения денег от его использования. состав текущих активов:

  • денежные средства

  • ценные бумаги

  • счета дебеторов

  • векселя к получению

  • товары и ГП

  • НЗП

  • материалы

  • расходы будущих периодов

Долгосрочные активы - это та часть средств предприятия, которая не может рассматриваться как текущая, т.е. получение от их использования денег и прибыли превышает 1 год или операционный цикл предприятия. Долгосрочные активы подразделяются на материальные и нематериальные (НМА).

Элементами долгосрочных активов являются:

  • материальные - земля, здания, оборудование, природные ресурсы и т.д.

  • нематериальные - патенты, торговые и товарные знаки и т.д.

В целом классификация активов в развитых зарубежных странах соответствует принятой в РБ. Одним из наиболее важных отличий по оценке является наличие большего количества методов в зарубежных странах.

Активы в учете и отчетности могут отражаться с помощью следующих методов:

  1. первоначальной стоимости

  2. восстановительной стоимости

  3. чистой стоимости реализации

  4. приведенной стоимости

  5. наименьшей стоимости.


2.

Многие зарубежные предприятия для увеличения объема продаж используют такую форму расчетов как коммерческий кредит. Не смотря на суммирование хорошо разработанных систем контроля платежеспособности клиентов, дебиторская задолженность может превращаться в сомнительные или безнадежные долги.

Безнадежная задолженность в учете и отчетности может отражаться методом прямого списания и методом поправки. В случае применения метода прямого списания безнад. задолженность относится к убыткам того отчетного периода, в котором она выявлена, а не того периода, в котором была произведена продажа товаров, продукции. В связи с этим нарушается принцип соответствия затрат и доходов. Однако во многих странах действующее законодательство по расчетам подоходного налога, налога на прибыль требует применение прямого метода.

Метод косвенного списания выдерживает принцип соответствия доходов и затрат и во многих странах, особенно странах британо-американской модели, требует обязательного применения при составлении финансовой отчетности. В случае применения метода косвенного списания необходимо установить, какая часть величины дебит. зад-ти показателей не будет оплачена. Сумму прогноза такой величины показывают как убыток. При методе косвенного списания могу применяться 2 приема прогнозов сомнительных долгов: 1) балансовый, 2) затратный (альтернативный).

Альтернативный метод основан на предварительном установлении % (удельного веса) сомнительных долгов в объеме чистой (нетто) реализации. Как правило, этот % определяется по данным прошлых периодов. На основании динамики этого показателя произв. вывод о применении средн. % сомнительных долгов к величине реализации или этого % за последний год. Так же применяют значение удельного веса в объеме продаж за последний период, в противном случае - среднюю величину %. Затратный метод рассматривает проблему оценки сомнительных долгов через отчет "О прибылях и убытках", а статью расходов по сомнительным долгам- как расходы данного отчетного периода. При составлении финансовой отчетности на сумму прогноза сомнительных долгов производится запись:

Дт сч. Расх. по сомнит. долгам - Кт. сч. Резерв по сомнит. долгам.

При балансовом приеме определение прогнозной величины безнадежной задолженности основано на группировке долгов показателей по срокам просрочки платежа и на экспертных данных ожидаемого удельного веса безнадежных долгов в разрезе каждой группы, который также может быть определен по данным прошлых периодов. Обычно выделяют группы:

  • срок оплаты не наступил

  • далее груп. интервалом 30-40 дней просрочки платежа.

Балансовый метод рассматривает безнадежные долги через балансовый отчет, поэтому их величина, рассчитываемая по рассматриваемому методу должна составлять сальдо по сч. Резерв на сомнит. долги, а проводка производится на сумму прогнозного значения минус начальное сальдо. Когда дебит. задолженность становится явным неоплаченным долгом, то согласно методу косвенного списания она относится за счет созданного резерва.
3.

При продаже на условиях коммерческого кредита широкое распрастронение получила вексельная форма расчетов, что связано с эффективным механизмом вексельного обращения зарубежных стран. В бух.учете векселей применяются все методы, упомянутые в п.1, кроме метода восстановительной стоимости. Бух. записи по векселям можно условно разделить на следующие блоки:

  • получение векселя

  • погашение векселя

  • отказ от векселя

  • учет векселей

  • трансформационные записи

Для учета векселей, срок оплаты которых не наступил, как правило, применяется сч. Векселя к получению.

При получении векселя на сумму номинала дебетуются сч. Векселя к получению и кредитуются сч. Реализации.

При погашении векселя по Дт. сч. Денежные средства отражается сумма номинала и сумма %, а по Кт. сч. Доходы по процентам отражается величина ссудного %, а по Кт. сч. Векселя к получению – сумма номинала.

Ссудный процент определяется по формуле:

ссудный % = номинал * % ставку * срок векселя.

Номинал и процентная ставка указаны на бланке, срок действия м.б. прямо указан, также может быть определен путем подсчета количества дней с момента подписания до момента погашения, который указан на бланке.

Пример: От покупателя поступил вексель номиналом 1000 ден.ед., дата подписания – 20 мая, дата погашения – 19 июля, по процентной ставке – 12% годовых.

Получение векселя:

Дт. "Вексель к получению" 1000

Кт. "Реализация" 1000

Ссудный процент = 1000 * 12 / 100% * 60 / 365 = 19,73

Погашение векселя:

Дт. "Денежные средства" 1000+19,73

Кт. "Вексель к получению" 1000

Кт. "Дивиденды по процентам" 19,73

При недостатке денежных средств п/п может учесть полученный вексель в банке, т.е. его реализовать, сумма выплат по учтенному векселю определяется как разность между суммой погашения и учетной ставкой банка:

Сумма выплаты = сумма погашения - учетная ставка банка.

Учетная ставка банка=сумма погашения*банковский %*оставшийся срок

Пример: Из предыдущего примера 21 июня, т.е. за 30 дней до погашения векселя он передан банку и учтен по ставке 15% годовых.

Учетная ставка банка = 1019,73 * 15% * 30/365  13

Сумма выплаты = 1019,73 - 13 = 1006,73

При получении денежных средств от банка в бухгалтерском учете делается следующая запись:

Дт. "Денежные средства" 1006,73

Кт. "Вексель к получению" 1000

Кт. "Дивиденды по %" 6,73

Если сумма выплат меньше номинала, то в учете производится следующая запись:

Дт. "Денежные средства" – на сумму выплат банком

Дт. "Расходы по %" – на разность между номиналом и суммой выплат

Кт. "Вексель к получению" – на сумму номинала.

Если учтенный банком вексель не оплачивается в установленный срок, банк использует право регресса, т.е. передает вексель предприятию, при этом сумма номинала векселя отражается по Дт. сч. "Учет расчетов (с покупателями)".

Вексель, полученный в первом отчетном периоде может подлежать оплате в следующем. Согласно принципу регистрации дивиденда сумма процентов, относится к данному отчетному периоду должна быть отражена как доход.
Дт. "Расчеты по процентам по векселю"

Кт. "Дивиденды по процентам"

4.
Методы оценки товарных и производственных запасов отражаются на возможных соотношениях физического движения и движения их стоимости. В результате выделяют следующие основные методы оценки запасов по их фактической себестоимости:

  • метод сплошной оценки (сплошной идентификации);

  • метод средневзвешенной стоимости (средней цены);

  • метод Lifo;

  • метод Fifo

Метод сплошной оценки применяется в том случае, если существует возможность четкого выделения движения единиц товара или производственных запасов. Наиболее распространенной сферой применения этого метода связано со значительной стоимостью единиц запаса. Например, автомобили, оборудование, ювелирные изделия, драг. металлы и камни. недостатки метода:

  • трудность практиче6ского отслеживания движения конкретных единиц запаса;

  • трудоемкость учетного процесса, ж следовательно и увеличения затрат;

  • условность оценки движения.

Метод средней стоимости основан на определении средневзвешенной цены единицы запаса. Средневзвешенная цена определяется по формуле:

Остаток ст-ти запасов на начало +

Ст-ть постоянных запасов за период

Остаток зап-ов за период в нат.выраж.

+ Поступл. з-ов в нат. выраж.

Этот метод применяется для оценки одноразовых запасов, т.е. средневзвешенная цена определяется по каждому наименованию материала или товара. Преимуществом этого метода является большая оперативность расчетов, меньшая трудоемкость, равномерность списания затрат в течение отчетного периода. Метод Fifo и Lifo применяется в разрезе однородных групп запасов или одного наименования.

При методе Fifo в первую очередь списывается единицы из первой партии поступивших запасов, а при методе Lifo сначала списываются единицы запаса из последней партии поступления. Метод Fifo и Lifo предполагают партионный учет запасов, что предполагает большие затраты времени и других ресурсов на ведение учета каждой партии.

В условиях нестабильной экономики применение того или иного метода оценки запасов влияет на величину себестоимости и прибыли. В условиях инфляции метод Lifo дает оправданную величину себестоимости, но занижает стоимость запасов на конец периода. При методе Fifo в условиях инфляции получается занижение себестоимости, но нормальная оценка запасов на конец периода.

В условиях дефляции применение метода Fifo дает завышенную себестоимость, но оправдывает оценку запасов на конец периода, применение метода Lifo в условиях дефляции позволяет получить оправданную оценку себестоимости и завышенную оценку товаров и запасов на конец периода.

В условиях нормально работающей экономики при методе Lifo имеем себестоимость выше, чем при использовании метода.

Во многих развитых зарубежных странах по решению законодательства метод Lifo запрещен.

В октябре 1975 г. был принят второй международный стандарт учета. Оценка и отражение в учете материально-производственных запасов по фактической себестоимости. Он предлагает следующие формы оценки материально-производственных запасов:

  1. первый вход – первый выход (Fifo);

  2. средневзвешенная цена;

  3. последний вход – первый выход (Lifo);

  4. основной запас;

  5. специфическое определение (сплошная оценка);

  6. следующий вход – первый выход (Nipo);

  7. последняя покупная цена.


5.

К природным ресурсам относятся месторождения нефти, газа, др. полезных ископаемых, они относятся в группу внеоборотных /долгосрочных активов, их особенностью являются потери их физ.формы по мере добычи природных ресурсов, поэтому при учете природных ресурсов применяется термин не "амортизация", а "истощение".

По мере добычи природных ресурсов часть их стоимости списывается и относится на себестоимость материалов или готовой продукции, полуфабрикатов.

Стоимость разработанного месторождения включает сумму всех фактически понесенных затрат на исследование и разработку. По аналогии с осн. ср-ми эта величина как бы является первоначальной стоимостью.

Сумма истощения определяется на основе нормы на единицу природных ресурсов, для ее расчета необходимо знать приблизительную оценку в натуральном выражении месторождения. Величина истощения будет определяться путем деления стоимости месторождения на планируемый запас. Каждый отчетный период величина истощения будет начисляться на количество добытых природных ресурсов. При этом в учете будет производиться запись:

Дт. Расходы по истощению природных ресурсов

Кт. Истощение природных ресурсов/Запасы природных ресурсов

В учете природных ресурсов затраты необходимо распределять затраты по отчетным периодам в которые они добыты, но не реализованы. Если природные ресурсы на конец года не реализованы покупателю, они отражаются как мат. произв. запасы. По мере истощения месторождения счет по учету природных ресурсов закрываются.

Существуют особенности учета оборудования, используемого на работе нефте - и газоскважин и других месторождений. Стандарты м/н стран определяют особый порядок по амортизации оборудования, используемого на месторождениях. В этом случае амортизация начисляется не исходя из полученного срока службы, а исходя из общего запаса месторождения и количества добычи за отчетный период.

В учете исследования и разработки месторождений существуют 2 основных метода учета этих затрат:

  • 1 предполагает в случае удачной разработки отнесение затрат на первоначальную стоимость месторождения, а в случае неудачи – немедленное списание на убытки отчетного периода;

  • 2 метод отличается, когда разработка месторождений потерпела неудачу. Стоимость затрат при неудачной разработке относится на первоначальную стоимость других удачно разработанных месторождений.


6.

Рассмотрим методы начисления амортизации по долгосрочным активам кроме земли, природных ресурсов и НМА. По земле амортизация не начисляется, т.к. она не утрачивает ценность в течение длительного промежутка времени. В соответствии с 4 международным стандартом " учет амортизации", амортизация-это отнесение утрачивающей ценность стоимости актива в течение оцениваемого срока его службы. При этом утрачивающими ценность признаются следующие активы:

  • использование которых ожидается более чем в одном отчетном периоде;

  • имеющие ограниченный срок службы;

  • находящиеся на предприятии для использования в производстве, поставке товаров и услуг.

Согласно этому международному стандарту сумма амортизации должна систематически начисляться в каждом отчетном периоде в течение срока службы актива. Выбранный метод учета амортизации должен последовательно применяться в каждом отчетном периоде. При изменении метода в отчетном периоде должны быть внесены поправки и отражено влияние такого изменения. Центральной проблемой учета амортизации является выбор метода распределения амортизационной стоимости в отчетных периодах.

Мировая практика указывает на применение следующих методов начисления амортизации:

  • равномерный метод;

  • производственный метод;

  • кумулятивный;

  • метод уменьшающегося остатка.

Первые два метода составляют группу равномерной амортизации, следующие - группу методов ускоренной амортизации. Предполагаемый срок службы в отдельных странах устанавливается законодательно. При самостоятельном установлении срока службы должны учитываться следующие факторы:

  • ожидаемый срок физического использования;

  • моральный износ;

  • другие ограничения использования активов.

Равномерный метод основан на предположении о том, что амортизация зависит от длительности срока службы. Сумма амортизационных отчислений для каждого периода одинаковая и определяется по формуле:



или

(Первоначальная ст-ть – Ликвидационная ст-ть)* Норма аморт./100 %
Норма год. аморт.% = 100 %/ Срок службы
Производственный метод. В качестве базы распределения применяется время работы или интенсивность использования. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется по формуле:

В РБ производственный метод применяется по отдельным видам транспортных средств.

Основными аргументами в пользу методов ускоренной амортизации являются:

  1. Многие виды ОС, действующие более эффективно в первые годы эксплуатации.

  2. Ускоренная утеря стоимости связана с быстрым развитием техники и технологии.

  3. Расходы по ремонту выше в конце срока эксплуатации.

Для расчета суммы амортизации по кумулятивному методу применяется следующая формула:



i=1 – для первого года

i=2 – для второго года

.

.

i=n-1– для n-1 года эксплуатации.

n – срок службы



A=i;
Метод уменьшения остатка основан на твердой ставке амортизации в год. Законодательство многих стран разрешает в качестве льготы использовать этот метод исходя из удвоенной или утроенной ставки. Расчет годовой суммы амортизации основан на первоначальной стоимости, а не на амортизировании, как в предыдущих методах.

Для первого года остаточная стоимость равна первоначальной. Существуют особенности начисления амортизации по этому методу в последний срок службы. В последний год амортизация рассчитывается не на основе выше представленной формулы, а путем доведения остаточной стоимости до ликвидационной, т.е. сумма износа за последний год может определятся как разность между остаточной и ликвидационной стоимостью.
Тема: Учет финансовых обязательств и

Собственного капитала.


  1. Характеристика пассивов предприятия, их классификация.

  2. Учет облигаций.

  3. Учет заработной платы и пенсионных выплат.

  4. Учет собственного капитала.


1.
С точки зрения международных стандартов основной характеристикой пассивов является наличие обязательств.

Обязательства имеют юр. силу в следствии заключения контракта или установленного законом требования. В учете необходимо различать настоящие и будущие обязательства.

Обязательства возникают только тогда, когда актив доставлен на предприятие или предприятие вступило в соглашение по приобретению активов.

Оплата или погашение обязательств может осуществляться различными путями: перечислением денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг, замена обязательства другим обязательством, обращение обязательства в капитал.

Пассивы включают две группы:

– краткосрочные (текущие);

– долгосрочные обязательства.

Краткосрочные оплачиваются в течении года или операционного цикла предприятия; к ним относятся кредиторская задолженность поставщика, векселя к оплате, налоги к оплате, текущие выплаты по долгосрочным и краткосрочным долгам.

Долгосрочные – те, ликвидация которых превышает один год или длительность одного операционного цикла предприятия; к ним относятся выплаты по облигациям, погашение закладных, отложенных налоговых обязательств и пенсионных обязательств.

По способам оценки краткосрочные обязательства подразделяются на:

  1. фактические;

  2. оценочные;

  3. условные.


Фактические вытекают из условия контракта, договора или положений законодательства; их особенностью является особенность точной оценки. В балансе они представлены счетами к оплате, векселями к оплате, дивидендами к оплате, налогами, начисленной з/пл., текущей частью долгосрочных обязательств, полученными авансовыми платежами.

Оценочные – особенностью является возможность их определения только после наступления определенной даты (налоги на прибыль, выплаты по гарантийным обязательствам).

Условные – те, которые могут возникнуть в будущем. Они зависят от будущего события, возникающего из ранее заключенной сделки; в учете они, как правило, они не отражаются.

Законодательство большинства стран британо-американской модели требует, чтобы условные обязательства отражались в финансовой отчетности.

Собственный капитал включает две статьи:

  1. первоначальные инвестиции;

  2. нераспределенная прибыль.

В корпорациях собственный капитал может быть распределен на три части:

  • акционерный;

  • дополнительно оплаченный (премии);

  • нераспределенная прибыль.

Премии образуются в результате продажи акций по стоимости выше номинальной.
2.
Облигации представляют собой долговые облигации выплатить их держателю определенную сумму в определенный срок, называемый датой погашения, и проценты по установленной ставке до наступления даты погашения.

Как и в учете векселей можно выделить следующие группы операций:

  • выпуск облигаций;

  • выплата процентов по облигациям;

  • списание облигационной скидки или премии.

В силу того, что между принятием решения о ставке по облигациям и выпуске облигаций проходит некоторое время, номинальная процентная ставка может не соответствовать рыночной. Рыночная процентная ставка – это ставка основанная на суммах выплачиваемых на инвестиционном рынке по облигациям со схожими условиями займа и риска.

Если рыночная процентная ставка больше номинальной, то выпускаемая стоимость облигации будет ниже номинальной и говорят, что облигация выпускается со скидкой; в обратном случае – с премией.

При выпуске и реализации облигаций в БУ производятся следующие записи:

  1. если облигации реализованы по стоимости ниже номинальной:

Кт. "Облигации к оплате" номинальная стоимость

Дт. "Денежные средства" реализационная стоимость

Дт. "Непогашенные скидки по облигациям" на разность между номинальной и реализационной стоимостью.

  1. если рыночная стоимость облигаций выше номинальной:

Дт. "Денежные средства"

Кт. "Облигации к оплате"

Кт. "Непогашенные скидки по облигациям"

Проценты по облигациям могут погашаться с различной периодичностью один или несколько раз в год.

Учет расходов по выпуску облигаций отражается в учете на счете "Расходы будущих периодов". Они списываются в течении срока действия облигаций.

Расходы по выплате процентов по облигациям должен отражаться в соответствии с периодичностью выплаты. Облигационная скидка ли премия должна списываться в течении всего срока действия облигации.

Существуют два метода списывания облигационных скидок премий:

  1. равномерный;

  2. процентный.

Законодательство РБ требует использования равномерного метода. Законодательство выдвигает правила доведения рыночной стоимости облигаций до номинальной.

В случае равномерного погашения скидки или премии делятся на количество выплат в течении всего срока действия облигаций. при этом в учете делаются следующие записи:

Дт. "Расходы по процентам по облигациям" на сумму начисленных процентов + погашенная часть скидки.

Кт. "Денежные средства" на сумму начисленных процентов по облигациям.

Кт. "Непогашенная скидка по облигациям" на погашенную часть скидки.

При погашении премий в учете выполняются проводки:

Дт. "Непогашенные премии по облигациям".

Дт. "Расходы по процентам по облигациям".

Кт. "Денежные средства".

Процентный более сложный, предполагает применение постоянного уровня процента в течении всего времени действия облигации.

При погашения процентного метода расходы по процентам по облигациям рассчитываются:

балансовая стоимость облигации * рыночную процентную ставку.

Помимо облигаций предприятие может иметь другие виды долгосрочных обязательств – закладные, пенсионные расчеты.

3.
Методика учета з/пл в целом совпадает с принятой в РБ

Начисление з/пл по системе оговоренной трудовым соглашением с нанимателем отражается по Кт. "Расчеты по з/пл", а по дебету отражается удержание.

В большинстве стран существуют различные виды удержаний включающие налог на доходы физических лиц, пенсионные фонды, медицинское страхование и т.д.

Пенсионные выплаты должны отражаться в финансовой отчетности. Порядок отражения определяется законодательством каждой страны, а на международном уровне 1.01.93 г. был разработан 19 международный стандарт учета определяющий методы отражения пенсионных выплат в отчетности работодателей. Этот стандарт регламентирует учет пенсионных издержек работодателей, которые погашаются за счет пенсионного фонда.

Порядок создания пенсионного фонда оговаривается договором страхования.

Выплата пенсий производится на условиях вытекающих из данного документа.

Пенсионный фонд создается на основе разработанных на предприятии пенсионных планов в которых предусматривается план выплат пособий по окончании срока их работы. Размер пенсии может быть определен заранее до ухода на пенсию или по другой системе.

Пенсионный фонд формируется на основе предусмотренных соглашений.

Для составления пенсионного плана применяются следующие методы:

  1. метод последней зарплаты;

  2. актуарный метод по системе накопления;

  3. актуарный метод по системе прогнозирования.

Пенсионные планы на основе метода последней зарплаты предполагают зависимость выплачиваемых пенсий от размера з/пл перед выходом или на момент выхода на пенсию.

Актуарные методы в целом применяются для оценки размера пенсионных пособий на текущий момент времени, базируются на стоимости имеющихся активов и будущих взносов.

Метод по системе накопления базируется на суммировании дохода, полученного работником на определенную дату, т.е. определяется доход работника на момент выхода на пенсию.

Метод по системе прогнозирования учитывает оказанные услуги на дату расчета или будущий период.

Учет пенсионного фонда базируется на плановой оценке, что позволяет предприятию своевременно и в нужном размере создавать резерв по выплате пенсионных пособий и соответствует принципу соотношения доходов и затрат.
4.
Учет собственного капитала определяется формой организации бизнеса, т.е. организационно-правовой формой предприятия.

Основные принципы организации товарищества: договор о создании товарищества, обязанность представительства, неограниченная ответственность, совместное владение имуществом и участие в прибылях товарищества.

Основным учетным вопросом в капитале товарищества является распределение прибыли. Метод распределения должен быть указан в учредительном договоре товарищества. Прибыль может распределятся на основе установленной пропорции; по доле внесенного капитала; по средней доле капитала; с учетом з/пл владельца и др.

Учет распределения прибыли в товариществах должен вестись в разрезе каждого собственника.

Собственный капитал корпорации включает 3 части: дополнительно оплаченный капитал или премии показывающие разницу, возникшую при первоначальной продаже акций между фактической ценой продажи и номинальной стоимостью.

Прибыль отчетного года в корпорации распределяется на основе решения общего собрания акционеров. Бухгалтерские записи по учету и распределению аналогичны записям в РБ.


Скачать файл (142.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru