Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Билеты с ответами- Экономика отрасли (по специальности туризм) 1-42 - файл 1.doc


Билеты с ответами- Экономика отрасли (по специальности туризм) 1-42
скачать (125 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc125kb.20.11.2011 17:38скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

  1. Дайте понятие и характеристику термина «отрасль»

Отрасль экономики- это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

По законодательству РФ отрасль экономики составляют производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50%) объема производства такого товара.

Статистическая комиссия ООН дает следующее определение отрасли: отрасль экономики- совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Любая отрасль состоит в свою очередь из большого количества взаимосвязанных подотраслей и производств. Возникновение отдельной самостоятельной отрасли народного хозяйства, ее отраслевая дифференциация- это постоянный процесс, обусловленный разделением общественного труда.


  1. ^ Назовите и охарактеризуйте существующую классификацию отраслей. К какому типу отраслей относится туристская отрасль и почему?

С I января 1976 г. в нашей стране действует Единый классификатор «Отрасли народного хозяйства». В 2003г. с учетом изменений и дополнений он представлял собой Общероссийский классификатор народного хозяйства (ОКОНХ). ОКОНХ представляет группировку видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций.

Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия "производственная" и "непроизводственная" сферы являются наиболее крупными структурными характеристиками экономики.

 Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает виды деятельности не создающие материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • непроизводственные виды бытового обслуживания населения;

  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

  • народное образование;

  • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;

  • культура и искусство;

  • наука и научное обслуживание;

  • управление;

  • общественные объединения.

Производственная сфера ("реальный сектор" - в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

Всего вычленяется пять разрядов ОКОНХ: отрасли состоят из подотраслей, те, в свою очередь, делятся на виды; виды - на группы, а группы - на подгруппы.

Верхний уровень отраслевой иерархии не выделяет туризм в особую отрасль народного хозяйства. Это значит, что туризм не рассматривается как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Однако классификация ОКОНХ позволяет точно идентифицировать место туризма в иерархической отраслевой классификации.

Таким образом, полный код обозначается пятизначным числом. Первая цифра кода обозначает номер отрасли народного хозяйства. Отрасли народного хозяйства, относящиеся к производственной сфере, получают значения от 1 до 8. Отрасли непроизводственной сферы собраны под цифрой 9.

Приведенный выше классификатор под кодом 91620 выделяет «Туризм» в отдельную отраслевую подгруппу. Однако нетрудно предположить, что многие предприятия, обслуживающие нужды туристов, будут входить в такие отрасли, как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание и др.

Обобщая рассмотренную информацию о классификаторе ОКОНХ, можно сделать вывод, что последний под термином «туризм» выделяет далеко не полный перечень предприятий, чья деятельность необходима для удовлетворения туристских потребностей. Это и дает право критикам «отраслевой» концепции отстаивать концепцию межотраслевого и комплексного характера туризма.


  1. ^ Охарактеризуйте основные проблемы становления экономики туризма как науки.

Давно стали самостоятельными научными дисциплинами экономика промышленности, экономика строительства, экономика с/х и др. К туризму экономическая наука относилась с пренебрежением. У данного обстоятельства есть и некоторые объективные основы.

Во-первых, экономика туризма еще относительно молода и находится в процессе своего становления. Производство и потребление туристских продуктов приобрели массовый характер только после Второй мировой войны. С этого времени начинают формироваться важнейшие институты по изучению проблем туризма и система профессионально подготовки в сфере экономики туризма. В 60х гг преимущества туризма уже не ставились под вопрос. Возникло предположение, что туризм может принести доходы, превышающие расходы, занятость большого количества людей, улучшить условия жизни. Были и противники массового туризма. Критика в экономической среде: хваленый преумноженный доход оказывается ниже и что утечка капитала сводят на нет предполагаемые экономические преимущества. Поднимались вопросы экологии, где обсуждалась проблема предельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты. Лишь в 70-х гг туризм начали воспринимать как науку. Начали проводиться соответствующие конференции, симпозиумы. Важность темы росла о чем свидетельствовали публикации в научных журналах.

Во-вторых, становлению и развитию экономика туризма мешали глубокие кризисы экономической жизни общества. Накануне 21 века мировая экономическая наука потерпела крушение господствовавших долгое время парадигм. На слабом фундаменте трудно построить крепкое здание. Все это требует поиска новых методов и приемов экономического анализа.

В-третьих, пересмотр представлений о многообразном мире и его экономике в России осуществляется в условиях переходного периода. Этот период характеризуется социально-экономическим кризисом и кризисом общественных отношений. Данные обстоятельства усложняют анализ как самой экономики России, так и экономики туризма.


  1. ^ Каковы основные пути решения проблем становления экономики туризма.

Выход из создавшегося положения видится в следующем. С одной стороны, в отказе от закрытой экономики, ее замене экономикой открытой, рыночной, но такой, которая ориентируется на рост благосостояния населения, т.е. социально ориентированной.

С другой- в подготовке выпускников высших учебных заведений туристского профиля, особенно менеджеров, умеющих разобраться в широком круге экономических вопросов, оценить консервативные и позитивные тенденции общественного развитии, чтобы самостоятельно определить свою позицию в туризме и мире, для которого сегодня наиболее характерными стали комплексность, быстротечность и непредсказуемость.

Свой долг экономике туризма должна отдать и экономическая теория, т.к. путешествия и туризм способствовали становлению самой экономической теории, дали ей целую плеяду великих и ярких экономистов. (Уильям Пети, Давид Риккардо).


  1. ^ Дайте характеристику состояния отечественной экономики туризма

Историография работ по проблемам российской экономики туризма до начала третьего тысячелетия невелика.


  1. ^ Что изучает экономика туризма?

Термин «экономика» сегодня употребляется во многих смысловых значениях. В настоящее время большинство современных экономистов мира признают экономику или экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Экономика туризма- это прикладная наука, которая изучает поведение людей и групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления туристских продуктов, в целях удовлетворения потребностей, при ограниченности туристских ресурсов и конкуренции за их использование.



  1. ^ Каковы взаимосвязи экономики туризма и экономической теории?

Экономическая теория- это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая совокупность, сеть самостоятельных конкретных экономических наук со своими особыми задачами, предметами и логическими приемами. Экономика туризма среди них занимает свое особое место.

В отличии от экономической теории, экономика туризма- это прикладная наука. Она исследует действия и формы проявления экономических законов в специфической среде- туризме. Экономика туризма изучает частные закономерности, свойственные туризму, специфические условия и факторы, под влиянием которых экономические законы будут действовать в туризме с наибольшей эффективностью. Она раскрывает место и значение туризма в обеспечении социально-экономического развития экономики страны, региона, мира. Экономика туризма, таким образом, позволяет формировать эффективную экономическую политику в туризме как составную часть общей экономической политики государства или содружества государств.


  1. ^ В чем специфика экономики туризма?

  2. Почему экономику туризма необходимо рассматривать во взаимосвязи с макроэкономикой, микроэкономикой, мезоэкономикой и метаэкономикой?

Экономика туризма рассматривает туризм как сложный социально-экономический организм с множеством собственников и субъектов деятельности. Деятельность этого сложного организма в свою очередь оказывает существенное влияние на функционирование отдельных экономических субъектов (микроэкономику), на функционирование национальной экономики в целом (макроэкономика), на поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (мезоэкономику) и на функционирование мировой экономики в целом (метаэкономику).

Отсюда представляется очевидной необходимость рассмотрения экономики туризма на уровне макро, микро, мезо и метаэкономики.


  1. ^ Что представляет собой туристский продукт?

Туристский продукт- совокупность материальных и нематериальных стоимостей, потребляемых туристами. Туристский продукт это прежде всего благо. Принципиальная его особенность в том, что он состоит из совокупности материальных и нематериальных благ и услуг. В связи с тем что он является объектом и результатом деятельности туроператора, тур. Продукт можно отнести к специфическому экономическому благу. А т.к. он предназначен для обмена, это делает его товаром. Турпродукт представляет собой одновременно и эконом. Благо и затраты. Эти качества турпродукта проявляются как его полезность, редкость и ресурсоемкость.

В дополнениях в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туристский продукт определяется как «реализуемая по совокупной цене, предварительно разработанная комплексная туристская услуга, в состав которой входят как минимум две услуги из нижеперечисленных: а) перевозка б) размещение в) иные услуги в сфере туризма, не связанные с перевозкой и размещением, при условии если обслуживание отхватывается периодом от 24 часов до 6 месяцев подряд или предусматривает более одной ночевки».

^ Туристский продукт включает: туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.); туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.); товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).


  1. ^ Как закреплена экономическая категория «туристский продукт» в отечественном праве?

В законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а «тур- комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги гидов-переводчиков и др услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».


  1. ^ Какие ресурсы требуются для производства туристского продукта?

Производство туристского продукта требует и определенных ресурсов, так называемых туристских ресурсов. Их первоосновой являются природные блага: земля, с ее рекреационными ландшафтами, разнообразным климатом, минеральными водами и лечебными грязями. В связи с возникновением космического туризма сюда следует отнести и определенную часть космоса. Отмеченные природные блага подразделяются на а) возобновляемые, как самостоятельно, так и с помощью человека; б) невозобновляемые. Именно они привлекают значительную часть туристов и оказывают серьезное влияние на основные туристские потоки.

Следующий блок туристских ресурсов составляют такие материальные и нематериальные блага, как исторические и архитектурные памятники и объекта, мемориальные объекты, часто существующие с народными промыслами, произведения искусства, подавляющая часть которых сосредоточена в музеях.

Помимо перечисленных, специфических туристских ресурсов существуют и традиционные: капитал, труд, и предпринимательская способность.


  1. ^ Какое влияние оказали рекреация, путешествие и туризм на возникновение и эволюцию денег?

Путешествия и туризм, увеличивая подвижность населения, способствует активизации мирохозяйственных связей, стимулируют взаимное общение и обмен. В результате развивается международный туризм. Мирохозяйственные связи и отношения требуют специфических атрибутов и инструментов. Важнейшим из таких инструментов являются деньги. Именно так трактует происхождение денег рационалистическая концепция денег. Согласно эволюционной концепции происхождения денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производств. Однако путешествия и туризм заметно повлияли и на общественное разделение труда, и на развитие обмена, и в целом на прогресс общества. Путешествия и туризм требовали большого количества быстрых судов, что не могло не сказаться на развитии общественного разделения труда, на появлении целой отрасли- кораблестроения и ряда смежных отраслей. Т.о. путешествия и туризм – важный фактор возникновения денег.

Большую роль туризм сыграл в возникновении кредитных денег (это средства обмена, которые представляют собой обязательства частного лица или фирмы). Путешествия и туризм, были и остаются делом рискованным. С одной стороны путешественник должен брать с собой достаточно большую сумму денег. Но хранить и транспортировать их сложно, да и опасно. Косвенное влияние- вексель, банкнота. Прямое- чек. Разновидность- туристский или дорожный чек.

Прямое, непосредственное влияние туризм оказал и на возникновение современной формы кредитных денег, как пластик.


  1. ^ Дайте Определение и охарактеризуйте понятие «туристский рынок»

Туристский рынок- это совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений.


  1. ^ Существует ли корреляция (взаимосвязь) в определении понятия «рынок» «туристский рынок» и экономикой туризма и экономической теорией? Если да, то какая?

Существует самое различное толкование рынка вообще и туристского в частности.

Рынок- сфера реализации совокупного общественного продукта. Туристский рынок- сфера реализации туристского продукта.

Рынок- форма товарного обмена и денежного обращения. Туристский рынок- процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.


  1. ^ Каковы функции и роль туристского рынка?

Во-первых, туристский рынок обеспечивает согласование производства и потребления туристских продуктов, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре. Эту функцию регулирования туристский рынок выполняет через установление связей между огромным количеством независимых туроператоров, турагентств и туристов через куплю-продажу туристских продуктов.

Во-вторых, туристский рынок обеспечивает установление ценностных эквивалентов для обмена туристских продуктов. Сопоставляет индивидуальные затраты с общественными, соизмеряет затраты и результаты и таким образом выявляет ценность туристского продукта.

В-третьих, туристский рынок обеспечивает экономическое стимулирование эффективности производства туристских продуктов, побуждение производителей к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением необходимой прибыли.

В-четвертых, туристский рынок обеспечивает экономичность потребления туристских продуктов, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса населения на туристские продукты с зп.

Сущность и функции туристского рынка определяют его роль как категории экономики туризма.

Роль туристского рынка:

- выдавать сигнал туроператорам с помощью обратных связей: какие туристские продукты, в каком объеме и в какой структуре следует производить;

-уравновешивать спрос и предложение туристских продуктов, обеспечивать сбалансированность туристской экономики;

-дифференцировать туроператоров, турагентов и контрагентов в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

-очищать туристский комплекс и его экономику.

Как результат естественно-исторического развития общества, туристский рынок включает исторические, национальные, культурные. Религиозные, психологические особенности развития народов, впитавших в себя богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.


  1. ^ В чем причина многокритериальности характера системы и структуры туристского рынка?

Так как совокупность экономических отношений и связей между туристами, туроператорами, турагентами, контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег многообразна, многовариантна, туристский рынок не представляет собой компактную, закрытую систему. Он состоит их множества частей, имеет определенную структуру.

Структура туристского рынка- это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объеме туристского рынка. Совокупность всех элементов туристского рынка на основе самых разнообразных критериев образует его систему.


  1. ^ Каковы основные критерии сегментирования туристского рынка?

Для характеристики структуры и системы туристского рынка можно выделить ряд критериев.

По субъектам: рынок туристов, рынок туроператоров, рынок турагентов, рынок контрагентов

По объектам: рынок туристских продуктов как элемент более сложной структуры потребительского рынка, в свою очередь включающий: ранок международных турпродуктов, национальных, рекреационных, спортивных, экстримальных.

По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой.

По уровню насыщения: равновесный, дефицитный, избыточный

По степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся

По степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический, олигополистический, смешанный

По соответствию законодательству: легальный, нелегальный

По характеру продаж: оптовый, розничный

По ассортименту турпродуктов: замкнутый, насыщенный, широкого ассортимента, смешанный


  1. ^ Тождественны ли понятия «инфраструктура туризма» и «инфраструктура туристского рынка»?

Инфраструктура туризма и инфраструктура туристского рынка- категории экономики туризма, но различного смыслового значения.

Инфраструктура туризма- совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих индустрию туризма, создающих для нее общий фундамент.

Инфраструктура туристского рынка- совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.


  1. ^ Перечислите и охарактеризуйте основные элементы инфраструктуры туристского рынка.

Туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки)

Туристские ярмарки, туристские выставки регионального или местного уровня, туроператоры, турагенты и др формы посредничества

Система кредитных карт «путешествий и увеселений»

Система эмиссии (выпуска) туристских чеков, туристского пластика и и ее организационно-правовые формы.

Негосударственные центры содействия занятости в туризме (туристские биржи труда)

Информационные технологии в туризме и средства деловой коммуникации

Система налоговых льгот в туризме

Формы и виды страхования туристских рынков

Специально рекламно-информационные агентства, центра и СМИ

Добровольные общественные негосударственные организации по поддержки и развитию туризма (ВТО)

Система таможенных льгот в туризме

Профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма

Коммерческо- выставочные комплексы

Государственные и негосударственные вузы, колледжи и др учреждения туристского профиля


  1. ^ Назовите и охарактеризуйте составляющие элементы механизма туристского рынка?

Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:

–механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования

–механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей

Причем и механизм спроса и предложения и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения. Во втором- конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающий рыночные цены.

В основе функционирования механизма туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.


  1. ^ Каково экономическое содержание понятия «конъюнктура туристского рынка»?

Конъюнктура туристского рынка- это совокупность складывающихся на рынке туристских продуктов в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации.

Конъюнктура туристского рынка является экономическим показателем, характеризующим состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и пр.


  1. ^ Спрос и факторы, его определяющие в туризме. Предложение и его кривая в туризме.

Спрос- количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен.

Кривая спроса- соотношение между рыночной ценой продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос. При увеличении цены, спрос падает, при постоянных факторах.

Величина спроса меняется, когда изменяется только цена (движение по кривой). Изменения спроса выражаются в движении самой кривой. Сдвиг кривой спроса определяется рядом факторов: изменения вкусов туристов, количество туристов, доход, цены аналогичных или дополнительных товаров, ожидания.

Предложение- это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут продать производители-продавцы.

Кривая предложения- отношения между рыночными ценами и тем количеством туристских продуктов, которое производители туристских услуг желают произвести и продать.

Объем предложения увеличивается при росте цены, при снижении цены- уменьшается.

Объем предложения меняется тогда, когда меняется цена. Изменения предложения- изменения цен на ресурсы, изменения налогов, изменения числа поставщиков.


  1. ^ Эластичность спроса и эластичность предложения в туризме.

Спрос на различные туристские продукты отличается по степени чувствительности к изменению факторов, его определяющих. Мерой такого измерения является коэффициент эластичности спроса. Определяется как отношение роста объема спроса к снижению цены в %.

Е>1 эластичный, E<1 неэластичный, E=1 единичная эластичность

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношения объема предложения в % к росту цен в %. Е=0 абсолютно эластичное предложение


  1. ^ Дайте определение и охарактеризуйте понятие «предпринимательская деятельность»

В узком: Предпринимательская деятельность- это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

В широком: Предпринимательская деятельность- это любая человеческая деятельность, осуществляемая в установленном законом порядке


  1. ^ Почему именно туризм является одним из важнейших направлений развития предпринимательства в большинстве развитых стран?

Туристская деятельность как предпринимательская деятельность осуществляется в определенной среде, то есть в определенных общественных условиях, в совокупности либо обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего туризма, либо тормозящих его.

К внешней среде туристской деятельности относятся: политическая ситуация, экономическое положение, правовая среда, гос регулирование и поддержка, культурная среда, наличие туристских ресурсов, научно-техническая среда.


  1. ^ Что означает словосочетание «построить предпринимательскую сферу» применительно к рекреации и туризму?

Предпринимательская сфера туристской деятельности представляет собой сферу (пространство), в центре которой находится предприниматель, осуществляющий туристскую деятельность, и которая дает ему (предпринимателю) возможность свободно перемещаться (двигаться) в любом ее направлении, говоря иначе- реализовать экономическую свободу.

Построить такую предпринимательскую деятельность- значит организовать и сорганизовать 8 социокультурных процессов: производства, воспроизводства, функционирования, развития, захоронения, организации, руководства, управления.


  1. ^ Дайте классификацию видов предпринимательской деятельности в рекреации туризме.

Существует две основные точки зрения по вопросу классификации предпринимательской деятельности в туризме.

  1. Ключников «Виды предпринимательства в туризме»

Производственный (создание услуг), коммерческий (посредники), финансовый (особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на воспроизводство услуг и продукции), консультативный (советы и помощь по вопросам управления, маркетинга и др.)

Спорно, что «общепринятая» классификация, т.к. туроператоры тоже являются продавцами турпродуктов.

  1. Классификация видов предпринимательской деятельности специально для туризма

Туристская индустрия (индустрия развлечений, туроперейтинга, турагентства, транспорт, экскурсии) и Индустрия гостеприимства (размещение, питание)

Также есть недостатки. Например, игорный бизнес, который отнесен к индустрии туризма, изначально развивался в индустрии гостеприимства. Также выпало страхование.

Использование сферных представлений о туризме дает возможность по-новому представить классификацию видов предпринимательства в туризме.

-Предпринимательская деятельность, обеспечивающая процессы производства и воспроизводства

-Предпринимательская деятельность, обеспечивающая процесс функционирования. И т.д.


  1. ^ Почему именно рекреация и туризм могут и должны стать важнейшим направлением развития малого бизнеса в России?

Малое предпринимательство, развивая конкурентную среду, создавая дополнительные рабочие места расширяя потребительский сектор, определенным образом влияет на структурную перестройку экономики и в целом создает благоприятные условия для ее оздоровления. В США малые и средние фирмы производят валового продукта 81%. В Китае малые и средние предприятия предоставляют 75% рабочих мест.

В РФ малые предприятия туристского комплекса постоянно сталкиваются с определенными трудностями: отсутствие свободного доступа к материально-техническом и финансовым ресурсам страны, слабая законодательная база, отсутствие профессиональных кадров, защита малого бизнеса.

Для развития малого предпринимательства вообще и в туризме в частности нужна гос поддержка. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов необходимо правильно их распределить. Это означает что необходимо определить приоритетные направления развития малого предпринимательства. Предпочтение должно быть отдано тем важнейшим направлениям предпринимательской деятельности, которые в процессе строительства обрастали бы сетью смежных малых и средних предприятий-подрядчиков и реализаторов. В этом отношений наиболее приоритетными видами следует считать исследования и инновации, а также туризм.

Предприятия стимулирующие исследования и инновации дают возможность переводить производство на новую материально-техническую базу. Тоже самое и предприятия туризма, они способны активизировать сферу услуг.

Для того чтобы туризм стал приоритетной сферой развития малого предпринимательства, необходимо: признать туризм приоритетным направлением, совершенствовать правовую базу, формировать благоприятный предпринимательский климат, снизить налоги и упростить системы налогообложения, концентрация финансовых ресурсов в рамках Федеральных программ, пропаганда туризма как составную часть здорового образа жизни


  1. ^ Что представляет собой туристский комплекс России?

Туристский комплекс- это функциональная многоотраслевая подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного туризма и сопряженных с ним отраслей экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.

Туристский комплекс представляет собой полисферу, структура который включает как минимум 4 сферы: производство средств производства для индустрии туризма, собственно индустрия туризма, реализация туристских продуктов, туристское образование.


  1. ^ Из каких элементов состоит сегмент транспортных перевозок?

Существует 4 способа перемещения: с помощью мускульной силы человека, с помощью животных, с помощью технических средств передвижения, комбинированный.

Все транспортные перевозки можно свести к 4 группам: наземные, речные и морские, воздушные, космические


  1. ^ Как выглядит структура транспортных перевозок туристских и пассажирских потоков в начале 21в.?

На рубеже 20-21 вв структура транспортных перевозок выглядела следующим образом: автомобильные 41%, воздушные 44%, железнодорожные 7%, морские и речные перевозки 8%.


  1. ^ Сформулируйте общее представление о функционировании сегмента транспортных перевозок в России.

В СССР до распада существовала единая транспортная система туризма, которая включала автомобильный, речной, морской, жд и авиационный транспорт. Эта система при всей ее громоздкости обеспечивала потребности как внутреннего, так и международного туризма. После распада, произошла децентрализация транспортной системы. Приватизация предприятий транспорта, с одной стороны, способствовала демонополизации, с другой- вела к обострению конкуренции между ними, часто недобросовестной, в результате чего значительная часть мелких предприятий была обречена на банкротство.

Анализируя таблицы пассажирооборота и перевозки пассажиров можно сделать вывод, что после распада СССР сократился объем перевозки пассажиров. Рост лишь в троллейбусах и метрополитене. По структуре пассажирооборота с 1995 по 2000г увеличились перевозки железнодорожным транспортом, уменьшились воздушные. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в России распределение туристов по видам транспорта менялось довольно существенно.


  1. ^ Назовите основные проблемы, тормозящие развитие отечественных авиаперевозок, и способ их решения.

Долгое время в СССР рынок авиаперевозок был монополизирован национальными авиакомпаниями. (Аэрофлот). Несколько позже чем в США (1978г) процесс либерализации авиаперевозок начался и в России. В результате в 1991г единая система Аэрофлот стала рассыпаться, стало 294 авиакомпании. В этих условиях существенно ухудшилось обеспечения безопасности полетов, а эксплуатируемый парк воздушных судов быстро устарел физически и морально.

Наибольшую тревогу вызывает проблема состояния парка воздушных судов. По прогнозам к 2015году практически весь парк самолетов будет списан. Однако, по мнению экспертов, еще до этого он будет вытеснен с рынка жесткими требованиями международных стандартов.


  1. ^ Дайте характеристику особенностей отечественных железнодорожных перевозок.

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Это позволяет организовывать различные по содержанию, форме и географии железнодорожные туры. Для перевозки туристов и пассажиров обычно используются: пригородные маршруты, маршруты дальнего следования, скоростные линии, специальные маршруты, туристские поезда, клубные и агитационные маршруты.

В России существует 17 железных дорог, осуществляющих перевозки, каждая из которых возглавляется соответствующим управлением. (Московская, Северная, Октябрьска, Восточно-Сибирская и др.)

Главным органом, отвечающим за функционирование и развитие жд транспорта в России является Министерство путей сообщения. МПС- единственный монополист всех железных дорог. МПС имеет громоздкую систему и структуру управления, что мешает быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка перевозок и подлежит серьезному реформированию в будущем. Однако, жд транспорт является конкурентоспособным в приграничных туристских перевозках. В страны ближнего зарубежья, во внутреннем туризме, поездках выходного дня. Некоторые жд маршруту следуют через значительное количество стран и являются трансконтинентальными -транссибирская магистраль, соединяет Москву- Новосибирск- Иркутск- Хабаровск- Владивосток, более 9000км.


  1. ^ Перечислите основные проблемы, возникающие при организации автобусных и автомобильных туров и способы их решения.

Важнейшей проблемой является дефицит автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса, используемые на российском рынке, как правило, уже выработали свой ресурс. Автобусы, производящиеся в России, уступают мировым стандартам качества.


  1. ^ Каковы перспективы развития водных перевозок в отечественном туризме.

В России продолжается круизная деятельность. Более активна она в портах Черного моря и в Мурманске. Хорошо известны экспедиции на ледоколе «Арктика», которые приносят немалую прибыль, туры на них забронированы на 12 лет вперед.

Российская академия наук вместе с Российской международной академией туризма разработали уникальный проект развития научного туризма. Туристы берут на себя значительную долю расходов, участвуя в экспедициях. Научно-туристские экспедиции- это прямой вклад туризма в науку. Для науки- это востребованность ученых. Для туристов- уникальное путешествие.


  1. ^ Каковы основные особенности отечественного сегмента размещения

В целом по России 71% гостиниц относится к городским, 29% расположены в сельской местности. Данное обстоятельство позволяет развивать сельскохозяйственный и экологический туризм. Российский рынок гостиничных услуг (на 2000г) состоит из 80% гостиниц, что свидетельствует об относительно низкой дифференциации предложения. Роль мотелей и кемпингов в России ничтожна.

Среднестатистическая гостиница включает примерно 44 номера и 83 места. Наибольшая вместимость отмечена в гостиницах, находящихся в совместной российской и иностранной собственности и в гостиницах, находящихся в собственности общественных организаций. Коэффициент загрузки составляет 37%.

Особенностью номерного фонда является высокая степень его морального и материального износа. В 200г. соотношение 80% некатегорийные, 0,6%- пять звезд, 2%- четыре звезды, 5,5%- три и две звезды, 5,3% одна звезда.

Всего не более 100отелей, которые можно отнести в высококлассным. Расположены они в основном в Москве и в Санкт-Петербурге.

Государственных гостиниц почти 50% (80% из них некатегорийные), 40% гостиниц 3-5 звезды- в российской и иностранной собственности. Основная доля приходится на гостиницы Москвы и С. Петербурга и составляет 30% от общего числа обслуженных.


  1. ^ Дайте характеристику рынка средств размещения в Москве и Санкт-Петербурге

  2. Каковы принципиальные отличия рынка средств размещения в регионах России по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом

В российской гостиничной индустрии Москва и С. Петербург занимают лидирующее положение.

Московские гостиничные предприятия можно разделить на несколько категорий, отличных от деления по принципу «звездности». Элитные- отели международного класса, принадлежащие авторитетным гостиничным сетям. В них более 3000 номеров. Это совместные предприятия с максимальной долей участия иностранного капитала. Высококлассные отели дорогие, не рассчитаны на массовый туризм. Основные клиенты- крупные бизнесмены. (Палас отель) Ко второй группе относятся отели, предоставляющие достаточно высокий уровень обслуживания, но более дешевые номера.(Измайлово, Москва). Ниша отелей среднего класса в Москве почти не занята. После дорогих гостиниц сразу же идут «ночлежки». Искл. «Саяны» и «Молодежный».

Сегодня, на московском рынке нетрадиционное распределение въездного потока между отелями различной категории. Многие фешенебельные гостиницы принимают туристские группы, стремясь максимально расширить круг своих клиентов, в то время как 2-3 звезды работают с корпорантами, оправдывая возросший спрос на недорогое размещение.

Весь гостиничный рынок по количеству номеров можно разделить на три категории: малые 47%, средние 39% и остальные (большие).

В Санкт-Петербурге к гостиницам первого класса относится 3 гостиницы Астория, Гранд-отель, Невский Палас. Мебелировка и оборудование гостиниц отличается высоким качеством. Гостиницы среднего класса насчитывают около 40 гостиниц 3 и 3 звезды. Дешевые гостиницы очень просты и большинство очень плохо оснащены. Одной из главных проблем приема гостей Петербурга является отсутствие гостиниц среднего класса с небольшим количеством номеров, соответствующих уровню 2-3 звезды.

Гостиницы столицы учитывают преобладание потока бизнес- туристов. Меняя свой облик, гостиницы организовывают конференц-залы, которые не предусмотрены в изначальной планировке многих гостиниц. Еще одна особенность гостиниц- необходимость создания разветвленной инфраструктуры развлечений. Наиболее простой способ решения проблемы- передача части помещений в аренду и их реконструкция на средства арендаторов. Однако наличие большого числа арендаторов не обеспечивает комплексного подхода к предоставлению качественной гостиничной услуги.

Рынок гостиниц среднего класса в Санкт-Петербурге весьма разнороден как по размерам, так и по уровню входящих в него гостиниц. Большие, известные, удачно расположенные отели предоставляют большое количество услуг. Однако качество не всегда соответствует категория и ценам. В тоже время менее популярные гостиницы, меньших размеров, расположенные не в столь престижных районах, предоставляют жилье и обслуживание более высокого качества. Приезжим это неизвестно, однако эти гостиницы нашли своих клиентов среди бизнесменов регулярно приезжающих в Петербург. Большие отели рассчитывают на свою репутацию и местоположение, среди бизнесменов и туристов, приезжающих впервые.

Развитие малых гостиниц является приоритетным направлением для администрации Петербурга.


  1. ^ Назовите и охарактеризуйте основные пути повышения эффективности предприятий размещения

  2. Каковы роль и значение иностранных средств размещения в отечественной индустрии гостеприимства

Международные гостиничные корпорации начали свое проникновение на российский гостиничный рынок в начале 90-х гг, когда серьезно обострилось положение на ведущих мировых гостиничных рынках, в первую очередь США. Освоение российского рынка началось с Москвы. Одной из первых московских гостиниц, построенных и управляющихся по американским стандартам, стала гостиница Славянская. Она стала одной их первых бизнес-гостиниц столицы, предлагающей не только номера для проживания, но и офисы для работы. Далее на российский рынок проникли такие гостиничные марки как Аккор и Реннесанс. Всего насчитывалось 10 гостиниц верхнего сегмента. К 1997 г ситуация изменилась, к действующим отелям добавились Холидэй Ин, Мариот. Мариотт стала второй американской корпорацией, представленной в Москве, и первой цепью, имеющей в России сеть гостиниц в одном городе. Под маркой Мариотт 4 московские гостиницы Тверская, Пента ренессанс москва, гранд отель, роял аврора. Недавно прибавилась еще одна. На гостиницы включенные в американские гостиничные сети приходилось около половины всего номерного фонда верхнего сегмента московского гостиничного рынка. Августовский кризис 1998г неблагоприятно отразился на работе гостиниц верхнего сегмента и изменил состав лидеров. Однако гостиницы сети Мариотт сумели использовать трудности, переживаемые конкурентами.

Приход международных гостиничных компаний на рынок Санкт-Петербурга дал новый толчок развитию гостиничной инфраструктуры, предоставив много преимуществ гостиницам, работающим под управлением международных компаний: доступ к системам бронирования, резервирования, маркетинга и рекламы управляющей компании, возможность использования в своей деятельности новейших технологий, обучение персонала на всех уровнях.
Реклама:





Скачать файл (125 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru