Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по налоговому праву - файл 1.doc


Лекции по налоговому праву
скачать (276 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc276kb.20.11.2011 17:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Сущность налогов, налоговой системы и налогового права. Прямые и косвенные налоги.

Согласно ст. 2 НК налог — это обязательный, инди­видуально безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления де­нежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных об­разований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государ­ством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части вало­вого внутреннего продукта для реализации публич­ных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков — физических лиц и организа­ций — в денежной форме переходит в собственность государства.

«Налоговая система» и «система налогов» — не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким обра­зом, система налогов -— составная часть налоговой системы России.

Система налогов и сборов устанавливается феде­ральным законодательством. Согласно ст. 13 НК на­логи и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) на­лог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследова­ние или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за поль­зование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) госу­дарственная пошлина.

Региональные налоги (устанавливаются НК и за­конами субъектов РФ, обязательны к уплате на тер­риториях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспорт­ный налог.

Местные налоги (устанавливаемые НК и норматив­ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответству­ющих муниципальных образований): 1) земельный на­лог; 2) налог на имущество физических лиц.

Прямые и косвенные налоги. Критерием высту­пает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непо­средственно налогоплательщик, для косвенных — ко­нечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, переклады­вая реальное бремя его уплаты на покупателя. Упла­тив косвенный налог, налогоплательщик компенсиру­ет себе затраты по его уплате за счет покупателя.

Прямые налоги могут быть личными и реальны­ми. Размер личных налогов определяется действи­тельно полученными доходами, в то время как ре­альные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов на­логоплательщика.



  1. ^ Налогоплательщики и их учет.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с некоторыми принципами.

Первый принцип – обязательность налогового учета. Он раскрывается в статье об обязанностях налогоплательщиков, где написана прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет (ст.23), и в ст.31 об обязанностях налоговых органов, где написано, что они обязаны осуществлять налоговый учет, и специально в ст.83,84 этот принцип раскрывается таким образом, что учет налогоплательщиков осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Поэтому данный принцип обязательности учета налогоплательщиков исходит из того, что налоговый учет преследует цель именно выявления всех потенциальных налогоплательщиков и, действительно, используется, как основа для проведения последующих мероприятий налогового контроля, но в то же время сам по себе он имеет еще дополнительную цель – это выявление всех потенциальных налогоплательщиков.

Второй принцип – принцип множественности учета. Мировой опыт знает два основных принципа учета: принцип однократности учета и принцип множественности учета, и третий – комбинированный учет налогоплательщиков. Налоговый учет по принципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. Этот принцип множественности означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц.

Третий принцип – принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра. Поэтому отрицательные стороны принципа множественности учета ограничиваются тем, что есть единый ИНН и есть единый реестр налогоплательщиков.



  1. ^ Объекты и однократность налогообложения.

Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания на­лога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчер­пывающе определить в законе все элементы налого­обложения. Нечеткое определение в законе того или иного элемента налогообложения порождает неод­нозначное толкование налогово-правовых норм, су­дебные споры, лишает добросовестного налогопла­тельщика возможности надлежаще выполнить нало­говую обязанность.

Налог можно считать законно установленным толь­ко в том случае, если законом прямо зафиксирова­ны все существенные элементы налогового обяза­тельства: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисле­ния налога; порядок и сроки уплаты налога.

Указанные элементы являются основными, их опре­деление для законодателя обязательно. Факульта­тивный элемент — налоговые льготы (предусматри­ваются законом по усмотрению законодателя).

Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущест­во, прибыль, доход, стоимость реализованных това­ров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоги и сборы должны иметь экономическое осно­вание и не могут быть произвольными. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообло­жения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным нало­гам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая упла­те. Налоговый период показывает, как часто требует­ся платить тот или иной налог. Поэтому уплата нало­гов предполагает определенную регулярность, сис­тематичность. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход — квар­тал, по акцизам — календарный месяц.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, налоговый пе­риод по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес не имеет от­четных периодов и не подразумевает уплату авансо­вых платежей. В то же время единый социальный на­лог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых пла­тежей по итогам отчетных периодов. На отчетные пе­риоды разбиваются длительные налоговые периоды (например, календарный год). Это обусловлено тре­бованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего финан­сового года.



  1. ^ Сущность и порядок установления налоговых ставок.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы — выразить объ­ект налогообложения количественно, то есть его из­мерить. Для этого требуется выделить параметр, ко­торый будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база — это не просто параметр; это параметр, выраженный в определен­ных единицах налогообложения. Таким образом, на­логовая база представляет собой размер (величи­ну) объекта налогообложения в единицах налого­обложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанав­ливаются по каждому налогу отдельно. Задача зако­нодателя в том, чтобы из множества параметров вы­брать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов та­кие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

В НК предусматривается два метода учета нало­говой базы — кассовый и накопительный. При кас­совом методе для исчисления налоговой базы учи­тываются только те доходы (расходы), которые ре­ально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество пе­редано в собственность и т.п. При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы яв­ляется момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все сум­мы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая ставка — величина налоговых начисле­ний на единицу измерения налоговой базы. Налого­вая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.

В зависимости от измерения объекта налогообложе­ния налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС и др.) — так называемые адвалорные ставки; 2) в твер­дой денежной сумме, когда не единицу налогообложе­ния устанавливается фиксированный размер налого­вого платежа (большинство акцизов, транспортный налог); 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие (налог на иму­щество, переходящее в порядке наследования или да­рения, некоторые акцизы, единый социальный налог).

Виды налоговых ставок. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрес­сивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной — уменьшается (единый социальный налог).

Чрезмерное, необоснованное повышение налого­вых ставок не только не приводит к росту бюджетных поступлений, но стимулирует налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае — к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или пред­принимательской деятельности).



  1. ^ Сроки уплаты налогов. Льготы по налогам.

Порядок исчисления налога состоит в определе­нии суммы налога (так называемого налогового окла­да), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим нало­гоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налого­вым органом.

В зависимости от вида налоговой ставки исчисле­ние налога производится: 1) как произведение со­ответствующей налоговой ставки и налоговой базы — для твердых налоговых ставок; 2) как соответству­ющая налоговой ставке процентная доля налоговой базы — для процентных (адвалорных) налоговых ста­вок; 3) в комбинированной форме — для комбиниро­ванных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В послед­нем случае размер подлежащего к уплате налога оп­ределяется путем вычитания из суммы налога, исчис­ленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачива­емых физическими лицами (транспортный налог, на­лог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчис­лению налогов, требующей знания налогового зако­нодательства и специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если на­логоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шес­ти дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если доку­менты либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следую­щий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в наци­ональной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися нало­говыми резидентами РФ, обязанность по уплате на­лога может исполняться в иностранной валюте.



  1. Понятия носителя налога, оклада налога, налоговой квоты, налогового порога, источника налога.



  1. ^ Налогово-правовые нормы.

Нормы налогового права - установленные государст­вом и обеспеченные мерами государственного принуждения правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ.

Нормы налогового права содержатся в различных нор­мативных правовых актах, которые в совокупности образуют налоговое законодательство. Особенности норм налогового права: императивный характер; государственно-властный характер.

Виды налоговых норм:

1) в зависимости от содержания:

- материальные нормы налогового права – закрепляют права, обязанности и ответственность участников налого­вых правоотношений, устанавливают систему налогов и сбо­ров, их виды, общие принципы налогообложения;

- процессуальные нормы налогового права - определяют процесс реализации материальных норм права, отражают уплаты налогов и сборов, взыскания налогов и сборов, осу­ществления налогового контроля и т.д.;

2) в зависимости от способа воздействия на участников налоговых правоотношений: запрещающие нормы налогово­го права - закрепляют запрет на совершение каких-либо действий; обязывающие нормы налогового права - закреп­ляют обязательное выполнение каких-либо действий; упол­номочивающие нормы налогового права - устанавливают полномочия участников правоотношений в совершении каких-либо действий.

Структура правовой нормы налогового права:

- гипотеза - определяет условия, обстоятельства, при ко­торых могут возникнуть налоговые правоотношения и указы­вает на субъектов -участников этих правоотношений;

- диспозиция - содержит предписание о том, как должны поступать участники налоговых отношений, определяет их права и обязанности;

- санкция - способ защиты правил, установленных норма­ми налогового права.



  1. ^ Налоговые правоотношения.

Особенности налоговых правоотношений:

1) наличие широкого круга участников налоговых правоот­ношений:

- возникают между органами законодательной и исполни­тельной власти;

- отношения по установлению и введению налогов возни­кают между Федерацией и ее субъектами, органами местно­го самоуправления;

- возникают между государством и налогоплательщиками по поводу взимания налогов;

2) являются имущественными;

3) являются обязательственными;

4) являются целенаправленными.

Элементами налогового правоотношения являются:

- объект - то, по поводучего возникли отношения;

- субъекты - участники отношений;

- содержание правоотношений - юридические факты.

Возникновение налоговьк отношений происходит с появ­лением обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора (получение налогоплательщиком доходов, приоб­ретение имущества физическим лицом и т.д.).

Изменение налоговых отношений происходит при изме­нении объекта налогообложения, при реорганизации субъек­та налоговых отношений и т.д.

Прекращаются налоговые отношения в следующих случаях:

- уплата налогов и сборов;

- смерть налогоплательщиков;

- ликвидация организации-налогоплательщика; -другие основания.

Объектами налогообложения являются:

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль;

- доход;

- стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у на­логоплательщика законодательство о налогах и сборах свя­зывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет свой самостоятельный объект нало­гообложения, определяемый в соответствии с частью II Нало­гового кодекса РФ.

Субъекты налоговых правоотношений:

- организации и физические лица, признаваемые налого­плательщиками или плательщиками сборов (признаваемые налоговыми агентами);

-Федеральная налоговая служба, Федеральная таможен­ная служба;

- Министерство финансов РФ, иные уполномоченные ор­ганы;

- органы государственных внебюджетных фондов.



  1. ^ Права налогоплательщика.

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обя­занность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налого­плательщиков составляет совокупность закреплен­ных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию; 2) получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законода­тельства РФ о налогах и сборах, от финансовых ор­ганов в субъектах РФ и органов местного самоуп­равления — по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах; 3) ис­пользовать налоговые льготы; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представ­лять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) присут­ствовать при проведении выездной налоговой про­верки; 8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уве­домления и требования об уплате налогов; 9)требо­вать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения налогового законодательства; 10) не выпол­нять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц; 11) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Налогоплательщикам гарантируется администра­тивная и судебная защита их субъективных прав (СП) и законных интересов (ЗИ). Отличие СП от ЗИ: СП всегда закрепляются нормативно; ЗИ представляют собой любые правомерные возможности (право на признание действий добросовестными, право приме­нять налоговое законодательство наиболее выгод­ным способом), реализация которых не запрещена налоговым законодательством. Поскольку ЗИ не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другой сто­роны, ЗИ наряду с СП можно защищать в админист­ративном или судебном порядке.



  1. ^ Обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обя­занность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налого­плательщиков составляет совокупность закреплен­ных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Юридические обязанности налогоплательщиков: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах; 3) вести учет своих дохо­дов (расходов) и объектов налогообложения; 4) пред­ставлять в налоговый орган по месту своего учета на­логовые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчет­ность; 5) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) вы­полнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также не пре­пятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служеб­ных обязанностей; 7) предоставлять налоговому орга­ну необходимую информацию и документы; 8) в тече­ние четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходи­мых для исчисления и уплаты налогов.



  1. ^ Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

Налоговая ответственность — охранительное правоотношение между государством и правонару­шителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санк­ции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК, а у нарушителя — обязанность эти санкции уплатить.

Налоговая ответственность отражает негативную реакцию государства на совершенное налоговое пра­вонарушение. Налоговые санкции носят исключи­тельно имущественный характер и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Вопросы нало­говой ответственности регулируются НК и КоАП РФ.

Налоговую ответственность следует рассматривать как особую разновидность административной ответ­ственности, имеющую особенности в сфере налого­вого процесса: двухэтапный административно-судеб­ный порядок привлечения к ответственности. Причем на каждом этапе (как административном, так и судеб­ном) вопрос о привлечении лица к налоговой ответ­ственности рассматривается заново и по существу налоговыми и судебными органами.

Административный этап. Обнаруженные в ходе на­логового контроля налоговые правонарушения отража­ются в специальном акте. В течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные пра­вонарушителем. По результатам рассмотрения выно­сится решение: 1) о привлечении лица к налоговой от­ветственности; 2) об отказе в привлечении лица к налоговой ответственности; 3) о проведении дополнитель­ных мероприятий налогового контроля.

После вынесения «обвинительного» решения нало­говый орган должен предложить правонарушителю добровольно уплатить сумму штрафа. Если наруши­тель отказался добровольно уплатить эту сумму или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, на­логовый орган обращается в суд с исковым заявлени­ем о взыскании с нарушителя налоговой санкции.

Судебный этап. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается налоговым органом: 1) в арбитражный суд — при взыскании санкции с организации или индивидуального предпринимате­ля; 2) в суд общей юрисдикции — при взыскании с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

К исковому заявлению прилагаются решение нало­гового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. Бремя доказыва­ния факта налогового правонарушения возлага­ется на налоговые органы.

Налоговый орган и ответчик выступают в суде в ка­честве процессуальных сторон. Суды обязаны всес­торонне, полно и объективно рассмотреть налоговый спор и дать юридическую оценку материалам дела. При этом суды вправе только проверить законность решения налогового органа о привлечении к ответ­ственности; если суд придет к выводу, что в деянии ответчика отсутствуют признаки правонарушения, ко­торое ему вменяется, но присутствуют элементы дру­гого состава, суд должен отказать в иске о взыскании налоговой санкции. Самостоятельно переквалифици­ровать деяние суд не вправе.



  1. ^ Права налоговых органов.

Налоговыми органами являются Федеральная на­логовая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Со­здание каких-либо иных налоговых органов, не вхо­дящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О на­логовых органах», Положением о ФНС России и це­лым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отме­нять решения нижестоящих налоговых органов в слу­чае их несоответствия налоговому законодательству.

Основная цель деятельности налоговых орга­нов — обеспечение полного и своевременного пос­тупления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.

Налоговые органы вправе: 1) требовать от нало­гоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверж­дающие правильность исчисления и своевремен­ность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов, свидетельствующих о соверше­нии налоговых правонарушений, когда есть основа­ния полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать в на­логовые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество; 6) определять суммы налогов расчетным путем на основании име­ющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках; 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых аген­тов, их представителей устранения выявленных нару­шений налогового законодательства; 8) взыскивать недоимки и пени; 9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассо­вых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъяв­лять в суды иски: а) о взыскании налоговых санк­ций; б) о признании недействительной государ­ственной регистрации юридического лица или инди­видуального предпринимателя; в) о ликвидации ор­ганизации; и т.д.

Налоговые органы обязаны: 1} соблюдать налого­вое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письмен­ной форме) налогоплательщиков о действующих нало­гах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, по­рядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях на­логовых органов и их должностных лиц, а также предо­ставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.


  1. ^ Права должностных лиц налоговых органов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

1. Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1.1. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

1.2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

1.3. заявлять ходатайства:

1.3.1. о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

1.3.2. о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

1.4. в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления):

1.4.1. о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;

1.4.2. о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

1.4.3. о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);

1.5. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

1.6. при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

1.7. взыскивать в установленном настоящим Кодексом порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

1.8. приостанавливать в случаях, установленных настоящим Кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

1.9. доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 настоящего Кодекса;

1.10. назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

1.11. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

1.12. вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

1.13. проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств.

Контрольной закупкой признается искусственно созданная должностными лицами налоговых органов ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их потребления или последующей реализации;

1.14. изымать при проведении выездной налоговой проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, документы плательщика (иного обязанного лица);

1.15. в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются объектами нарушения налогового законодательства.

2. При отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налога, сбора (пошлины) на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке в соответствии с законодательством на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности.

3. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с настоящим Кодексом и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.

4. Налоговые органы имеют также и другие права, установленные законодательством.


  1.   1   2   3



    Скачать файл (276 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru