Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Ответы на билеты по Экономической географии. 56 вопросов - файл 1.doc


Ответы на билеты по Экономической географии. 56 вопросов
скачать (533 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc533kb.20.11.2011 17:37скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
ВОПРОСЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

(для студентов 1 курса и ФНО)

1. Транспортный комплекс России. География важнейших железнодорожных магистралей. Современные проблемы развития транспорта в условиях становления рынка.

2. Экономическое районирование России. Таксономия экономических районов.

3. Экономика Российской Федерации. Ее структура и изменения в условиях перехода к рынку.

4. География угольной промышленности России. Современные проблемы развития отрасли в условиях формирования рыночных отношений.

5. Факторы размещения производительных сил. Пофакторный анализ размещения отдельных производств. Приведите примеры.

6. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности Северо-Западного федерального округа. Экономическое значение Санкт-Петербурга и современные региональные проблемы.

7. Инновации и их влияние на размещение производительных сил и на территориальную организацию хозяйства. Региональные проблемы НТП в разных сферах экономики.

8. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности Сибирского федерального округа. Региональные проблемы.

9. География теплоэнергетики России. Размещение крупнейших теплоэлектростанций. Современные проблемы развития отрасли в условиях перехода к рынку.

10. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации Южного федерального округа. Социально-экономические и региональные проблемы.

11. Характеристика программно-целевых территориально-производственных комплексов (ТПК) на базе использования уникальных природных ресурсов. Их специализация и проблемы развития в условиях перехода к рынку.

12. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации Уральского федерального округа. Современные региональные проблемы.

13. Закономерности размещения производительных сил.

14. Развитие и размещение ведущих отраслей рыночной специализации хозяйства Приволжского федерального округа. Региональные особенности и современные проблемы в условиях перехода к рыночным отношениям.

15. География и экономическая оценка топливно-энергетических ресурсов России. Проблемы ресурсосбережения и региональная обеспеченность.

16. География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку.

17. География природно-ресурсного потенциала России и его экономическая оценка (размещение сырья для производства минеральных удобрений).

18. Системы показателей методов анализа и определения рыночной специализации и комплексного развития регионов.

19. Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов.

20. Современные энергетические проблемы России в условиях становления рыночных отношений.

21. Региональные эколого-экономические проблемы России и их влияние на размещение производительных сил.

22. География теплоэнергетики России. Размещение крупнейших АЭС. Современные проблемы развития и размещения отрасли.

23. Рыночная специализация и комплексное развитие федерального округа (на примере одного из федеральных округов России).

24. Экономико-географическая характеристика черной металлургии России. Современные проблемы развития отрасли в условиях становления рыночных отношений.

25. Региональная экономическая политика и стратегия России в условиях формирования рынка.

26. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Приволжского федерального округа. Современные проблемы в условиях становления рынка.

27. Предмет экономической географии. Его место в системе экономических знаний.

28. Экономические связи России со странами ближнего зарубежья в рамках интеграционного экономического пространства.

29. Формы территориальной организации промышленного производства – промышленные районы, агломерации, промышленные узлы, центры и пункты.

30. География важнейших отраслей растениеводства и животноводства России. Современное развитие в условиях перехода к рынку. Ход экономических реформ в сельском хозяйстве.

31. Научные методы, используемые в экономической географии.

32. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Уральского федерального округа в условиях перехода к рынку. Внутрирегиональные проблемы.

33. Административно-территориальное устройство России. Республики в составе РФ.

34. География нефтяной промышленности России. Важнейшие нефтедобывающие районы страны. Современные проблемы развития отрасли в условиях становления рынка.

35. Экономическое районирование России. Федеральные округа.

36. География гидроэнергетики России. Районообразующее значение крупных ГЭС. Современные проблемы развития и размещения в условиях становления рыночных отношений.
37- Экономико-географическая характеристика промышленности России. Структурная перестройка в условиях развития рыночных отношений.

38. География газовой промышленности России. Проблемы развития отрасли в условиях перехода к рыночным отношениям.

39. Региональная политика России. Современное территориальное разделение труда. Формирование региональных рынков.

40. Экономические связи России со странами дальнего зарубежья. Важнейшие формы внешнеэкономических связей России.

41. География цветной металлургии России (медная и алюминиевая промышленность). Важнейшие центры производства меди и алюминия. Проблемы развития отрасли в условиях формирования рынка.

42. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности Центрального федерального округа. Внутрирегиональные проблемы.

43. Агропромышленный комплекс России, его структура. Новые формы хозяйствования. Задачи АПК в условиях становления рыночных отношений.

44. Экономико-географическая характеристика г Москвы и Московской области в условиях перехода к рыночным отношениями.

45. Население России (численность, структура, размещение). Современные проблемы межнациональных отношений.

46. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Дальневосточного федерального округа. Современные экономические проблемы. Формирование свободных экономических зон.

47. Трудовые ресурсы России. Проблемы их рационального использования в условиях перехода к рыночным отношениям. Рынок труда.

48. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Центрального федерального округа. Внутрирегиональные проблемы.

49. Региональное развитие и региональная политика России. Приоритеты в развитии регионов в условиях становления рыночных отношений.

50. Развитие и размещение производства минеральных удобрений России. Экономические и экологические проблемы отрасли.

51. География природно-ресурсного потенциала России- Его экономическая оценка (железные руды и руды цветных металлов). Проблемы ресурсосбережения в условиях становления рынка.

52. Развитие и размещение отраслей лесопромышленного комплекса России. Крупнейшие лесопромышленные комплексы (ЛПК). Охрана лесов. Современные проблемы лесной промышленности в переходный период.

53. принципы размещения производительных сил.

54. География текстильной промышленности России. Регионы ее концентрации. Современные проблемы в условиях перехода к рыночным отношениям. Причины кризиса в отрасли.

55. Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов.

56. Современные энергетически проблемы России в условиях становления рыночных отношений.

  1. Транспортный комплекс России. География важнейших железнодорожных магистралей. Современные проблемы развития транспорта в условиях становления рынка.

Транспорт - особая сфера материального пр-ва и самосто­ятельная отрасль народного хоз-ва. С его помощью осуществляют­ся связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри эк-ких районов и между ними, формируются межгосударствен­ные связи. Транспорт - необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение пр-ва. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффек­тивное размещение пр-ва. Транспортные затраты увеличивают стоимость продукции. Основные виды транспорта – ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный, они образуют единую транспортную систему РФ. Уровень развития транспортной системы различается по районам. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, ж/д и внутренний водный транс­порт, а в перевозке пассажиров – ж/д и автомо­бильный. Наиболее развитой транспортной систе­мой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме европей­ского Севера), Южный, Приволжский федеральные округа, наи­менее развитой Дальневосточный и Сибирский.

Главная роль принадлежит ж/д транспорту - он основное звено транспортной системы России - обеспечивает 3/5 грузооборота и 25 пассажирооборо­та. Ж/д транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния. Основными грузами ж/д являются: уголь, кокс, нефть, и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, с/х грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения. Ж/д транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать мас­совые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимо­стью перевозок. Однако, учитывая большие кап вло­жения, затрачиваемые на постройку ж/дорог, его использова­ние наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. По протяженности ж/дорог общего пользования Россия занимает 3 место в мире, уступая США и Канаде, и на ее долю приходится 7% всех ж/дорог мира. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части страны. Размещен ж/д транспорт неравномерно. Размещение складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположе­ния угольной и металлургической баз Украины и Урала. В центральных районах образовалась радиально-кольцевая систе­ма транспортной сети. От Москвы ж/дороги лучеобразно рас­ходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке ж/д сеть менее раз­вита. В восточных рай­онах основная Транссибирская магистраль проходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные железнодорожные линии: Южно-Сибирская и Средне-Сибирская. В Западной Сибири железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой соединила нефтяные и газовые месторож­дения Западной Сибири с Транссибом и оказала большое влияние на их освоение.

Проблемы развития и размещения. Слабое развитие внутреннего транспортного рынка обостряет проблему государственного регулирова­ния и разработки антимонопольного механизма в условиях есте­ственной монополии. Остро стоит проблема развития инфраструктуры транспорт­ного комплекса. Это традиционно отсталая сфера. До кризиса толь­ко 6 часть капиталовложений вкладывалась в инфраструкту­ру, обеспечивающую продвижение грузов, а остальное - в транс­портные средства и их обеспечение. В результате эффективность работы была невысока: вагоны лишь треть времени находились в пути с грузом, а суда и автомобили - не более половины.

2. Экономическое районирование России. Таксономия экономических районов.

Современный экономический район представляет собой целост­ную территориальную часть народного хозяйства страны, имею­щую свою производственную специализацию, прочные внутренние эк-кие связи. Эк-кий район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным раз­делением труда как единое хозяйственное целое с прочными внут­ренними связями.

Классификация экономических районов:

1. По площади: - макрорайоны; - мезарайоны; - микрорайоны (Волго-Вятский).

2. ^ По особенностям специализации и комплексного развития: - районы высшего типа развития (Центр). (Признаки – высокий уровень специализации (много отраслей); специализация складывается в основном из обрабатывающей промышленности; высокий уровень развития экономических связей); - районы среднего типа (Север, Урал); районы низшего типа развития.

3. По наличию трудовых ресурсов: - трудоизбыточные (Северо-Кавказ); - трудообеспеченные (Поволжский, Северо-Западный ФО); - трудонедостаточные (зона Севера).

4. По наличию природных ресурсов.

5. С/х

Основные принципы районирования:

1. Экономический принцип. Согласно этому принципу специализацию рай­она должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на пр-во продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

  1. ^ Национальный принцип, учитывающий национальный со­став населения района, его исторически сложившиеся особенно­сти труда и быта.

  2. Административный принцип, определяющий единство эко­номического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

Эти принципы являются основополагающими для экономического районирования России.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хоз-го освоения территории, соотношение между важ­нейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

^ Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В другом – на привозном сырье. Каждая территория специализируется на пр-ве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

В настоящее время в России выделяется 11 экономических районов:

1.Северный (в европейской части); 2.Северо-Западный; 3.Центральный; 4.Волго-Вятский; 5.Центрально-Черноземный; 6.Поволжский; 7.Северо-Кавказский; 8.Уральский; 9.Западно-Сибирский; 10.Восточно-Сибирский; 11.Дальневосточный.

Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.

35. Экономическое районирование России. Федеральные округа.

Главной целью изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращёние распада страны, ограничение чрезмерной суверениза­ции субъектов Федерации, процесс которой особенно интенсив­но шел в начале 1990-х годов, что привело к резкому снижению авторитета центрального руководства. Поэтому укрупнение рай­онов, создание 7 федеральных округов с непосредственным их подчинением президенту позволит исправить возникшие нега­тивные процессы.

Федеральный округ — это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфра­структурой.

Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Южный; Приволжский; Уральский; Сибирский; Дальне-Восточный.

Каждый вид экономического районирова­ния отвечает определенным задачам территориального развития:

^ А) Высшее звено районирования: используется центральными рес­публиканскими органами власти для общегосударственного уп­равления экономикой в территориальном разрезе.

^ В) Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.

Г) Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего раз­вития. На больших территориях зон четко вырисовываются об­щие крупные межрайонные проблемы. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важ­нейшими ресурсами и степенью их использования.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России.

Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Став­ропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

^ Многоотраслевые и депрессивные - регионы, расположен­ные в значительной части зоны Севера.

55. Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов. (см. выше)

3. Экономика Российской Федерации. Ее структура и изменения в условиях перехода к рынку.

Эк-ка РФ представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-эк-кого развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. По объему ВВП по покупательной способности Россия занимает 9 место в мире, в то время как по ВВП на душу населения – 82 (2005). Современный этап эк-кого и социального развития связан с переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной эк-ки предполагает создание социально-ориентированной эк-ки, означающей переориентацию всего пр-ва на запросы потребителя.

Экономика Р имеет сложную структуру, в которой выделяют:

  1. Отраслевую структуру – это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса. Выделяют 2 сферы:

- производственная сфера – отрасли материального пр-ва: пром-ть, с/х, лесное хоз-во, транспорт, связь, строительство, торговля, общественное питание и заготовки.

- непроизводственная сфера – наука и научное обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура, искусство, физкультура, социальное обеспечение, ЖКХ, бытовой обслуживание, отрасли управления и обороны, отрасли включающие кредитование, финансы и страхование.

За годы эк-их реформ в Р произошли «+» изменения: сократилась доля занятых в отраслях материального пр-ва, в т.ч. в пром-ти, строительстве; увеличилась доля занятых в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах, страховании, аппарате органов управления. Эти изменения свидетельствуют о развитии рыночных структур в экономике. Выделяется так же сфера услуг, в которую входит вся непроизводственная сфера и некоторые предприятия производственной сферы, обслуживающие население.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. Выделяют: - производственную инфраструктуру (продолжает процесс пр-ва в сфере обращения и создает новую стоимость., включает транспорт, связь, складское и тарное хоз-во, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные сооружения и т.д.); - социальную инфраструктуру (включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хоз-во городских и сельских поселений). С развитием рыночной инфраструктуры создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков.

  1. ^ Территориальная структура – деление системы народного хоз-ва по территориальным образованиям. Сюда входят эк-кие зоны, федеральные округа, пром-ные узлы, центры, территориально-производственные комплексы (ТПК) и свободные эк-кие зоны (СЭЗ) и др. формы территориальной организации хоз-ва.

На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей стране сложилась нерациональная отраслевая структура. Отрасли материального пр-ва составляют свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы – менее 30%. Вступление РФ в рынок ведет к коренной структурной перестройке экономики. Стоят задачи резкого увеличения доли отраслей непроизводственной сферы, повышения производительности труда в материальном пр-ве и улучшения уровня народного благосостояния.

  1. География угольной промышленности России. Современные проблемы развития отрасли в условиях формирования рыночных отношений.

Россия занимает по разведанным запасам 3 место в мире, после США и Китая. На ее территории расположено 30% мировых запасов угля. Уголь: каменный и бурый. Они отличаются теплотворной способностью, качественныеми характеристиками, условиями залегания, добычи и использования. Каменный уголь относится к высококачественному топливу, используется в черной металлургии. Бурый уголь – низкокачественное топливо и применяется как сырье для хим. пром-ти. Угольные ресурсы размещены по территории страны неравномерно. На долю восточных районов приходится 95%, а на европейскую часть – 5% всех запасов страны. Важным показателем эк-кой оценки угольных бассейнов является себестоимость добычи. Она зависит от способа добычи: шахтный или карьерный (открытый); структуры и толщины пласта, мощности карьера, качества угля, наличия потребителя или дальности перевозок.

Основными угольными бассейнами на территории РФ являются:

    1. Кузнецкий – находится в Зап. Сибири. Площадь бассейна составляет 70 тыс. км2. Запасы угля составляют 600 млрд т. Бассейн располагает большими запасами различных углей – от бурых до антрацитов. Большая часть всех запасов приходится на ценные коксующие угли. Добыча ведется шахтным и открытым способом. По запасам мощности и качеству углей бассейна принадлежит 1 из первых мест в мире. Основными потребителями являются Урал, Центр, Приволжский федеральный округ.

    2. Печерский угольный бассейн – расположен в Северо-Западном федеральном округе на территории республики Коми, Ненецкого автономного округа Арх. области. Общая площадь – 100 тыс. км2. Запасы – 210 млрд т. Угли отличаются высоким качеством. Высокая себестоимость. Около половины запасов приходится на коксующиеся угли. Добыча – шахтным способом. 2/3 всех запасов и основная часть добычи приходится на Интинское, Воркутинское, Варшагорское месторождения. Горно-геологические условия добычи сложные. Основные потребители: центральная металлургическая база (Череповецк), С-З федеральный округ.

    3. Канско-Ачинский буроугольный бассейн – расположен на территории Красноярского края и Кемеровской области Сибирского ФО. Бассейн вытянуть вдоль транссибирской ж/д магистрали на 700-800км. Добыча открытым способом. Качество угля низкое, он нетранспортабелен. Благоприятные горно-геологические условия разработки, что обеспечивает их низкую себестоимость. В бассейне выявлено 24 месторождения, в т.ч. 11 крупнейших. Канско-Ачинские угли экономически выгодно использовать как топливо на электростанциях и для получения жидкого топлива и хим. сырья. На их базе создается Канско-Ачинский территориально-производственный комплекс.

    4. Южно-Якутский угольный бассейн – расположен на территории Республики Саха (Якутия) Дальневосточного ФО. Запасы – 40 млрд т. Угли достаточно высокого качества, в основном коксующиеся. Способ добычи – открытый, т.к. глубина залегания пластов – 300м.

Помимо угольных баз общероссийского значения ресурсами располагают и отдельные регионы: Центральный ФО – Подмосковный буроугольный бассейн; Урал – Кизеловский, Челябинский, Южно-Уральский бассейны; Восточная Сибирь – Иркутский, Минусинский, Тунгусский бассейны; Дальний Восток – Буреинский, Ленский бассейны.

Крупнейшими по запасам являются: Тунгусский и Ленский угольные бассейны.

5. Факторы размещения производительных сил. Пофакторный анализ размещения отдельных производств. Приведите примеры.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли. Факторы:

  1. Природные: - природные ресурсы, их количественная и качественная оценка: минеральные, земельные, водные, лесные; - климатические условия.

2) Демографические: - концентрация населения; - структура населения; - изменение численности населения за счет его движения (естественного и механического); - численность трудовых ресурсов, их половозрастная структура; - уровень квалификации наличных трудовых ресурсов.

3) ^ Технико-экономические факторы (определяют затраты на пр-во и реализацию сырья): - энергоемкость – большой расход энергии на единицу выпущенной продукции (цв. металлургия, гидролизное пр-во); - материалоемкость (цв., черная металлургия); - водоемкость (текстильное пр-во, гидролизное пр-во); - наукоемкость – внедрение инноваций и научная организация труда на единицу продукции (машиностроение, авиастроение, роботостроение); - фондоемкость – стоимость основных фондов с учетом их износа, в расчете на единицу продукции (тяжелая пром-ть, электроэнергетика); - капиталоемкость – большие финансовые вложения в новое строительство и реконструкцию пр-ва (тяжелая пром-ть); - транспортабельность: * отрасли тяготеющие к источнику сырья (лесная, химическая пром-ть); * отрасли тяготеющие к районам потребления (все отрасли легкой пром-ти, хлебопекарня).

4) ^ Экологический фактор: - учет сложившийся экологической ситуации и прогноз на будущее; - разработка охранных мероприятий, создание очистительных сооружений; - соблюдение экологических нормативов.

5) ^ Организационно-экономический фактор: - кооперирование – участие нескольких предприятий или отраслей в выпуску конечного продукта 1 вида (машиностроение); - комбинирование – соединение на 1 предприятии несколько пр-в или отраслей (черная металлургия); - концентрация – процесс сосредоточения объемов пр-ва и рост его масштабов на ограниченных по площади территориях (развитие металлургии на Урале); - специализация – выпуск однородной продукции (* предметная –1 предмета; * по детальная; * технологическая).

Все факторы тесно связанны между собой, хотя и отличаются один от другого по экономико-географической сущности. Факторы не действуют в одиночку. Они работают в совокупности от 1 до 3 факторов. Разделены на группы: 1) Природные: сырьевой, водный, территориальный, земельный; 2) Экономические: энергетический, научно-технический прогресс, квалифицированные трудовые ресурсы (инженерно-технический потенциал); 3) Демографические; 4) Транспортный (расстояние).

^ Пофакторный анализ размещения производств.

В практике размещения опираются на следующие факторы: сырьевой, энергетический, водный, транспортный, трудовой факторы. Например, все добывающие предприятия - сырьевой, транспортный; черная металлургия – сырьевой, топливный, водный, энергетический; цветная металлургия – энергетический, водный сырьевой; машиностроение – трудовой, научно-технический прогресс, транспортный.

6. Развитие и размещение отраслей рыночной спец-ции пром-ти Северо-Западного ф. округа. Эк-кое значение Санкт-Петербурга и современные региональные проблемы.

Центр – г. Санкт-Питербкрг.

^ Среди предпосы­лок развития района в условиях становления рыночного хозяйства мож­но выделить следующие:

1) удобное транспортно-географическое положение, обусловленное расположением на древних торговых путях, связывающих Северную Европу с Московским государством и странами Востока, способство­вало развитию мощной транспортной системы;

2) приморское положение, после потери 5 круп­ных портов в Литве, Латвии и Эстонии это превратило район практически в единственное «окно в Европу» на Балтике;

3) приграничное положение района, когда помимо границ с Фин­ляндией установлены границы с Эстонией и Латвией, что существенно из­менило военно-стратегическое положение этой части России;

4) более чем 200-летнее столичное положение района предопредели­ло здесь концентрацию пр-ва разнообразных товаров народного потребления, высококвалифицированных кадров, концентрацию на­учных учреждений;

5) соседство с высокоразвитым Центром; богатым минерально-сы­рьевыми ресурсами Севером; дружественно настроенными государствами акватории Балтийского моря.

Район расположен на северо-западе европейской части России, занимает лишь 1,2% территории страны (десятое место), сосредоточи­вает 5,4% ее населения, концентрирует пр-во наукоемкой про­дукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения (мор­ское судостроение, энергетическое оборудование, оптико-механичес­кие изделия), выпуск продукции химической и лесной пром-ти, товаров народного потребления. С/х основу составляет животноводство, главным образом молочное и мясное скотоводство, свиноводство и льноводство. Наличие развитого портового хо­з-ва усиливает экспортно-импортные функции района на Балтий­ском море. Располагая большими историко-культурными ценностями, Северо-запад занимает видное место в развитии туризма, а концент­рация здесь науки и научного обслуживания превратила район, и прежде всего Санкт-Петербург, в один из крупнейших центров, определяю­щих НТП в России. Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международ­ного уровня.

Ведущее место в отраслевой структуре хоз-ва Северо-запада занимают отрасли обрабатывающей пром-ти с явным преоб­ладанием пр-ва средств пр-в, на втором месте транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции на мировом и внутреннем рынках. С/х обес­печивает внутренние потребности района. Общая особенность развития пром-ти района в целом - его ориентация на пр-во наукоемкой продукции, требующей высококвалифицированного труда. В структуре пром-ного пр-ва выделяются машиностроение (26,2%), хим. и нефтехимическая (6,9%), лесная и деревообрабатывающая пром-ть (8,6%), пр-во то­варов народного потребления (25,7%) и ТПК (19,2%).

Территориальная структура хоз-ва отличается чрезвычайно высоким уровнем эк-кого развития Санкт-Пе­тербурга и Ленинградской области по сравнению с хоз-вом облас­тей Новгородской и Псковской, где велика роль аграрного сектора.

Структура хоз-ва района складывалась в условиях приоритета военных функций и почти 70% пром-го пр-ва было связано с удовлетворением оборонных потребностей государства. Это осложнило деятельность всей хоз-ной системы региона в усло­виях рыночной эк-ки и проявилось в спаде пр-ва. За по­следние 5 лет объем промышленного пр-ва в районе сократил­ся более чем наполовину и в большей степени затронул Псковскую об­ласть, в меньшей - Ленинградскую.

Северо-запад не отличается масштабами и разнообразием природ­ных ресурсов, наибольшее значение имеют земельные, водные и лес­ные ресурсы, меньшую роль играют отдельные минерально-сырьевые ресурсы (фосфориты, горючие сланцы, огнеупорные глины).

Давняя освоенность района, постоянный рост антропогенного вли­яния на окружающую среду, ускоренное изъятие земель для нужд граж­данского и пром-ного строительства, рост водопотребления и несоблюдение норм охраны окружающей среды, проблемы защиты флоры и фауны Балтийского моря усиливают значимость природо­охранной деятельности.

  1   2   3   4   5

Реклама:





Скачать файл (533 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru