Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков Учимся общаться - файл 1.doc


Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков Учимся общаться
скачать (71 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc71kb.20.11.2011 17:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"


Рождественская Светлана Владимировна, педагог-психолог

Статья отнесена к разделам: Школьная психологическая служба | Социальная педагогика



Цель данной программы – устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”.

Задачи программы:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

3. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Формирование адекватной самооценки у детей.

6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Частота занятий – один раз в неделю.

Длительность – 40-45 минут.

ЗАНЯТИЕ 1. “Знакомство”

1. “Знакомство”

Цель: сближение участников группы.

Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т. д.

^ 2. “Таблички с именами”

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге.

Каждый подросток пишет на табличке свое имя и рисует свой символ, эмблему.

По окончании работы каждый называет свое имя и расшифровывает свою эмблему.

3. “Молекулы”

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

^ 4. “Три товарища”

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков.

Группа делится на подгруппы по три человека в каждой. На каждую группу раздается анкета.

Анкета “Три товарища”

Вот три вещи, которые мы все любим:

1. _________________________________________

2. _________________________________________

3. _________________________________________

Вот три вещи, которые мы все не любим:

1. _______________________________________

2. _______________________________________

3. _______________________________________

В этом мы отличаемся друг от друга:

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

^ 5. “Гордиев узел”

Цель: снятие напряженности.

Инструкция: “Встаньте, закройте глаза, руки вытяните вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников”.

6. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

7. “Колокол”

Цель: сплочение группы, создание атмосферы единства.

Дети встают в круг, поочередно поднимают правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде “колокола”, произносят “Бом!” и синхронно, с силой бросают руки вниз. Повторить несколько раз.

^ ЗАНЯТИЕ 2 “Мой мир”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.

2. “Подари улыбку”

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотря друг другу в глаза.

3. “Зеркало”

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности, произвольный контроль.

Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары, один – водящий, другой – “зеркало”. Водящий смотрится в “зеркало”, а оно отражает все его движения. После участники меняются ролями, а затем и напарниками.

^ 4. “Клеевой дождик”

Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и, держась, за плечи впереди стоящего преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть “широкое озеро” и т. д.

^ 5. “Я люблю”

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие активного слушания.

Дети по очереди называют свое имя и говорят о том, что они любят больше всего, следующий повторяет все, что говорили предыдущие и после говорит о себе и т. д.

^ 6. “Я самый”

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Каждый по очереди заканчивает предложение: “Я самый…”

7. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 3 “Умение слушать”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.

^ 2. “Испорченный телефон”

Участвуют 5 человек, остальные – зрители. Четырех участников просят выйти за дверь и по одному заходить в комнату. Задача – максимально точно передать полученную информацию. Зачитывается текст, каждый участник передает его следующему, результат сравнивают с оригиналом. Все участники обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, как наиболее точно передать информацию.

3. “Ты мне нравишься, потому что…”

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Участники по очереди садятся на стул в центре круга, остальные говорят ему: “Ты мне нравишься, потому, что ты…(добрый, веселый и т. д. )

^ 4. “Никто не знает”

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.

Перебрасывая мяч по кругу, участники продолжают фразу: “Никто из вас не знает, что я…(умею шить, петь и т. д. ).

^ 5. “Картина двух художников”

Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.

Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.

6. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 4 “Усиление сплоченности”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

2. “Браво”

Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.

“Кто из вас был в цирке или в театре и видел, как публика с восторгом рукоплещет артистам? Кто из вас когда – нибудь мечтал об этом? Каждый из нас время от времени заслуживает таких аплодисментов. Теперь каждый, по очереди, будет вставать на стул, а другие будут громко аплодировать ему”.

3. “Пересядьте все те, кто…”

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Из круга убирается один стул. Психолог говорит: “Пересядьте все те, кто в красном (в джинсах, у кого есть сестра и т. д. ). Тот участник, который замешкался, и ему не хватило стула – становится ведущим.

^ 4. “Найди себя”

Цель: самораскрытие, работа с образом “Я”.

Предлагается набор разных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т. д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем - то похож на вас, чем – то нравится, придумать и рассказать историю об этом персонаже.

5. “Комплименты”

Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.

Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят рядом сидящему: “Мне нравится, что ты добрый”, а сосед отвечает: “Да, я добрый, а еще я умный” и т. д.

6. “Релаксация - “Путешествие на облаке” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать? Книга 2 стр. 23)

7. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 5 “Работа с “Я-образом”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

2. “Узкий мост”

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо вдвоем пройти по этому мосту.

3. “10 Я”

Цель: самораскрытие, работа с образом “Я”.

10 раз ответить на вопрос: “Кто я? Какой я?”. Листы с заданием не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор.

^ 4. “Хорошо или плохо”

Цель: посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения.

Выбирается какое - либо качество человека (доброта). По кругу один участник говорит: “Хорошо быть добрым, потому что…”, а следующий за ним говорит: “Плохо быть добрым, потому что…”

5. “Релаксация - “Место, где я себя прекрасно чувствую” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 51)

6. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 6 “Почувствуй себя любимым”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

^ 2. “Щепки плывут по реке”

Цель: развитие тактильных ощущений.

Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник – щепка. Он медленно проплывает между “берегами”, они мягкими прикосновениями помогают “щепке”. Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами.

^ 3. “Ласковое имя”

Цель: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу.

Каждый участник по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.

^ 4. “Мои достижения”

Цель: поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.

Каждый участник пишет на листке бумаги о том, чего он достиг за последнее время, после листочки вывешиваются на всеобщее обозрение, содержание зачитывается и обсуждается.

^ 5. “Аплодисменты по кругу”

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.

^ 6. “Мы тебя любим”

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя любим!”.

7. Релаксация – “Путешествие” (Школьный психолог, № 15/2006 г. , стр. 23)

Цель: расслабление, развитие воображения.

^ 8. “Спасибо за прекрасный день”

Цель: развитие умения ярко и выражено благодарить.

Дети по очереди берутся за руки и говорят друг другу: “спасибо за прекрасный день”, потом, когда образуется круг, все вместе произносят: “спасибо, до свидания, до встречи”.

^ ЗАНЯТИЕ 7 “Путь доверия”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

2. “Надписи на футболке

Цель: создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия.

Придумать и написать соседу справа надпись на футболке так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение.

^ 3. “Слепой и поводырь”

Цель: формирование чувства близости, развитие чувства безопасности, умения сопереживать.

Упражнение проводится в парах. Один – “слепой”, другой – его “поводырь”, который должен провести “слепого” через различные препятствия (у “слепого” завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями.

4. “Кошки-мышки”

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.

Выбираются “кошка” и “мышка”. Все остальные образуют круг, взявшись за руки, - это “домик мышки”. Задача “кошки” поймать “мышку”. Стоящие в кругу защищают, прячут “мышку” от “кошки”.

5. “Релаксация - “Поделись с ближним” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 122)

6. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 8 “Агрессия и гнев”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

^ 2. “Превращение злости”

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

На доске два участника разноцветными мелками в быстром темпе пытаются закрасить все поле доски. Дорисовать изображение вдвоем до образа.

^ 3. “Портрет агрессивного человека”

Цель: сплочение группы, развитие наблюдательности, способности к самовыражению.

Участники группы обсуждают, как выглядит агрессивный человек: черты его лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой портрет агрессивного человека.

^ 4. “Хорошо или плохо быть агрессивным”

Цель: развитие наблюдательности, способности посмотреть на явление с разных точек зрения.

Участники по очереди говорят, почему агрессивным быть плохо и почему быть агрессивным хорошо.

5. “Толкалки”

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, расширение контактов в группе.

Упражнение выполняется в парах. По знаку психолога участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.

^ 6. “Ворвись в круг”

Цель: снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения.

Участники встают в круг и крепко держаться за руки. Один из участников остается за кругом и пытается прорваться в круг. После того, как это ему удалось, за круг выходит другой участник.

7. “Рефлексия”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 9 “Сделай себя счастливей”

1. “Приветствие”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

2. “Мне нравится, что ты…”

Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.

Участники по кругу говорят друг другу комплименты, продолжая фразу: “Мне нравится, что ты…”

^ 3. “Распускающийся бутон”

Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения.

Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего “цветок” начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

^ 4. “Волшебный стул”

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск своих ресурсов.

Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем заветном желании.

5. “Театр”

Цель: развитие выразительности движений, коммуникативных навыков.

Участники делятся на 2 группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни (“У зубного врача”, “Контрольная работа” и т. д. ), после угадывают, что пытались показать их товарищи.

^ 6. “Общий рисунок”

Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Город счастья”

7. “Я желаю всем”

Цель: создание позитивного настроя, сплочение группы.

Каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: “Я желаю всем…”.

Литература

  1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. :ТЦ “Сфера”, 1999.

  2. Руководство “Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации” под редакцией д. м. наук Н. В. Вострокнутова.



Скачать файл (71 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru